vesnat.ru страница 1страница 2
скачать файл
УДК 158.1:61

На правах рукописи




Пеунова Светлана Михайловна


Программа неспецифической профилактики социально-стрессовых расстройств

Специальность: 19.00.04 – медицинская психология

(психологические науки)


АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата психологических наук

Санкт-Петербург

2006

Работа выполнена на кафедре клинической психологии



Российского государственного педагогического университета

им. А.И. Герцена




Научный руководитель:

доктор психологических наук, профессор

АНАНЬЕВ ВИКТОР АЛЕКСЕЕВИЧ




Официальные оппоненты:









Ведущая организация:



Защита состоится часов на заседании диссертационного совета Д 212. 199. 25 в Российском государственном педагогическом университете им. А.И. Герцена по адресу: 191186, г. Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, 48, корп. 11, ауд. 37, психолого-педагогический факультет РГПУ.

С диссертацией можно ознакомиться в фундаментальной библиотеке Российского государственного университета им. А.И. Герцена.

Автореферат разослан «____» ____________ 2006 г.


Ученый секретарь диссертационного совета,

кандидат психологических наук, доцент З.Ф. Семенова



ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования.

В настоящее время не представляется возможным оценить реальные масштабы психотравмирующего воздействия на граждан России факторов, обусловленных изменениями социальной формации последних 15 – 20 лет. Большая часть населения страны фактически переживает пролонгированный, точнее, хронический стресс, специфика которого заключается в тотальности, всеобщности и трудностях верификации. «Фундаментальной особенностью настоящего периода, отмечает Ананьев В.А.,- остается высокая степень неопределенности, то есть наличие дефицита информации при прогнозировании своего будущего. Неопределенность как таковая не имеет конкретного знака — ни минуса, ни плюса. Неопределенность — это только отсутствие необходимой информации, и от самого человека зависит, чем он заполнит эту пустоту…».

По этим причинам, а также из-за новизны и растянутости во времени данных процессов, наличия латентного периода и эффекта последействия, свойственных для такого рода явлений, фиксируется неуклонный рост заболеваемости пограничными психическими и психосоматическими расстройствами; данная динамика определяется в первую очередь невротическими расстройствами, реактивными состояниями и психосоматическими заболеваниями. Причём, процент прироста психосоматических заболеваний наиболее велик. (Н.Г. Незнанов, В.И. Крылов, 1996).

Катастрофическими темпами растёт употребление алкоголя и наркотиков: 2% населения страны имеют стойкую наркотическую зависимость. .Смертность от суицидов выходит на первые места в структуре смертности, отставая лишь от смертности из-за сердечно-сосудистых заболеваний и рака. Серьёзные изменения переживает институт брака и семьи, на 1000 заключённых браков в стране распадается 600, а дети из неполных семей составляют подавляющую долю контингента педагогически запущенных.

Проблема осложняется активным участием огромного числа неспециалистов в деле психологического просвещения граждан: ширится сеть различных сект, церквей, эзотерических школ, результатом деятельности которых зачастую становятся серьёзные личностные трансформации завлекаемых в их деятельность людей. Ю.А. Александровский называет в числе основных причин социально-стрессовых расстройств россиян последствия длительного господства тоталитарного режима, экономического и политического хаоса, межнациональных конфликтов, расслоения общества, гражданского неповиновения и преступности (Ю.А. Александровский, 1995).

Актуальной задачей практической психологии, как следует из изложенного выше, становится неспецифическая профилактика социально-стрессовых расстройств (Александровский Ю.А., 1995).

Целью психофилактической работы с условно здоровыми и часто болеющими должно стать (В.А.Ананьев, 1998) усиление личного (индивидуального) превентивного ресурса. Личный (индивидуальный) превентивный ресурс — это комплекс способностей индивида, реализация которых позволяет сохранять баланс адаптационно-компенсаторных механизмов, отлаженная работа данного комплекса обеспечивает психическое, соматическое и социальное благополучие человека и, в соответствии с направленностью личности, создает условия для открытия им своей уникальной идентичности и последующей самореализации.

Цель настоящей диссертационной работы: концептуально обосновать, разработать и оценить эффективность программы неспецифической профилактики социально-стрессовых расстройств.

Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:



  1. Проанализировать психологические аспекты социально-стрессовых расстройств в современных условиях;

  2. Оценить возможности современных психотерапевтических подходов с точки зрения их адекватности задачам неспецифической психопрофилактики;

  3. Разработать и реализовать комплексную психопрофилактическую программу социально-стрессовых расстройств;

  4. Разработать методические подходы к оценке эффективности программы неспецифической психопрофилактики и осуществить анализ результатов после ее реализации

Объект исследования: случайные выборки людей, обратившихся за психологической помощью и прошедшие курс обучения по разработанной профилактической программе.

Предмет исследования: адаптивный потенциал личности и его динамика в процессе освоения программы, признаки социально-психологической дезадаптации, эмоциональные и характерологические особенности участников профилактической программы

Теоретико-методологическим обоснованием исследования являются теоретические концепции отечественной и зарубежной психологической науки о структуре личности и механизмах психологической адаптации личности (Жане П., Селье Г., Лебедев В.И., Березин Ф.Б.,) и дезадаптационных психических расстройствах (Александровский Ю.А.), психологии отношений Мясищева В.Н. психологии переживания (Василюк Ф.Е.,), современной психотерапии (Карвасарский Б.Д.), онтогенетической концепции структурного аттрактора болезни (Ананьев В.А.), психологии здоровья (Ананьев В.А., Никифоров Г.С.).

Методы и методики исследования.

Для реализации поставленных задач и проверки гипотезы были использованы адекватные объекту и предмету исследования методы:



  • теоретический анализ общей и специальной литературы по проблеме исследования;

  • анализ возможностей современных психотерапевтических подходов в задачах психопрофилактики социально-стрессовых расстройств;

  • разработка адаптированной к этим задачам программы и методик обучения здоровью;

  • психологическое исследование динамики личностных характеристик и психического состояния участников программы, на основании объективных показателей и самоотчётов (анкетирование, план сочинения - самоанализ, отзывы);

Для количественной оценки изучаемых характеристик использовались: тест смысложизненых ориентаций; просник уровня субъективного контроля Роттера; опросник депрессии Бека; шкала самооценки тревожности Спилбергера; 16-факторный личностный опросник Кеттелла.

Статистическая обработка данных производились с помощью пакета прикладных программ STATISTICA 6.0.



Процедура и этапы исследования.

Исследование проводилось в несколько этапов.

1 этап. Знакомство со слушателями, биографическое анкетирование.

2 этап. Первичная диагностика психологических характеристик слушателей:

оценка уровней тревоги, депрессии, эмоционального самоконтроля, напряженности, уровня субъективного контроля, характерологических особенностей.

3 этап. Исследование дневниковых записей и результатов ретроспективного самоанализа жизненных ситуаций до момента обучения.

4 этап. После завершения программы обучения проводилось тестирование по той же схеме и той же батареей тестов, а также анализ самоотчётов слушателей по субъективной оценке результатов обучения.

5 этап. Проводилось катамнестическое исследование через год после прохождения программы обучения.

В исследовании участвовали 127 человек, обучавшихся по разработанной программе. Из них 58 – мужчин.

Гипотеза диссертационного исследования: эффективным направлением неспецифической психопрофилактики социально-стрессовых расстройств является коррекция смысложизненных ориентаций личности, формирование интернального локуса личностного контроля и обучение навыкам саморегуляции психологических реакций в повседневных жизненных ситуациях.

Научная новизна исследования.

Впервые в рамках психологии здоровья разработана программа неспецифической психопрофилактики социально-стрессовых расстройств, адаптированная к условиям массовой работы с населением. Методологически обоснована необходимость комплексности и этапности в реализации программы. В соответствии с научно-теоретическими представлениями разработана и апробирована методика оценки эффективности психопрофилактических мероприятий. В основу разработанной программы положены принципы когнитивно - поведенческой психотерапии, которые адаптированы для реализации поставленных задач – коррекции смысло-жизненных ориентаций, формирования интернальной ориентации личности, коррекции психоэмоционального состояния и обучения навыкам саморегуляции психического сотояния в повседневных жизненных ситуациях. Показано, что овладение элементами психопрофилактической программы сопровождается не только изменением текущего психического состояния, но и трансформацией психологических отношений личности, отражаемых в устойчивых чертах характера. Именно такое направление коррекции социально стрессовых расстройств обеспечивает стойкий эффект и соответствует задачам психологии здоровья - формирование и закрепление навыков здорового образа жизни и, в результате, повышение адаптационного потенциала личности.



Основные положения выносимые на защиту:

  1. Важным фактором психологической адаптации личности является зрелость смысложизненных ориентаций и соответствие их условиям социальных перемен;

  2. Коррекция состояний психоэмоционального напряжения является важнейшим звеном в системе неспецифической профилактики и требует поэтапного обучения слушателей овладению механизмами понимания переживаний, осознанной фиксации эмоциональных реакций и их саморегуляции;

  3. Разработанная программа является апробированной моделью для проведения массовых психопрофилактических мероприятий в современных условиях.

Методика оценки эффективности программы позволяет объективно оценивать качество психопрофилактических мероприятий.

Теоретическая значимость исследования

На основании проведённых исследований изучены роль и значение переживаемых личностью противоречий при восприятии изменяющихся условий социальной жизни в развитии социально-стрессовых расстройств. Теоретически обоснованы подходы к коррекции психологических отношений личности с помощью психологического просвещения и обучения навыкам активной саморегуляции эмоциональных реакций и поведения.



Практическая значимость работы

Разработанные для практического использования оригинальные методики психотерапевтического консультирования, позволяют повысить эффективность обучения слушателей навыкам саморегуляции как на когнитивном-эмоциональном уровне, так и на поведенческом. Разработанная программа является эффективным средством практической реализации задач психологии здоровья и обеспечивает необходимый эффект в условиях массовых мероприятий. Кроме того, полученные в процессе обучения слушателями навыки самоанализа и саморегуляции поведения являются существенным компонентом адаптивного потенциала личности. Эти навыки обеспечивают возможность дальнейшего развития личности в направлении большей устойчивости к стрессу и обеспечения желаемого уровня субъективного качества жизни.

Программа может быть использована в организованных коллективах, в разных возрастных группах: в центрах здоровья, психологических консультациях, в учебных заведениях (школах, колледжах, ВУЗах), в бизнес- организациях и воинских частях.

Разработанная методика оценки эффективности программы позволяет осуществлять действенный контроль за обучением, корректировать его в процессе реализации в соответствии с индивидуальными характеристиками обучающихся.


Апробация работы.

Полученные в исследовании данные обсуждались на межрегиональной научо.-практической конференции «Социально-психологические аспекты формирования личности: материалы, Часть1. – Шадринск: Шадринский государственный педагогический институт, 2004. – 201с., на III Национальном конгрессе «Интегративная медицина: основа национальной системы подготовки медицинских кадров», Санкт Петербург 2006г.

Результаты диссертационного исследования неоднократно докладывались на аспирантских семинарах кафедры клинической психологии психолого-педагогического факультета РГПУ им. А.И. Герцена в 2003-2005 гг.

Результаты исследования были использованы при подготовке практических и лекционных занятий по учебным дисциплинам «психология здоровья», «профилактика девиантного поведения».

Материалы диссертации отражены в 5 публикациях по теме исследования общим объемом …….. п.л.

Объем и структура диссертации. Диссертация состоит из введения, 3 глав, заключения, выводов, списка литературы и приложений. Основной текст диссертации составляет 155 страниц. Список литературы состоит из 200 источников в том числе 44 источника на иностранных языках.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обоснована актуальность исследования, определены объект, предмет, цели, гипотеза и задачи диссертационного исследования.

В первой главе диссертации «Состояние психического здоровья нации и актуальные задачи психологии здоровья в области профилактики психических и психосоматических заболеваний» анализируются данные научных исследований по состоянию психического здоровья населения, проявлениям дезадаптационных психических расстройств, обосновываются направления собственного исследования.

В параграфе 1.1. «Феноменология расстройств адаптации личности в современных условиях общества» рассмотрены проявления нарушений психического здоровья в современных условиях, сведения по их распространённости и динамике.

Доминирующими в структуре расстройств психического здоровья, как показал проведённый анализ, являются алкоголизм, наркомании, неврозы, психосоматические расстройства, то те нарушения, в возникновении которых значительную роль играют социально-экономические факторы. В целом по стране число учтенных больных с психическими и наркологическими расстройствами в 1999г. составило 6,89млн. человек (4,7% населения). (Положий Б. С. 1999). Угрожающими представляются данные о распространённости алкоголизма среди женщин и подростков: с 1991 г. по 2000 г. этот показатель для женщин возрос с 9 до 15%. За период с 1991 по 2000 гг. число впервые взятых под наблюдение подростков, больных алкоголизмом, выросло почти в 1,5 раза – с 7,6 до 10,5 на 100 тыс. подростков. Находящиеся под наблюдением у наркологов контингент злоупотребляющих алкоголем подростков увеличился за период с 1991 г. до 2000 г. на 23,6% – с 663,1 до 819,8 на 100 тыс. подросткового населения. Число больных алкоголизмом подростков составило 18,1 на 100 тыс. в 2000 г. В эпидемиологических исследованиях психического здоровья населения отмечается тревожная тенденция роста распространённости психического неблагополучия у детей. На июльском заседании (1996 г.) коллегии Министерства Образования РФ отмечалось, что увеличилось число детей «группы риска», у каждого третьего школьника есть отклонения в нервно- психической системе.

Ухудшение социальной среды и резко возросшее число вредных психологических воздействий привело к расширению распространённости нервно-психических и соматических заболеваний, в механизме которых большую роль играют эмоциональные факторы, т. е. болезней называемых психосоматическими (Семке В.Я., 1988; Коркина М.В., 1995; Исаев Д.Н., 2003; Гиндикин В.Я., 2000).

Анализ феноменологии психических состояний, связанных с трудностями адаптации личности к условиям социальной жизни, показывает, что традиционные медицинские модели их дефиниции и диагностики обнаруживают свою ограниченность и не обеспечивают уже научного обоснования проблем их профилактики и коррекции. Для обозначения таких состояний в литературе используется большое разнообразие терминов: пограничные психические расстройства, социально-стрессовые расстройства, дезадаптационные психические расстройства, общий девиантный синдром адаптации. Такое положение дел свидетельствует, с одной стороны, о фиксируемой связи состояний психического неблагополучия с условиями жизнедеятельности личности, с другой стороны об ограниченности сложившихся в науке дисциплинарных представлений об их сути. Попытки предметной интеграции в вопросах охраны психического здоровья находят своё отражение в становлении новых научных дисциплин, таких как клиническая и медицинская психология, психология здоровья, валеология. Научно-методической проблемой такой интеграции, однако, до сих пор остаётся разработка инвариантных концептов в описании механизмов психологической адаптации личности и патогенеза дезадаптации.

Анализу разработанных в современной науке представлений по этим вопросам посвящён следующий параграф 1.2.- «Психологические механизмы адаптации личности».

Современное представление об адаптации основывается на работах И.П.Павлова (Павлов И.П., 1949.), И.М.Сеченова (Сеченов И.М., 1952.), П.К.Анохина (Анохин П.К., 1962; Анохин П.К., 1969, Г.Селье, 1956 и др.). Развитием теории адаптации в биологии и физиологии является теория стресса Г.Селье. Описанные в классических исследованиях Г. Селье стадии стресса характерны для любого адаптационного процесса, поскольку включают и непосредственную реакцию на воздействие, требующего адаптационной перестройки (стадия тревоги и мобилизации) и период максимально эффективной адаптации (стадия резистенции) и нарушение адаптационного процесса в случае неблагоприятного исхода (срыв адаптации).

При рассмотрении проблем адаптации человека выделяют три функциональных уровня: физиологический, психологический и социальный (Платонов К.К., 1981.), а для обозначения такого свойства личности, как способность к адаптации, - адаптационный потенциал личности. Поскольку человек является социальным существом и в деятельности его интегральных систем ведущую роль играет психическая сфера (Мирошников М.П., 1971), то одним из признаков нарушения адаптации является переживание эмоционального напряжения - эмоциональный стресс (Панин Л.Е., 1983.). Для анализа таких состояний в психологии получили распространения такие концепции, отражающие процесс психологического переживания стресса, как: фрустрация, кризис, переживание, психологическая травма и т.п.

Бесспорным является то, что возникновение и течение стресса у человека в первую очередь зависит от его индивидуально психологических особенностей (Губачёв Ю.М., Иовлев Б.В., Карвасарский Б.Д., 1976., Appley M.H.,Trumbull, 1967; Averill J.R., Optan E.M., Lasarus R.S., 1971; Masserman J. H., 1961; Tache J., Selye H., 1978). При этом стресс-факторы могут быть не только физическими, но и чаще психосоциальными (Basowitz H., Persky H., Lorchin S.J., Grinker N.R., 1955.).

В ряде опросных исследований, проведенных как по общероссийской, так и по региональным выборкам, фиксируются обусловленные экономической нестабильностью тревога, снижение субъективного качества жизни, астеноподобная симптоматика у большей части респондентов (Агаджанян И.А., 1966). Ю.А. Александровский (Александровский Ю.А., 1992) определяет эти массовые нарушения как социально - стрессовые расстройства и обращает внимание на значение в их формировании затяжного характера и углубления сложившейся социально-экономической ситуации.

Лазарус (Lazarus R., 1966) развивает теоретическую модель "повседневных тревог и забот", согласно которой длительно существующие трудности оказывают более сильное патогенное воздействие по сравнению с массивным, но кратковременным стрессом. Эта модель получила надежное эмпирическое подтверждение.

Анализ научной литературы по проблемам адаптации, стресса, нарушений здоровья позволяет сделать вывод о том, что адаптация это не только процесс, но и свойство любой живой саморегулируемой системы. Данное свойство для человека, как психобиосоциальной системы, является интегральным, обусловленным особенностями развития физиологического и психического уровней и может рассматриваться как свойство личности в целом. Подобный вывод, с нашей точки зрения, подтверждают работы разных авторов, обнаруживших в процессе исследования механизмов регуляции функционального состоянии организма многочисленные физиологические и эмоциональные корреляты (Вейн А.М., Соловьёва А.Д., 1973.; Губачёв Ю.М., Стабровский Е.М., 1981; Латаш Л.П., 1968; Biferno M.A., Dawson M.E., 1978; Bonis M.D., Baque E.F., 1978; Burstein K.P., Fenz W.D., Bergeron J.C., Epstein S., 1965; Гельгорн Э., Луфборроу Дж., 1966., Jackson B., Barry W.E., 1967; Lacey Y.I., 1967; O'Corman J.G., 1975).

Переживаемые в переходный период трудности, проявляются широким спектром эмоциональных, когнитивных и поведенческих нарушений. Эти нарушения не специфичны, полиморфны по проявлениям, они не являются болезненными, с точки зрения клинической психопатологии, но представляют собой донозологический уровень реагирования. Их целесообразно рассматривать в качестве частных проявлений общего девиантного синдрома адаптации (ОДСА). Являясь по существу донозологическими, проявления ОДСА являются сами по себе факторами, затрудняющими адаптацию и при закреплении способствуют развитию заболеваний: невротических, психосоматических или устойчивых форм нарушения поведения. Согласно модели развития личности «Цветок потенциалов» В.А. Ананьева, ОДСА может проявляться в нарушениях адаптации на трех уровнях: поведенческом, эмоциональном и когнитивном урровнях. Каждый уровень имеет набор определенных компонентов, которые в свою очередь являются индикаторами степени выраженности синдрома. Чем больше компонентов ОДСА выявляется, тем больше риск возникновения нарушений нервно-психической регуляции, следствием чего становятся такие нарушения здоровья как: психосоматические заболевания, нервно-психические расстройства и девиантные формы поведения. Все это является предметом деятельности неспецифической профилактики.

Это направление работы являет собой яркую иллюстрацию необходимости интеграции усилий специалистов разного профиля: врачей, школьных психологов и педагогов в мероприятиях по охране и укреплению здоровья населения и особенно школьников.

Психопрофилактика ОДСА должна, таким образом, предусматривать систему мероприятий, направленных прежде всего на повышение адаптивного потенциала личности. (Ананьев В.А., 2006, Захаров С.Я., 2006).

Анализу современных направлений психопрофилактики посвящён следующий параграф 1.3.: «Современная психотерапия в решении задач первичной и вторичной психопрофилактики нервно-психических и психосоматических расстройств».

Теоретическим обоснованием психологии здоровья является понимание психического здоровья с точки зрения позитивного аспекта - как способность к постоянному развитию и обогащению личности. Иными словами, психическое здоровье рассматривается не просто как отсутствие недостатков, а как наличие определенных особенностей в структуре личности. (Ананьев В.А., 1998).

"Позитивные" концепции психического здоровья предусматривают тенденции к развитию, росту, самореализации, самоосуществлению человека, сознательную способность руководить своими действиями и поступками, быть ответственным перед собой и другими, прошлыми и будущими поколениями, иметь развитую систему ценностей, способность адекватно воспринимать самого себя и окружающих.

Научное направление психология здоровья, в рамках которого были сформулированы саногенетические основы психогигиены и психопрофилактики, призвана формировать призмы, детерминанты преломления негативных воздействий среды в условиях самостимулирущего роста и оздоровления человека. Таким образом, «психология здоровья» выступает как объединяющее начало психогигиены и психопрофилактики и включает в себя не только задачи предупреждения возникновения психических расстройств, но и мероприятия по созданию личностных условий индивидуального развития, компенсации и адаптации (в необходимых случаях) к требованиям жизненной среды, общества, способствует самореализации человека, повышению качества его жизни. Общим для этих научных направлений является их междисциплинарный характер, неспецифичность целей, динамичность методов, связь с задачами современности.

Анализ существующих программ профилактики дезадаптивных форм поведения показал, что основная масса профилактических программ узко специализированы по формам нарушений. Но несмотря на различие исходных теоретических представлений и концептуального оформления, все подходы имплицитно содержат в себе цель - трансформацию личности. Такая трансформация, в соответствии с представлениями авторов, должна обеспечить адаптивность личности, приспособляемость её к переживаемым ситуациям. Направления усилий для достижения подобных трансформацией различаются в связи с исходными теоретическими представлениями авторов: осознание бессознательных конфликтов, выработка эффективного восприятия себя и ситуаций, умение рефлексировать свои состояния и управлять ими и т.п. В соответствии с пониманием процессов различаются и психологические техники, позволяющие достигать необходимых изменений. В контексте настоящего исследования представляют наибольший интерес концепции, реализующие целостный подход к личностным изменениям, и, что также немаловажно, пригодные для использования в массовых психопрофилактических мероприятиях. Разрабатываемая в рамках психологии здоровья концепция развития личности «Цветок потенциалов» (В.А.Ананьев), принята в качестве базисной в настоящем исследовании.

Среди зарубежных направлений в психотерапии пограничных психических расстройств наиболее близка по содержанию и адекватна поставленным в исследовании задачам - рационально-эмоциональная терапия, разработанная А.Эллисом (EllisA., 1962) в рамках когнитивно-поведенческого направления психотерапии.

скачать файл


следующая страница >>
Смотрите также:
Программа неспецифической профилактики социально-стрессовых расстройств
382.21kb.
Критерии оценки эффективности программ и мероприятий профилактики употребления психоактивных веществ в системе школьного образования
36.05kb.
С. Ю. Казакевич, Д. Ю. Руденко методы анализа социально-экономических процессов рабочая учебная программа
348.02kb.
Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
186.37kb.
Программа «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах»
208.06kb.
Примерная программа дисциплины
581.88kb.
Рабочая учебная программа по дисциплине иностранный язык второй (французский) для специальности 100103. 65 Социально-культурный сервис и туризм специализация «Туризм», «Гостиничный сервис»
307.37kb.
Роль гражданского общества в интеграции медико-социального подхода в систему первичного здравоохранения республики казахстан
55.38kb.
Паспорт программы «Социально-экономического развития муниципального поселения «Андрейшурское»
642.08kb.
Рабочая программа для студентов одо специальности 020802. 65 «Природопользование»
643.18kb.
Роль социально – психологической службы в системе образования гбоу сош №198 за период 2011 – 2012 учебного года
37.91kb.
Программа «Социальные трансформации в Пограничье
140.53kb.