vesnat.ru страница 1
скачать файл
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 20 с углубленным изучением отдельных предметов»


РАССМОТРЕНА

на заседании школьного МО учителей истории

Протокол от

« 25 » июня 2013 г.

№ ___


СОГЛАСОВАНА

Заместитель директора по УВР

________/Тулинова Н.В. «____»__________2013 г.


РАССМОТРЕНА

на заседании педагогического совета школы

Протокол от

« 29 » августа 2013 г.

№ ___


УТВЕРЖДЕНА

приказом директора МБОУ «СОШ №20 с углубленным изучением отдельных предметов»

Приказ от

«___»__________2013г. № ___





Рабочая программа

по учебному предмету «Православная культура»

5 класс (базовый уровень)
Учитель: Крылова Елена Геннадиевна

2013-2014 учебный год



Раздел I. Пояснительная записка

Статус документа

Рабочая программа по православной культуре для 5 класса разработана на основе концепции и программы учебного предмета «Православная культура» Л.Л. Шевченко, изданной Центром поддержки культурно-исторических традиций Отечества в Москве в 2008 году.


Структура документа

Рабочая программа по православной культуре представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку; требования к уровню подготовки учащихся; календарно-тематическое планирование; содержание программы учебного предмета; формы и средства контроля; перечень учебно-методических средств обучения.


Общая характеристика учебного предмета

Учебный предмет «Православная культура» позволяет школьникам узнать о том, что во все века составляло славу России: о её святых, героях, о памятниках христианской культуры, о традициях жизни русских людей.

Целью разработки предметного курса «Православная культура» является формирование на основе предмета духовно-нравственного содержания базовой культуры личности школьника. Ведущими компонентами в ней выделены духовный и нравственный.

Объектом изучения курса «Православная культура» является процесс развития феномена «религиозная культура» (духовно-нравственная культура). Религиозная культура представляет собой совокупность духовной и предметной социальной деятельности, а также её результатов, сложившихся в обществе под мировоззренческим воздействием традиционной религии страны.

Христианская культура России обнимает собой большой круг социальных явлений, затрагивающих практически все основные сферы жизни. Прежде всего, это сфера духовной жизни общества и культуры, которая включает в узком понимании, мировоззренческие феномены культуры: философию, идеологию, религию, в широком – все специфические человеческие формы жизнедеятельности. Это область мировоззрения личности, формирования ценностных ориентаций, установок межличностных отношений, сфера культуры православного отношения к природе, труду производству, семейно-бытовым отношениям. Большая часть национального, культурного наследия, выраженного в материальной культуре российского народа – исторические здания, материальные памятники истории и искусства, предметы повседневного быта и материального производства принадлежит христианской культуре или несёт её отпечаток.

Изучение общества, человека, культуры в содержании общего образования в настоящее время осуществляется в комплексе социально-гуманитарных дисциплин. Изучение «Православной культуры» в содержании общего образования не подменяет собой историческое, обществоведческое, филологическое, искусствоведческое образование.


Цели и задачи программы

Цели учебного предмета «Православная культура» отражают требования российского законодательства к содержанию образования и ориентированы на

- приобретение культурологических знаний, необходимых для личностной самоидентификации и формирования мировоззрения школьников;

- обеспечение самоопределения личности, создания условий её самореализации;

- воспитание гражданственности и патриотизма, культуры межнационального общения, любви к Родине, семье, согражданам;

- интеграцию личности в национальную и мировую культуру;

- формирование патриотических чувств и сознания граждан на основе исторических ценностей как основы консолидации общества.

В соответствии с ведущими целями общеобразовательной школы программой определяются следующие задачи обучения и воспитания:

- Преподавание школьникам культурологических знаний, необходимых для формирования у них целостной картины мира на основе традиционных для России культурных ценностей.

- Воспитание школьников как благочестивых граждан демократического общества, осознающих абсолютные ценности бытия и необходимость их осуществления в своём поведении.

- Передача современным школьникам знаний в области истории религиозной культуры традиции как средства духовно-нравственного и эстетического развития личности.

Изменения, внесенные в рабочую программу


п\п


Наименование раздела (темы)

Кол-во часов в примерной (авторской) программе

Кол-во часов в рабочей программе

Обоснование

1.

Основы православной культуры

10 ч.

10ч.




2.

История христианской Церкви в житиях её святых. Христианская Церковь входит в мир

24 ч.

25ч.

Добавлен 1 час на общение изученного, итоговый контроль




Итого

34ч.

35ч.






Учебно-методический комплект

1. Базовый учебник: Л.Л. Шевченко Православная культура. Учебное пособие для общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. 5 год обучения. Книга 1, 2. - М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2007.


2. Шевченко Л.Л. Православная культура: Методическое пособие для учителя: 5 год обучения. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2008.
3. Шевченко Л.Л. Православная культура: Концепция и программа учебного предмета. 1-11 годы обучения. - М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2008.
Количество учебных часов, на которое рассчитана Рабочая программа

В соответствии с Законом Белгородской области «Об установлении регионального компонента государственных образовательных стандартов общего образования в Белгородской области» от 3 июля 2006 г. N 57, Законом Белгородской области от 04 июня 2009 года №282 «О внесении изменений в закон Белгородской области «Об установлении регионального компонента государственных образовательных стандартов общего образования в Белгородской области» в приказе департамента образования, культуры и молодежной политики Белгородской области от 23 апреля 2012 года №1380 «Об утверждении базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Белгородской области, реализующих программы общего образования» указано, что региональный компонент в начальном общем образовании представлен предметом «Православная культура» с III по IX классы в объеме 1 часа в неделю, в X-XI классе в объеме 1 часа в неделю.




Четверть

Количество часов

Количество контрольных работ




I

8







II

8

1




III

10







IV

9

1




ИТОГО:

35

2




Раздел II. Требования к уровню подготовки обучающихся по православной культуре в 5 классе
Требования к уровню подготовки учащихся определяются в соответствии с «Примерным содержанием образования по учебному предмету».

Требования представлены в виде номенклатуры знаний о православной культуре, изложенных на общеобразовательном и углубленном уровнях в соответствии со ступенями обучения и структурой содержательных линий предмета. Уровни выражены через действия, которые учащиеся должны выполнять для оценки подготовленности. Представленные действия легко контролируемы и измеряемы.

В рамках требований учащиеся должны:

- называть и показывать;

- определять и измерять, фиксировать;

- описывать, составлять;

- объяснять;

- прогнозировать (простейшие действия).

Показателями освоения учебного материала предметной области, помимо знаний и умения школьников охарактеризовать термины и понятия курса 5 класса в содержательном плане, является способность оценки и навыки анализа духовно-нравственных явлений и категорий как, в общем, культурно-историческом, так и в конкретном социокультурном российском контексте. А также умение организовывать и строить свои отношения с окружающими людьми в соответствии с нравственными нормами российского общества.

В связи с этим критериями оценки образовательно-воспитательных результатов изучения православной культуры школьниками являются: критерий факта (что, в каком объеме и на каком уровне усвоено из предъявленного материала), критерий отношений (как ученик, используя полученные знания, организует и выражает свое отношение к себе, окружающим людям, значимым социальным ценностям, социальным институтами учреждениям) и критерий деятельности (какие виды деятельности ученик, в связи с полученными знаниями, предпочитает и преимущественно проводит). Критерии имеют специфические особенности: альтернативность ответа, право морального выбора, необходимость нравственной характеристики цели и результата деятельности. Формы контроля могут быть вариативными, включая анкетирование, тестирование, анализ продуктов деятельности (сочинения, рисунки и т. д.).



Раздел III. Календарно-тематическое планирование уроков православной культуры в 5 классе




п/п

урока

Наименование раздела, темы

Количество часов

Сроки прохождения учебного материала

Примечание

по плану

фактически







Основы православной культуры

10










1.

1

Религиозная культура в жизни человека. Человек культурный

1










2.

2

О чём рассказывает христианская православная культура? Счастье жизни христиан

1










3.

3

О чём рассказывает Библия? О Боге, о мире, о человеке

1










4.

4

Библейские сюжеты в произведениях христианской православной культуры

1










5.

5

Монастырь – центр христианской православной культуры. О христианской радости

1










6.

6

Язык христианской православной культуры. Как христианская православная культура рассказывает о мире Небесном?

1










7.

7

Для чего построен и как устроен православный храм? Православный храм в жизни христиан

1










8.

8

Религиозная живопись. О чём рассказывает икона?

1










9.

9

Красивый мир церковнославянской азбуки. Божественные письмена

1










10.

10

Повторение тем. Контрольная работа

№ 1


1
















История христианской Церкви в житиях её святых. Христианская Церковь входит в мир

25










11-12

1-2

Золотая цепь святых. Начало христианской эры. Святые апостолы

2










13-14

3-4

Святые дети – мученики за веру. Вифлеемские младенцы. Святые Акилина, Вит

2










15-16

5-6

Христианские добродетели вера, надежда, любовь в жизни святых. Святые Вера, Надежда, Любовь и мать их София. Святая мученица Татьяна

2










17-18

7-8

Мудрость в жизни христиан. Святые великомученицы Екатерина, Варвара

2










19-20

9-10

Святые воины. Георгий Победоносец, Дмитрий Солунский, Феодор Стратилат

2










21-22

11-12

Святые врачеватели. Святые Косма и Дамиан. Всемилостивый целитель Пантелеимон

2










23-24

13-14

Защита христианской веры. Вселенские Соборы. Святые равноапостольные Константин и Елена. Святые Отцы Церкви

2










25-26

15-16

Утверждение христианского учения. Учителя веры – Святители Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст

2










27-28

17-18

Пути к спасению. Великие подвижники пустыни: Преподобные Антоний Великий, Пахомий Великий, Павел Фивейский

2










29-30

19-20

Пути к спасению. Святые преподобные Мария Египетская, Ефрем Сирин

2










31-32

21-22

Пути к спасению. Преподобный Досифей. Святитель Павлин Милостивый

2










33-34

23-24

Просветители славянские Кирилл и Мефодий

2










35.




Итоговое повторение. Контрольная работа за курс 5 класса.

1










Раздел IV. Содержание программы учебного предмета 5 года обучения
Основы православной культуры

Религиозная культура в жизни человека. Что такое «религиозная культура»?

Изучаем-повторяем. Духовность, культура, культурный человек, историческая память, религия, религиозная культура. Духовная культура. Её характеристики. Примеры феноменов духовной культуры. Определение понятия «духовное» в рамках религиозного мировоззрения. Этические нормы христианства. Определение добра и зла. Любовь к Родине. Отечество. Отчий дом.


О чём рассказывает христианская православная культура?

Когда возникла христианская религия. Определение «наша эра». Её отсчёт от Рождества Христова. Основные понятия христианской культуры. Содержание православной религии: спасение человека Богом. Счастье жизни христиан. Основные положения христианской веры: догмат о Троице, Боговоплощение. Примеры благочестивой жизни святых. Лестница духовного восхождения человека к Богу. Источники христианской духовной культуры. Библия как источник религиозного знания и культуры. Ветхий Завет. Новый Завет. Изложение учения Иисуса Христа в Евангелиях. Притчи о Пастыре Добром, о блудном сыне, о мытаре и фарисее – как раскрывающие пути спасения. Отражение христианского мировоззрения в феноменах культуры. Христианская антропология – учение о человеке. Положения христианской антропологии в работах отечественных педагогов, мыслителей, поэтов. Отражение христианского учения о человеке в русском фольклоре. Этимология о христианском значении некоторых слов русского языка. Отражение христианского учения о спасении в русской духовной поэзии разных веков.


О чём рассказывает Библия? Библейские сюжеты в произведениях христианской православной культуры.

Как создавалась Библия. Книги, входящие в состав Библии. Священное Писание как основная богослужебная книга. О Боге, о мире и человеке. Понятие добра и зла в жизни людей. Первые правила, данные в Раю Адаму и Еве. Грехопадение. Как Бог спасал людей: десять заповедей. Чему Христос учил людей: заповеди Блаженства. Христос рассказывает о Царствии Небесном. Притча о зерне горчичном. Чудеса Спасителя, их смысл. Как человек мог возвратиться к Богу. Забота об украшении души добродетелями. Крестная Жертва – Искупление человека. Воскресение Христово. Создание Церкви. Как люди узнали о христианстве? Евангелие – о христианском понимании будущего людей и мира. Страшный Суд. Ответственность человека.

Четыре основные темы Священной истории Ветхого и Нового Завета: сотворение мира; Рождество Христово (Боговоплощение); Крестная Жертва; Воскресение Христово и создание Церкви. Отражение Библейской истории в произведениях православной культуры: хоровой музыке, духовной поэзии, религиозной и светской живописи, литературе, храмовом зодчестве, христианских праздниках.
Монастырь – центр христианской православной культуры.

О христианской радости. Смысл жизни христиан. Грех и добродетель. Христианские добродетели: вера в Бога, надежда на Бога, любовь в Богу и в ближним, умеренность, целомудрие. Христиане о таланте – даре любви, данном человеку. Притча о талантах. Пути к добродетельной жизни. Монашеский путь. Смысл монашеской жизни. Монастырь в истории христианской православной культуры. Возрождение монастырей? Красота рукотворная и нерукотворная. Красота внешняя и внутренняя. В чём заключается красота православного монастыря. Название монастыря. Монастыри и имена святых, с ними связанные. Русские поэты разных веков размышляют о смысле красоты и её отражении в объектах православной культуры.




Язык христианской православной культуры.

Христианская православная культура рассказывает о Боге. Какие виды искусства объединяет в себе православная культура. Церковный характер христианского искусства. Спасение человека Богом – основное содержание православной культуры. Творец и Его творения. Как христианская культура объясняет возможность творчества. Креационная теория сотворения мира. Два корня христианской православной культуры. Святая Земля. Евангелие рассказывают о событиях, произошедших на Святой Земле. Исторические свидетельства описанных в Евангелиях событий. Туринская Плащаница. Византийская христианская культура и православная культура Руси.


Для чего построен и как устроен православный храм.

Православный храм в жизни христиан. Храм – дом, посвящённый Богу. Внешняя красота храма и духовная красота его создателя. Словарик зодчего: основные части храма; священнослужители и их одежда (облачение); богослужебные предметы. Символический смысл храма. Богослужение. Таинства Церкви. Как было установлено Таинство Причащения. Тайная Вечеря. Иконостас, четверик, алтарь, Престол, Горнее место. Священная топография мира – православные храмы, названные в честь событий Священной истории. Названия православных храмов рассказывают о событиях Священной истории. История создания храмов. Их архитектурные стили. Русские поты рассказывают о православных храмах, их устройстве, богослужении, колокольном звоне, христианской радости. Правила поведения в храме.


Религиозная живопись. О чём рассказывает икона.

Как человек воспринимает красоту окружающего мира. Христианская религия о мире материальном и нематериальном. Икона – окно в мир невидимый. Икона – христианская святыня. Кому посвящались христианские иконы. Что означает почитание иконы. Почему икона является священным изображением. История создания первой иконы. Спас Нерукотворный. Иконописные изображения. Фреска. Мозаика. Словарик Иконописца. Иконография Христа и Богородицы. Духовная красота иконы. Картина и икона. Их отличия. Изучаем иконографию икон.


Красивый мир церковнославянской азбуки.

Письменные источники христианской православной культуры. Церковнославянский язык. Буквы на иконах и предметах древнерусского прикладного искусства. Церковнославянская азбука. Её создатели – святые равноапостольные Кирилл и Мефодий. Значение слова «просвещение». О чём рассказывают буквы церковнославянской азбуки. Красота буквиц заглавных. Духовный смысл буквиц. Как книжная азбука пришла на Русь. Псалтирь, Евангелие – первые книги на Руси. Летописи. Жития святых. Монастыри – центры просвещения и книжности. Произведения духовной литературы. Остромирово Евангелие. По каким книгам обучались грамоте дети в Древней Руси. Библейские сюжеты в творчестве русских поэтов и писателей. Какие из написанных ими произведений относятся к произведениям духовной литературы.


История христианской Церкви в житиях её святых

Начало христианской эры. Век апостольский.

Как христианство стало распространяться в мире. Избрание Иисусом Христом апостолов. Образование Церкви. Схождение Святого Духа на апостолов. Первая проповедь апостола Петра. Образование первых христианских общин. Жизнь первых христиан. Труды апостолов. Призвание апостола Павла. Христианские праздники: День Святой Троицы, праздник святых апостолов Петра и Павла, Собор двенадцати апостолов.

Учение Иисуса Христа раскрывается в феноменах православной культуры: Евангелие на церковнославянском языке, духовная поэзия, памятники зодчества.


Святые дети – мученики за веру.

Причины преследования христиан иудейскими и римскими властями. Первые пострадавшие за Христа – Вифлеемские младенцы. Первомученик Стефан. Смысл слова «благословение». Смысл евангельского эпизода «Благословение детей». Святой Игнатий Богоносец. Юная мученица Акилина. Святой отрок Вит. Святые отроки-мученики и их учитель – святой епископ Вавила Антиохийский. Смысл мученичества. Почему дети-христиане проявляли мужество? Молитва. Жития юнох мучеников. Произведения духовной поэзии рассказывают о детской молитве. Священное Писание об основаниях почитания христианами жертвы мучеников (Псалом 115). Церковные песнопения. Ектении – молитвы прошения.


Христианские добродетели вера, надежда и любовь в жизни святых.

О святых юных мученицах Вере, Надежде, Любви и матери их Софии. О святой деве Татиане. Христианские добродетели. Размышление о духовной красоте. Евангельский текст о понимании христианами красоты как совершенного подобия Отцу Небесному (Евангелие от Матфея, гл. 5, стихи 44-48). В чём проявлялась любовь христиан к врагам?


Мудрость жизни христиан.

Святые великомученицы Екатерина, Варвара. Чем отличалась жизнь христиан от жизни других людей? Главные ценности жизни христиан. Притчи Христа о Царствии Небесном: драгоценной жемчужине, о закваске, о зерне горчичном. Христианская мудрость. Житейская мудрость. Священное Писание – о премудрости мира (1 послание апостола Павла коринфянам). Христианская радость. Духовная поэзия размышляет о человеческой мудрости. Церковные песнопения – тропари великомученицам. Христианские добродетели и наименование великомученицы Варвары «всечестная». Размышления о драгоценных качествах души человека. Путешествия по святым местам – монастыри и храмы в честь святых Екатерины и Варвары.


Святые воины.

Великомученики Георгий Победоносец, Димитрий Солунский, Феодор Стратилат. Святой мученик Севастиан. Подвиги исповедания веры и защиты Отечества. Кого называли воинами Христовыми? Воинская доблесть. Какие добродетели проявили (в детстве, в воинском служении, в христианском подвиге)? О почитании святых воинов. Размышления над евангельскими текстами о любви к врагам, христианской радости, воинском подвиге. Ответ императора Константина Великого об отношении христиан к врагам личным и врагам Отечества. Апостол разъясняет христианам о воинских доспехах христианина: броне любви к Богу, вере в Его помощь, шлеме надежды на спасение. Духовная красота человека. Борьба христианина с внутренними врагами: грехами – страстями своей души.


Святые врачеватели Косма и Дамиан. Всемилостивый целитель Пантелеймон.

Бескорыстие святых врачей. Евангелие – о дарах: «Даром получили – даром давайте». Притча о талантах – дарах Бога человеку. Сражение бескорыстия и корыстолюбия. Какие добродетели проявляли святые в детстве; какими христианскими добродетелями и подвигами прославились? Размышление о Божиих дарах святым при чтении церковнославянских текстов Священного Писания.


Защита христианской веры. Вселенские Соборы. Святые равноапостольные Константин и Елена. Святые Отцы Церкви.

Прекращение гонений на христиан в царствование Константина Великого. Обретение и Воздвижение Креста Господня святыми Константином и Еленой. Сохранение языческих привычек новообращенными христианами. Защита христианского вероучения от ересей. Семь Вселенских Соборов. Утверждение Вселенскими Соборами основных догматов христианской веры: О Троице, Боговоплощении, почитании Богородицы. Утверждение «Символа веры». Труды святых Афанасия Великого, Кирилла Александрийского, папы Льва Великого, Василия Великого, Григория Богослова. Период иконоборчества. Почитание христианами икон. Святой Иоанн Дамаскин.


Утверждение христианского учения. Учителя веры – святители Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст.

Почему потребовалась защищать учение Церкви? Какими трудами на благо Церкви прославились святители Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст? Какие добродетели святые проявляли в детстве? Кого называют православными христианами? О богослужении Православной Церкви. Божественная Литургия. Всенощная. Вклад святителей в составление песнопений богослужения. Иоанн Златоуст учит христианскому благодарению Смысл слов «благодарение» и «благословление».


Пути к спасению. Великие подвижники пустыни преподобные Антоний Великий, Пахомий Великий, Павел Фивейский.

Смысл монашества. Подвиги духовные. Их смысл – спасение души. Разные пути к спасению. Монашество – путь совершенных. Основоположник монашества – Антоний Великий. Житие. Как была устроена жизнь древних монастырей. Лавры, скиты. Духовный руководитель – авва (отец). Духовное родство святых. Братья во Христе. Монашеские обеты послушания, нестяжания, целомудрия. Примеры христианских добродетелей в жизни святых подвижников. Священное Писание о добродетелях, о воздании Божием к праведным и грешникам, о преподобных.



Пути к спасению. Святые преподобные Мария Египетская, Ефрем Сирин.

Прославление Бога верой и добрыми делами. Промысел Божий в деле спасения человека. Пути: монашеский, семейная жизнь, иные. Борьба со страстями души – путь к спасению. В чём святой Ефрем Сирин увидел действие Промысла Божиего о человеке? Действие Промысла Божиего в жизни святой Марии Египетской. Христианские добродетели, проявленные святыми на пути спасения. Покаяние. Покаянная молитва святого Ефрема Сирина. Великий Пост в жизни христиан. Великий покаянный канон святого Андрея Критского. Отражение тем покаяния русской классической литературе. Церковнославянские тексты Священного Писания о преодолении страстей.


Путь к спасению. Преподобный Досифей. Святитель Павлин Милостивый.

Ответственность христианина. За что должен отвечать человек? Как может спастись христианин. Священное писание рассказывает о Страшном Суде. Как святой Досифей выбирал путь к спасению. Христианские добродетели смирения, послушания, кротости, терпения, умеренности – путь к спасению души. О милости Божией человеку. Искупительная Жертва, принесённая Христом за людей. Христос показывает примеры милосердия и прощения: эпизод Евангелия «Христос и грешница». Милость и милосердия христианина. Евангельская притча о милосердном самарянине. Добродетель милосердия в святителя Павлина Милостивого. Отражение заповеди «Не судите, да не судимы будете» в феноменах православной культуры: церковнославянском языке, традициях жизни христиан (милостыня, неосуждение), духовной поэзии, живописи на религиозные темы.


Просветители славянские Кирилл и Мефодий.

Евангелие приходит на славянские земли. Монахи – миссионеры-проповедники. Трудность миссионерского подвига среди языческих племён. Труды святых братьев Кирилла и Мефодия. Детские годы святых. Христианские добродетели, проявленные ими в детстве. Как отрок Константин (Кирилл) размышлял о ценностях жизни человека; как определил для себя жизненный путь. В чём были трудности просвещения славянских племён? Апостольские труды святых.




Раздел V. Формы и средства контроля



Четверть

Количество часов

Количество контрольных работ




I

8







II

8

1




III

10







IV

9

1




ИТОГО:

35

2






Контрольная работа № 1 - Приложение № 1;

Итоговая контрольная работа – Приложение № 2.
Критерии оценки по предмету «Православная культура»
Исходя из совокупности усвоенных знаний, умений, навыков оценку квалифицировать следующим образом:

«отлично» (5)

  • усвоение глубоких, прочных знаний, логичный и доказательный ответ, знание основных фактов, понятий, терминов, дат, событий и персоналий;

  • умение устанавливать причинно – следственные связи, самостоятельно анализировать и сопоставлять письменные источники, знать периодизацию событий истории Православной культуры, историческую карту, умение делать аргументированные выводы.

  • при ответе соблюдать нормы русского языка.

«хорошо» (4)

  • усвоение глубоких, прочных знаний, логичный и доказательный ответ, знание основных фактов, понятий, терминов, дат, событий и персоналий;

  • умение устанавливать причинно – следственные связи, самостоятельно анализировать и сопоставлять письменные источники, знать периодизацию событий истории Православной культуры, историческую карту, умение делать аргументированные выводы.

  • при ответе соблюдать нормы русского языка. В ответе допускаются несущественные неточности.

«удовлетворительно» (3)

  • усвоение основных понятий, терминов, знать фактический материал.

  • умение устанавливать причинно – следственные связи и давать развернутые определения; уметь излагать материал, осуществлять анализ проблем, процессов, фактов и явлений истории Православной культуры, использовать письменные источники и делать выводы.

  • при ответе соблюдать нормы русского языка. В ответе допускаются существенные ошибки и неточности.

«неудовлетворительно» (2) не выставляется.

Раздел VI.

Перечень учебно-методических средств обучения

Основная литература
1. Л.Л. Шевченко. Православная культура. Учебное пособие для средних классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. 5 год обучения. Книга 1. - М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2007.
2. Л.Л. Шевченко. Православная культура. Учебное пособие для средних классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. 5 год обучения. Книга 2. - М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2007.
3. Шевченко Л.Л. Православная культура: Методическое пособие для учителя (программа, планы, разработки уроков). 5 год обучения. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2008.
4. Л.Л. Шевченко. Православная культура: Концепция и программа учебного предмета. 1-11 годы обучения. - М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2008.


  1. Православные храмы земли Оскольской [Текст]./Авт.-сост. П.Е.Шишкин, Н.И.Мурашов. Ред. В.А. Вербкин. - Старый Оскол, 2008.

  2. Мультимедийное приложение к учебнику «Православная культура» [Электронный ресурс] В.Д.Скоробогатов, Т.В.Рыжова, О.Н.Кобец. «ИНФОФОНД», Ульяновк, 2007.


Дополнительная литература


    1. Бородина А. В. История религиозной культуры: Основы православной культуры. Учебное пособие для основной и старшей ступеней образования /А.В. Бородина.- М.: ОПК, 2007.- 187 с.

    2. Воскобойников В.М. Энциклопедический православный словарь / В.М. Воскобойников.- М.: Издательство ЭКСМО, 2005. - 544 с.

    3. Кошмина И.В. Основы русской православной культуры: Учеб. пособие для уч-ся сред. и старш. шк. Возрас т/ И.В. Кошмина.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 160 с.

    4. Кураев А.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры. 4-5кл. / А.В. Кураев.- Просвещение, 2010.

    5. Маслов Н.В. Православное воспитание как основа русской педагогики: По трудам схимандрита Иоанна Маслова / Н.В. Маслов.- М.: Самшит-издат, 2006. - 504 с.

    6. Мацукевич А.А. Преподобный Серафим Саровский: Иллюстрированное жизнеописание великого российского Старца, преподобного Серафима, Саровского Чудотворца / А.А. Мацукевич.- М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2004. - 208 с.

    7. Православная энциклопедия: Русская православная церковь /Под ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия 2 - М.: Церковно-научный центр "Православная энциклопедия", 2000. - 656 с.

    8. Пасхальный благовест: Хрестоматия. Пасхальные обряды и обычаи. Книга для чтения в семье, школе, детском саду / Е.Ю. Фаркова. - М.: Издательство "ГНОМ и Д", 2004. - 160 с.

    9. Опрышко Н. Православные святые: Почитание и прославление/ Н. Опрышко.- М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. - 304 с.

    10. Смолич И.К. История русской церкви. Кн. 8, ч. 1: 1700-1917/ И.К. Смолич.- М.: Издательство Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1996. - 800 с.

    11. Смолич И.К. История русской церкви. Кн. 8, ч. 2: 1700-1917/ И.К. Смолич.- М.: Издательство Спасо-Преображениского Валаамского монастыря, 1997. - 800 с.

    12. Формирование духовного мира подрастающего поколения: Учебно-методические материалы; Материалы областного конкурса "Творческая мастерская учителя" / Управление образования и науки Белгородской области; Центр духовного просвещения. - Белгород: ИПЦ "ПОЛИТЕРРА", 2004. - 272 с.

    13. Шипов Я. Православие: словарь школьника / Я. Шипов.- М.: РОСМЭН, 2004. - 320 с.

    14. Шурупова Т.А., Янушкявичене О.Л. Методическое пособие к книге «Основы нравственности»/Т.А.Шурупова, О.Л.Янушкявичене. - М.: ПРО-ПРЕСС, 2003. – 230 с.

    15. Янушкявичене О.Л. Основы нравственности. Методическое пособие для учителя/ О.Л. Янушкявичене. - М.: ПРО-ПРЕСС, 2006.-357 с.


Литература по краеведению

    1. Белгородоведение: Учебник для общеобразовательных учреждений. – Белгород, 2002. – 410 с.

    2. Белгородская энциклопедия: страницы истории Отечества, русской православной церкви, культуры, ратных и трудовых подвигов белгородцев / гл. ред. В.В. Овчинников. – Белгород, 2000. – 463 с.

    3. Духовное краеведение Белгородчины: Методические рекомендации к урокам по курсу / Управление образования и науки Белгородской области; БелРИПКППС; Центр духовного просвещения; Авт.-сост.: С.С. Чернова. Белгород: ООО «Логия», 2005. – 104 с.

    4. Духовное краеведение Белгородчины: Краткий словарь / Управление образования и науки Белгородской области; БелРИПКППС; Центр духовного просвещения; Авт.-сост.: С.С. Чернова. Белгород: ООО «Логия», 2005. – 40 с.

    5. История Слобожанщины и Белгородского края: Учебное пособие под общей редакцией: В.В. Овчинникова, Н.Н. Олейника. – Белгород: Белгород. Облтип., 2011. – 336 с.

    6. Краеведение в системе дошкольного, общего среднего, дополнительного образования: региональный опыт и перспективы. Методические рекомендации по использованию краеведения в образовательном процессе / Под редакцией Н.С. Сердюковой. – Белгород, 2011. – 69 с.

    7. Семь чудес Белгородчины / подгот. Упр. Информации и массовых коммуникаций администрации губернатора Белгор. Обл. и Белгор. Регион. Отделением общ. Организации общества «Знание» России. – Белгород, 2010. – 36 с.

    8. Родники Белогорья (Путешествие в историю и культуру моего народа). Сборник программно-методических, дидактических материалов по краеведению / Под научной редакцией В.А. Масловой, Т.А. Приставкиной. – Белгород: ИПЦ «ПОЛИТЕРРА», 20100. – 150 с.


Официальные информационные ресурсы: mon.gov.ru - сайт Министерства образования РФ, www.patriarchia.ru - официальный сайт Московской Патриархии Русской Православной Церкви, blagovest.bel.ru - официальный сайт Белгородской и Старооскольской епархии, omcbelgorod@mail.ru - сайт Образовательно-методического центра «Преображение», www.beluno.ru – официальный сайт департамента образования, культуры и молодежной политики Белгородской области, www.ipkps.bsu.edu.ru - сайт Белгородского института повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов, www.bpdsmn.orthodoxy.ru - сайт Белгородской Православной Духовной семинарии с миссионерской направленностью; kuraev.ru – официальный сайт диакона, профессора Московской духовной академии Андрея Кураева, www.pravoslavie.ru - информационно-образовательный православный портал.

Православные библиотеки: kraevs.ru, eleon.orthodox.ru (библиотека православного христианина, книги; аудиотека; видеотека), ni-ka.com.ua, www.manna-lib.com (библиотека духовной поэзии), dimulik2009.narod2.ru (Апологетика; Догматика; Риторика; Священное Писание; Сравнительное богословие; Жития Святых), svn.wen.ru, www.slavoslovie.ru (библиотека христианских текстов), e-c-r.pravoverie.ru (собрание записей радиопередачи по православию), www.obibl.com, skrigal.orthodox.ru (библиотека православного христианина).

Православные мультимедиа-ресурсы: pravmedia.com, www.rushill07.narod.ru/ Электронная библиотека, Православная медиа-библиотека www.altarnik.okis.ru, biblion.narod.ru, www.predanie.ru/ Видео архив; Музыкальный архив; Форум; mp3 архив; www.rushill07.narod.ru/ - Электронная библиотека "Вера и православие"; www.altarnik.okis.ru - Православная медиа-библиотека, biblion.narod.ru - Небольшая электронная библиотека православных текстов "Biblion.Narod.Ru."; www.predanie.ru - Православный музыкальный архив; www.isographoteka.ru - Православная библиотека - Религиозная литература.Обзоры сайтов, собрание цифровых изображений Православных книг www.isographoteka.ru

Сайты издательств: Электронный каталог учебных изданий (http://www.ndce.ru/); издательство Просвещение (http://www.prosv.ru/).; Гуманитарный издательский центр Владос (http://www.vlados.ru/). Книжная лавка Университета РАО (http://www.urao.mags.ru/).

Музеи, галереи и художественные каталоги: Каталог Музеи России (http://www.museum.ru/); Эрмитаж (http://www.hermitage.ru/); Русский музей (http://www.rusmuseum.ru/); Музей им. Пушкина (http://www.museum.ru/gmii/); Государственный исторический музей (http://www.shm.ru/); Третьяковская галерея (http://www.tretyakov.ru/); Галерея визуального искусства (http://www.artni.ru/); Галерея русских художников 20 века (http://www.artline.ru/); Музей Архитектуры им. Щусева А.В. (http://www.muar.ru/); Русская культура (http://www.russianculture.ru/).

Сайты учителей православной культуры: timo-tatjana.narod2.ru; mila-krasnokuts.narod.rupravoslawya/setevy; vmsush.narod.ru; www.it-n.ru/ - Сеть творческих  учителей.


Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы
Компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности.

Проектор, подсоединяемый к компьютеру, видеомагнитофону; технологический элемент новой грамотности – радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.

Видеоматериалы, медиатека, фотографии.
скачать файл



Смотрите также:
Рабочая программа по православной культуре для 5 класса разработана на основе концепции и программы учебного предмета «Православная культура» Л. Л
299.93kb.
Программа Православная культура, 3 кл моу-сош 13 г. Белгорода
333.67kb.
Рабочая программа по обществознанию для учащихся 10 «А» класса
362.17kb.
Рабочая программа по предмету история для 7 класса (0,33 часа в неделю, 12 часов в год)
370.74kb.
Рабочая программа педагога Нюхтилиной Светланы Константиновны 1 квалификационная категория по краеведению 5 классе
95.54kb.
Рабочая программа по информатике для 11 класса разработана на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по информатике и икт
419.3kb.
Рабочая программа учебного курса физическая культура 11 класс, базовый уровень Разработана Салимов И. Р
796.91kb.
Рабочая учебная программа по химии в 9 классе
414.38kb.
Программа соответствует «Обязательному минимуму содержания основных образовательных программ»
245.53kb.
Пояснительная записка Настоящая программа по русскому языку для 7 класса создана на основе
121.07kb.
Программа По элективному учебному предмету «правоведение»
266.39kb.
Пояснительная записка Рабочая программа соответствует требованиям фк гос, составлена на основе примерной программы основного общего образования по искусству и программы по искусству для 8-9 классов «Программы для общеобразовательных
466.24kb.