vesnat.ru страница 1
скачать файл
Долгова Ольга Алексеевна, учитель изобразительного искусства

МБОУ «СОШ №1 им. М. Ю. Лермонтова

с углублённым изучением отдельных предметов»

г. Пятигорск
Тема занятия: «РАЗВЁРТКИ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ТЕЛ И МОДЕЛЕЙ»
Метапредметная тема: «Модель и способ»
Предмет: технология

8 класс
Тип: Метапредметное занятие



Продолжительность: 30 минут

Материалы и инструменты:

  • для учителя - презентация к уроку «Развертки геометрических тел», указка.

  • для учащихся - бумага А 4, карандаши простые, ластик, линейки, клей, ножницы, фломастеры, таблицы плотности материалов, таблички «Конструкторские бюро».

Оборудование: проектор, компьютер, экран, доска.

Зрительный ряд: фотографии различных объектов, моделей и их способов изготовления; изображения геометрических тел, их развёрток.

Музыкальный ряд: Моцарт «Маленькая ночная серенада»

Цель занятия: научить создавать образец модели заданного объекта выбранным способом с применением метапредметных знаний.

Планируемые результаты:

Предметные :

Учащиеся должны знать:

- понятия «модель», «способ», «развёртка»;

-виды моделей, различные геометрические тела;

-способ получения развёрток поверхностей предметов;

Уметь:

-анализировать форму предмета;

- конструировать простые модели;

-составлять алгоритм решения поставленных задач.

УУД (Личностные и метапредметные)

Личностные:

-формирование осмысленного и эмоционально-ценностного восприятия образов реальности и их моделей;

-формирование мотивации к учебной деятельности;

-осознание необходимости общественно полезного труда, бережного отношения к природным и хозяйственным ресурсам;



-развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;

- становление самоопределения в сфере будущей профессиональной деятельности, планирование образовательной и профессиональной карьеры.



Метапредметные

Регулятивные:

-формирование умения постановки учебной задачи, умения планировать, составлять план и последовательность действий при выполнении поставленной задачи, определения промежуточной цели с учетом конечного результата, умения прогнозирования конечного результата;

-формирование навыков самоконтроля при выполнении действий и коррекции - внесении необходимых изменений в модель и способ действия, при обнаружении отклонений от эталона поставленной задачи.

Познавательные:

- самостоятельное выделение и формулирование цели; 

-рациональное использование учебной и дополнительной информации для проектирования и создания объектов труда;

- приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

- знаково-символическое  моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическую или знаково-символическую) и преобразование модели с целью выявления общих законов;

- построение  речевых  высказываний в устной форме;

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

- рефлексия способов  и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

-  постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого характера;

- выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;

- подведение под понятия, установление причинно-следственных связей,  построение логической цепи рассуждений;

- стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов.



Коммуникативные:

-согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками,

-формирование умений сотрудничества с учителем и сверстниками;

-формирование  умения с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с заданными вопросами;

-формирование умения слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками.
Ход Занятия.


  1. Организационный момент.

    1. Приветствие учащихся.

    2. Проверка готовности к занятию.

2. Вводная часть

2.1. Актуализация темы:

Вступительное слово учителя о разнообразии мира вещей. На экране показаны фотографии моделей различных объектов окружающего мира. Дети анализируют изображения, выводят понятие «Модель».

Учитель:

-Мы живём в мире вещей, они окружают нас, помогают нам, делают нашу жизнь проще. Ребята, на экране вы видите изображения различных объектов. Все объекты имеют общее назначение и имеют одинаковое название. Внимательно посмотрите на них, скажите, изображения, каких объектов даны и сформулируйте общее название этой группы объектов.

(Ожидаемые ответы учащихся: Модель самолёта, макеты зданий, макет ДНК, химических элементов, макеты геометрических тел и топ- модель. Общее название изображений: «Модели».)

Учитель: Человечество в своей деятельности (научной, образовательной, технологической, художественной) постоянно создает и использует модели окружающего мира. Для чего человек создаёт модели?

(Ожидаемые ответы учащихся: для изучения различных объектов и процессов)



Учитель просит детей самостоятельно сформулировать определение «Модели», учащиеся высказывают свои предположения. После того, как дети дали определение, учитель рассказывает несколько научных определений.

Учитель:

«Модель», от лат. «modulus» - мера, аналог, образец. «Модель» - некоторый материальный или мысленно представляемый объект или явление, являющийся упрощённой версией моделируемого объекта или явления и в достаточной степени повторяющий свойства. «Модель» в науке - любой образ, аналог какого- либо объекта, процесса или явления («оригинала» данной модели). «Модель» в 3D-графике — виртуальный трёхмерный объект, созданный для отображения в виртуальном пространстве. «Модель» в лингвистике — абстрактное понятие эталона или образца какой-либо системы представление самых общих характеристик какого-либо языкового явления и др.



Учитель предлагает учащимся рассмотреть изображения объектов и сгруппировать их в различные группы по различным признакам: по материалам, по способам изготовления, по назначению. Дети группируют изображения представленных объектов, описывая их основные признаки.

(Ожидаемые ответы учащихся: По материалам: ткани, дерево, сталь. По назначению: одежда, инструменты, мебель, посуда, элементы кровли. По способам изготовления: литьё, вырезание из листового материала, сварка, сшивание, отсекание от целого (резание).)



Учащиеся рассказывают о многообразии способов изготовления объектов предметного мира и самостоятельно формулируют определение понятия «способ».

(Ожидаемые ответы учащихся: «способ» - это метод исполнения какой-нибудь работы, вариант достижения цели, технология, алгоритм решения задачи. Способ - вариант создания чего-либо.)

Учитель даёт современные определения понятию «способ».

Учитель: Существует множество определений понятия «способ». «Способ» - это порядок, образ действий, метод, технология, алгоритм решения задачи. «Способ» в словаре Ушакова - тот или иной порядок, образ действий, метод в исполнении какой-нибудь работы, в достижении какой-нибудь цели. «Способ» - материальное средство, орудие для чего-нибудь (устар.). «Способ» в словаре Ожегова - действие или система действий, применяемые при исполнении какой-нибудь работы, при осуществлении чего-нибудь. Каждый день человек решает множество проблем и задач, использую различные способы.

Учитель предлагает учащимся рассмотреть изображение, на котором дана модель и один из способов её получения - при помощи развертки. Дети рассматривают и анализируют изображение, делают выводы по способу изготовления изображённой модели, выводят понятие «развертки». Учитель рассказывает научное определение «развёртки».

Учитель:

В инженерной графике: «развертка» - это графическое изображение поверхности предмета, мысленно совмещённая с плоскостью. В математике: «развертка» - совокупность конечного числа многоугольников с указанным правилом склеивания их сторон или отрезков сторон.

2.2 Объявление темы урока

Учитель:

Тема нашего занятия: «Развертки геометрических тел и моделей».

2.3. Объяснение нового материала

Учитель:

Для изучения окружающего мира человечество создаёт большое количество моделей. Причем, модели в зависимости от внешнего вида, способа изготовления можно разделить на несколько видов.

Учащиеся рассматривают и анализируют группы изображений моделей, самостоятельно выявляют их общие признаки, формулируют определения и приводят собственные примеры аналогичных моделей.

(Ожидаемые ответы учащихся: Первая группа моделей: макеты, выполненные в материале, передающие объём, форму объекта (глобус, анатомические муляжи, модели кристаллических решеток, макеты зданий и сооружений и др.). Вторая группа: модели, выполненные при помощи знаков, цифр, букв, таблиц, формул и др. Например - программа на языке программирования; второй закона Ньютона F=ma; периодическая таблица элементов Д. И. Менделеева; географические карты; графики; диаграммы; знак доллара; логотипы фирм; литературные произведения и пр. Третья группа: модели, выполненные при помощи рисунков, условных изображений. Примеры: такие модели используют в тех областях, где необходима визуальная передача действий или форм - в биологии строение животных, живописные полотна. Четвёртая группа: модели, существующие в нашем сознании и на словах. Например: при переходе улицы, люди составляют модель правильного перехода: « Посмотрели на право, посмотрели на лево, или на красный - стой, на зелёный- иди», или часто дети играя, моделируют образ семьи и т.д.

Учитель: Первая группа моделей - модели предметные (материальные). Предметные модели воспроизводят геометрические, физические и другие свойства объектов в материальной форме. Модели второй группы называются «знаковые», они строятся с использованием различных языков (знаковых систем). Знаковая модель может быть представлена в форме текста, формулы, таблицы и так далее. Иногда при построении знаковых информационных моделей используются одновременно несколько различных языков. Во всех этих моделях используются одновременно, как язык графических элементов, так и символьный язык. Модели третьей группы - «образные» (рисунки, фотографии и др.) представляют собой зрительные образы объектов, зафиксированные на каком-либо носителе информации (бумаге, фото- и кинопленке и др.). Модели на словах (четвёртая группа) называются «вербальные» (от лат. «verbalize» — устный), полученные в результате раздумий, умозаключений. Они могут так, и остаться мысленными или быть выражены словесно. К таким моделям можно отнести и идею, возникшую у изобретателя, и музыкальную тему, промелькнувшую в голове композитора, и рифму, прозвучавшую пока еще в сознании поэта. Так, например, яблоко, упавшее на голову Ньютону, стало причиной создания модели Силы тяжести, но до тех пор, пока Исаак Ньютон не изобразил эту модель образно и знаково, эта модель была вербальной.

Знаковые, образные и вербальные образуют информационные модели.

Часто человек создаёт модели объектов окружающей среды, причём можно это делать разными способами. Чтобы это доказать, необходимо создать модель воды всеми видами: образную, предметную, вербальную, знаковую.

Учащиеся класса делятся на 4 группы. Каждая группа получает задание для моделирования. По истечении времени, отведённого для выполнения задания, один учащийся из группы представляет вариант модели, все остальные учащиеся, анализируя способ представления модели, распознают её вид.

Учитель:

-При создании моделей используются различные способы. Как называется процесс создания модели? Попробуйте привести примеры моделирования и сформулировать определение.

(Ожидаемые ответы учащихся: Процесс создания моделей называется моделированием, моделирование необходимо для передачи формы предметов, каких-либо свойств. Например: человек моделирует здания, автомобили, одежду; моделирует процессы в математике, физике; создает модели в компьютерной графике; дети играют в разные игры; в школе проходит «Зарница» и т.д.

Учитель:

Прежде, чем создавать модель объекта, необходимо понять, из каких составных частей он состоит, определить алгоритм решения (способ) создания модели в зависимости от её вида.



(Ожидаемые ответы учащихся. Например, чтобы создать модель копейки, необходимо выяснить её форму (цилиндр), далее - изготовить цилиндр из выбранного материала. Для создания знаковой модели, необходимо выяснить из каких составных частей она состоит (цифр, знаков, букв) определить условное обозначение каждого элемента. Для создания модели слова, необходимо выяснить, из букв какого алфавита оно состоит, определить способ их сочетания.)

Учитель:

В жизни человек часто использует модели объектов, передающие их физические свойства: форму, размер, внешний вид. Как называются такие модели



(Ожидаемые ответы учащихся. Такие модели называются предметными (макеты)

Учитель:

- Создание предметных моделей, сложная работа, здесь необходимо не только представлять форму и размеры объекта, уметь составлять развёртки поверхности, но и конструировать форму.



Учащиеся вспоминают геометрические формы и тела

(Ожидаемые ответы учащихся. Призмы, пирамиды, цилиндры, конусы, шар.)

Учитель:

-Для изготовления моделей изделий используют развёртки геометрических тел, как они образуются?

(Ожидаемые ответы учащихся. Развертки образуются развертыванием поверхности предмета).

Учитель предлагает детям назвать предметы, поверхность которых получается путём сворачивания из развёртки.

(Ожидаемые ответы учащихся. Коробки, упаковки, корпуса подводных лодок, кораблей, космических ракет, одежда, кровли, глобус др.)

Учитель:

-Так, как в основе любого материального объекта лежит геометрическая фигура или тело, то его предметная модель может быть получена из развёрток геометрических тел. Изображение развёрток на чертежах обозначается кругом со стрелкой, диаметром 5 мм, а контуры и другие изображения вычерчиваются условными линиями. Назовите их, сформулируйте их назначение.

(Ожидаемые ответы учащихся. Сплошная толстая, ей изображается контур предмета. Штрихпунктирная с двумя точками, ей изображается линия сгиба на развёртках.)

2.4. Закрепление нового материала

Учащиеся рассматривают изображения, дают ответы на вопросы:

-Развертка какого, известного всем предмета дана на фотографии? (конверт)

- Чем является этикетка на банке сгущёнки? Как по этикетке узнать диаметр банки? Если надпись на этикетке стёрлась, можно ли узнать объем банки.

(Ожидаемые ответы учащихся. Этикетка от банки является разверткой грани банки. Чтобы узнать диаметр банки, надо померить длину этикетки, она является длиной окружности банки, а L=2R, т.е . Для определения объема необходимо померить и высоту этикетки, т.к. VR2·h, то V=  )

3.Практическая работа

Учитель:

- Мы живём в прекрасном курортном городе Пятигорске. Много замечательных, красивых мест есть в Пятигорске: красивые парки и скверы, старинные здания, фонтаны и многое другое. Хочется гордиться за наш город, но…. Зачастую улицы нашего города выглядят достаточно непривлекательно: горы мусора, свалки, «заросшие» бытовыми отходами газоны.

Скажите, сколько можно найти способов решения проблемы загрязнения окружающей среды в г. Пятигорске? Перечислите их.

(Ожидаемые ответы учащихся. Способов очень много, например: не бросать мусор, проводить акции по защите окружающей среды, построить мусороперерабатывающие заводы, и др.)

Учитель:

- Но, мусор, который уже покрывает улицы города, никуда не денется самостоятельно, что необходимо делать?

(Ожидаемые ответы учащихся. Необходимо убирать этот мусор. Люди должны ходить на субботники.)

Детям предлагается найти способы уборки мусорных свалок с улиц города.

(Ожидаемые ответы учащихся. Для уборки мусора нужны люди, инструменты (совки, веники и др.), перчатки, мешки для мусора, машина, которая увезёт мусор на спец. свалку.)

Учитель предлагает подумать, где создаются инструменты, кто создает новые модели, модернизирует старые.

(Ожидаемые ответы учащихся. Новые модели создают на различных предприятиях и в конструкторских бюро.

Учитель:

Предприятия, где разрабатывают новые модели, называют конструкторским бюро. В каждом конструкторском бюро, не только создают новые удобные модели, но и просчитывают их экономичность, исследуют на прочность и многое другое. На таких предприятиях используется разделение труда. Дайте определение термину «Разделение труда» и попробуйте сформулировать основные направления работы проектного бюро.

(Ожидаемые ответы учащихся. Это обособление различных видов трудовой деятельности и деление трудового процесса на части, каждую из которых выполняет определенная группа работников, объединенных по общим функциональным, профессиональным или квалификационным признакам. В любом конструкторском бюро каждый человек отвечает за свою работу: Главный конструктор - руководит всем процессом. Проектировщики разрабатывают модель, делают чертежи. В расчетном отделе - делают необходимые расчеты. В отделе испытаний - проводят испытания, проверяют модель в работе.)

Учитель:

С древних времён совки делали самыми разнообразными, различные формы, различные материалы.

-От чего зависит форма совка?

- От чего зависит материал для изготовления совка?

-Какой материал можно использовать?

Дети формулируют требования, предъявляемые к инструменту для уборки мусора (совок).

(Ожидаемые ответы учащихся. Прочность, форма и масса изделия зависит от выбора материала, а от вышеперечисленного зависит и стоимость единицы продукции.)

Учитель даёт учащимся задание по группам (Конструкторским бюро): Необходимо сконструировать модель совка для уборки мусора с улиц города, выбрать необходимый материал для изготовления изделия, рассчитать его экономичность и физические свойства. Модель изготавливается по исходным требованиям (инструкционные карты), расчёты проводятся по таблице плотности материалов и их стоимости. Каждое «Конструкторское бюро» вносит изменения в конструкцию модели совка, делая ей более удобной для работы. Работа ведётся коллективно, но с учетом разделения труда.

Учитель:

Так же, как и в конструкторском бюро, для экономии времени создания модели существует разделение труда, в каждой группе необходимо самостоятельно распределить должности, кто будет проектировать (чертить), кто придумывать ручку, кто делать расчёты, а кто представлять свою модель. При работе с инструментами не забудьте про соблюдение техники безопасности: будьте аккуратны при работе с чертёжными инструментами, не пораньтесь об их острые края. Ножницы держите во время работы острыми концами от себя, следите за тем, чтобы под режущие кромки не попадали посторонние предметы. Аккуратно пользуйтесь клеем, не допускайте его попадание в глаза и на кожу. Каким способом необходимо сделать модель совка?



(Ожидаемые ответы учащихся. Модель совка можно сделать при помощи развёртки прямоугольной призмы. Для этого надо: 1- начертить развёртку совка; 2 – вырезать её; 3- склеить; 4- начертить развёртку ручки, склеить детали вместе.)

Учащиеся создают модель совка, рассчитывают массу изделия и его стоимость из выбранного материала. Во время работы групп над заданием звучит музыка Моцарта «Маленькая ночная серенада».

Во время работы групп, учитель оказывает индивидуальные и коллективные консультации, следит за ходом процесса изготовления модели.

При расходе материала размером 20х30см и толщиной 0,1 см, можно высчитать объем необходимого материала по формуле (abc=V), где a- длина, b- ширина, c-толщина. Объём равен произведению площади основания на высоту. Зная объём используемого материала можно высчитать и массу материала, используемого для изготовления изделия. По формуле м= V ρ , где м- масса, V- объём, ρ - плотность. Плотность вещества находится по таблице «Плотность веществ».

Таблица плотности различных материалов, г/ см 3

и их стоимости, руб. за грамм


Материал

Плотность, г/ см 3

Стоимость руб. за грамм

Материал

Плотность, г/ см 3

Стоимость руб. за грамм

Сталь

7,500

0,045

Фторопласт

0,200

1, 2

Чугун

7,000

0,55

Пластмассы

0,800

0,01

Медь

8,930

7,8

Картон

0,690

0,02

Серебро

10,500

18,5

Фарфор

2,500

0,08

Золото

19,300

1500

Бронза

9,300

0,14

Сосна древесина

0,600

0,08

Гранит

2,800

0,5

Алюминий

2,700

0,35

Бумага

0,700

0,0015

(20·30) ·0,1=60 (см 3)- объём материала

Можно использовать различные материалы для изготовления совка, но наиболее подходящие – те, при которых масса совка не будет очень большой, так как очень тяжёлый инструмент не увеличивает производительность труда. Стоимость изделия (S) высчитывается исходя из стоимости материала (S мат), без учета стоимости работы, затрат энергии, налогов и др.

m· S мат=S

Главный конструктор после окончания моделирования представляет свою модель. Характеризует её по параметрам: масса, стоимость, крепость материала, удобство в работе.

4.Подведение итогов, выставление оценок
4.1. Подведение итогов выполненной работы

«Работники» «Конструкторских бюро» характеризуют и оценивают работу каждой группы. Учащиеся, проводя сравнительный анализ, анализируют форму модели, расход материала, стоимость и массу изделий выбирают лучшую модель и наиболее приемлемый материал для изготовления изделия. Все вместе выбирают наилучшую модель для выпуска в производство.

4.2. Рефлексия

Подводится итог занятия.

Учитель:

-С какими понятиями вы познакомились. Дайте их определение.

Где вам понадобятся полученные знания, помогут ли при выборе профессии?

(Учащиеся называют определения, рассказывают, где им могут пригодиться знания)

Учитель:

- Сегодня мы с вами познакомились не только с новыми понятиями и смоделировали совок, мы познакомились с работой конструкторского бюро, что конечно пригодится вам при выборе своей будущей профессии.

4.3 Домашнее задание.

Иногда в деловом мире говорят «Выиграл тендер», что означает это выражение? Какое происхождение и значение у слова «Тендер»?



скачать файл



Смотрите также:
«развёртки геометрических тел и моделей»
187.08kb.
Алгоритм построения развертки поверхностей
64.02kb.
Конспект интегрированного занятия «Геометрические фигуры» Для детей 6-7 лет
43.64kb.
Пр. Т. Шевченка, 11, 2-й поверх, м. Львів, 79 005, тел: (032) 235-40-46, тел
14.42kb.
Памятка туриста Консульский отдел Посольства РФ в Риме via Nomentana, 116, 00187, Roma, Тел: (39 06) 44235625, 44234149
37.61kb.
Расчёт геометрических параметров червячных передач
97.2kb.
В основу настоящей программы положены следующие дисциплины: геометрия (в том числе дискретная), общая, алгебраическая и дифференциальная топология по разделам: геометрия многообразий и различных геометрических структур
84.24kb.
Россия, Санкт-Петербург, Каменноостровский пр., 37, офис 620,тел
63.8kb.
Генеральный директор Вадим осадчий, главный редактор Михаил ганницкий- тел
1657.42kb.
Поддержка стандарта Opengis в субд линтер. Перспективы обработки гис-информации ядром субд
90.56kb.
Начертательная геометрия. Геометрия в живописи
15.76kb.
Д ержавнепідприємство
56.22kb.