vesnat.ru страница 1
скачать файл
Справочная информация о Чувашской Республике

Общая информация

Находясь в центре Поволжья, Чувашская Республика является небольшим по территории, но динамично развивающимся и обладающим несомненной привлекательностью для инвесторов регионом.

Выгодность географического расположения, благоприятные природно-климатические условия, развитость инженерной, телекоммуникационной и транспортной инфраструктуры, правовые и экономические гарантии инвестиций, высококвалифицированная и сравнительно дешевая рабочая сила создают хорошую базу для долгосрочного инвестирования и успешного бизнеса.

Республика является одним из самых политически стабильных регионов с высоким уровнем доверия населения к органам власти, использует новаторские методы управления и проводит прозрачную и эффективную бюджетную политику.

Одним из ключевых направлений социально-экономического развития является проведение последовательной и ответственной инвестиционной политики, предусматривающей концентрацию бюджетных средств на финансирование приоритетных программ и проектов, использование различных финансовых инструментов и схем, привлечение внебюджетных инвестиционных ресурсов, создание условий и стимулов к привлечению инвесторов извне.

По итогам 2010 года Чувашия вошла в число 22 субъектов Федерации, которым присвоена I степень качества управления региональными финансами (в числе 3 регионов из Приволжского федерального округа).

По результатам проведенного конкурса для предоставления субсидий из федерального бюджета на реализацию региональных программ повышения эффективности бюджетных расходов Чувашия вошла в число 15 субъектов Российской Федерации достигших наилучших результатов в сфере повышения эффективности бюджетных расходов. В 2011 году Чувашия вошла в число 4 пилотных субъектов Российской Федерации (Москва, Республика Татарстан, Чувашская Республика, Пермский край) по созданию и развитию государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет».

Чувашия прочно зарекомендовала себя как инновационный полигон, апробирующий самые современные проекты и технологии общероссийской значимости, причем как в социальной сфере, так и в реальном секторе экономики.

Потенциальные возможности республики благоприятствуют сотрудничеству с представителями как ближнего, так и дальнего зарубежья во всех секторах экономики, науки и культуры.


Инвестиционная привлекательность Чувашской Республики

Привлечение инвесторов в Чувашскую Республику – одна из важнейших стратегических задач.

Взаимодействие властей с инвесторами строится на следующих принципах:

  • равенство (недискриминирующий подход ко всем субъектам предпринимательской и инвестиционной деятельности);

  • вовлеченность (участие предпринимателей и инвесторов в процессе принятия решений и оценки их реализации);

  • прозрачность (общедоступность документированной информации органов власти);

  • наибольшее благоприятствование (ориентация административных процедур на интересы предпринимателей и инвесторов).

С каждым инвестором ведется адресная работа, учитываются его пожелания. Инвестиционный проект сопровождается на всем пути реализации, получает информационную, консультационную и административную поддержку от первоначального знакомства с территорией до запуска производства.

В целях стимулирования инвестиционной деятельности в Чувашии, а также устранения административных барьеров создано ОАО «Корпорация развития Чувашской Республики». Корпорация способствует комплексному развитию территории Чувашской Республики путем инкубации инвестиционных проектов, создания площадок под промышленную и жилую застройку, а также путем содействия реализации инвестиционных проектов в сфере транспорта и инфраструктуры, инновационной сфере.

Одним из индикаторов привлекательности субъектов Российской Федерации для инвесторов является состояние их инвестиционного климата, в том числе сравнительные инвестиционные потенциалы и инвестиционные риски.

Согласно рейтингу инвестиционной привлекательности регионов России, проводимому рейтинговым агентством «Эксперт РА», Чувашская Республика входит в число регионов с умеренным риском. По показателям инвестиционного климата республика находится на 44 месте по инвестиционному потенциалу, опережая такие регионы Приволжского федерального округа как Ульяновскую, Пензенскую, Кировскую, области и Республики Мордовия и Марий Эл. В 2011 году по сравнению с предыдущими годами республика поднялась на более высокую ступень по инновационному, инфраструктурному, трудовому, потребительскому, производственному, финансовому и институциональному потенциалам.

В 2011 году рейтинговое агентство Moody's Investors Service присвоило Чувашской Республике рейтинг эмитента по международной (глобальной) шкале в иностранной валюте Ва2. Прогноз рейтинга – «стабильный».

Кредитный рейтинг по национальной шкале подтвержден на уровне Аа2.ru (высокая кредитоспособность по отношению к другим российским эмитентам).


Инвестиционная деятельность

Отличительной чертой инвестиционной политики является обеспечение комплексности решения проблем развития, применение комбинированных схем финансирования и концентрации ресурсов из всех источников, что позволяет получить значительный мультипликативный эффект.

Объем инвестиций в основной капитал Чувашской Республики в 2011 году составил более 55 млрд. рублей. В последние годы сохраняется устойчивая тенденция опережающего роста инвестиций в основной капитал по сравнению с темпами роста в целом по России.

Значительный объем инвестиций в основной капитал привлекается в обрабатывающие производства (31,4 % от общего объема инвестиций в основной капитал) и транспорт (24,7 %).

В структуре инвестиций в основной капитал по источникам финансирования собственные средства предприятий составляют 40,1 % от общего объема инвестиций, привлеченные средства - 59,9 %, в том числе кредиты банков – 4,1 %, заемные средства других организаций – 15,0 %, бюджетные средства – 27,2 %, средства внебюджетных фондов – 0,3 %, прочие – 13,4 %.

В целях совершенствования программно-целевого метода планирования бюджетных расходов в Чувашской Республике утверждено 14 государственных программ.

Республика привлекает значительные ресурсы из федерального бюджета, участвуя в реализации 17 федеральных целевых программ, таких как «Развитие образования», «Культура России», «Социальное развитие села», «Жилище», «Чистая вода», «Развитие транспортной системы России», «Повышение безопасности дорожного движения», «Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера», «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации», «Развитие судебной системы России» и ряда других.

В последние годы структура инвестиций в основной капитал в республике меняется в сторону сокращения доли бюджетных инвестиций (за последние три года объем бюджетных инвестиций в экономику республики составил 21,6 млрд. рублей) и роста внебюджетных источников финансирования.



Кабинетом Министров Чувашской Республики подписаны Соглашения о сотрудничестве с ОАО «Российский банк развития», ОАО «Россельхозбанк», ОАО «Сбербанк России», ГК «Внешэкономбанк», ЗАО «ВТБ 24», «Газпромбанк» (ОАО) по установлению стратегического партнерства и развитию долгосрочного сотрудничества в области инвестиционной деятельности.
Меры государственной поддержки

В республике проводится целенаправленная инвестиционная политика, реализуются инвестиционные программы, включающие приоритетные инвестиционные проекты, которым оказывается государственная поддержка путем предоставления прямых инвестиций, государственных гарантий, льгот по налогам, бюджетных кредитов.

В целях проведения единой государственной инвестиционной политики в Чувашской Республике, создания благоприятных условий для привлечения и эффективного использования инвестиционных ресурсов, реализации возможностей потенциальных инвесторов с 1994 года в Чувашии функционирует постоянно действующий орган Кабинета Министров Чувашской Республики - Совет по инвестиционной политике.

Законы Чувашской Республики:

- от 23 июля 2001 г. № 38 «О вопросах налогового регулирования в Чувашской Республике, отнесенных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах к ведению субъектов Российской Федерации»;

- от 25 мая 2004 г. № 8 «О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Чувашской Республике» в части предоставления государственных гарантий Чувашской Республики;

- от 20 декабря 2010 г. № 71 «Об участии Чувашской Республики в проектах государственно-частного партнерства»;

Указ Президента Чувашской Республики от 29 декабря 2011 г. № 130 «О дополнительных мерах по стимулированию инвестиционной деятельности в Чувашской Республике»;

постановления Кабинета Министров Чувашской Республики:


- от 13 января 2005 г. № 3 «О Совете по инвестиционной политике»;

- от 12 февраля 2009 г. № 41 «Об утверждении Методики распределения на конкурсной основе субсидий из республиканского бюджета Чувашской Республики бюджетам муниципальных образований на подготовку инвестиционных площадок «под ключ» (площадок, обеспеченных всей необходимой инженерной, коммуникационной, транспортной инфраструктурой), в том числе для формирования территорий опережающего развития (индустриального парка, агропромышленного парка, логистического парка, технопарка, офисно-делового парка, многофункционального парка)»;

- от 9 декабря 2010 г. № 428 «Об утверждении Правил формирования и реализации республиканской адресной инвестиционной программы и Порядка оценки эксплуатационных расходов будущих периодов инвестиционных проектов, финансирование которых осуществляется в рамках республиканской адресной инвестиционной программы»;

- от 14 марта 2008 г. № 62 «Об утверждении Порядка принятия органами исполнительной власти Чувашской Республики решений о даче согласия на заключение сделок по привлечению инвестиций в отношении объектов недвижимого имущества, находящихся в государственной собственности Чувашской Республики»;

- от 29 мая 2009 г. № 178 «О Республиканской комплексной программе инновационного развития промышленности Чувашской Республики на 2010-2015 годы и на период до 2020 года».
Государственная поддержка инвестиционной деятельности:

1. Предоставление налоговых льгот:

1.1. Организации, зарегистрированные на территории Чувашской Республики, а также организации, зарегистрированные за пределами Чувашской Республики, в отношении их обособленных подразделений, имеющих отдельный баланс, осуществляющие деятельность на территории Чувашской Республики по производству сельскохозяйственной продукции с привлечением инновационных технологий по производству сельскохозяйственной продукции, при условии, что доля доходов от реализации этой продукции составляет не менее 70 % от общего объема реализуемой продукции, и привлекающие с 2008 года инвестиции на сумму не менее 100 млн. рублей, освобождаются от уплаты налога на имущество организаций, исчисленного начиная с 2011 года, в течение всего срока окупаемости инвестиционного проекта, но не более чем на пять лет с момента привлечения инвестиций.

1.2. В случае регистрации организации на территории Чувашской Республики, осуществляющей инвестиционную деятельность в Чувашской Республике в форме капитальных вложений на сумму более 30 млн. рублей, предоставляются следующие льготы по налогам в части, зачисляемой в республиканский бюджет Чувашской Республики:

а) по налогу на имущество организаций – освобождение от уплаты налога на 50 % от суммы исчисленного налога в течение всего срока окупаемости инвестиционного проекта, но не более чем на пять лет со дня получения льготы;

б) не облагается налогом на имущество организаций имущество, являющееся предметом лизинга;

в)  по налогу на прибыль организаций:

– для организаций, зарегистрированных на территории Чувашской Республики и осуществляющих инвестиционную деятельность в Чувашской Республике в форме капитальных вложений на сумму более 30 млн. рублей, устанавливается льготная ставка в размере 14 % в части, зачисляемой в республиканский бюджет Чувашской Республики (понижение ставки на 4 процентных пункта);

– для организаций, осуществляющих лизинговые операции, доля доходов от которых составляет не менее 80 % всех доходов за отчетный период, в целях ускоренного развития инвестиционной деятельности на основе операций лизинга ставка налога на прибыль организаций в части, зачисляемой в республиканский бюджет Чувашской Республики, устанавливается в размере 14 % в течение первого года с момента регистрации (понижение ставки на 4 процентных пункта);

– для вновь создаваемых организаций (включая иностранные и с иностранным участием), занимающихся производством товаров народного потребления и переработкой сельскохозяйственной продукции (не менее 70 % от общего объема), в течение первых трех лет с момента государственной регистрации при условии направления высвобождаемых средств на развитие производства ставка налога на прибыль организаций в пределах суммы налога, подлежащей зачислению в республиканский бюджет Чувашской Республики, устанавливается в размере 14 % (понижение ставки на 4 процентных пункта);

– для вновь зарегистрированных на территории Чувашской Республики иностранных и с иностранным участием организаций (при условии, что оплаченная иностранной стороной доля в уставном фонде (капитале) составляет не менее 70 % и в эквивалентной сумме - не менее 100 тыс. долларов США) или же филиалов и представительств таких организаций ставка налога на прибыль организаций, зачисляемого в республиканский бюджет Чувашской Республики, устанавливается в размере 14 % в течение трех лет с момента регистрации на территории Чувашской Республики (понижение ставки на 4 процентных пункта).

1.3. Вновь создающимся с 1 января 2003 г. организациям, зарегистрированным на территории Чувашской Республики, в течение одного года с момента государственной регистрации предоставляются следующие налоговые льготы:

– по налогу на прибыль организаций - ставка налога на прибыль организаций в пределах суммы налога, подлежащей зачислению в республиканский бюджет Чувашской Республики, устанавливается в размере 14 %;

– по налогу на имущество организаций - освобождаются от уплаты 50 % суммы исчисленного налога на имущество организаций;

– по транспортному налогу - освобождаются на 100 % от уплаты транспортного налога.

1.4. В случае вложения инвестиций для добычи и переработки минерально-сырьевых ресурсов Чувашской Республики организации, зарегистрированные на территории Чувашской Республики, освобождаются от уплаты республиканских налогов в части, зачисляемой в республиканский бюджет Чувашской Республики в течение всего срока окупаемости инвестиционного проекта, но не более чем на пять лет начиная с месяца, в котором поступили в организацию инвестиции.

2. Предоставление инвестиционных налоговых кредитов в части налогов, уплачиваемых в республиканский бюджет Чувашской Республики (изменение срока уплаты налога, при котором организации при наличии оснований предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшить свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов).

3. Предоставление на конкурсной основе государственных гарантий Чувашской Республики.

4. Предоставление на конкурсной основе субсидий на подготовку инвестиционных площадок «под ключ».

5. Предоставление льгот по уплате арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в государственной собственности Чувашской Республики.

6. Заключение концессионных соглашений в отношении объектов, находящихся в государственной собственности Чувашской Республики.

7. Оказание нефинансовых мер государственной поддержки при реализации инвестиционных проектов, признанных имеющими важное экономическое и социальное значение для Чувашской Республики с объемом инвестиционных затрат не менее 30 млн. рублей (государственное сопровождение и продвижение приоритетных инвестиционных проектов).
Государственная поддержка инновационной деятельности

Субсидии из республиканского бюджета Чувашской Республики на реализацию инновационных проектов организаций, направленных на создание серийного производства на территории Чувашской Республики. Формы государственной поддержки:

- возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, привлеченным хозяйствующими субъектами на реализацию перспективных и приоритетных инновационных проектов (не более 2/3 ставки рефинансирования Центробанка России и в совокупности не более 5 млн. рублей);

- предоставление субсидий из республиканского бюджета Чувашской Республики на возмещение части затрат на уплату лизинговых платежей по договорам лизинга, заключенным с российскими лизинговыми компаниями на приобретение технологического оборудования, используемого для реализации перспективных и приоритетных инновационных проектов возмещение части затрат на уплату лизинговых платежей по договорам лизинга имущества (не более 2/3 ставки рефинансирования Центробанка России и в совокупности не более 5 млн. рублей).

Средства выдаются безвозмездно, на конкурсной основе. Решение принимается Комиссией по отбору наиболее приоритетных и перспективных инновационных проектов при Минэкономразвития Чувашии.
Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства

1. Предоставление грантов:

1.1. До 300 тыс. рублей:

- начинающим субъектам малого предпринимательства на создание собственного бизнеса;

- молодым предпринимателям на реализацию проектов в сфере малого предпринимательства;

1.2. Гранты субъектам малого и среднего предпринимательства – юридическим лицам (хозяйственным обществам) на создание малой инновационной компании (в размере 70 % от суммы произведенных и документально подтвержденных расходов, но не более 500,0 тыс. рублей);

1.3. Гранты начинающим субъектам малого и среднего предпринимательства на уплату первого взноса при заключении договора лизинга оборудования (из расчета 50 % от суммы первоначального взноса, но не более 1,0 млн. рублей);

1.4. Предоставление субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства на организацию групп дневного времяпрепровождения детей дошкольного возраста и иных подобных им видов деятельности по уходу и присмотру за детьми - центров времяпрепровождения детей (не более 600,0 тыс. рублей на одного получателя субсидии).

2.1Инновационным компаниям, осуществляющим инновационную деятельность, в целях возмещения части затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг (из расчета 2/3 произведенных затрат, но не более 5,0 млн. рублей);

2.2. Возмещение части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства:

а) на участие в региональных, межрегиональных, зарубежных выставках (из расчета 2/3 произведенных затрат, но не более 300,0 тыс. рублей);

б) связанных с реализацией программ по энергосбережению и технологическим присоединением к объектам электросетевого хозяйства, а так же части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, на технологическое присоединение к источнику электроснабжения энергопринимающих устройств  (в размере 50 % от суммы заключенного договора);

в) на уплату процентов по кредитам, привлеченным в российских кредитных организациях (в размере не более 2/3 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации и не более 10,0 млн. рублей на одно получателя поддержки; получатели поддержки: субъекты малого и среднего предпринимательства - юридические лица со среднесписочной численностью работников равной 50 и более человек; необходимые условия поддержки: сумма кредитного договора составляет более 3,0 млн. рублей, оставшийся срок погашения кредита и уплаты процентов по нему на дату представления кредитного договора для получения субсидии составляет более 1 года; подтверждение уплаты кредита и процентов по нему в размере не менее 20% от всей суммы кредита и процентов по кредиту);

г) на выплату вознаграждения по выданной банковской гарантии и по заключенному договору поручительства организациям, обеспечивающим исполнение обязательств по кредитным договорам, договорам займа, договорам лизинга (в размере не менее 50 % от требуемого кредитной организацией (кооперативом, лизингодателем) размера обеспечения. Субсидии предоставляются единовременно из расчета 90 % произведенных заемщиком затрат на выплату вознаграждения по выданной банковской гарантии или по заключенному договору поручительства, но не более 4/5 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей на дату заключения договора в расчете на год);

д) на обучение специалистов в рамках реализации Государственного плана подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации (из расчета 2/3 произведенных в текущем финансовом году затрат, связанных с обучением специалистов в рамках реализации Государственного плана подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации);

е) на внесение платы кредитной организации за неполное исполнение условий кредитного договора в части требований, предъявляемых к объему имущественного обеспечения (единовременно из расчета 90 % произведенных субъектом малого или среднего предпринимательства затрат, связанных с внесением платы кредитной организации за неполное исполнение условий кредитного договора в части требований, предъявляемых к объему имущественного обеспечения, но не более 4/5 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей на дату заключения кредитного договора в расчете на год);

ж) на внесение платы страховой организации за страхование кредитного договора в части неполного имущественного обеспечения условий договора (единовременно из расчета 90 % произведенных субъектом малого или среднего предпринимательства затрат, связанных с внесением платы страховой организации за страхование кредитного договора в части неполного имущественного обеспечения условий договора, но не более 4/5 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей на дату заключения кредитного договора в расчете на год);

з) на производство и (или) реализацию товаров, работ, услуг, предназначенных для экспорта, в том числе на выполнение обязательных требований законодательства Российской Федерации и (или) страны-импортера, являющихся необходимыми для экспорта товаров (работ, услуг) и связанных с:

- уплатой процентов по кредитам, привлеченным на срок не более 3 лет в российских кредитных организациях субъектами малого и среднего предпринимательства, производящими и (или) реализующими товары (работы, услуги), предназначенные для экспорта, не ранее 1 января 2008 г. (из расчета 50 % произведенных затрат на уплату процентов по кредитам, но не более 1/2 ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка Российской Федерации, действовавшей на дату предоставления кредита, при оформлении кредита в рублях и не более 6 % годовых при оформлении кредита в иностранной валюте при условии отсутствия у субъектов малого и среднего предпринимательства просроченной задолженности по налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджетную систему Российской Федерации);

- выполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации и законодательства страны-импортера, являющихся необходимыми для экспорта товаров (работ, услуг) (из расчета 50 % произведенных субъектами малого и среднего предпринимательства затрат на выполнение обязательных требований, но не более 500,0 тыс. рублей на покрытие расходов, связанных с получением одного сертификата, и не более 1,0 млн. рублей на одного субъекта малого и среднего предпринимательства);

- участием в выставочно-ярмарочных мероприятиях за рубежом (из расчета 2/3 произведенных субъектами малого и среднего предпринимательства затрат, связанных с участием в выставочно-ярмарочных мероприятиях за рубежом, но не более 500,0 тыс.  рублей на одного субъекта малого и среднего предпринимательства);

- регистрацией и (или) правовой охраной за рубежом изобретений и иных охраняемых законом результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации юридического лица и продукции (работ, услуг) не ранее 1 января 2008 г. (из расчета 2/3 произведенных субъектами малого и среднего предпринимательства затрат, связанных с оплатой услуг по регистрации и (или) правовой охране за рубежом изобретений и иных охраняемых законом результатов интеллектуальной деятельности, но не более 500,0 тыс. рублей на одного субъекта малого и среднего предпринимательства);

- оплатой услуг по разработке средств индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции (работ, услуг), в том числе фирменного наименования, товарного знака, созданию промышленного образца для товаров (работ, услуг), предназначенных для экспорта (далее - услуги по разработке средств индивидуализации), не ранее 1 января 2008 г. (из расчета 50 % произведенных субъектами малого и среднего предпринимательства затрат, связанных с оплатой услуг по разработке средств индивидуализации, но не более 500,0 тыс. рублей на одного субъекта малого и среднего предпринимательства);

и) на уплату лизинговых платежей по договорам лизинга (в размере 2/3 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей на момент уплаты лизинговых платежей лизингополучателем, от остаточной стоимости предмета лизинга с начала финансового года, в котором принято решение о субсидировании, до даты окончания действия лизингового договора, но не более двух лет);

к) на оплату образовательных услуг (в размере 2/3 произведенных затрат, связанных с оплатой образовательных услуг по профессиональной переподготовке и (или) повышению квалификации кадров в образовательных учреждениях в предыдущем году и (или) текущем финансовом году, кроме затрат, связанных с обучением специалистов в рамках реализации Государственного плана подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации. Размер субсидии, предоставленной одному заявителю в течение одного финансового года, не может превышать 20 тыс. рублей).


Промышленность

Ведущее место в экономике Чувашии занимает промышленный комплекс, в котором создается каждый третий рубль валового регионального продукта, трудится каждый четвертый работающий и обеспечивает более 40 % платежей налогов и сборов в консолидированный бюджет Российской Федерации. В структуре промышленного комплекса на организации обрабатывающих производств приходится около 85 % объема отгруженной продукции, выполненных работ и услуг, на организации производства и распределения электроэнергии, газа и воды – 15,1 %.

В структуре обрабатывающих производств на организации машиностроительного комплекса приходится каждый второй рубль в объеме отгруженной продукции обрабатывающих производств, на организации производства пищевых продуктов – каждый шестой рубль, на организации химического производства – каждый девятый рубль.

Крупнейшие организации республики: ЗАО «Промтрактор-Вагон», ООО «Промтрактор-Промлит», ОАО «Промтрактор», ОАО «Чебоксарский агрегатный завод», ОАО «Научно-производственный комплекс «ЭЛАРА» имени Г.А. Ильенко, ОАО «Химпром», филиал ЗАО Фирма «Август» «Вурнарский завод смесовых препаратов», ОАО «АККОНД», ЗАО «Чебоксарский электроаппаратный завод», ООО НПП «ЭКРА», ОАО «ВНИИР», ОАО «Завод «Чувашкабель», ОАО «Шумерлинский завод специализированных автомобилей», ОАО «ЧПО им. В.И. Чапаева», ЗАО «Чебоксарское предприятие «Сеспель», ОАО «Перкарбонат», ОАО «Чебоксарская пивоваренная фирма «Букет Чувашии» и другие.

В республике выпускается разнообразная продукция производственного и бытового назначения: сложное электротехническое оборудование, механизмы и приборы, бульдозеры и полувагоны различных модификаций, машины посудомоечные промышленного типа и оборудование для приготовления пищи в организациях общественного питания, кабельная продукция, сода каустическая, краски и смолы, химические средства защиты растений, полимерные изделия (трубы, шланги, рукава и их фитинги), акриловые и гидромассажные ванны, швейные, трикотажные изделия.
Внешнеэкономическая деятельность

За последние годы Чувашская Республика стала регионом, открытым для конструктивного и взаимовыгодного сотрудничества, сформировала имидж надежного партнера среди иностранных государств. Республику посещают сотни делегаций на уровне руководителей зарубежных стран и республик, дипломатических представительств, представители международных организаций, крупнейших финансовых, научных, деловых кругов.

Чувашская Республика связана соглашениями о взаимовыгодном разностороннем сотрудничестве с большинством субъектов Российской Федерации, которые видят в нашей республике надежного партнера. Заключение Договоров и Соглашений способствует развитию торгово-экономического, научно-технического, социального и культурного сотрудничества с регионами России, что приводит к значительному, с отдельными регионами в 2-3 раза, увеличению товарооборота.

В настоящее время Чувашская Республика поддерживает торгово-экономические отношения более чем с 70 странами мира.

На территории Чувашской Республики зарегистрировано 49 предприятий с участием иностранного капитала.

По итогам 2011 года внешнеторговый оборот составил 675,9 млн. долл. США. Экспорт – 129,5 млн. долларов США (19,2 % от внешнеторгового оборота), импорт – 546,4 млн. долларов США (80,8 %). По сравнению с 2010 годом оборот увеличился на 394,8 млн. долларов США (в 2,4 раза). Сальдо торгового баланса отрицательное и составило 416,9 млн. долларов США (преобладание импорта).

Крупнейшими экспортерами остаются ОАО «Химпром», Филиал ЗАО Фирма «Август» «Вурнарский завод смесевых препаратов», ОАО «Чебоксарский агрегатный завод», ОАО «Промтрактор», ЗАО «ДюПон Химпром», ООО «Металл».

Крупнейшие импортеры: ООО «Хевел», ОАО «Территориальная генерирующая компания № 5», Филиал ЗАО Фирма «Август» «Вурнарский завод смесевых препаратов», ОАО «Химпром», ГУП Чувашской Республики «РУКС» Минстроя Чувашии, ОАО «АККОНД».


Особое место в экономике Чувашии занимает агропромышленный комплекс. Сегодня в сельском хозяйстве Чувашской Республики создается около 8% валового регионального продукта.

Основными стратегическими целями агропромышленного комплекса являются формирование эффективного высокотехнологичного и конкурентоспособного агропромышленного производства для улучшения продовольственного обеспечения населения, с активным продвижением товаров и сельскохозяйственного сырья, произведенного в республике, на местный, межрегиональный и зарубежный рынки.

Сложившаяся специализация сельского хозяйства на производстве овощей, картофеля, молока, мяса, зерна, технических культур, хмеля и кормов для животноводства соответствует природно-экономическим условиям республики.

Выпуск продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий за 2011 год составил свыше 36,6 млрд. рублей или 145,7% в сопоставимой оценке к уровню 2010 года.

2011 год для республики был небывало урожайным. В хозяйствах всех категорий в 2011 году увеличился сбор зерновых и зернобобовых культур в 4,3 раза, картофеля в 2,7 раза, овощей открытого грунта в 1,8 раза при росте урожайности в 2,1 раза, 2,1 раза и 1,5 раза соответственно.

Основные отрасли животноводства – мясомолочное скотоводство, свиноводство, птицеводство и пчеловодство. В республике занимаются разведением крупного рогатого скота молочного направления, свиней, овец, птицы (кур, гусей, уток). В республике имеются специализированные предприятия, занимающиеся прудовым рыбоводством.

В 2011 году в хозяйствах всех категорий произведено 104,6 тыс. тонн скота и птицы на убой в живом весе, 489,3 тыс. тонн молока, 323,7 млн. штук яиц.

В республике динамично развивается производство пищевых продуктов, включая напитки. Организациями ведется работа по улучшению качества и расширению ассортимента производимой продукции, проведению технического перевооружения и внедрению новейших технологий, внедрению международных стандартов качества, интеграции производителями сельскохозяйственной продукции. В большом ассортименте производятся мясные и молочные продукты, кондитерские, хлебобулочные, макаронные и ликероводочные изделия, безалкогольные напитки, пиво, консервы, крахмалы, крупы, минеральные воды и другие продукты.



Строительство и ЖКХ


Чувашская Республика располагает достаточно развитым строительным потенциалом (7,9% валового регионального продукта). В строительном комплексе функционируют свыше 1900 организаций различных форм собственности, из них 96% - организации, относящиеся к субъектам малого предпринимательства. Численность работающих в строительной отрасли составляет около 30 тыс. человек. Строительные организации республики способны ежегодно выполнять более чем на 25 млрд. рублей подрядных работ, вводить в эксплуатацию более 900 тыс. кв. м жилья. Производством строительных материалов занимаются более 90 предприятий, из них половина - предприятия малого бизнеса. Строительно-монтажные работы ведут 55 крупных и средних организаций различных форм собственности.

Следует отметить инвестиционную привлекательность дорожного строительства, жилищного и коммунального строительства, строительства объектов физической культуры и спорта. Зона ответственности государства особо важна в области инженерной, транспортной инфраструктуры, в вопросах защиты территорий от природных и техногенных опасностей, социальной сферы (объекты образования, здравоохранения, культуры и др.).

Энергосбережение жилищно-коммунального комплекса, внедрение энергосберегающих технологий и материалов, экономия расходования энергоресурсов и воды является одним из основных направлений развития жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики. В отрасли реализуются мероприятия программ энергосбережения, модернизации коммунальных котельных и тепловых сетей и т.д.

С целью отказа от транспортировки тепла на большие расстояния с потерями выше нормативов и выработки тепловой энергии на неэффективных котельных строятся блочно-модульные котельные. Проводится работа по переводу многоквартирных домов на индивидуальное отопление, по внедрению автоматизированных систем управления технологическими процессами в котельных, коммерческого учета электроэнергии.


Тарифы и цены

Тарифы на энергоносители

Тариф на электрическую энергию для потребителей (кроме населения) формируется путем сложения оптовой цены электроэнергии на рынке, услуг системного оператора, услуг по передаче электрической энергии и сбытовой надбавки. Величина тарифа зависит от оптовой цены ее приобретения и поставщика услуг.

Плата за технологическое присоединение к электрическим сетям ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Волги» на территории Чувашской Республики.

Размер платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств заявителей с максимальной присоединенной мощностью свыше 15 кВт




Заявители

Уровень напряжения

Ставка платы за присоединение, руб./кВт

(без учета НДС)



Физические и юридические лица

0,4 кВ

2114,76

Физические и юридические лица

6-10 кВ

2804,67



Тарифы на газ


Величина тарифа на газ формируется путем сложения оптовой цены на газ, платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые потребителям, и тарифам на транспортировку газа.

Так, тариф на газ, установленный Федеральной службой по тарифам, для промышленных предприятий составляет:




Объем, млн. м3

Тариф, руб./тыс. м3

от 500

3595,70

от 100 до 500

3604,90

от 10 до 100

3720,48

от 1 до 10

3856,06

от 0,1 до 1

3856,06

от 0,01 до 0,1

3862,71

до 0,01

3930,59

Тарифы на газ для населения утверждены постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики и составляют 3417,68 руб./тыс. м3, с 1 июля 2012 г. – 3930,86 руб./ тыс. м3.



Тарифы на водоснабжение и водоотведение


Тарифы на водоснабжение и водоотведении устанавливаются Государственной службой Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам.

Так, тарифы для ОАО «Водоканал» г. Чебоксары на 2012 год составляют:

- на услугу водоснабжения питьевой водой в размере 7,94 руб./куб.м (без НДС);

- на услугу водоотведения и очистки сточных вод в размере 9,10 руб./куб.м (без НДС).

Тарифы для ГУП «БОС» Минстроя Чувашии г. Новочебоксарска на услуги водоотведения и очистки сточных вод установлены в размере 2,19 руб./куб.м (без НДС).
Транспортный комплекс

На территории республики пересекаются железнодорожные, водные, основные российские автомобильные магистрали. Через республику проходят три федеральные автодороги: «Волга» (Нижний Новгород - Уфа М7) – 195,5 км, Цивильск - Ульяновск А-151 - 123 км, «Вятка» (Чебоксары – Йошкар-Ола - Киров - Сыктывкар А-119) - 11,2 км, пролегают основные автотрассы, которые дают выход транспорту в северные, восточные, южные и центральные районы страны и за ее пределы. Через Чебоксары проходят автотрассы: Иран – Азербайджан – Поволжье - Север Европейской части России, в том числе по мосту через Волгу; западная граница России – Москва - Урал. Протяженность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием Чувашской Республики на 1 января 2011 г. составила 5823,2 км. Плотность дорог с твердым покрытием составляет 317,5 км на 1000 кв. км территории. По плотности дорог с твердым покрытием республика занимает 8-е место из 78 регионов Российской Федерации, и 2-е место в Поволжье. В Чувашии около 1700 сельских населенных пунктов, из которых 98,5% соединены автомобильными дорогами с твердым покрытием с сетью дорог общего пользования.

Транспортный комплекс республики представлен всеми видами транспорта (автомобильным, городским электрическим (троллейбусы), воздушным, водным и железнодорожным) и автомобильными дорогами общего пользования. Ведущее место принадлежит автомобильному транспорту. Им перевозится около 48% грузов и 60% пассажиров. Годовой объем перевозок грузов всеми видами транспорта общего пользования, исключая железнодорожный, составляет 5,3 млн. тонн и имеет тенденцию к увеличению. Годовой грузооборот автомобильного транспорта республики составляет более 804 млн. тонн/км. Регулярные перевозки пассажиров маршрутными автобусами в Чувашии осуществляются на 491 автобусном маршруте (61 городском, 293 пригородных, 137 междугородних) с годовым объемом перевозки пассажиров более 79 млн. пассажиров.

Основной целью развития транспортного комплекса республики является повышение сбалансированности, эффективности и безопасности функционирования, обеспечение благоприятных условий для устойчивого поступательного развития экономики республики, подъема уровня и качества жизни населения.

Ежегодно на развитие транспортной инфраструктуры в республике привлекается 18-20 % общего объема инвестиций в основной капитал.
Инвестиционные проекты и площадки Чувашской Республики

Промышленность

строительство завода по производству неорганических химических соединений (минеральных солей) (ООО «Аурат–СВ»), стоимость проекта - 513,8 млн. рублей, инвестиции;

расширение и модернизация производства, установка нового импортного оборудования по производству гранулированных гербицидов» (филиал ЗАО Фирма «Август» - «Вурнарский завод смесевых препаратов»), стоимость проекта - 276 млн. рублей, инвестиции
Производство прочих неметаллических минеральных продуктов

создание производства по обогащению кварцевого песка для стекловарения и выпуска сухих строительных смесей с последующим развитием стекольного производства (ООО «Алатырский горнообогатительный комбинат»), стоимость проекта - 2,3 млрд. рублей, инвестиции;

завершение строительства Порецкого гипсово-ангидритового комбината (ООО «Гипор-М», ОАО «Мордовцемент»), стоимость проекта – 1,6 млрд. рублей, инвестиции
Предоставление услуг

строительство складского комплекса по адресу пр. Тракторостроителей г. Чебоксары (ОАО «Корпорация развития Чувашской Республики»), стоимость проекта – 800 млн. рублей, инвестиции;

создание зоны отдыха (придорожного комплекса на федеральной автомобильной дороге М-7 (участок дороги «Кугеси-Цивильск») (ОАО «Корпорация развития Чувашской Республики»), стоимость проекта – 500,0 млн. рублей, инвестиции;

строительство регионального конгрессно-выставочного центра (ОАО «Корпорация развития Чувашской Республики»), стоимость проекта – 5,5 млрд. рублей, инвестиции


Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

реконструкция биологических очистных сооружений г. Новочебоксарска (ГУП «БОС» Минстроя Чувашии), стоимость проекта – 3,24 млрд. рублей, инвестиции


Сельское хозяйство и производство пищевых продуктов

строительство биотехнологического комплекса по производству лизина (сульфата): глубокая переработка пшеницы на клейковину, крахмал, кристаллическую глюкозу, кормовые дрожжи и лизин (ЗАО «ЧувашАгроБио», стоимость проекта – 5,2 млрд. рублей, инвестиции;

комплексная переработка топинамбура в Шумерлинском районе (ООО «Синтез Агро», ООО «Агропромгаз»), стоимость проекта – 3,1 млрд. рублей, инвестиции;

реконструкция и модернизация производственных процессов тепличного комплекса площадью 6 га до 7,5 га (ЗАО «Агрофирма «Ольдеевская»), стоимость проекта – 500 млн. рублей, инвестиции;

строительство завода по переработке овощей (немецкая фирма «Девелей», г. Канаш), стоимость проекта - 350 млн. рублей, инвестиции;

строительство производственного комплекса по переработке картофеля со складом готовой продукции на 1000 тонн в Комсомольском районе (ООО «Новый Чебоксарский хладокомбинат»), стоимость проекта – 640 млн. рублей, инвестиции;

развитие имущественного комплекса по производству продукции птицеводства, расположенного в пос. Новое Атлашево (КУП ЧР «Продовольственный фонд Чувашской Республики»), стоимость проекта – 350 млн. рублей, инвестиции).
Площадки:

территория опережающего развития «Солнечная долина» (г. Новочебоксарск, 300 га);

производственная база ОАО «Комбинат автофургонов» (г. Козловка, 4,4 га);

объекты недвижимости швейного производства (г. Чебоксары, производственные помещения – более 2800 кв. м, земельный участок – 8,14 га);

объекты недвижимости промышленного производства (г. Чебоксары, более 300 тыс. кв. м);

имущественный комплекс Группы компаний «Контур» (г. Чебоксары, 75 тыс. кв. м);

земельный участок в Красночетайском районе (д. Хорабыры, 491 га);

земельный участок в Канашском районе (Хучельское сельское поселение, 306,6 га) и другие.


Приглашаем всех заинтересованных инвесторов, предпринимателей к плодотворному сотрудничеству! Желаем успехов при реализации инвестиционных проектов и замыслов на территории Чувашской Республики!

Контактная информация

Министерство экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики

Министр Табаков Алексей Петрович

г. Чебоксары, Президентский бульвар, 10, тел.+7 (8352) 64-20-40, факс:+7 (8352) 64-20-40, доб. 2302, www.economy.cap.ru, e-mail: economy@cap.ru

Отдел государственно-частного партнерства: +7 (8352) 64-20-59
Торгово-промышленная палата Чувашской Республики

Президент Кустарин Игорь Владимирович

г. Чебоксары, пр.И.Яковлева, 4/2

тел./факс: +7 (8352) 55-37-86, www/tppchuvashia.ru/, e-mail: tpp@tppchuvashia.ru
ОАО «Корпорация развития Чувашской Республики»

Генеральный директор Данилов Анатолий Николаевич

г. Чебоксары, пр. И. Яковлева, 4/2



тел.: +7 (8352) 62-05-50, e-mail: anikdan@mail.ru
скачать файл



Смотрите также:
Справочная информация о Чувашской Республике Общая информация
304.08kb.
Общая информация о международной студенческой олимпиаде «Banks Battle»
62.78kb.
Котельная, г. Брянск, бульвар Гагарина, 24 (46 кв)
11.68kb.
Севастополь Общая информация
50.1kb.
Информация об итогах социально-экономического развития Чувашской Республики за 9 месяцев 2013 года Жилищное строительство
94.03kb.
Общая информация
119.44kb.
Информация о выводимых объектах недвижимости
46.43kb.
Общая информация о стране: Великобритания Столица
60.48kb.
1. Информация в природе, обществе и технике Информация в неживой природе
728.71kb.
Инструкция по применению пенообразователя пб-2000 Общая информация о продукте
45.64kb.
1. Основные понятия: данные, информация, знания Мир неотвратимо идет к информационному обществу
240.51kb.
Грузинский блицкриг 08. 08. 08 Результат геноцид осетин!
52.69kb.