vesnat.ru страница 1
скачать файл
Русский язык 9 класс

Комплексный анализ текста

Учитель Светлакова А.М.

МОУ «Ункурдинская СОШ»

Открытый урок на ШМО учителей языков и литературы

Презентация «Колокола»
Цели урока: 1.Образовательные: работа с текстом, повторение сложных вопросов различных разделов языкознания, совершенствование навыков правописания.

2. Воспитательные: воспитание любви к русскому языку

3. Развивающие: развитие умения логически излагать свои мысли, развитие умения доказывать, аргументировать; развитие умения выделять главное, сравнивать, обобщать.

Оборудование урока:


  1. Таблицы орфограмм и пунктограмм

  2. Текст Осетрова (сборник текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку за курс основной школы, 9 класс)

  3. Листы с заданиями к тексту

  4. Презентация

Методы контроля учебной деятельности на уроке:

  1. Устный и письменный

  2. Фронтальный, групповой, индивидуальный

  3. Ход урока

Организация урока (сообщение темы, цели)

Слово учителя. Перед вами, ребята, текст Осетрова. Внимательно прочитайте текст и выполните

1-е задание

Беседа по тексту:

1.Как бы вы озаглавили текст? (Колокольный звон, колокола России, история российских колоколов)

1-й слайд

2.Какова тема данного текста? Давайте вспомним, как мы определяем тему текста?

( 1. Задаем вопрос: О чем говорится в данном тексте?

2. По ключевым словам

3.По ключевым эпизодам

4. По заглавию текста

5. По поступкам или размышлениям героев, автора)

2-й слайд

Вывод: Тема данного текста – это колокольный звон; История колоколов в России.

Назовите главную мысль текста. Обратитесь к слайду

3-й слайд Необходимость сплочения людей. Ведь колокола всегда объединяли народ. Это помогало выстоять в несчастьях и вместе радоваться победам

Какие фигуры речи в данном тексте?

Словарный диктант: Новгородская летопись, архиепископ, эпический оркестр, грандиозный инструмент, изгнавшие интервентов, дурная примета. Набатный колокол, числилась крамола, повествование метафорично

4-й слайд: Проверка диктанта

Какое слово вам незнакомо?



5-й слайд: Крамола – уст. Заговор, мятеж, а также (перен.) о чем-то противозаконном, запрещенном

Задание: Установите соответствие между словами и их лексическим значением



6-7 слайды

Как вы понимаете смысл слов «набатный и вечевой»?



8-й слайд

Видеоролик. Прослушивание набата

Вече – на Руси в 10-15 веках собрание горожан для решения общественных дел, а также место такого собрания. Вечевой колокол собирал людей для мирных целей. Вечевой колокол был своеобразным голосом демократии, обещал открытое обсуждение важных для общества вопросов.

Что является общим у слов «набатный» и «вечевой»? (значение объединения)

Видеоролик Прослушивание звона колокола

Работа со вторым абзацем



  1. Напишите номер сложного предложения, постройте схему

  2. 2.Укажите вид придаточного предложения.

  3. Дать полный ответ о придаточном определительном

  4. Найдите причастные обороты. Что мы помним о постановке знаков препинания?

  5. Выпишите слово, обладающее следующими морфологическими признаками: возвратное. действительное причастие прошедшего времени, совершенного вида, множественного числа. (возвратившихся)

Задания по группам

Проверка заданий по группам



Вопросы классу:

  1. Как вы думаете, что означает слово «всполошный»? (колокол) – см. 5 абзац

Всполошить – от слова полошить – волновать, вызывать общую внезапную тревогу. Значит, всполошный – вызывающий внезапную общую тревогу, волнение.

2.К какому стилю относится данный текст?

3. Докажите принадлежность текста к публицистическому стилю.

а) Текст в сжатом виде рассказывает об истории колоколов в России и их значении для общества, т.е. ставит важную для народа цель.

Б) Эта цель служит выражению главной мысли текста: необходимости объединения, сплочения людей. Ведь колокола всегда объединяли народ. Это помогало выстоять в несчастьях и вместе радоваться победам.

В)В тексте приводятся конкретные исторические даты, факты. Цитаты из летописи, из стихотворения которые иллюстрируют главную мысль, делают ее более точной, образной. Яркой. В тексте совмещаются слова возвышенного стиля и просторечные. Так происходит, потому что автор рассказывает о разных сторонах жизни народа: о серьезных и значительных и о бытовых, обычных. Это характерно для публицистического стиля.



Весь текст пронизывает пафос гордости за свою страну, за славных мастеров, которые занимались таким важным для народа ремеслом.

Языковые средства: 1.общеполитическая лексика

  1. Эпитеты, сравнения, лексические повторы

  2. Побудительные и вопросительные предложения

  3. Риторические вопросы

  4. Вводные слова, причастные и деепричастные обороты, сложные синтаксические конструкции

Итог урока: Итак, ребята, мы работали с текстом, выполняя задания, аналогичные тем, что встречаются в сборниках для подготовки к ГИА. Мы доказали принадлежность данного текста к публицистическому стилю.

Оценки.

Домашнее задание 1. Выпишите из текста все СПП, укажите вид придаточного. Сделайте синтаксический разбор 2-х СПП.

Дополнительное задание: Подобрать пословицы, поговорки о колокольном звоне
скачать файл



Смотрите также:
Урок на шмо учителей языков и литературы
35kb.
«Проектная деятельность» Введение
80.38kb.
Создание системы условий для профессионального развития учителей русского языка и литературы в процессе обсуждения актуальных проблем преподавания
57.47kb.
Учителей русского языка по увр и литературы Дюбо Н. Е. Бабодей В. Д
313.58kb.
«Делимость натуральных чисел» Урок-игра «Покорение числовой горы». Открытый урок проведен 26 января 2010 года на районном семинаре учителей математики Разработка урока математики 5 класс
111.44kb.
Европейский День Языков. 26 сентября 2011
30.27kb.
Урок литературы (Обобщающий урок-игра) 9 класс III четверть. Тема: Творчество И. А. Крылова. Цели: Закрепить знания о творчестве И. А. Крылова
42.54kb.
Урок литературы в 7 классе восприятие, или диалог читателя с книгой, как элемент деятельностного подхода к преподаванию литературы
391.32kb.
Общеязыковые факторы генезиса идеологемы как категории политической лингвистики
338.32kb.
Реферат на тему: Развитие языков программирования Студент группы фк1-12 Микаилов Ильяс
210.11kb.
Открытый урок по окружающему миру на районном м о. учителей начальных классов Тема «Екатерина Великая»
79.4kb.
Учебная программа Дисциплины б6 «Теория автоматов и формальных языков»
108.78kb.