vesnat.ru страница 1
скачать файл
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по геометрии для 8 класса составлена на основе обязательного минимума для основного общего образования и программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев "Математика 5-11 классы"/ Сост. Г.М.Кузнецова, Н.Г. Миндюк. – 3-е изд., стереотип.- М. Дрофа, 2002.
Цели изучения курса:

-развивать пространственное мышление и математическую культуру;

-учить ясно и точно излагать свои мысли ;

-формировать качества личности необходимые человеку в повседневной жизни: умение преодолевать трудности ,доводить начатое дело до конца;

-помочь приобрести опыт исследовательской работы.
Задачи курса:

-научить пользоваться геометрическим языком для описания предметов;

-начать изучение многоугольников и их свойств, научить находить их площади;

-ввести теорему Пифагора и научить применять её при решении прямоугольных треугольников;

-ввести тригонометрические понятия синус, косинус и тангенс угла в прямоугольном треугольнике научить применять эти понятия при решении прямоугольных треугольников;

-ввести понятие подобия и признаки подобия треугольников, научить решать задачи на применение признаков подобия;

-ввести понятие вектора , суммы векторов, разности и произведения вектора на число;

-ознакомить с понятием касательной к окружности.

Программа рассчитана на 85 часов (2 ч в неделю в 1 полугодии и 3 часа в неделю во втором полугодии – второй вариант планирования), в том числе контрольных работ -7, включая итоговую контрольную работу.

Промежуточная аттестация проводится в форме тестов, контрольных и самостоятельных работ. Итоговая аттестация – согласно Уставу образовательного учреждения.

Учащиеся данного класса имеют низкий уровень обученности, рабочая программа разработана с учетом возможностей ребят.
Формы организации учебного процесса:

индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, фронтальные.


Формы контроля:

Самостоятельная работа, контрольная работа, зачёт, работа по карточке.


Технические средства обучения:

Компьютер, медиапроектор



Требования к уровню подготовки обучающихся в 8 классе:

В результате изучения курса геометрии 8 класса обучающиеся должны:

знать/понимать

существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;

существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;

как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;

как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;

как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;

вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;

каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;

смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации;

уметь

пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира;

распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;

изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;

распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;

проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;

вычислять значения геометрических величин;

проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;



использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

описания реальных ситуаций на языке геометрии;

расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;

решения геометрических задач с использованием тригонометрии

решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);

построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).



УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН





ТЕМА

Всего

часов


Контрольные

работы


1

Четырехугольники

14

1

2

Площадь

14

1

3

Подобные треугольники

19

2

4

Окружность

17

1

5

Векторы

12

1

6

Повторение. Решение задач.

9

1




Итого

85

7

Календарно-тематическое планирование по геометрии 8 класс






Наименование раздела программы

Тема урока



Кол-во часов

Тип урока

Элементы содержания образования

Требования к уровню подготовки обучающихся

Вид кон-троля

тсо

Дом.за-дание

Дата проведения урока

план

факт

1

Вводное повторение. Треугольники.

1

КУ

Треугольник, элементы треугольника, сумма углов треугольника, признаки равенства.

Уметь решать задачи по темам

Текущий




Зад.втетр







2

Параллельные прямые

1

КУ

Признаки и свойства параллельных прямых

Текущий




Зад.втетр.







3-4

I ЧЕТЫРЁХУГОЛЬНИК 14

Многоугольники.

2

КУ

УОНМ


многоугольник, элементы многоугольника, выпуклый многоугольник, сумма углов выпуклого многоугольника

-уметь строить выпуклый многоугольник;

-знать формулу суммы углов выпуклого многоугольника



ФО

ИРД



*презентация

п.39, 40, 41 №364, 365(б,г), 369







5-10

Параллелограмм. Свойства параллелограмма.

2

КУ

УОНМ


четырехугольник, параллелограмм, свойства параллелограмма

-уметь доказывать свойства параллелограмма;

-уметь решать задачи



ФО

ИРД


*

п.42, №372(в), 376(а)







Признаки параллелограмма.

2

КУ

УПЗУ


параллелограмм, свойства параллелограмма, признаки параллелограмма

-уметь доказывать признаки параллелограмма;

-уметь решать задачи



ФО

ИРД


ПР

п.43, №375, 379, 383, 382







Трапеция.

2

КУ УЗИМ

трапеция, элементы трапеции, равнобедренная и прямоугольная трапеция

-знать, что называют трапецией;

-уметь решать задачи на доказательство



ФО

ИРД


СР

п.44, №392(б), 390, 389(а)







11-14

Прямоугольник.

1

КУ

прямоугольник, свойства прямоугольника, признак прямоугольника

-уметь доказывать теоремы и свойства прямоугольника;

-уметь решать задачи на их применение;



ФО

ИРД



*

п.45, №401(а), 400







I ЧЕТЫРЁХУГОЛЬНИК 14

Ромб и квадрат.

2

КУ УОНМ

ромб, квадрат, свойство ромба и квадрата

-уметь доказывать свойства ромба и квадрата;

-уметь решать задачи



ФО

ИРД


СР

п.46, №405, 406, 408(а)







Осевая и центральная симметрии.

1

КУ

осевая и центральная симметрии, ось симметрии, центр симметрии

-уметь строить симметричные точки;

-уметь распознавать фигуры, обладающие осевой и центральной симметрией



ФО

ИРД



п.47, №419, 423, 422







15

Решение задач.

1

УПЗУ

параллелограмм, трапеция, прямоугольник, ромб, квадрат, осевая и центральная симметрии

-уметь решать задачи, опираясь на изученные свойства

ФО

ИРД





[3], КР-1,

В-4








16

Контрольная работа №1

1







-уметь применять все изученные свойства, признаки и теоремы в комплексе;

-уметь доказательно решать задачи



КР-1













17-18

II ПЛОЩАДЬ 14

Площадь многоугольника.

2

КУ

УОНМ


единицы измерения площадей, площадь прямоугольника, основные свойства площадей

-уметь вывести формулу площади прямоугольника;

-уметь решать задачи на применение формулы



ИРД

МД


*

п.48, 49, 50, №447-453







19-24

Площадь параллелограмма.

2

КУ

УПЗУ


параллелограмм, основание и высота параллелограмма, площадь параллелограмма

-знать формулу площади параллелограмма;

-уметь выводить формулу площади параллелограмма



ФО


*

п.51, №459(а,б), 464(а), 461, 465







Площадь треугольника.

2

КУ УПЗУ


треугольник, основание и высота, площадь треугольника, соотношение площадей

-знать формулу площади треугольника;

-уметь находить площадь прямоугольного треугольника;

- уметь находить площадь треугольника в случае, если равны их высоты или угол


ФО

ИРК


п.52, №468(а,б), 471, 474, 476







Площадь трапеции.

2

КУ УЗИМ


трапеция, высота трапеции, площадь трапеции

-знать и уметь доказывать формулу вычисления площади трапеции;

-уметь решать задачи на применение формулы


ИРД


СР

п.53, №480, 518







25-27

Теорема Пифагора.

3

КУ

УОНМ


УПЗУ

прямоугольный треугольник, теорема Пифагора, теорема, обратная теореме Пифагора

-уметь доказывать теорему Пифагора;

-уметь решать задачи на нахождение гипотенузы или катета в прямоугольном треугольнике



СР

*

п.54, 55, №484, 486, 488, 491, 495, 492







28-29

Решение задач.

2

КУ УПЗУ

площадь параллелограмма, треугольника, трапеции, теорема Пифагора

-уметь находить площадь параллелограмма, треугольника, трапеции по формулам;

-уметь применять теорему Пифагора при решении задач



ФО

ИРД


ИРК


*формула Герона

№479, 515, 502, 517, 514







30

Контрольная работа №2.

1







-уметь применять полученные знания в комплексе

КР-2













31-32

III ПОДОБИЕ ТРЕУГОЛЬНИКОВ 19

Определение подобных треугольников.

2

КУ

УОНМ


пропорциональные отрезки, сходственные стороны, подобные треугольники, коэффициент подобия, отношение площадей

-уметь определять подобные треугольники;

-уметь доказывать теорему об отношении площадей подобных треугольников



ФО

ИРД


МД

*

п.56-58, №536, 541, 545







33-37

Первый признак подобия треугольников.

2

КУ

УОНМ


подобие треугольников, первый признак подобия

-уметь доказывать первый признак подобия треугольников;

-уметь применять признак при решении задач



ФО

ИРД



*

п.59, №551, 552, 553







Второй признак подобия треугольников.

2

КУ

УОСЗ


подобие треугольников, второй признак подобия

-уметь доказывать второй признак подобия треугольников;

-уметь применять признак при решении задач



ФО

ИРД



п.60, №559,560







Третий признак подобия треугольников.

1

КУ

подобие треугольников, третий признак подобия

-уметь доказывать третий признак подобия треугольников;

-уметь применять признак при решении задач



ФО

ИРД


СР

п.61, №563,







38

Контрольная работа №3.

1







-уметь применять первый, второй, третий признаки в комплексе при решении задач

КР-3













39-45

III ПОДОБИЕ ТРЕУГОЛЬНИКОВ 19

Средняя линия треугольника.

3

КУ УЗИМ

УОНМ


теорема о средней линии треугольника

-уметь определять среднюю линию треугольника;

-уметь доказывать теорему о средней линии треугольника;

уметь решать задачи, используя теорему о средней линии треугольника


ФО

ИРД


ИРК

*

п.62, №566, 571, 570







Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике.

2

КУ

УОСЗ


среднее пропорциональное, утверждения о среднем пропорциональном

-уметь использовать утверждения о пропорциональных отрезках в прямоугольном треугольнике при решении задач

ФО

ИРД


ИРК

п.63, №572, 574, 575, 577







Практические приложения подобия треугольников.

2

КУ УПЗУ


метод подобия, построение треугольника по данным двум углам и биссектрисе при вершине третьего угла

-уметь решать задачи на построение методом подобия;

-применять подобия к доказательству теорем и решению задач



ФО

ИРД


СР

п.64, 65, №585, 623







46-48

Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника.

1

КУ


синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника, основное тригонометрическое тождество

-уметь определять синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника;

-знать основное тригонометрическое тождество



ФО

ИРД



*

п.66, №591(в,г), 592(а,б), 593(а,б)







Значение синуса, косинуса и тангенса для углов 300, 450, 600.

2

КУ

УПЗУ


таблица значений

-знать таблицу значений синуса, косинуса и тангенса для углов 300, 450, 600

ФО

ИРД


СР

п.67, №599, 601, 602







49

Контрольная работа №4.

1







-уметь применять подобия к доказательству теорем и решению задач;

-уметь решать задачи, используя соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника



КР-4













50-52

IV ОКРУЖНОСТЬ 17

Взаимное расположение прямой и окружности.

1

УОНМ

окружность, радиус и диаметр окружности, секущая, расстояние от точки до прямой,

-знать все взаимные расположения прямой и окружности;

-уметь находить расстояние от точки до прямой



ФО

ИРД



*

п.68, №631(а,б), 633







Касательная к окружности.

2

КУ УПЗУ

касательная к окружности, точка касания

-уметь доказывать свойство и признак касательной;

-уметь определять касательную к окружности;

-уметь проводить через данную точку окружности касательную к этой окружности

-уметь решать задачи



ФО

ИРД


СР

п.69,№637, 640, 638, 643, 644







53-56

Центральный угол.

2

КУ УПЗУ

дуга, полуокружность, градусная мера дуги окружности, центральный угол

-уметь определять градусную меру центрального угла;


ФО

ИРД


*

п.70, №649(в,г), 652, 650







Вписанный угол.

2

КУ УОСЗ


вписанный угол, теорема о вписанном угле

-уметь определять вписанный угол;

-доказывать теорему о вписанном угле и следствия к ней;

-знать в каком отношении пересекаются хорды окружности


ФО

ИРД


СР

п.71, №655, 656, 663, 666, 667







56-58

IV ОКРУЖНОСТЬ 17

Четыре замечательные точки треугольника.

3

КУ

УПКЗУ


УЗИМ

свойства биссектрисы угла и серединного перпендикуляра, теорема о пересечении высот треугольника, замечательные точки треугольника

-уметь доказывать указанные теоремы;

-уметь решать задачи на применение этих теорем



ФО

ИРД


СР

*

п.72, 73, №676, 678, 679, 681, 688, 720







59-62

Вписанная окружность.

2

КУ УОСЗ


вписанная окружность, описанный многоугольник, теорема о вписанной окружности

-уметь вписывать окружность в многоугольник;

-уметь доказывать теорему о вписанной окружности и свойства;



ФО

ИРД


ИРК

*

п.74, №690, 691, 693







Описанная окружность.

2

КУ УПЗУ

описанная окружность, вписанный многоугольник, теорема об описанной окружности, теорема о сумме противоположных углов вписанного многоугольника

-уметь описывать окружность около многоугольника;

-уметь доказывать теорему об описанной окружности и замечания;

-знать, чему равна сумма противоположных углов вписанного многоугольника


ФО

ИРД


СР

п.75, №696, 702, 705, 708







63-64

Решение задач.

2

КУ

УПЗУ


касательная к окружности, центральный угол, вписанный угол, замечательные точки треугольника, вписанная и описанная окружность

-уметь определять градусную меру центрального и вписанного угла;

-уметь решать задачи с использованием замечательных точек треугольника;

-знать, чему равна сумма противоположных углов вписанного многоугольника


ФО

ИРД






[3], КР-5,

В-4








65

Контрольная работа №5.

1







-уметь применять полученные знания в комплексе

[3], КР-5













66-68

ВЕКТОРЫ

12


Понятие вектора

3

УОНМ

УПЗУ





Знать определения вектора и равных векторов,законы сложения векторов, определение разности двух векторов; знать, какой вектор называется противоположным данному, какой вектор называется произведением вектора на число, какой отрезок называется средней линией трапеции. Уметь применять все изученные свойства и правила при решении задач.

ФО


*










69-71

Сложение и вычитание векторов

3







ФО

С.Р














72-76

Умножение вектора на число. Применение векторов к решению задач.

5







ФО

ИРК


С.Р.

*










77

Контрольная работа №6

1







К.Р













78-79

ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ КУРСА ГЕОМЕТРИИ 9ч

Четырехугольники

2

УПКЗУ

четырехугольники

-уметь применять все полученные знания за курс геометрии 8 класса

ФО

ИРД














80-81

Площади фигур

2

УПКЗУ

Площади фигур

ИРК













82

Подобные треугольники

1

УПКЗУ

Признаки подобия

ИРК













83

Окружность

1

УПКЗУ

Длина окружности, площадь круга
















84

Векторы

1

УПКЗУ

векторы
















85

Итоговая контрольная работа.

1

УКЗУ




К.Р














Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся по геометрии.

1. Оценка письменных контрольных работ обучающихся по геометрии.

Ответ оценивается отметкой «5», если:



  • работа выполнена полностью;

  • в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;

  • в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, которая не является следствием незнания или непонимания учебного материала).

Отметка «4» ставится в следующих случаях:

  • работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);

  • допущены одна ошибка или есть два – три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работ не являлись специальным объектом проверки).

Отметка «3» ставится, если:

  • допущено более одной ошибки или более двух – трех недочетов в выкладках, чертежах, но обучающийся обладает обязательными умениями по проверяемой теме.

Отметка «2» ставится, если:

  • допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не обладает обязательными умениями по данной теме в полной мере.

Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком математическом развитии обучающегося; за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные обучающемуся дополнительно после выполнения им каких-либо других заданий.
2. Оценка устных ответов обучающихся по геометрии.

Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:



  • полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;

  • изложил материал грамотным языком, точно используя математическую терминологию и символику, в определенной логической последовательности;

  • правильно выполнил рисунки, чертежи, сопутствующие ответу;

  • показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять ее в новой ситуации при выполнении практического задания;

  • продемонстрировал знание теории ранее изученных сопутствующих тем, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;

  • отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя;

  • возможны одна – две неточности при освещение второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил после замечания учителя.

Ответ оценивается отметкой «4», если удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:

  • в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившее математическое содержание ответа;

  • допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя;

  • допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные после замечания учителя.

Отметка «3» ставится в следующих случаях:

  • неполно раскрыто содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда последовательно), но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для усвоения программного материала;

  • имелись затруднения или допущены ошибки в определении математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;

  • ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;

  • при достаточном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.

Отметка «2» ставится в следующих случаях:

  • не раскрыто основное содержание учебного материала;

  • обнаружено незнание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;

  • допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Список литературы для учителя:

  1. Геометрия: учеб, для 7—9 кл. / [Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. В. Кадомцев и др.]. — М.: Просвещение, 2009.

  2. Изучение геометрии в 7, 8, 9 классах: метод, рекомендации: кн. для учителя / [Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, Ю.А. Глазков и др.]. - М.: Просвещение, 2003 — 2008.

  3. Зив Б.Г. Геометрия: дидакт. материалы для 8 кл. / Б.Г. Зив, В.М. Мейлер. — М.: Просвещение, 2009.

  4. Гаврилова Н.Ф. Поурочные разработки по геометрии: 8 класс. – М.: ВАКО, 2010.


Дополнительная литература для учителя:


  1. Математика 5-11 классы: нетрадиционные формы организации контроля на уроках / авт.-сост. М.Е. Козина, О.М. Фадеева. - Волгоград, Учитель, 2007;

  2. Конструирование современного урока математики: кн. для учителя / С.Г. Манвелов. – М.: Просвещение,2009.


Список литературы для ученика:


  1. Геометрия: учеб, для 7—9 кл. / [Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. В. Кадомцев и др.]. — М.: Просвещение, 2009.

  2. Зив Б.Г. Геометрия: дидакт. материалы для 8 кл. / Б.Г. Зив, В.М. Мейлер. — М.: Просвещение, 2009.


Дополнительная литература для ученика:

  1. Семенов Е.Е. За страницами учебника геометрии: Пособие для учащихся 7-9 классов общеобразовательных учреждений, М., 1999.



Интернет-ресурс

  1. www.school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

  2. www.mathvaz.ru - docье школьного учителя математики

  3. www.it-n.ru"Сеть творческих учителей"

4. www.karmanform.ucoz.ru/ Персональный сайт Карманова А.А.
скачать файл



Смотрите также:
Рабочая программа по геометрии для 8 класса составлена на основе обязательного минимума для основного общего образования и программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев "Математика 5-11 классы"/ Сост. Г. М
188.34kb.
Рабочая программа по «Новой истории» составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.)
291.57kb.
И. Н. Пономаревой (сб программ по биологии для общеобразовательных школ, гимназий и лицеев М., изд. "Дрофа", 2009 г стр. 57-1081)
460.33kb.
Рабочая программа по предмету история для 7 класса (0,33 часа в неделю, 12 часов в год)
370.74kb.
Рабочая программа по английскому языку для 9 класса составлена на основе: Примерной программы основного общего образования по иностранным языкам (английский язык), составители Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. М
136.34kb.
Пояснительная записка Рабочая программа соответствует требованиям фк гос, составлена на основе примерной программы основного общего образования по искусству и программы по искусству для 8-9 классов «Программы для общеобразовательных
466.24kb.
Рабочая программа по информатике и икт для 9 класса учитель: Сорокин Артем Сергеевич
369.32kb.
Рабочая программа по обществознанию для учащихся 10 «А» класса
362.17kb.
Примерная программа основного общего образования по математике
416.95kb.
Приказ Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05. 03
88.04kb.
Программа по биологии для 6 классов
185.58kb.
Рабочая программа предназначена для 5 класса и составлена в соответствии с нормативными документами
374.37kb.