vesnat.ru страница 1
скачать файл
Наименование дисциплины: Мировое искусство XIX-начала XXI века в музейных собраниях

Направление подготовки: 072300 Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия

Профильная направленность: Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия

Квалификация (степень) выпускника: магистр

Форма обучения: очная

Автор: к.и.н, доцент кафедры всеобщей истории М.В.Кольцов.

1. Цель дисциплины – ознакомление магистрантов направления подготовки «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия» с собраниями шедевров мирового искусства XIX-начала XXI века в крупнейших музеях России, Европы и США.

Образовательные задачи данного курса включают в себя формирования у магистрантов понимания о поступательности и преемственности культурного развития в исторической ретроспективе, о взаимовлиянии развития изобразительного искусства стран европейского и американского континентов, а также представления об истории и специфике формирования фондов ведущих центров хранения и экспонирования произведений мирового искусства указанного периода.

По завершении курса магистранты должны понимать основные проблемы и свободно ориентироваться в теоретической основе художественных направлений XIX, XX и начала XXI вв., их хронологии, особенностях проявления в изобразительном искусстве; владеть понятийным аппаратом истории мирового искусства; иметь глубокие знания в области развития и функционирования музейного дела в ведущих странах Западной Европы, Америки а также России.
2. Дисциплина относится к вариативной части Общенаучного цикла модуля М.1., являясь курсом по выбору.

Курс «Мировое искусство XIX- начала XXI века в музейных собраниях» является логическим завершением изучения магистрантами закономерностей развития истории мирового искусства в соотношении с проблемой хранения и экспонирования его шедевров в ведущих музейных центрах мира. Учитывая сложность и многоплановость данной проблематики, её изучение и преподавание должно базироваться на междисциплинарном подходе с возможностью привлечения теоретического и понятийного базиса культурологии, искусствоведения, музеологии и других дисциплин.

3. В результате освоения дисциплины обучающийся должен:


    Знать:

- основные теоретические проблемы изучения истории мирового искусства XIX и ХХ вв.;

- основные направления и художественные стили XIX – начала ХХI века, особенности их метода и эстетики, а также их конкретно-практическое проявление в произведениях изобразительного искусства;

- основные понятия, используемые в курсе, важнейшие даты, события, имена и произведения деятелей мирового искусства;

- содержание ведущих музейных собраний мира – центров хранения произведений мирового искусства XIX – начала ХХI века;

- особенности и формы экспонирования шедевров мирового искусства данного периода.


    Уметь:

- сопоставлять различные направления и виды мирового искусства данной эпохи;

- анализировать исследовательскую литературу, программы, манифесты и другие источники по истории искусства;

- осознавать индивидуальность творческой манеры наиболее выдающихся представителей мирового искусства XIX- начала ХХI вв.;

- самостоятельно ориентироваться в поиске необходимых источников и литературы по данному предмету;





    Владеть:

    - методами исследования в области музеологии, истории культуры, изучения и анализа современной музейной практики.


4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 108 часов.


5. Содержание дисциплины:




п/п

Раздел дисциплины

1

Изобразительное искусство XIX века в мировых музейных собраниях. Романтизм и реализм – ведущие художественные направления в искусстве XIX века. Романтизм: понятие, генезис, особенности эстетической теории. Специфика романтизма в изобразительном искусстве: ведущие представители. Реализм: этимология понятия и специфика метода. Особенности реализма в изобразительном искусстве Европы и Америки: основные школы и представители. Искусство XIX века в крупнейших музейных собраниях России: Государственный Эрмитаж, Государственный музей изобразительных искусств им А.С. Пушкина. Искусство XIX века в ведущих музейных собраниях Европы и США: Лувр, Музей Орсе, Галерея Тейт, Лондонская национальная галерея, Новая пинакотека, Метрополитен-музей.

2

Изобразительное искусство рубежа XIX-ХХ века в музейных собраниях мира. Импрессионизм: художественные особенности метода и основные представители. Постимпрессионизм и неоимпрессионизм: специфика метода и представители. Символизм: эстетическая теория и её отражение в изобразительном искусстве (представители). Искусство рубежа XIX-XX века в ведущих музейных собраниях России: Государственный Эрмитаж, Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. Искусство рубежа XIX-XX века в крупнейших музеях Европы: Музей Орсе, Тейт Модерн, Лондонская национальная галерея, Новая пинакотека, Музей Тиссена-Борнемисы и др. Искусство рубежа XIX-XX века в ведущих музейных собраниях США: Метрополитен-музей, Музей современного искусства в Нью-Йорке и др.

3

Изобразительное искусство первой половины ХХ века в мировых музейных собраниях. Модернизм: понятие и особенности. Основные модернистские течения в искусстве первой половины XX в. и их представители: фовизм, абстракционизм, экспрессионизм, кубизм, футуризм, дадаизм, сюрреализм. Искусство модернизма в ведущих музеях России: Государственный Эрмитаж, Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина и др. Модернистское искусство в крупнейших музейных собраниях Европы: Музей Орсе, Музей Пикассо в Париже, Центр Жоржа Помпиду в Париже, Тейт Модерн, Лондонская национальная галерея, Пинакотека Современности, Музей Тиссена-Борнемисы, Театр-музей Сальвадора Дали, Национальная галерея современного искусства в Риме и др. Искусство модернизма в ведущих музеях США: Метрополитен-музей, Музей современного искусства в Нью-Йорке, Музей С. Гуггенхайма в Нью-Йорке и др.

4

Современное (постмодернистское) искусство второй половины XX – начала ХХI века в музеях мира. Постмодернизм: проблема понятия и особенности постмодернистской парадигмы. Постмодернистские формы художественного творчества и их специфика экспонирования: инсталляция и акционизм (хэппенинг, перфоманс). Постмодернизм в изобразительном искусстве Европы и Америки: основные направления и их представители (оп-арт, концепт-арт, поп-арт, соц-арт и др). Основные центры экспонирования современного искусства в России. Современное искусство в музеях и галереях Европы: Центр Жоржа Помпиду в Париже, Тейт Модерн, Пинакотека Современности, Центр искусств королевы Софии в Мадриде, Национальная галерея современного искусства в Риме и др. Современное искусство в галереях и музеях США: Метрополитен-музей, Музей современного искусства в Нью-Йорке, Музей С. Гуггенхайма в Нью-Йорке и др.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:


а) основная литература:
1. Культурология / Под ред. Г.В. Драча. Ростов н/Д.: Феникс, 2004.
б) дополнительная литература:


  1. Андреев Л. Г. Сюрреализм. М., 1972.

  2. Андреева Е. Ю. Постмодернизм: Искусство второй половины ХХ – начала XXI века. СПб., 2007. 

  3. Арган Дж.К. История итальянского искусства: В 2 т. М., 1990.

  4. История искусств стран Западной Европы от Возрождения до начала XX века: Италия, Испания, Фландрия. М., 1988.

  5. История искусств стран Западной Европы от Возрождения до начала XX века: Голландия, Франция, Англия, Германия. М., 1995.

  6. Импрессионизм: история движения в биографиях художников. С-Пб.-М., 2006.

  7. Крючкова В.А. Кубизм. Орфизм. Пуризм. М., 2000.

  8. Культурология: история мировой культуры / Под ред. Т.Ф. Кузнецовой. М., 2003.

  9. Культурология XX век: энциклопедия в 2-х т. М., 1995.

  10. Культурология XX век: Словарь. С-Пб., 1997.

  11. Маньковская Н.Б. Эстетика постмодернизма. С-Пб., 2000.

  12. Метрополитен-музей. Нью-Йорк. М., 2005.

  13. От классицизма к романтизму М., 1970

  14. От романтизма к реализму. М., 1978.

  15. Ришар Л. Энциклопедия экспрессионизма. М., 2003.

  16. Руднев В.П. Словарь культуры XX века. М., 1997.

  17. Усовская Э. А. Постмодернизм в культуре XX века: учебное пособие для вузов. Минск, 2003. 

  18. Хоннеф К. Поп-арт. М., 2005.

  19. Шедевры мировой живописи в вашем доме: Дрезденская галерея. М., 2005.

  20. Шедевры мировой живописи в вашем доме: Лондонская национальная галерея. М., 2005.

  21. Шедевры мировой живописи в вашем доме: Лувр. М., 2005.

  22. Шедевры мировой живописи в вашем доме: Прадо. М., 2003.

  23. Шедевры мировой живописи в вашем доме: Уффици. М., 2004.

  24. Энциклопедия импрессионизма. М., 2005.

  25. Энциклопедический словарь сюрреализма. М., 2007.



в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

Используется современное программное обеспечение проприентарное (ОС семейства Windows и MS Office) и бесплатное (Open Office.org).

В качестве вспомогательных интернет-ресурсов по дисциплине используются:

- Всеобщая история искусств – http://www.artyx.ru

- Галерея Тейт и Тейт Модерн в Лондоне - http://www.tate.org.uk/

- Государственный музей изобразительных искусств им А.С. Пушкина - http://www.pushkinmuseum.ru/

- Государственный Эрмитаж - http://www.hermitagemuseum.org/

- Лондонская национальная галерея - http://www.nationalgallery.org.uk/

- Лувр - http://www.louvre.fr/llv/commun/home.jsp

- Метрополитен-музей - http://www.metmuseum.org/

- Музеи Европы: художники и картины – http://nearyou.ru/

- Музей Орсе в Париже - http://www.musee-orsay.fr/

- Музей Пикассо в Париже - http://www.musee-picasso.fr/

- Музеи России - http://www.museum.ru/

- Музей современного искусства в Нью-Йорке - http://www.moma.org/

- Музей С. Гуггенхайма в Нью-Йорке - http://www.guggenheim.org/new-york

- Музей Тиссена-Борнемисы в Мадриде - http://www.museothyssen.org/en/thyssen/home

- Национальная галерея современного искусства в Риме - http://www.gnam. beniculturali.it/index.php?en/1/home

- Новая Пинакотека в Мюнхене - http://www.pinakothek.de/neue-pinakothek/

- Пинакотека Современности в Мюнхене - http://www.pinakothek.de/pinakothek-der-moderne/

- Старатель: живопись, литература, философия – http://www.staratel.com

- Театр-музей Сальвадора Дали - http://www.salvador-dali.org/en_index.html

- Центр Жоржа Помпиду в Париже - http://www.centrepompidou.fr/ Pompidou/Accueil.nsf/Document/HomePage?OpenDocument&L=1

- Центр искусств королевы Софии в Мадриде - http://www.museoreinasofia.es/index.html




скачать файл



Смотрите также:
По завершении курса магистранты должны понимать основные проблемы и свободно ориентироваться в теоретической основе художественных направлений XIX, XX и начала XXI вв
76.52kb.
Программа курса "Основы нейробиологии" для студентов 4 курса Отделения теоретической и прикладной лингвистики филологического факультета мгу при изучении данного курса студенты должны приобрести знания
69.06kb.
Учебная программа по Катихизису для 1-го курса чду. Цель освоения дисциплины
150.96kb.
Художественных авангардистских движений 1910-х начала 1920-х гг. XX в., прежде всего в Италии и России
94.12kb.
Лекция академика В. Л. Янина
81.59kb.
Технический райдер
19.86kb.
Изобразительное искусство, как и письмо, имеет свои законы, свои приёмы, свою азбуку
26.36kb.
Культурология
3578.09kb.
Методические указания по изучению курса «Культурология» для студентов всех специальностей и направлений
536.71kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Историография зарубежной истории» для специальности 050401
415.94kb.
Данный учебно-методический комплекс посвящен дипломатическому и консульскому праву. Подробно раскрыты основные проблемы, которые будут освящены в ходе преподавания указанного курса
316.36kb.
Урок №28 Основные проблемы экономики России и экономическое развитие регионов Предмет: экономика. Класс: 10
240.57kb.