vesnat.ru страница 1
скачать файл

АКАДЕМИЯ


УПРАВЛЕНИЯ

МВД РОССИИ

На правах рукописи


МАКСИМОВ Александр Николаевич


СОВЕШЕНСТВОВАНИЕ СТИЛЯ УПРАВЛЕНИЯ

В ГОРРАЙОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

(организационный и правовой аспекты)

Специальность 12.00.11 – судебная власть, прокурорский надзор,

организация правоохранительной деятельности, адвокатура

АВТОРЕФЕРАТ диссертации

на соискание ученой степени

кандидата юридических наук

Москва  2007
Работа выполнена на кафедре теории и социологии управления органами внутренних дел Академии управления МВД России.


Научный руководитель – кандидат экономических наук,

доцент Яськов Евгений Фаддеевич.


Официальные оппоненты:

доктор юридических наук, профессор Старостин Сергей Алексеевич.

кандидат юридических наук Римский Александр Леонидович.


Ведущая организация – Казанский юридический институт МВД России.

Защита диссертации состоится 25 октября 2007г. в 14 час. 30 мин. на заседании диссертационного совета Д 203.002.03 в Академии управления МВД России по адресу: 125171, г. Москва, ул. З. и А. Космодемьянских, д.8, в зале заседаний Совета.


С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Академии управления МВД России.

Автореферат разослан 11 июля 2007г.
Ученый секретарь

диссертационного совета Д 203.002.03

Академии управления МВД России

доктор юридических наук, доцент А.Г. Елагин


ОБЩАЯ ХАРАТЕРИСТИКА РАБОТЫ



Актуальность темы диссертационного исследования связана с необходимостью совершенствования управленческой деятельности в горрайорганах внутренних дел (ГОРОВД). Хотя в этом плане предпринимаются различные шаги, но тем не менее эффективность управления в этом звене органов внутренних дел не полностью отвечает требованиям, вытекающим из новых задач современного периода развития страны, который характеризуется реформированием системы органов исполнительной власти, укреплением «вертикали» управления, повышением ответственности государственных служащих перед обществом, развитием демократических и правовых начал в деятельности органов государственной власти1. Указанные меры призваны способствовать повышению эффективности системы государственного управления в целом и деятельности правоохранительных органов в частности.

Горрайорганы внутренних дел занимают в системе МВД особое место – это самое крупное, опорное и решающее правоохранительное звено, основной исполнитель функций МВД. Ими в пределах обслуживаемых территорий непосредственно реализуется правоприменительная практика, в этих подразделениях находится центр тяжести по обеспечению общественной безопасности, охране общественного порядка и борьбы с преступностью, сюда чаще всего обращаются с бедами и просьбами о помощи. От уровня организации работы ГОРОВД зависит эффективность проводимых мер по оздоровлению криминогенной обстановки в стране, которая в последние годы характеризуется как сложная и напряженная.

Необходимость укрепления правопорядка, обеспечения общественной стабильности, защиты прав и свобод человека и гражданина предъявляет особые требования к деятельности горрайорганов внутренних дел2. Достижение высоких оперативно-служебных результатов этих подразделений возможно лишь при эффективном управлении, во многом зависящем от социально-психологического климата в коллективе, характера взаимоотношений сотрудников, их сплоченности, степени соответствия стиля управления уровню развития коллектива.

Это выдвигает на первый план проблему совершенствования способов осуществления своей деятельности субъектами управления. Одним из главных резервов повышения эффективности деятельности горрайорганов внутренних дел в условиях качественной трансформации и количественного роста преступности, высокого разнообразия содержания и динамичности протекающих социальных процессов, сохраняющегося дефицита ресурсного обеспечения выступает совершенствование стиля управления в этих подразделениях.

В современных условиях необходимо смещение приоритетов от деятельности «на результат любой ценой» к работе с людьми и достижению результатов через развитие коллектива, к решению задач, связанных со стимулированием инициативы и творческой активности сотрудников, созданием условий для их самореализации, формированием благоприятного социально-психологического климата в коллективе. Следовательно, вопросы совершенствования стиля управления в горрайорганах внутренних дел имеют большое практическое значение.

Сказанное предопределило выбор темы диссертационного исследования, его предмета, объекта, цели и задач.



Степень разработанности темы исследования. Проблема стиля управления широко освещается в отечественной и зарубежной литературе. Она нашла отражение в трудах многих ученых, среди которых: М. Альберт, К. Арждирис, Г.В. Атаманчук, В.Г. Афанасьев, К. Бланшар, Р. Блейк, У. Беннис, О.С. Виханский, В.Р. Веснин, В. Врум, М. Вудкок, Д.М. Гвишиани, О.А. Дейнеко, П. Друкер, Н.С. Жеребова, А.Л. Журавлев, Т.И. Заславская, В. Зигерт, П. Йеттон, Т.С. Кабаченко, В.И. Кнорринг, С. Ковалевский, Е.И. Комаров, Т. Коно, А.И. Кравченко, Р.Л. Кричевский, Л.Д. Кудряшова, Г. Кунц, И.Д. Ладанов, Р. Лайкерт, Н.И. Лапин, К. Левин, Д. Мак-Грегор, М. Мескон, Т. Митчелл, В.И. Михеев, Дж. Моутон, А.И. Наумов, С. О’Доннел, А.М. Омаров, В. Оучи, Б.Д. Парыгин, Т. Питерс, Г.Х. Попов, А.И. Пригожин, В.А. Розанова, А.А. Русалинова, Р. Стогдилл, Р. Танненбаум, Р. Уотерманн, Ф. Фидлер, Д. Френсис, Ф. Хедоури, П. Херси, А.Г. Шестаков, А. Яго и др.

Работы перечисленных авторов дают целостное представление об управлении социальными процессами, о понятии стиля управления, его психологических особенностях, методах управления, но не касаются специфики правоохранительной деятельности.

Вместе с тем было бы преждевременным утверждать, что проблема формирования эффективного стиля управления исчерпана. Успешная реализация требований к стилю управления современного руководителя нуждается в тщательном учете индивидуальных особенностей личности как самого руководителя, так и особенностей возглавляемого им коллектива, сферы деятельности и внешней среды функционирования. Многие из этих факторов еще не достаточно исследованы, по немалому числу вопросов имеются расхождения в точках зрения, отдельные подходы устарели и не отражают запросов времени.

В последнее десятилетие появилось значительное количество диссертационных работ, посвященных стилю управления1.

В основном в них рассматриваются психологические, психолого-акмеологические, социологические, экономические и политологические аспекты проблематики, организационно-правовым аспектам стиля управления в данных работах уделяется косвенное внимание.

Более того, если говорить о сфере деятельности органов внутренних дел, то проведенные исследования касались, в основном, общих проблем совершенствования управления. Так, в диссертациях А.А. Аксенова, Ю.В. Аврутина, В.З. Веселого, А.П. Герасимова, Б.В. Заботина, В.Н. Золотарева, Г.Г. Зуйкова, Н.Н. Иванова, А.П. Ипакяна, В.Е. Караханова, Л.М. Колодкина, А.Н. Косачева, А.Ф. Майдыкова, В.Д. Малкова, А.Н. Роши, Г.А. Туманова, А.Д. Ульянова, Е.Ф. Яськова вопросы стиля управления рассматривались фрагментарно, в рамках изучения отдельных проблем управления. Это обстоятельство дополнительно подтверждает актуальность выбранной темы исследования.



Объект и предмет исследования. Объектом исследования является управленческая деятельность в горрайорганах внутренних дел, а предметом – стиль управления в данных подразделениях.

Гипотеза исследования заключается в том, что на этапе перехода российской государственности в новое качественное состояние предполагается смена прежних стандартов эффективности деятельности руководителей ГОРОВД, отход от единой модели администрирования, ее вариативность, что объективно будет содействовать решению общесистемных задач. В этой связи значительная роль принадлежит личности руководителя, его стилю управления. При этом некоторые идеи и положения менеджмента, касающиеся стиля управления, как представляется, могут быть применены в управленческой деятельности ГОРОВД и способствовать повышению ее эффективности.

Цель исследования – повышение эффективности управленческой деятельности в ГОРОВД на основе совершенствования стиля управления. Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие задачи:

определить соотношение понятий «стиль работы», «стиль управления, «стиль деятельности», «стиль руководства», «стиль государственного управления», «стиль управления ОВД» и др.;

уточнить понятие стиля управления применительно к разным субъектам управления: государству, ОВД и др.;

выявить факторы, влияющие на формирование стиля управления;

дать содержательную характеристику современного стиля управления в ГОРОВД, исходя из классической классификации стилей: авторитарный, демократический и либеральный и вскрыть закономерности, связанные с использованием этих стилей в современных условиях;

выявить зависимость эффективности деятельности ГОРОВД от типа применяемого стиля управления;

обосновать основные направления совершенствования стиля управления в ГОРОВД;

разработать предложения по правовому закреплению делегирования полномочий на уровне ГОРОВД;

разработать методические рекомендации по совершенствованию стиля управления в ГОРОВД.

Методологическая база исследования и методы, использованные в исследовании. Методологическую основу исследования составили теоретико-методологические положения философии, теории познания, системный подход, труды зарубежных и отечественных ученых в области управления, анализ управленческой практики, а также формально-логические, статистические методы исследования, в частности методы теоретического анализа, обобщения и интерпретации научных данных, а также социологические методы: наблюдение, анкетирование, контент-анализ документов.

Научная новизна диссертационного исследования определяется, прежде всего, тем, что до настоящего времени диссертационных исследований, посвященных организационно-правовым аспектам стиля управления в горрайорганах внутренних дел – опорного и решающего звена системы МВД России, – не проводилось.

Кроме того, в процессе исследования были уточнены некоторые понятия, выявлены тенденции и характерные особенности, связанные с формированием стиля управления в горрайорганах внутренних дел в современных условиях, а именно:

установлено соотношение видовых понятий, образованных от родового понятия «стиль»: «стиль работы», «стиль управления», «стиль деятельности», «стиль руководства» и т.д., доказана их нетождественность и несводимость к единому ряду и разработана типология, основанная на дедуктивном принципе, в соответствии с которой все видовые понятия стиля могут быть представлены в виде трех рядов;

даны авторские определения понятиям «стиль управления», «стиль государственного управления», «стиль управления ОВД»;

определена система факторов, влияющих на формирование стиля управления, и осуществлена их классификация в соответствии с природой их возникновения: а) факторы макросреды, б) факторы микросреды и в) личностные особенности. Обоснована целесообразность включения в группу факторов микросреды моды на соответствующий стиль управления;

вскрыты характерные особенности современного стиля управления в ГОРОВД. Показано, что с точки зрения классической классификации (авторитарный, демократический и либеральный) практикуемый сегодня в ГОРОВД стиль управления не является однородным, но наиболее распространенным является демократический, в меньшей степени – авторитарный и еще в меньшей – либеральный;



найдены и представлены как единая система следующие тенденции, связанные со стилем управления: а) на практике ни один из названных стилей «в чистом виде» почти не встречается; б) довольно четко просматривается ориентация на демократический стиль, хотя на практике часты случаи расхождения между предпочитаемым и фактически практикуемым стилем управления; в) несовершенство всех используемых стилей.

Положения, выносимые на защиту:

  1. Используемые в теории и практике управления многочисленные понятия, включающие в себя в качестве ключевого элемента слово «стиль» (стиль деятельности, стиль управления, стиль работы, стиль руководства и т.д.), хотя и являются близкими по смыслу, но не являются тождественными. Данные понятия не образуют единого ряда, но их можно представить в виде трех непересекающихся рядов, в каждом из которых эти понятия имеют отношение к одному из 3-х субъектов управления (общество, государство; организация; руководитель) и располагаются в соответствии с дедуктивным принципом следующим образом: а) применительно к обществу, государству: стиль деятельности – стиль управленческой деятельности – стиль государственного управления – стиль управления ОВД – стиль управления ГОРОВД; б) применительно к конкретной организации: стиль работы – стиль управления – стиль руководства; в) применительно к конкретному руководителю: индивидуальный стиль работы – индивидуальный стиль управления – индивидуальный стиль руководства.

  2. Авторские определения понятий. Стиль управленияэто устойчивая, стабильно проявляющаяся совокупность методов, приемов и способов управленческого воздействия руководителей на подчиненных, детерминированная факторами макросреды, микросреды и их личностными особенностями.

Стиль государственного управления – это совокупность постоянно используемых должностными лицами государственных органов способов, средств, форм и методов ведения управленческих дел, предопределяемых не только имеющимися у них государственно-властными полномочиями, но и необходимостью действовать в рамках строго регламентированных процедур.

Стиль управления ОВД – это разновидность стиля государственного управления, который характеризуется применением форм и методов управления, предопределяемых в большей степени особенностями функционирования ОВД и спецификой внутрисистемных отношений, нежели принадлежностью их к государственным органам и личностными особенностями руководителей, а именно: необходимостью оперативно реагировать на изменение криминогенной обстановки и отсутствием в то же время сформировавшихся традиций всегда действовать при этом в соответствии с принципами законности, ставить во главу угла интересы общества, населения региона, личности.

  1. Система факторов, влияющих на формирование стиля управления, и их классификация: а) объективные факторы макросреды: социально-политические и экономические особенности государственного устройства, институты гражданского общества, национально-исторические традиции в регионе, социально-культурный менталитет населения, существующие законы, деятельность вышестоящих органов власти и управления, безработица, миграция, пораженность коррупцией чиновников, отношения с органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями, конфессиями и др.; б) объективные факторы микросреды: тип организационной структуры управления, степень централизации, развитость инфраструктуры организации, организационная культура, социально-психологический климат, культурный и профессиональный уровень коллектива, формальные и неформальные связи в организации и их взаимовлияние, мода на соответствующий стиль управления и др.; в) субъективные факторы (личностные особенности руководителя): индивидуальные особенности личности руководителя, его мировоззрение, профессиональные знания, умения и навыки, прежний опыт и др.

  2. Стиль управления, практикуемый сегодня в ГОРОВД и отражающий в целом стиль управления ОВД, не является с точки зрения классической классификации однородным. Наиболее распространенным является демократический, в меньшей степени – авторитарный и еще в меньшей степени – либеральный. Вместе с тем «в чистом виде» ни один из названных стилей на практике почти не встречается. Наиболее практикуемый сегодня стиль управления в ГОРОВД – это демократический с элементами авторитарного и либерального стилей.

  3. Эффективность деятельности ГОРОВД хотя и находится в зависимости от стиля управления этими органами, однако эта зависимость связана не столько с типом стиля (демократический это или какой-то иной), а с его приспособленностью к современным условиям, в частности, с его рациональностью. В этом же отношении в большинстве ГОРОВД стиль управления не соответствует современным требованиям, предъявляемым рыночной экономикой, проводимыми преобразованиями, направленными на построение правового государства и гражданского общества.

Особенно страдает эффективность деятельности ГОРОВД от несовершенства практикуемых стилей управления. В связи с чем одной из задач, стоящих перед ГОРОВД, является формирование такого стиля управления, наиболее общими принципами которого являлись бы: деловая направленность, творческий подход, научность, иммунитет к проявлениям бюрократизма, способность делегировать свои полномочия рядовым исполнителям, привлекать их к участию в управлении органом и т.д.

  1. Наиболее благоприятные возможности для повышения эффективности управления в ГОРОВД в условиях демократизации общества и построения правового государства имеет демократический стиль управления, который характеризуется децентрализацией власти, делегированием полномочий, привлечением коллективного разума к выработке и принятию управленческих решений, участием сотрудников в управлении коллективом. Однако, несмотря на существующую тенденцию в системе ГОРОВД, связанную с намерением многих руководителей перейти с авторитарного и либерального стилей управления к демократическому, реально сделать это не просто. Одного желания недостаточно, нужны соответствующая подготовка и тренинги, которые позволили бы руководителям овладеть всей совокупностью подходов к управлению подчиненными в демократическом стиле.

  2. Комплекс мер организационно-правового характера, связанных с регламентацией управленческой деятельности, делегированием полномочий сотрудникам горрайоргана, привлечением их к участию в управлении, рационализацией проведения совещаний, деловых бесед и других трудовых операций, совершенствованием организации взаимодействия между структурными подразделениями ГОРОВД, с формированием у руководителей личностных качеств, позволяющих приобрести высокий авторитет среди личного состава, стать лидерами в коллективе, а также с нормативным закреплением процедур, касающихся обнародования руководителями ГОРОВД миссий, формирования зрелой организационной культуры и др.

  3. Совершенствование стиля управления в ГОРОВД не должно ограничиться проведением разовых кампаний, а должно представлять собой непрерывный процесс, анализ и решение многочисленных проблем. В целях повышения эффективности этого процесса целесообразно руководствоваться Методикой совершенствования стиля управления в ГОРОВД, разработанной автором.

  4. Проект нормативно-правового акта (Модель) по правовому регулированию процесса делегирования полномочий сотрудникам ГОРОВД.

Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в его непосредственной ориентации на повышение эффективности процесса управления горрайорганами внутренних дел. Проведенное исследование дает возможность для дальнейшего развития и более углубленного понимания сущности и структуры стиля управления, позволяет определить специфику его проявлений в условиях функционирования ГОРОВД, создает предпосылки для всестороннего раскрытия профессионального, делового и личностного потенциала руководителей в ГОРОВД, их творческой активности, самостоятельности и способности брать на себя ответственность за принимаемые решения.

В результате проведенного исследования сформулированы и определены основные направления совершенствования стиля управления в горрайорганах внутренних дел. Полученные результаты могут быть использованы для повышения эффективности управленческой деятельности руководителей в ГОРОВД, а также в учебном процессе в Академии управления и других учебных заведениях МВД России по теории управления ОВД и организации правоохранительной деятельности.



Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечиваются исходными общеметодологическими позициями, использованием частнонаучных методов исследования и апробированного инструментария, разнообразием исследовательских процедур и приемов, их взаимодополняемостью, а также применением методик, обеспечивающих взаимопроверку данных. Положения, выводы и рекомендации формулировались на основе научной методологии исследования, базирующейся на использовании логики, системного, комплексного и диалектического подходов к предмету исследования, нормативно-теоретической базы исследования, которую составляют Конституция Российской Федерации, законодательные и ведомственные нормативно-правовые акты, научные труды по теории, социологии и психологии управления. Обоснованность и достоверность результатов исследования определяются также репрезентативностью выборки.

В качестве источников нормативной и научной информации использованы законодательные и иные нормативно-правовые акты, в том числе ведомственные, материалы научно-практических конференций и семинаров, отечественная и зарубежная монографическая литература по вопросам стиля управления.

Было проведено анкетирование 306 руководителей разных уровней управления. Среди опрошенных – руководители ГОРОВД, их заместители, начальники структурных подразделений ГОРОВД, руководители служб аппаратов МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВДТ. Анкетирование проводилось в ГУВД по г. Москве, ГУВД по Московской, Нижегородской, Воронежской, Саратовской областям, УВД по Липецкой и Тамбовской областям, МВД по Чувашской Республике, Волго-Вятском, Приволжском и Юго-Восточном УВДТ.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и выводы диссертационного исследования получили апробацию на различных форумах, в частности:

– Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями», г. Барнаул, апрель 2006г.;

– Всероссийской научно-практической конференции «Современный экстремизм в Российской Федерации: особенности проявления и средства противодействия», г. Москва, Академия управления МВД России, 16 июня 2006г.;

– межвузовском семинаре «Современное состояние и перспективы развития теории управления органами внутренних дел», г. Москва, Академия управления МВД России, 27 мая 2005г.;

– «круглом столе» Административного департамента, Академии управления и Департамента охраны общественного порядка МВД России: «Проблемы взаимодействия органов внутренних дел с общественными объединениями по охране правопорядка и обеспечению общественной безопасности», г. Москва, 27 января 2006г.;

– IV Афанасьевских чтениях «Обеспечение устойчивого развития муниципальных образований в условиях социально-экономических реформ», г. Руза, Московская обл., 3-6 февраля 2006г.;

Кроме того, основные положения и выводы диссертации обсуждены на заседании кафедры теории и социологии управления органами внутренних дел Академии управления МВД России, доложены на оперативном совещании ГУВД по Нижегородской области.

Результаты диссертационного исследования используются в учебном процессе Академии управления МВД России, а также внедрены в практическую деятельность горрайорганов внутренних дел Чувашской Республики, Воронежской, Московской и Нижегородской областей, о чем составлены соответствующие акты.



Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.


СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновываются выбор темы, ее актуальность, определяются объект, предмет, гипотеза, цель и задачи диссертационного исследования, раскрываются его научная новизна, теоретическая и практическая значимость, формулируются основные положения, выносимые на защиту, сообщаются сведения об апробации и внедрении результатов проведенного исследования.


В первой главе «Общие теоретические основы стиля управления» рассматривается комплекс вопросов, раскрывающих понятие, сущность и содержание стиля управления, дается обоснование факторов, обусловливающих его формирование, проводится анализ существующих подходов к изучению стиля управления, в соответствии с которыми представлена классификация стилей и дана их содержательная характеристика, анализируется современное состояние стиля управления в горрайорганах внутренних дел с точки зрения классической классификации.

В настоящее время, как в научных источниках, так и в практической деятельности используется большое количество словосочетаний, включающих в себя слово «стиль», но не тождественных друг другу. Это: «стиль работы», «стиль работы руководителя», «стиль управления», «управленческий стиль», «стиль деятельности», «стиль управленческой деятельности», «стиль руководства», «стиль государственного управления», «стиль управления ОВД», «лидерство» и др.

Автором проведен анализ названных понятийных модификаций стиля, в результате которого диссертант пришел к выводу, что рассмотренные понятия не образуют единого ряда, а представляют три не пересекающихся между собой ряда, исходя из субъекта, применительно к которому рассматривается стиль.

Стиль управления имеет объективно-субъективную природу, он не выбирается, а предопределяется как объективными, так и субъективными факторами. При этом объективные факторы можно разделить на две группы: факторы внешней среды функционирования (макросреда) и факторы внутриорганизационные (микросреда).



К объективным факторам макросреды следует отнести: социально-политические и экономические особенности государственного устройства, институты гражданского общества, национально-исторические традиции в регионе, социально-культурный менталитет населения, существующие законы, деятельность вышестоящих органов власти и управления, безработицу, миграцию, пораженность коррупцией чиновников, отношения с органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями, конфессиями и др.

Объективные факторы микросреды – это тип организационной структуры управления, степень централизации, развитость инфраструктуры организации, организационная культура, социально-психологический климат, культурный и профессиональный уровень коллектива, формальные и неформальные связи в организации и их взаимовлияние и др. Автором обоснована целесообразность включения в группу факторов микросреды моды на соответствующий стиль управления.

Субъективные факторы, обусловливающие стиль управления, включают: индивидуальные особенности личности руководителя, его профессиональные знания, умения и навыки, прежний опыт и др. Важной субъективной составляющей стиля управления является мировоззрение руководителя, которое находит отражение во всех аспектах его деятельности.

Диссертантом предлагается авторское определение понятия «стиль управления»это устойчивая, стабильно проявляющаяся совокупность методов, приемов и способов управленческого воздействия руководителей на подчиненных, детерминированная факторами макросреды, микросреды и их личностными особенностями.

В исследовании обращается внимание на наличие многих общих моментов в деятельности хозяйственных руководителей, менеджеров, с одной стороны, и руководителей в ОВД – с другой. В первую очередь речь идет о совокупности рассмотренных выше объективных и субъективных факторов, предопределяющих стиль управления не только в экономической сфере, но и в правоохранительной.

В связи с тем, что органы внутренних дел входят в систему государственных органов, в исследовании выделяются отличительные черты деятельности, связанной с государственным управлением, что позволило диссертанту дать авторское определение стиля государственного управления.

Под это определение стиля государственного управления подпадает и стиль управления ОВД, однако в не меньшей степени это касается и стиля управления другими государственными органами, хотя в содержании их деятельности, а также и в стиле управления ими имеется, несомненно, и специфика. Поэтому наряду с общим определением стиля управления, стиля государственного управления обосновывается целесообразность определения и стиля управления ОВД. С этой целью выявлены специфические факторы как объективного, так и субъективного характера, предопределяющие формирование стиля управления ОВД. Это:


  • сложная криминогенная обстановка;

  • негативное отношение к милиции, недоверие к ней со стороны многих граждан;

  • относительно низкая доля правопослушного населения;

  • недостаточное материальное обеспечение милиции, значительно меньшее, чем у работников коммерческих структур;

  • работа СМИ, делающих акцент преимущественно на негативных сторонах деятельности ОВД и др. (факторы макросреды);

  • жесткие субординационные отношения в системе МВД;

  • существующая система оценки деятельности ОВД, процентомания, способствующая совершению должностных правонарушений: укрытию преступлений от учета, нерасследованию неочевидных преступлений, требующих больших усилий и т.д.;

  • выдвижение на руководящие должности не только в соответствии с профессиональными данными, но и в соответствии с принципами личной преданности, принадлежности к определенным группам и т.д.;

  • чувство корпоративной солидарности и др. (факторы микросреды).

Исходя из сказанного, под стилем управления ОВД, автор предлагает понимать такой стиль государственного управления, который характеризуется применением форм и методов управления, предопределяемых в большей степени особенностями функционирования ОВД и спецификой внутрисистемных отношений, нежели принадлежностью их к государственным органам и личностными особенностями руководителей, а именно: необходимостью оперативно реагировать на изменение криминогенной обстановки и отсутствием в то же время сформировавшихся традиций всегда действовать при этом в соответствии с принципами законности, ставить во главу угла интересы общества, населения региона, личности.

В главе достаточно подробно анализируются зарубежные теории формирования стилей управления, лидерства и лидерского поведения, и в рамках существующих подходов к определению стилей управления дается их классификация. Значительное внимание при этом уделено классификации, разработанной К. Левиным, в соответствии с которой выделяются авторитарный, демократический и либеральный стили, дается их содержательная характеристика. В дальнейшем, при анализе существующих стилей управления в ГОРОВД эти теоретические положения послужили критерием определения их типов и оценки содержания.

Как представляется автору, и другие положения менеджмента, касающиеся стиля управления, после соответствующей адаптации могут быть применены в управленческой деятельности горрайорганов внутренних дел и способствовать повышению ее эффективности.

Центральное место в главе принадлежит анализу современного состояния стиля управления в горрайорганах внутренних дел. Исследование показало, что на современном этапе социально-политического и экономического развития страны, в условиях напряженной криминогенной обстановки в ГОРОВД не существует единого стиля управления. Подавляющая часть руководителей (74%) отдает предпочтение демократическому стилю, меньшая часть (20,5%) – авторитарному и еще меньшая (5,5%) – либеральному. Однако не всем руководителям удается на практике свое предпочтение реализовать. Фактически демократический стиль управления в ГОРОВД характерен для 64,5% руководителей, авторитарный – для 24,3% и либеральный – для 11,2%. Т.е. около 10% руководителей, предпочитающих демократический стиль, на деле реализуют либо авторитарный, либо либеральный стиль. Доминирующей тенденцией современного руководства горрайорганами внутренних дел является переход от авторитарного и либерального стилей управления к демократическому стилю, преимущества и необходимость которого по мере роста уровня подготовки и развития коллектива проявляются все более отчетливо.

Вместе с тем в ходе исследования было выявлено, что в чистом виде рассматриваемые стили управления, как правило, не проявляются, а наблюдается лишь преобладающая выраженность того или иного стиля с элементами характеристик других стилей.

Кроме того, было также установлено, что высокая эффективность деятельности ГОРОВД может достигаться при любом стиле управления, а деятельность многих руководителей в ГОРОВД – выходить за рамки практикуемого ими стиля, когда складывающаяся оперативная обстановка или иные обстоятельства вынуждали их действовать не традиционным для них способом, хотя в целом их стиль управления сохранялся.

В целом современный стиль управления в ГОРОВД, независимо от того, к какому из рассматриваемых типов он тяготеет, имеет много недостатков, наиболее существенными из которых являются следующие:


  • значительный объем времени, уделяемый руководителями решению различных вопросов, не связан с управлением;

  • организационная работа большинства руководителей либо частично находит отражение в планах отделов, либо совсем не находит, что свидетельствует о неупорядоченности их режима дня;

  • в ГОРОВД слабо используется делегирование полномочий, что не позволяет более полно использовать потенциал сотрудников;

  • далеко не все руководители в состоянии эффективно организовывать взаимодействие и др.

В силу этого в работе сделан вывод о недостаточной эффективности современного стиля управления в ГОРОВД и о необходимости его совершенствования. В связи с тем, что стиль формируется под воздействием многих факторов и представляет собой сложное образование, включающее в себя большое количество элементов различной природы, его совершенствование может быть осуществлено в следующих аспектах: управленческом (включающем в себя соответствующие функции управления: планирование, организацию, контроль и др.), правовом, информационно-аналитическом, коммуникационном, психологическом, социально-психологическом, нравственно-этическом и др.

Во второй главе «Основные направления совершенствования стиля управления в ГОРОВД» эта проблема подробно проанализирована в двух аспектах: организационном и правовом. При этом организационный аспект совершенствования стиля управления рассмотрен в следующих, наиболее существенных, с нашей точки зрения, направлениях: регламентация управленческой деятельности в ГОРОВД; делегирование полномочий; совершенствование процедур, связанных с проведением различных трудовых операций; улучшение организации взаимодействия.

Регламентация управленческой деятельности. В современных условиях руководители в горрайорганах внутренних дел должны работать с максимальной отдачей и эффективностью, показывать пример экономного использования своего и чужого служебного времени, владеть рациональными управленческими приемами и методами. Иначе они не будут успевать делать все необходимое за рабочий день, что может замедлить и деятельность подчиненных им сотрудников.

Регламентация управленческой деятельности в ГОРОВД преследует цель осуществления операций по управлению с наименьшими затратами времени и представляет собой правильную и четкую организацию руководителями своего труда с передачей второстепенных вопросов своим подчиненным, планирование ими своего рабочего времени, позволяющее сконцентрировать внимание на вопросах, имеющих принципиальное значение.

Для того, чтобы правильно распределить управленческую деятельность и организовать свое рабочее время руководители в ГОРОВД должны владеть комплексом определенных приемов и уметь: 1) учитывать фактические затраты рабочего времени; 2) проводить их анализ; 3) на основе полученных результатов определять регламент работы (составлять типовой план-график на день, неделю, месяц); 4) планировать с учетом этого и других управленческих документов свою деятельность на каждый предстоящий рабочий день.

Делегирование полномочий. Существование сложной системы отношений руководителя и исполнителей исключает одностороннее рассмотрение управленческой деятельности. Одному руководителю трудно решать все управленческие задачи и даже самый опытный, энергичный, физически здоровый руководитель не в состоянии один справиться с решением множества задач, стоящих перед руководимым им коллективом. Выходом из этого положения может стать делегирование полномочий – предоставление руководителем своим непосредственным подчиненным права самостоятельно решать заранее определенные задачи или осуществлять те или иные действия, ответственность за которые несет руководитель.

Делегирование полномочий создает предпосылки для выработки и принятия более обоснованных управленческих решений и более эффективной их реализации, а так же позволяет расширить диапазон управления руководителя, освободить его от решения второстепенных вопросов, выполнения рутинных операций и сосредоточиться на решении основных, перспективных задач и принципиальных вопросов, которые никем иным, кроме него, решены быть не могут. Делегирование полномочий способствует также повышению ответственности и руководителя, и исполнителя.

В работе акцентируется внимание на предмете делегирования полномочий, определенных условиях и правилах его осуществления, совершаемых при этом ошибках и причинах, препятствующих более широкому применению этого механизма.

Рационализация проведения совещаний, деловых бесед и других трудовых операций. Одним из важнейших способов практического вовлечения сотрудников в процесс управления является использование коллективных форм принятия решений. Кроме того, привлечение к участию в управлении сотрудников ГОРОВД способствует реализации одного из важнейших принципов управления – принципа коллегиальности.

В главе уделяется также внимание рационализации проведения деловых бесед и других трудовых операций, осуществляемых руководителями в ГОРОВД, а именно: инструктажей; организации делопроизводства в органе; участия в работе органов местного самоуправления (администрации города, района), выступлений в средствах массовой информации.



Организация взаимодействия в ГОРОВД. Цель труда любого руководителя – организация совместных усилий коллектива, направленных на достижение конечных результатов, обеспечение согласованности совместной деятельности, так как для эффективной борьбы с правонарушениями требуется объединение усилий не только различных социальных институтов, но и разнообразных служб и подразделений горрайорганов внутренних дел. Кроме того, потребность в осуществлении взаимодействия продиктована разделением труда и все более углубляющейся специализацией, недостаточным ресурсным обеспечением, нехваткой информации, знаний и опыта как в осуществлении отдельных функций, так и в выполнении отдельных мероприятий, территориальной разветвленностью действий преступных группировок. Потребность во взаимодействии возникает также и в случае существования нормативно-правовых регламентов, обязывающих совместное обсуждение и решение каких-либо вопросов.

Важнейшим условием успешности взаимодействия выступает его организация, включающая: определение форм взаимодействия и взаимодействующих подразделений; разработку мероприятий по согласованию работы подразделений по месту, времени и цели; порядок обмена взаимной информацией, в том числе и в автоматизированном режиме, между подразделениями и отдельными работниками; контроль за состоянием взаимодействия подразделений; подведение итогов деятельности взаимодействующих подразделений и работников по выполнению поставленных перед ними задач.

В главе акцентируется внимание на то, что разработка нормативно-правовой базы всего лишь предшествует осуществлению процесса взаимодействия, а реализуется оно благодаря использованию различных организационных форм, обеспеченных идеологически, морально, психологически, экономически и т.д.

Правовые основы формирования современного эффективного стиля управления. В данном разделе диссертации автором обосновывается точка зрения, в соответствии с которой стиль управления, складывающийся, во-первых, под воздействием многих факторов как субъективного, так и объективного характера, и, во-вторых, быстро меняющий свое содержание вследствие изменения ситуации, не нуждается в жесткой регламентации. Должны быть разработаны, как представляется, нормативно-правовые основы применения только некоторых механизмов управления, представляющих собой прогрессивные, но относительно новые формы и методы управления, использование которых сдерживается нечеткостью представлений руководителей об их сути и отсутствием каких-либо регламентов по их применению. Речь, в частности, идет о таких механизмах как обнародование миссии милиции и личной миссии руководителя ГОРОВД; формирование зрелой организационной культуры в ГОРОВД; участие в управлении рядовых сотрудников; делегирование руководителями своих должностных полномочий и др.

Следует отметить, что данные механизмы управления являются для многих руководителей в ГОРОВД не только новыми, но, с их точки зрения, неприемлемыми для органов внутренних дел. В действительности же, как показывает опыт зарубежной полиции и некоторых наших ОВД, эти механизмы управления не только приемлемы в ОВД, но и позволяют сформировать современный эффективный стиль управления, отвечающий потребностям общества, государства, реформируемой системе ОВД.



В заключении подведен итог исследования, изложены основные положения, выводы, рекомендации и предложения, разработанные автором. В частности, установлено следующее.

Современный стиль управления в ГОРОВД предопределяется не столько принадлежностью их к государственным органам власти и управления и личностными особенностями их руководителей, сколько спецификой внутрисистемных отношений, а именно: необходимостью оперативно реагировать на изменения криминогенной обстановки и отсутствием в то же время сформировавшихся традиций всегда действовать при этом в соответствии с принципами законности, ставить во главу угла интересы общества, населения региона, личности.

Серьезное влияние на стиль управления в ГОРОВД оказывают также жесткие субординационные отношения системе МВД и существующая система оценки деятельности ОВД, процентомания и т.д., предопределяющие широкое использование форм и методов управления, характерных для командно-административной системы.

Стиль управления в ГОРОВД не является с точки зрения классической классификации однородным. Наиболее распространенным является демократический, в меньшей степени – авторитарный и еще в меньшей – либеральный стиль управления. Однако «в чистом виде» ни один из названных стилей на практике почти не встречается. Наиболее практикуемый стиль управления в ГОРОВД – это демократический с элементами авторитарного и либерального стилей.

Успешное выполнение сложных и ответственных задач, возложенных на систему горрайорганов внутренних дел, находится в прямой зависимости от стиля управления этими органами, причем эта зависимость связана не столько с типом стиля (демократический это или какой-то иной стиль), а с его приспособленностью к современным социально-экономическим условиям, с учетом требований, предъявляемых радикальной реформой.

До недавнего времени предпочтение отдавалось преимущественно административным методам руководства, однако за последнее время сформировалось более соответствующее новым условиям представление о необходимости применения приемов и методов управления в более широком спектре, где использовались бы наряду с административными экономические, социально-психологические, психологические и другие приемы и методы.

Одна из существенных современных потребностей ГОРОВД – формирование современного эффективного стиля управления, общими принципами которого являются: компетентность, деловая направленность, ответственность, самостоятельность, творческий подход, требовательность, принципиальность, научность, гибкость, минимизация субъективизма, установка на оправданный риск, «иммунитет» к проявлениям формализма и бюрократизма, чуткое отношение к людям, непримиримость к недостаткам, инновационность мышления и использование современных информационных технологий.

Наиболее благоприятные возможности для реализации названых принципов потенциально имеет демократический стиль управления, который мог бы стать основой для формирования современного эффективного стиля управления. Это сознает большинство руководителей в ГОРОВД, которые или применяют данный стиль или заявляют о намерении придерживаться его в ближайшей перспективе. Однако, как показало исследование, одного желания использовать в своей деятельности демократический стиль управления недостаточно. Нужны соответствующие подготовка и тренинги, которые позволили бы овладеть всей совокупностью подходов к управлению подчиненными в демократическом стиле.

Независимо от того, какому стилю управления в ГОРОВД отдается предпочтение и какой стиль фактически там используется, обнаружилось большое количество примерно одних и тех же недостатков, наличие которых позволяет сделать вывод о неготовности значительной части руководителей в ГОРОВД в сложившихся условиях применять современный эффективный стиль управления, соответствующий требованиям проводимых радикальных реформ.

Основными направлениями совершенствования стиля управления в горрайорганах внутренних дел, по нашему мнению, являются: регламентация управленческой деятельности руководителей, делегирование ими полномочий своим подчиненным, привлечение к участию в управлении рядовых сотрудников ГОРОВД, рационализация проведения совещаний, деловых бесед и других трудовых операций, совершенствование организации взаимодействия, нормативно-правовое закрепление некоторых, относительно новых, но вместе с тем слабо используемых на практике механизмов управления, являющихся непременными атрибутами современного эффективного стиля управления.

Для реализации указанных направлений автором обоснованы и разработаны следующие предложения и рекомендации.

Необходима правовая и организационная регламентация управленческой деятельности. Основная проблема здесь заключается в отсутствии ведомственных нормативных актов, регулирующих деятельность горрайорганов, за исключением Приказа МВД РФ от 20. 09. 1994г. № 260, который во многом устарел. Нуждается в конкретизации Наставление по организации работы городских, районных органов внутренних дел и линейных органов внутренних дел на транспорте. При его переиздании целесообразно уточнить всю систему деятельности ГОРОВД: организационное построение; компетенцию, перечень функций и задач, возложенных на него; служебные взаимосвязи с другими государственными и негосударственными органами, общественными объединениями и формированиями; права и обязанности начальника, его заместителей, руководителей структурных подразделений и сотрудников ГОРОВД, что является исходным условием для формирования современного эффективного стиля управления.

Целесообразно вернуться в ГОРОВД к системе личного планирования руководителями своего рабочего времени, которую официально никто не запрещает, но и не рекомендует. Возвращение к такой системе – важное условие рационализации стиля управления, она помогает руководителю равномерно и обоснованно использовать служебное время, уменьшить перегрузки и ликвидировать острый его дефицит.

Так как личное планирование рабочего времени требует соответствующих знаний и умений, необходимо включить изучение этого вопроса в курс теории социального управления, преподаваемого в Академии управления МВД России. До 90-х годов этот вопрос изучался и теоретически, и практически, что позволяло выпускникам Академии грамотно формировать свой бюджет рабочего времени и рационально его использовать.

Одним из наиболее важных факторов совершенствования стиля управления является делегирование руководителем полномочий своим подчиненным. Однако, в связи с тем, что при делегировании полномочий возникает много вопросов правового и организационного характера, автором разработан Проект (Модель) нормативно-правового акта по правовому регулированию этого процесса на уровне ГОРОВД для представления его в Правовой департамент МВД России.

В целях совершенствования коллективных форм принятия решений необходимо вовлекать всех сотрудников в процесс управления, тем самым повышая их инициативность, активность и самостоятельность.

С целью формирования у руководителей умений проведения совещаний и других трудовых операций необходимо обучать их технологии осуществления этих операций как в Академии управления МВД России, так и в других высших учебных заведениях МВД, а также на занятиях по профессиональной подготовке в подразделениях.

Руководители ГОРОВД, их заместители, а также руководители структурных подразделений должны принимать самое непосредственное участие в работе органов местного самоуправления, что позволит им расширить круг знаний о социально-экономической и демографической ситуации на обслуживаемой территории, взаимно информировать друг друга о содержании и совершенствовании деятельности органов внутренних дел, консолидировать совместные усилия для разрешения стоящих перед органами проблем и возникающих перед ними трудностей, критически взглянуть на недостатки в своей работе, развить конструктивные взаимоотношения с руководителями предприятий и организаций различных форм собственности.

Все руководители в ГОРОВД должны регулярно выступать в средствах массовой информации по вопросам охраны общественного порядка и борьбы с преступностью, что будет способствовать укреплению связей с общественными объединениями и формированию доверительного отношения граждан к деятельности органов внутренних дел.

В целях повышения эффективности управления на научной основе, осознания потребности в приобретении более углубленных знаний, внедрения достижений теории, социологии и психологии управления в практическую деятельность руководителей ГОРОВД необходимо:

проводить ежегодные семинары по изучению положений менеджмента, теории, социологии, психологии управления, введя в планы обучения руководителей спецкурсы по совершенствованию стиля управления;

систематически проводить курсы по указанным проблемам для руководящего состава горрайорганов внутренних дел на ВАКе Академии управления МВД России;

шире освещать в ведомственной печати передовой опыт руководителей, практикуемых эффективный стиль управления, отвечающий современным условиям функционирования ГОРОВД.

Процесс совершенствования стиля управления должен осуществляться на постоянной и систематической основе, а не носить характер кампании, разовых или периодических мероприятий. С этой целью автором разработана Методика совершенствования стиля управления в ГОРОВД.

В завершение следует отметить, что проведенное исследование не претендует на полное раскрытие данной темы и бесспорность затронутых в диссертации вопросов. Несомненно, многие из них требуют дальнейшего изучения и разработки, а данное исследование может рассматриваться как определенный вклад в решение научной проблемы совершенствования стиля управления в горрайорганах внутренних дел на современном этапе. Данная работа может послужить основой для проведения конкретных исследований в области управления персоналом и оказать помощь в разработке стратегии и тактики управленческого поведения руководителей в ГОРОВД.

Основные положения диссертации опубликованы в семи научных статьях, общим объемом 2,75 п.л., две из которых объемом 0,75 п.л. выполнены в соавторстве, соавторство не разделено.

Научные статьи, изданные в журналах, рекомендованных Перечнем ВАК:

1. Максимов А.Н. Стиль управления в системе ОВД: теория и практика// Юридический мир. № 1 (121). – М., 2007. – 0,3 п.л.

2. Максимов А.Н. Рационализация стиля управления горрайорганом внутренних дел в системе мер повышения эффективности управленческой деятельности// Современное управление. № 4. – М., 2007. – 0,5. п.л.

3. Яськов Е.Ф., Максимов А.Н. Взаимодействие между структурными подразделениями городских и районных органов внутренних дел// Вестник Московского университета МВД России. № 10. – М., 2006. – 0,5 п.л.



Научные статьи, опубликованные в иных изданиях:

4. Максимов А.Н. Особенности труда руководителя: власть, ответственность, стиль управления// Научный дебют. Сборник научных статей. Вып. 1. – Смоленск: Универсум, 2005. – 0,4 п.л.

5. Яськов Е.Ф., Максимов А.Н. Взаимодействие органов внутренних дел с общественными объединениями и роль стиля управления в его осуществлении// Проблемы взаимодействия органов внутренних дел с общественными объединениями по охране правопорядка и обеспечению общественной безопасности: мат-лы «круглого стола» 27 января 2006г. в Академии управления МВД России. – М.: Академия управления МВД России, 2006. – 0,25 п.л.

6. Максимов А.Н. Стиль управления как системообразующий фактор социально-психологического климата коллектива// Корпоративность, инновационность, социальная эффективность: мат-лы IV Афанасьевских чтений «Обеспечение устойчивого развития муниципальных образований в условиях социально-экономических реформ», проходивших в г. Руза, Московской обл. в период 3-6 февраля 2006г. – М.: Издательство РГСУ «Союз», 2006. – 0,4 п.л.



7. Максимов А.Н. Совершенствование стиля управления горрайорганами внутренних дел в системе мер повышения эффективности противодействия экстремизму // Современный экстремизм в Российской Федерации: особенности проявления и средства противодействия: мат-лы Всероссийской научно-практической конференции в Академии управления МВД России 16 июня 2006г. – М.: Академия управления МВД России – Тверь: ООО «Издательство «Триада» , 2006. – 0,4 п.л.

1 Указ Президента Российской Федерации от 09.03.2004г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»; Федеральный закон от 07.07.2004г. «О государственной гражданской службе Российской Федерации»; Ежегодное послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию РФ от 25.04.2005г.

2 Обращение Министра внутренних дел Российской Федерации к сотрудникам органов внутренних дел и военнослужащим внутренних войск МВД России от 23.08.2005г. № 1/5758.

1 Арьков С.Н. Организационно-экономические аспекты формирования и развития предпринимательского стиля управления в сфере торговли. Дисс. …канд. экон. наук. – М., 2004; Бабурова Н.Б. Стиль политического руководства как фактор эффективности деятельности главы субъекта Федерации. Дисс. … канд. полит. наук. – М., 2005; Ионцева М.В. Стиль руководства как системно-образующий фактор социально-психологического климата коллектива. Дисс. …канд. психол. наук. – М., 1999; Козорезов Д.В. Управление персоналом и стиль руководства в социальных организациях. Дисс. …канд. социол. наук. – М., 1999; Коренева Е.Л. Стиль руководства производственной организацией в условиях становления рыночных отношений в России. Дисс. … канд. экон. наук. – М., 1999; Кустова А.В. Акмеологические условия и факторы формирования продуктивного стиля руководства в сфере государственной службы. Дисс. … канд. психол. наук. – М., 2002; Макарцев А.Г. Формирование стиля современного руководителя: социологический аспект. Дисс. … канд. социол. наук. – М., 1992; Мишуровский Л.Э. Индивидуальный стиль руководителя в формировании управленческой команды. Дисс. … канд. психол. наук. – М., 2001; Погребняк А.А. Экономика постмодерна: научная парадигма и хозяйственный стиль. Дисс. … канд. экон. наук. – СПб., 2000; Чурюмова С.Ф. Формирование и развитие предпринимательского стиля управления как важнейшего фактора повышения эффективности производства. Дисс. … канд. экон. наук. – Калининград, 2002 и др.

скачать файл



Смотрите также:
Общая харатеристика работы
353.97kb.
Общая характеристика работы и ее актуальность
266.37kb.
Общая характеристика работы актуальность темы исследования
601.86kb.
Общая характеристика работы актуальность темы диссертационного исследования
380.5kb.
На пирамиде Хеопса были вырезаны цифры, обозначавшие сколько чеснока, редиски, лука и других продуктов выдавали строителям. Общая стоимость работы составляла, по Геродоту, 1500 шаланитов
33.92kb.
Общая информация о международной студенческой олимпиаде «Banks Battle»
62.78kb.
1. Общая характеристика государственного
919.07kb.
Русские судебники 1550 и 1589гг (общая характеристика)
234.83kb.
Урок «Общая характеристика климата России»
12.91kb.
Зарубко Елена Юрьевна Психосемантика обобщенных категорий в межсубъектном взаимодействии Специальность: 19. 00. 01 – «Общая психология, психология личности, история психологии»
372.05kb.
Практические задания по базовым основам работы в сети Internet задание 1
219.92kb.
I. Общие положения Педагог-психолог относится к категории специалистов
54.11kb.