vesnat.ru страница 1
скачать файл
Урок русского языка в 7 классе.

Тема урока: Обучение написанию сочинения на лингвистическую тему в жанре sms-сообщения.

Тип урока – комбинированный.

Технология: коммуникативно-диалоговая.

Форма организации учебной деятельности фронтальная.

Дидактическая цель урока – создать условия для осмысления новой учебной информации, применения их в знакомой и новой учебной ситуациях, проверки условия усвоения системы знаний и умений.

Цели урока

  1. научить учащихся реферировать знания,

  2. писать сочинения на лингвистическую тему.

  3. повторить сведения из раздела «Лексика», с целью обобщения известного материала.

  4. формировать умение употреблять в речи лингвистические термины.

  5. совершенствовать умение добывать информацию из разных источников.

  6. дать знания о механизме написания сочинения на лингвистическую .

Задачи:

  • расширение и углубление знаний учащихся по лексике и фразеологии; обогащение активного словарного запаса учащихся и формирование лингвистической компетенции;

  • развитие познавательного интереса учащихся к изучению лексики и фразеологии, воспитание потребности изучать русский язык;

  • развитие основных мыслительных процессов учащихся (анализ, синтез, сравнение, обобщение, воображение);

  • воспитание коммуникативной культуры школьников.

Оборудование: мультимедийный проектор, карточки с лингвистическими определениями по разделу «Лексика», презентация PowerPoint, буклеты.
Ход урока.

  1. Организация начала урока (приветствие)

  2. Целеполагание

Сегодняшнее занятие я хотела бы начать со слов Гиппократа. СЛАЙД №2

«Для исцеления человека

существуют три вещи:

первая – это слово,

вторая – это трава,

третья – это нож»

На нашем занятии мы и будем говорить о слове, о его значении, о силе слова. Итак цели нашего занятия: СЛАЙД №3



  1. Повторить сведения из раздела «Лексика», с целью обобщения известного материала.

Возникает закономерный вопрос: а зачем ? для чего?

  1. Научиться реферировать полученную или знакомую информацию.

  2. Рассмотреть разные источники получения информации.

  3. Писать сочинение на лингвистическую тему в связи с предстоящим экзаменом в 9 классе.

  1. Актуализация знаний.

СЛАЙД № 4.

Итак, закончите определение:

Лексика – раздел языкознания (лингвистики), который изучает … значение слова.

Назовите мне, пожалуйста лингвистические понятия , которые изучает данный раздел языкознания.



(крепятся магнитами карточки с терминами)

Дайте определение этим понятиям. Приведите пример.



  • Синонимы. Слова, тождественные или очень близкие по своему значению (например: "смелый" и "храбрый", "труд" и "работа", "гореть", "пылать" и "полыхать").

  • Антонимы. Слова, имеющие противоположное значение (например: правда - ложь, бедный - богатый, любить - ненавидеть).

  • Контекстуальные синонимы и антонимы. Контекстуальные синонимы — это слова, сближение которых по значению происходит лишь в условиях определенного контекста, причем за пределами этого контекста они не являются синонимами. В современном русском языке существуют и контекстуальные антонимы, которые выступают в антонимические отношения только в условиях определенного контекста.

  • Фразеологические обороты (фразеологизмы), или фразеологическая единица – устойчивое по составу и структуре, лексически неделимое и целостное по значению словосочетание или предложение, выполняющее функцию отдельной лексемы

  • Профессионализмы. Слова и выражения, свойственные речи представителей той или иной профессии или сферы деятельности, проникающие в общелитературное употребление (преимущественно в устную речь) и обычно выступающие как просторечные, эмоционально окрашенные эквиваленты терминов.

  • Диалектизмы. Слово, оборот речи, характерный для какого-л. Диалекта, для какой – либо местности

  • Неологизмы. Слово или словосочетание, недавно появившееся в языке (новообразованное, отсутствовавшее ранее).

  • Историзмы. Слова, вышедшие из живого употребления, поскольку обозначают предмет или явление, которые из современной действительности исчезли.

  • Архаизмы. Это устаревшее слово, которое в современной речи заменено синонимом (око-глаз, выя - шея)

  • Прямое и переносное значение слова

  • Жаргонизмы -слова и выражения, находящиеся за пределами литературной нормы, принадлежащие какому-нибудь жаргону – разновидности речи, употребляющейся людьми, объединенными общностью интересов, привычек, занятий. Голова – тыква, кумпол, кастрюля

  • Прямое и переносное значение слова

  • Паронимы - близкие по звучанию, но имеющие разные значения слова. Глиняный – глинистый.

Ребята скажите, пожалуйста, в состав какой синтаксической конструкции могут входить синонимы и антонимы? (однородные члены предложения).
СЛАЙД № 5
Верно, я хочу обратить ваше внимание на очень важный момент: когда мы говорим о синонимах или антонимах, об их изобразительной функции в тексте, то таким образом иллюстрируем лексическое явление, когда говорим об однородных членах предложения – это грамматическое явление.

СЛАЙД № 6

Какие источники информации вы можете назвать, откуда бы вы добывали сведения об этих терминах.




  • Интернет

  • Словари

  • Энциклопедии

  • Научно-познавательные журналы

  • Учитель

  • Одноклассник

А какой источник на ваш взгляд самый доступный? Самый достоверный? Самый простой?

  1. Творческое применение полученных знаний.

СЛАЙД №7.

Вот теперь пришло время нашего вопроса. Сегодня мы будем писать сочинение на лингвистическую тему в жанре sms-сообщения!



Во-первых, этот жанр вам хорошо знаком, а во-вторых, он очень интересен.

  • Главная задача:

Донести информацию до адресата.

  • Объем:

Очень короткие сообщения, 2-3 распространенных предложения

  • Форма:

Письменная речь

  • Интонирование речи:

  • Знаки препинания (привет!!!!!!)

  • Эмоции? Смайлики!

СЛАЙД №8.

Они нам всем знакомы, добавляют зрелищности, эмоций. А знаете ли вы, что такое каомодзи? Это тоже смайлы , но смайлы с глазами. Каомодзи  - японские смайлы пришедшие из аниме и манге. Отличие от традиционных смайлов в том, что каомодзи не надо мысленно переворачивать, да и основной акцент делается в японских смайлах на глазах, а не ртуУ вас на столе лежат листы с информацией. (по материалам сайта http://e-parta.ru) (приложение 1)

Кстати смс-сообщения как новый речевой жанр были внесены в национальный корпус русского языка. (ruscorpora.ru – сайт этого корпуса). На этом сайте помещен корпус современного русского языка объемом более 140 млн слов. Корпус русского языка — это информационно-справочная система, основанная на собрании русских текстов в электронной форме.

Корпус предназначен для всех, кто интересуется самыми разными вопросами, связанными с русским языком: профессиональных лингвистов, преподавателей языка, школьников и студентов, иностранцев, изучающих русский язык.

Вы мне сейчас напишите сочинения, используя вот такие отпечатки моей руки, пожалуйста, если вам нетрудно, обведите свою руку, таким образом мы с вами наладили связь.


Всем предлагаются ладошки 4-х цветов: красного, желтого, зеленого и голубого. Выбрать можно 1 любого цвета (психологический тест на состояние ученика во время урока)

«Ладошки» с написанными сочинениями приносятся к доске, соединяются по контуру бабочки.

Посмотрите, какая фигура у нас получилась. Это неспроста. Я хочу рассказать вам интересную притчу.

Один человек пришел к мудрецу с намерением прилюдно уличить того в незнании.Он протянул ему свой кулак с зажатой в нём бабочкой и сказал:«О, мудрый, угадай, жизнь или смерть я держу в своей ладони?»Он думал,что если мудрец ответит «смерть», то он раскроет свою ладонь и оттуда выпорхнет живая бабочка. Если же мудрец ответит «жизнь», то он незаметно сожмёт кулак и предъявит перед всей публикой раздавленное тельце. Но мудрец посмотрел на него и ответил: «Всё в твоих руках!» Я думаю смысл вам понятен, все зависит от вас, все в ваших руках!



СЛАЙД №9

Примите и от меня своеобразные смс-сообщения, бабочки с очень полезной и нужной для вас информацией (буклет).



  1. Подведение итогов урока, выставление оценок.

  2. Рефлексия.

Итак, вспомните, какую работу мы выполняли сегодня на уроке?

Что нам надо было знать, чтобы написать сочинение на лингвистическую тему?



Где вам смогут пригодиться умения, приобретенные сегодня на уроке?

  1. Домашнее задание.

Написать сочинение – рассуждение на лингвистическую тему: «Что такое лексика».


Приложение 1.

Каомодзи – смайлы с глазами




Каомодзи  - японские смайлы пришедшие из аниме и манге. Отличие от традиционных смайлов в том, что каомодзи не надо мысленно переворачивать, да и основной акцент делается в японских смайлах на глазах, а не рту.

(^_^) — улыбка, радость

(^^) — иногда улыбка, иногда нечто вроде „хи-хи“; улыбка через силу

(^_^) — улыбка, смех

(^.^)— женская улыбка

(^_^;) — нервный смех

(^o^) — умирающий со смеху

\(^_^)/— радость

(*_*) — восхищён, обожает

(^L^) — счастлив

(^(^) — счастлив

(^_^)/ — приветственно машущий рукой

(^_^)/~~ — приветствие

(;_;)/~~ — машущий рукой на прощание

(-_-) —, грусть, печаль; таинственная улыбка

(^_~) — подмигивание

(^_-) — подмигивание

(о_о) — удивлён

(O_O) — сильно удивлён

(о_О) — очень большое удивление,

(V_v) — неприятное удивление.

(v_v) — грусть; невыразительный

(;_;) — слёзы, плач

(T_T) — слёзы, плач

(*^^*) — смущение, стыд

(^_^;;;) — смущение (в холодном поту)

(^^') — это то, что в аниме и манге показывают каплей (смущение)

(^^;) — вариация на тему капли

(>_<) — сердится, злится

(>.<) — сердится, злится

m(._.)m — извиняется

(?_?) — непонимание, растерянность, вопрос

(!_!) — потрясение

(^o^;> — „простите, не понял“

(-_-;) — болезнь

(-_-;)~ — болезнь

(%_%) — после ночи за компьютером

^}{^ — любовь

(-.-)Zzz.. — сон

(u_u) — сон

(* ^)3(*^^*) — поцелуй

\=o-o=/ — носящий очки

m(_)m — скромный поклон признательности или извинения.
скачать файл



Смотрите также:
Обучение написанию сочинения на лингвистическую тему в жанре sms-сообщения
71.39kb.
Занятия включают в себя теоретические сведения о сочинении как жанре творческой работы и особенностях развёрнутого сочинения-рассуждения
200.2kb.
ДЗ: сделать 5 снимков в жанре «портрет». Фотография в жанре «Портрет» Фотоаппарат, компьютер 4 Практика, совмещенная с теорией
25.73kb.
Sms пилот +7(3812)59-05-54 sms пилот api
266.15kb.
Локк Дж. Сочинения: в 3-х т. Т. 1 / Под ред. И. С. Нарского. М.: Мысль, 1985. 623 с
10314.63kb.
Композиция сочинения (ч. С егэ по русскому языку ) Часта (абзац) Вид деятельности
24.82kb.
Технология «учение через обучение» в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста
815.18kb.
Методические рекомендации по написанию курсовой работы
859.18kb.
Методическая разработка интегрированного урока по русскому языку и литературе. (9 класс) тема: «письма военных лет»
97.57kb.
Sms паранойя
24.82kb.
Повідомлення про знижки чи нові акції
186.14kb.
Социально-психологические условия становления субъектности малых групп: теоретико-методологический анализ и экспериментальный подход к исследованию
30.06kb.