vesnat.ru страница 1
скачать файл

Автор Останина Л.В., учитель физики и информатики МОУ СОШ №13 им. Р.А. Наумова гог Буй Костромской обл.

Пояснительная записка

Элективный интегрированный курс «Физика и экология» предназначен для учащихся 9 класса.

Данный курс является межпредметным, объединяя в себе материал из учебных предметов: физики, биологии, экологии.

Экология (от греч. «экос» - дом, жилище, местопребывания) – наука об отношениях организмов и образуемых ими сообществ между собой и с окружающей средой. Объектами экологии могут быть популяции организмов, виды, сообщества, экосистемы и биосфера в целом. В связи с усилившимся воздействием человека на природу экология приобрела особое значение как научная основа рационального природопользования и охраны живых организмов. Эта наука тесно связана с физикой, естествознанием, биологией, химией, астрономией.

Содержание курса является некоторым дополнением школьной программы и одновременно он развивает ранее приобретенные навыки и умения. При его изучении ребята получают дополнительные сведения о функциях живых организмов, их взаимодействии между собой и с окружающей средой, о применении этих знаний наукой физикой, познакомятся с интересными фактами изобретения экологически чистых технических устройств, их применением в деятельности человека для охраны окружающей среды, попробуют взглянуть на окружающие их вещи с другой стороны.

В курсе используются знания тем физики, законы сохранения и превращения энергии, производство, использование и передача электроэнергии, атомная и ядерная физика, механические свойства тел, звуковые явления, электрические явления, охрана окружающей среды.

Элективный курс «Физика и экология» рассчитан на 16 часов учебного времени.
Цели:


  • расширить знания учащихся в области взаимодействия наук о природе;

  • сформировать мотивацию выбора экологии и физики для последующего изучения.

Задачи:

Предлагаемый курс «Физика и экология» должен обеспечить реализацию следующих задач:



Развивающие:

  • развитие мышления, познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

  • формирование умения самостоятельно приобретать и применять знания, использовать различные источники информации и современные информационные технологии;

  • развивать умение наблюдать, анализировать.

Обучающие:

  • углубить знания учащихся с основами науки экологии;

  • расширить кругозор учащихся о принципе действия, применения некоторых технических устройств;

  • познакомить учащихся с примерами экологически чистых технических достижений.

Воспитательные:

  • воспитание навыков сотрудничества в процессе совместной работы;

  • воспитание убежденности в возможности познания законов природы, разумного использования достижений науки в развитие человеческого общества;

  • воспитывать бережное отношение к окружающей среде.

Общими принципами отбора содержания материала программы являются:



    • научность;

    • доступность;

    • прослеживание межпредметных связей;

    • реалистичность с точки зрения возможности усвоения основного содержания программы за 16 часов.

Инвариантность содержания – программа применима для различных групп школьников, что достигается обобщенностью включенных в нее знаний.

Данный курс должен помочь школьникам овладеть способами исследовательской деятельности, стать фактором формирования творческого мышления.
Содержание программы (16 часов)
Мир в опасности (введение) – 1 час.

Средства и методы исследования атмосферы – 1 час.

Устройство и конструкция измерительных приборов (атмосферных). Флюгер, его конструкция, назначение. Современные (комнатные) метеорологические станции. Метеорологические приборы. Измерение температуры воздуха. Термометр. Давление воздуха. Влажность воздуха (различные подходы к измерению влажности воздуха, психрометр, волосной гигрометр).



Электромобили – 1 час.

Устройство, применение электромобилей.



Солнечные батареи – 2 часа.

Устройство, принцип работы, применение, например, в электромобилях, космических аппаратах и др.



Применение, передача и использование электроэнергии – 3 часа.

Гелиоэлектростанция, атомная электростанция, ветреная электростанция. Эффективное использование электроэнергии, энергосберегающие лампы, передача электроэнергии с помощью трансформаторов.



Лазерные технологии – 2 часа.

Лазер как мощный активный источник, виды лазеров. Применение лазеров в медицине, в производстве.



Энергия приливов и отливов – 1 час.

Возникновение приливов и отливов. Применение энергии приливов и отливов.



Ультразвуковые и инфразвуковые явления – 2 часа.

Изучение животного мира людьми, отслеживание миграции животных с помощью электронных чипов, «разговоры» с животными на их языке, «голос» моря.



Здоровье человека и электромагнитное загрязнение – 1 час

Свет. Ультрафиолетовые лучи. Загар. Инфракрасное излучение. Метеочувствительность. Магнитные бури в вагоне метро. Сотовые страсти. Электромагнитное загрязнение в городах.



Подготовка зачетной работы - 1 час.

Зачетное занятие – 1 час.
По итогам данного курса ученики подготавливают доклады по темам:

  1. Альтернативное использование электроэнергии.

  2. Наука экология.

  3. Человек и животные, как целостная экологическая система.

  4. Эколочески чистые механизмы.

и др.

Поурочное планирование

занятия

Дата

Название занятия

Основное содержание

Домашнее задание

Контроль

Приме-нение ИКТ

1




Мир в опасности

Точки соприкосновения физики и экологии в решении глобальных проблем.

Привести примеры решения глобальных проблем.




Презен-тация

2




Средства и методы исследования атмосферы

Устройство и конструкция атмосферных измерительных приборов. Метеорологические приборы.




Беседа

Презен-тация

3




Электромобили

Устройство, применение электромобилей.





Беседа

Презен-тация

4




Солнечные батареи.

Устройство, принцип работы.

Перечислить примеры устройств, использующих в своей конструкции солнечные батареи.

Беседа




5




Применение солнечных батарей.

Применение солнечных батарей.




Беседа




6




Электричество и экология.

Приручение электроэнергии.




Беседа




7




Виды электростанций.

Виды электростанций: ГЭС, АЭС, ВЭС, ПЭС, ТЕС, ТЕЦ и т.д.

Сравнить любые два вида электростанций.

Беседа

Презен-тация

8




Новые источники энергии.

Новые и альтернативные источники энергии.




Беседа

Презен-тация

9




Энергия приливов и отливов.

Возникновение приливов и отливов. Применение энергии приливов и отливов.




Беседа




10




Лазерные технологии.

Лазер – как мощный источник энергии. Виды лазеров.




Беседа




11




Применение лазерных технологий.

Применение лазеров в медицине, производстве и т.д.




Беседа




12




Ультразвуковые явления.

Изучение животного мира людьми.




Беседа




13




Инфразвуковые явления.

Изучение животного мира людьми. «Голос» моря.




Беседа




14




Здоровье человека и электромагнитное загрязнение.

Свет. Загар. Сотовые страсти. Электромагнитное загрязнение в городах.




Беседа




15




Подготовка зачетной работы.













16




Зачетное занятие.







Представления проектов.



скачать файл



Смотрите также:
Пояснительная записка Элективный интегрированный курс «Физика и экология» предназначен для учащихся 9 класса
61.46kb.
Элективный курс по алгебре для 9 класса "Нестандартные методы решения алгебраических уравнений"
131.67kb.
Программа элективного курса "Музыка мира: джаз"
125.74kb.
Пояснительная записка Данный элективный курс является предметно-ориентированным, входит в образовательную область
149.31kb.
Элективный курс для учащихся 9-х классов в рамках Программы предпрофильной подготовки I
159.4kb.
Элективный курс «Программируем на Pascal» является предметом по выбору для учащихся 9 класса школы. Курс рассчитан на 17 часов, которые проводятся в течение 1 полугодия 1 час в неделю
75.09kb.
Пояснительная записка Рабочая программа по истории для 8 класса составлена на основе следующих нормативных документов
463.7kb.
Пояснительная записка Настоящая программа по русскому языку для 7 класса создана на основе
121.07kb.
Элективный курс для 8 класса (8 класс 17 часов) Введение в программирование на языке
50.85kb.
Пояснительная записка курс «Окружающий мир»
404.44kb.
Элективный курс образовательной области "Технология"
61.01kb.
Пояснительная записка Рабочая программа, составленная на основе примерной программы «Физика и астрономия»
105.82kb.