vesnat.ru страница 1
скачать файл
Направления поддержки черной металлургии – опоры экономического

благополучия региона – региональными властями Белгородской области

Малахова О. А.

студентка 4 курса

Национальный исследовательский университет

"Белгородский государственный университет"

экономический факультет, г. Белгород, Россия

E–mail:bright_flower7@mail.ru

Известно, что Белгородская область, наряду с Курской и Орловской областями, относится к регионам, на территории которых располагается Курская магнитная аномалия. Курская магнитная аномалия (КМА) – это самый мощный в мире железорудный бассейн. Этот крупнейший в мире по запасам железа район по разведанным запасам богатых руд (около 30 млрд. т.) уступает лишь перспективному боливийскому Эль Мутун (около 40 млрд. т.). Благодаря этому на территории Белгородской области построены крупнейшие металлургические заводы ОАО «Стойленский ГОК», ОАО «ОЭМК» и ОАО «Лебединский ГОК». Металлургия является основой благополучия данного региона, т.к. большая часть налоговых поступлений в бюджет области поступает от этих предприятий, они создают значительное число рабочих мест, участвуют в различных общественных благотворительных мероприятиях. Именно поэтому органы власти Белгородской области должны поддерживать и стимулировать развитие металлургической отрасли. Актуальность темы вызвана тем, что недавний финансовый кризис 2009 года негативно отразился на состоянии металлургии как в России в целом, так и Белгородской области в частности.

В нашей стране существует «Стратегия развития металлургической промышленности Российской Федерации на период до 2015 года», утвержденная приказом Минпромэнерго России от 29 мая 2007 г. № 177. Однако следует помнить, что Россия – огромная страна, и реализация такой стратегии в рамках всего государства является долгим процессом и может не коснуться всех предприятий металлургической отрасли. Именно поэтому региональным властям необходимо уделить внимание данной отрасли. Согласно Правительству РФ был реализован комплекс мер государственной поддержки металлургии, направленный на сохранение и расширение позиций металлургических предприятий на мировых рынках и защиту отечественных производителей на внутреннем рынке, а также на стимулирование спроса внутреннего рынка металлопродукции. В частности, были повышены ставки ввозных таможенных пошлин на отдельные виды проката; в октябре 2009года продлены на девять месяцев нулевые ставки ввозных таможенных пошлин на отходы и лом черных металлов; установлена специальная пошлина в размере 28,1% таможенной стоимости на трубы из коррозионностойкой стали [2]. Безусловно, можно с положительной стороны охарактеризовать деятельность правительства по поддержке металлургии. Но этих мер недостаточно, тем более что вышеупомянутые меры имеют несущественное значение для металлургических предприятий Белгородской области, которые получает основной доход от экспорта черных металлов.

Рассмотрим положение одного из крупнейших предприятий в России по добыче и обогащению железной руды и производству высококачественного сырья для черной металлургии ОАО «Лебединский ГОК» в период кризиса. Для этого предприятия 2009 год, как и для многих металлургических заводов, был неудачным: прибыль сократилась c 33512041 до 8499447 тыс. рублей (на 74 %) [3]. Такая ситуация была вызвана тем, что стоимость продукции черных металлов на мировом рынке снизилась более чем в 3 раза за период сентября по декабрь 2008 года, из-за чего предприятие столкнулось с денежными трудностями. Вследствие низкой рентабельности ОАО «Лебединский ГОК» пришлось сократить производство продукции. В условиях кризиса 2008-2009 гг. прибыль завода ГБЖ ОАО «Лебединский ГОК», являющегося единственным заводом в Европе по производству горячебрикетированного железа, сократилась более чем в 2 раза (752202620,31 долл. США - в 2008 г., 302743147,7 долл. США- в 2009 г.). Поэтому в время кризиса ОАО «ЛГОК» пришлось снизить премию к зарплате своим рабочим, многих работников отправляли в отпуск без содержания. Если до кризиса премия к заработной плате работников составляла 100%, то с наступлением кризиса - 55 % .Особенно сильно ухудшалось материальное положение семей, в которых оба родителя работали на предприятии, и если их двоих отправляли в отпуск без содержания.

Т.к. доход ОАО «ЛГОК» сократился, то и налоговые выплаты, согласно бухгалтерскому балансу 2009 года, уменьшились с 5487979 до 596991 тыс. рублей (в 9 раз). А известно, что налоговые поступления от металлургических предприятий формируют большую часть бюджета Белгородской области (17% - в 2008г., 1,7% - в 2009г.). Нестабильное и кризисное положение металлургии может поставить всю область в сложную экономическую ситуацию, появятся проблемы с социальными выплатами, а люди, которые полностью зависят от этих денежных пособий, потеряют единственные средства к существованию. Поэтому очень важно, чтобы в условиях кризиса предпринимались меры поддержки металлургии в Белгородской области, и предприятия могли преодолеть кризис без негативных последствий, всегда могли рассчитывать на поддержку региональных властей Белгородской области.

Но на данный момент, просматривая Реестр долгосрочных целевых программ Белгородской области по состоянию на 20 января 2011 года, нельзя обнаружить программ поддержки черной металлургии. Это свидетельствует о непонимании региональными властями важность стабильности и процветания этой отрасли. Несомненно, областные целевые программы, такие, как «Областная программа строительства (приобретения) жилья для де­тей-сирот и детей, остав­шихся без попечения ро­дителей, и лиц из их числа на 2004-2012 годы», «Социальная поддержка инвалидов и ветеранов боевых действий, а также семей военнослужащих (сотрудников), погибших в локальных военных конфликтах на 2011-2013 годы» [4], очень важны, но не следует забывать о том, за счет каких средств финансируются эти программы. Это бюджетные средства. Следовательно, чтобы социальные программы были реализованы, необходимо сначала поддержать основную отрасль - металлургию, которая является опорой экономического благополучия региона.

В период кризиса ОАО «Лебединский ГОК» получало льготные кредиты от государства, налог на прибыль был снижен на 4%. Однако этого недостаточно, региональные власти смогут улучшить положение металлургических предприятий в период кризиса с помощью таких средств, как льготное кредитование за счет средств области, снижение налога на имущество металлургических предприятий, т.е. максимально снизить налоговое бремя, предоставлять руководству предприятия информационные и консультационные услуги. Эти меры позволят повысить конкурентоспособность предприятий на мировом рынке, а, следовательно, и конкурентоспособность товара.

Данная работа будет полезна при разработке региональными властями Белгородской области программ поддержки черной металлургии в условиях кризиса, так как содержит описание реальной картины положения металлургических предприятий в сложившейся ситуации.



Литература

1. Официальный сайт Управления ФНС по Белгородской области. URL: http://www.r31.nalog.ru/

2. Официальный сайт Правительства РФ. URL: http://www.premier.gov.ru

3. Официальный сайт «Металлоинвест». URL: www.metallinvest.ru



4. Официальный сайт губернатора и правительства Белгородской области. URL: http://www.belregion.ru

5. Приказ Министерства Промышленности и Торговли от 18 Марта 2009 г. N 150 «Об утверждении Стратегии развития металлургической промышленности России на период до 2020 года»
скачать файл



Смотрите также:
Направления поддержки черной металлургии – опоры экономического благополучия региона – региональными властями Белгородской области
47.69kb.
Подход к разработке схем размещения рекламных конструкций
28.37kb.
Информация о результатах пилотного проекта разработки профессиональных стандартов для черной металлургии
2233.82kb.
А. Г. Аханченок (председатель), А. И. Белкин (заместитель председателя), С. Н. Бражников, Ф. А. Горелов, Р. Ф. Исмагилов, Н. Т. Кашкаров, В. В. Коршунов, Н. М. Колодяжный, П. И. Колесников
1769.16kb.
Программа дисциплины Визуальное искусство изучаемого региона для направления 41. 03. 03 «Востоковедение и африканистика»
540.91kb.
Техническое задание с изменениями
11.53kb.
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека территориальное управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области
583.54kb.
«Информационная политика Правительства Оренбургской области»
198.44kb.
Программа дисциплины «Литературная традиция изучаемого региона»
1371.3kb.
Учебного занятия
99.99kb.
Программа дисциплины История изучаемого региона (Китая) для направления 41. 03. 03. «Востоковедение и африканистика»
744.97kb.
Программа развития малого инновационного предпринимательства в сельском муниципальном образовании
118.87kb.