vesnat.ru страница 1
скачать файл


Пояснительная записка

Настоящая программа по русскому языку для 7 класса создана на основе Федерального Государственного образовательного стандарта и Программы основного общего образования по русскому языку для 7 класса (авторы М.М. Разумовская, В.И. Капинос, С.И.Львова и др. // Программно-методические материалы. Русский язык. 5-9 классы.М: Дрофа, 2005). Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.

Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; требования к уровню подготовки учащихся; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; перечень учебно-методического обеспечения.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в 7 классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.



Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Курс русского языка для 7 класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Уточнены и приведены в систему умения связной речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Речевая направленность курса потребовала усиленного внимания к воспитанию у учащихся чуткости к красоте и выразительности родной речи, гордости за русский язык, интереса к его изучению. Этому способствует внимание к эстетической функции родного языка, наблюдение за использованием разнообразных языковых средств в лучших образцах художественной литературы.

Речевая направленность курса усилена также и в языковых разделах: ставится задача развития умений говорить на лингвистические темы. Предусматривается систематическая работа над орфоэпической грамотной речью. Помимо указанных особенностей курса, следует отметить следующие: 7 класс имеет морфолого-орфографическую направленность, хотя и включает в содержание обучения вводный курс синтаксиса и пунктуации, фонетику и орфоэпию, лексику и словообразование, и строится на основе двухступенчатой структуры: закрепительно-углубляющий этап относительно предыдущего года обучения и основной этап, реализующий программный материал в логике его развития.



Содержание рабочей программы полностью соответствует содержанию основной программы без дополнений.

Рабочая программа предусматривает изучение русского языка в объеме 4 часа в неделю, 134 часа в год.

Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

Принципы отбора содержания элементов программы:


  • преемственность целей и содержания образования;

  • логика внутрипредметных связей;

  • возрастные особенности развития учащихся.


Результаты обучения соответствуют Требованиям к уровню подготовки учащихся 7 класса и соответствуют ФГОС:
Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса:

К концу 7 класса учащиеся должны владеть следующими умениями:



по орфоэпии: правильно произносить употребительные слова изученных частей речи;

по словообразованию: объяснять значение слова, его написание и грамматические признаки, опираясь на словообразовательный анализ и типичные словообразовательные модели;

по морфологии: распознавать части речи; знать морфологические признаки частей речи и систему формоизменения;

по синтаксису: определять синтаксическую роль частей речи; различать и правильно строить сложные предложения с сочинительными и подчинительными союзами; использовать сочинительные союзы как средство связи предложений в тексте; соблюдать правильную интонацию предложений в речи;

по орфографии: характеризовать изученные орфограммы, объяснять их правописание; правильно писать сова с изученными орфограммами;

по пунктуации: обосновывать и правильно употреблять изученные в 5-7 классах знаки препинания.

Основные речевые умения:

Чтение. Выразительно читать текст публицистического стиля.

Анализ текста. Определять стиль речи; находить в тексте языковые средства, характерные для публицистического стиля речи; определять прямой порядок слов в предложениях текста; выделять в тексте описание состояния человека; находить части текста и отдельные языковые средства, передающие оценку предметов, действий, состояний и пр.

Воспроизведение текста. Подробно, сжато и выборочно (устно и письменно) пересказывать тексты, содержащие описание состояния человека, его оценку и другие изученные типы речи.

Создание текста. Создавать устные и письменные высказывания разговорного, художественного и публицистического стилей речи, раскрывая в них свое отношение к предмету речи, оценивая явления и поступки людей. Писать сочинение-описание внешности и состояния человека, характеристику человека, сочинение- рассуждение на морально-этическую тему с доказательством от противного. Писать заметку в газету, отчет о работе.

Совершенствование текста. С учетом стиля речи совершенствовать написанное: повышать выразительность речи, используя в высказываниях разговорного, художественного и публицистического стиля языковые и речевые средства, в том числе обратный порядок слов.
Рабочая программа включает следующее распределение часов по разделам и темам:

Учебно-тематический план

7 класс


п/п


Название разделов и тем

Кол-во часов по программе М.М. Разумовской

Кол-во часов по рабочей программе

На изуч. темы

На разв. речи

На контр раб

На изуч. темы

На развитие речи

На контр раб

1

О языке

1

-

-

1

-

-

2

Повторение изученного в 5-6 классах

13

-

4

19

8

4

3

Наречие

21

-

2

23

9

2

4

Служебные части речи

37

-

2

37

8

3

5

Междометия и звукоподражательные слова

3

-

1

3

5

1

6

Трудные случаи разграничения языковых явлений

3

-

1

3

5

1

7

Речь (итого)

-

36

-

-

35

-

8

Резервные уроки

10

-

-

2

-

-

9

Контрольные работы (итого)

-

-

10

-

-

11


Примечание: в программе произошло перераспределение часов: в 6 классе у ребят возникают затруднения при изучении темы «Причастие», поэтому при повторении в 7 классе из резервных уроков добавили 6 часов . Также добавили 2 часа на изучение такой сложной темы, как «Наречие», а при изучении служебных частей речи логично провести 3 контрольных работы, по одной на каждую часть речи.
Содержание тем учебного курса

О языке (1 ч)

Язык как развивающееся явление



Повторение изученного в 5 - 6 классах (19 ч)

Звуковая сторона речи: звуки речи; словесное и логическое ударение; интонация.

Словообразование знаменательных частей речи.

Правописание: орфография и пунктуация.

Лексическая система языка.

Грамматика: морфология и синтаксис.



Наречие (23 ч)

Наречие как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении.

Степень сравнения наречий.

Правописание не и ни в наречиях; не с наречиями на -о(-е); о и а в конце наречий; ь после шипящих в конце наречий; употребление дефиса, н- нн в наречиях; слитное и раздельное написание наречных слов.

Разряды наречий пол значению: определительные и обстоятельственные. Предикативные слова (знакомство).

Свободное владение орфографическим, толковым, орфоэпическим, этимологическим словарем для получения необходимой справки по наречию.

Наречие в художественном тексте (наблюдение и анализ). Синонимия наречий при характеристике действия, признака.

Культура речи. Правильное произношение наречий. Точное использование местоименных наречий для связи предложений в тексте.

Служебные части речи (37 ч)

Самостоятельные и служебные части речи (1 ч)

Предлог (8 ч)

Общее понятие о предлогах. Разряды предлогов: простые, сложные и составные; непроизводные и производные.

Правописание предлогов.

Культура речи. Правильное употребление предлогов в составе словосочетаний (отзыв о книге, рецензия на книгу и т. д.). Употребление существительных с предлогами благодаря, согласно, вопреки. Правильное произношение предлогов.

Союз (14 ч)

Общее понятие о союзе.

Разряды союзов: сочинительные и подчинительные. Употребление союзов в простом и сложном предложениях.

Правописание союзов типа зато, чтобы, также, тоже, соотносимых с формами других частей речи.



Культура речи. Союзы как средство связи членов предложения и средство связи предложений. Произношение союзов.

Частица (14 ч)

Общее понятие о частице.

Разряды частиц: формообразующие и модальные (отрицательные, вопросительные, выделительные, усилительные и др.).

Правописание частиц не и ни с различными частями речи и в составе предложения.

Частица как средство выразительности речи.

Культура речи. Употребление частиц в соответствии со смыслом высказывания и стилем речи. Произношение частиц.

Междометия и звукоподражательные слова (3 ч)

Общее понятие о междометиях и звукоподражательных словах. Междометия, обслуживающие сферу эмоций, сферу волеизъявления, сферу речевого этикета.

Правописание междометий и звукоподражаний. Знаки препинания в предложениях с междометиями.

Культура речи. Правильное произношение и употребление в речи; употребление предложение с междометиями и звукоподражательными словами.

Трудные случаи разграничения языковых явлений (3 ч)

Семантико-грамматический анализ внешне сходных явлений языка: по-прежнемупо прежнему, ввиду- в виду, стекло (гл.) – стекло (сущ.), что (мест.) – что (союз), обежать – обижать и т. п.



Речь (35 ч)

Повторение изученного о тексте, стилях и типах речи; расширение представления о языковых средствах.

Текст: прямой и обратный (экспрессивный) порядок слов в предложениях текста.

Стили речи: публицистический стиль (сфера употребления, задача речи, характерные языковые средства).

Типы речи: описание состояния человека; способы выражения оценки предметов, действий, состояний и пр.

Композиционные формы: заметка в газету, отчет о работе.



Резервные часы (2 ч)
Перечень учебно-методического обеспечения
Рабочая программа ориентирована на использование учебника Русский язык: Учеб.для 7 кл. общеобразоват. учреждений/М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др.; под ред. М.М.Разумовской, П.А. Леканта. – М.: Дрофа, 2007

Методическая литература для учителя:

1. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 7 кл.: Книга для учителя. Из опыта работы. – М.: Мнемозина, 2000

2. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. 7 кл.»/ М.М. Разумовская, С.И.Львова, В.И. Капинос, В.В. Львова. –М.: Дрофа, 2004
Дополнительная литература для учителя:

1. Антонова С.В. Тесты. Русский язык. 7 кл. учебно-методическое пособие для учителей и учеников. – М.: Центр тестирования МО РФ, 2001

2. Дидактический материал к учебнику русского языка: 7 класс. Пособие для учителя/ сост. Л.Т.Григорян. – М.: Просвещение, 2000

3. Лебедев Н.М. Обобщающие таблицы и упражнения по русскому языку: Кн. Для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1991

4. Петрова Е.В., Кудинова А.В. Тесты по русскому языку: 7 кл: к учебнику М.М.Разумовской и др.«Русский язык: Учеб.для 7 кл. общеобразоват. учреждений». – М.:«Экзамен», 2008

5. Федорова М.В. Изучение наречий в школе: Кн. Для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1992


Дополнительная литература для учащихся:

1. Антонова С.В. Тесты. Русский язык. 7 кл. учебно-методическое пособие для учителей и учеников. – М.: Центр тестирования МО РФ, 2001



2. Морозова Т.А. Русский язык. Рабочая тетрадь с печатной основой. 7 класс.- Саратов, «ЛИЦЕЙ», 2000

скачать файл



Смотрите также:
Пояснительная записка Настоящая программа по русскому языку для 7 класса создана на основе
121.07kb.
Пояснительная записка Рабочая программа по истории для 8 класса составлена на основе следующих нормативных документов
463.7kb.
Программа вступительного экзамена по дисциплине «Русский язык» для абитуриентов, поступающих
82.7kb.
Учебно-тематическое планирование по предмету русский язык Класс
1064.38kb.
Программа по русскому языку 5 9 классы (Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Шанский Н. М.) Программа по русскому языку 5 9 кл (М. М. Разумовская, П. А. Лекант) Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Русский язык, «Просвещение»
108.71kb.
Пояснительная записка. Статус документа: Рабочая программа составлена на основе
431.91kb.
Пояснительная записка Настоящая рабочая программа по учебному предмету история на уровень среднего общего образования «Россия и мир. Древность. Средневековье. Новое время»
603.3kb.
Программа пор русскому языку умк г. Г. Граник 8 класс Чернышова У. Н
236.92kb.
Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе: -федерального компонента государственного стандарта общего образования «Математика»
93.78kb.
Пояснительная записка Рабочая программа, составленная на основе примерной программы «Физика и астрономия»
105.82kb.
Пояснительная записка. Программа "Изобразительное искусство"
322.15kb.
Пояснительная записка Элективный интегрированный курс «Физика и экология» предназначен для учащихся 9 класса
61.46kb.