vesnat.ru страница 1
скачать файл

ЛИТЕРАТУРА

СИЛЫ СВЕТА И ТЬМЫ. ВИНА И РАСПЛАТА В РОМАНЕ

М. А. БУЛГАКОВА “МАСТЕР И МАРГАРИТА”


br.jpg



Брешева Наталья Петровна

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории


ПЛАН УРОКА
Цели урока:

  • Обучающие:

  • организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний в рамках темы: «Художественный мир романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита»;

  • создать условия для усвоения фундаментальных философских идей, в частности о границах между истиной и ложью, добром и злом, верой и безверием.


Ориентированные на развитие личности учащихся:

  • создать условия для развития у учащихся умений формулировать проблемы, предполагать пути их решения; находить в произведении непонятные для себя, «темные» места, задуматься над их художественным значением;

  • создать условия для развития умения формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать ее.

Воспитательные:

  • воспитание и развитие личностных компетенций учащегося;

  • уяснить нравственные уроки Булгакова, главные ценности, о которых говорит писатель.


В результате изученной темы учащиеся должны:                                              

Знать

особенности основных жанров художественного стиля;

основные нормы речевого этикета.

Уметь

отбирать наиболее существенные факты и сведения для раскрытия темы и основной идеи высказывания;

правильно и точно пользоваться языковыми средствами для оформления высказывания;
Межпредметные связи:

Основы христианства

Основы эстетки и культуры.
Материально – техническое оснащение:

Медиапроектор, компьютер, экран, слайдовый материал к уроку, текст романа

«Мастер и Маргарита», видеоролики фильма В.Бортко «Мастер и Маргарита»
Методические приемы:

Работа с текстом, видеофрагментами; лекция с элементами беседы.




  1. Вводное слово учителя:

Слайд 1, 2.

Добро и Зло не могут существовать в человеческом сознании в отрыве друг от друга: Добро приобретает осознанность и цель только в сопоставлении со Злом, а Зло немыслимо, если рядом нет добра, чтобы распознать его.

Вспомним знаменитый диалог Воланда с Левием Матвеем:

«Не будешь ли ты так добр подумать над вопросом: что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени?»

Далее мы встречаем фразу, которая является ключевой в булгаковском

понимании доброго и злого. Воланд замечает Матвею:

«Мы говорим с тобой на разных языках… но вещи, о которых мы говорим, от этого не меняются».

Что это значит? По мнению Булгакова, для высшего зла, которое воплощает в себе Воланд, обыкновенная земная подлость, серость, пошлость и нечестность так же нетерпимы, как нетерпимы для высшего Добра ненастоящие, выжатые обывательские добродетели.

В романе создается парадоксальная ситуация: Добро и Зло, перехлестнувшись в одном из бесчисленных неземных измерений, по сути, преследуют одну и ту же цель.

Чтобы лучше понять, как это становится возможным, необходимо сравнить истоки дьявольского и божественного.


Итак, мы говорим о силах Света и Тьмы, вины и расплаты в романе «Мастер и Маргарита».

Слайд 3, 4.




  1. Слово учителя:

Высшее Добро и высшее Зло – категории настолько немыслимого и всеобъемлющего порядка, что можно полностью и безраздельно исповедовать лишь одну философию, линию, жизненную позицию из двух данных.

При этом неизбежно приходится отказываться от всякой попытки познать или приблизить к себе другое начало, проникнуть в его законы, ибо Добро и Зло так различны, что безоговорочно исключают друг друга.

Слайд 5.

Герои романа несут мощную идейную нагрузку. Из «ершалаимских глав» представлены читателю Иешуа Га-Ноцри и Понтий Пилат.

Чтобы ответить на вопрос Чем опасен Иешуа для общества?, вспомним эпизод главы «Понтий Пилат». Как ведет себя во время допроса Понтий Пилат? Иешуа?
Слайд 6.

Просмотр видеофрагмента фильма В.Бортко «Мастер и Маргарита».

Учащийся (работа с главами романа):

В то утро, когда Пилату предстоит встреча с Иешуа, он страдает от приступа гемикрании, «непобедимой, ужасной болезни, от которой нет средств, нет никакого спасения». «Адская» головная боль, преследующая Пилата, «ненавистный» запах розового масла – это внешние знаки глубокого душевного неустройства. Страдания сделали Пилата открытым к восприятию великого духовного события, каким станет для него встреча с Иешуа.

В процессе допроса происходят непостижимые для прокуратора события. Привычное соотношение судьи и обвиняемого нарушается, они как бы меняются местами. Но Иешуа не судит Пилата, а как «великий врач» стремится, избавив его от физических страданий, принести ему душевное исцеление. Впервые Пилат столкнулся с недоступной его пониманию нравственной силой.


  • А теперь скажи мне, что ты все время употребляешь слова «добрые люди»? Ты всех, что ли, так называешь?

  • Всех, - ответил арестант, - злых людей нет на свете.

  • Впервые слышу об этом, - сказал Пилат…

Его жизненный опыт, мировоззрение, иронический ум сопротивлялись воздействию странных речей «философа», - и все же Пилат незаметно для себя меняется. Не взгляд его на жизнь меняется, а он сам, его духовная сущность.

Он ищет способа спасти подсудимого без риска для себя. Но Иешуа повторяет свои «антигосударственные» рассуждения:



  • Человек перейдет в царство истины и справедливости, где вообще не будет надобна никакая власть.

Пилат переспрашивает:

  • И настанет царство истины?

  • Настанет, игемон, - убежденно ответил Иешуа.

  • Оно никогда не настанет! – вдруг закричал Пилат таким страшным голосом, что Иешуа отшатнулся.

Этот крик – выражение не гнева, а надрыва.

  • А ты бы меня отпустил, игемон, - неожиданно попросил арестант.

Теперь Пилат должен сознательно и ответственно сделать выбор, который определит участь Иешуа и его собственную участь, потому что отныне они оба связаны навсегда. Но Пилат отступил перед Каифой, согласился отпустить «жалкого разбойника» Вараввана и предать казни Иешуа. И так же неотвратимо, как распятие Иешуа, пришло «бессмертие» для Пилата, расплата за вину, заключенная в самой вине.

В «ненавистное бессмертие» он унесет свою тоску от сознания того, что «он чего-то не договорил с осужденным, а может быть, чего-то не дослушал».

Однако в вине Пилата содержится не только расплата, но и мощный позитивный заряд: вина перед Иешуа открыла ему лицо Иешуа, лицо другого человека, реальность других ценностей, дотоле неведомых ему; через вину перед человеком Пилат находит самого себя как лицо, поднимается над собой.


  • Но, помилуйте меня, философ! Неужели вы, при вашем уме, допускаете мысль, что из-за человека, совершившего преступление против кесаря, погубит свою карьеру прокуратор Иудеи?

  • Да, да, - стонал и всхлипывал во сне Пилат.

Разумеется, погубит. Утром бы еще не погубил, а теперь, ночью… согласен погубить. Он пойдет на все, чтобы спасти от казни решительно ни в чем не виноватого безумного мечтателя и врача!

Таковы мысли Пилата в его сновидении. «Жестокий прокуратор» Иудеи познал смирение. Поднявшись над собой, Пилат, однако, не утратил того, что является сердцевиной его личности.


Вывод:

Слайд 7.


В этом эпизоде отчетливо видно, насколько они, Иешуа и Пилат, противопоставлены друг другу. Ведь трусость – это внутренняя несвобода. Пилат, подписывая приговор, говорит: «Погибли». Он гибнет как свободная личность.

Бродяга-философ крепок своей наивной верой в добро, которую не могут отнять у него ни страх наказания, ни зрелище вопиющей несправедливости, чьей  жертвой становится он сам. Его неизменная вера существует вопреки обыденной мудрости и наглядным уроком казни. В житейской практике эта идея добра, к сожалению, не защищена…





Понтий Пилат и Иешуа Га-Ноцри ведут дискуссию о человеческой природе. Иешуа верит в наличие добра в мире, в предопределенность исторического развития, ведущего к единой истине. Пилат убежден в незыблемости зла, неискоренимости его в человеке. Ошибаются оба. В финале романа они продолжают на лунной дороге свой двухтысячелетний спор, навечно их сблизивший; так зло и добро слились воедино в человеческой жизни.


  1. Слово учителя (слайд 11):

За веру во мнимые ценности, за душевную лень найти свою веру человек бывает наказан, как в булгаковском романе персонажи наказаны болезнью, страхом, муками совести. Но совсем страшно, когда человек отдает себя сознательно служению мнимым ценностям, понимая их ложность.

На балу у мертвецов Воланд, специалист по «черной магии», сатана, обращается к отрезанной голове Берлиоза, на которой сохранились «живые, полные мысли и страдания глаза»: «… Каждому будет дано по его вере. Да будет же это! Вы уходите в небытие, а мне радостно будет из чаши, в которую вы превращаетесь, выпить за бытие».

Какую же «веру» исповедует председатель МАССОЛИТа?
Слайд 12-13:

Просмотр видеофрагмента фильма В.Бортко «Мастер и Маргарита» («Встреча»).

Учащиеся (работа с главами романа):

В беседе Воланда с московскими литераторами на Патриарших прудах речь идет о доказательствах бытия Божия и соответственно дьявола. Воланд «умоляет» своих собеседников: «… Поверьте хоть в то, что дьявол существует…»

Бог и дьявол – существа духовного мира, духовной ценности. Бытие – в широком смысле – реальность духовного мира, отвергаемая Берлиозом. Суть его «веры» Воланд формулирует в иронической сентенции: «… Чего не хватишься, ничего нет».

Отрицание «бытия», т.е. отрицание Бога, дьявола, реальности духовной сферы, есть утверждение «небытия» – «Ничего нет».

Такова «вера» Берлиоза. Воланд пункт за пунктом опровергает воззрения Берлиоза, он доказывает, что они противоречат «фактам», самой упрямой в мире вещи. «Полные мысли и страдания» глаза на отрезанной голове свидетельствуют, что истина факта дошла до не угасшего еще сознания Берлиоза.

Воланд говорит Мастеру, «извлеченному» из клиники Стравинского: «Он (Иван Бездомный) едва самого меня не свел с ума, доказывая мне, что меня нету!»

Берлиозский образ мыслей приводит к абсурду. На Патриарших не произошло столкновения мировоззрений: Булгаков противопоставил Берлиозу не иной взгляд на мир, а непосредственную реальность существования сатаны. Диалог между ним – существом духовной сферы – и московскими литераторами завершен и закрыт. Автор не оставил лазейки для читательского «а может быть?..». Истина, провозглашаемая председателем МАССОЛИТа, оказалась мнимостью. Поэтому и его «вера» и он сам, адепт этой «веры», обречены на уход в «небытие».

В самой вине заключена расплата. «Бытие» – «небытие» – это не отвлеченные понятия, а символы, не сводимые противопоставлению «существование» – «несуществование».


Вывод:

Берлиоз нужен Булгакову, чтобы показать, что существует вера, с которой должен жить человек, Вера, которая является смыслом бытия.

Тема Веры сопряжена в романе с темой Совести. Ведь почти каждый человек без веры становится человеком без совести.

Слайд 14.




Все, на что обращает свой взгляд Воланд, предстает в своем истинном свете. Воланд не сеет Зло и Тьму, не внушает его, не лжет, не искушает и потому не предает. Он всего лишь вскрывает зло, разоблачая, сжигая, уничтожая то, что действительно ничтожно.

  1. лово учителя:

Слайд 15-16.

Мастер обладает всеми высокими нравственными качествами, испытывая лишь недостаток, как и сам М. Булгаков, в практическом начале. Он податливо проникается крайним отчаянием, а также свободно возносится в самые выси. Его свободная личность равно воспринимает и зло, и добро, оставаясь при этом собой…В этом обществе Мастеру нет места, несмотря на всю его гениальность…


Почему Мастер недостоин света? Что его отличает от Иешуа? Ведь оба они подвижники.
Учащийся (работа с главами романа):

Мастер недостоин царства света, потому что в его душе давно выгорела вера в вечное всепобеждающее благо, присущее человеческой натуре и человеку как созданию Бога. Осталась только живая, искупляющая любовь к Маргарите, заменившей ему жизнь и смерть, судью и ангела на земле. А Бог никогда не остается равнодушным к любви. Поэтому покой есть лучшая и справедливая награда Мастеру – человеку, чей путь на земле был долгой и трудной историей ошибок, исканий, разоблачений и гениальных откровений.



Вывод:

Мука Мастера – это не мука Христа, потому что Мастер страдал, стремясь обрести истину, а Иешуа – стремясь донести ее до других (т.е. во имя этой истины).

Иешуа и Мастер имеют сходные судьбы, но разные пути. Во-первых, Иешуа Га-Ноцри ни в коем случае не бунтарь. Напротив, лепта его в пересоздание мира носит подчеркнуто гуманный, исключительно мирный характер, и неопытному читателю его жизненная позиция может показаться даже беспомощной.

У Булгакова и Мастера одна общая трагедия - трагедия непризнания.

Но в отличие от Булгакова Мастер не борется за свое признание, он остается самим собой - воплощением "безмерной силы и безмерной, беззащитной слабости творчества."


  1. Слово учителя:

Слайд 17.

Покой для Мастера и Маргариты - очищение. А очистившись, они могут прийти в мир вечного Света, в царство Божие, в бессмертие. Покой просто необходим таким настрадавшимся, неприкаянным и уставшим от жизни людям, какими были Мастер и Маргарита.

Покой - это и возможность творчества, и несбыточная романтическая мечта

художника.

Маргарита борется за свое счастье до конца, готова на все, даже на сделку с

самим Сатаной…

Слайд 18.

Просмотр видеофрагмента фильма В.Бортко «Мастер и Маргарита» («Бал Сатаны»).

«Испытание» – слово, дающее ключ к повествованию о Маргарите-ведьме.

В магически восстановленном подвале она говорит Мастеру: «Я из-за тебя всю ночь вчера тряслась, как нагая, я потеряла свою природу и заменила ее новой…»

«Ведьма» – только одно звено в цепи метаморфоз ее образа.

Последнее звено – в третьем сновидении Ивана – Лунная Маргарита.


Слайд 19, 20.
Слайд 21.

  1. Слово учителя:

Слайд 22.

Просмотр видеоролика фильма В.Бортко «Мастер и Маргарита» («Последний полет»).
Вывод:

Как же победить Зло и Тьму? Для этого нужно прежде всего утвердить в обществе торжество принципа справедливости, то есть неотвратимости разоблачения и наказания непрофессионализма, недобросовестности, подлости, подхалимства, лжи. Однако это ещё не будет конечным торжеством добра.



Чтобы Свет окончательно победил Тьму, люди должны научиться творить чудо человечности, нужен “...акт милосердия, которое, в отличие от понятной и доступной человеку справедливости, остаётся для человека и чудом, и тайной”.



  1. Подведение итогов.

  2. Домашнее задание: сбор материалов к творческой самостоятельной работе по роману (тему выбирают учащиеся):

  • Москва и Ершалаим. Изменилось ли общество за 2000 лет?

  • Действительно ли необходимо зло?

  • Кто в романе по – настоящему свободен и независим, а кто только глупо самоуверенно убежден в собственной независимости, тогда как на самом деле является игрушкой в чужих руках и не в состоянии предсказать, что с ним будет даже через 10 минут?

  • Тема любви в романе.
скачать файл



Смотрите также:
М. А. Булгакова "мастер и маргарита" Брешева Наталья Петровна учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории план урока
102.81kb.
Романова Оксана Владимировна, учитель русского языка и литературы
58.21kb.
Начальная школа
39.95kb.
Построение многогранников с помощью куба
184.1kb.
Ученик 10 класса мбоу «сош №17» г. Таганрога Ростовской области. Елена Георгиевна Медведева, учитель русского языка и литературы. Директор: Наталья Владимировна Зуйко
222.93kb.
Интеллектуальная игра для школьников 9 – 11 классов «Идём в ноосферу»
46.22kb.
Урока: Она была поэтом. Жизненный путь Анны Ахматовой Форма урока: лекция с элементами монтажа и театрализации
127.9kb.
Проект урока по русскому языку в 7 классе. Развитие речи. Сочинение- повествование с элементами описания по картине В. Хабарова «Портрет Милы». Учитель русского языка и литературы Алмакаева О. С
53.96kb.
Использование Интернет-ресурсов в практической деятельности учителя-предметника Учитель русского языка и литературы моу «оош с. Малая Быковка» Балаковского района
55.26kb.
Трагедия поэта. Из опыта работы учителя русского языка и литературы высшей категории
266.59kb.
Разработка урока по литературе в 11 классе. Учитель русского языка и литературы мкоу «сош№85» г. Тайшета Иркутской области
34.85kb.
Савченко Николай Александрович, генеральный директор кровельной компании «саврос» центр деловых встреч 13. 00 15. 00 Официальное открытие форума. Пленарное заседание
70.31kb.