vesnat.ru страница 1
скачать файл



Причины появления лирики и ее родовые особенности

РГПУ им. Есенина Кафедра литературы Реферат Тема: "Причины появления лирики и ее родовые особенности" Выполнила студентка 1 курса отделения журналистики Творогова Елена Научный руководитель: профессор Мирошников В.М. Рязань 2002 г. Лирика – род литературы, где хорошо слышен голос поэта, передающего внебольших стихотворениях свои чувства и мысли. Таково хрестоматийноеопределение одного из древнейших литературных жанров, возникшего в ДревнейГреции много веков назад. Вторая половина ХХ в. внесла в понятие лирикисущественные изменения: теперь это просто поэзия малых форм. Термин "лирика" совершенно забыл о своем происхождении. А происходитон от греческого слова "лирикос", что значит "исполняемый на лире" или"поющий под лиру". Греки называли этим словом вовсе не стихи, а песни,которые пели под лиру. Появление произведений лирического жанра относят к VII-VI вв. до н.э.и обуславливают, прежде всего, значительными переменами, произошедшими вжизни большинства греческих общин. Итак, обратимся к античной истории. В VIII-VII вв. до н.э. натерритории общин возникают города, в которые устремляется множествоторговцев и ремесленников. В VII в. до н.э. появляются деньги, такимобразом, в руках торговцев и промышленников начинают скапливатьсябогатства. Представители родовой знати, аристократы – крупныеземлевладельцы, считавшие себя потомками богов, требуют признаниянаследственной преемственности своих прав, называют себя единственнымихранителями родовых традиций общины. Таким образом, господство аристократов тяжелым бременем легло наплечи малоимущих земледельцев. Многие из них разорились, лишились средств ксуществованию, поэтому шли в кабалу к аристократам или пополняли рядыгородской бедноты. Торговцы и ремесленники стремились к политической власти, аземледельцы и городская беднота видели в них наряду с аристократамивиновников своего разорения. В результате этих социальных противоречий в течение VII и VI вв. дон.э. в Греции повсеместно совершаются перевороты, которые привели к потереаристократией своих былых привилегий, к отмене долговой кабалы, кустановлению писаных законов. Перевороты положили конец греческому родовому обществу и завершилиформирование классового рабовладельческого общества. В Афинах, Коринфе,Сикионе и др. греческих городах устанавливается тирания – порядок прикотором власть сосредотачивается в руках тирана, предводителя масс,выдвигающегося из среды аристократов в борьбе малоимущих земледельцев сземельной знатью. Тирания была, однако, явлением временным. (В Афинахвласть тиранов была свергнута в конце VI вв. до н.э., на смену ей пришладемократия) Подводя итоги социально-экономическому развитию Древней Греции VII-VIвв. до н.э. Отметим обострившиеся в связи с идеологической борьбойпротиворечия между коллективом и личностью. Именно они привели к появлениютакого жанра, который предоставлял возможность самовыражению личности.Такую возможность древнегреческим авторам дала лирика. Как было выше сказано, термин "лирика" происходит от названиямузыкального инструмента – лиры, под аккомпанемент которой исполнялисьпроизведения лирического жанра. Он введен александрийскими учеными, которыеосновывали свои определения на формальных признаках (в данном случае нахарактере аккомпанемента). В новое время этим термином называли поэтическийжанр, сложившийся в Греции в VII-VI вв. до н.э. Поэтому лирическими сейчасназывают стихотворения, передающие мысли и чувства автора, его настроения,мгновенные душевные движения. Греческую лирику принято делить на три жанра: элегию, ямб и мелику(песенную лирику). Не все эти жанры исполнялись под звуки лиры: для элегиии ямбов музыкальное сопровождение было не обязательно; иногда ямбысопровождались звуками флейты, а мелические произведения могли исполнятсяпод звуки как лиры, так и флейты. В основе лирики лежит преимущественно культовая и обрядоваяфольклорная песня. За каждым видом лирики, как и за всяким жанром греческойпоэзии, был закреплен определенный стихотворный размер; только мелическиепоэты могли пользоваться различными размерами даже внутри одного стиха. Рассмотрим подробнее каждый из лирических жанров. Для элегии, развившейся согласно античной традиции из обрядовойзаплачки, причитания, характерен определенный размер – элегический дистих(чередование древнегреческих стихотворных размеров гексаметра ипентаметра). Вот как он звучит на русском языке: Между дурными людьми никогда не ищи себе друга. Гавань плохая они. Мимо свой путь направляй. (Феогнид; перевод В.В. Вересаева) Элегия – это, как правило, стихотворение наставительного содержания,не имевшее в Греции обязательного скорбного характера. Элегия можетсодержать в себе просто размышление на самые разнообразные темы: намизвестны военные, политические и любовные элегии. Как и все другие виды лирики Древней Греции, элегии большинствапоэтов того времени сохранились в незначительных фрагментах. Более илименее связанные отрывки дошли до нас от таких поэтов, как Тиртей (военнаяэлегия), Мимнерм (любовная элегия), Солон (политическая элегия). Толькотворчество Феогнида (политическая элегия) представлена объемным сборником. В поэзии Тиртея, спартанского поэта второй половины VII в. до н.э.,мы находим патриотические призывы: Да, хорошо умереть для того, кто за землю родную Бьется и в первых рядах падает, доблести полон. (перевод Г.Ф. Церетели) Тиртей писал также маршевые песни, с которыми спартанцы шли в бой. Впоходах его элегии читались во время общих обедов, после молитвы богам, вмирной жизни использовались для воспитания юношества. Любовь в творчестве большинства древнегреческих лириков изображаетсякак чувство легковесное, не предполагающее ни глубокой привязанности ксвоему объекту, ни уважения к нему. В нем преобладает чувственность,поэтому Мимнерма, поэта второй половины VII в. до н.э., правильнее называтьзачинателем не любовной, а эротической поэзии. Правда, он написал"Смирнеиду", военно-историческую поэму, и обрабатывал миф о походеаргонавтов, но преобладающей темой в его творчестве является любовь. Главная идея Мимнерма заключается в том, что любовь – единственнаярадость в жизни. Это подтверждают его следующие строки: Без золотой Афродиты какая нам жизнь или радость? Я бы хотел умереть, раз перестанут манить Тайные встречи меня, и объятья, и страстное ложе. (перевод В.В. Вересаева) Настроение Мимнерма постоянно омрачено думами о старости, котораявлечет за собой только болезни, тяжкие заботы, иногда нищету. Солон (VII – VI вв. до н.э.) в противоположность Мимнерму не боитсястарости, так как видит смысл жизни в накоплении знаний и служении людям. Будучи не только поэтом, но и политическим деятелем, Солон видитсмысл своего поэтического творчества в воздействии на граждан. В своихнаставительных элегиях автор призывает к честному труду, стремлению кдобродетели. Кроме того, в произведениях Солона одно из ведущих мест занимаютполитические мотивы. Например, он писал о правильном устройстве полиса: Сердце велит мне афинян наставить в одном убежденье, - Что беззаконье грозит городу тучей бед, Благозаконье же всюду являет порядок и стройность. (перевод В.В. Вересаева) Феогнид (поэт-аристократ, живший в VI в. до н.э.), как и Солон, былавтором нравоучительных политических элегий. Но мировоззрение его отличаюткульт родовой доблести, ненависть к победоносной "черни", зависть кновоиспеченным богачам, в руках которых оказалась власть. (Во времядемократического переворота в Мегарах, где поэт родился, он лишилсяимущества и не получил его назад, когда политические страсти утихли.) Этузависть он вуалирует такими рассуждениями: Лучше прожить с невеликим богатством, блюдя благочестье, Чем достояньем большим несправедливо владеть. (перевод В.В. Вересаева) До наш дошел большой сборник элегий Феогнида (около 1400 стихов),основная часть которых – наставления любимцу поэта, мальчику Кирну. Онстарается развить в Кирне осторожность и недоверие к людям. Поэзию свою Феогнид ставил очень высоко, считая, что потомки оценятее. Этот мотив бессмертия поэта был впоследствии заимствован Горацием,автором стихотворения, послужившего образцом "Памятнику" Г.Р. Державина,А.С. Пушкина, В. Брюсова. Второй лирический жанр, ямбы, коренным образом отличается от элегии,носившей преимущественно наставительный характер, содержащей патриотическийпризыв или иного рода размышление автора. Ямбы – это такие стихи, в которыхавтор кого-то дразнит, обвиняет, бранит. Ямбография – один из древнейшихвидов древнегреческой поэзии, связанный с культом богини плодородияДеметры. Для праздников плодородия был характерен разгул, перебранка,сквернословие, пение насмешливых, обличительных песен. Архилох (VII в. до н.э.) – крупнейший представитель жанра ямбов, писалдвухсложным стихотворным размером, близким к разговорной речи. Этот размермы теперь называем ямбом. Архилоху пришлось пережить много невзгод и неудач: отец его былпаросским гражданином, мать – рабыней. Очевидно, что низкое происхождениеповлияло на его судьбу; нам известно, что Архилох вел суровую жизньнаемного воина, много скитался, зарабатывая свой скудный хлеб. Все этоожесточило его: он беспощаден к своим личным и политическим противникам, ониздевается и над собственными неудачами, сопровождавшими его всю жизнь.Язвительные насмешки, циничная откровенность, грубая брань – вот главныечерты творчества Архилоха. Демонстративно пренебрегая общественным мнением,он рассказывает, как бросил во время боя щит, что считалось в Грециивеличайшим позором. Вот как характеризует поэт свой образ жизни: В остром копье у меня замешен мой хлеб И в копье же Из-под Исмара вино. Пью, опершись на копье. (перевод В.В. Вересаева) Данное стихотворение написано в форме элегии. Таким образом, Архилох –автор не только ямбических стихотворений, но и элегических поэм. Были унего и гимны богам, и эпиграммы. Архилох интересен еще и тем, что умел не только дразнить и обличать,но также размышлять: Настроения у смертных, друг мой Главк, Лептинов сын, Таковы, какие в душу в этот день вселит им Зевс. И как сложатся условья, таковы и мысли их. (перевод В.В. Вересаева) Кроме того, в своих произведениях Архилох мог и страдать: От страсти обезжизневший, жалкий, лежу я, и волей богов несказанные муки насквозь пронзают кости мне. А мог быть даже сентиментальным: Своей прекрасной розе с веткой миртовой Она так радовалась. Тенью волосы На плечи ниспадали ей и на спину. В противовес этому сохранилась легенда о неудачной любви поэта иНеобуле, которой он обычно посвящал самые нежные стихи. Отец девушкиотказался выдать ее замуж за Архилоха, и тогда поэт стал сочинять ямбы,содержавшие столь злую насмешку над Необулой и ее отцом, что девушка, еесестра и отец покончили с собой от стыда. Однако, это лишь легенда. Из текстов Архилоха довольно отчетливо вырисовывается портретсочинителя ямбов. Он беден, сладострастен и воинственно-мстителен.Интересно, что эти же черты можно обнаружить и у другого знаменитого автораямбов – Гиппонакта, жившего на сто лет позже Архилоха. Он тоже беден: Гермес Килленский, Майи сы, Гермес, милый! Услышь поэта! Весь в дырах мой плащ, дрогну. Дай одежонку Гиппонакту, дай обувь! Насыпь червонцев шестьдесят в мошну веских! (перевод В.И. Иванова) Он также сладострастен, ревнив и мстителен: Пускай близ Салмидеса ночью темной Взяли б фракийцы его Чубатые, - у них он настрадался бы, Рабскую пишу едя! Рад бы я был, если б так Обидчик, клятвы растоптавший, Он, мой товарищ былой! (перевод В.В. Вересаева) Но самое интересное то, что по античному преданию Гиппонакт довел досамоубийства двух человек – скульпторов, создавших его нелестное изваяние.Едва ли это совпадение. Скорее всего автору ямбов полагалось быть именнотаким. Ямбы Архилоха, Гиппонакта и других древнегреческих авторов уже отнюдьне обрядовые, но непристойность и брань – главная черта обрядового ямба – вних осталась. Обряд связан с мифом о похищении дочери богини ДеметрыПерсефоны. По преданию после похищения дочери Деметра была безутешна, илишь ее служанка Ямба смогла развеселить богиню своими шутками, которые,скорее всего, носили непристойный характер. Чтобы мотивировать ее,вероятно, и потребовался образ бедного, любвеобильного, обманутого и потомуозлобленного поэта. Главной особенностью третьего лирического жанра, мелики, является еесвязь с музыкальным сопровождением, которая просматривалась ярче, чем вэлегии и ямбах. Но постепенно мелика утратила органическую связь с музыкойи стала чисто литературным жанром. Ее главное отличие от ямбов и элегии,где чередовались стихи или двустишия одного размера, заключается в том, чтомелические стихотворения были построены в основном на чередовании строф,сложных и разнообразных по размерам. Мелическую поэзию в Древней Греции принято делить на сольную(монодическую) и хоровую. Сольная лирика получила особенное развитие на острове Лесбос, родинедвух крупных поэтов – Алкея и Сапфо. Алкей (конец VII-начало VI вв. до н. э.) был аристократом попроисхождению и по своим убеждениям. Во оремя его жизни на Лесбосе шлаборьба между аристократами и городским демосом. Алкей был активнымучастником этой борьбы; он был изгнан из родного города и несколько летпровел на чужбине. Ненависть к "черни" роднит его с Феогнидом, но Алкей всвоих стихотворениях не только жалуется на превратности судьбы, но ипризывает к восстанию: Медью воинской весь блестит, весь оружием убран дом Аресу в честь. Тут шеломы, как жар, горят; и колышатся белые На них хвосты. Вот и панцири из холста; вот и полные, круглые Лежат щиты. Есть булаты халкидские, есть и пояс и перевязь – Готово все. Ничего не забыто здесь – не забудем и мы, друзья, За что взялись! (перевод В. Иванова) Хотя до нас дошли лишь фрагменты лирики Алкея, нам известно, что емупринадлежал большой цикл стихотворений под названием "Песни борьбы", вкотором была отражена современная поэту политическая жизнь Митилен (главныйгород Лесбоса). Победа демоса и изгнание сделали Алкея пессимистом. В одном издошедших до нас произведений поэт сравнивает свою родину с кораблем,попавшим в бурю. Этот мотив корабля, гонимого бурей, как символгосударства, был заимствован у Алкея многими древними поэтами, напримерГорацием. Алкей воспевает вино, но не как радость жизни, а как средствоутешения: Прогоним зиму. Ярко пылающий Огонь разложен. Щедро мне сладкого Налей вина. Потом под щеку Мягкую мне положи подушку. (перевод В.В. Вересаева) Застольная тематика также нашла свое отражение в творчестве Алкея. Вотпримет такого стихотворения: Будем пить! И елей Время зажечь: Зимний недолог день. Расписные на стол, Милый, поставь Чашки глубокие! Хмель в них лей – не жалей! Дал нам вино Добрый Семелин сын Думы в кубках топить… По два налей Полные каждому! Благо б начать: Выпить один – И за другим черед (перевод В. Иванова) Творчество Алкея интересно близостью к народным песням. Одна из строф,часто встречающихся в его лирике, получило название "алкеевой строфы". Вотпример: Как быть зимой нам? Слушай: огонь зажги, Да не жалея, в кубки глубокие Лей хмель отрадный, да теплее По уши в мягкую шерсть укройся. (перевод В. Иванова) Сапфо (конец VII-первая половина VI в. до н.э.), как и Алкей,принадлежала к родовой аристократии, тоже жила долгое время в изгнании (наострове Сицилия), но в конце жизни вернулась на родину, где и умерла,бросившись, по преданию, со скалы в море из-за безответной любви к юношеФаону. Эта легенда отражает характер лирики Сапфо, главной темой которойбыла любовь. Большинство стихотворений Сапфо посвящено подругам, многие из которых,как нам известно, тоже писали стихи. Это было бы невозможно, если бы онижили, например, в Афинах, где женщина была затворницей, и ее занятиелитературой вызвало бы только осуждение. Сапфо пристально всматривалась в мир человеческой души. Она придумалатри способа рассказывать о нем. Первый – передать душевное смятение черезизображение телесных состояний, психологию – через физиологию. Вот какпишет она о страсти, снедающей человека: Богу равным кажется мне по счастью Человек, который так близко-близко Перед тобой сидит, твой звучащий нежно Слушает голос. ……………………………. Но немеет тотчас язык, под кожей Быстро легкий жар пробегает, смотрят, Ничего не видя, глаза, в ушах же – Звон непрерывный. (перевод В.В. Вересаева) Другой прием более сложный и тонкий. Сапфо описывает божество, котороенасылает любовь, - Эроса (Эрота). Но интересно, что она избирает такиеэпитеты, которые можно отнести и к человеку, вернее, к тому состоянию, вкотором он находится, влюбившись. Ему и приятно, и горестно одновременно,он в смятении, как деревья под порывом ветра: "Эрос вновь меня мучитистомчивый - / Горько сладостный…"; "словно ветер, с горы на дубыналетающий, / Эрос души потряс нам…" Есть у Сапфо и третий способ поведать о своем чувстве. Ее смятение в"Гимне Афродите" увидена глазами и описана устами явившейся ей богини: Так примчалась ты, предстала взорам, Улыбалась мне несказанным ликом… "Сапфо! – слышу. Вот я! О чем ты молишь? Чем ты болеешь? Что тебя печалит и что безумит? Все скажи! Любовью ль томится сердце? Кто ж он, твой обидчик? Кого склоню я Милой под иго?.." (перевод В. Иванова) В творчестве Сапфо много обрядовых песен. Это увеличивает ценность еенаследия, так как греческий фольклор "в чистом виде" до нас не дошел, и мыможем судить о нем только лишь по стихам тех поэтов, которые вольно илиневольно подражали народному творчеству. Третий представитель сольной мелики, Анакреонт (VI в до н.э.), жилпреимущественно при дворах тиранов. Главные темы его творчества – вино илюбовь, воспеваемые от имени жизнерадостного старика, считающего, что чемближе он к могиле, тем больше должен наслаждаться удовольствиями жизни. Донас дошло довольно большое количество стихотворений под именем Анакреонта,но большинство из них принадлежит не самому поэту, а его многочисленнымподражателям. Они объединяются под названием анакреотинтики. Хоровая же мелика имела особенно тесную связь с культом. Она служилакакому-либо коллективу, общине, городу в торжественных случаях, поэтомуотличалась пышным приподнятым стилем. К хоровой лирике относятся гимныбогам, энкомии (гимны в честь определенного лица), эпиникии – песни,прославляющие победителей спортивных состязаний. Гимны богам – песни, прославляющие того или иного бога, строились последующим правилам. Сначала следовало обратиться к богу, не забыв егопрозвища-эпитеты. Ведь у каждого бога они были свои и характеризовалиименно его. Затем следовал рассказ о боге. А заключала гимн просьба. Гимны – обрядовые песни, обращенные к богам. Но были у греков иобряды, связанные с человеческой жизнью и смертью. Когда праздновалисвадьбу, исполняли гименеи – песни, величавшие жениха и невесту, а такжепокровителя брака бога Гименея. Другую свадебную песню исполняли у дверейспальни, за которой находились новобрачные. Она называлась эпиталама. Акогда человек умирал, его провожали треносом (от греч. "плач"). Долгое время хоровые песни были не авторскими, а народными. Нопримерно с VII в. до н.э. греки стали жить небольшими городами – полисами,- где число граждан составляло всего несколько тысяч. Именно поэтомусочинителей хоровых песен стали знать по имени и в лицо. Самый ранний известный нам автор – Алкман (вторая половина VII в. дон.э.), живший с Спарте. Он любил писать парфении (песни для девичьегохора). Один из парфениев сохранился. Первые его строки утеряны, иначинается он рассказом о том, как Геракл расправился с сыновьямиГиппокоонта. Состязание девичьих хоров, для которого написан парфенийпроисходило в Спарте, где все прекрасно знали миф о Гиппокоонте. Заисторией следует мораль. Жанр парфения ушел вместе с Алкманом, но сама хоровая поэзияпродолжала жить. В конце VII – начале VI в. до н.э. был знаменит поэтСтесихор (прозвище, означавшее "устроитель хоров"). К сожалению, от егопесен остались лишь небольшие фрагменты. Своего расцвета достигла хоровая лирика в Спарте, где вся жизньчеловека была посвящена выполнению патриотического долга. Гордой суровойморали спартанцев служил поэт Пиндар (VI-V вв. до н.э.) Он родился вместечке Киноскефолы, близ Фив, получил хорошее образование. Музыкальноеобразование завершил в Афинах; кроме Афин побывал в Дельфах, в Македонии.По преданию, он умер в Аргосе, но год смерти его не известен. Пиндар – чрезвычайно плодовитый поэт. Число его произведений доходилодо четырех тысяч. Среди них были эпикинии, дифирмбы, трены и другие видлирики. Произведения Пиндара отличались величавой торжественностью. Длянего характерен полет фантазии, мысли, его речь полна красочных образов,метафор, эпитетов. Рассмотрев причины появления лирики и ее родовые особенности, отметимнеобыкновенную актуальность, востребованность данного жанра и сегодня.Лирика, появившаяся много тысячелетий назад, пережила века, прошла всеэпохи и продолжает жить и развиваться. Несомненно, форма ее неоднократноменялась и будет меняться. Но, о чем бы ни писали поэты, содержаниеоставалось и останется неизменным. В этом роде литературы всегда будетхорошо слышен голос автора, передающего в своих произведениях чувства имысли. Литература: 1. Г.Г. Анпеткова-Шарова, Е.И. Чекалова. "Античная литература", Ленинград 1980 г. 2. Энциклопедия "Аванта+". "Всемирная литература", том 15, часть 1, Москва 2000 г. 3. В.В. Вересаев. "Поэты-лирики Древней Эллады и Рима", Москва 1963 г.
скачать файл



Смотрите также:
Причины появления лирики и ее родовые особенности
132.15kb.
Название групп ( учащиеся поделены на группы: «Историки», «Аналитики», «Искусствоведы»)
20.49kb.
2. Необходимые и достаточные условия появления ошибок контроля
105.7kb.
Кліматичні ресурси харківської області
23.46kb.
Новиковский филиал мбоу куйбышевской сош г. Н. Ковалько Урок Особенности рельефа России
35.93kb.
Урок I. Какими были и как жили древнейшие люди
5273.19kb.
1. В каком первобытном коллективе главную роль играли родовые отношения?
317.22kb.
При выполнении обеих частей экзаменационной работы экзаменуемый имеет право пользоваться полными текстами художественных произведений, а также сборниками лирики
15.57kb.
История появления заменителей сахара
643.73kb.
Биологические особенности ежей
65.16kb.
Образцы заданий государственного выпускного экзамена по русскому языку для обучающихся по образовательным программам среднего общего образования Образец комплекта тем сочинений
275.81kb.
Апология юности
58.44kb.