vesnat.ru страница 1страница 2страница 3
скачать файл
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №11 компенсирующего вида Калининского района Санкт-Петербурга
Методическая разработка
Метод проектов как средство реализации системно-деятельностного подхода в ДОУ компенсирующего вида на этапе введения ФГОС

Авторы разработки:

Старший воспитатель - Березницкая Т.А.

Музыкальный руководитель – Кислякова О.М.

Воспитатель – Уколова В.А.

Учитель-логопед – Геллер Н.Б.

Учитель-логопед – Моргачева И.Н.
Санкт-Петербург

2013 г.


Метод проектов как средство реализации системно-деятельностного подхода в ДОУ компенсирующего вида на этапе введения ФГОС
Содержание:

Введение 2

Актуальность 3

Лексико-тематическое планирование проектной деятельности для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) с общим недоразвитием речи 5

Паспорт проекта «Сказочный мой Петербург» 6

Модель работы над проектом 8

Проект «Маленькие истории о моей большой семье» 9

Проект «Осень в город к нам пришла» 12

Проект «Дворцовый град» 16

Проект «Мы - будущие олимпийцы» 22

Проект «Путешествие капельки» 28

Проект «Мой город Санкт Петербург» 33

Вывод 39


Библиография 41


Введение


На этапе введения Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) возникла необходимость соединения системного и деятельностного подхода в обучении и воспитании. Системный подход - это подход, при котором образовательная система рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов. Деятельностный подход позволяет реализовать принцип системности на практике. Основная идея системно-деятельностного подхода заключается в том, что главный результат образования - это способность и готовность обучающегося к эффективной и продуктивной деятельности во всевозможных социально-значимых ситуациях.

Значительными возможностями в реализации системно-деятельного подхода обладает внедрение в педагогическую практику дошкольных образовательных учреждений инновационной деятельности. Инновации определяют принципиально новые методы и технологии, ориентированные на личностное развитие ребёнка. Поиск новых форм работы привел к тому, что в дошкольных учреждениях стал широко использоваться метод проектной деятельности. Использование метода проектной деятельности в дошкольном образовании позволяет сформировать активную жизненную позицию детей, развить творческое мышление, умение самостоятельно, разнообразными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать полученные знания для последующего создания новых объектов действительности. Кроме того, метод проектов делает образовательную систему ДОУ открытой для непосредственного участия родителей в педагогическом процессе.

Однако, на сегодняшний день актуальна проблема сочетаемости коррекционной и общеобразовательной программы с целью построения комплексной коррекционно-развивающей модели. Решение данной проблемы возможно через разработку методики использования проектной деятельности в условиях дошкольного учреждения компенсирующего вида.

Актуальность


На современном этапе развития Российского дошкольного образования особое внимание уделяется развитию личностных качеств дошкольника через системно-деятельностный подход. Проектная деятельность как средство реализации данного направления, обеспечивает включение каждого ребёнка в самостоятельную познавательную деятельность, создавая для каждого адекватную нагрузку.

Известно, что у дошкольников с общим недоразвитием речи наблюдается сочетание речевых нарушений со специфическими особенностями когнитивной, эмоциональной сфер. Практический опыт работы с такими воспитанниками показал, что одной из наиболее продуктивных форм обучения является метод проекта, способствующий развитию следующих личностных качеств: познавательный, эмоциональный, творческий потенциал, коммуникативную компетенцию.

В нашем ДОУ были реализованы различные тематические проекты: «Магия звуков», «Ожидание чуда», «Сундучок моей прабабушки» и многие другие. В настоящее время мы пришли к выводу, что наиболее эффективно развивать нашу работу в рамках единого многофункционального проекта. Опираясь на принцип разумной «минимизации» содержания деятельности с детьми, мы разработали единый годовой проект с учетом комплексно-тематической модели построения образовательного процесса. Выбор темы проекта - «Сказочный мой Петербург» обусловлен дефицитом знаний детей о нашем городе, необходимостью накопления ими социального опыта жизни в своём городе.

Актуальность выбранной темы определяется проблемой становления у дошкольников ценностного отношения к родной стране, воспитания основ гражданственности, стоящей перед отечественным дошкольным образованием. В проекте национальной доктрины образования в Российской Федерации подчёркивается, что “система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, обладающих высокой нравственностью”.

Чувство Родины у ребёнка начинается с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребёнок учится осознавать себя живущим в определённый временной период, в определённых этнокультурных условиях.

Данный опыт может служить для организации педагогической деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников с учетом изучаемых лексических тем.


Лексико-тематическое планирование проектной деятельности для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) с общим недоразвитием речи



Паспорт проекта «Сказочный мой Петербург»


Актуальность

Обусловлена построением новой модели работы с воспитанниками с ОВЗ:

  • Разработка и внедрение метода проектов для развития личностных качеств детей старшего дошкольного возраста;

  • Активное участие родителей в образовательном процессе;

  • Создание системы интегративного образования в ДОУ компенсирующего вида

Новизна

Построение комплексной коррекционно-развивающей модели обучения детей старшего дошкольного возраста с использованием проектной деятельности в условиях дошкольного учреждения компенсирующего вида.

Практическая значимость

Эффективность применения метода проектов в обучении и воспитании дошкольников с ОНР: у детей формируется активная жизненная позиция, развиваются творческое мышление, умение самостоятельно, разнообразными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать полученные знания для последующего создания новых объектов действительности

Цель проекта

Развитие личностных качеств у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ, формирование нравственно-патриотических чувств, любви и привязанности к своей семье, дому, родному городу через проектную деятельность.

Задачи

  • развивать инициативность и самостоятельность, умение ставить перед собой цель и находить способы ее реализации;

  • способствовать развитию творческого потенциала детей во всех видах деятельности;

  • поощрять уверенность детей в своих силах;

  • формировать умения пользоваться средствами общения со сверстниками и взрослыми в целях получения нужной информации;

  • воспитывать уважение к семейным традициям, родному городу, стране;

  • содействовать развитию художественно-творческим способностям детей к продуктивной деятельности;

  • способствовать формированию этики поведения петербуржца;

  • расширять понятийный словарь воспитанников по изучаемым лексическим темам;

  • обеспечить коррекцию нарушений развития детей с ОВЗ с учетом их индивидуальных особенностей

Тип проекта

Познавательно-исследовательский

Составляющие проекта

«Сказочный мой Петербург»


  • «Маленькие истории о моей большой семье»

  • «Осень в город к нам пришла»

  • «Дворцовый град»

  • Мы – будущие олимпийцы»

  • «Путешествие капельки»

  • «Наш город Санкт-Петербург»

Участники проекта

Дети старшего дошкольного возраста, родители, социальные партнеры, воспитатели, специалисты

Продолжительность проекта

Долгосрочный

Этапы реализации

Подготовительный этап. Изучение нормативно-правовой документации и информационно-методической литературы по теме проекта. Разработка лексико-тематического планирования проектной деятельности.

Основной этап. Взаимодействие специалистов ДОУ, родителей с целью развития личностных качеств детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ через использование метода проектов, согласно разработанному перспективному лексико-тематическому планированию.

Заключительный этап. Мониторинг уровня развития личностных качеств воспитанников и уровня удовлетворенности родителей над данным проектом. Обобщение и распространение опыта работы по теме проекта.

Используемые технологии

- игровые технологии;

- здоровьесберегающие технологии;

- личностно-ориентированные технологии;

- технологии проектирования;

- технологии проблемного обучения;

- технологии развивающего обучения;

- технологии мнемотехники, ТРИЗ;

- элементарное музицирование



Перспективы развития проекта

Расширение проекта (увеличение возрастной категории детей с 4 до 6 лет), добавление новых технологий, форм работы с детьми и родителями.

Презентация проекта на районном, городском уровнях.




Модель работы над проектом



Проект «Маленькие истории о моей большой семье»


Цель проекта: развитие в детях чувства семейной сплоченности интереса к истории своей семьи и ее традициях.

Задачи:

  • формировать у детей представления о семье, профессии родителей;

  • воспитывать любовь и уважение к членам семьи, учить проявлять заботу о родных людях;

  • дать детям представление о том, что каждая семья уникальна, имеет свою историю, традиции, интересы;

  • формировать навыки творческого рассказывания;

  • развивать коммуникативные навыки, познавательно- поисковую активность детей;

  • обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности.

Краткое содержание проекта «Маленькие истории о моей большой семье»

Этапы проекта

Действия детей

Действия педагогов

Действия членов семьи и социальных партнеров

Подготовительный этап:

Проблема

Планирование

Прогнозирование результатов/ продуктов проекта



Активное слушание литературных произведений по теме проекта.

Просмотр мультфильмов.

Предложение решений проблемной ситуации («мозговой штурм»).

Обсуждение возможных решений ситуаций, выбор приоритетных решений.



Заинтересовать детей.

Создать проблемную ситуацию.

Актуализация темы для родителей.

Разработка содержания образовательно–воспитательного процесса по направлениям.

Привлечение к сотрудничеству членов семьи.


Вхождение родителей в тему проекта.

Предварительное анкетирование.

Ознакомление родителей с содержанием проекта.

Внесение родителями предложений по реализации проекта.



Деятельностный этап:

Непосредственная деятельность по проекту, поэтапная оценка



Художественно-продуктивная деятельность: рисунки, создание макета «Вот моя улица, вот мой дом» совместно с педагогом

Участие в викторине «Родня»

Создание семейного фотоальбома совместно с родителями

Изготовление книги «Моя бабушка, мой дедушка»

Изготовление карты- схемы «Откуда мы родом?»

Участие в коммуникативных играх



Оформление стенгазеты «Наши имена».

Подбор заданий для викторины «Мой любимый город».

Изготовление заготовок для создания макета «Вот моя улица, вот мой дом».

Сбор экспонатов и оформление выставки «Детские игрушки моих родителей».

Разработка анкеты для родителей.

Оформление информационных стендов для родителей, интернет-консультации на сайте ГДОУ для родителей по изготовлению поделок, оформлению книг и фотоальбомов

Подбор, разработка и проведение коммуникативных игр

Чтение сказок, рассказов, стихотворений по теме проекта

Создание условий для игровой деятельности детей в рамках проекта


Подбор упражнений для комплекса утренней гимнастики, оформление комплекса (фотографии, видео, рисунки и т.д.).

Оформление страничек для книжек-самоделок «Моя бабушка», «Мой дедушка».

Создание совместно с детьми семейного фотоальбома, подбор фотографий с видами Петербурга.

Подбор экспонатов для выставки «детские игрушки моих родителей»

Посещение выставки «Детские игрушки моих родителей»

Участие родителей в тематических вечерах («Мой папа милиционер», «Моя мама врач»)

Посещение театра

Ознакомление через информационные стенды и интернет-ресурсы с коммуникативными играми для семейного досуга.



Завершающий (презентация продуктов проекта и рефлексия – размышления над новым знанием или опытом)

Активное участие в семейном мероприятии «Маленькая история моей большой семьи»

Активное участие в видео презентации «Мой город самый красивый»

Видео интервью «Когда я стану мамой, (папой) какой (каким) я буду»

Выставка детских книг



Проведение семейного мероприятия «Маленькая история моей большой семьи»

Подведение итогов работы над проектом.

Оформление презентации и фотоальбомов.

Размещение презентационного отчета о проекте на сайте ГДОУ



Активное участие в мероприятии, подготовка выступления в соответствии со своими интересами, увлечениями


Организационно-методическое обеспечение проекта «Маленькие история о моей большой семье»

Образовательная область «Познавательное развитие»

Виды и формы работы с детьми

Предметно-развивающая среда

  1. Составление словарика «Наши имена»

  2. Работа с картой России «Откуда мы родом?» (изготовление карты-схемы)

  3. Изготовление макета микрорайона «Мой дом, моя улица»

  4. Викторина «Родня»

Карты: России, г. Санкт-Петербурга, Калининского района.

Литература по теме.

Демонстрационный материал к викторине


Образовательная область «Коммуникативно-личностное развитие»

  1. Коммуникативные игры

  2. «Кем работают мои родители?» (покажи без слов)

  3. Сюжетно-ролевые игры «Профессии»

  4. Игра «Кто Я?» (кто кому кем приходится)

  5. «Добрые слова о каждом члене своей семьи»

  6. «Объясни пословицу о семье»

  7. «Отгадай загадки»

Атрибуты для сюжетно-ролевых игр «Профессии»

Литература по теме «Семья»



Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

  1. Книгоиздательство, изготовление детских книг «Моя бабушка и мой дедушка» (рисунки, стихи и детские рассказы)

  2. Разучивание песен детских композиторов на семейную тематику: «Лучше папы друга нет» (сл. Т. Пляцковского, муз. Б. Савельева),

«Хорошо рядом с мамой» (сл. Т.Волгиной, муз. А Филиппенко) «Песенка про бабушку» (музыка и слова А. Абелян)

  1. Репродукции «Ф.П. Решетникова «Опять двойка», И. Хомутова «Семья»

Выставка изготовленных детских книг

Аудиоматериал «Детские песни».

Демонстрационный материал: репродукции картин


Образовательная область «Физическое развитие»

  1. Конкурс семейных комплексов утренней гимнастики

  2. Разучивание и проведение лучших комплексов

  3. Разучивание пальчиковой гимнастики «Семья», «Мальчик-пальчик»

  4. Физминутки «Помогаем маме», «Кто живёт у нас в квартире»

  5. Составление альбомов «Олимпийские виды спорта», «Любимые игры наших бабушек и дедушек»

Выставка спортивные фото родителей.

Атрибуты для утренней гимнастики

Атрибуты к подвижным играм


Образовательная область «Речевое развитие»

  1. Чтение рассказов на семейную тематику: В. Драгунский «Моя сестренка Ксения», Н. Носов «Тайное становится явным», «И я помогаю», В. Осеева «Сыновья»

  2. Чтение и заучивание стихотворений: Я. Аким «Моя родня», Е. Благинина «Посидим в тишине», «Забота» «Научу обуваться и братца» Т. Бокова «Как папа» «Колыбельная для мамы» Л. Разумова «Мой папа», Э. Мошковская «Я маму мою обидел», А. Плещеев «Внучка» Д.Булгакова «Спасибо, дедушка»;

  3. Видео интервью детей «Когда я стану мамой (папой), какая (какой) я буду», «Как я помогаю дома»

  4. Просмотр мультфильмов «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Дикие лебеди» с дальнейшим обсуждением характеров героев и их поступков.

Художественная литература на семейную тематику.

Детские видео интервью.




Формы взаимодействия с семьей и социальными партнерами

  1. Оформление семейных фотоальбомов «Мой город самый красивый»

  2. Выставка « Мои маленькие родители» (спортивные фото родителей)

  3. Выступление родителей в тематических вечерах (рассказ о своих профессиях)

  4. Совместное посещение театра

  5. Анкетирование родителей

  6. Конкурс семейных комплексов утренней гимнастики

  7. Семейная гостиная «Мы родом из Петербурга»

Оформление выставки совместных детско-родительских творческих работ (фотоальбомов).

Оформление фото выставки.

Размещение на сайте ДОУ информации о театральном репертуаре и рекомендаций родителям по посещению театров.


Итоговый продукт проекта: семейный праздник: “Неразлучные друзья - бабушка, дедушка, мама, папа и я”


скачать файл


следующая страница >>
Смотрите также:
Метод проектов как средство реализации системно-деятельностного подхода в доу компенсирующего вида на этапе введения фгос
582.18kb.
Конспект комбинированного урока по физическому воспитанию в 8 классе
165.67kb.
Публично-частное партнерство как новая идеология развития мирового сообщества И. Запатрина
142.61kb.
«Школа формирования ключевых компетенций на основе деятельностного подхода»
338.47kb.
Внутришкольный контроль по реализации фгос в начальной школе(2011-2012)г. 1 класс
31.91kb.
Учебно-тематический план особенности социализации детей дошкольного возраста в условиях введения Федеральных государственных требований
36.38kb.
Урок литературы в 7 классе восприятие, или диалог читателя с книгой, как элемент деятельностного подхода к преподаванию литературы
391.32kb.
Календарно-тематическое планирование по русскому языку в 8 классе
156.3kb.
Конкурс социальных проектов студентов вузов Санкт-Петербурга направлен на формирование в Санкт-Петербурге системы инициирования и реализации социальных проектов
225.22kb.
Статья А. Б. Бичуна и В. М. Шайтора «Пути введения лекарственных средств» в книге «Рекомендации по оказанию медицинской помощи детям на догоспитальном этапе»
38.83kb.
Алмазбек Шаршенович, ваши предшественники неоднократно заявляли о начале реализации совместных с российскими партнерами глобальных проектов, в том числе в нефтегазовой отрасли и в сфере гидроэнергетики
50.74kb.
В связи с тем, что методологической основой фгос является системно-деятельностная парадигма образования, базирующаяся на теоретических положениях Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина, В. В
143.1kb.