vesnat.ru страница 1страница 2
скачать файл
Продуктовая линейка исламских финансовых продуктов.

Исламская банковская система предлагает широкий набор как долевых, так и долговых финансовых инструментов для осуществления экономических операций. Их использование исключает из деятельности банков процентные доходы и расходы. Вместо них кредитные организации получают долю в прибыли и всевозможные платежи за свои услуги (комиссионные, агентские и др.). Исламские банки, как и традиционные кредитные организации, привлекают и распределяют финансовые ресурсы. На рисунке 3.9 показано, с помощью каких инструментов исламский коммерческий банк осуществляет активные и пассивные операции, какие финансовые продукты предоставляет.



скругленный прямоугольник 12
скругленный прямоугольник 3скругленный прямоугольник 5прямая со стрелкой 10
Внебалансовые операции


скругленная соединительная линия 18скругленная соединительная линия 19


скругленный прямоугольник 4
Пассивные операции

Активные операции



Виды продуктов и инструментов:

1.Текущий счет: аль вадия, кард хасан, амана;

2.Сберегательный вклад: аль вадия, кард хасан, мудараба;

3.Общие и специальные инвестиционные счета: мудараба, мурабаха.




Виды продуктов и инструментов:

1. Финансирование оборотного капитала: мурабаха, салям, иджара;

2. Лизинг: иджара, иджара ваиктина;

3. Экспортно-импортное фин-ие: мушарака, салям, мурабаха;

4. Финансирование капитальных вложений: истисна;

5. Проектное финансирование: мудараба, мушарака, истисна, идажара.



Рис. 3.9. Виды продуктов и инструментов исламского банка


Обратимся к рассмотрению основных финансовых инструментов, используемых исламскими организациями в своей деятельности.

Способы размещения средств банком весьма многообразны. Используя исламские финансовые инструменты, кредитные организации могут выполнять весь спектр банковских операций и услуг. Краткосрочные вложения производятся посредством заключения контрактов типа мурабаха, бай аджал, бай салям, их короткий срок погашения и обеспеченность реальными активами минимизируют риски. Договора истисна и иджара, также обеспеченные материальными активами, формируют среднесрочные вложения банка. Долгосрочные инвестиции оформляются с помощью контрактов мушарака, мудараба и истисна.



Операции, основанные на участии в капитале

Мудараба — договор, по которому владелец избыточных средств (раббал-мал) доверяет их лицу (мударибу), обладающему возможностями и предпринимательским опытом для их эффективного использования.1

Доход от средств, пущенных в оборот, распределяется между раббал-малем и мударибом в соответствии с ранее заключенным соглашением о долях (обычно банк получает 15-30% от прибыли). Кроме этого, мудариб выплачивает владельцам средств основную сумму привлеченного им капитала, оставшаяся часть дохода идет полностью в собственность мудариба. Убытки несет владелец капитала, а мудариб в таком случае не получает вознаграждения за свои усилия (кроме случаев намеренной недобросовестности). Такое распределение потерь по нормам ислама считается справедливым, ведь предприниматель затратил свое время, приложил определенные усилия на реализацию проекта, поэтому не должен расплачиваться за неудачу еще и своим имуществом.

В традиционном договоре мудара бараббал-мал не имеет контроля над управлением проектом, банк даже не может требовать от клиента залог в обмен на предоставленные средства. Поэтому исламские банки часто используют двустороннюю мудараба, когда для привлечения средств кредитная организация выступает в качестве мудариба, а при их размещении – раббал-маля.

Мудариб в свою очередь не может без разрешения банка направлять полученные средства на финансирование других, не предусмотренных контрактом проектов, не может привлекать другие источники финансирования или использовать свои денежные средства. Недостатком договоров такого типа являются их высокие риски и как следствие высокая стоимость, в связи с чем контракты мудараба распространены не очень широко.

Принцип мудараба обычно используется для финансирования кратко- и среднесрочных инвестиционных проектов, а также при операциях с ценными бумагами, в том числе государственными. Договора мудараба являются аналогами доверительного финансирования в традиционной экономике.

Мушарака (араб.«партнерство», «соучастие») совместное долевое предприятие, в котором инвесторы (одним из которых является исламский банк) осуществляют вложения вскладчину и делят между собой полученные прибыли или убытки в заранее согласованных пропорциях, чаще всего в соответствии с размером пая каждого участника. Финансирование проекта также может проводиться и более чем двумя сторонами, тогда управление осуществляется либо всеми участниками договора, либо одним из них.

Существует несколько разновидностей мушарака:



  • муфавада, при которой партнеры получают равные права на управление и распоряжение имуществом компании;

  • айнан – наиболее распространенный вариант, при котором один из партнеров получает больше прав на управление. В ходе дельнейшего сотрудничества банк за дополнительную плату может поручать клиенту дополнительные функции управления.

Договор мушарака используется для пополнения оборотных средств компании или для совместной инвестиционной деятельности, имеющей, как правило, долгосрочный характер. Это могут быть, например, вложения в недвижимость, сельское хозяйство.

Преимущества договора мушарака в том, что он позволяет заключать гибкие соглашения, в которых стороны заранее могут согласовать особенности партнерства, доли при распределении прибылей и убытков, формы управления фирмой. Этот финансовый инструмент представляет собой портфельные инвестиции банка в инвестиционные проекты.



Операции, основанные на долговом финансировании

Мурабаха (араб. «перепродажа») – договор купли-продажи с отсрочкой платежа. Согласно условиям данного контракта, одна сторона (продавец) приобретает товар и продает его другой стороне (покупателю) по согласованной цене, включающей издержки, понесенные продавцом.2 Деньги за товар выплачиваются в будущем целиком или частями.

В исламском банковском деле данный договор представляет собой договор на покупку и перепродажу, то есть сделку между банком и покупателем, когда банк по поручению клиента приобретает товар - материальный актив (например, сырье, комплектующие детали и т.п.) и продает его покупателю по повышенной цене. В цену последующей продажи включается стоимость приобретения актива и норма прибыли банка, заранее оговоренная с клиентом. Оплата по договору может производиться как одним платежом, так и в рассрочку (мурабаха с отсрочкой платежа называется бай’ аджил).

Данный контракт допускает использование гарантии. Банк может взять у клиента залог, который может быть представлен как в виде наличности, так и в виде закладной. До того как клиент получит товар, все связанные с ним риски несет на себе банк.

Договор мурабаха - наиболее простой и популярный способ финансирования, при котором не нужно заранее определять доли участия сторон в прибыли.



Таварук («обратная мурабаха») - данный контракт фактически заменяет договор классического кредитования, в договоре указывается как (по частям или одномоментно) и в какие сроки клиент будет возвращать заемные средства.

Для предоставления клиенту средств, банк на сумму кредита покупает некий товар и продает его клиенту, включая в цену товара наценку за свои услуги, играющую роль процентов, после этого банк от лица клиента перепродает товар, предоставляя заемщику необходимые средства. При этом фактическая поставка товара клиенту не осуществляется. Если в сделке задействованы только две стороны – банк и клиент, то такой контракт называется Бай иннах, и в этом случае банк продает и выкупает обратно свои активы, в остальном договор аналогичен таваруку.

Эти финансовые инструменты широко применяется при операциях с кредитными картами и кредитовании физических лиц. Однако из-за отсутствия реальной поставки товара и схожести с операциями традиционного кредитования договора таварук и бай иннах подвергается жесткой критике со стороны исламских экономистов. Споры по допустимости применения этого контракта ведутся до сих пор.

Бай’ ас-салям(салям) - договор купли-продажи товаров с отсроченной поставкой, по условиям которого стоимость товара уплачивается вперед, а сам товар поставляется через оговоренный продавцом и покупателем промежуток времени. Бай’ ас-салям представляет собой, по сути, авансовое финансирование и может быть заключен, если товар не находится в собственности продавца на момент сделки.

Количество и свойства передаваемого товара, а также время его поставки покупателю должны быть определены. Предметом договора, в основном, является движимое имущество, которое может быть оценено по качеству, количеству и вложенному в его производство труду, — за исключением золота, серебра и др. товаров, заменяющих деньги.



Истисна’ (араб.«изготовление по заказу») – вид договора купли-продажи, предмет которого не существует в момент заключения соглашения. Производитель товара изготовляет товар специально по требованию заказчика (например, строительство дома по заказу покупателя)3.

Необходимыми условиями действительности договора истисна’ являются заранее оговоренные цена производимого товара и его основные характеристики, а также детальный график выполнения работ (срок выполнения, сумма, качество и т.д.). Клиент может назначить для выполнения работ третью сторону, но сумма контракта при этом должна оставаться неизменной.

Истисна’ является видом исламского дериватива, расчеты по которому осуществляются по цене, установленной в момент заключения сделки, а плата за товар предоставляется не в виде единовременной выплаты до получения покупателем товара, а поэтапно – по мере выполнения работы производителем товара. Данный продукт был создан специально для финансирования масштабных и продолжительных проектов.

Иджара – соглашение между банком и клиентом, по которому банк покупает, а затем сдает в аренду оборудование по требованию клиента. Продолжительность аренды и размер арендной платы оговариваются заранее4. Иджара - исламский аналог договора операционного лизинга: используется для финансирования производства, строительных работ и приобретения лизинговых товаров, по окончании договора оборудование остается в собственности банка.

Как и в западной практике на востоке применяется и другой вид лизинга – финансовый, называемый иджара ваиктина’. Согласно условиям данного договора клиент обязан выкупить актив у банка к концу срока аренды.



Кард хасан (араб.«добрый заем») – беспроцентный заем, предоставляемый либо в благотворительных целях, либо для краткосрочного финансирования проектов, которые могут принести доход. Заемщик обязан вернуть только сумму основного долга в заранее оговоренное время, выплата премиальных банку в контракте не предусмотрена, однако клиенту дается право осуществить такой платеж (исключительно по своему желанию, совести). Банк же может потребовать гарантию возврата средств, например, в форме залога.

Если для банка становится очевидным, что заемщик не в состоянии вернуть долг, то средства, предоставленные в виде кард хасан, могут рассматриваться как добровольное или обязательное пожертвование (т.е.закят, садака). Чтобы банки не теряли стимулов к финансированию заемщиков, государство зачастую возвращает им суммы долга за счет специальных фондов денежных средств, созданных на основе налоговых платежей.

Кард хасан фактически является материальной помощью на возвратной основе. Денежные средства могут предоставляться, например, физическим лицам для образовательных целей, для женитьбы или предприятиям, испытывающим финансовые трудности. В исламском банковском деле этот финансовый инструмент выступает одной из форм привлечения и размещения средств клиентов.

Амана (араб. «доверие») – еще одна форма безвозмездной ссуды, при которой право распоряжения средствами остается за заимодавцем, а банк выступает в качестве посредника и может вкладывать средства только в определенные, согласованные с владельцем средств проекты. В данном случае предусмотрена уплата клиентом комиссии банку за право исполнения своих поручений, при этом в случае убыточности выбранного проекта, банк не несет ответственности перед владельцем средств. В традиционной банковской системе амане соответствуют текущие счета и счета до востребования.

В качестве пассивных операций исламские кредитные организации используют в своей деятельности текущие, сберегательные, инвестиционные или специальные инвестиционные счета.



Текущие счета (счета «до востребования», «вклады на предъявителя», «без уведомления банка»), почти не отличающиеся по своим характеристикам от аналогичных счетов традиционных банков. Проценты или любой другой доход по ним не выплачиваются, банк гарантирует полный возврат средств по первому требованию клиента, однако на свой страх и риск может использовать эти средства в своей деятельности. Текущий счет подразумевает заключение с клиентом договора амана, в котором банк лишь выступает посредником

Сберегательные счета, используемые исламскими банками, подразумевают под собой целый ряд финансовых инструментов: аль вадиа, мудараба, кард хасан. Общим для всех видов сберегательного вклада является то, что они не срочные, а возврат основной части вклада гарантирован банком. Средства, привлеченные через сберегательные вклады, банки чаще вкладывают в низкорисковые операции, как правило, в финансирование торговых сделок, для ряда контрактов возможно согласование направлений инвестирования средств с банком.

Вложения средств на инвестиционные счета в исламском банке оформляются контрактами мудараба и мурабаха. Условия договора таковы, что банк не гарантирует получение дохода и возврат основной части вклада, доходность вложений связана с прибыльностью проекта, в который были направлены средства клиента, как правило, ее значения сопоставимы с процентами в традиционных банках. Специальный инвестиционный счет отличается от обычного тем, что клиент может сам определять направления финансирования собственных средств.

Применение исламских финансовых инструментов позволяет мусульманским банкам осуществлять свои функции, не нарушая при этом законов ислама. Однако специфика этих продуктов такова, что помимо изменения структуры доходов банка (замены процентных платежей на участие в прибыли), она влияет и на структуру баланса кредитной организации - кредиты и депозиты в привычном понимании в нем отсутствуют.

Модели баланса исламского банка

Выделяют две модели баланса исламского банка. Первая основана на контракте мудараба, когда банк и привлекает и размещает средства, основываясь на этом виде договора, такая методика еще называется «двусторонней мударабой». Помимо мударабы банк может еще использовать безвозмездные ссуды – кард хасан.

Вторая модель более сложная – двухсекционная, она предполагает разделение обязательств банка на инвестиционные и депозиты до востребования. Возврат вкладов до востребования гарантируются банком, однако они не предусматривают получение дохода. Для оформления сделки на такой вклад используются договора амана и аль-вадиа (контракт, означающий ответственное хранение ценностей).

Инвестиционная часть депозитов привлекается банком на основе контрактов мудараба и мушарака. Эти срочные вклады приносят своим владельцам нефиксированный доход, определяемый результатами инвестиционной деятельности банка, возврат депозита обычно тоже не гарантируется. Кроме обычных выделяют также специальные инвестиционные счета - условия их таковы, что клиент может оговорить с банком направления использования его средств.

Обобщая все вышесказанное, можем составить схему двухсекционной модели баланса банка, представленную на рисунке 3.10.


Активы

Пассивы

Коммерческий банкинг

Финансирование обеспеченное активами (торговое финансирование, деятельность, обеспеченная залогом)

Депозиты до востребования (амана)

Коммерческий банкинг

Коммерческий и инвестиционный банкинг

Синдицированные кредиты (мудараба, мушарака)

Сберегательные счета (аль вадиа)

Инвестиционный банкинг

Платные услуги (жуала, кард Хасан)

Инвестиционные счета (мудараба)

Специальные инвестиционные счета (мудараба, мушарака)

Рис. 3.10 Двухсекционная модель баланса банка

Рассмотрение основных финансовых инструментов, используемых исламскими банками, и принципов их функционирования позволяет сделать ряд выводов относительно схожести исламских и традиционных кредитных организаций. Однако, существует и ряд принципиальных отличий.

Во-первых, следует отметить главное отличие банков двух финансовых систем, а именно отказ от использования ссудного процента в своей деятельности исламскими кредитными организациями. Вместо процента банки участвуют в капитале финансируемых организаций или проектов, и разделяют прибыли (в большинстве случаев клиентам не гарантируется доходность). Помимо этого также используются и платежи за всевозможные услуги банка.

Во-вторых, значимым отличием является большая социальная ориентированность исламских банков. Об этом говорят как наличие обязательных и добровольных налогов, которые могут быть направлены на помощь беднейшим членам общества, так и готовность финансовых институтов предоставлять беспроцентные ссуды (кард хасан) клиентам. Таким образом, важным критерием оценки потенциального заемщика является не только его финансовое состояние, но и этические критерии.

Перечисленные отличия исламских и традиционных кредитных организаций представлены в таблице 3.3.

Таблица 3.3

Основные отличия исламских и традиционных банков



Характеристика

Исламский банк

Традиционный банк

Использование процентов

Нет

Есть

Использование исламских финансовых продуктов

Есть

Практически не применимо

Преобладающие операции

Инвестиционные

Кредитные

Критерии оценки заемщика

Этические и финансовые

Только финансовые

При оценке заемщика внимание акцентируется на

Качестве, прибыльности проекта

Возможности погашения

Право банка выносить решение о выдаче кредита в зависимости от обеспечения

Редко применяется

Есть всегда

Доход по депозитам до востребования

Гарантирован возврат суммы вклада

Гарантирован возврат суммы вклада

Доход по инвестиционным депозитам

Не гарантированы ни основная часть долга, ни доход по ней

Гарантирован процент по вкладу и возврат основной его суммы

Доходность вложений

Не определена, зависит от успешности инвестиционного проекта или деятельности банка

Определенав виде процента по вкладу, гарантирована

Участие вкладчиков в прибылях и убытках банка

Есть

Практически нет

Независимость в размещении финансовых ресурсов

Координация действий с партнерами-владельцами средств

Независим в принятии решений
скачать файл


следующая страница >>
Смотрите также:
Продуктовая линейка исламских финансовых продуктов
219.13kb.
Понятие финансовых рынков, его сущность и функции. Типология финансовых рынков. Участники финансовых рынков. Роль и типы финансовых посредников. Регулирование финансовых рынков
44.51kb.
-
650.75kb.
5 Глава Современное состояние и комплексный прогноз развития финансовых рынков в России 8
6310.13kb.
Программа по курсу: стохастическое исчисление. Моделирование финансовых деривативов. ( по выбору ) по направлению: 010900
19.66kb.
В области финансовых услуг
178.75kb.
Пессимизм финансовых рынков влияет на мировые цены на пшеницу
12.26kb.
С. А. Афанасьева в современных условиях перед российскими библиотеками стоят задачи повышения качества создаваемых и предлагаемых информационных продуктов и услуг; высококачественного профильного обслуживания пользова
69.02kb.
З аслуги исламских ученых Заслуги мусульманских ученых
82.62kb.
Социальные аспекты религиозного образования в поликонфессиональном государстве
855.72kb.
Программа дисциплины «Нейронные сети и генетические алгоритмы в прогнозировании финансовых рынков»
143.81kb.
Любая оздоровительная система предполагает особое отношение к пище. Выбор продуктов питания должен основываться не только на вкусовых ощущениях, привычке, традициях
78.67kb.