vesnat.ru страница 1страница 2
скачать файл

Министерство иностранных дел России

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

ГОУ СОШ

с углублённым изучением

иностранного языка

при Посольстве России в ФРГ (Берлин)

на 2011-2016 г.г.

Принята на заседании педагогического совета

21 ноября 2008 года

Дополнена на заседании педагогического совета

22 февраля 2011 года

г. Берлин


2

1. Паспорт программы развития школы

Настоящая программа определяет концепцию развития школы и основные направления деятельности по ее реализации.



Нормативная база для разработки программы развития школы

1. Конвенция о правах ребенка.

2. Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка».

3. Закон РФ «Об образовании».

4. Национальная доктрина образования в Российской Федерации, одобренная постановлением Правительства Российской Федерации от 04.10.2000 г.

5. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования второго поколения.

6. Концепция модернизации российского образования.

7. Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 г.г.



Цель программы

Создание условий для обеспечения высокого качества образования, основанного на требованиях к результатам, содержанию и условиям освоения образовательных программ.



Основные задачи программы

1. Создание условий функционирования и развития школы, как многоступенчатой непрерывной образовательной среды.

2. Определение оптимального содержания образования учащихся с учетом требований современного общества к образовательному процессу и обеспечении высокого качества образования.

3. Определение оптимального круга требований к результатам освоения образовательных программ личностной, предметной и метапредметной направленности.

4. Формирование образовательного пространства на принципах гуманистической образовательной среды, призванной оптимизировать взаимодействия личности и социума, принципов индивидуализации и дифференциации учебного процесса.

5. Укрепление ресурсной базы школы с целью обеспечения ее эффективного развития на уровне современных требований к образовательному процессу.



Сроки реализации программы: с сентября 2011 года по июнь 2016 года.

3

Этапы реализации программы

1. Ориентировочный (2011-2012 гг.).

Выявление перспективных направлений развития школы и моделирование ее нового качественного состояния в условиях современных требований к образованию.

2. Основной этап (2012-2014 гг.).

Апробация и использование в учебно-воспитательном процессе личностно -ориентированных технологий, приемов, методов. Переход образовательного учреждения в новое качественное состояние.

3. Обобщающий (2014-2016 гг.).

Анализ достигнутых результатов и определение перспектив дальнейшего развития школы. Фиксация созданных прецедентов образовательной практики и их закрепление в локальных нормативных актах школы.

Управление программой

Корректировка программы осуществляется педагогическим советом школы.

Управление реализацией программы осуществляется директором и заместителями директора школы.

Основной функцией директора школы является координация усилий всех участников образовательного процесса через педагогический совет, методический совет, родительский совет, совет школьников.



Заместители директора реализуют, прежде всего, оперативное управление образовательным процессом (схема 1).


4

Схема 1

Организационная структура управления

Управление образовательным учреждением



Администрация ОУ




Педсовет



Директор школы



Зам. директора по УВР



Учителя-предметники



Методический совет



МО учителей-предметников



Зам. директора по ВР




Нач. классов







Совет школьников





















Кл. руководители




Иностранных языков



Руководители кружков и секций




Гуманитарного цикла



МО кл. руководителей




Естественно-математического цикла




Зам. директора по ХЧ



Технические работники



5

2. Информационная справка о школе

2.1. Общие сведения о школе и контингенте учащихся

История школы начинается с 1954 года, когда она имела название «Советская школа № 1 при Посольстве СССР в ГДР». Здание школы находилось тогда в берлинском районе Карлсхорст. Обучение велось по программе семилетней школы, что соответствовало неполному среднему образованию.

В 1962 году школа становится восьмилетней, а в 1965 году она преобразована в Советскую школу при Посольстве СССР в ГДР в г. Берлине и переводится из Карлсхорста в здание при Посольстве в центре города и занимает два первых этажа. В 1966 г. в образовательном учреждении начинается преподавание немецкого языка по программам спецшкол.

В 1990 г. изменяется название школы. Теперь это средняя школа при берлинском отделении Посольства СССР в ФРГ. Учебное заведение начинает работать в условиях пятидневной рабочей недели. В старших классах вводится профильное обучение - гуманитарное и физико-математическое направления.

А с 1991 г. образовательное учреждение именуется как «Средняя школа при берлинском отделении Посольства России в ФРГ».

С 1992 г. по 1996 г. она переводится на режим работы неполной средней школы.

С 1996 г. вновь преобразована в среднюю и получает статус школы с углубленным изучением иностранных языков.

В 2010 году школа получила государственную аккредитацию, прошла лицензирование и подтвердила свой статус школы с углублённым изучением иностранного языка, работающей по третьей модели. Тестирование учащихся начальной школы показало, что 75% учащихся овладели знаниями, умениями и навыками по математике и русскому языку на высоком уровне.

Учащиеся 9 и 11 классов проходили тестирование по 6-ти общеобразовательным предметам, показав особенно высокие результаты по физике (89%), биологии (83%), иностранному языку (78%).


6

При тестировании учащихся 4, 9, 11 классов по английскому языку на третьем уровне обученность учащихся школы составила 100%. По всем видам речевой деятельности в вышеуказанных параллелях качество знаний составило также 100%. Общие показатели тестирования достаточно высоки и свидетельствуют о том, что учащиеся имеют устойчивый интерес к знаниям и сформированные общеучебные и специальные умения и навыки.

По состоянию на 1 января 2011 года в школе обучаются 207 учащихся, из них в порядке экстерната — 82. В начальной школе - 98 учащихся (экстернат - 46 учащихся), в основной школе - 84 (экстернат - 35 учащихся), в 10-11-х классах - 25 человек (экстернат - 1). В силу специфики заграншколы контингент обучающихся подвержен ежегодной ротации.

Большинство семей являются семьями командированных сотрудников Посольства России в ФРГ, росзагранучреждений, Посольств стран СНГ.

Как правило, это полные семьи, родители имеют высшее образование. Вторая группа составляет семьи российских граждан, работающих в коммерческих структурах. Третья группа представляет собой семьи постоянно проживающих в ФРГ граждан, в т.ч. двуязычные семьи. Большинство родителей с пониманием относится к требованиям устава школы, находит возможность общения с педагогами, посещает родительские собрания. В целом инициативность родителей невелика, однако в отдельных случаях (при проведении и подготовке школьных праздников, ярмарок, выставок и т.д.) часть родителей откликается на просьбы школы и оказывает посильную помощь.

По группам здоровья учащиеся распределены следующим образом: I группа - 1%, II группа - 65%, III группа - 20%, IV группа - 14%. У учащихся преобладают такие виды хронических заболеваний, как нарушение зрения, осанки, заболевания желудочно-кишечного тракта.



7

Учебный год в школе разделен на 3 учебных периода (3 триместра), используется модульный режим каникул – 5-6 недель учебных занятий чередуются с недельными каникулами.

Обучение проводится в одну смену. Режим работы школы - шестидневная учебная неделя во 2-11 классах, пятидневная учебная неделя в 1 классах.

Продолжительность урока – 40 минут.

Вторая половина дня – индивидуальные консультации, работа кружков, секций, факультативов.

Традициями школы являются:

• открытость образовательного процесса;

• уважение к личности ученика и педагога;

• стремление педагогического коллектива оказывать поддержку всем участникам образовательного процесса;

• создание условий для развития каждого учащегося с учетом его индивидуальных образовательных возможностей;

• организация непрерывного образования учащихся;

• признание любых позитивных изменений в процессе и результатах деятельности в качестве достижений ученика;

• сохранение и передача педагогического опыта;

• ориентация на использование передовых педагогических технологий в сочетании с эффективными традиционными методами обучения;

• активное включение выпускников школы в образовательный процесс


8

2.2. Организация образовательного процесса.

Школой реализуются программы начального, основного среднего и полного общего образования, обучение ведется по государственным образовательным программам, соответствующим действующим стандартам образования.

Изучение иностранного языка начинается со 2 класса, в среднем звене реализуются программы как базового, так и углубленного уровней образования. В старшей школе в течение двух лет организовано профильное обучение по двум направлениям: филологическое и универсальное. Выбор профиля обучения является правом ученика.

Коррекционная деятельность сводится к организации консультаций по предметам, индивидуальной работе с учеником и деятельности логопеда. Ввиду особенностей комплектования школы, работающие в ней педагоги составляют, как правило, творчески работающую, использующую современные методики, группу учителей. Учебно-материальная база позволяет использовать информационно-коммуникационные технологии практически по всем предметам.

Ежегодно в школе проводится панорама уроков, позволяющая коллегам познакомиться с опытом работы друг друга, использовать интересные находки в своей работе.

В основу образовательного процесса педагогический коллектив закладывает следующие принципы:

- гуманизации образования, предполагающей индивидуализацию и дифференциацию учебного процесса, личностный подход;

- демократизации управления школой и взаимоотношений учительских и ученических коллективов;

- преемственности в обучении, когда содержание, методы и приемы работы получат в дальнейшем свое развитие и обогащение.

Ведущей педагогической задачей педагогический коллектив считает развитие личности ребенка на основе учебной деятельности, в основу реализации которой положен системно-деятельностный подход.

9

Наряду с традиционным вопросом «Чему учить?» (обновление содержания), актуальным становится вопрос «Как учить?» (обновление средств обучения) или, точнее, «Как учить так, чтобы инициировать у детей собственные вопросы?», «Чему мне нужно научиться?» и «Как мне этому научиться?». Такой подход позволит обеспечить:



- сформированность универсальных учебных действий учащихся, составляющих основу умения учиться;

- мотивированность учащихся на обучение, самоорганизацию и саморазвитие;

- раскрытие творческого потенциала учащихся и развитие их потребностей в преобразовании окружающей действительности и самого себя.

Программно-методическое обеспечение образовательного процесса.

Школа обеспечена образовательными программами, используемыми в преподавании отдельных дисциплин. Ввиду специфики школы и достаточно большой ротации обучающихся, в школе ограничен выбор образовательных программ учителя.

Одновременно учителю предоставлено право вносить частичные изменения в действующие программы в соответствии с существующими правилами. Выбор учебников и учебных комплектов осуществляется на основании требований Министерства образования и науки. Для реализации задач профильного обучения по иностранным языкам используется литература на немецком и английском языках (периодика, тексты художественных произведений).

Введение элективных курсов осуществляется в соответствии с подготовкой педагога и наличием необходимой научно-методической базы, как правило, подготовленной самими педагогами.

10

Мониторинг результатов образовательного процесса.

Что такое мониторинг качества образования?

Составными элементами мониторинга является сбор и накопление информации, а также ее обработка и обобщение для целей эффективного управления. Мониторинг идет дальше традиционной диагностики благодаря своей регулярности и строгой направленности на решение задач управления.

Система мониторинга дает возможность постоянно отслеживать ход образовательного процесса с целью выявления и оценивания его промежуточных результатов и факторов, влияющих на них, а также принятие управленческих решений по регулированию и коррекции образовательного процесса.

Измерить Понять Управлять Улучшить

Конечные результаты мониторинга связаны с основной целью образовательного процесса: обеспечение возможностей каждому ученику развития своих склонностей и познавательных интересов. Ведущими и конечными результатами мониторинга должны стать следующие критерии: общие учебные умения, познавательные интересы, стиль учебной деятельности, память, речь, мышление.

Каждое образовательное учреждение самостоятельно определяет оптимальный обьем мониторинговых исследований, необходимых для его успешного функционирования и развития, но повышение качества образования невозможно без системного и единого контроля основных параметров учебно-воспитательного процесса и диагностики профессионального мастерства педагогов, которые позволили бы всем участникам образовательного процесса получать необходимую информацию.

Как проводить мониторинг качества образования в школе?

Мы исходим из того, что качество образования должно быть связано с качеством конечного результата и с качеством всех процессов, обеспечивающих конечный результат:

1 класс

СТАРТ





Качество

всех процессов, влияющих

на конечный результат





Качество конечного результата




11 класс

ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ ФИНИШ



11

Поэтому схему мониторинга можно представить следующим образом:



МОНИТОРИНГ



2.

МОНИТОРИНГ В УЧЕНИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ






3.

МОНИТОРИНГ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ






1.

МОНИТОРИНГ КОНЕЧНОГО РЕЗУЛЬТАТА





2.1.

КАЧЕСТВО ОБУЧЕННОСТИ






2.2.

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ





  1. Мониторинг конечного результата

Ориентация на личностно ориентированное образование сегодня ставит задачи по выявлению: насколько каждый участник образовательного процесса удовлетворен различными его сторонами: деятельностной; организационной; социально-психологической; административной.

Понятно, что это субъективный показатель, и он не может быть единственным и основным показателем, но, тем не менее, он позволяет изучить мнение участников образовательного процесса о его организации, содержании, условиях осуществления. И более того, эти показатели являются важными, так как позволяют установить качество образования и выявить характеристики образовательного процесса, негативно влияющего на его результативность.



  1. Мониторинг в ученическом коллективе

Как основные, нами были выбраны следующие характеристики ученика: обученность, воспитанность, психическое развитие, физическое здоровье. Тем самым мы определились в выборе основных форм накопления и хранения информации. Так об уровне обученности можно судить по академическим достижениям учащихся (динамике показателей по входящему контролю, динамике уровня учебных достижений, показателях успеваемости по итогам четверти, рейтинга классов), а о воспитанности, психическом развитии и физическом здоровье можно получить информацию в психолого-педагогическом сопровождении.

Все методики подобраны нами, исходя из схемы изучения личности школьника, и предполагают обеспечение такой информации об ученике, которая необходима учителю для успешной работы.

12

Учебная деятельность

Диагностика сформированности ОУУН является основополагающей. Каждый уровень умений может быть выявлен с помощью разнообразных методик:

• анкетирование учащихся «Как вы владеете учебно-организационными умениями?» и самоанализ сформированности умений;

• проведение диагностических работ, которые позволяют выявить реальную картину сформированности перечисленных умений в анкете и степень самооценки.



Учебная мотивация

Проблема формирования познавательных интересов учащихся в процессе обучения основам наук является очень важной и как никогда актуальной. От решения данной проблемы в значительной степени зависит эффективность учебного процесса, поскольку, интерес является важным мотивом познавательной деятельности школьника и, одновременно, основным средством его повышения.



III. Мониторинг в педагогическом коллективе

Основными направлениями диагностического мониторинга в педагогическом коллективе нами выбраны: диагностика в планировании методической работы школы. Диагностическая основа планирования методической работы обеспечивает целостное представление о достижениях и затруднениях каждого педагога школы. Она помогает администрации школы выявить потенциальные возможности каждого члена педагогического коллектива с целью адресного планирования повышения квалификации, обобщения опыта, индивидуальной работы.



    1. Внешние связи школы

В школе организовано профильное обучение на старшей ступени по филологическому и универсальному направлениям. Учебный план универсального обучения утверждается ежегодно с учетом выбора учеников 10-11 классов. Выпускники школы поступают в высшие учебные заведения как в России, так и в Германии.

13


    1. Текущее ресурсное обеспечение школы.



      1. Кадровые ресурсы.

Педагогический состав школы формируется из числа педагогов и членов их семей, командированных МИД России, а также педагогов - членов семей сотрудников Посольства России в ФРГ. В силу специфики работы заграншколы ежегодно подвержены ротации 20-25% педагогов.

Из 22 работников 11 являются командированными сотрудниками, 11 - приняты на месте.

22 педагога имеют высшее образование. В школе работают 6 мужчин - педагогов.

17 педагогов имеют высшую квалификационную категорию, 5 - первую.



По педагогическому стажу работники составляют следующие группы:

11-15 лет – 3 чел.; 16-20 лет – 1 чел.; 21-25 лет – 9 чел.; более 25 лет – 9 чел.



По возрасту: 30-40 лет - 5 чел.; 41-50 лет - 11 чел.; свыше 50 - 6 чел.

Директор школы награждена нагрудным знаком «Почетный работник общего образования и науки». Завуч школы имеет ученую степень кандидата педагогических наук. 6 педагогов награждены Почетными грамотами Министерства образования, Почетными и государственными знаками и медалями.

Повышение квалификации учителей организовано в школе путем участия в работе методических объединений, самообразования, использования методической литературы, получаемой школой, а также использования информационно-образовательных пространств сети Интернет.

2.4.2. Материально-техническая база

В школе функционирует 19 оснащенных учебных кабинетов. Имеются медицинский кабинет, библиотека, читальный и лекционный залы, учительская, буфет и обеденный зал. Занятия физической культурой организованы в арендуемом спортивном зале Торгово-экономического бюро. Для проведения массовых мероприятий используется концертный зал Посольства.

В учебных кабинетах установлены 27 компьютеров.

Библиотечный фонд постоянно пополняется новыми учебниками и художественной литературой. Ежегодно школа подписывается на методические газеты и журналы, а также детские издания по интересам.

14

3. Анализ результатов образовательного процесса,

конкурентных преимуществ, проблем школы и определение

основных направлений деятельности

3.1. Результаты образовательного процесса

Учебные показатели отдельных классов могут изменяться по годам обучения ввиду ротации детей. Средние же показатели по школе, как правило, достаточно стабильны. Ученики очной формы обучения имеют, в основном, 100% успеваемость при 60-75% качестве обучения.

Результаты выпускных экзаменов и итоговой аттестации подтверждают полученные учениками отметки по результатам учебного года. Все выпускники школы продолжают обучение в вузах России или гимназиях и вузах Германии. Ежегодно администрацией школы проводится годовой контроль знаний по учебным предметам, который также подтверждает уровень знаний обучающихся.

В практику работы администрации школы вошел предупредительный контроль перед триместровой и полугодовой аттестацией.

Проблемой остается аттестация ряда экстернов на конец учебного года ввиду их различной удаленности от Берлина, сроками аттестации в учебных заведениях других городов. Как правило, большинству экстернов учебный год продлевается до конца августа, что дает им возможность ликвидировать задолженности без отрыва от обучения в других школах. Подобный подход позволяет каждому экстерну выстроить свою образовательную траекторию в условиях получения образования по различным программам.

Система дополнительного образования школы используется для мотивации учащихся к познанию и творчеству, развития их способностей в различных видах деятельности. Она направлена на создание условий для развития личности каждого школьника посредством диверсификации образовательной среды. В школе реализуются программы дополнительного образования детей по следующим направлениям: художественно-эстетическое, культурологическое, естественнонаучное, физкультурно-спортивное.

15

Особое внимание уделяется нравственному, гражданско-патриотическому воспитанию, которое осуществляется в соответствии с принятой школой Программой.



В школе организована и действует сеть кружков по интересам, в т.ч. таких, как «Бальные танцы», «Дизайнерский», «Батик» и др. Ежегодно проводится выставка детского творчества. Большой популярностью пользуются благотворительные ярмарки. Школа является участницей детского патриотического движения «Солдатский платок» и международного детского экологического форума «Зеленая планета».

Ежегодно проводится большая экскурсионная работа по изучению достопримечательностей Берлина и других городов Германии, и посещению стран Европы.

Осуществляется взаимодействие с учебными заведениями г. Берлина, Российским домом науки и культуры.

Разработана структура ученического соуправления, которым руководит избираемый ежегодно Совет школьников из числа детей 5 – 11 классов, основными задачами которого является:



  • Организация работы детского объединения «Школьное радио»

  • Верстка школьной газеты «Вместе»

  • Проведение тематических конкурсов

  • Организация и проведение дискотек

  • Оформление и подготовка к общешкольным мероприятиям

  • Ведение музыкальных праздничных страниц и др.

Событийный подход, положенный в основу развития системы личностных отношений участников образовательного процесса, позволил наполнить жизнь школьников яркими эмоциональными переживаниями, объединяющими в «школьное братство» учеников и учителей посредством традиций-событий, к которым следует отнести предметные недели, праздник первоклассника, День учителя, праздник последнего звонка, конференции по различным проблемам на английском языке.

16

3.2. Конкурентные преимущества школы и противоречия образовательного процесса

Специфика заграншколы отражается в достаточно небольшой наполняемости классов, что позволяет педагогам осуществлять индивидуальный подход и дифференциацию в обучении. Уровень воспитанности детей практически исключает такое понятие как работа с «трудными» детьми. Педагоги, работающие по контракту и прошедшие отбор в Департаменте кадров МИД России, как правило, вносят элементы творчества в учебно-воспитательный процесс, делятся с коллегами педагогическим опытом и методиками преподавания.

Администрация школы способствует участию выпускников во вступительных экзаменах в период работы выездных приемных комиссий за границей. Ученики, изучающие немецкий язык и находящиеся в условиях немецкоговорящей среды, имеют возможность значительно развить разговорные навыки.

Расположение школы в условиях Германии позволяет организовывать экскурсии в ее города и за рубеж, что позволяет детям расширить представления о культуре разных европейских народов, познакомиться с достопримечательностями и памятниками науки и искусства различных стран.

Анализ современного состояния образовательной системы школы позволил определить ее основные конкурентные преимущества. К их числу следует отнести:

• значительный авторитет школы в окружающем социуме и среди образовательных учреждений МИД РФ;

• квалифицированный педагогический коллектив, мотивированный на работу по развитию образовательного учреждения;

• значительное количество педагогов, стремящихся к саморазвитию;

• качественную начальную подготовку, позволяющую школьникам добиваться хороших учебных показателей на второй и третьей ступенях школы;

• преимущественно высокий уровень общеучебных умений и навыков выпускников школы;

• качественное изучение школьниками родного языка и углубленное изучение английского языка;

• возможность изучать второй иностранный язык;

17

• использование в образовательном процессе современных образовательных технологий, позволяющих выстраивать субъектно-субъектные отношения между учащимися и педагогами;



• интеграцию основного и дополнительного образования.

Вместе с тем выявлены следующие противоречия, на разрешение которых должна быть направлена программа развития школы. Это противоречия между:

• имеющимися традициями и инновациями в образовательной деятельности;

• необходимостью развития мотивации достижений у школьников и оценочной деятельностью, ориентированной на фиксацию неудач;

• стандартной поточной системой образования и индивидуальным уровнем усвоения материала каждым учеником, а также профессиональной готовностью учителя взаимодействовать со «школьной» личностью ученика и его целостностью как объективной реальностью;

• ориентацией организации и содержания школьного образования на воспроизведение готовых знаний, отсутствие поисков, творческой активности и реальными жизненными ситуациями, требующими принятия самостоятельных решений, самоопределения;

• организацией методической работы в школе, направленной на рост специально-предметной компетентности, и объективной необходимостью повышения психолого-педагогической компетентности, способствующей развитию субъектности как учителя, так и ученика;

• наличием большого количества диагностических методик оценивания результатов образовательной деятельности и механизмом их внедрения в образовательный процесс.

18

3.3. Основные направления деятельности в рамках реализации возникших противоречий.

На основании выявленных противоречий сформированы основные направления программы развития школы. К ним относятся:



      1. Синтез традиций и инноваций как условие высокого качества образования в школе.

Реализация данного направления связана со следующими основными областями образовательного пространства:

  1. Традиционная классно-урочная система и внедрение новых педагогических технологий в процесс обучения (Проект «Урок»);

  2. Традиции и инновации в воспитывающей деятельности (Проект «Воспитание»);

  3. Определение резервов повышения качества образовательного процесса (Проект «Резерв»).

Проект «Урок»

Традиционная классно-урочная система и внедрение новых педагогических технологий в процесс обучения

На сегодняшнем этапе развития образования никакая опытно-экспериментальная работа не позволяет совсем отказаться от классно-урочной системы как основы организации процесса обучения. Однако классно-урочная система как оплот традиции в сегодняшней образовательной системе выполняет роль своеобразной платформы для разработки, апробирования и внедрения в процесс обучения новых педагогических технологий.

Современная педагогическая наука и передовая школьная практика определяет целый ряд новых педагогических технологий, служащих усовершенствованию традиционных подходов к обучению.

Можно определить два основных подхода в использовании новых обучающих педагогических технологий:

19

Использование инноваций в рамках традиционного урока

Инновация на уроке не самоцель, а лишь средство достижения наивысшей результативности процесса обучения. Поэтому урочная система в первую очередь, опирается на традиционную типологию урока Ю.А. Конаржевского, ориентированную на целевую природу урока;

• комбинированный урок;

• урок усвоения новых знаний;

• урок закрепления изучаемого материала:

• урок повторения;

• урок систематизации и обобщения нового материала;

• урок проверки и оценки знаний.

В зависимости от целеполагания конкретного урока, каждый учитель гимназии на любом его этапе или на уроке в целом вправе избрать оптимальные педагогические технологии, в том числе инновационные, если их синтез с традиционными позволит добиться наивысшей результативности, т.е. приведёт учеников к новому качеству образования.

Программа развития рекомендует учителям использование в рамках традиционного урока следующие инновационные обучающие технологии интерактивного характера:

Имитационные, ролевые игры - искусственно созданные учебные ситуации, служащие развитию творческой активности учащихся в коллективном поиске с элементами театрализации;

тренинги и тесты - учебные ситуации, требующие знаниевых и логических усилий, с применением либо множительной техники, либо ИКТ;

• игровое проектирование - совместная подготовка, обоснование и защита какого-либо проекта в рамках изучения текущего учебного материала;

• мозговой штурм - свободное выдвижение смелых, неожиданных идей и гипотез по поставленной учебной проблеме;

творческие мастерские - отработанная технология творческого применения изучаемого материала;

мастер-классы - обмен опытом успешной исследовательской или иной учебной деятельности;

20

дискуссии, диспуты - организация конфликтного обсуждения спорной, неоднозначной учебной проблемы;



технологии обратной связи - послеигровые обсуждения, рефлексия, обучение умению оценивать ход и результаты изучения;

групповые (или парные") технологии - коллективное участие в решении проблемы с определённым распределением учебного материала или ролей;

собственно информационно-коммуникативные технологии - использование компьютерной и медиааппаратуры в качестве наглядной передачи учебного материала, иллюстрирования или диагностики на любом из этапов урока любого типа.

Главной особенностью инноваций в рамках традиционного урока является её использование в развивающих целях и для обеспечения оптимальности выполнения целей урока.



Внедрение нестандартных форм организации учебного процесса

как альтернативы традиционному уроку

Большинство нестандартных форм организации учебного процесса, являясь инновацией, на самом деле не становятся стопроцентной альтернативой традиционному уроку, скорее они являются альтернативой структуре современного урока, а не его заменой. Поэтому в школьной практике применение этих нестандартных форм не означает полного отказа от классно-урочной системы, а определяет инновационные виды (или жанры) урока в дополнение к традиционным.

В рамках Программы развития педагогам рекомендуются следующие виды (жанры) инновационного урока;

урок-игра - чаще применяется на 1 и 2 ступенях обучения, имеет широко распространённую практику и бесконечное разнообразие игровых учебных форм;

• урок- экскурсия (или путешествие) - может быть заочным с предварительной подготовкой учащихся или реальным - с выездом за пределы здания школы;

урок-исследование - имитирует структуру и ход исследования поставленной перед учениками и учителем проблемы;

урок-диспут - организация конфликтного, аргументированного обсуждения спорной или нерешённой проблемы;

• урок-суд - проводится на основе игрового распределения ролей и поставленной цели - вынесения приговора тем пли иным персоналиям или явлениям;

21

урок-пресс-конференция - проводится учителем, гостем или специально выделенной группой учащихся-экспертов с обязательной подготовкой остальными учащимися класса вопросов по рассматриваемой проблеме;



видео-урок (аудио-, медиа-) - просмотр целостного материала или фрагментов с предварительно поставленной перед классом целевой установкой;

урок-концерт (или конкурс) - показ индивидуальных или групповых творческих заданий;

• урок-защита проекта;

урок-тест - организация диагностики знаний с помощью множительной или медиааппаратуры в форме, приближенной к ЕГЭ;

лекционно-семинарская и зачетная практика в старших классах - лекция читается всем учащимся в лекционном зале, а семинары, конференции и зачёты проводятся для групп в рамках элективного курса (подготовка старшеклассников к адаптации к вузовской системе).

Основным преимуществом внедрения нестандартных форм организации учебного процесса является внесение разнообразия в текущие учебные будни, что влечёт за собой повышение учебной мотивации и - как результат - развитие творческих способностей учащихся и рост качества образования.



Проект «Воспитание»

Традиции и инновации в воспитывающей деятельности школы.

Воспитывающая деятельность школы - одна из самых традиционных, даже консервативных областей школьного образовательного пространства. Этой деятельностью в образовательном учреждении заняты все и всегда, так как, по большому счёту, она неотделима от учебного процесса и составляет единое целое с образовательным процессом. Однако есть конкретные структуры, которые непосредственно осуществляют в школе эту деятельность. Это заместитель, директора

по учебно-воспитательной работе, заместитель директора по внеклассно- воспитательной работе, институт классных руководителей и родительских комитетов, институт дополнительного образования и институт ученического соуправления.

22

Деятельность каждого из названных институтов воспитывающей системы в сегодняшнем образовательном пространстве обогащается применением инноваций. Однако если в классно-урочной системе инновации носят системообразующий характер, существенно влияя на сам процесс обучения и целевую результативность, то в воспитывающей деятельности инновации носят в большинстве своём вспомогательный характер, являясь средством достижения образовательного результата. Чаще всего эти инновации связаны с применением ИКТ и иных новейших педагогических технологий, а также с вектором социальной направленности деятельности и совершенствованием структур ученического соуправления.



Программа развития школы 2011 - 2016 годы предусматривает значительную интенсификацию применения инновационных технологий, в том числе ИКТ, в воспитывающей деятельности школы. Традиционно выделяются следующие сферы внеурочной воспитывающей деятельности в образовательном учреждении:

• общешкольные традиции;

• воспитывающая деятельность в классных коллективах;

• работа с родителями;

• ученическое соуправление;

• сотрудничество с РДНК и немецкими школами;

• система дополнительного образования;

• экскурсионная деятельность.

Все эти сферы нуждаются в определённой модернизации.

Инновационный подход к поддержанию общешкольных традиции и организации воспитывающей деятельности в классах

Традиции, прежде всего, проявляются в ежегодном проведении в школе и классах праздников, фестивалей, конкурсов. В этот круг входят следующие дела:



Сентябрь

- День знаний

- Веселые старты «Золотая осень»

- Праздник «Мы – школьники»



Октябрь

- День учителя

- День дублера

- Конкурс флористики

23

- Турслет



Ноябрь

- День матери



Декабрь

- Новогодняя сказка

- Новогодний утренник «Елка»

- Конкурс «Новый год к нам в дверь стучится»



Январь

- Спортивные старты «Папа, мама, я – спортивная семья»



Февраль

- День дипломатического работника

- День Защитника Отечества

Март

- Международный женский день

- День рождения школы

- Благотворительная ярмарка



Апрель

- Выставка творческих работ

- День Земли

- Турслет



Май

- День Победы (митинг, встреча с ветеранами)

- День здоровья «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»

- «Прощай, начальная школа!»

- Последний звонок

Сценарий и проведение каждого из этих дел предусматривает творческий подход, музыкальное и мультимедийное сопровождение, особое изящное оформление, включение инновационных интерактивных приёмов, осуществление фото- и видеосъемки. В этом сочетании традиционных и инновационных приёмов во внеклассной работе в ближайшие годы кроется залог успеха образовательной деятельности школы в области воспитания.

24

В общую ткань воспитательных воздействий в процессе выполнения Программы развития должны всё более активно вплетаться интерактивные приёмы, основанные на организации сиюминутной связи с необходимыми объектами, быстрой ответной реакции субъектов воздействия и столь же быстрой и адекватной корректировки этих воздействий.



В практику традиционного проведения классных часов в определённое время в процессе выполнения Программы развития будет смелее входить использование интерактивного приема общешкольной радиотрансляции. Это позволит значительно усилить обратную связь в организации воспитывающей деятельности.

В рамках традиционно выделяемого патриотического воспитания, воспитания толерантности будут применяться такие инновационные приёмы, как виртуальное путешествие в историческое прошлое «Школа: вчера, сегодня, завтра», электронные презентации проектных работ.

В деле воспитания усиливается роль гласности и открытости. Новые подходы здесь осуществляются через организацию в фойе школы систематических персональных выставок рисунков или фотографий общешкольных мероприятий, радиопередач, выпуск школьной газеты «Вместе», публикацию материалов на электронном сайте школы.

Наилучшего воспитательного воздействия достигают такие дела, в которых ребята участвуют не только как исполнители, а именно как разработчики, организаторы, активные участники. Для повышения результативности важна, прежде всего, осознанная социальная направленность каждой акции. Именно в этом залог успеха таких акций, как: «Солдатский платок», «Дети Ленинграда», «Подари жизнь» и т.п. Возрождение утраченных традиций шефства, помощи теперь носит инновационный характер, так как становится «хорошо забытым старым».

Социальная и культурная активность старшеклассников в процессе реализации Программы развития будет реализовываться через организацию ток-шоу, диспутов и дебатов, а также проведение или участие в играх, конкурсах, фестивалях.

25

Инновационные подходы в работе с родителями, организации ученического соуправления и системы дополнительного образования

В ближайшие годы родительские собрания в классах будут иметь тематический характер. В процессе их подготовки и проведения будут участвовать не только члены администрации, но и социальная, психологическая, медицинская службы школы. Тематика собраний будет разрабатываться па основе широкого анкетирования и социологических опросов, что является инновационным подходом — быстрой и адекватной реакцией на социальные запросы. Эта тематика должна носить острый характер, учитывать первостепенные родительские проблемы, быть практически направленной, например: «Если ребёнок попадает в дурную компанию...», «Как направить и развить талант». «Отцы и дети «опасного» возраста», «Выбор пути: призвание или деньги?» и т.п.

Также инновационной практикой следует признать просмотр и обсуждение на родительских собраниях (или в более узких родительских ячейках) острого проблемного фильма или видео фрагментов. Это поставит не только учителей, но и родителей в образовательную ситуацию и побудит их выполнять свою миссию полноценных участников образовательного процесса.

Главной ближайшей задачей в организации ученического соуправления следует считать преодоление любых признаков формализма. Сегодняшние дети вполне склонны к конкретной деятельности, если совпадают их представления о собственной выгоде и о пользе для окружающих. Если им интересно играть роли, выступать с концертными номерами - пусть будут литературная гостиная, школьный театр, концерты, новогодние представления для малышей. Если они считают для себя полезным научиться азам исследовательской работы - пусть будет гимназическое научное общество, конкурсы исследовательских работ, научно-практические конференции. Если у них тяга к интеллектуальной соревновательности - пусть будет клуб надпредметных олимпиад «Эрудит», брэйн-ринг или что-то в этом роде. Если они хотят попробовать себя в роли учителя - пусть будет день соуправления, который по традиции пройдёт в День учителя. Если у них тяга к компьютерным презентациям и сайтам - пусть пройдёт конкурс презентаций проектных работ «Открытие».

26

Только активная и социально значимая деятельность учащихся ведёт их к формированию личности, способной с успехом адаптироваться в современном мире.



Инновации в системе дополнительного образования заключаются также в активном использовании компьютерных и медиаресурсов, опоре на своевременные и точно установленные социальные запросы, налаживании и сетевого взаимодействия с образовательными, культурными учреждениями и производственными предприятиями, поддержании структурного подразделения школы - отделения дополнительного образования детей.

Важный аспект дополнительного образования, как и всей воспитывающей деятельности, - привлечение представителей родительской общественности к активному участию во всех делах, к организации и проведению мероприятий, занятий в творческих объединениях, конкурсов и соревнований.



Проект «Резерв»

РЕЗЕРВЫ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА



УЧИТЕЛЬ

УЧЕНИК

  1. Внедрение современных образовательных технологий



Развивается личностная заинтересованность

  1. Введение компонента ОУУН в учебную и внеучебную деятельность

Повышается уровень организационных, информационных, интеллектуальных, коммуникативных умений


  1. Внедрение образовательных технологий, введение системы оценивания и мониторинг

Развивается положительная мотивация, меняется характер и стиль взаимоотношений


  1. Предпрофильная и профильная подготовка

Формируется познавательный мотив, влияющий на социальную ориентацию

скачать файл


следующая страница >>
Смотрите также:
Программа развития гоу сош
542.14kb.
Элективные курсы на испанском и английском языках 2013 – 2014 учебный год гоу сош №1252 им. Сервантеса
113kb.
Программа перспективного развития инклюзивного образования в мбоу сош №3 «Школа для всех» Анализ существующих внешних и внутренних условий
178.66kb.
Отчет о работе заместителя директора по социальной защите, комиссии по контролю за организацией и качеством питания
471.13kb.
Программа стратегического развития
382.66kb.
Сведения о спортивно-массовой и физкультурно – оздоровительной деятельности гоу сош №420 в 2011-2012 г
20.54kb.
Организация дополнительных платных услуг в гоу сош №233 Красногвардейского района Санкт-Петербурга в 2011 -2012 уч году
125.38kb.
«Дети – творцы XXI века» Научно-практическая конференция проводится с 2007 года на базе гоу сош №1290 с углубленным изучением английского языка для учащихся 5 – 11 классов образовательных учреждений вао
66.25kb.
Пронина Сергея, обучающегося 11 класса гоу сош №213
36.68kb.
Календарно –тематическое планирование Иностранный язык : английский умк enjoy English (М. З. Биболетова) Класс 7 гоу сош №356
108.53kb.
1. Паспорт программы развития школы Настоящая программа определяет концепцию развития школы и основные направления деятельности по ее реализации
267.56kb.
Тема работы: «Качественное и количественное определение аммиака и ионов аммония в воде аквариума»
21.49kb.