vesnat.ru страница 1
скачать файл


Федеральное агентство по образованию

Югорский государственный университет

Кафедра истории и политологии
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
ИСТОРИЯ РОССИИ РУБЕЖА XIX-XX века
Группы 5150, з5150

Разработал: к.и.н., доцент

Киселев Александр Георгиевич
Утвержден на заседании кафедры ИП

10 сентября 2005 года

зав. кафедрой____________________


Группы

Лекции

Контрольная работа

Форма итогового контроля

з5150

8

КР в весеннем семестре

ЗАЧЕТ в весеннем семестре

Ханты-Мансийск - 2005


ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение………………………….………………………………………С.3.
Программа………………………………………………………………С.4-6
Термины и понятия……………… ……………………………………..С.7
Основные даты………………………….………………………………С.8

Методическое пособие по написанию контрольной

работы…………………………………………………………………….С.9-13
Источники и литература………………………………………………..С.13-15
Методические рекомендации

по организации самостоятельной работы.…………………………….С.16-19



ВВЕДЕНИЕ
Учебно-методический комплекс элективного курса по истории России рубежа XIX-XX вв. включает:

1. Введение.

2. Программа

3. Хронологическую таблицу

4. Методические рекомендации

История России рубежа XIX-XX вв. – эта эпоха, когда модернизационные процессы вступают в свою завершающую стадию, а «старая» России «умирает». Интенсивный экономический рост, в конечном счете, взрывает традиционные социально-политические и культурные устои, в которых часть наших современников склонна искать новых ценностных ориентиров взамен утраченных коммунистических. Элективный курс призван помочь студентам разобраться в конкретно-исторических реалиях этого «золотого века» российской истории, увидеть его «блеск и нищету».

Программа курса составлена с учетом Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по отечественной истории, с учетом программы по отечественной истории, освоенной студентами инженерами на первом году обучения.

Структура данного УМК традиционна. Учебно-методический комплекс призван помочь студентам, прежде всего в организации самостоятельной внеаудиторной работы. Перечень основных терминов и дат призван дать студентам «общую картину» курса, перечень вопросов к зачету – сконцентрировать внимание на изучении основных проблем российской истории рубежа веков, методические рекомендации – послужить своеобразным путеводителем в доступных студентам источниках и литературе.



ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

«ИСТОРИЯ РОССИИ НА РУБЕЖЕ XIX – ХХ ВЕКА»
Введение. Место XIX века в русской истории. Общая характеристика пореформенной и рубежной эпохи.

Буржуазные преобразования 60-70-х гг. XIX в. Причины и предпосылки отмены крепостного права. Этапы подготовки и программы реформы. Редакционные комиссии, их состав и деятельность. Я.И. Ростовцев и Н.А. Милютин. Содержание реформы. Личное освобождение, наделы, повинности, выкуп. Историческое значение реформы.

Причины, замыслы и периодизация буржуазных реформ 60-70-х гг. Финансовая реформа, земская реформа, судебная реформа, реформы в области образования и цензуры, военные реформы. Выдающиеся деятели буржуазных преобразований: В.А. Татаринов, С.И. Зарудный, А.В. Головнин, Д.А. Милютин. Значение преобразований 60-70-х гг. в современной исторической литературе.



Развитие капитализма в пореформенный период. Завершение промышленного переворота в освещении исторической литературы. Формирование буржуазии и пролетариата, их характерные черты. Развитие капитализма в деревне. Феодальные пережитки. Латифундии, отрезки и отработки. Община и ограничения свободы личности крестьянина. Разложение крестьянства как класса и особенности этого процесса в России. Проблема соотношения капитализма и феодальных пережитков в исторической литературе. Два пути буржуазной аграрной эволюции.

Революционное народничество 70-х гг. XIX в. Социальная база народничества и его объективное социально-экономическое содержание. Доктрина народничества. Основные направления идеологии: пропагандистское (П.Л. Лавров), бунтовщическое (М.А. Бакунин) и заговорщическое (П.Н. Ткачев). Практическая деятельность революционных народников. Кружки 60 – нач. 70-х гг. Первое «хождение в народ» 1874 г. Образование партии «Земля и воля», ее организация, программа, деятели (А. Михайлов, Л. Тихомиров, С. Перовская, Г. Плеханов). Второе «хождение в народ». Выстрел В. Засулич и переориентация части народников на политическую борьбу с правительством. Кризис и раскол партии. «Черный передел» и «Народная воля», их программы и деятельность. Убийство Александра II, кризис народничества, превращение его в либеральное.

Самодержавие и его внутренняя политика в 80-90-х гг. XIX в. Кризис верхов на рубеже 80-90-х гг. «Конституция» М.Т. Лорис-Меликова и ее судьба. Причины консервативного поворота. Идеология царствования Александра III. К.П. Победоносцев, Д.А. Толстой (А.Д. Пазухин), М.Н. Катков – идеологи политики контрреформ. Социально-сословная политика: поддержка дворянства, восстановление элементов вотчинной администрации (закон о земских начальниках), политика сохранения общины (закон о разделах семейных наделов). Политика в области печати (Временные правила о печати) и просвещения («циркуляр о кухаркиных детях» и новый университетский устав). Земская, городская и судебная контрреформы. Национальная политика (польский, финский и еврейский вопросы). Политика Александра III как преддверие революций начала ХХ в.

Внешняя политика России во второй половине XIX в. Характер, периодизация, основные направления и деятели внешней политики второй половины XIX в. Дипломатическая изоляция и поражение в Крымской войне. Прагматизм пореформенного внешнеполитического курса. Сближение с Пруссией (Германией). Союз трех императоров и его судьба. Образование Тройственного и Русско-французского союзов.

Русская культура во второй половине XIX в. Исторические условия развития культуры во второй половине XIX в. Типы начальных школ и содержание начального образования. Развитие среднего и высшего образования. Открытие новых высших учебных заведений. Женское среднее и высшее образование. Университетские уставы 1863 и 1884 гг. Основные достижения русской науки. Утверждение реализма в художественном творчестве. Значение русской литературы и театра второй половины XIX в. для развития русской культуры. Отражение особенностей исторического развития страны в художественном творчестве.

СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ РОССИИ В КОНЦЕ XIX в. – 1917 г.

Буржуазная модернизация России на рубеже XIX-XX вв. Понятие «модернизации». Основные особенности модернизационного процесса в России на рубеже XIX-XX вв. Экономическая политика И.А. Вышнеградского и С.Ю. Витте – политика индустриализации страны. Развитие промышленности в 90-е гг. XIX в. – 1914 г.: условия, характерные черты и результаты. Складывание монополий и их особенности.

Самодержавие и общество накануне революции 1905 г. Николай II и его политическое credo. Борьба в правящих верхах за определение внутриполитического курса в условиях предреволюционного кризиса. С.Ю. Витте и В.К. Плеве. Либеральная оппозиция на рубеже веков. «Старый» и «новый» либерализм. Издание «Освобождения». Раскол в либеральных кругах, Союз земцев-конституционалистов и Союз Освобождения, их программы и тактика.

Рабочее движение на рубеже веков. Зарождение и развитие российской социал-демократии. Политизация рабочего движения нач. 900-х гг. Революционная массовая стачка. «Искра» и Второй съезд РСДРП, его решения и значение. Большевики и меньшевики (В.И. Ленин, Ю.О. Мартов).

Революционное народничество на рубеже веков. Идеология народников в новых исторических условиях. В.М. Чернов. Народнические кружки и группы. Террористическое направление их деятельности. Боевая организация и образование Партии социалистов-революционеров. Г. Гершуни, Е. Брешко-Брешковская, Е. Азеф.

Неизбежность открытого революционного столкновения оппозиции с самодержавием.



Первая русская революция 1905-1907 гг. Причины, характер, движущие силы и особенности революции. Начальный период революции. Государственные акты 18 февраля 1905 г. Рескрипт Булыгину. Реформы «восходящей» и «нисходящей» линии общественного развития. Спад рабочего движения весной-летом 1905 г. Восстание на броненосце «Потемкин». Высший подъем революции в октябре-декабре 1905 г. Всероссийская октябрьская политическая стачка и декабрьское вооруженное восстание. Противоречия в верхах по вопросу о средствах борьбы с революцией. Д.Ф Трепов и С.Ю. Витте. Манифест 17 октября и его значение. Отношение к Манифесту различных общественно-политических сил. Изменения государственного строя по новой редакции Основных законов империи 23 апреля 1907 г. Государственный Совет, Государственная Дума, Корона и Совет Министров, их статус и полномочия. Образование либерально-центристских и право-консервативных политических партий и организаций: Партия Народной Свободы, Союз 17 октября, Союз Русского Народа, их состав, программы и лидеры. Первая и Вторая Государственные Думы. Поражение и историческое значение революции.

Третьеиюньская монархия. Российский бонапартизм и его особенности. П.А. Столыпин и его программа. Избирательный закон 3 июня и его значение. Состав Третьей Государственной Думы. Механизм двух большинств и политика лавирования бонапартистского государства. Правительственная реакция. «Успокоение» и «реформы». Причины неудачи реформаторского курса. Столыпинская аграрная реформа. Объективная необходимость и альтернативные варианты решения аграрного вопроса в России нач. ХХ в. Проблема целей реформы и ее объективная социально-экономическая сущность. Основные направления и результаты (к 1914 г.) столыпинской аграрной политики.

Внешняя политика России в конце XIX в. – 1914 г. Империалистический характер русской внешней политики рубежа XIX-XX вв. Русская внешняя политика в Иране и Китае. Нарастание напряженности на Дальнем Востоке в начале 900-х гг. Две позиции по вопросам дальневосточной политики в русских правительственных кругах. Русско-японская война 1904-1905: причины, характер, соотношение сил и военные планы сторон, периодизация и основные события. Внутриполитическое значение поражений на Дальнем Востоке.

Возникновение Антанты и новое внешнеполитическое положение России. Борьба в правящих сферах по вопросам внешнеполитической ориентации России в 1905-1909 гг. Программа А.П. Извольского. Боснийский кризис и поворот России в сторону сближения с Антантой. Антиавстрийский курс на Балканах. Неудача урегулирования русско-германских отношений.



Россия в Первой мировой войне (1914-1916 гг.). Причины, характер, периодизация Первой мировой войны. Россия и Антанта: причины союза и характер союзнических отношений. Степень готовности России к войне. Военные планы. Кампания 1914 г.: Восточно-Прусская и Галицийская операции и их военно-политические результаты. Кампания 1915 г.: изменение соотношения сил на Восточном фронте, отступление русской армии. Причины военных неудач. Улучшение работы тыла в 1916 г. и изменения соотношения сил на фронтах. Кампания 1916 г. Брусиловский прорыв. Брожение в армии и ослабление ее боеспособности.

Революционный кризис 1915-1917 гг. Февральская буржуазно-демократическая революция. Причины и характер нового революционного кризиса. Два этапа складывания революционной ситуации. Кризис верхов. Прогрессивный блок и его декларация. Разногласия внутри правящей бюрократии по вопросу об отношении к Государственной Думе. Усиление влияния камарильи. Г. Распутин. 1916 г. – нарастание революционного движения в стране. Выступление Прогрессивного блока в ноябре 1916 г. Два замысла государственного переворота как проявление кризиса верхов. Обстановка в стране накануне 1917 г. Революционные события в Петрограде. Падение монархии. Историческое значение Февральской революции.

Русская культура рубежа XIX-XX в. Исторические условия развития русской культуры на рубеже XIX-XX в. Образование и его демократизация. Проблема всеобщего начального образования. Изменения в системе среднего образования, высшей школы. Печать. Газета и журнал. Общественно-политические направления в периодике. Крупнейшие открытия русских ученых и изобретателей. Критический реализм и декаданс. Основные эстетические течения в художественном творчестве.

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ
Буржуазные реформы. Революция и реформа. Редакционные комиссии. Личное освобождение, временнообязанное состояние, отрезки, градация оброка, выкупная операция. Единство кассы и казны. Акцизная система. Земские собрание и управа. Избирательные курии. Всесословный принцип. Университетский устав. Автономия университетов. Цензура. Бессословная воинская повинность.

Прусский и американский пути развития капитализма в деревне. Феодальные пережитки. Латифундии, отрезки, отработки. Община. Разложение крестьянства как класса и особенности этого процесса в России.

Революционное народничество 70-х гг. XIX в. Социализация земли. Доктрина народничества. Основные направления идеологии: пропагандистское, бунтовщическое и заговорщическое. «Хождения в народ», партии «Земля и воля», «Черный передел» и «Народная воля».

Диктатура и «конституция» М.Т. Лорис-Меликова. Контрреформы. Закон о земских начальниках. Закон о разделах семейных наделов. «Циркуляр о кухаркиных детях».

Легитимизм. Восточный вопрос. Прагматизм пореформенного внешнеполитического курса. Союз трех императоров. Тройственный и Русско-французский союзы.

«Золотой век» русской литературы. Основные художественные направления первой половины XIX в.: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм.

Буржуазная модернизация России на рубеже XIX-XX вв. Индустриализация. Казенная винная монополия. Косвенные налоги. Займы. «Золотой рубль». Капиталистический промышленный цикл. Монополии горизонтального и вертикального типа. Диверсификация. Картель, синдикат, трест, концерн.

Кризис самодержавия в начале ХХ в. «Великая ложь нашего времени» К.П. Победоносцева. Либеральная оппозиция на рубеже веков. «Старый» и «новый» либерализм. «Освобождение». Союз земцев-конституционалистов. Союз Освобождения.

Рабочее движение. Социал-демократия. Большевики и меньшевики. «Партия нового типа». Революционное неонародничество. Политический террор.

Первая русская революция 1905-1907 гг. Реформы «восходящей» и «нисходящей» линии общественного развития. Манифест 17 октября и новая редакция Основных законов империи 23 апреля 1907 г. Партия Народной Свободы, Союз 17 октября, Союз Русского Народа. Первая и Вторая Государственные Думы.

Третьеиюньская монархия. Российский бонапартизм и его особенности. Механизм двух большинств. Правительственная реакция. «Успокоение» и «реформы». Столыпинская аграрная реформа.

Империалистическая внешняя политика. Кризис русской дальневосточной политики. Антанта. Программа А.П. Извольского. Боснийский кризис. Миссия Лимана. Мировая война.

Революционный кризис 1915-1917 гг. Февральская буржуазно-демократическая революция. Кризис верхов. Прогрессивный блок. Камарилья.

Русская культура рубежа XIX-XX в. Начало «Серебряного века»



ОСНОВНЫЕ ДАТЫ



1855-1881

- царствование Александра II

1861

- отмена крепостного права

1864

- земская и судебная реформы

1873

- Союз трех императоров

1874

- введение бессословной воинской повинности

1874

- первое «хождение в народ» народников

1876

- создание партии «Земля и воля»

1877-1878

- второе «хождение в народ»

1877-1878

- русско-турецкая война

Конец 70-х гг.

- завершение промышленного переворота

1879

- образование партий Черный передел и Народная воля

1881

- убийство народовольцами Александра II

1882

- создание Тройственного союза

1891-1894

- Франко-русский союз

1891

- протекционистский таможенный тариф

1894-1917

- царствование Николая II

1894

- введение казенной винной монополии

1895

- Союз борьбы за освобождение рабочего класса

1897

- денежная реформа С.Ю.Витте

1898-1903

- образование РСДРП

1899, 1901, 1902

- Всероссийские студенческие забастовки

1902

- провозглашение создания ПСР

1903

- всеобщая стачка на Юге России

1903

- образование Союза земцев-конституционалистов

1904

- образование Союза Освобождения

1904-1905

- Русско-японская война

1905-1907

- Первая русская революция

9 января 1905

- «Кровавое воскресение»

18 февраля 1905

- Манифест о борьбе с крамолой, указ Правительствующему Сенату и рескрипт Булыгину

Октябрь 1905

- образование Партии народной свободы

17 октября 1905

- Манифест об усовершенствовании государственного порядка

Декабрь 1905

- вооруженное восстание в Москве и других городах

11 декабря 1905

- избирательный закон по выборам в Государственную Думу

1905

- образование Союза русского народа

23 апреля 1906

- новая редакция Основных законов Российской империи

Апрель-июль 1906

- I Государственная Дума

9 ноября 1906

- указ о праве выхода из общины и закрепления крестьянами надельной земли в личную собственность

Февраль-июнь 1907

- II Государственная Дума

3 июня 1907

- государственный переворот, изменение избирательного закона

1907-1912

- III Государственная Дума

1912-1917

- IV Государственная Дума

1914-1918

- Первая мировая война

2 марта 1917

- отречение Николая II от престола. Образование Временного правительства. Установление двоевластия в России


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

К ПОДГОТОВКЕ ПИСЬМЕННОЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
Письменная контрольная работа – одна из форм организации работы студентов по изучению отечественной истории. Главные ее задачи:

  • формирование навыков поиска необходимых источников и литературы, умения отбирать материал;

  • развитие творческих способностей - анализа, систематизации материала, сопоставления различных данных, сравнения точек зрения исторических подходов и концепций;

  • воспитание «исторического мышления» - умения увидеть общие закономерности общественного развития, поместить частные события, явления, процессы в контекст общезначимой исторической проблематики;

  • воспитание интереса к истории, вкуса к самостоятельным научным изысканиям, уважительного отношения к прошлому.

К письменной самостоятельной работе предъявляются определенные требования, как по содержанию, так и по ее оформлению.

С содержательной точки зрения самостоятельная работа должна:



  • представлять собой самостоятельное сочинение;

  • показать понимание автором исследуемой темы, как научной проблемы, способность автора формулировать собственные суждения и выводы, основанные на критическом анализе источников и литературы.

Важным требованием является также обязательное структурирование и определенный характер отдельных частей работы.

Самостоятельная работа включает в себя введение, основную часть, разбитую на главы (параграфы), заключение, список источников и литературы.

Введение и Заключение – своеобразная «визитная карточка» автора.

Введение должно содержать:



  • обоснование значимости, важности избранной темы (именно здесь от автора требуется умение «увидеть проблему», в избранной им теме);

  • краткую характеристику литературы по теме, проблематике исследования;

  • формулировку задачи работы и обоснование соответствия этой задаче структуры работы.

В случае если работа строится на основе источников (возможно воспоминаний, писем и др. документов личного происхождения), необходимо дать их краткую оценку, связать «малую историю» с «историей большой».

Основная часть работы должна быть разбита на главы (если объем этих частей работы значителен) и/или параграфы (при незначительном объеме этих частей работы), чтобы наиболее полно решить задачи, поставленные во Введении. При этом объем глав (параграфов) должен быть соразмерен. Недопустимы как значительная разница в объемах между отдельными частями работы, так и чрезмерно дробная разбивка работы на совсем небольшие по объему параграфы.

Заключение должно содержать ответ на задачи, поставленные во Введении к работе, а список источников и литературы – показать уровень подготовленности автора.

Приложение 1



ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ ССЫЛОК

И СПИСКА ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Информация, приводимая в контрольной работе, должна быть подтверждена ссылками либо в конце текста, либо в подстрочных примечаниях.

2. В подстрочном примечании указываются: фамилия и инициалы автора работы, название работы, место и год издания, страница.



Пример:

1. Ерошкин Н.П. История государственных учреждений дореволюционной России. – М., 1983. – С.26.

3. Нумерация ссылок может быть как сквозная, так и отдельная для каждой страницы. Ссылка обозначается внутри текста определенной цифрой в скобках, либо над строкой. В подстрочном примечании, отделенном чертой от основного текста, определяется принадлежность ссылки. Если на странице ссылки на один и тот же источник следуют одна за другой, то полное наименование его, начиная со второй ссылки, не дается, а пишут: «Там же. – С…….»

Пример:


1. Гейфман А. Революционный террор в России 1894-1917. – М., 1997. – С.14.

2. Там же. – С.36

Ссылка «Указ. соч.» ставится после фамилии и инициалов автора тогда, когда ей предшествуют ссылки на другие работы, а использованный в данном случае труд цитировался Вами ранее.

Пример:


    1. Гейфман А. Революционный террор в России 1894-1917. – М., 1997. – С.14.

    2. Письма из деревни. Очерки о крестьянстве в России второй половины XIX века. – М., 1987. – С.15.

    3. Гейфман А. Указ. соч. – С.15.

При ссылках на одного и того же автора, но на разные написанные им работы, в случае, если ссылки идут одна за другой, допустимо писать «Он же», с последующим указанием работы.

Пример:


1. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII – начало XIX века) . – СПб., 1994. – С.26.

2. Он же. Пушкин. СПб., 1995. – С.127.

В списке использованной литературы указывается общее количество страниц книги или статьи.

Приложение 2

Титульный лист


Федеральное агентство по образованию

Югорский государственный университет

Кафедра истории и политологии




Самостоятельная работа по отечественной истории

Д.А. МИЛЮТИН ОБ ОТМЕНЕ

КРЕПОСТНОГО ПРАВА




Выполнил: студент 5131 гр.

Багаев Владимир

Научный руководитель:

канд.ист.наук, доцент А.Г.Киселев










Ханты-Мансийск - 2005

Приложение 3

План


Введение

с.3-4

I.

с.5-9

II.

с.10-14

III.

с.15-17

Заключение

с.18

Список использованной литературы

с.19

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ

ПИСЬМЕННЫХ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
01 Н.Я.Эйдельман о «революциях сверху» в России» в Х VIII первой половине ХIХ века.

02 Причины буржуазных реформ в отражении переписки Александра II и Вел. Кн. Константина Николаевича (рубеж 50-60-гг. ХIХ века).

03 Корона, бюрократия и общественность в эпоху великих реформ (по материалам «Голосов из России» А.И. Герцена).

04 Великие реформы в воспоминаниях кн. Мещерского.

05 Д.А. Милютин о Кавказской войне.

06 Русская армия в Крымской войне в освещении Д.А. Милютина.

07 Д.А. Милютин о военных реформах 60-70-х гг. XIX в.

08 Д.А. Милютин об отмене крепостного права.

09 Русская печать и цензура в воспоминаниях ЕМ. Феоктистова.

10 Издатели и редакторы московских газет в воспоминаниях В.А. Гиляровского.

11 Русская деревня на страницах этнографических трудов бюро кн. В.Н. Тенишева.

12 Русская пореформенная деревня в рассказах русских писателей второй половины ХIХ века.

13 Русская пореформенная деревня на страницах «Писем из деревни» А.Н.Энгельгардта.

14 Идейные и организационные течения в среде революционеров-народников в освещении мемуаров народников.

15 Переписка М.А. Бакунина: образ революционера.

16 Народническое движение: взгляд с враждебной стороны (по воспоминаниям кн. Мещерского).

17 Мир высших судейских чиновников в воспоминаниях А.Ф. Кони.

18 Общественные настроения в период дела В. Засулич в освещении А.Ф. Кони.

19 Русское военное руководство 1877 г. в освещении Н.П. Игнатьева.

20 Императорская Главная квартира в Болгарии 1877 г. и ее обитатели в освещении Н.П. Игнатьева.

21 Русское помещичье хозяйство пореформенной эпохи на страницах переписки Н.П. Игнатьева.

22 Семья Н.П. Игнатьева на страницах его переписки с женой (1877).

23 Деятели эпохи Александра III в воспоминаниях кн. Мещерского.

24 Идеология эпохи Александра III («Великая ложь нашего времени» К.П.Победоносцева).

25 Витте о Коковцове и Коковцов о Витте: два взгляда на экономическую политику и ее руководителей.

26 Воспоминания С.Ю. Витте как «энциклопедия» русской жизни второй половины XIX – начала ХХ вв.

27 Русская журналистика и цензура на страницах дневника А.С. Суворина.

28 Московское купечество на страницах воспоминаний П.А. Бурышкина.

29 С.Т. Морозов на страницах документальной повести С.Т. Морозова «Дед умер молодым».

30 Крупный российский капитал: опыт коллективного портрета.

31 «Водочные короли» Смирновы на страницах воспоминаний В.П. Смирнова.

32 Уровень жизни дореволюционное России в статистических таблицах Пола Грегори.

33 Нижегородская ярмарка второй половины XIX – начала ХХ в.: устройство, обычаи, типажи на страницах очерка А.П. Мельникова

34 Александр III и Николай II: сравнительная характеристика В.И. Гурко

35 Образ революционного террора на страницах романов В. Ропшина

36 Революционеры и охранка на страницах «Записок жандарма» А. Спиридовича

37 Г.А. Гершуни: кодекс поведения революционера

38 Партия социалистов революционеров: период становления (1901-1905 гг.) по воспоминаниях Г.А. Гершуни, Б.В. Савинкова и В.М. Чернова.

39 В.М. Чернов: воспоминания детства.

40 В.М. Чернов о своем путь в революцию.

41 Первые лидеры эсеровской партии в освещении В.М. Чернова

42 В.М. Чернов о марксизме и российской социал-демократии

43 Боевая организация и революционный террор в воспоминаниях В.М. Чернова

44 Карательные органы самодержавия в борьбе с революцией в воспоминаниях П.Г. Курлова

45 Проблема организации представительства в протоколах Царскосельских совещаний (1905-1906 гг.)

46 Первая и Вторая Государственные Думы: основные законодательные инициативы.

47 Третья Государственная Дума: основные законодательные инициативы.

48 Проблема объединенного правительства накануне и в начале революции 1905-1907 гг. в освещении В.И. Гурко

49 Министры внутренних дел И.Л. Горемыкин, Д.С. Сипягин, В.К. Плеве и П.Д. Святополк-Мирский на страницах воспоминаний В.И. Гурко

50 С.Ю. Витте в воспоминаниях В.И. Гурко

51 Государственный Совет: взгляд изнутри (по воспоминаниям В.И. Гурко)

52 Крестьянский вопрос в России в начале ХХ в. в освещении В.И. Гурко

53 Крестьянский вопрос в России в начале ХХ в. в освещении В.Г. Короленко

54 Крестьянский вопрос в России в думских речах П.А. Столыпина

55 Математические методы в исторических исследованиях (творчество И.Д. Ковальченко)

56 П.Н. Милюков о борьбе вокруг ответственного министерства (1906 год)

57 Путь русского интеллигента: от студента к учителю, от учителя к ученому (по воспоминаниям П.Н. Милюкова)

58 Русская интеллигенция на страницах «Вех» и «Интеллигенции в России»

59 Облик III Государственной Думы в воспоминаниях П.Н. Милюкова

60 Думские нравы на страницах дневника Я.В. Глинки

61 Президиум III Государственной Думы на страницах дневника Я.В. Глинки

62 Председатели III Государственной Думы А.И. Гучков и М.В. Родзянко в освещении Я.В. Глинки

63 Переписка П.А. Столыпина: «автопортрет» политика.

64 Переписка П.А. Столыпина с женой О.Б. Столыпиной и друзьями: частная жизнь политика.

65 Образ Николая II в освещении генерала А.А. Мосолова

66 Образ Николая II на страницах сборника «Отречение Николая II. Воспоминания очевидцев».

67 «Судебная Цусима» самодержавия – политическое дело Бейлиса в изложении А.С. Тагера

68 Русская армия в годы испытаний (канун и период Первой мировой войны) в воспоминаниях о. Г. Шавельского

69 Русский генералитет в годы Первой мировой войны в воспоминаниях о. Г. Шавельского

70 Великие князья и Николай II на страницах воспоминаний о. Г. Шавельского

71 Распутинщина на страницах воспоминаний М.В. Родзянко и о. Г. Шавельского.

72 Самодержавие накануне падения: оценка М.В. Родзянко

73 С.Д. Сазонов о политическом кризисе накануне Февральской революции

74 Приметы и тревоги времени на страницах дневника А.В. Богданович


ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Обобщающие труды.

Русская историографическая «классика»

Ключевский В.О. Курс русской истории. – Любое издание.



Сочинения историков конца XIX – первой половины XX в.

Корнилов А.А. Курс лекций по истории России XIX века. – М., 1999.

Милюков П.Н. Очерки истории русской культуры. – Любое издание.

Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. – М., 1993.

Пушкарев С.Г. Россия 1801-1917 г. Власть и общество. – М., 2001.

Современные работы.

Власть и реформы. От самодержавной к советской России. – СПб., 1999.

Миронов Б.Н. Социальная история России. – СПб., 2001. – Т.1-2.

Учебники и учебная литература.

Боханов А.Н., Горинов М.М. и др. История России ХХ век. М., 1999

Верт Н. История Советского государства. 1900-1991. М., 2002.

История России. Вторая половина XIX – ХХ вв. / Под ред. Б.В. Личмана. Екатеринбург, 1993 и 1995.

История России ХХ век / Отв. Ред. А.Н. Сахаров. – М., 2000.

История России XIX век / Под. ред. В.Г. Тюкавкина. Ч.1-2. М., 2001.

История России. С начала XVIII до конца XIX в. / Под ред. А.Н. Сахарова, Л.В. Милова.

История России 1861-1917 гг. / Под ред. В.А. Федорова. М, 2001.

Орлов А.С. и др. Хрестоматия по истории России. Учебное пособие. М., 2004.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Аврех А.Я. П.А. Столыпин и судьбы реформ в России. М., 1991.

Бовыкин В.И. Россия накануне великих свершений. – М., 1988.

История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России IХ – начала ХХ вв. – М., 1991.

История политических партий России / Под ред. А.И. Зевелева. – М., 1994.

Капеллер А. Россия многонациональная империя. Возникновение, история, распад. – М., 1997.

Литвак Б.Г. Переворот 1861 года в России: почему не реализовалась реформаторская альтернатива. – М., 1991.

Пайпс Р. Россия при старом режиме. М., 1993.

Политическая история России в партиях и лицах. – М., 1993.

Пресняков А.Е. Российские самодержцы. М., 1990.

Российская дипломатия в портретах. – М., 1992.

Российские самодержцы. 1801-1917. – М., 1993.

Чулков Г.И. Императоры. – М., 1991.

Эйдельман Н.Я. Революция «сверху» в России. – М., 1989.


ИНТЕРАКТИВНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ БИБЛИОТЕКИ
http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/PICT/ussr.htm - источники Россия ХХ век, сделано в МГУ.

http://www.krotov.info/spravki/help/help.html - православный путеводитель по истории Я. Кротова.

http://www.history.ru/hist.htm - универсальное собрание адресов.

http://www.kulichki.com/inkwell/text/special/history/kluch/kluchlec.htm - курс лекций В.О.Ключевского.

http://www.constitution.garant.ru/DOC_1400.htm - список актов конституционного значения дооктябрьского периода.

http://www.magister.msk.ru/library/history/history1.htm - вся российская историографическая классика, полные тексты.

http://www.dvaveka.pp.ru/ - журнал «Два века» (XVIII-XIX) о русской истории.

http://www.academic.ru/misc/hist_dic.nsf/ListW - научные словари.
ИСТОЧНИКИ
Бакунин М.А. в тюрьмах и ссылке. Письма // Исторические чтения.

Богданович А. Дневник. М., 1997.

Бок М.П. Воспоминания о моем отце П.А. Столыпине. М., 1994.

Брешко-Брешковская Е.К. Из моего прошлого. М., 2004.

Бурышкин П.А. Москва купеческая. М., 1999.

Витте С.Ю. Воспоминания // Исторические чтения.

Герцен А.И. Было и думы. Любое издание.

Гершуни Г.А. Из недавнего прошлого // Исторические чтения.

Гиляровский В.А. Москва газетная. М., 1993.

Гурко В.И. Черты и силуэты прошлого. Правительство и общественность в царствование Николая II в изображении современника. М., 2000.

Воронович Н. Русско-японская война. Воспоминания // Исторические чтения.

Коковцов В.Н. Из моего прошлого (1903-1919). Минск, 2004.

Кони А.Ф. Воспоминания о деле Веры Засулич // Исторические чтения.

Крестьянские судьбы. Рассказы русских писателей второй половины XIX века. М., 1986.

Курлов П.Г. Гибель императорской России. М., 1998.

Мещерский В.П. Мои воспоминания. М., 2002.

Милюков П.Н. Воспоминания. В 2-х ТТ. М., 1985.

Милютин Д.А. Воспоминания. В 2-х ТТ. М., 2000.

Орлов А.С. и др. Хрестоматия по истории России. Учебное пособие. М., 2004.

Пирогов Н.И. Из дневника старого врача // Исторические чтения.

Письма из деревни. Очерки крестьянства России второй половины XIX века. М., 1987.

Порт-Артур. Воспоминания участников // Исторические чтения.

Родзянко М.В. Крушение империи. М., 1993.

Савинков Б.В. Воспоминания террориста. М., 2000.

Сазонов С.Д. Воспоминания. М., 2001.

Спиридович А. Великая война и Февральская революция 1914-1917 гг. // Исторические чтения.

1857-1861. Переписка императора Александра II с Великим князем Константином Николаевичем. Дневник Великого князя Константина Николаевича. М., 1994.

Феоктистов Е.М. За кулисами политики и литературы. М., 1988.

Фигнер В.Н. Запечатленный труд. М., 1972.

Хрестоматия по истории СССР. 1861-1917 гг. М., 1990.

Чарушин Н.А. О далеком прошлом. М., 1973.

Чернов В.М. Перед бурей. М., 1993.

о. Шавельский Г. Воспоминания последнего протопресвитера русской рами и флота // Исторические чтения.

Энгельгардт А.Н. Из деревни: 12 писем. М., 1987.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К САМОСТОЯТЕЛЬНОМУ ЧТЕНИЮ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
История России рубежа XIX-XX вв. хорошо представлена в опубликованных источниках, имеет огромную литературу, частично доступную студентам ЮГУ. Здесь мы дадим характеристику этих доступных источников и литературы с тем, чтобы сориентировать внеаудиторное чтение любителей русской истории.

Вторая половина XIX века открывается несчастливой для России Крымской войной 1853-1856 гг. Благодаря Нине и Леону Дотан мы имеем возможность читать замечательные мемуары выдающегося русского врача, известного общественного деятеля Н.С. Пирогова – участника этой войны. Недавно вышли из печати двухтомные воспоминания видного государственного деятеля второй половины XIX в. Д.А. Милютина, в которых также описывается Крымская война. Любопытно будет сравнить впечатления полученные от такого «параллельного» чтения.

Причины буржуазных реформ 60-70-х гг. более чем на полвека определивших «алгоритм» развития российского общества, представлены в материалах «Хрестоматии по истории СССР 1861-1917 гг.». Обратите внимание на отрывки из «Думы русского» П.А. Валуева – будущего министра внутренних дел, характеристики положения в стране Н.Г. Чернышевского. В несколько неожиданном виде предстает проблема в освещении переписки Александра II и вел. кн. Константина Николаевича, опубликованной Л.Г. Захаровой. Не смотря на обилие «политических» сюжетов в письмах абсолютно преобладает тема не подготовки реформ, а тревоги за международное положение, международное реноме Российской империи, актуальная на фоне поражения в Крымской войне. Здесь перед читателем неизбежно встает вопрос: что же заставило правительство Александра II пойти на реформы: проблемы внутренние или внешние? Подумайте над этим самостоятельно. Кроме того, читать переписку середины XIX в. само по себе интересно. Какова была культура семейных отношений (корреспонденты были братьями), как принято было общаться заочно, когда не существовало современных средств связи. Эти и многие другие «детали», при внимательном чтении обязательно обнаружатся и послужат благодатной пищей для рассуждений.

Тема реформ весьма подробно изложена также в мемуарах Д.А. Милютина, кн. В.П. Мещерского, «Былом и думах» А.И. Герцена. И здесь при «параллельном» чтении мы найдем для себя немало интересного. Сравните, например, взгляды Милютина и Мещерского, признанных либерала и консерватора. И, как говорится, сформулируйте разницу.

Реформы 60-70-х гг., особенно реформа 1861 г. сильно преобразили Россию. У нас все перевернулось, и еще только укладывается», - говорил Л.Н. Толстой. Большие изменения произошли в деревне, которая хорошо известна нам во многом благодаря очеркам писателей-народников или близких к ним по взглядам. Взгляды эти – сочувственные, но очень внимательные, фиксирующие жизнь во всей ее сложности. Обратите внимание на «Письма из деревни» А.Н. Энгельгардта, который и сам жил в деревне, хорошо знал крестьянский быт и самих крестьян, сочувствуя им, не утратил критичности взгляда.

Широко представлены в опубликованных источниках революционеры-народники. «Запечатленный труд» В.Н. Фигнер, воспоминания Н.А. Чарушина, недавно опубликованные мемуары Е.К. Брешко-Брешковской, наконец, сборники воспоминаний участников революционного движения 70-х гг., все это, наряду с выставленной в инете Н. и Л. Дотан перепиской М.А. Бакунина позволяет составить широкую картину народнического движения. В то же время, везде видна личность, видно человеческое в этой героической и трагической истории. Почему получилось так, что во многих отношениях лучшая часть русской интеллигентной молодежи встала на путь борьбы с существующим строем, взяла в руки оружие, втянулась в политический террор? В некоторых современных городах городские власти ныне переименовывают улицы, названные в честь С. Перовской, А. Желябова, называя их «государственными преступниками», «безнравственными властолюбцами» и проч. и проч. Почитайте воспоминания народников, прочтите роман «Нетерпение» Ю. Трифонова. А чтобы картина не получилась «одномерной» - прочтите и соответствующие места из мемуаров кн. Мещерского, например, или А.В. Богданович. Хорошо показана нравственная атмосфера вокруг первых народнических выступлений, в том числе по поводу выстрела Веры Засулич в воспоминаниях А.Ф. Кони, который вел ее судебный процесс. Мемуары А.Ф. Кони - все у тех же Н. и Л. Дотан.

Эпоха Александра III завершает XIX век. Ее наиболее «успешная» составляющая – экономический, финансовый рост частично освещены в мемуарах С.Ю. Витте – казалось всесильного тогда министра финансов империи. Мемуары эти, несмотря на крайнюю необъективность и предвзятость в характеристиках лиц, интересны тем, что передают многие настроения и приметы времени. С известной долей условности можно сказать, что это «энциклопедия русской жизни» рубежа XIX-XX вв. И читаются они хорошо.

Общественное мнение, а больше состояние периодической печати конца ХIX века (своеобразные СМИ того времени) весьма живо рисует В.А. Гиляровский. Известный автор известной книги «Москва и москвичи», он написал прекрасный очерк «Москва газетная», вводящий читателя «за кулису», «на кухню» газетных издательств. Колоритнейшие типажи издателей, преуспевающих журналистов, газетных репортеров, «моральные» принципы и часто расходящиеся с ними нравы, царившие в этой среде – и все это – на прекрасном русском языке.

Начало ХХ века – это, прежде всего, русско-японская война и первая русская революция. Войне посвящены мемуары ее участников, изданные в 50-е гг. в Нью-Йорке (сайт Н. и Л. Дотан). Каждое воспоминание рисует «кусочек» истории, в результате получается довольно мозаичная картина, которую будет небезинтересно сравнить с воспоминаниями графа А.А. Игнатьева («50 лет в строю»), А.С. Новикова-Прибоя, романом А. Степанова «Порт-Артур». Вообще чтение военных мемуаров весьма увлекательное занятие для всех любителей военной истории.

Революционному движению кануна революции 1905 г. посвящены воспоминания Г.А. Гершуни (сайт Н. и Л. Дотан), Б.В. Савинкова, В.М. Чернова. Они не только рассказывают о деятельности партии социалистов-революционеров, ее героях, «философии» эсеровского террора, но показывают человека в разных ситуациях (Гершуни много пишет о каторжной тюрьме Шлиссельбург), сообщают интересные приметы времени, не связанные с революцией (В.М. Чернов, например, интересно описывает свое детство).

Борьба правительства, его карательных органов с революцией нашли отражение на страницах мемуаров П.Г. Курлова, одно время товарища министра внутренних дел при Столыпине, и генерала А. Спиридовича, вхожих к тому же самые высокие коридоры власти, а потому проливающих свет и на деятельность «верхов».

Внутреннюю политику самодержавия в канун революции лучше всего показывает в своих «Чертах и силуэтах прошлого» В.И. Гурко. Интересно будет сравнить его взгляд и взгляд кн. В.П. Мещерского. Оба консерваторы по своим политическим взглядам, но какая разница в подходе и оценках! Если будете читать и то и другое, постарайтесь четко сформулировать для себя эти различия и объяснить их. Несколько в ином «дневниковом» режиме описывает предреволюционное время В.Н. Коковцов – тогдашний министр финансов. Здесь меньше оценок и больше фактов.

Взгляд с противоположной стороны – со стороны либеральной оппозиции власти представлен в воспоминаниях П.Н. Милюкова.

Столыпинская эпоха представлена в наших библиотеках, прежде всего, перепиской самого Столыпина, рисующей читателям образ не только большого государственного деятеля, но и человека в его частной жизни. Последняя тема представлена также в воспоминаниях его дочери М.П. Бок. В нашем распоряжении имеются и публичные речи П.А. Столыпина, позволяющие представить, прежде всего, его политические планы.

Огромная мемуарная литература посвящена Николаю II. Многое можно прочесть о Николае в упомянутых выше мемуарах С.Ю. Витте, В.Н. Коковцова, В.И. Гурко. Обратите внимание на то, как эти авторы сравнивают Николая с его отцом – Александром III. С одним из лучших образов Николая II в мемуаристике можно познакомится в книге отца протоиерея русской армии периода первой мировой войны Г. Шавельского. Здесь же описаны и некоторые члены семьи Романовых, в частности вел. кн. Николай Николаевич мл. Вообще книга о. Г.Шавельского, изданная в 50-е гг. в Нью-Йорке, представляет собой широкий и вдумчивый взгляд на предреволюционную Россию. Понятно, что в силу своего положения армейского протоиерея о. Г. Шавельский больше всего говорит о русской армии и Великой войне 1914-1918 гг.

Стана и общество накануне революции 1917 г. хорошо показаны в воспоминаниях министра иностранных дел С.Д. Сазонова, а также председателя IV Государственной думы М.В. Родзянко.

Понятно, что просто так взять и прочесть какую-то книгу или книги не имеет смысла. Берясь за чтение о частном надо представлять себе общую картину состояния России того или иного периода. В этом, наряду с лекциями, помогут учебники, указанные в списке литературы.

Зачет по элективному курсу проводится в форме собеседования по той или иной прочитанной студентом книге. Постарайтесь, во-первых, составить себе представление о ее авторе, уловить его общее политическое настроение, определив, таким образом, насколько мы можем доверять источнику. Во-вторых, постарайтесь найти основную идею, выводы автора. Насколько они кажутся нам обоснованными, в чем можно согласиться с ними, а в чем согласиться трудно или даже невозможно. Почему наши собственные оценки совпадают (не совпадают) с оценками источника? Наконец, чем понравилась Вам прочитанная книга? Эти вопросы и будут выяснены во время зачета.




скачать файл



Смотрите также:
Учебно-методический комплекс история россии рубежа XIX-XX века
303.03kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «история россии
493.37kb.
Учебно-методический комплекс специальность: 030602. 65 (030602) Связи с общественностью
643.93kb.
Учебно-методический комплекс по опд. Ф. 15 «Конституционное право зарубежных стран»
1134.91kb.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины история зарубежной литературы Направление 520500 Лингвистика Степень
924.47kb.
Учебно-методический комплекс по учебным дисциплинам «Теория измерений» и «Анализ данных»
1353.09kb.
Учебно-методический комплекс (Рабочая учебная программа) по дисциплине «История зарубежной музыки» для студентов одо и озо 030700
352.85kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем» для студентов заочной формы обучения
317.4kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «История мировой культуры» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта для студентов специальности 072501
2284.22kb.
Учебно-методический комплекс для студентов специальности 080107. 65 «Налоги и налогообложение»
634.52kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф новейшая история стран европы и америки
1718.99kb.
Учебно-методический комплекс программы дополнительного образования «Нормативно-правовое и юридическое сопровождение замещающих и приемных семей»
1143.63kb.