vesnat.ru страница 1страница 2 ... страница 10страница 11
скачать файл

http://text.tr200.biz - скачать рефераты, курсовые, дипломные работы

Центральное Духовное управление мусульман России

Российский Исламский Университет



Выпускная квалификационная работа

"История возникновения Османской империи"

Выполнил:

Студент 5 курса

Теологического факультета

Нургалиев Ерлан Муратович

Научный руководитель:


УФА - 2010



Содержание


Введение

Возникновение Османской Империи

Глава 1. Основной период возникновения, и расширение территориальных границ путем военных действий во время рассвета Великой Османской империи

1.1 Территориальная экспансия Османской империи

1.2 Завоевания в Eвpoпе до взятия Константинополя (1306-1453)

1.3 Начало 15 века

1.4 Взятие Константинополя

1.5 Расцвет османского могущества (1453-1614)

1.6 Правление Баязета II

1.7 Правление Селима I

1.8 Правление Сулеймана I

1.9 Союз с Францией

1.10 Правление Селима II

1.11 Правление Мурада III и Мехмеда III

Глава 2. Попытки Порты восстановить упадок империи путем улучшения традиционных устоев Османского государства, и внедрение Западного влияния в жизнь османцев

2.1 Распад царства (1614-1757)

2.2 Русско-турецкая война 1686-1700

2.3 Участие в Великой Северной войне

2.4 Начало турецкого книгопечатания

2.5 Новое в медицине

2.6 Правление Абдул-Хамида I

2.7 Правление Селима III

2.8 Правление Махмуда II

2.9 Царствование Абдул-Меджида (1839-1861)

2.10 Правление Абдул-Азиза (1861-76) и Мурада V (1876)

2.11 Война в Черногории

2.12 Восстание на Крите

2.13 Правление Абдул Хамида II

2.14 Русско-турецкая война 1877-1878

2.15 Бунты в Армении и на Крите

2.16 XX век. Распад империи

Заключение

Литература




Введение

Целью настоящей работы является исследование положения Османской империи на базе возникновения могущественного государства с 1299 по 1923 гг. Основной упор при этом делается на выявлении условий, которые способствовали возникновению новой империи. При этом изучение предыстории реформаторского движения в империи вызвало необходимость рассмотрения так называемых "традиционных реформ", которые проводили или пытались проводить некоторые государственные деятели изучаемого периода, следуя примеру своих предшественников, из числа тех, кто был серьезно озабочен судьбой империи.

При работе над этой темой, важное значение имели работы советских востоковедов, в которых дано научное освещение социально-экономической истории Османской империи. Среди них следует особо отметить труды А.Д. Желтякова, Е.И. Маштаковой, М.С. Мейера, А.Ф. Миллера, А.Д. Новичева, Ю.А. Петросяна, А.С. Тверитиновой.

Мною просмотрены также некоторые источники о событиях 1730-1731 гг. в Стамбуле, из которых не удалось почерпнуть интересующие меня сведения - по этой причине я не внес их в список использованной литературы. К таким относятся: "Известия о двух возмущениях, случившихся в Константинополе 1730 и 1731 года при низложении Ахмета III и возведении на престол Магомета" анонимного автора; донесения И.И. Неплюева и А.И. Вешнякова, изданные под названием "Описания о бунтах в Константинополе в 1730-1731 гг." (Археографический ежегодник за 1960 год. М., 1962); а также турецкий источник - "История Абди"

Так же в данной работе рассматривается положения отдельных правителей, их вклады для развития и расширения территорий Османского государства, военные подвиги, послужившие такому масштабному увеличению границ правления, а так же влияния на соседние страны.

Причина побудившая изучить данную тему, послужил интерес к Османской империи так как среди турецких источников, важное значение имеют официальные хроники: для изучаемого времени они служат основным материалом. При работе я пользовался трехтомной "Историей" Рашида, которая является продолжением "Истории" известного османского хрониста XVII в. Мустафы Наймы, изданной в типографии Мюте-феррики в 1153 г. х. (1740/41 г). Мехмед Рашид - государственный деятель и соратник Ибрагим-паши Невшехирли, с 1714 по 1722 г. - государственный историограф (вакаинювис). Его "История" описывает в хронологическом порядке события с 1071 по 1134 г. х. (1660-1722). После Рашида пост историографа при дворе занял Исмаил Асым Челебизаде (Кючук Челебизаде), который продолжил изложение событий до 1728 г. (издано в одном томе с "Историей" Рашида). Третья использованная хроника - ваканнювиса Мустафы Сами, который продолжил хронику Асыма до 1733 г. Труд Мустафы Сами напечатан в Стамбуле в 1784 г. (это было первое издание восстановленной типографии Ибрагима Мютеферрики) в одном томе с хрониками Хусейна Шакира и Мехмеда Субхи. Придворные историографы Рашид, Асым и Сами освещают в основном жизнь султанского двора - переезды султана, приемы у султана и великого везира, различные происшествия в семье монарха, а также смещение и назначение высших государственных чиновников и некоторые события внешней политики Порты. Сведения о внутренней жизни страны даются весьма ограниченно, а жизни основной массы турецкого населения крестьянства - хроники вообще не касаются. О важных событиях культурной жизни в них встречаются только упоминания. Поэтому в целом для настоящей работы я мало их использовал.

Для характеристики общего состояния империи на рубеже XVII-XVIII вв. использован написанный в стиле "насихагнаме" политический трактат дефтердара Сары Мехмед-паши (казнен в 1717 г), опубликованный В.Л. Райтом в серии "Принстонские восточные тексты".

Ценным источником зарождения нового отношения турок к достижениям Европы является сефаретнаме (посольская книга) - отчет о посольстве известного государственного деятеля Йирмисекиза Челеби Мехмед-эфенди во Францию в 1720-1721 гг. (использованы парижское издание 1841 г. на турецком языке и текст, приведенный в третьем томе "Истории" Рашида). В XVIll в. поездки османских дипломатов в Европу заметно учащаются, в результате чего растет число сефаретнаме (по сведениям турецкого историка Ф.Р. Уната, в XVII в. было не более двух сефаретнаме; в XVIII в. их насчитывалось уже 34). Сочинение Челеби Мехмед-эфенди - не просто отчет о путешествии, но талантливое произведение турецкой литературы. В рассказе о французской культуре, науке, образовании проявилась, по выражению литературоведа Е.И. Маштаковой, "учительная" функция достижения европейцев фактически преподносятся в книге как пример для подражания.

Из источников на западноевропейских языках следует отметить изданный в 1902 г.А. Омоном, хранителем кабинета рукописей в Национальной библиотеке Франции, сборник документов "Французские археологические миссии на Востоке в XVII-XVIII вв., в котором содержатся сведения о начале турецкого книгопечатания, зарождении турецко-французских культурных связей. В сборнике документов по истории Румынии, собранных Е. де Хурмузаки, обнаружено любопытное письмо французского авантюриста А-К. де Бонневаля брату о намерении предоставить свои проекты реорганизации османской армии и модели различных устройств великому везиру Ибрагим-паше Невшехирли. Первостепенное значение как источник имеет записка французского посла в Турции маркиза де Боннака (1716-1724) изданная французским ориенталистом Ш. Шефером. Пребывание де Боннака в Турции совпало с активным развитием турецко-французских связей, посольством Иирмисекиза Челеби Мехмед-эФенди во Францию, появлением среди турок французской моды в городской и садово-парковой архитектуре, в быту и т.д., в чем немалую роль сыграл сам французский посол. Описание похода великого везира Али-паши в 1715 г. в Морею, выполненное переводчиком французского посольства Б. Брю, - содержательный, не привлекавшийся ранее источник о состоянии османской армии. Его автор был хорошо осведомлен о турецких делах, поскольку более 30 лет находился на дипломатической службе при дворе султана.

В советской историографии история Османской империи первой трети XVIII в. (и всего столетия в целом - вплоть до начала правления Селима III в 1789 г.) изучена недостаточно. Кроме соответствующих разделов в учебнике А.Д. Новичева и в главе "Социально-экономический строй Османской империи в XVII-XVIII вв." (автор М.С. Мейер) учебника "История стран Азии и Африки в новое время" (МГУ, 1971) можно назвать лишь отдельные статьи, посвященные этому времени. Исключение составляет книга С.Ф. Орешковой "Русско-турецкие отношения в начале XVIII в., которая содержит хорошо документированный очерк социально-экономического положения Османской империи начала века.

Изучение зарождения турецкого книгопечатания в XVIII в. представлено двумя работами: А.Д. Желтякова ("Печать в общественно-политической и культурной жизни Турции") и А.X. Рафикова ("Очерки истории книгопечатания в Турции"). Обе работы частично закрывают лакуну в изучении культуры начала XVIII в. Следует упомянуть и очерк турецкой литературы XVII - XVIII вв., составленный И.В. Боролиной в учебнике "Литература Востока в новое время".

А.Н. Курат в 40-х годах опубликовал ряд работ, в которых рассматривал внутреннее положение Османской империи в связи с пребыванием в ней Карла XII. Обзору внутреннего положения начала XVIII в. посвящена одна из глав книги М. Актепе о восстании Патрона Халила. М. Актепе, привлекая новые источники, анализирует борьбу различных придворных группировок, затрагивает и финансово-экономические вопросы. Крупный турецкий историк И. X. Узунчаршылы описывает этот период в нескольких главах своей "Османской истории". Значение этого фундаментального труда снижается неаналитическим отношением к источникам, почти полным игнорированием социально-экономических вопросов. Большой фактический материал о турецкой науке и культуре имеется в книге А. Аднан-Адывара "Наука у османских турок". А. Аднан-Адывар - один из первых турецких историков, который описывает европейские заимствования, в частности историю возникновения и развития турецкого книгопечатания.

Из общих работ следует упомянуть книгу турецкого историка X. Иналджика Оттоманская империя. Классическая эпоха.1300-1600", труды И. Гаммера, М. д Оссона, Ф. Белена и др., а также статьи различных авторов в "Энциклопедии ислама".

Зарождение турецкого книгопечатания под воздействием западного (в первую очередь французского) влияния, расширение дипломатических и культурных контактов с западными странами, публикация первых турецких документов (упомянутые выше "Описание", обнаруженное Ф.Р. Унатом и трактат Ибрагима Мютеферрики), призывавших перенимать опыт европейцев, а также появление европейской моды в архитектуре и быту - все это позволило ряду турецких и западных историков считать период между 1718 и 1730 гг. началом "европеизации" Турции. Я тоже считаю, что зарождение идеи обновления государства при помощи европейского опыта происходило именно в это время, т.е. в начале XVIII в., а термин "европеизация" позволяет выделить качественно особое, специфическое явление в истории страны, затрагивающее духовную и материальную сферу, надстроечные и базисные отношения, а поэтому может быть принят и нами.

В турецкой историографии тема "европеизации" до Танзимата стала предметом исторического исследования сравнительно недавно. Важная причина в изучении этого процесса - статья Э.3. Карала в сборнике "Танзимат" "Движение вестернизации до Танзимата.1718-1839". Э.3. Карал рассматривает "европеизацию" прежде всего как духовный процесс. Он обвиняет "просвещенный класс" - улемов в том, что они привыкли с "пренебрежением и презрением" относиться ко всему, идущему с Запада, а также в том, что они не проявили "никакого беспокойства" в связи с обозначавшимся в XVIII в. всесторонним превосходством Запада. Турецкий историк считает, что в XVIII в. попытки реформ не могли исходить от какого-нибудь "класса народа", а должны были стать делом "свободомыслящих султанов и патриотически настроенных везиров, удостоившихся их (султанов) покровительства". В целом Э.3. Карал ограничивается поверхностной интерпретацией этих попыток, не выдвинув фактически собственной концепции.

Крупный турецкий историк Н. Беркес посвятил процессу превращения Турции в современное светское государство обширную монографию "Развитие секуляризма в Турции". Как заявил Н. Беркес, он применяет термины "секуляризация" и "секуляризм" не для выражения отношений между церковью и светскими властями, а в более широком смысле, поскольку в исламе нет концепции церкви и государства как особых религиозных и политических институтов. Он считает, что в "несекулярных", или "традиционных", обществах (каким была и Османская империя) любые изменения ассоциировались с беспорядком, грехом, преступлением против религии; поэтому ядром той традиции, которая противостояла в исламских странах силам "современной цивилизации", был ислам. Согласно его концепции, процесс секуляризации наиболее полно воплотился в радикальных реформах между 1927 и 1937 гг., когда произошел "полный разрыв с основными институтами средневековой традиции". Фактически под "секуляризацией" (т.е. развитием светского начала во всех областях государственной жизни) Н. Беркес подразумевает то, что другие историки, как турецкие, так и западные, называют "европеизацией" или "модернизацией". Отметим, что, хотя ислам действительно играл огромную роль в жизни Османской империи, тем не менее, сводить прогрессивное развитие государства исключительно к противоборству "современной цивилизации с исламом" неверно.

При рассмотрении международной обстановки, сопутствовавшей началу "секуляризации", Н. Беркес отводит особое место России. Он считает, что именно Россия, резко усилившаяся в XVIII в., послужила причиной, заставившей Турцию искать сближения с Западом. Усиление России вынудило' и западные страны расширить свою помощь Османской империи в модернизации ее военных институтов. Очевидно, что при таком подходе явно недооцениваются внутренние причины реформаторского движения и преувеличивается значение международных отношений (в частности, так называемого "Восточного вопроса").

Через несколько лет после выхода этой книги Н. Беркес выпустил ее турецкий вариант, название которого - "Модернизация в Турции - лучше отражает внутреннее содержание книги. Этот труд Н. Беркеса содержит наиболее целостное изложение начала "европеизации" Османской империи.

В труде профессора политических наук Стамбульского университета Т.3. Тунайя "Процесс вестернизации в политической жизни Турции" анализируется процесс становления и развития современных государственных институтов и конституционного правопорядка, а также "эволюция взглядов турецких государственных и общественных деятелей на отношения личности и государства, прерогативы государственной власти и права человека на возможность, целесообразность и методы заимствования у буржуазного Запада его политического устройства, идей науки, техники и культуры с XVIII в. до конца 50-х гг. нашего столетия Т.3. Тунайя пишет, что отношения Запада и Османской империи в "период остановки" (1579-1683) следует назвать "сосуществованием", поскольку обе стороны жили, не затрагивая одна другую. До поражения под Веной (1683 г) турки не думали о "вестернизации" (т.е. европеизации): наоборот, в стране господствовало убеждение, что Османская империя сама была образцом для Запада. Венская катастрофа показала, что Запад превзошел Османскую империю в техническом и культурном отношении (термин "меденийет" - "культура" Т.3. Тунайя толкует, в частности, как "условия [повседневной] жизни", которые должны были измениться на западный лад). "Европеизация" была единственным средством спасения ослабевшей империи, ее самозащитой и жизненным принципом. Автор особо подчеркивает, что для того чтобы приступить к "европеизации", нужно было, признать превосходство Запада

Любым реформаторским начинаниям упорно противостояла идеология ислама. Носителя этой идеологии духовенство ("ученое сословие") - Т.3. Тунайя называет "самой крупной политической силой империи". Нововведения до 1826 г. были возможны лишь при условии компромисса с духовенством или тесно с ним связанным "военным сословием". Особая роль этих двух сословий определялась тем, что в османской системе они находились как бы между султаном и народом, причем народ обычно был на их стороне. Поэтому практически только эти два сословия обладали реальной возможностью поддержать или запретить любые начинания реформаторов.

Концепция Т.3. Тунайя вызывает много вопросов. В чем, например, Османская империя была "образцом" для Запада? Можно предположить, что в области военного дела, но автор, похоже, предполагает нечто большее. А главное, неясно, какие же политические силы стояли за реформаторами и что подразумевает автор под "народом", который "обычно" поддерживал улемов и "военное сословие" (т.е. янычар прежде всего)? Султан выступает у автора некой "надсословной" (о классах у Т.3. Тунайя вообще нет речи) силой, существующей как бы отдельно от остального государства.

В моей исторической работе имеются лишь немногочисленные статьи, посвященные "европеизации" Турции. Это работы А.Д. Желтякова "К вопросу о вестернизации Турции в новое время (по концепции турецкого историка Т. Тунайя)", Ю.А. Петросяна "Идеи европеизации в общественно-политической жизни Османской империи эпохи нового времени", а также статья болгарского исследователя М.Н. Тодоровой (на русском языке) "Европеизация Османской империи (постановка проблемы и ее освещение в современной западной и турецкой историографии)".

Представляется целесообразным выразить мое собственное отношение к проблеме "европеизации". В XVIII в., когда капитализм становился единственным путем исторического развития, "европеизация" означала для Османской империи утверждение и развитие именно капиталистического способа производства. Вследствие того, что ряд стран Европы ушел далеко вперед в области развития экономики, зарождение капиталистических отношений в других странах мира принимало "европейский" характер. Этот процесс можно условно назвать "внутренней европеизацией". Первооснову европеизации, пишет А.Д. Желтяков, составляют такие процессы, как "развитие в Турции, пусть медленно и мучительным путем, капитализма, появление новых классов, сложение новых общественных отношений в силу неумолимых законов истории, общих для Запада и Востока"

Развитие собственных капиталистических отношений определяло в конечном счете восприятие и усвоение духовной культуры европейцев, их ценностей, институтов. В отличие от глубинных социально-экономических процессов, этот процесс целесообразно назвать европеизацией "внешней". Необходимость "европеизации" в широком смысле, т.е. развития собственных производительных сил по европейскому образцу, обогащения и обновления своей культуры при помощи европейской, существовала в Османской империи примерно с середины XVII в, но условия для ее осуществления появились только в начале XVIII в.

В данной работе, рассматривал период возникновения и распада Порты, и самый ранний этап "европеизации", а обоснованная периодизация станет возможной лишь тогда, когда процесс "европеизации" будет изучен в целом. Мое исследование в сфере “европеизации” доведено до 1730 г., когда в результате восстания Патрона Халила был свергнут Ахмед III, погиб Ибрагим-паша Невшехирли, а некоторые его сторонники были либо убиты (поэт Недим), либо рассеяны. Я не рассматривал это восстание как "первую баррикаду", которую реакция воздвигла на пути "европеизации", считая ее безбожной советские историки показали, что основные причины восстания были экономическими. Однако несомненно, что процесс "европеизации" (на этом ее раннем этапе) был временно (по крайней мере на год - до возобновления работы типографии) приостановлен. Напечатанный в 1732 г. трактат Ибрагима Мютеферрики "Основы мудрости в устройстве народов" является как бы итогом процесса зарождения идеи "европеизации" до 1730 г. и вместе с тем признаком того, что "европеизация" продолжала развиваться дальше.

скачать файл


следующая страница >>
Смотрите также:
Д. П. Масленников, В. А. Семененко, Н. В. Федоров комплексная защита объектов информатизации выпускная квалификационная работа Учебно-методическое и практическое пособие по дипломному проектированию
1045.71kb.
Выпускная квалификационная работа
973.36kb.
Выпускная работа по «Основам информационных технологий»
176.65kb.
Выпускная работа по курсу «Основы информационных технологий»
319.96kb.
«Экономика» Магистерская программа Международные корпоративные финансы (на английском языке) Квалификационная степень выпускника – магистр Москва – 2012 г
180.96kb.
Педагогика сотрудничества как главный способ саморазвития, самовоспитания, самореализации обучающихся
76.56kb.
Рабочая программа педагога Нюхтилиной Светланы Константиновны 1 квалификационная категория по краеведению 5 классе
95.54kb.
Программа недели начинающих дизайнеров
74.87kb.
Миннуллина Альфия Назиповна высшая квалификационная категория Мельникова Валентина Федоровна учитель первой категории 2014-2015 учебный год
551.88kb.
Контрольная работа по дисциплине «базы данных» 4 создание и первичная обработка dbf-файлов 4 Создание структуры файла 4
461.58kb.
План лекций по «Физической химии» для студентов оос очной формы обучения
43.95kb.
Практическая работа «Работа с базами данных» Открыть бд «Страны мира»
23.39kb.