vesnat.ru страница 1
скачать файл
Шатохина О.Ю., учитель изобразительного искусства высшей категории,

МОУ лицей «Созвездие» №131

Использование оригами на уроках изобразительного искусства.
«Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».sprir044

В.А.Сухомлинский
Подчеркивая значение искусства для разностороннего развития ребёнка, известный психолог Б.М. Теплов писал: «Искусство очень широко и глубоко захватывает различные стороны психики человека, не только воображение и чувство, что представляется само собой разумеющимся, но и мысли, и волю. Отсюда его огромное значение в развитии сознания и самосознания, в воспитании нравственного чувства и формировании мировоззрения. Поэтому-то художественное воспитание и является одним из могучих средств, содействующих всестороннему в гармоническому развитию личности».

Искусство оригами – интригующая загадка, и она манит каждого ребёнка невероятными превращениями обыкновенного квадратика бумаги. Это даже не фокус, это – чудо!

Оригами развивает комбинированное и пространственное мышление, чувство формы (в оригами нет возможности досконально изобразить детали и фактуру, и поэтому особую важность приобретает умение несколькими рублеными линиями создать безошибочно узнаваемый силуэт), формирует навыки исполнительского мастерства и вырабатывает сложную координацию движений кисти. Сейчас уже доказана связь способности ребёнка совершать сложно координированные движения пальцами с развитием интеллекта. Но самое главное – оригами развивает интуитивное мышление, способность к озарению.

Творца от человека нетворческого отделяет пропасть. Но через эту пропасть существует много мостов: живопись, музыка, поэзия, наука. Оригами тоже своеобразный мостик.

Изготовление оригами для детей – является очень интересной, увлекательной и познавательной деятельностью. Которая воспитывает у них аккуратность при выполнении работы и развивает пространственное воображение, наблюдательность, эстетическое отношение к действительности.

Почему оригами нравится учителям и детям? здесь отображается фотография, которую вы выбрали.

– Оригами похоже на фокус – из обычного листка бумаги за несколько минут рождается чудесная фигурка!

– Для занятий нужна только бумага и ваши знания!

– С помощью оригами легко и быстро создается целый мир, в который можно играть

– Занятия оригами абсолютно безопасны даже для самых маленьких детей

– Оригами – коллективное творчество! Работая вместе, дети сделают множество интересных композиций!

– Оригами не требует больших материальных затрат

– Для занятий оригами нет возрастных пределов

– Не требуется особых способностей – получается у всех!

– Помогает быстро оформить класс, комнату, зал

– С помощью оригами дети научатся быстро делать удивительные и оригинальные подарки

В одном листике скрыты многие образы: и кораблик, самолётик, домик, шапка, и причудливые драконы, птицы, животные, и другие интересные вещи. В руках ребёнка бумага оживает: машет крыльями журавлик, высоко парит самолетик, прыгает лягушка, каркает ворона. Сколько радости, сколько восторга!

В этом искусстве есть все, что тянуло бы ребёнка подняться на самый верх лестницы творчества и делало этот подъём захватывающе интересным. Как и в любой игре, главное удовольствие здесь – процесс, а не конечный результат. Дети испытывают чувства эмоционального комфорта, ощущение радости детства, ни с чем несравнимое чувство удовлетворения от выполненной своими руками поделки. В оригами огромный диапазон уровней сложности: от самолетика, складывать который дети учатся друг у друга даже без помощи взрослых, до фигур, которые под силу лишь немногим мастерам. В нём есть все, чтобы создать лестницу из постоянно возрастающих уровней сложности и задать практически любую высоту ступени и любое их количество.

Невозможно перечислить все достоинства оригами. Это искусство является не  только увлекательным способом проведения досуга, но и средством решения многих педагогических задач, в частности развития мелкой моторики. Совершенствуя и координируя движения пальцев и кистей рук, оригами влияет на общее интеллектуальное развитие ребёнка, в том числе и на развитие речи. Ведь ещё Сухомлинский В.А. сказал: «Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».

Также, оригами развивает конструктивное мышление, способность комбинировать, пространственное мышление, чувство формы, творческое воображение, художественный вкус.

Оригами стимулирует и развитие памяти, так как ребёнок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность её изготовления, приёмы и способы складывания.

Оригами способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат.

Оригами знакомит детей и с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т.д.).

Одним из направлений культурного наследия народа является трудотерапия, оздоравливающее действие которой мы воплощаем в оригами. Оригами совершенствует трудовые умения ребёнка, формирует культуру труда.

Оригами развивает интуитивное мышление, способность к озарению и интуицию.

Занятия оригами – уроки практического жизненного опыта, освоения и постижения окружающего мира, красоты и гармонии, способствуют поддержанию положительного эмоционального фона, создают условия для эстетического и нравственного развития личности, развитию её творческой индивидуальности.

Воспитанию творца способствует умение педагога увидеть, рассмотреть, разгадать интересы, наклонности, способности и таланты своих воспитанников и создать возможности для их творческого развития и реализации.



Какие навыки и способности развивает оригами?

журавлик (схема)

– Развивает способность работать руками, приучает к точным движениям пальцев под контролем сознания.

– Развивает пространственное воображение – учит читать чертежи, по которым складываются фигурки и представлять по ним изделия в объеме.

– Знакомит с основными геометрическими понятиями.

– Улучшает способность следовать устным инструкциям.

– Развивает уверенность в своих силах и способностях – неуспевающих на уроках оригами не бывает!

– Помогает развитию чертежных навыков. Схему понравившегося изделия хочется записать в тетрадку.

– Стимулирует развитие памяти. Ученикам хочется запомнить как можно больше фигурок на память.

– Учит концентрации внимания. Складывать и заниматься чем-то посторонним невозможно.

– Развивает творческие способности. Многие ребята становятся авторами собственных изобретений.

– Стимулирует создание игровых ситуаций. На уроках оригами играют часто и весело!

– Расширяет коммуникативные способности.

– Позволяет почувствовать личную причастность к новому интернациональному явлению культуры.

Сегодня оригами переживает очередную волну интереса. Практически во всем мире это искусство развивается в соответствии с традициями народа. Появились новые направления оригами и области его применения. Так, математики открыли множество возможностей для решения геометрических и топологических задач. Архитекторы и строители увидели в оригамном конструировании возможности для создания многогранных структур из плоского листа. Даже возник новый термин – «оригамика». Для педагогов оригами уникальная возможность развития тонкой моторики ребёнка, что прямо связано с развитием интеллекта. Для психологов оригами – это одно из направлений арттерапии, возможности оказания психологической помощи больному посредством искусства.

При помощи оригами можно отрабатывать различные поведенческие модели. Например, выполнение традиционных японских бумажных шаров – кусудам – требует участия нескольких человек, коллектива. Каждый из участников складывания должен выполнить один или несколько элементов будущего шара. При этом его изделия должны абсолютно точно повторять те элементы, которые выполнены другими членами группы. Если один из участников группы не смог найти общего языка с другими, договориться с партнерами, шар выполнен быть не может. Маленькая проблема поиска общего языка в группе сказывается на следующих уровнях общения в группе. Таким образом, складывание красивого бумажного шара становится обычной психологической задачей, для решения которой следует выбрать лидера, распределить роли, договориться об условиях участия в работе, взаимодействия или правилах. Ведь кому-то в этой группе придется выступить в роли художника, подбирая цвета для выполнения модели, кто-то станет руководить сборкой элементов. А кому-то придётся играть роль статистов. Помимо решения вопросов коммуникабельности, такая деятельность способствует развитию эстетического чувства, что не менее важно в работе с самыми различными группами.ge_1

На первом же уроке учащимся предлагается запомнить и соблюдать семь главных правил оригамистов.

1. Готовь квадратики дома заранее.

2. Работай молча.

3. Хочешь спросить – подними руку.

4. Всегда держи фигурку так, как она нарисована на доске или в учебнике, или так, как ее держит учитель.

5. Складывай на столе или на парте.

6. Сделал правильно сам – помоги соседу.

7. После работы убери за собой весь мусор.

Безусловно, главным моим помощником в преподавании курса оригами был учебный проектор и подготовленные видео ролики, на которых были представлены пошаговые процессы изготовления изделий.



Данная методика:

  • упрощает для меня многократный показ изготовления одного и того же изделия (была возможность, в любое время, снова запустить показа видео, нажать паузу и снова вернуться на предыдущий шаг операции изготовления изделия);

  • позволяет эффективно использовать его даже в тех случаях, когда мне приходилось отвлекаться на отдельных учеников (автоматизированное транслирование видеоролика, циклично повторяла операции изготовления оригами);

  • создает ситуацию успеха (ребята легко выполняют предлагаемые изделия).


Используемая литература


  1. Артистова У. Своими руками – оригами. // Народное творчество. – 1995. – №1. – С. 25–27.

  2. Афонькин С.Ю. Международные условные знаки, принятые в оригами/ С.Ю. Афонькин, Е.Ю. Афонькина // Оригами на праздничном столе. – М., 1996. – С. 2–3.

  3. Афонькин С.Ю. Уроки оригами в школе и дома: Экспериментальный учебник для начальной школы./С.Ю. Афонькин, Е.Ю. Афонькина. – 5-е изд. – М.: Аким, 1998. – 207 с. – Библиогр.: 206–207.: ил.

  4. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Игрушки из бумаги. Санкт-Петербург, «Литера», 1997.
скачать файл



Смотрите также:
Шатохина О. Ю., учитель изобразительного искусства высшей категории, моу лицей «Созвездие» №131 Использование оригами на уроках изобразительного искусства
76.66kb.
Урок на тему: Провела: Демидова Наталья Ивановна учитель изо первой квалификационной категории Тема: «Роль декоративного искусства в классовом обществе». «Эскиз декоративной росписи сосуда»
38.08kb.
Решением межведомственной рабочей группы по реализации приоритетного национального проекта «Образование»
91.04kb.
Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области изобразительного искусства оп. 01.
916.61kb.
Валиева Регина Завдатовна, ст преподаватель кафедры изобразительного искусства Набережночелнинского государственного педагогического института Педагогический потенциал народного орнаментального искусства
138.71kb.
М. В. Давыденко Концепции изобразительного искусства, воплощенные в художественной практике на рубеже XX-XXI вв
149.88kb.
Теоретико-методологические концепции искусства
638.28kb.
Курс «История изобразительного искусства» читается бакалаврам всех направлений в течении 4-х семестров, т е. 2 лет (180 часов)
103.9kb.
Дополнительные предпрофессиональные общеобразовательные программы в области изобразительного искусства
452.41kb.
Вопросы для теста по разделу «Основы предмета»
43.47kb.
Урок на тему «Жанры в изобразительном искусстве» Предмет: изобразительное искусство. Класс: 6
44.62kb.
Бюллетень регионального опыта
1775.37kb.