vesnat.ru страница 1страница 2
скачать файл
Урок литературы в 7 классе

ВОСПРИЯТИЕ, или диалог читателя с книгой, как элемент деятельностного подхода к преподаванию литературы.

Эмоциональное развитие учащихся – одна из сторон образовательного процесса в школе. Рассмотрим возможности использования произведений искусства как фактора, имеющего развивающий характер для всей личности учащегося в целом и для отдельных ее сторон (в частности, эмоциональной сферы). Несомненно, детям реально необходима операционная основа читательской деятельности, так как именно затруднения в различных видах и приёмах чтения является отправной точкой неуспешности в учении.

В основе изучения любой учебной дисциплины лежит деятельность как инструмент и средство построения, сохранения и применения знаний. Человеческая память не всеохватна, не может запомнить неограниченный объём информации. Знания тем и отличаются от информации, что базируются на понимании происхождения, структуры, использования приёмов самостоятельного изучения явления. Работа мысли в такой же мере есть деятельность, как работа рук. При осуществлении действий, направленных на решение конкретных задач, человек овладевает не только неким объёмом фактов, формул, определений, но и психической способностью и способами деятельности. При деятельностном подходе в обучении на первый план выходят приёмы, способы деятельности, направленные на самостоятельное осознанное приобретение знаний и применение их в практической деятельности, выходящей за рамки учебного процесса и направленной на решение разнообразных жизненных задач.



Деятельностный подход

  • позволяет сформировать умения и навыки, лежащие в основе мышления и человеческой деятельности;

  • позволяет определить зону актуального ближайшего и перспективного развития учащегося, формируя траекторию индивидуального развития;

  • формирует систему читательских умений, ценностное отношение к чтению;

  • учит структурировать информацию, содержащуюся в тексте;

  • предполагает формирование диалогического мышления;

  • учит адекватно выражать свои эмоции вербальным и невербальным способами;

  • учит понимать других людей, осознавать и контролировать причины собственных эмоциональных состояний;

  • формирует богатый эмоциональный словарь, необходимый для широкого спектра личностных проявлений учащегося как субъекта учебного процесса;

  • стимулирует процесс самосовершенствования.

Произведения искусства апеллируют, прежде всего, к эмоциональной сфере личности. «Искусство – совокупность эстетических знаков, направленных к тому, чтобы возбудить в людях эмоции». В научной литературе для обозначения эмоций, возникающих при восприятии художественного произведения, используются понятия «эстетические эмоции», «эстетическое переживание», «художественные переживания», «катарсис», «художественные эмоции» (Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, Н. Б. Берхин и др.). Данный тип эмоций обогащает внутренний мир личности читателя. Обращение к разнообразным видам искусства (литература, живопись, музыка, кино и др.) способствует более полному формированию художественной картины мира, субъективной по своему смыслу, поскольку она в образно–эмоциональной форме выражает внутренний мир человека, отношения людей друг к другу, к природе, к миру в целом, эстетические свойства действительности. Научная картина мира, дающая целостный образ мира на основе научных методов познания, упускает вопросы образно–эмоционального, ценностного, эстетического освоения действительности. Художественный образ как инструмент искусства, согласно Н. Б. Берхину, является и познавательным эталоном, и средством для формирования художественной эмоции – сопереживания художественному образу.

Вдумаемся в слово ВОСПРИЯТИЕ. Оно складывается из приставки вос-, означающей движение вверх или возрождение, продолжение чего-то, и старинной формы слова «принятие», т.е. взятие, получение (приятный, перенять – того же корня). Применительно к тексту книги «воспринять» значит принять содержимое текста, включить читаемое в себя, присвоить его содержание. Только ли к получению, взятию сводится читательское восприятие? Разумеется, читающий человек не просто вкладывает в себя содержимое текста, он реагирует на него своим сознанием: соглашается или спорит, спрашивает или отвечает, создает свои образы и эмоционально резонирует, у него возникают аналогии и ассоциации, он сравнивает и оценивает. Восприятие не является механическим регистрированием знаков. Это способность творческого, деятельного схватывания. Иначе говоря, человек включается в читаемое произведение, живет в нем, вступает с ним в диалог, мысленно действует. Он отвечает на художественную мысль писателя аналогичными движениями собственной мысли.


Восприятие - связующее звено между читаемым произведением и личностью читателя. Чтение напрямую связано с духовным потенциалом читателя. Развить способность реализовать внутреннее волнение, умение наслаждаться силой, богатством, широтой, интенсивностью собственной внутренней жизни – к этому побуждает вдумчивое, медленное чтение, этому учит произведение искусства в руках читателя, владеющего приёмами чтения, погружения в глубины художественного текста. Чтение даёт ощущение самоценности личностной деятельности. С одной стороны, чтение и восприятие представляют собой единство личности с произведением. Произведение ведет за собой восприятие читателя, устанавливает вехи развития и те векторы, по которым направляется фантазия, воображение, эмоции. С другой стороны, восприятие неразрывно связано с сознанием читающей личности, ее душевной организацией и находится в зависимости от них. Художественное произведение даёт человеку столько, сколько тот может взять, отвечает на те вопросы, которые ему задают.

В работах многих психологов отмечается, что произведения искусства являются источником знаний о человеке. Идея внутренне присущего литературе психологизма содержится в работах Л.С.Выготского, И.В. Страхова, Б.Г.Ананьева и др. Сознание читателя, его духовная биография, накладывают свой отпечаток на восприятие, определяют его силу, объем, полноту, характер. Художественное познание действительности, человека через восприятие художественного произведения имеет высокий развивающий эффект, способствует приобщению к общечеловеческим ценностям. Чтение - своеобразное психологическое сопровождение подростка, помощь в понимании противоречий внутреннего мира, в решении конфликта двойственных чувств, руководство в познании эмоционального «Я». «Художественный текст виртуален» (Ю.Лотман) и не может быть полностью опредмечен, в нем всегда остается нечто, находящееся за рамками актуального сознания читателя, что и оставляет поле для перечитывания и новых трактовок произведения. Результат восприятия, или так называемый метатекст (мета- приставка, означающая «после, за», прочитанное между строк, за плоскостью текста, сверхтекст)), может быть выражен в читательских суждениях, в отзывах, рисунках, игре. У художественно одаренных людей он реализуется в картинах, кинофильмах, театральных действиях, книжных иллюстрациях. Но чаще всего он остается лишь в сознании читателя, включается в его долговременную или кратковременную память в виде образов, мыслей, чувств, ассоциаций. Глубокое восприятие великого произведения способно оказать регулирующее воздействие на поведение человека. В экспериментальном исследовании Л. Н. Рожиной доказано, что художественное познание психики человека имеет высокий развивающий эффект. В процессе овладения приёмами читательской деятельности, при вдумчивом, умелом чтении у учащихся формируется представление о широком спектре чувств и переживаний, присущих человеку, что приводит к расширению у них словесного выражения эмоций. Умение адекватно выражать свои чувства вербально и невербально, контролировать и осознавать причины эмоциональных состояний, вычитывать эмоции и чувства других людей, богатство эмоционального словаря являются необходимыми для широкого спектра личностных проявлений учащегося как субъекта учебного процесса. Диагностика и развитие эмоциональной сферы необходимы для стимулирования самосовершенствования подростка, повышения эффективности его взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Воздействие искусства на человека выражается в стимулировании проявления эмоций, в приобщении к общечеловеческим смыслам и ценностям.


Итак, в структуру восприятия, как мы увидели, входит читаемое произведение, реакция на него и результат. Чтобы быть воспринятым, читаемое произведение должно быть доступным читателю по лексике, языку, смыслу. Восприятие может не состояться, если сознание читателя недостаточно созрело, чтобы оказаться чувствительным к содержанию книги. Его может не быть и в том случае, если в момент чтения сознание читателя занято другим, или сам процесс чтения носит чисто механический характер. Примером последнего может служить чтение гоголевского Петрушки, слуги Чичикова, которого, как мы помним, занимал не смысл читаемого текста, а деятельность по складыванию из букв слов. Немного ушел от него вперед как читатель и отец Ильи Обломова. Ему была важна сама процедура чтения, воспроизведение фраз и слов, из которых складывается текст: это занятие поднимало статус его в собственных глазах, вот, дескать, и он принадлежит к читающим людям. Да и само учение для Обломова-старшего было лишь признаком принадлежности к определённому кругу людей и не имело никакого интеллектуального, душевного наполнения.
В популярном «Словаре русского языка» под редакцией С.Ожегова «восприятие» понимается как синоним слова «чтение». Но тождественно ли чтение восприятию? Нет. Если это было бы так, то не имело бы смысла перечитывать. Опыт показывает, что долгая жизнь классических произведений определяется именно перечитыванием, которое не есть повтор первоначального восприятия ни по объему, ни по избирательности, ни по полноте. Глубокое произведение не раскрывается сразу в одном акте чтения. При перечитывании человек реагирует на то, чего раньше не заметил, понимает то, мимо чего прошел в первый раз. Восприятие избирательно, и потому чтение всегда шире его. Сколько бы мы ни читали поэзию Пушкина, она остается неисчерпаемой не только для отдельного человека, но и для человечества в целом. Читая Пушкина, каждый из нас внешне делает одно и то же: берет книгу в руки, раскрывает ее, погружается в текст и воспроизводит слова. Но воображение одного читателя рисует волшебный мир, созданный пушкинским словом, а другой остаётся глух и слеп к прочитанному. Развитие эмоциональной сферы необходимо для стимулирования самосовершенствования подростка, повышения эффективности его взаимодействия со сверстниками и взрослыми. В работе многих психологов отмечается, что одним из противоречий внутреннего мира подростков является конфликт двойственных чувств. Осознание двойственности своих чувств по отношению к себе и своему близкому окружению является источником глубоких переживаний молодого человека. В связи с этим важно психологическое сопровождение, осуществляемое художественным произведением.

«Всё живое имеет одну и ту же душу, всё живое страдает одними и теми же страданиями…»

(урок-размышление по рассказу Леонида Андреева «Кусака»).



Цели урока:

Метапредметные цели:

  • Обучать ведению диалога-рассуждения.

  • Учить работать с учебником (учебная статья, биографическая статья).

  • Развить навыки выразительного, вдумчивого чтения, монологической речи, умения отстаивать свою точку зрения, аргументировать

  • Развить творческие способности учащихся.



Образовательная

Развивающая

Воспитательная

  • Учить анализу художественного текста.

  • Совершенствовать умение видеть роль художественной детали в эпическом произведении, различать внешний и психологический портрет.




  • Развить навык анализа жанрово-композиционного содержания эпического произведения

  • Развить понимание того, что произведение написано не только о бездомном, покинутом животном, но и о неприкаянной и одинокой человеческой душе.




  • Воспитывать чувства милосердия, сострадания, отзывчивости, чуткости, душевности, ответственности перед теми, кто нуждается в помощи и заботе.

  • Помочь увидеть серьёзную нравственную проблему, поставленную писателем: проблему выбора, проблему ответственности за поступки.



  • Воспитывать потребность оберегать всё живое на земле.

  • Учить понимать нравственно-психологические причины поведения литературных героев, сопоставлять прочитанное с жизненными ситуациями, понимать людей.

Прогнозируемые метапредметные результаты

(обеспечиваются формой и формулировкой заданий)



Регулятивные универсальные учебные действия (организация своей учебной деятельности):

  • Прогнозирование результатов деятельности

  • Самооценка.

Познавательные универсальные учебные действия (логические учебные действия):

  • Сравнивать

  • Классифицировать

  • Обобщать

  • Выдвигать предположение (гипотезу).

Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность, учет позиции и деятельности партнёров, умение слушать, вступать в диалог, в коллективное обсуждение проблем, интегрироваться в группу сверстников, строить продуктивное сотрудничество) :

  • Развёрнутый ответ с указанием причинно-следственных связей

  • Озаглавливание текста

  • Обобщение информации в виде таблицы

  • Структурирование информации

  • Извлечение информации из таблицы

  • Составление плана текста(цитатного, простого).

Оборудование:

  • Портрет Леонида Андреева.

  • Презентация «Судьба Леонида Андреева».

  • Выставка книг писателя.

  • Выставка произведений учащихся к прочитанным произведениям Леонида Андреева («Кусака», «Ангелочек», «Петька на даче»).

  • Карточки с отрывками из биографических статей об Андрееве.

Оформление доски:

Приручить (кого-то) – сделать ручным, послушным.

Приручиться - стать ручным, привыкнуть к человеку.

Гуманизм - (от лат. - humanus)мировоззрение, проникнутое любовью к людям, уважение к человеческому достоинству, заботой о благе людей. Гуманный - отличающийся гуманностью.

Сострадание, жалость, сожаление, сочувствие, соболезнование, участие.

Сострадающий, милосердный, сердобольный, жалостливый (разг). Отзывчивый, чуткий, участливый, сердечный, душевный.

Сердоболие (устар.), благость (устар.)

ХОД УРОКА

Учащиеся рассажены группами по 4-5 человек, так как групповым было домашнее задание. Самооценка, ответы тоже предполагают работу группами.



Актуализация знаний.

Вопросы и задания.

Опрос по домашнему заданию


  • Особенности жанра рассказа

  • Языковой портрет слова приручить.

  • Синонимический ряд к слову сострадание.

Работа со статьёй учебника о Леониде Андрееве (групповая), домашнее задание: подготовить материал о судьбе писателя Леонида Андреева.

  1. Сообщения учащихся. Подготовленный дома рассказ о судьбе писателя (1 группа). Работу можно поручить детям, которые хорошо пересказывают, умеют отбирать необходимый материал из большого объёма, совмещать выбранный из разных источников материал. Неплохо попросить их поделиться впечатлениями от процесса работы.

  2. Общая работа класса. Составление хронологической таблицы: «Основные события жизни Андреева, сформировавшие его как писателя-гуманиста» (2 группа делает добавления к ответам). Просим детей понаблюдать за своими добавлениями и с учётом наполнения и глубины ответа внести запись в лист самооценки.

  3. Беседа по материалам домашнего задания. На основе сформулированных дома вопросов к статье учебника и прослушанного на уроке биографического материала продолжите предложения: «Творчество писателя Л.Андреева охватывает период времени…»(1), «Писатель поднимает голос в защиту…»(2), «Человек талантливый в разных областях, Андреев увлекался…»(3), «Будущий писатель рано начал подрабатывать…, и благодаря его заработкам…»(4), «Скука и пошлость провинциальной жизни рано приобщили мальчика к , и притом…»(5), (объяснить значение слов экзотический, экзотика, экзотичный, провинциальный),«Андреев закончил…факультет…университета»(6), «Высшими ценностями, составляющими, по Андрееву, коренную сущность жизни, является…»(7) (общее задание).

Ответы:

1) конца 19 - первых 2 десятилетий 20 века;

2) слабых и обездоленных, униженных и несчастных;

3) живописью, цветной фотографией;

4) рисованием портретам на заказ, благодаря его заработкам учились в гимназии его младшие братья и сёстры;

5) к чтению, и притом литературы экзотической, приключенческой (Жюль Верн, Майн Рид, Фенимор Купер), экзотический - необычный для восприятия, экзотика - предметы и явления, характерные для какой-либо местности; провинциальный - связанный с жизнью провинции, отдалённый от столицы.;

6) юридический факультет сначала Петербургского университета (отчислен за неуплату), затем Московского университета;

7) героическое деяние, любовь, творчество, но их, по мнению Андреева, окружает зло.

Оценивание теста: 7 ответов - «5», 6 ответов - «4», 4,5 ответов – «зачёт».


  1. Согласны ли вы с высказыванием Максима Горького о Леониде Андрееве: «Человек редкой оригинальности, редкого таланта и достаточно мужественным в своих поисках истины»? Аргументируйте ответ (общее задание). Самооценка за данный ответ вносится в лист самооценки развёрнутого ответа теми, кто отвечал (по желанию).

  2. Составьте языковой портрет слов: гуманность, нравственность, этические нормы, правила нравственности, милосердие, приручить, приручиться. Подберите синонимы к словам сострадание, милосердие (общее задание). Оценка вносится в лист самооценки (развёрнутый ответ).

  3. Озаглавьте части рассказа цитатами из данного произведения (4 группа).

  4. Озаглавьте части рассказа самостоятельно (5 группа). Оценки за выполнение 6 и 7 задания вносятся в лист самооценки (составление плана).

1 урок. Автор и его позиция.

Работа с эпиграфами, беседа по вопросам домашнего задания. Групповой отчёт о выполнении заданий.

«В рассказе «Кусака» героем является собака, ибо всё живое имеет одну и ту же душу, всё живое страдает одними и теми же страданиями и великом безличии и равенстве сливается воедино перед грозными силами жизни» (Леонид Андреев).

«Мы в ответе за тех, кого приручили» (Антуан да Сент Экзюпери).

Формулирование и обсуждение цели урока: отношение к животным - один из критериев нравственности; естественность и искренность в общении детей с ними противостоят душевной чёрствость и равнодушию мира взрослых.

Сегодня вместе с ребятами остановимся на рассказе Леонида Андреева «Кусака».



Какие особенности жанра рассказа известны семиклассникам?

  • Малый эпический жанр.

  • Яркий, запоминающийся эпизод из жизни героя.

  • Преобладает авторская оценка.

Каково значение слова, вынесенного в заголовок рассказа? Так называют существо, которое кусается, но называют незлобно, без страха.

Кто из русских писателей, известных ребятам, создал в русской литературе образы «братьев наших меньших»? (Есенин)

Ответ учащихся: Иван Тургенев - «Муму», Антон Чехов - «Каштанка», Лев Толстой - «Пожарные собаки», «Лев и собачка», «Булька», «Бешеная собака», Александр Куприн - «Белый пудель»,Гавриил Троепольский - «Белый Бим чёрное ухо».

Какие темы и идеи объединяют эти произведения?

Ответ учащихся: Противостояние милосердия и жестокости в мире людей, нравственное, ответственное отношение ко всему живому.

Работа со словарём (доска):

Нравственность - внутренние, духовные качества, определяющие этические нормы и правила поведения человека;

Отзывчивость, чуткость, участие, сердечность, душевность.

Милосердие - готовность помочь кому-либо, простить кого-либо из сострадания, жалости.

Сострадание – жалость, сочувствие, вызываемые чьим-либо несчастьем, горем, страданием.

Приручить кого-либо - сделать ручным, послушным, научить повиноваться человеку ( в чём разница: укротить?)

Рассказ прочитан дома. Предлагаем зачитать заголовки, которые подобрали к смысловым частям рассказа в форме цитат из текста (4 группа), и заголовки, сформулированные самостоятельно (5 группа).



Читаем заголовки:

Самостоятельно сформулированные пункты плана

Цитатный план

1.Жизнь Кусаки до встречи с «добрыми людьми»: одиночество и беззащитность.

1. «Она никому не принадлежала».

1.Как Кусака получила своё имя? Как собака привыкала к людям?

2. «У неё отняли её непримиримую злобу».

3.Дружба Кусаки с Лелей и другими детьми. Что изменилось в характере и внешности собаки?

3. «Всею своею собачьей душою расцвела Кусака».

4.Отъезд дачников.

4. «Как же нам быть с Кусакой?»

5.Снова одинока.

5. «Собака выла».

Сравниваем: чем составленный 5 группой план отличается от цитатного плана?

Ответ: цитатный план передаёт авторскую позицию, авторское отношение. В цитатном плане отобраны ключевые цитаты, которые можно использовать при устном ответе, при написании сочинения.

Рассмотрим 1 главу.

В 1 абзаце присутствует только местоимение (указывает на некое существо, не называя его).



Она - никому не принадлежала, гонимая голодом, инстинктивною потребностью в общении, показывалась на улице.

Найдите слова, передающие панику, смятение загнанного животного.



Ответ: не помня себя от страха, перемётываясь со стороны на сторону натыкаясь на загорожи и людей, мчалась, пряталась. Её отгоняли дворовые собаки, ребята бросали в неё камнями, взрослые весело улюлюкали.

Кто это? Собака? Человек? В жестоком мире и человек может быть таким же голодным и одиноким, как бездомная собака («Юшка» Андрея Платонова).

Всё становится понятно, когда мы читаем: «Зализывала ушибы и раны» (вспомним: «Песнь о лисице» Сергея Есенина). Между тем собака явно очеловечена автором: «инстинктивная потребность в общении», «в одиночестве копила страх и злобу». Почему рядом стоят эти 2 слова: страх и злоба?



Ответ: страх порождает злобу, озлобленность.

Какова функция частицы только в начале следующего эпизода (зачитываем).

Ответ: частица предполагает, что содержание эпизода противопоставлено всему, что уже сказано о жизни несчастной собаки, но на самом деле этот эпизод только подкрепляет уже сформировавшееся у живого существа представление о мире людей. Мужик возвращается из кабака, что-то бормочет о добрых людях. На «грязную и некрасивую» собаку его «пьяный и бесцельный» взгляд упал случайно.



Понаблюдаем за поведением человека и собаки:

Человек

Собака

Говорит под нос о добрых людях и своих надеждах на добрых людей; у него пьяный и бесцельный взгляд; зовёт собаку общим для всех собак именем; призывает не бояться; говорит убедительно; настроение его меняется резко и неожиданно, так как он пьян и не отвечает за свои поступки; вспоминает о всех обидах, нанесённых ему «добрыми людьми», и вымещает злобу на ни в чём не повинной, беззащитной собаке, чувствуя скуку и тупую злобу; «с размаху ткнул её в бок носком тяжёлого сапога» именно тогда, когда она особенно беззащитна (собака ложится на спину перед человеком, когда доверяет ему: оставляет незащищёнными жизненно важные органы - это наблюдение самих детей, у которых есть домашний питомец). Рвёт в клочки купленный жене платок.

Ей очень хотелось подойти, но не было никаких корыстных целей - просто жажда тепла и общения с человеком - извечная слабость собаки. Она виляет хвостом - знак расположения, колеблется, но яростно машет хвостом, продвигается вперед маленькими шажками - к человеку её влечёт непреодолимо - это сильнее инстинкта самосохранения: «легла перед ним на спину» - знак полного доверия, незащищённая поза. Больше от неожиданности, чем от боли визжит.



Вывод, который делают дети, прокомментировав этот эпизод: собака ведёт себя разумнее человека, благороднее. В основе поведения человека - обида на жизнь. Может быть, судьба и несправедлива к нему, но он разумное существо, должен отвечать за свои поступки. В мире животных нет понятий добра и зла, животное живёт инстинктами, главные из которых - самосохранение и продолжение рода. В данной сцене тёмные инстинкты руководят поведением человека, что в целом укладывается в рамки пессимистической концепции человека в произведениях Андреева. Но сейчас у семиклассников определяющим выступает сочувствие собаке, поэтому они солидарны с выводом автора: «С тех пор собака не доверяла людям, которые хотели её приласкать». Весь человеческий род для неё на одно лицо: жестокие, улюлюкающие, бросающие в неё камни, жестоко бьющие, странные, непонятные существа.

Как проявляет собака это навязанное, порожденное человеком недоверие?

«...иногда со злобою набрасывалась на них, пыталась укусить, пока камнями и палкой не удавалось отогнать её». Интересное наблюдение детей: почему Андреев говорит «пыталась»? Если собака хочет укусить (зубы - её единственное оружие) - она укусит. Демонстрация силы хорошо знакома тем, кто держит домашних животных (у меня 17 лет жил пудель, сейчас - две роскошных кошки, я никогда не отказываю себе и детям в удовольствии высказать на этом уроке любовь, привязанность к питомцам, поделиться своими наблюдениями. Завязывается тёплая, задушевная беседа. Теперь направим её в нужное русло: ничто не убило природной привязанности собаки к человеку (обычно всплывает Белый Бим чёрное ухо). Дальше – не остановить, не оторвать взгляд от текста: ищут подтверждения своим наблюдениям. Многовековая память преданного служения человеку живёт и в изображенной Андреевым собаке. Просим найти подтверждение этого в поведении собаки.

Она не стала врагом человеку: «Поселилась под террасой пустой дачи, бескорыстно сторожила её: выбегала по ночам на дорогу и лаяла до хрипоты. Улегшись, она всё ещё злобно ворчала, но сквозь злобу проглядывало некоторое довольство собой». Просим детей прокомментировать эту фразу.



Ответ: она ведёт себя так же, как домашняя собака, хотя не пользуется привилегиями домашней собаки (пища, тепло, право чувствовать себя «гордой и сильной своей принадлежностью к дому»).

Интересуемся, есть ли у кого-либо живорные. Просим детей объяснить, что привлекает в домашних питомцах.



Ответ: обычно поначалу звучат слова о том, что кошечки и собачки, хорьки и попугайчики занятные, пушистые, приятные, уютные. Но вот мысль детей оформляется, становится глубже, и мы вместе приходим к выводу: бескорыстие и самоотверженность - вот что лежит в основе любви к нашим «братьям меньшим».

2 урок. Особенности композиции рассказа.

Теперь обратим внимание детей на некоторые особенности композиции рассказа. Он делится на 5 частей, в каждой из которых дети без особого труда найдут ключевые фразы, по которым можно проследить изменения настроения Кусаки. Просим детей составить таблицу, сгруппировав ключевые фразы (используем материал беседы 1 урока и цитатный план, составленный дома, работаем в группах).



Результаты групповой работы обобщим:

Кусака одинока

Кусака нашла приют, любит «очень добрых людей» и любима ими

1.Никому не принадлежала.

2.У неё не было имени.



«Грязная, некрасивая, с длинной шерстью, висевшей рыжими, сухими космами и на брюхе вечно покрытая засохшей грязью».

3.Ребята бросали камнями и палками.

5.Взрослые улюлюкали и страшно свистали.

6.Зализывала ушибы и раны, копила страх и злобу.

7.Не доверяла людям, иногда со злобою набрасывалась и пыталась укусить.


1.Спокойно и уверенно ложилась на своё место под террасой.

2.Появилось имя. Нет необходимости заботиться о пище.

3. «Расцвела всей своей собачьей душою, шерсть очистилась, почернела и стала лосниться, как атлас».

4.Никому уже не приходило в голову дразнить её или бросить камнем. «Гордая и независимая, она изменилась до неузнаваемости».

5. Люди ласкали её, играли с ней. «Тёплая ручка прикоснулась нерешительно к шершавой голове», это было «знаком неотразимой власти».

6. «У неё отняли её непримиримую злобу».

7. «Она нелепо кувыркалась, прыгала и вертелась вокруг самой себя, и её тело, бывшее всегда таким гибким и ловким, становилось неповоротливым, смешным и жалким».


Просим детей прокомментировать в контексте рассказа словосочетание «непримиримая злоба».

Ответ: оба слова многозначные. Слово «злоба» в 1 главе соседствует со словом «страх». Здесь злоба и вызвана страхом, загнанностью, забитостью собаки. Непримиримая злоба Кусаки - настойчивая, упрямая, не позволяющая идти на контакт с людьми. Это единственная защита загнанного животного от безжалостного мира людей.

Предлагаем детям понаблюдать за финалом 1 главы и вступлением ко 2 главе.

Выводы:

  • Финал 1 главы - описание долгой зимней ночи. Читаем: «Зимняя ночь тянулась долго-долго», и чёрные окна пустой дачи угрюмо глядели на обледеневший неподвижный сад. Иногда в них как будто вспыхивал голубоватый огонёк: то отражалась на стекле упавшая звезда, или остророгий месяц посылал свой робкий луч». Всё здесь - одиночество и безнадёжность, и мёртвый отсвет на стекле, не проникающий внутрь дома, не находящий никакого отклика там, - только подчёркивает это. Возникает вопрос: кто может так увидеть эту картину? Ответ: только человек. Только человек будет пристально вглядываться в темноту окон, ожидая, не блеснёт ли внутри огонёк - свидетельство присутствия живой души в доме. Чьими глазами видим это? Автора? Стороннего наблюдателя? Кто б ни был - он остро чувствует одиночество и бесприютность. Пока оставим этот разговор до выяснения того, кто он - главный герой рассказа. Пусть обозначится интрига.

Предлагаем детям группами поработать с текстом 2 - 4 глав и собрать материал:

  • Новые персонажи рассказа. (1 группа)

  • Собака привыкает к людям. (2 группа)

  • Как изменилась Кусака? Как Кусака выражает свою ненависть, как она проявляет свою любовь? (3 группа)

  • Отъезд дачников. Действительно ли дачники - «очень добрые люди»? (4)

  • Слово и настроение. Какова роль пейзаж а в рассказе? (5 группа).

Выразительное, вдумчивое чтение при анализе результатов поиска поможет создать настроение и закрепить чувства, вызванные рассказом. Выступает 1 человек из группы. Добавления могут быть сделаны любым учеником.

1 группа. В первом же абзаце «тихая дача огласилась громким говором» целой ватаги взрослых, подростков, детей. Люди поют, смеются. Они здесь ведут себя по-хозяйски, они счастливы своим единством, жадно вдыхают воздух, запахи ожившей земли. Люди привезли сюда часть своей городской, шумной и суетной, жизни. Но это место для них - место временного пребывания.

Посмотрим, как рисует автор портрет Лели, «хорошенькой девушки в коричневом форменном платье»: «Жадно и нетерпеливо, желая охватить и сжать в своих объятиях всё видимое, она посмотрела на ясное небо, на красноватые сучья вишен и быстро легла на траву, лицом к горячему солнцу. Потом так же внезапно вскочила и, обняв себя руками, целуя свежими устами весенний воздух, выразительно и серьёзно сказала: «Вот весело-то!»


скачать файл


следующая страница >>
Смотрите также:
Урок литературы в 7 классе восприятие, или диалог читателя с книгой, как элемент деятельностного подхода к преподаванию литературы
391.32kb.
Как увлечь ребенка книгой?
20.46kb.
Урока литературы (литература, история, изобразительное искусство, музыка) в 6 б классе Тема «Лицо и маски» героев повести. А. С. Пушкина «Барышня-крестьянка» Цель
90.9kb.
Конспект урока русского языка. 5 класс «Правописание приставок, оканчивающихся на -з, -с.»
50.93kb.
Метод проектов как средство реализации системно-деятельностного подхода в доу компенсирующего вида на этапе введения фгос
582.18kb.
Урок литературы в 5 классе Учитель: Т. Ю. Матусевич моу сош №8 г. Подольска в каждом предмете есть своя душа
39.57kb.
Зарубежная литература XIX века (II часть) (вопросы к экзаменам) Реализм как ведущая художественная система западноевропейской литературы 1830-1860-х годов. Роман как основной жанр реализма
77.98kb.
Место современной художественной литературы в фондах библиотек
50.07kb.
Урок литературы в 9 классе Учитель Н. В. Сангаджиева Тема «маленького человека»
63.11kb.
«Школа формирования ключевых компетенций на основе деятельностного подхода»
338.47kb.
Создание системы условий для профессионального развития учителей русского языка и литературы в процессе обсуждения актуальных проблем преподавания
57.47kb.
Путешествие в страну английских сказок
57.93kb.