vesnat.ru страница 1
скачать файл

Поиски решения проблемы духовно-нравственного воспитания обучающихся в системе непрерывного образования

Г.А.Каёхтина


Костанайский строительный колледж, Баймагамбетова,1, тел.:22-05-23

е-mail:str_col@mail.ru
Система образования Республики Казахстан переживает стадию полосы реформ. Остаются нерешенные проблемы. К таким проблемам можно отнести духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения. Постановка этой проблемы связана со сменой идеологических ориентаций, в появлении духовного вакуума (проникновение в национальную культуру культа насилия, эгоизма, обмана, западной коммерческой культуры и т.д.).

Сформировать необходимые ресурсы для осознанного выбора профессии можно посредством духовно- нравственного воспитания, являющегося одним из путей самосовершенствования личности.

Бездуховность, низкая нравственность, а также грубость, преступность, наркомания, алкоголизм и многие другие пороки нашего времени - все они разрушают как человека, общество, так и государство. Необходимо сразу пояснить, что в настоящее время теоретические разработки понятий «духовность», «нравственность» отличаются зачастую неясностью и противоречивостью. В сложной современной действительности, в потоке средств массовой информации, которые далеко не всегда оказывают положительное воздействие на формирование необходимых нравственных качеств, молодому поколению становится все труднее разобраться - что для него истинно, а что ложно. Обращение к вопросу о духовно-нравственном воспитании учащихся старших классов не является случайным, поскольку на сегодняшний день особую озабоченность для нас вызывает комплекс морально-нравственных качеств, формирующихся в процессе развития личности.

В Республике Казахстан разработана «Концепция воспитания в системе непрерывного образования», где и определяются научно-теоретические и методические подходы к решению проблемы духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения; обобщается исторический опыт и анализируется современная жизнь общества, подсказаны пути и способы воссоздания в новых формах духовно-нравственного воспитания нового поколения казахстанцев. В преамбуле Концепции воспитания в системе непрерывного образования Республики Казахстан, утвержденной приказом Министра образования и науки от 16 ноября 2009 года № 521 и рекомендованной организациям непрерывного образования Республики Казахстан сказано:«Проблемы развития воспитания, несомненно, заслуживают самого пристального внимания, так как речь идет о завтрашнем дне Казахстана, ценностных ориентирах нашего общества, о национальной безопасности страны, корни которой кроются в воспитании, творческом развитии, гражданском становлении подрастающего поколения. Развитие воспитания в системе образования Республики Казахстан в последние годы по праву стало одним из приоритетных направлений в деятельности Министерства образования и науки Республики Казахстан, органов управления образованием субъектов, образовательных учреждений всех типов и видов» [1,с.3]. Духовно-нравственное и патриотическое воспитание также направлено на реализацию мероприятий в соответствии со стратегической программой развития Казахстана – «Казахстан -2030».

Наши взгляды на сущность основных понятий и факторы развития духовно-нравственного воспитания опираются на ключевые понятия для поиска новых идей. Одним из ключевых понятий духовно-нравственного воспитания является понятие «духовность». Безусловно, в каждом социальном институте и, прежде всего, в семье происходит духовно-нравственное становление ребенка. Но на современном этапе развития общества мы видим, что нравственные ценности, хранимые и передаваемые веками нашими предками, постепенно дополняют иные качества, которыми «отягощаются» учащихся старших классов. Раскрывая аспекты, связанные с понятием духовно-нравственного воспитания учащихся старших классов, необходимо, определиться с понятиями «духовность» и «нравственность».

Во-первых, понятие «духовность» можно трактовать как уровень развития учреждений культуры и степень их посещаемости, например театры, выставки, концерты - все это составляет духовную жизнь общества.

Во-вторых, понятие «духовность» можно рассматривать как наличие в обществе определенной центральной идеологии, которая способна «одухотворить» общество.

В-третьих, духовность рассматривается обществом через призму высоких идеалов, личных добродетелей, таких как наличие чувства патриотизма [2,с.10]. Под «духовностью» мы понимаем состояние человеческого самосознания, которое находит свое выражение в мыслях, словах и действиях. Духовность определяет степень овладения учащимися старших классов различными видами духовной культуры: философией, искусством, религией, комплексом изучаемых в школе предметов и т.д. Духовность также тесно связана с национальной идеей процветания и защиты современного Казахстана, без нее невозможно добиться серьезного результата ни в политике, ни в экономике, ни в системе образования. Если судить о понятии «нравственность» по «Словарю русского языка» С.И. Ожегова, то она представляет собой внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек; этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами. [3, с.10]. Как видим, в этом определении понятия «духовность» и «нравственность» во многом перекликаются. Кроме того, в научных источниках понятия «нравственность» и «мораль» часто раскрываются как тождественные. Мы считаем, что нравственность отражает общечеловеческие ценности, а мораль зависит от конкретных условий жизни различных слоев общества, соответственно это отражается и на воспитании учащихся старших классов. Меняется форма общественного устройства, меняется и мораль, а нравственность остается вечной категорией. Обратимся к понятию «нравственность». Проблема нравственности является предметом большого числа исследований, как в нашей стране, так и за рубежом. Эта проблема рассматривалась в рамках философской, психологической и педагогической науки.

Обращение к нравственности раскрыто в трудах таких мыслителей как А.Кунанбаев, И.Алтынсарин, А.Байтурсынов, Ф.М. Достоевский, А.И. Ильин, И. Кант, Я.А. Коменский, А.С. Макаренко, В.С. Сухомлинский, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, А.С. Хомяков и другие. Понятие нравственности трактуется как процесс формирования моральных качеств, черт характера, навыков и привычек поведения. Нравственное воспитание решает такие задачи, как формирование нравственных понятий, суждений, чувств и убеждений, навыков и привычек поведения, соответствующих нормам общества. Учащиеся старших классов находятся в состоянии постоянного выбора жизненных ценностей.

В основе их нравственного воспитания лежат как общечеловеческие ценности, непреходящие моральные нормы, выработанные людьми в процессе исторического развития общества, так и новые принципы и нормы, возникшие на современном этапе развития и являющиеся для них определяющими. Методологической основой духовно-нравственного воспитания учащихся старших классов, основанного на народных устоях, являются традиции отечественной культуры [4,с.26]. Нравственное воспитание старшеклассников предполагает организованное, целенаправленное воздействие на личность с целью формирования нравственного сознания, развития нравственных чувств и выработки навыков и умений нравственного поведения. Исходя из данных положений, можно заключить, что духовно-нравственное воспитание учащихся старших классов – организованная и целенаправленная деятельность учителей, родителей и общественности, направленная на формирование высших нравственных ценностей, а также качеств патриота и защитника Родины.

В широком плане духовно-нравственное воспитание - интегральный, стратегический, интеллектуальный ресурс общества и всего государства. При этом нужно учитывать, что духовная составляющая отражает внутренний мир человека.

Цитируя строки Абая: «Бірінді қазақ, бірін дос көрмесен, істің бәрі бос», подчеркнем, что пока мы не придем к пониманию того, что каждый житель Казахстана должен ощущать свое наразрывное родство друг с другом, с Землей, природой, культурой народа, бессмысленны и бесплодными будут все слова и дела. Условия современной жизни оказывают огромное влияние на формирование нравственно- этических и духовных качеств личности, что проявляется в дальнейшем их личностном развитии и подготовленности к решению различных социальных, нравственно- философских и других проблем. Способствование духовно- нравственному и самосовершенствованию должно осуществляться посредством приобщения человека к культурным ценностям.

Информационная революция нашего столетия превращает в реальность идею о едином взаимозависимом и взаимосогласованном мире. Новая реальность создает качественно новые нормативные нравственные законы. Процесс межкультурного и межэтнического взаимодействия формирует единый казахстанский народ. Глобализация в качестве комплексного процесса требует осмысления с позиций её влияния на духовно-нравственное развитие.

Возникает малоизученная проблема: как в процессе глобализации сохранить свою уникальную ценностную культуру, в которой выражается многовековой опыт народной нравственности и духовности. Рост возможностей коммуникации и контактов в процессе глобализации может, как усилить развитие духовно- нравственных начал, так и ослабить. Ряд ученых отмечают, что глобализация влияет на культурную идентичность, этнокультурные традиции народов Казахстана, а соответственно и на духовно-нравственные аспекты развития. Восприятие и преломление в общественном сознании процесса глобализации ставит новые задачи формирования духовно развитой личности.

В процессе глобализации необходимо попытаться изменить направленность ее влияния на духовно-нравственное развитие, что означает уход от стандартизации, стирания культурных различий. Глобализация может реализовать как проявления и развитие неповторимых нравственных начал, так и проявление псевдокультурных начал. Данный процесс можно сравнить с противостоянием добра и зла – это вечное противостояние, так как человек во все времена находился в поисках смысла жизни, а значит, находится на гранях духовно- нравственного взаимодействия. Определение нового социального места человека - в соединении информационных и коммуникационных потоков, не знающих национальных границ в современном быстро изменяющемся мире. Совмещение планетарных ценностей с ценностями традиционной культуры - один из путей решения вопроса духовно-нравственного развития в контексте глобализации.

Глобализация приводит к утверждению массовой обезличенной «культуры», лишенной духовно-нравственных ориентиров и опирающейся на единственный рыночный критерий прибыли. Такая массовая псевдокультура, навязывает нормы и стереотипы общества потребления, культ силы и жестокости, стремление к превосходству и господству. Этому явлению необходимо противостоять, опираясь на великие ценности и духовное богатство народов Казахстана. Традиционная культура, которая содержит в себе высокий духовно-нравственный потенциал, не остается вне времени. Она тоже развивается, включаясь в диалог культур всех этносов нашей Республики и также во взаимодействие с другими типами восточных и западных культур. Мыслитель и поэт А. Кодар призывает «услышать зов бытия», понять всем, что в современном мире выживает та нация, тот народ, который способен адаптироваться к любым ситуациям.



Необходимо развивать гибкость  интеллекта, осваивать новые технологии. Каждый гражданин нашей республики должен быть патриотом своей Родины, а это значит любить и уважать свою землю, дом, родителей, друзей и близких, культуру народа и т.п. Воспитывать в себе и в своих детях чувства высокой ответственности за свои дела, поступки, жить мудро и поступать нравственно. Позитивный процесс воздействия на личность человека имеет целью научить его делать правильный выбор между добром и злом, истиной и ложью, прекрасным и безобразным, сформировать человека высоконравственного, трудолюбивого, красивого в своих поступках и делах, достойного и нужного обществу. Воспитание – это творческий процесс взаимодействия педагогов и воспитанников, целью которого, глубоким нравственным смыслом [5,с.9]. Придавая первостепенное значение роли воспитания в становлении человека, Абай подчеркивал, что человек не от природы получает нравственные качества, а становится нравственным или безнравственным в процессе воспитания [5,с. 19]. Наиболее высоким уровнем нравственной воспитанности личности является её способность ориентироваться соответствующим нормам морали. Нравственно воспитанным является такой человек, который не только усвоил нравственные знания, но и ведет себя в любых ситуациях в соответствии с ними. У нравственно воспитанного человека сформированы устойчивые нравственные мотивы, которые побуждают его к соответствующему поведению в обществе. Простое запоминание моральных принципов не может решить задачу превращения их в поступки, в соответствующее поведение. «Можно знать все требования морали, но не выполнять их»

Обостряется проблема сохранения своих духовных ценностей, своего национального менталитета. В процессе глобализации можно заметить, что идет переориентация части национальных культурных ценностей, процесс стирания отдельных культурных граней, проблема усложняется и тем, что одновременно и обогащается и обедняется духовная основа. Построение национальной модели образования, сохранение национальных традиций в сфере воспитания подрастающего поколения, оптимальное сочетание национальных и общечеловеческих ценностей в современном образовании и многие другие аспекты помогают влияние процесса глобализации направить в нужное русло. Важнейший аспект решения этой дилеммы - образовательная политика. Тематика исследований направлена на изучение феномена духовного и культурного наследия, ценностных оснований национальной культуры, гуманизации и гуманитаризации отечественного образования, проблем трансформации системы образования, связи науки и образования, духовной сущности человека, поиска парадигмы национальной модели образования. В отношении национальной философии образования следует особо выделить программные статьи А.Н. Нысанбаева и В.Ю. Дунаева в журнале «Адам әлемi-Мир человека» ,А.Н. Нысанбаева и В.Д. Курганской в журнале «Высшее образование в России» ..

Философские аспекты казахской этнопедагогики представлены в трудах Н.Е. Еликбаева, Г.Е. Есима, К.Ш. Нурлановой, С.Е. Нурмуратова, Г.Ж. Нурушевой, Г.К. Шалабаевой и др. В работах казахстанских философов А.П. Абуова, М.С. Аженова, Ж.А. Алтаева, К.У. Альжана, Г. Аспанбека, Г. Барлыбаевой, М. Бурабаева, Г.Е. Есима, А.К. Касабека, А.Х. Касымжанова, А.М. Кинесарина, Г.К. Курмангалиевой, и др. исследуется антропологический дискурс в творческом наследии тюркских мыслителей, деятелей казахского Просвещения. [5,с.8].

Информационный поток как неотъемлимая часть глобального образования таит в себе множество негативных последствий для молодого поколения, особенно в духовно- нравственной сфере. [6,с.29]. Причем, нравственность и духовность формируются сегодня не только в объективной реальности, но и в виртуальной, что значительно усложняет задачу воспитания личности. Вопросы влияния информационного потока на сегодняшний день изучены недостаточно, но можно с уверенностью констатировать следующее: упустив возможность контроля над данным процессом, мы упускаем возможность целенаправленного формирования основ нравственности и духовности подрастающего поколения.

Проведенные нами опросы в студенческой среде показали, что из ста респондентов, только 28% готовы к открытому диалогическому общению, 72% предпочитают виртуальный диалог, где складываются новые нормы нравственных отношений, духовных предпочтений и даже зрительных ассоциаций. Только нравственно состоявшаяся, духовно обновленная личность способна противостоять негативным тенденциям глобализации, превращающей человека в функцию виртуальной реальности, если её не направить в нужное русло, под которым мы понимаем и использование по назначению ее позитивных сторон, способствующих включению в контекст мировой цивилизации.

Нравственная составляющая духовно-нравственного воспитания формируется преимущественно воздействиями на сознание и влияет на внешнее его поведение, на его отношения к миру природы и миру людей и является результатом воспитания направленности, отражая при этом ценностные ориентации личности.

Сформулированные положения позволяют говорить о духовно-нравственном воспитании учащихся старших классов как об одном из ведущих направлений воспитания подрастающего поколения, которое находится в стадии становления. Одним из продуктивных способов возрождения духовно-нравственного воспитания является обращение к социально-педагогическому потенциалу наследия Казахстана. Исторический анализ становления и развития духовно-нравственного воспитания в Казахстане показывает, что все праздники, ритуалы и обряды имели добровольную необходимость делать добро своим близким, этот опыт и необходимо перенести в работу средней школы. Рациональный фактор духовно-нравственного воспитания предполагает усвоение национальной и мировой культуры. Духовно-нравственное воспитание старшеклассников с учетом этого фактора включает развитие интеллекта, сознательный поиск смысла жизни и своего места в ней, формирование умений управлять своей волей, эмоциями и чувствами. При этом предполагается накопление учащимися старших классов объективной, субъективной и иррациональной информации об окружающем мире, создание алгоритмов анализа и синтеза поведенческих действий при определении добра и зла, а также адекватной самооценки.

Становление и развитие духовно-нравственного потенциала учащихся старших классов при использовании рационального фактора реализуется несколькими путями:

1. Через приобщение их к искусству, живописи, музыке, театру, а также к различным видам творческой деятельности.

2. Через развитие образно-эмоциональной сферы обучающихся в повседневной жизни. Гармония человека с внешней средой при этом достигается через развитие потребностей, интеллектуальной, чувственно-волевой и мотивационной сферы, через стимулирование ускоренного развития социально значимых качеств личности, коммуникативных свойств и через создание внутриличностного, межличностного психологического комфорта.

3. Через оценку и самооценку уровня развития компетенций, которые старшеклассник получает при витагенном опыте и при овладении учебными предметами.
Критериями уровня оценки и самооценки духовно-нравственной воспитанности могут быть:

- наличие у старшеклассника научного мировоззрения;


- наличие у них чувства внутренней свободы, которое представляет собой гармонию со своим внутренним миром, природой и социумом;
- стремление к самореализации;
- успешность ведущей, в нашем случае, учебной деятельности;
- адекватность самооценки;
- сформированность мотивов поведения в согласии с высшими принципами нравственности, и возможно, с религиозными ценностями.

В теории педагогики мы находим различные методы исследования, которые можно использовать для измерения духовно-нравственной воспитанности студентов [6,с. 8]. Наш опыт подсказывает, что хорошие результаты могут дать следующие методы:

- методы экспертной оценки, где экспертами выступают учителя, родители, товарищи по классу;
- методы самооценки доминантных качеств различных участников образовательного процесса;
- тестирование, когда респонденты ставятся в ситуации свободного выбора;
- большие возможности имеются у методов оценки доминантных отношений;
- методы фиксации и оценки поведения учащихся в реальной ситуации выбора (в трудных педагогических или конфликтных ситуациях);
- в качестве инструментов обобщения фактов используются письменные опросы, интервью, дискуссии, исходя из сложности стоящих задач. Сравнение полученных результатов поможет установить приоритеты в духовно-нравственном становлении личности молодого человека.
- полезными являются методы, взятые из психологии, социологии, статистики, математики и т.д.

Человек не рождается богатым в духовном и нравственном смысле, поэтому нужно внешнее воздействие учителей, родителей, всей образовательной среды средней школы при единстве различных факторов духовно-нравственного воспитания[7,с.10].



Таким образом, основная работа учителей в целях духовно-нравственного воспитания личности должна быть направлена на формирование и восстановление тех духовных ценностей, которые ярко обозначены духовной традицией народа. Один из путей предотвращения нравственной и духовной деградации учащихся старших классов в сегодняшнем состоянии общества нам видится в национальном воспитании, являющимся основой общей системы воспитания. Для активной реализации духовно-нравственного воспитания учащихся старших классов необходимо помнить наставление из книги притчей Соломоновых: «Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состарится» [8].
Литература

  1. Агапов В.С. Концепция духовно-нравственного воспитания учащейся молодежи А.С.Метелягина, [1950- 2011 гг.: Отечеств. ученый-педагог] // Проблемы формирования и развития личности в психологии и педагогике. - М., 2011. - C. 31.

  2. Джуматаева А.Д. Использование интерактивных методов обучения для развития самостоятельности учащихся//Начальная школа Казахстана.-2006.-№12.-С.9-12.

  3. Концепция воспитания в системе непрерывного образования Республики Казахстан. Астана,16 ноября 2009г.

  4. Материалы XII сессии Ассамблеи народов Казахстана. Выступление Президента Республики Казахстан на XII сессии Ассамблеи народов Казахстана. Астана, 24 октября 2006г.

  5. Мир образования — образование в мире. Научно-методический журнал / №3(23) 2006г./ Ержанов М.Е. Педагогические традиции народов Казахстана. С. 41-44.

  6. Тарусин М. Реальная страна: Элита и духовность // Фома, № 11 (55) ноябрь, 2007. С. 10

  7. Хейзингa Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня: Пер. с нидерл. М., 2008. С.24-25.

http://www.yspu.yar.ru
скачать файл



Смотрите также:
Поиски решения проблемы духовно-нравственного воспитания обучающихся в системе непрерывного образования
138.61kb.
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
565.47kb.
Урок духовно-нравственного воспитания
103.2kb.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания учащихся моу
91.26kb.
Основная образовательная программа основного общего образования на 2012 2017 учебный год норильск, 2012
3606.31kb.
Чухрий Ольга Юрьевна, учитель биологии высшей квалификационной категории Москва 2012
1937.03kb.
Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
186.37kb.
Пояснительная записка. Программа "Изобразительное искусство"
322.15kb.
Семинар «сельские автодороги: опыт, проблемы, поиски решения» Г. Казань 17 июня 2011г
77.58kb.
Нашей сегодняшней статьи -" Одаренные дети: проблемы, поиски путей воспитания и обучения"
30.42kb.
Профессия мастер общестроительных работ
90.34kb.
Миссии по формированию комплексного образовательного пространства для развития личности, её духовно-нравственного становления, формирования культуры самоопределения в различных видах жизнедеятельности
351.17kb.