vesnat.ru страница 1
скачать файл
Муниципальный район «Таттинский улус»

МОУ Уолбинская средняя общеобразовательная школа

имени В.И.Ленина

ДОКЛАД


ПОДБОР ПРИЕМОВ ТАКТИКИ ПРОХОЖДЕНИЯ ДИСТАНЦИИ ЛЫЖНИКОВ-ГОНЩИКОВ ДЛЯ ТРАССЫ «УОЛБА».

Выполнила: ученица 8 класса

Егорова Александра

Руководитель: Кусатова О.И.

2011г.

СОДЕРЖАНИЕ



ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………....3

ГЛАВА 1. Процесс тактической подготовки лыжников- гонщиков………………………………………………………………………...5

1.1. Сущность понятия «тактическая подготовка

лыжников- гонщиков»…………………………………………………5

1.2. Способы передвижения на лыжах……………………………………11

ГЛАВА 2. Подбор приемов тактики прохождения дистанции лыжников - гонщиков………………………..…………………………………….………..14

2.1. Приемы тактики прохождения дистанции лыжников-гонщиков ..14

2.2. Оптимальные приемы прохождения дистанции на лыжной трассе «Уолба»………………………. …………………………………..…………..19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..21

ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………...23

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность: Тема лыжной гонки интересует меня с 4-го класса. Потому – что тогда я начала выступать на лыжных соревнованиях.

Например у нас каждый год проводятся соревнования по лыжным гонкам на призы 9-кратной чемпионки РС (Я) А.С.Михайловой, нашей землячки. И являюсь их постоянной участницей, завоевывала призовые места. Я хотела бы узнать побольше способов улучшить свой результат, лучше подготовиться к соревнованиям.

Из литературы я узнала о приемах тактики прохождения дистанции лыжников – гонщиков. В школе мы в основном изучаем технику лыжных ходов, а хотелось бы подобрать приемы тактики.

Проблема: как правильно подобрать приемы тактики прохождения дистанции лыжников-гонщиков.

Объект: Процесс тактической подготовки лыжников-гонщиков.

Предмет: Приемы тактики прохождения дистанции лыжников-гонщиков.

Цель: Подбор приемов тактики прохождения дистанции лыжников-гонщиков на трассе «Уолба».

Гипотеза: Подбор приемов тактики прохождения дистанции лыжников-гонщиков может повысить эффективность их подготовки.

Задачи:

1. Раскрыть сущность понятия процесса тактики прохождения дистанции лыжников-гонщиков.



2. Рассмотреть способы передвижения на лыжах.

3. Подбор приемов тактики прохождения дистанции лыжников-гонщиков.

4. Анализировать приемы тактики прохождения дистанции лыжников – гонщиков для трассы «Уолба»

Этапы:


  1. Подготовительный - изучение литературы о приемах тактики.

  2. Организационный - Подбор и апробация приемов тактики прохождения дистанции лыжников-гонщиков.

  3. Заключительный - анализировать эффективность приемов тактики прохождения дистанции лыжников – гонщиков для трассы «Уолба»

ГЛАВА 1. ПРОЦЕСС ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ЛЫЖНИКА-ГОНЩИКА

1.1. Сущность понятия «тактическая подготовка»
Тактика спортсмена – это искусство ведения соревнования с противником. Победа в соревнованиях или достижение высокого результата зависят от уровня тактического мастерства лыжника. Овладев тактикой ведения соревнования, спортсмен может лучше использовать свои технические возможности, физическую подготовленность, волевые качества, все свои знания и опыт для победы над противником или для достижения максимального результата. Тактическая подготовка лыжника состоит из двух взаимосвязанных частей – общей и специальной.

Общая тактическая подготовка предполагает приобретение теоретических сведений по тактике в различных видах лыжного спорта. Знания по тактике лыжники получают во время специальных занятий, лекций и бесед, при наблюдении за соревнованиями с участием сильнейших лыжников, просмотре кинограмм, кинокольцовок и кинофильмов, а также путем учебно-тренировочных занятий, в соревнованиях и при анализе накапливаются опыт и знания.

Специальная тактическая подготовка – это практическое овладение тактикой в лыжных гонках путем применения лыжных ходов в зависимости от рельефа и условий скольжения, распределения сил по дистанции и составления графика её прохождения, выбора вариантов смазки в зависимости от внешних условий, индивидуальных особенностей спортсменов и т. д. Специальная тактическая подготовка проводится в ходе учебно-тренировочных занятий и соревнований.

Все это изучается накануне старта при просмотре дистанций и позволяет разработать тактику на предстоящие соревнования с учетом конкретных условий, перспектив противника и своих возможностей. По окончании соревнований необходимо тщательно проанализировать эффективность применяемой тактики и сделать выводы на будущее.

Овладение способами передвижения и применение их в зависимости от внешних условий и индивидуальных особенностей имеют наибольшее значение в тактической подготовке лыжника-гонщика. В условиях удовлетворительного и плохого скольжения на равнине и в подъемы различной крутизны наиболее часто применяются попеременный двухшажный иногда попеременный четырехшажный ходы. Кроме этого, попеременный четырехшажный ход используется при глубокой лыжне, когда затруднено отталкивание палками. На пологих спусках широко применяются одновременно ходы – одновременный одношажный и двухшажный; бесшажный – чаще всего на леденистых раскатанных участках лыжни и при спусках средней крутизны. При хорошем и отличном скольжении на равнине широкое применение находят попеременный двухшажный и одновременные ходы, но при первой возможности следует отдать предпочтение одновременным, так как они дают преимущество в скорости при заметной экономии сил.

Выбор хода во многом зависит от степени овладения им и от индивидуальных особенностей лыжника – силы мышц его верхних конечностей и туловища. Скорость передвижения во многом зависит от сочетания ходов и выбора момента перехода с хода на ход в зависимости от состояния и микрорельефа лыжни и условий скольжения. Все это изучается во время учебно-тренировочных занятий.

Одним из главных методов обучения тактике является повторное прохождение отрезков дистанции, специально подобранных в зависимости от задач тактической подготовки и различных по длине и рельефу. Отрезки подбираются заранее на каждое занятие с учетом контингента и подготовленности занимающихся.

Скорость на склоне во многом зависит от правильного выбора стойки спуска. Низкая стойка обеспечивает наименьшее сопротивление воздуха и дает возможность несколько отдохнуть, но на сложном рельефе применять низкую стойку нецелесообразно, так как это не дает возможности быстро выполнить повороты и затрудняет преодоление неровностей. На длинных и очень пологих спусках, когда применении низкой стойки не увеличивает скорость, лучше передвигаться одновременным бесшажным ходом.

Вторым важным моментом в тактической подготовке является умение правильно распределить силы по дистанции. Из практики известно, что равномерное прохождение трассы наиболее целесообразно для достижения высоких результатов в лыжных гонках, особенно у новичков. Но на пересеченных трассах различной сложности невозможно добиться равномерной скорости, поэтому целесообразно стремиться к относительной равномерности, к оптимальной интенсивности с учетом рельефа трассы.

В ходе тренировочных занятий необходимо проводить тактические учения, где лыжники овладевают приемами борьбы с соперником, находящимся в условиях прямой видимости (старт в одной или соседней паре, общий старт), а также с противниками, стартующими много раньше или позднее. В таких случаях они ориентируются на информацию тренера о времени прохождения отдельных отрезков дистанции.

Умение распределять силы приобретается в процессе учебно-тренировочных занятий, на которых контролируется время прохождения отрезков дистанции и частота сердечных сокращений на подъемах, спусках и равнине. Сопоставляя личные ощущения с этими объективными показателями, лыжник овладевает умениями контролировать свою работоспособность.

Рост тактического мастерства неразрывно связан с уровнем развития физических и волевых качеств. В ходе подготовки целесообразно вначале повысить функциональные возможности лыжника применительно к требованиям тактики, а затем попытаться осуществить задуманный план. Так, при борьбе с противником, находящимся в непосредственном контакте (при общем старте), попытка оторваться от него за счет многократных ускорений может привести к обратному результату, если сам спортсмен не подготовлен к передвижению в переменном темпе после резкого старта. Поэтому, прежде чем пытаться осуществить данный тактический вариант, необходимо повысить функциональные возможности лыжника применительно к данному тактическому приему.

При обучении юношей тактике лыжных гонок на первых годах подготовки должны быть решены следующие задачи:

1. Научить правильному выбору способов передвижения в зависимости от внешних условий и индивидуальных данных.

2. Воспитать у лыжника чувство скорости.

3. Обучить умению выбирать и поддерживать скорость передвижения в зависимости от длины дистанции, рельефа местности и уровня подготовленности.

4. Научить лыжников простейшим приемам борьбы на лыжне при непосредственной близости противника (с общего старта, при обгоне и на финише).

Все эти задачи решаются в ходе групповых и индивидуальных занятий, начиная с первого года обучения. Постепенно задачи усложняются. Обучение тактике идет параллельно с освоением техники и ростом уровня подготовленности.

Оздоровительный эффект занятий, физкультурно-оздоровительных мероприятий на лыжах значительно возрастает благодаря тому, что проводятся они, главным образом, в экологически чистой лесной или лесопарковой местностях. При этом создаются уникальные условия для использования целого комплекса целебных оздоровительных факторов природной среды.

Как известно, двигательная деятельность лыжника осуществляется в естественных природных условиях – на лесных трассах, проложенных на местности с различным по степени пересеченности рельефом. Многочисленные переходы с одного хода на другой, различные способы подъемов, спусков, преодоления неровностей, поворотов, торможений. Выбор способа передвижения зависит, прежде всего, от многочисленных внешних природных факторов.

Условия скольжения охватывают два основных понятия:

1. Качество скольжения (динамическая сила трения), которое замедляет скольжение и тормозит продвижения лыжника. Поэтому необходимо принимать меры по снижению силы трения скольжения путем повышения качества скользящего покрытия лыжи и использования соответствующих лыжных мазей и парафинов.

2. Сила трения сцепления (статическая сила трения) обеспечивает остановку лыжи и дает возможность произвести отталкивание стоящей лыжи, что является обязательным условием полноценного толчка ногой в классических ходах.

Среди лыжников весьма распространена визуальная оценка качества скольжения. Для этого выбирают отлогий склон с хорошо накатанной лыжней, крутизной до 8% и длиной около 30 м, с плавным выкатом на равнинный участок. На вершине скола отмечают время старта, от которого мягким ступанием (без отталкивания) лыжник в стойке лыжника свободно скатывается со склона и скользит до полной остановки. Чем большее расстояние пройдено при скольжении и дальше от старта произошла остановка, тем выше качество скольжения и меньше коэффициент трения скольжения. Для определения качества сцепления этот же склон используют как подъем. И наибольшая высота подъема на склон ступающим шагом без опоры на палки будет соответствовать лучшему сцеплению и большему значению коэффициента трения сцепления.

При использовании классических ходов визуальную оценку качества скольжения и сцепления делают на равнинном участке, условия «отката» лыж осуществляют с применением фотоэлементов и электронных секундомеров. Фотоэлементы с электронным секундомером устанавливают на небольшом расстоянии друг от друга на выкате после горы разгона. Изменяя место старта на горе разгона и, следовательно, скорость движения на контрольном отрезке, корректируется качество скольжения на разных скоростях. Чем меньше время прохождения контрольного отрезка, тем лучше скольжение.

Все многообразие условий скольжения в различных погодных условиях при изменении структуры снежного покрова можно ориентировочно объединить в шесть наиболее выразительных, качественно различающихся между собой разновидностей, которые существенно изменяют двигательную деятельность лыжника.



Тактика в лыжных гонках. Успех гонщика на соревнованиях во многом зависит от умения тактически правильно применять различные способы лыжных ходов, наиболее целесообразно распределять свои силы на дистанции.

Изучив трассу во время просмотра (обычно накануне, а лучше за несколько дней до гонок), лыжник составляет план гонки, учитывая состояние трассы, свою подготовленность, мастерство соперников, порядок их стартов. Если же заранее не удалось ознакомиться с трассой, лучшим вариантом плана будет относительно равномерное распределение сил по дистанции. В этом случае спортсмен меньше зависит от тактических приемов других участников.

Перед гонкой необходимо проделать соответствующую разминку. Её следует начинать за 30-40 минут до старта спокойным бегом без лыж и упражнениями на растягивание и расслабление основных групп мышц ног, туловища, плечевого пояса. Затем следует встать на лыжи и передвигаться в среднем темпе по лыжне, отведенной для разминки. В разминку включают два-три ускорения по 200-250 метров и заканчивают ее передвижение со средней интенсивностью. Перерыв между разминкой (нужно тепло одеться) и началом гонки не должен превышать 10-15 минут.

После разминки нужно тепло одеться и спокойно ходить около стартовой площадки. Общая длительность разминки 20-25 минут. Гонку начинают с оптимально большой, но привычной для себя скоростью. Старт принимают коротким разбегом (3-4 шага), а затем переходят на подходящие одновременные ходы – бесшажный, обношажный или их сочетание, коньковый ход. При удовлетворительном скольжении и на равнинных участках следует применять сочетание попеременного двухшажного и одновременного двухшажного ходов. Необходимо уметь быстро, без потери скорости переходить от одного способа лыжного хода к другому.

Подъемы в гору обычно преодолевают попеременным ходом (скользящим, беговым, ступающим), реже – «полуелочкой» и лишь в некоторых случаях «елочкой» (крутой склон, проскальзывание лыж). Применение разнообразных способов подъема в гору позволяют лыжнику более равномерно распределять нагрузку на основные мышечные группы, наиболее экономно преодолевать подъемы. На подъемах работают, обычно, интенсивнее, так как выигрыш от этого ощутимее, чем на равнине.
1.2. Способы передвижения на лыжах
Лыжные ходы получили свое название от различных сочетаний движений рук и ног. Лыжные ходы подразделяются на две группы: попеременные ходы (руки работают попеременно), одновременные ходы (руки работают одновременно). Выделяют также переходы с одного хода на другой.

Техника попеременных ходов. Наиболее распространенным способом передвижения на лыжах является попеременный двухшажный ход. Движения рук и ног в этом ходе аналогичны движениям в обычной ходьбе. Цикл движений состоит из двух скользящих шагов и двух отталкиваний палками (одно отталкивание палкой на каждый шаг).

Основой хода является скользящий шаг. С началом скольжения гонщик выносит ногу вперед и переносит на нее массу своего тела. Продолжая скольжение в выпаде, он останавливает движение ноги, производит активное продвижение тела вперед над опорой (перекат) и сгибает ногу в колене – приседание. Из этого положения лыжник начинает разгибание ноги в коленном суставе и производит энергичное отталкивание.

Выполняя шаги, лыжник попеременно отталкивается палками, что позволяет сохранить скольжение и даже несколько увеличить скорость. С началом скольжения на левой ноге правая рука выносит палку вперед. Рука немного согнута в локтевом суставе, кисть на уровне глаз.

Место постановки палки на снег зависит от условий скольжения: при хорошем скольжении - у крепления лыжи, при плохом – ближе к каблуку ботинка. Большое значение для отталкиваний палкой имеет угол постановки ее на снег. Оптимальным считается угол 80-850 . С наклоном туловища лыжник нажимает рукой на палку и, не допуская ее поперечных колебаний, сильно давит на снег. Выпрямлением руки на палки в одну линию заканчивается отталкивание палкой, которое выполняется быстро и до конца назад.

Важную роль в попеременно двухшажном ходе играет положение туловища лыжника. На протяжении цикла оно меняется несколько раз: после отталкивания ногой туловище выпрямляется, при начале отталкивания палкой оно наклоняется вперед – лыжник производит «навал» на руку и палку. Попеременная работа рук и ног создает условия для поочередного отдыха работающих мышц, экономного расходования сил.

Попеременный четырехшажный ход (в перекидку) применяется при затрудненном скольжении (оттепель, кустарник, извилистая и занесенная снегом лыжня), при плохой опоре палок (глубокий и рыхлый снег), когда трудно применить попеременный двухшажный и одновременные ходы.

Цикл этого хода состоит из четырех скользящих шагов и двух попеременных отталкиваний палками на третьем и четвертом шагах, которые выполняются также как и в попеременном двухшажном ходе. Первые два шага без толчков палками несколько короче, третий и четвертый шаги длиннее.

Техника одновременных ходов. Одновременные ходы применяют при хорошем скольжении на раскатанной обледенелой лыжне, при движении под уклон и на равнине при твердой опоре для палок, а также в случаях, когда необходимо на малом отрезке развить высокую скорость (обгон). В зависимости от числа скользящих шагов в цикле различают одновременный бесшажный, одношажный и двухшажный ходы.

Одновременный бесшажный ход применяется на пологих спусках, при отличном скольжении на ровных участках местности, обледенелых склонах, укатанных площадках и т.п. Лыжник скользит стоя на двух лыжах, отталкиваясь одновременно обеими палками. Цикл хода состоит из беспрерывного скольжения на двух лыжах (отталкиваясь одновременно обеими палками), переноса и отталкивания палками.

Закончив отталкивание палками, гонщик выпрямляется и вновь выносит палки вперед. Палки вставляются в снег под углом 70-800, после чего начинается давление на них. Лыжник наклоняет туловище вперед, наваливаясь на палки, затем опускает и разгибает руки. Угол между опорой и палками уменьшается и к концу отталкивания доходит до 20-250. Отталкивание заканчивается полным разгибанием рук в локтевых суставах, туловище наклонено вперед.

Одновременный одношажный ход применяется в гонках на хорошо накатанной лыжне с твердой опорой для палок, как на ровной поверхности, так и при небольших подъемах. Цикл хода состоит из скользящего шага, отталкивания палками и скольжения на двух лыжах.


ГЛАВА 2. ПОДБОР ПРИЕМОВ ТАКТИКИ ПРОХОЖДЕНИЯ ДИСТАНЦИИ ЛЫЖНИКОВ –ГОНЩИКОВ

2.1. Приемы тактики прохождения дистанции лыжников-гонщиков


Успех гонщика на соревнованиях во многом зависит от умения тактически правильно применять различные способы лыжных ходов, наиболее целесообразно распределять свои силы на дистанции.

Изучив трассу во время просмотра (обычно накануне, а лучше за несколько дней до гонок), лыжник составляет план гонки, учитывая состояние трассы, свою подготовленность, мастерство соперников, порядок их стартов. Если же заранее не удалось ознакомиться с трассой, лучшим вариантом плана будет относительно равномерное распределение сил по дистанции. В этом случае спортсмен меньше зависит от тактических приемов других участников.

Способы передвижения на лыжах подразделяются на следующие группы:


  • строевые упражнения с лыжами и на лыжах;

  • лыжные ходы;

  • переходы с хода на ход;

  • стойки спусков;

  • способы подъемов;

  • повороты на месте и в движении;

  • прикладные упражнения на лыжах;

  • преодоление неровностей на склонах при спуске.

По способу отталкивания ногами лыжные ходы подразделяются на две группы: классические и коньковые.

Лыжные ходы можно подразделить в зависимости от сочетания движений руками и ногами и количестве шагов в цикле хода.

Они подразделяются на две группы: попеременные ходы, толчки руками выполняются на бесшажные, одношажные, двухшажные и четырехшажные.

Таким образом, к классическим ходам относятся:

1. Попеременный ход – двухшажный.

2. Одновременный ход – полуконьковый.

3. Коньковый ход без отталкивания палками.

Вынося палки вперед, лыжник переносит массу тела на одну ногу и несколько сгибается, после чего, выпрямляясь, выполняет быстрое отталкивание ногой. К окончанию отталкивания ногой палки проходят вертикальное положение. Гонщик наклоняет туловище вперед, как бы подтягиваясь к палкам, немного сгибает руки и резко отталкивается палками, после чего скользит на двух лыжах, затем цикл движений повторяется. В этом ходе важно выполнять отталкивание поочередно правой и левой ногами.

Одновременный двухшажный ход применяется в гонках на ровных участках при умеренном скольжении и твердой опоре для палок, а также на длинных, отлогих склонах при затруднительном скольжении. Цикл хода состоит из двух скользящих шагов и отталкивания палками. Выполнив два скользящих шага (на двух лыжах), лыжник одновременно отталкивается палками и скользит на двух лыжах. Вынос и отталкивание палками выполняется также как и в одновременном одношажном ходе.

Правильная техника передвижения на лыжах – это система движений, с помощью которой лыжник добивается наибольшей эффективности своих действий. Правильная техника помогает лыжнику наиболее полно реализовать свои возможности для достижения результата, соответствующего уровню его физической подготовленности. Показательными качествами техники передвижения на лыжах являются естественность, эффективность и экономичность.

К основным действиям, который выполняет лыжник и от которых зависит скорость его передвижения, относятся: отталкивание лыжами, отталкивание палками, прокат лыж.

Отталкивание лыжами создает поступательное движение. Отталкивание палками увеличивает (или сохраняет) скорость скольжения на лыжах. Скольжение осуществляется попеременно на одной лыже или на двух лыжах одновременно за счет приобретенной скорости. Во время движения лыжник должен стремиться к тому, чтобы не потерять скорость.

Все способы передвижения на лыжах в зависимости от целей, условий их применения и способов выполнения разделяются на следующие группы: строевые упражнения с лыжами и на лыжах, лыжные ходы, переходы с хода на ход, подъемы и спуски со склона, торможения, повороты на месте и в движении.

В классификации техники передвижения лыжника насчитывается более 50 способов, среди которых доминирующее положение, как по количеству, так и по значимости занимают лыжные ходы, которые подразделяются на две группы: классические и коньковые.

Лыжные ходы получили свое название от различных сочетаний движений рук и ног. Они подразделяются на две группы: попеременные ходы (руки работают попеременно), одновременные ходы (руки работают одновременно). По количеству скользящих шагов в цикле движения лыжные ходы подразделяются на бесшажные, одношажные, двухшажные, четырехшажные.

При изучении способов передвижения на лыжах на уроках школьники должны в совершенстве овладеть всем арсеналом лыжной техники. Что позволит им передвигаться с высокой скоростью в любых условиях и обеспечить безопасность в разнообразных условиях скольжения и рельефа местности

Лыжники высокой квалификации пользуются ограниченным количеством лыжных ходов, так как выбор способов передвижения у них определяется главной задачей соревнований – достижением высоких скоростей. Поэтому они используют, в основном, лыжные ходы, позволяющие развивать максимальную скорость. Это прежде всего коньковые ходы, а из классических – попеременный двухшажный и одновременный бесшажный и одношажный с его разновидностями. Другие способы передвижения сильнейшие лыжники применяют редко.

Рельеф трасс, условия скольжения и ряд других факторов порой требуют смены способа передвижения. С этой целью используются переходы с хода на ход: с попеременных на одновременные (переход без шага и переход через один шаг); с одновременных на попеременные (прямой переход). Существуют и другие способы переходов, но эти наиболее «быстрые».

При преодолении спусков на высокой скорости применяются различные стойки спусков. Их выбор зависит от цели, условий скольжения, длины, рельефа и крутизны спуска, а также наличия посторонних предметов и неровностей на склоне. В зависимости от высоты расположения общего центра тяжести (ОЦТ) тела применяются следующие стойки: основная (средняя), высокая, низкая. Внешние стойки различаются по степени сгибания туловища и ног, тазобедренных, коленных и голеностопных суставов. В зависимости от проекции ОЦТ на опору указанные стойки имеют разновидности: основная, передняя и задняя.

Основная стойка (средняя) наиболее универсальна, поэтому широко применяется при спусках различной крутизны. Она устойчива, не утомительна, удобна для выполнения поворотов и преодоления неровностей.

Низкая стойка целесообразна для пологих, открытых спусков малой и средней крутизны с целью увеличения скорости.

Высокая стойка применяется для увеличения лобового сопротивления снижения скорости, а также для осмотра незнакомого спуска в начале склона.

В зависимости от ширины ведения лыж различают нормальную, широкую и узкую стойки, возможен спуск в «разножке» (полувыпаде). Эти стойки повышают устойчивость при спуске. В лыжных гонках используются и различные специальные стойки: «аэродинамические», стойка «отдыха».

Все указанные стойки применяются при прямом спуске, а также при спуске наискось (в этом случае лыжи кантуются, чтобы избежать соскальзывания вниз по склону).

При анализе техники лыжных ходов, спусков и подъемов и в процессе обучения используется целый ряд определений, понятий и терминов, что дает возможность понять и правильно оценить действия лыжников при передвижении на лыжах.

1) «Переход с прокатом с одновременного на попеременные ходы» - чтобы удерживать постоянную скорость на равнине после спуска и в пологих подъемах.

2) «прямой переход» - с одновременного на попеременные сразу, без проката, без лишних движений.

3) «Подъем скользящим шагом» - очень похоже на попеременный двухшажный ход, но длина шага короче. Применяется на склонах средней крутизны (4-120) при хорошем сцеплении со снегом.

4) «Подъем ступающим шагом», полностью отсутствует скольжение. Этот способ подъема применяется на крутых склонах (13-160), когда скольжение невозможно из-за плохого сцепления лыж со снегом.

5) «Выкат после спуска». Выкат замедляет движение лыжника. Для сохранения устойчивости необходимо выдвинуть вперед ногу и отклониться назад.

6) «Преодоление уступа». В момент скатывания с уступа следует быстро выпрямиться, одновременно выполняя компенсаторное движение согнутыми руками вверх до уровня плеч, с тем, чтобы избежать прыжка.

К числу основных тактических задач относится умение выбрать в зависимости от особенностей трассы тот или иной ход. Как мы уже говорили, подъемы средней крутизны, целесообразно преодолевать попеременным ходом, а пологие спуски и ровную трассу – одновременным с хорошим скольжением.

В гонке необходимо наметить наиболее выгодный для себя оптимальный режим действий. Тут нужна золотая середина. Случается, что и опытные гонщики впадают крайность. После вихревых скоростей на спуске при одобрительных криках зрителей они теряют чувство меры и продолжают бег в непосильном для себя темпе, а ближе к финишу совсем теряют силы, их бег превращается в мучение.

Еще одна типичная ошибка, когда по ходу гонки лыжник незаметно для себя начинает снижать скорость. Он как бы засыпает на трассе, идет в невысоком, монотонном темпе.


2.2. Оптимальные приемы прохождения дистанции на лыжной трассе «Уолба»
Наряду с условиями скольжения, структура движения лыжника зависит от длины и частоты шагов, и еще большей степени зависит от рельефа лыжной трассы и длины проложенной на ней тренировочной или соревновательной дистанции.

Пример. На 5-километровой лыжной трассе могут быть проложены дистанции длиной 5, 10, 15 и более километров.

В зависимости от соотношения на лыжных трассах подъемов разной длины и крутизны, равнинных участков и спусков трассы классифицируют на равнинные, слабопересеченные, пересеченные и сильно пересеченные.

Наша трасса проложена через озеро «Уолба». Она является среднепересеченной. На протяженности всей трассы лыжник проходит через пригорки в лес, обходит алас «Булуус». Дистанция имеет четыре подъема и четыре спуска. Старт и финиш находятся на озере.

Главная особенность соревновательной деятельности лыжников на пересеченном рельефе состоит в том, что скорость на различных компонентах рельефа относительно близка к средней соревновательной только на участках равнины, на подъемах она снижается до 4-4,5 м/с и менее, а на спусках может повышаться до 10 м/с и более. Поэтому при небольших различиях в общей протяженности подъемов и спусков общее время на этих участках существенно различается. Более того, степень напряжения организма изменяется в этих условиях диаметрально противоположно скорости, достигая самых больших показателей, чаще всего, именно на подъемах (превышение над подъемами может быть только при ускорении его со старта, обгоне и на финише).

А на спусках, особенно прямолинейных, без поворотов и при современном владении техникой спусков происходит заметное снижение мышечного напряжения, что создает условия для относительного отдыха и для восстановления организма на ходу соревнований. Такое естественное уменьшение двигательной активности на спусках позволяет затем развить более высокую скорость, прежде всего, на подъемах, а также на равнинных участках, на пересеченном рельефе. Наряду с метрическими крайне необходимы и наиболее информативны соответствующие им временные показатели продолжительности работы на различных участках рельефа.

На лыжных гонках на призы 9 – кратной чемпионки Республики Саха (Якутия) А.С. Михайловой, проводимых ежегодно, по условиям соревнования от спортсменов требуется умение передвигаться в двух стилях: классическом и коньковом. Хотя наша трасса не очень большая, но имеет много подъемов и спусков. Поэтому ребята, в основном, в классическом стиле на равнинном отрезках используют одновременно одношажный и одновременно двушажный ход, при подъёме – «ёлочку» и «полуёлочку». Спуск требует от каждого лыжника «среднюю стойку». Последний спуск нашей трассы можно пройти одновременно бесшажным ходом, так как он протяжённостью 150 метров и средней крутизны (4-12º). В коньковом стиле, в основном, применяют оновременно двушажный ход; на финишной прямой – одновременно одношажный, потому что этот ход вырабатывает скорость. Попеременный ходы в нашей трассе почти не используют , потому что они применяются при затрудненном скольжении (оттепель, кустарник, извилистая и занесенная снегом лыжня), при плохой опоре палок (глубокий и рыхлый снег), когда трудно применить попеременный двухшажный и одновременные ходы.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. Раскрыта сущность понятия процесса тактики прохождения дистанции лыжников-гонщиков.

По определению автора Антонова О. Н. тактическая подготовка лыжника состоит из двух взаимосвязанных частей – общей и специальной.

Общая тактическая подготовка – это практическое овладение тактикой в лыжных горах путем применения лыжных ходов в зависимости от рельефа от условий скольжения, распределения сил по дистанции и составления графика ее прохождения, выбора вариантов смазки в зависимости от внешних условий, индивидуальных особенностей спортсменов и т.д.

2. Рассмотрены способы передвижения на лыжах.

Правильная техника передвижения на лыжах – это система движений, с помощью которой лыжник добивается наибольшей эффективности своих действий. К основным действиям, которые выполняет лыжник и от которых зависит скорость его передвижения, относятся: отталкивание лыжами, отталкивание палками, скольжение.

Они подразделяются на две группы:

-попеременные ходы (двухшажный, четырехшажный);

-одновременные ходы (бесшажные, одношажные, двухшажные);

Основой хода является скользящий шаг.

3. Подобраны приемы тактики прохождения дистанции.

1) «Переход с прокатом с одновременного на попеременные ходы» - чтобы удерживать постоянную скорость на равнине после спуска и в пологих подъемах.

2) «Прямой переход» - с одновременного на попеременные сразу, без проката, без лишних движений.

3) «подъем скользящим шагом» - очень похоже на попеременный двухшажный ход, но длина шага короче. Применяется на склонах средней крутизны (4-120) при хорошем сцеплении со снегом.

4) «Подъем ступающим шагом», полностью отсутствует скольжение. Этот способ подъема применяется на крутых склонах (13-160), когда скольжение невозможно из-за плохого сцепления лыж со снегом.

5) «Выкат после спуска». Выкат замедляет движение лыжника. Для сохранения устойчивости необходимо выдвинуть вперед ногу и отклониться назад.

6) «Преодоление уступа». В момент скатывания с уступа следует быстро выпрямиться, одновременно выполняя компенсаторное движение согнутыми руками вверх до уровня плеч, с тем, чтобы избежать прыжка.

4.Анализированы приемы тактики прохождения дистанции лыжников на трассе «Уолба».

На лыжных гонках на призы 9 – кратной чемпионки Республики Саха (Якутия) А.С. Михайловой, проводимых ежегодно, по условиям соревнования от спортсменов требуется умение передвигаться в двух стилях: классическом и коньковом. Хотя наша трасса не очень большая, но имеет много подъемов и спусков. Поэтому ребята, в основном, в классическом стиле на равнинном отрезках используют одновременно одношажный и одновременно двушажный ход, при подъёме – «ёлочку» и «полуёлочку». Спуск требует от каждого лыжника «среднюю стойку». Последний спуск нашей трассы можно пройти одновременно бесшажным ходом, так как он протяжённостью 150 метров и средней крутизны (4-12º). В коньковом стиле, в основном, применяют оновременно двушажный ход; на финишной прямой – одновременно одношажный, потому что этот ход вырабатывает скорость. Попеременный ходы в нашей трассе почти не используют , потому что они применяются при затрудненном скольжении (оттепель, кустарник, извилистая и занесенная снегом лыжня), при плохой опоре палок (глубокий и рыхлый снег), когда трудно применить попеременный двухшажный и одновременные ходы.
Следующий шаг моего проекта апробировать свои выводы на практике.

ЛИТЕРАТУРА:




  1. Антонова О. Н. Лыжная подготовка. Методика преподавания. – М.: 1999.-208с.

  2. Красильникова А. А. Проблемы общей теории спортивных соревнований.-

М.: СпортАкадемПресс, 2003. – 324 с.

3. Бутин И. М. Лыжный спорт. – М.: Владос-Пресс, 2003. – 192 с.

4. Головкин П. В. Методика подготовки лыжника-гонщика. – М.: РИО ГРАФК, 1993. – 253 с.

5. Евстратов В. Д. Лыжный спорт. – М.: ФиС, 1989. – 228 с.

6. Манжосов В. Н. Тренировка лыжника-гонщика (очерки теории и методики). – М.: ФиС, 1986. – 145 с.

7. Раменская Т.И. Организация многолетней подготовки лыжников-гонщиков в спортивных школах. – М.: РИО ГЦОЛИФК, 1989. – 280 с.

8. Раменская Т. И. Лыжная подготовка школьников. Спорт в школе. – М.:

9. Ромин С. К. Лыжный спорт. – Киев: ФиС, 1988. – 86 с.



10. Суслов Ф.П., Тышлер Д. А. Терминология спорта. Толковый словарь спортивных терминов. – М.: СпортАкадемПресс, 2001 – 480 с.
скачать файл



Смотрите также:
Лыжной гонки интересует меня с 4-го класса. Потому – что тогда я начала выступать на лыжных соревнованиях
242.49kb.
У сильвии началась аллергическая сыпь сразу после Нового года. Я повез туда дочь по советам врачей. Местный климат пошел ей на пользу, и болезнь сразу начала отступать
15.75kb.
Он был примерно на две головы выше меня. Я смотрел на него, задрав голову. Но это не имело значения, потому что он все равно стоял, а я сидел на скамье в парке
105.51kb.
Мотивация в практике
214.85kb.
Что касается экологии, то с одним моим товарищем по несчастью быть студентами медицинского института мы однажды сдали летнюю сессию и шумно вздохнули. И отправились отмечать это дело к нему в общежитие, где он проживал
19.39kb.
Конкурсе сочинений «Я хочу служить в армии, потому что…»
29kb.
1. Прометей. Освободи меня, Зевс: довольно я уже натерпелся ужаса
407.1kb.
… Что случилось, масса босс? Чем тебя так Главный врач озадачил? На тебе лица нет
29.24kb.
Воспитание чувств: Любовь в Манхеттене?Не смешите меня!
2366.32kb.
Один из учеников Евклида, обессилен от безуспешных попыток одолеть "Начала", в сердцах попенял Евклиду: "Что я получу за то, что учу все это
61.76kb.
Торопливый голос
20.48kb.
Мой родной край
156.86kb.