vesnat.ru страница 1
скачать файл

Рабочая программа Православная культура, 3 кл МОУ-СОШ 13 г. Белгорода




РАССМОТРЕНО

на заседании ШМО учителей обществоведческих дисциплин

МОУ-СОШ №13

Протокол №___

от «__» ___________ 2010г.

____________Кириченко О.И.



СОГЛАСОВАНО

зам. директора по УВР

МОУ-СОШ №13

____________Е.В. Сердюкова

«__» ____________ 2010г.


УТВЕРЖДАЮ

директор МОУ-СОШ №13

____________Э. Ю.Дегтярева

Протокол №__ педагогического совета

от «__»_____________2010г.




Рабочая программа

Сердюковой Елены Владимировны

(первая квалификационная категория)

по учебному курсу «Православная культура»

3А, 3Б классы

Базовый уровень

Белгород
2010-2011 учебный год
Пояснительная записка
В соответствии с приказом управления образования и науки Белгородской области от 26 апреля 2006 года № 656 «Об утверждении базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Белгородской области, реализующих программы общего образования» в учебном плане общеобразовательного учреждения 1 час регионального компонента определён для изучения учебного предмета «Православная культура» во 2-11 классах – 35 часов в год.

Настоящая рабочая программа учебного предмета «Православная культура» для 3 класса разработана на основе:



  • Примерного содержания образования по учебному предмету «Православная культура» (письмо Министерства образования РФ от 22.10.2002 №14-52-876 ин/16);

  • авторской программы «Православная культура» Л.Л. Шевченко для 2 года обучения (Православная культура: Концепция и программа учебного предмета. 1-11 годы обучения. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2008. – 144с.).

Данная авторская программа и УМК рекомендованы к использованию в преподавании предмета ГОУ ДПО «Белгородским региональным институтом повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов» (Инструктивно-методическое письмо «О преподавании учебного предмета «Православная культура» в 2010-2011 учебном году в общеобразовательных учреждениях Белгородской области»).

Цели предмета «Православная культура» отражают требования российского законодательства к содержанию образования и ориентированы на:

  • приобретение культурологических знаний, необходимых для личностной самоидентификации и формирования мировоззрения школьников;

  • обеспечение самоопределения личности, создание условий её самореализации;

  • воспитание гражданственности и патриотизма, культуры межнационального общения, любви к Родине, семье, согражданам;

  • интеграцию личности в национальную и мировую культуру;

  • формирование патриотических чувств и сознаний граждан на основе исторических ценностей как основы консолидации общества1.

В программе для 2-го года обучения продолжается разработка общих учебно-воспитательных задач курса «Православная культура»:

  • преподавание школьникам культурологических знаний, необходимых для формирования у них целостной картины мира на основе традиционных для России культурных ценностей;

  • воспитание школьников как благочестивых граждан, обладающих добродетелями, осознающих духовно-нравственные ценности бытия и необходимость их осуществления в своём поведении;

  • передача школьникам знаний в области православной культурной традиции как средства духовно-нравственного и эстетического развития личности.

Учебно-методический комплект к авторской программе Л.Л. Шевченко включает:

  1. Учебное пособие для учащихся (в двух книгах – на каждое полугодие): Шевченко Л.Л. Православная культура: Экспериментальное учебное пособие для начальных классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. 2-й год обучения: Книга первая. Книга вторая. – М.: Изд. Дом «Покров», 2004.

  2. Методическое пособие для учителя (программа, тематическое планирование, планы и конспекты уроков): Шевченко Л.Л. Православная культура: Методическое пособие для учителя. 2-й год обучения. – 2-е изд., перераб и доп. – Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2004. – 176с.

  3. Наглядное пособие «Иллюстрации»

  4. Музыкальное пособие «Звуковая палитра» (аудиокассета)

На 2-м году обучения в соответствии с методологией отечественной педагогической школы, принципами христианской антропологии в определении этапов духовно-нравственного становления личности школьники начинаются знакомиться с христианским православным пониманием духовности, как основы православной культуры. Это предполагает расширение в учебно-воспитательном процессе спектра задач обучения, воспитания и развития. Содержание программы 2-го года обучения ориентировано на формирование духовно-нравственной культуры личности школьников (В.С. Леднёв), обращено к человеку «внутреннему».

Православное понимание духовности раскрывается через понятие «христианская радость» как состояние, характеризующее человека духовного. В учебном пособии собраны материалы, на основе которых школьникам раскрывается христианское понимание духовной красоты. Для сохранения преемственности в раскрытии понятия христианской культуры, на 2-м году обучения всё содержание объединено понятием «Христианская радость», как наиболее полно отражающей духовную сторону православной культуры.

С учетом культурологической направленности предмета, а также его высоких воспитательных возможностей ведущими общепедагогическими принципами при решении учебно-воспитательных задач в младших классах определены принцип опоры на положительное в ребенке и принцип воспитывающего характера обучения.

В процессе преподавания православной культуры необходимо использовать аксиологический, системно-деятельностный, развивающий подходы; необходимо учитывать возможности интеграции православной культуры и других предметов, особенно гуманитарного, художественно-эстетического циклов.

В программе выделены два аспекта, на основе которых организуется и педагогически интерпретируется рекомендуемое содержание и разрабатывается методика обучения и воспитания:


  • связь православной культуры с жизнью современного ребенка,

  • опора на образно-эмоциональные качества учебного материала.

Для того чтобы дети смогли полноценно воспринимать православную культуру, они должны научиться понимать ее язык. Поэтому в программе использован такой материал, который дает основу для последовательного и систематического ознакомления детей с отражением православной культуры средствами:

  • Религиозной символики и церковных правил.

  • Изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

  • Литературного творчества.

  • Музыкального искусства.

В младшем школьном возрасте ведущими ценностями для ребенка являются семья, любовь. Поэтому в качестве базовых понятий 2 года обучения определяются такие, как Бог-Творец, радость. Они являются интегрирующими при организации основных образовательных элементов содержательных линий, состав которых определён в Примерном содержании образования по учебному предмету «Православная культура».

На 2 году обучения начинается знакомство детей с церковнославянской азбукой. Она осваивается в контексте общей содержательной структуры программы как раскрытие основных базовых понятий урока. Ведущей задачей каждого урока является выделение самых главных церковнославянских слов, раскрывающих содержание православной культурной традиции в контексте данной темы. Полученные знания закрепляются в формах творческих работ, позволяющих детям сопережить радость творческой деятельности в области православной культуры на доступном для них уровне.

Особое место в дидактической системе отводится наглядности и привлечению технических средств для обеспечения разнообразия видов восприятия на уроке. Обязательными средствами дидактического обеспечения уроков являются иллюстрации к урокам (наглядное пособие «Иллюстрации») и музыкальное сопровождение уроков (музыкальное пособие «Звуковая палитра»). Кроме того, используются аудиозаписи рассказов Бориса Ганаго (в авторском исполнении), мультимедиа презентации с изображением икон, фотографиями храмов и т.д.

В преподавании важно использовать различные типы (формы) уроков. Преобладающими типами уроков являются: комбинированный урок, урок с дидактической игрой. Кроме того, традиционно проводятся театрализованные представления и уроки-концерты во время изучения православных праздников: Рождество Христово, Пасха.



Основными видами деятельности учителя и учащихся на уроке являются рисование, пение, чтение, сочинение сказок и рассказов, лепка, рассматривание иллюстраций, слушание рассказа учителя, аудиозаписей, обсуждения-размышления, игры на темы нравственного выбора, экскурсии, проведение праздников.

Так как предмет «Православная культура» связан с предметными областями «Обществознание», «Искусство» и «Филология», то программа, не дублируя их, предусматривает межпредметные связи на материале данных областей, оптимизируя процесс решения задач духовно-нравственного и эстетического воспитания.

В программу Л.Л. Шевченко внесены рекомендуемые для изучения темы, связанные с краеведческим, региональным компонентом – «Доброе жительство Святителя Иоасафа Белгородского» (экскурсия в Преображенский собор или в духовно-просветительский центр Святителя Иоасафа).

Важно организовывать коллективную и совместную творческую деятельность учащихся на уроке. При проведении уроков по темам «Какими законами Бог сохранял красоту мира», «Благовестие спасения», «Праздник праздников. Торжество торжеств» учащимся предлагается составить традиционные коллективные панно: «Правила жизни», «Благовещенские птички», «Пасхальные подарки». Опыт преподавания в начальных классах показывает, что такая деятельность для младших школьников интересна, сопровождается положительными эмоциями, а также служит способом образного закрепления знаний о православных традициях, основой для продолжения изучения темы, подведения итогов, организации выставки, конкурса и т.п.

Формами контроля знаний, умений, навыков учащихся являются устный, письменный, программированный, анализ продуктов деятельности. Особенностями контроля учебных достижений учащихся начальных классов по предмету «Православная культура» является проведение его в рамках обычного урока, т.е. отдельного урока по контролю знаний, умений и навыков в программе курса нет. С помощью текущего контроля осуществляется диагностирование дидактического процесса, выявление его динамики, сопоставление результатов обучения на отдельных его этапах. Рубежный контроль выполняет этапное подведение итогов за четверть, осуществляется на одном из последних уроков каждой четверти. В рубежном контроле учитываются и данные текущего контроля. Итоговый контроль осуществляется после прохождения всего учебного курса. Данные итогового контроля позволяют оценить работу педагога и учащихся.

Показателями освоения учебного материала предметной области, помимо знаний и умения школьников охарактеризовать термины и понятия курса в содержательном плане, является способность оценки и навыка анализа духовно-нравственных явлений и категорий как в общем культурно-историческом, так и в конкретном социокультурном российском контексте. А также умение организовывать и строить свои отношения с окружающими людьми в соответствии нравственными нормами российского общества.

Следует различать контроль освоения учебного материала, который осуществляется на каждом уроке, и оценочную деятельность учителя. Что касается системы отметок, то используется 3-х-балльная система оценок: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно». Отметка «неудовлетворительно» не ставится согласно действующему письму управления образования и науки Белгородской области от 26.12.2006г. №05-4168 «Об оценивании знаний обучающихся по предмету «Православная культура»».

Кроме того, в соответствии с авторской концепцией учебного предмета отметка должна быть стимулом изучения предмета. Для этого она должна приносить радость, т.е. быть положительной. Поэтому оцениваются все творческие работы учащихся: рисунки на рассказы учебника, на изучаемые темы, разнообразные поделки и творческие работы, составленные самостоятельно или в группе, а также с помощью родителей, рассказы и сказки, выученные стихотворения, исполнение песен и т.п. Данные виды работ даются и на дом в качестве домашнего задания.
Требования к уровню подготовки учащихся

В Примерном содержании образования по учебному предмету «Православная культура»2 определены требования к уровню подготовки учащихся: «Выпускник начальной школы должен продемонстрировать знание начальных сведений о православной культуре, отобранных из состава всех содержательных линий, которые могут быть преподаны учащимся начальной школы на уровне, обусловленном их возрастными возможностями».

Содержательные линии для начальной школы:


  1. Христианское мировоззрение (Историко-культурное содержание Библии; Основы религиозно-философской мысли).

  2. Нравственно-этическая культура православия.

  3. История православной культурной традиции России (образ жизни).

  4. Письменные источники православной культуры.

  5. Христианское искусство.

  6. Православное искусство и религиозные культуры мира.

В соответствии с авторской программой Л.Л. Шевченко требования к уровню подготовки учащихся представлены в виде номенклатуры знаний о православной культуре, изложенном на определенном уровне и в соответствии со структурой содержательны линий предмета. Уровни выражены через действия, которые учащиеся должны выполнять для оценки подготовленности. Представленные действия контролируемы и измеряемы.

В рамках требований учащиеся должны:


  • называть и показывать;

  • определять и измерять, фиксировать;

  • описывать, составлять;

  • объяснять;

  • прогнозировать (простейшие действия).

Таким образом, определяющим для формулировки требований к уровню подготовки учащихся служит содержание учебного курса для конкретного года обучения (см. содержание учебного курса).


Учебно-тематический план
Авторская программа: «Православная культура» Л.Л. Шевченко для 2 года обучения (Православная культура: Концепция и программа учебного предмета. 1-11 годы обучения. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2008. – 144с.).
Учебник: Шевченко Л.Л. Православная культура: Экспериментальное учебное пособие для начальных классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. 2-й год обучения: Книга первая. Книга вторая. – М.: Изд. дом «Покров», 2004.




Наименование разделов

Часы учебного времени

Плановые сроки похождения

Примечание




Общая тема: Радостный мир православной культуры










1

Радостный мир православной культуры. Красота и радость в творениях (православный храм – православная икона – православный праздник)

8

I четверть




2

Православная культура в жизни людей. Творец как радость и смысл жизни православного человека

8

II четверть




3

Радость православной веры

10

III четверть




4

О чём рассказывают создатели православной культуры (иконописец, зодчий, поэт, певчий)?

9

IV четверть







ИТОГО

35









Календарно-тематический план
Авторская программа: «Православная культура» Л.Л. Шевченко для 1 года обучения (Православная культура: Концепция и программа учебного предмета. 1-11 годы обучения. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2008. – 144с.).

Учебник: Шевченко Л.Л. Православная культура: Экспериментальное учебное пособие для начальных классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. 2-й год обучения: Книга первая. Книга вторая. – М.: Изд. Дом «Покров», 2004.




Название разделов, темы уроков

Часы учебного времени

Плановые сроки похождения

Фактические сроки прохождения

Приме-чание




Раздел «Радостный мир православной культуры. Красота и радость в творениях (православный храм – православная икона – православный праздник)»

8

I четверть







1

Красота и радость в жизни людей

1










2

Буквица славянская. История славянской азбуки

1










3

Праздники-радости сентября: Рождество Пресвятой Богородицы

1










4

Православный храм – дом Божий

1










5

О чём рассказывают иконы

1










6

Радостный мир православной иконы

1










7

Скорби и торжество в православной иконе

1










8

Повторение

1













Раздел «Православная культура в жизни людей. Творец как радость и смысл жизни православного человека»

8

II четверть







1

Праздники-радости октября: Покров Пресвятой Богородицы

1










2

Радостные гимны Романа Сладкопевца

1










3

Какими законами Бог сохранял красоту мира

1










4

Синайское законодательство

1










5

История царя Давида. Псалтирь

1










6

Введение во Храм Пресвятой Богородицы

1










7

Что могла увидеть в храме Пресвятая Дева Мария?

1










8

Что мы видим в православном храме

1













Раздел «Радость православной веры»

10

III четверть







1

Ветхозаветные пророчества о Христе. Рождество Христово

1










2

Красота и радость в иконах «Рождество Христово». Как разговаривает икона?

1










3

Радость встречи. Праздник Сретения Господня в православном храме

1










4

Иоанн Креститель. «И многие о рождении его возрадуются»

1










5

Для чего Бог пришёл к людям? Христос Спаситель

1










6

Прославление Творца тварью: животные как меньшие братья человека

1










7

Как сохранить красивый Божий мир? Нагорная проповедь

1










8

Радость послушания. Дети и родители

1










9

«Небесное веселье». Христианские мученики

1










10

Радости православной веры

1













Раздел «О чём рассказывают создатели православной культуры (иконописец, зодчий, поэт, певчий)?»

9

IV четверть







1

О чём рассказывают создатели православной культуры?

1










2

Благовестие спасения.

1










3

Воля Божия и воля человеческая.

1










4

Радость праведных.

1










5

Праздник праздников. Торжество торжеств.

1










6

Защита веры. Святые люди.

1










7

Доброта и милосердие христианина.

1










8

Какой он, христианин?

1










9

Доброе жительство Святителя Иоасафа Белгородского

1













ИТОГО

35












Содержание учебного курса
Содержание курса выстраивается на материале 6 образовательных линий:

  1. Христианское мировоззрение (Историко-культурное содержание Библии; Основы религиозно-философской мысли).

  2. Нравственно-этическая культура православия.

  3. История православной культурной традиции России (образ жизни).

  4. Письменные источники православной культуры.

  5. Христианское искусство.

  6. Православное искусство и религиозные культуры мира.

Авторская программа по предмету Л.Л. Шевченко предполагает выделение общей темы для каждого года обучения. Общей темой второго года обучения является «Радостный мир православной культуры».

Программа предполагает рассмотрение в каждой четверти новых сторон основной темы года. Она раскрывается в темах четвертей – разделах:

I четверть – Радостный мир православной культуры. Красота и радость в творениях (православный храм – православная икона – православный праздник);

II четверть – Православная культура в жизни людей. Творец как радость и смысл жизни православного человека;

III четверть – Радость православной веры;

IV четверть – О чём рассказывают создатели православной культуры (иконописец, зодчий, поэт, певчий)?
Раздел «Радостный мир православной культуры. Красота и радость в творениях (православный храм – православная икона – православный праздник)» (8ч.)

О христианской радости. Красота и радость в окружающем мире. Что мы видим вокруг себя. Красота рукотворная и нерукотворная. Библейская история о нарушении человеком правил жизни, данных Богом. Искажение красоты в мире. Исчезновение радости. Грех. Христиане о проявлении искажения красоты в человеке и в окружающем мире.

Поэтическая история славянской азбуки. Ее создатели. Слово, письмо, их цель и религиозный смысл. Значение славянских букв, отражающих их религиозный смысл. Красота церковнославянских буквиц. Почему христиане на Руси радовались, получив славянскую азбуку?

Радость православных праздников. Рождество Пресвятой Богородицы. Где и как празднуют православные праздники? Как христиане понимали слова: благодать, благочестие, честность, лицемерие?

Православный храм, его духовное и культурное значение. Духовная красота. Духовная радость. Изображение. Украшение. Постройка. Храм - хранитель памяти. Что может отражать красота рукотворная? Как православные мастера изображали красоту мира Небесного? О душе человека. Как создавались произведения православного искусства? Каждый ли мастер может создать красивое произведение? Молитвенная подготовка православного мастера. Дионисий. Ферапонтов монастырь. Соловецкий монастырь. Дмитриевский собор во Владимире. О чем рассказывают их стены? Радость в каменных узорах.

Радостный мир православной иконы. В чем радость православной иконы? О чем рас­сказывают иконы? Икона и картина. Лик. Лицо. Образ. История первой иконы. Спас Нерукотворный. Чудотворные иконы. Икона и благодать. Поэтическое описание иконы. Что в иконе самое главное? Как научиться понимать, о чем рассказывают иконы? Сюжет, символика, дидактический смысл, духовное содержание. Какими качествами должен обладать иконописец? Икона: «О Тебе радуется». Содержание и духовный смысл. О Царствии Небесном. Христиане размышляют о мире Горнем: Божия сила; Премудрость Божия. Какими силами укреплялся православный мастер?

Скорби и торжество в православной иконе. Воздвиженье Креста Господня. История обретения святыни. Символ Креста. Его смысл. Крестная Жертва. Христианское понимание Искупления: от чего Бог искупил человека?
Раздел «Православная культура в жизни людей. Творец как радость и смысл жизни православного христианина» (8ч.)

Какие праздники празднуют православные христиане? Покров Пресвятой Богородицы. Чудеса. Радостные гимны преподобного Романа Сладкопевца. Радость доброделания. Добродетели. Библейская история рассказывает об образе Божием в человеке. Почему человек утратил радость? Как восстановить радость в душе человека?

Отражение христианской радости в произведениях православной культуры: духовной музыке, поэзии, иконописи. Акафист Божией Матери. О чем в нем поется? Ведущий рефрен акафиста «Радуйтесь». Чему радовались христиане?

Библейские истории о том, какими законами Бог сохранял красоту мира? Вавилон. Неопалимая купина. Синайское законодательство. Христиане размышляют о том, почему человек не может самостоятельно сохранить красоту в себе и в окружающем мире? И кто ему может помочь в этом? Почему христиане забывали о Божиих законах? Кто напоминал им о правилах жизни, данных Богом?

Как православные христиане почитали святых? Тропари - песни, прославляющие Бога и святых. Царь и пророк Давид. Кто такой пророк? Когда к человеку возвращается радость? Как ее обрести? Псалтирь. Псалмы царя Давида. О чем пел царь Давид? Каким был пророк?

Радость праздника «Введение во храм Пресвятой Богородицы». Что в нем радостного? Чему радовались христиане в этот праздник?

Что могла увидеть в храме Пресвятая Отроковица Мария? Скиния. Иерусалимский храм. Что мы видим в православном храме? Внешний вид и внутреннее устройство православного храма. Иконостас. Алтарь. Где размещается церковный хор?

Радость в традициях христианской жизни. В чем большая радость для христианина: получать подарки или дарить? Божий дар (как об этом рассказывается в произведениях русской литературы).


Раздел «Радость православной веры» (10ч.)

Праздник Рождество Христово. Ветхозаветные пророчества о Христе. Каким был пророк? Пророки: Исайя, Даниил, Аггей, Захария, Малахия, Иона. Пророки и мученики. К кому обращались за помощью три отрока: Анания, Азария и Мисаил? Кто спас от смерти пророка Даниила? Чему радовались пророки? К чему стремились в своей жизни?

Христиане - создатели православной культуры. Почему на Рождество украшают елку? Пророчество Исайи. Красота и радость в иконах Рождества Христова. Иконопись. Сюжет, иконописный канон. Два мира в иконе: земной и Небесный.

Радость встречи. Праздник Сретения в православном храме. Церковное богослужение. Божественная Литургия. Как христиане размышляли о встрече человека с Богом: когда он может приблизиться к Богу? Покаяние. Радость.

Радостное пророчество. Иоанн Креститель. Почему было предсказано, что «Многие о рождении его возрадуются»? Какие качества Иоанна Крестителя являлись примером для христиан?

Христиане размышляют, для чего Бог пришел к людям? Христос Спаситель. Как восстановить первозданную красоту человека? Мытарь и фарисей. Добродетель смирения. Грех гордыни. Древо добродетелей.

Жития святых рассказывают о радости прославления Творца тварью: животные как меньшие братья человека. Пророк Даниил. Преподобный Герасим и лев Иордан. Преподобный Серафим Саровский. Преподобный Сергий Радонежский. Раскрытие духовной красоты святого в духовных песнопениях. «Дивен Бог во святых Своих» (Псалом 67 стих 36). Отражение христианской радости в духовной музыке.

Христиане размышляют о том, как сохранить красивый Божий мир. «Небеса поведают славу Божию». Нагорная проповедь. Радость выполнения заповедей: «блаженство – счастье». Апостолы и евангелисты Матфей, Марк, Лука, Иоанн. Радостная весть. Божественная благодать.

Радость послушания. Дети и родители. Ной и его сыновья: Сим, Хам, Иафет. Радость и несчастье. Любовь как исполнение закона Божиего.

«Небесное веселье». Христианские мученики. Во имя чего терпели, чему радовались 40 мучеников севастийских? Мученические венцы. Кого христиане называли умным?

Радости православной веры. Великий Пост. Крестопоклонная неделя. Почему христиане называли это время «веселое время поста»? В чем они видели радость? Можно ли радоваться, отказывая себе в чем-либо? Преподобномученик Андрей Критский. Великий покаянный канон. Что такое покаяние?
Раздел «О чем рассказывают создатели православной культуры (иконописец, зодчий, поэт, певчий)?» (9ч.)

Какими качествами души обладали православные мастера?

Радость благовестия спасения. Предвестие Великого праздника. Праздник «Вход Господень в Иерусалим». Воля Божия и воля человека. Праздничные песнопения. Светские и церковные композиторы.

Искупление. Радость праведных. Царствие Небесное. Притча о зерне горчичном. Чему радовались праведные? Радости жизни современного человека.

«Праздник праздников и торжество торжеств» - Воскресение Христово.

Радость дара. Чудеса в жизни людей. Вера. Доверие. Благодарение.

Защита веры - защита христианской радости о Господе. Святые люди. Благочестивые и неблагочестивые люди. Честь. Неблагодарность. Верность.

Радостная весть в мире. Сошествие Святого Духа на апостолов. Проповедь апостолов. Чему радовался апостол Андрей Первозванный? Доброта и милосердие христианина. Притча о милосердном самарянине. Какой он - христианин? Праведники. Равноапостольные.

Святители. Святитель Иоасаф Белгородский: жизнь и подвиги.

Какими средствами выражается христианская радость в православной культуре?


Формы и средства контроля
Формами текущего контроля знаний, умений, навыков учащихся являются устный, письменный, программированный, анализ продуктов деятельности. Особенностями контроля учебных достижений учащихся начальных классов по предмету «Православная культура» является проведение его в рамках обычного урока, т.е. отдельного урока по контролю знаний, умений и навыков в программе курса нет.

С помощью текущего контроля осуществляется диагностирование дидактического процесса, выявление его динамики, сопоставление результатов обучения на отдельных его этапах. Рубежный контроль выполняет этапное подведение итогов за четверть, осуществляется на одном из последних уроков каждой четверти. В рубежном контроле учитываются и данные текущего контроля. Итоговый контроль осуществляется после прохождения всего учебного курса. Данные итогового контроля позволяют оценить работу педагога и учащихся.

Используется 3-х-балльная система оценок: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно». Отметка «неудовлетворительно» не ставится согласно действующему письму управления образования и науки Белгородской области от 26.12.2006г. №05-4168 «Об оценивании знаний обучающихся по предмету «Православная культура»».

Кроме того, в соответствии с авторской концепцией учебного предмета отметка должна быть стимулом изучения предмета. Для этого она должна приносить радость, т.е. быть положительной. Поэтому в качестве текущего контроля оцениваются все творческие работы учащихся: рисунки на рассказы учебника, на изучаемые темы, разнообразные поделки и творческие работы, составленные самостоятельно или в группе, а также с помощью родителей, рассказы и сказки, выученные стихотворения, исполнение песен и т.п.

Показателями освоения учебного материала предметной области, помимо знаний и умения школьников охарактеризовать термины и понятия курса в содержательном плане, является способность оценки и навыка анализа духовно-нравственных явлений и категорий как в общем культурно-историческом, так и в конкретном социокультурном российском контексте. А также умение организовывать и строить свои отношения с окружающими людьми в соответствии нравственными нормами российского общества.

В связи с этим критериями оценки образовательно-воспитательных результатов изучения православной культуры школьниками являются: критерий факта (что, в каком объёме и на каком уровне усвоено из предъявленного материала), критерий отношений (как ученик, используя полученные знания, организует и выражает своё отношение к себе, окружающим людям, значимым социальным ценностям, социальным институтам и учреждениям) и критерий деятельности (какие виды деятельности ученик, в связи с полученными знаниями, предпочитает и преимущественно проводит). Критерии имеют специфические особенности: альтернативность ответа, право морального выбора, необходимость нравственно характеристики цели и результата деятельности. Формы контроля могут быть вариативными, включая анкетирование, тестирование, анализ продуктов деятельности (сочинения, рисунки и т.д.).



Нормы оценок знаний и умений учащихся (в соответствии с рекомендациями инструктивно-методического письма БелРИПКППС «О преподавании православной культуры в 2008-2009 учебном году» - Приложение 2):

«Отлично» (5)

Оценка «пять» означает, что учащийся обнаруживает предусмотренные программой правильные, полные, осознанные оперативные знания и умения, отвечающие «Требованиям к знаниям и умениям учащихся», в измененной или новой ситуации самостоятельно (или при незначительной помощи учителя) применяет полученные знания и умения, на их основе обобщает, оценивает явления общественной жизни; уверенно использует разнообразные источники знаний об обществе. Логично и грамотно с точки зрения требований к устной и письменной речи излагает материал. Допустимы одна-две несущественные ошибки, которые учащийся исправляет самостоятельно.



«Хорошо» (4)

Оценка «четыре» ставится, если ответ в основном удовлетворяет названным выше требованиям, однако используется некоторая помощь учителя в ходе применения знаний и умений в новой ситуации, а также при привлечении источников знаний. Допустимы две-три несущественные ошибки.



«Удовлетворительно»(3)

Оценка «три» ставится в том случае, когда учащийся обнаруживает знания в основном на репродуктивном уровне, в ответе проявляется недостаточно глубокое понимание материала курса, допускаются ошибки в изложении основных понятий (законов, идей); в измененной ситуации знания и умения применяются с помощью учителя.

Православная культура как предметная область обнимает масштабную совокупность социально-гуманитарных знаний различной направленности: общекультурологичесих, мировоззренческих, социокультурных, этических, эстетических, социологических, этнокультурных и др., существенная часть которых предъявляется учащимся в виде суммы знаний по предмету ил выборочной информации, доступной учащимся на соответствующем возрастном уровне. Поэтому для проверки знаний используется комплекс заданий, ориентированный на разный уровень представления учебного материала, различные виды умственной и эмоционально-оценочной деятельности учащихся.

Для проверки волнения требований минимума используются следующие виды заданий (приведены примеры формулировок заданий):



  1. Объясни, почему связаны слова: благодать – благочестие – честь – честность – добро – красота – образ и подобие Божие.

  2. Объясни, как ты понимаешь смысл пословицы: Худо (плохо) тому, кто добра не делает никому.

  3. Рассмотри две иллюстрации и скажи, на какой из них изображён монастырь, а на каком храм.

  4. Объясни слова: икона, образ. Можно ли их назвать синонимами? Почему?

  5. Выбери слово, подходящее по смыслу к слову «искупление»: спасение, забота, радость, печаль.

  6. Подчеркните слова, с которыми связано слово «послушание»: своевольничать, гулять, слушать, слышать, исполнять.

  7. Выбери слова, указывающие на качества, которыми христиане обозначают образ Божий в человеке: доброта, злость, любовь, радость, непослушание, крик, грубые слова, спокойствие, мирность.

  8. Подумай и назови, в каких добрых делах можно проявить хорошее качество скромность.

  9. Подберите слова, противоположные по смыслу следующим: нетерпение, жестокость, зависть, гордость, себялюбие, раздражительность, непослушание.

  10. Вставьте пропущенные слова и объясните смысл: «Чти отца твоего и … … , да благо тебе будет и да долголетен … на земле».

Различные виды заданий для проверки выполнения требований представлены в книге: Православная культура: Концепция и программа учебного предмета. 1-11 годы обучения. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2008. – стр. 27-38.
Перечень учебно-методических средств обучения
Литература основная:

  1. Православная культура: Концепция и программа учебного предмета. 1-11 годы обучения. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2008. – 144с.

  2. Шевченко Л.Л. Православная культура: Экспериментальное учебное пособие для начальных классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. 2-й год обучения: Книга первая. Книга вторая. – М.: Изд. дом «Покров», 2004.

  3. Шевченко Л.Л. Православная культура: Методическое пособие для учителя: 2-й год обучения. – 2-е изд., перераб. и доп. – Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2004. – 176с.


Литература дополнительная:

  1. Православная культура: Концепции, учебные программы, библиография / Сост. Д.Е.. Самогаев. Под общей ред. иеромонаха Киприана (Ященко) и Л.Л. Шевченко. – М.: «Покров», 2003. – 304с.

  2. Основы православной культуры и этики. Методическое пособие для учителя начальной школы / Сост. С.Э. Наперстникова. – Смоленск, 2004.

  3. Священник Сергий Коротких. Мир Божий: Основы православной культуры и нравственности. Материалы для школьных уроков. В 2 ч. – М., 2003.

  4. Священник Алексий Мороз. Уроки Добротолюбия. Учебное пособие для среднего школьного возраста. – СПб: «Статись», 2004.

  5. Диакон Андрей Кураев. Школьное Богословие: Взрослым о детской вере. – Ростов-на-Дону: «Троицкое Слово», 2002.

  6. Ананичев А.С. История русской Святости. Рассказы для школьников. ООО «Синтагма», М., 2010 – 320 с.

  7. Ганаго Б. Слово Божие. Рассказы для детей. – Минск, 2003.

  8. Колокольчик. Выпуск 1. Духовные чтения для детей и взрослых. – Воронеж: ФГУП ИПФ «Воронеж», 2005.

  9. Божий мир. Ежемесячный православный журнал.


Дидактический материал:

Наглядные пособия:

  1. Православная культура: Наглядное пособие «Иллюстрации». 2-й год обучения. – М.: Изд. дом «Покров», 2003.

Аудиокассеты:

  1. Музыкальное пособие «Звуковая палитра». 2-й год обучения.

  2. Литературно-музыкальная композиция «Детство преподобного Сергия Радонежского» серии «Христианское воспитание детей».

  3. Литературно-музыкальная композиция «Всадник на белом коне» серии «Христианское воспитание детей».

  4. Детские рассказы «Всё что дышит – хвалит Бога» (по материалам передач радиостанции «Голос Православия», Санкт-Петербург).

CD диски:

  1. Чудотворные Богородичные иконы Афона. Фильм 3-й. – Православное общество «Днесь».

  2. По святым местам. 4 фильма об Афоне.

  3. Православная икона. – Direct MEDIA.

  4. 300 лет со дня рождения Святителя Иоасафа епископа Белгородского.

  5. Православный календарь. Е. Козенкова. – 57 сюжетов.

1 Цели соответствуют Концепции включения в новое поколение государственных стандартов общего среднего образования учебного предмета «Православная культура» в составе новой образовательной области учебного плана «Духовно-нравственная культура». – Москва, 2007г. (опубликовано на сайте www.verav.ru)

2 Письмо Министерства образования РФ от 22.10.2002 №14-52-876 ин/16



скачать файл



Смотрите также:
Программа Православная культура, 3 кл моу-сош 13 г. Белгорода
333.67kb.
Ежемесячная школьная газета моу дубовская сош № Выпуск №13 (декабрь)
71.44kb.
Многоклеточных зеленых водорослей на местных примерах. О. Ф. Сошенко, учитель биологии. Моу «сош №45 г. Белгорода.»
136.35kb.
Cписок педагогических работников моу сош №23 г
67.68kb.
Рабочая программа по православной культуре для 5 класса разработана на основе концепции и программы учебного предмета «Православная культура» Л. Л
299.93kb.
Техническая характеристика моу сош №1 с п. В. Куркужин
87.25kb.
Работы моу сош №1 ст. Ясенской в 2005 -06 уч году. I. Пояснительная часть
309.54kb.
«Православная культура» на ступени среднего общего образования
575.49kb.
Программа работы историко-краеведческого музея «Памяти и Славы» на 2008 2013 уч годы моу сош №7
256.6kb.
Практикум «Информационная культура школьников»
66.11kb.
Моу ишненская сош ростовского района Яросл области, 9
110.55kb.
Муниципальное бюджетное учреждение культуры «центр досуга»
893.53kb.