vesnat.ru страница 1
скачать файл
Обобщающий урок по теме

«Второстепенные члены предложения»
Цель урока: проверка качества знаний, умений и навыков, полученных при изучении темы «Второстепенные члены предложения».
Задачи: 1) повторить и систематизировать знания по теме «Второстепенные члены предложения»;

2) развить логическое и творческое мышление и память;

3) пробудить интерес к предмету.
Оборудование: карточки с заданиями, компьютер, экран, проектор.
Ход урока:


  1. Организационный момент.




  1. Проверка домашнего задания (прочитать сочинение)




  1. Словарная работа ( диктант)

Бойко, вежливо, взволнованно, ворчливо, дерзко, громко, задорно, застенчиво, задушевно, запальчиво, критически, кратко, медлительно, неторопливо, невнятно, невыразительно, непонятно, отрывисто, отчетливо, плавно, почтительно, просто, прямо, равнодушно, сбивчиво, смело, спокойно, тихо, торопливо, точно, тягуче, уверенно, убедительно. (33 слова)

А теперь проверим наши слова. А для этого откройте учебники на страницу 84 и найдите упр. 170.



  1. Повторение и закрепление изученного материала:

    1. Сказка

Когда-то в Объединенном Королевстве Грамматики жил-был Член Предложения. Он трудился не покладая рук и ног, которых у него было великое множество. Падежи всегда задавали ему вопросы, а он всегда отвечал на них. Он бегал за Глаголом и дополнял лучшие свойства его характера.

И вот однажды они поссорились. Член предложения покинул Глагол. Не прошло и нескольких дней, как Глагол обеднел, опростился. Никто не мог его понять.

И решил Глагол отыскать своего бывшего друга и просить его вернуться.

С тех пор они неразлучны.

(Речь идет о дополнении, так как оно всегда стоит при глаголе, поясняет его)

5. Объявление темы и постановка цели и задач урока: Я вам рассказала сказку и надеюсь, что вы догадались, о чем идет здесь речь. Правильно, это дополнение. А каким членом предложения является дополнение? Правильно. Какие еще члены входят в состав второстепенных? Мы сегодня постараемся вспомнить и закрепить знания по теме «Второстепенные члены предложения».
1). Я приготовила презентацию по теме нашего урока. С первыми слайдами вы уже знакомы. А теперь пойдем дальше.

Что вы знаете о второстепенных членах? (слайд №2)

Второстепенные члены – это…(все члены предложения, кроме подлежащего и сказуемого, они могут пояснять как главные так и второстепенные члены предложения, с которыми они составляют словосочетания)




  1. А теперь вспомним о том члене предложения, о котором я рассказала вам сказку. Да, это дополнение. А что о нем вы можете вспомнить? Какими они бывают? ( по ходу показывать слайды №№ 3,4

  2. Теперь выполним несколько упражнений ( или одно упражнение, в зависимости от времени)


Слайд № 5. Вставьте пропущенные дополнения в данные отрывки из сказки А.С. Пушкина:

1. Жил старик со своею (с кем?)

У самого синего моря.

2. Отпустил он (кого?) золотую

И сказал ей ласковое (что?).

3. «Смилуйся, государыня рыбка!

Пуще прежнего старуха вздурилась,

Не дает старику мне (чего?):

Уж не хочет быть столбовою (кем?)…»


  1. старухой; 2) рыбку, слово; 3) покоя, дворянкой.)


Слайд №6. Определите основы предложений и дополнения.

1. Церковь эту построил некогда барин.

2. Тит взглянул на горевший огненным взглядом костер.

3. Весну объявили грачи.

4. Здесь пахнет малиной, травой, цветами.

5. Я тоже не переношу зла.

6. Люди равнодушно смотрели на проплывающие за окном поля.

(В 1, 3, 5 предложениях выделенные дополнения – прямые; во 2, 4, 6 – косвенные)


А теперь сделаем упражнения для глаз
А теперь вспомним о другом второстепенном члене предложения – это определение.(слайды №№ 7,8)
В практической части вам следует выполнить еще несколько упражнений (или одно)

Слайд № 9 Перед вами вступление к поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила», но в нем опущены прилагательные, употребленные поэтом. Вставьте их и скажите, какую роль им отводил автор. 3 мин (можно рассказать наизусть)

  • У лукоморья дуб … ;

  • … цепь на дубе том:

  • И днем и ночью кот …

  • Все ходит по цепи кругом.

  • Там на … дорожках

  • Следы … зверей;

  • Избушка там на … ножках

  • Стоит без окон, без дверей;

  • Там лес и дол видений полны;

  • Там о заре прихлынут волны

  • На брег … и … ,

  • И тридцать витязей …

  • Чредой из вод выходят … ,

  • И с ними дядька их … ;

  • Там королевич мимоходом

  • Пленяет … царя…

Слова для справок: златой, зеленый, морской, невиданный, пустой, грозный, ученый, неведомый, песчаный, курьи, ясный, прекрасный

Слайд №10 в тетради

Замените названия частей речи соответствующими словами. Какими членами предложения они являются?

1. Лицо существительного обмотано платком.

2. По местоимению лицу мы привыкли угадывать о наших успехах.

3. Первая попытка инфинитив на берег оказалась неудачной.

(Возможные замены: человека, его, сойти. Данные слова являются несогласованными определениями)
Следующий член предложения – это … обстоятельство слайды №№ 11, 12
Упражнения по обстоятельству
Слайд № 13 в тетради

На месте скобок вставьте подходящие по смыслу слова или сочетания «предлог + существительное».

1. (Обстоятельство времени) ехала (обстоятельство места).

2. Заяц выскочил (обстоятельство места) и побежал (обстоятельство места).

3. Мы (обстоятельство меры и степени) устали.

4. (Обстоятельство образа действия) кукушка куковала.

5. (Обстоятельство условия) вы сможете добиться успехов.

6. Он (обстоятельство причины) на месяц освобожден от занятий физкультурой.

7. Мы пойдем (обстоятельство места) (обстоятельство цели).


Слайд №14

Замените выделенные обстоятельства цели инфинитивом.

1. Десятки кораблей ежегодно уходят в море (для ловли трески).

2. Грызуны рыли норы и ночами выходили в лес (на добычу корма).

3. Много молодых ученых приезжают сюда (на работу).



(1) ловить треску; 2) добывать корм; 3) работать.)


  1. Подведение итогов.

Дорогие ребята, что вы получили на этом уроке? О чем мы вспомнили и попытались закрепить на практике?


  1. Домашнее задание: упр. 170 (составить несколько предложений)
скачать файл



Смотрите также:
Урок по теме «Второстепенные члены предложения»
44.57kb.
Проверочная работа по теме «Тип Иглокожие» Вариант Задание Выбери один правильный ответ
31.07kb.
Урок по теме "Мировой океан. Части мирового океана"
56.39kb.
Презентация по английскому языку по теме Shop till you drop Обобщающий урок по теме Лондон Welcome to London
176.85kb.
Урок английского языка в 5-м классе по теме: "My Family"
16.14kb.
Конспект открытого урока русского языка по теме: «Сложноподчиненные предложения с придаточными условия»
49.75kb.
Урок по английскому языку в 5-м классе по теме: "Семья" Тип урока: Обобщающий Цель урока: Систематизировать знания учащихся по теме "
56.11kb.
Урок по теме «Виды связи слов в словосочетании»
32.63kb.
Предложения о внесении поправок в приложенияАиВ к допог: новые предложения Таблица а главы 2 Передано правительством Германии
16.24kb.
Урок русского языка в 6 классе. Повторение по теме «Морфемика. Словообразование».
52.66kb.
Урок развития речи: сочинение рассказ Анисимова Светлана Владимировна, учитель физики и информатики
83.59kb.
Урок по физике в 7 классе по теме «Закон Паскаля»
70.98kb.