vesnat.ru страница 1
скачать файл
Лекция №3

Тема: «Коммуникативные технологии в деятельности государственных и муниципальных служащих»

Ключевые слова: коммуникация, взаимодействие, коммуникативные технологии, связи с общественностью, имидж, организационная культура, внутриорганизационные коммуникации, внешние коммуникации, управленческое решение.

Коммуникация представлена как опосредованное и целенаправленное взаимодействие социальных субъектов, включающее в себя процесс передачи информации интеллектуального и эмоционального содержания от источника к получателю и правильно понятое последним. При этом стороны коммуникационной деятельности находятся в ролях субъекта и объекта коммуникационного воздействия.

В основе функционирования любого подразделения находятся следующие процессы коммуникационного взаимодействия: обмен информацией; координация действий; совместное участие в принятии решений; организация их исполнения; планирование и др.

Особенности коммуникационного взаимодействия в системе органов власти: субординация; корпоративный дух государственных или муниципальных служащих как особой профессиональной группы; зависимость от характера общественных отношений. Тем самым коммуникации в системе государственной гражданской службы или муниципальной службы представлены как социальные процессы, протекающие в трех плоскостях: иерархия - вертикальная коммуникация между государственными или муниципальными служащими и руководителями; координация - горизонтальная коммуникация между служащими; «связь с общественностью» — внешняя, или «г»-коммуникация между государственными служащими и населением.

Особенности иерархической коммуникации: властное подчинение; бюрократизм; директивность. Эффективность иерархической коммуникации зависит от открытости информационных потоков, согласованности при взаимодействии между руководителями структурных подразделений и персоналом, а также от наличия у руководителей коммуникативных навыков и умений.

Эффективность коммуникаций такого типа и связанных с ними управленческих решений в очень большой степени предопределяются тем, насколько грамотно и конструктивно сумеет наладить коммуникационное взаимодействие руководитель. Назовем несколько наиболее существенных навыков, которыми должен обладать руководитель, чтобы наладить эффективный коммуникационный процесс.

Во-первых, необходимо четко уяснить идею, смысл, содержание сообщения или поручения, которое надлежит передать сослуживцам, а уж затем информировать их об этом сообщении или поручении.

Во-вторых, надлежит предусмотреть потенциально возможные вербальные и невербальные помехи, препятствия, которые могут встретиться в процессе организации коммуникационного взаимодействия, чтобы с успехом их избежать или преодолеть.

В-третьих, руководитель в коммуникационном взаимодействии с сотрудниками обязан излучать эмпатию (внимание к чувствам и настроениям других людей) и открытость; обладать способностью «поставить себя на место собеседника», ибо только так можно соответствующим образом настроить принимающих сообщение людей и приспособить содержание сообщения и форму передачи к индивиду, группе и к существующей в данное время конкретной ситуации.

В-четвертых, для эффективного осуществления коммуникационного взаимодействия руководитель должен суметь добиться установления обратной связи со своими сотрудниками, т.е. добиться такой реакции государственного служащего как получателя s сообщения, которая показывает понята ли переданная информация, что резко активизирует участие работников в коммуникационном процессе и содействует успеху в управленческой деятельности.

В-пятых, руководители в системе государственной/муниципальной службы обязаны овладевать умениями и навыками регулирования коммуникационных взаимодействий, в первую очередь умением выявлять потребности в информации как свои собственные, так и своих коллег и подчиненных. Они должны научиться оценивать качественную и количественную сторону своих (и своих подчиненных) информационных потребностей; стремиться определить, что такое дефицит в информационном обмене, каков оптимальный для его управленческой деятельности объем необходимой информации, каковы ее количественные и качественные параметры.

Особенностью горизонтальной коммуникации между служащими носит конкурентный характер. Это обусловливает низкую эффективность коммуникационного взаимодействия между отдельными служащими и структурными подразделениями и, как следствие, снижение результативности работы организации в целом.

Роль внешних коммуникаций заключается в установлении эффективного механизма взаимодействия между государственной службой и гражданским обществом, что связано с необходимостью более полного удовлетворения потребностей граждан и социальных слоев общества. В связи с этим данный вид коммуникации характеризуется как оптимальный в условиях реформирования современной государственной гражданской службы. На деле это означает формирование и развитие в органах государственной или муниципальной власти служб по «связям с общественностью».

Управление коммуникацией в системе органов государственной и муниципальной власти

Чтобы установить коммуникацию с работниками, руководство использует разные подходы:



  • Нацеленный подход — коммуникация устанавливается с четко определенной целевой аудиторией. Чем более точно составлено сообщение, тем больше вероятность его верного восприятия. Главная ошибка — это считать, что информация передается только с помощью слов и что получатель просто пассивно принимает сообщение.

  • Круговой подход — коммуникация устанавливается с помощью хороших человеческих отношений, а также работы над тем, чтобы каждый сотрудник получал удовольствие от работы. Такую систему можно установить только через длительные и открытые дискуссии. Предполагается, что сущность коммуникации — в достижении взаимопонимания. Проблемы возникают из-за неправильного представления о том, что понимание приводит к соглашению, и в этом единственная цель общения. Необязательно разделять точку зрения человека, чтобы уважать ее и учитывать в работе.

  • Подход активного действия — коммуникация устанавливается посредством практических действий, в которых необходимо понимание и интуиция. Подход основывается на том принципе, что коммуникация — это координация значений, понимание общих правил и распознавание образов.

Организация системы внутренних коммуникаций в системе органов государственной власти и органов местного самоуправления

Внутренние коммуникации — это любые коммуникации внутри организации. Они могут быть устными или письменными, непосредственными или виртуальными, личными или групповыми. Внутренние коммуникации должны помогать работнику понимать организационную культуру, цели и ценности. Все сотрудники должны быть в курсе событий и решений, которые касаются работы всех отделов.

Признаки хорошей внутренней коммуникации

  • Информативность — это должен быть не просто набор слов, а что-то, что как-то повлияет на работу.

  • Ясность — сообщение должно быть составлено с учетом восприятия тех, кому оно предназначено.

  • Своевременность. Сотрудники должны получать необходимую информацию в положенный срок.

  • Независимость и беспристрастность — любая ложь или недосказанность все равно рано или поздно вскроются.

Те, кто занимаются установлением внутренних коммуникаций, должны обладать следующими качествами:

  • Открытость — что подразумевает умение говорить с любой аудиторией и выслушать любое предложение.

  • Честность.

  • Способность к диалогу.

Можно выделить следующие каналы коммуникации:

  • внутренний веб-сайт;

  • регулярные собрания — в том числе: неформальные встречи, на которых работники могут поговорить с начальством напрямую;

  • виртуальные собрания с использованием онлайн-платформ

  • конференции;

  • корпоративная пресса;

  • внутренняя email-рассылка;

  • доски объявлений.

Проектирование внутриорганизационных коммуникаций

Эффективные информационные связи со служащими ведут к более высокой производительности труда и удовлетворенности работой, лучшему достижению целей организации, более совершенным отношениям с потребителями, инвесторами и др. В свою очередь, эффективности информационных связей определяется хорошим организационным климатом.

Работа со служащими должна строиться на основе двусторонней партнерской коммуникации. Служащие должны быть хорошо информированы и иметь возможность высказывать свои мнения по организационным вопросам. Узкое место корпоративной коммуникации - это середина иерархической лестницы. У менеджеров среднего и нижнего уровня подчас нет четких критериев коммуникационной политики. Организация должна иметь коммуникационную политику аналогично финансовой, кадровой, рыночной и др. Если ее нет, то в организации будут распространяться слухи и дезинформация.

Проектирование коммуникационной политики должно иметь целевую ориентацию. Ее успех определяется стремлением руководства к:



  • ознакомлению служащих с целями, задачами и планами организации;

  • информированию о проблемах, действиях и результатах;

  • консультациями со служащими по поводу отрицательных, острых или противоречивых вопросов;

  • стимулированию постоянного, честного, ориентированного на решение трудовых проблем двустороннего общения менеджера с подчиненными;

  • оперативному быстрому информированию о наиболее важных делах и решениях;

  • установлению духа творчества и новаторства.

Этапы проектирования внутренней коммуникации:

1 этап. Диагностика и исследование проблемы. С помощью методов исследования определяется проблема, а также целевая аудитория, имеющая отношение к проблеме и целевая аудитория, влеченная в проблему. Главным методом являются опросы или способы вербальной информации;

2 этап. Разработка мероприятий. Разрабатывается план-график мероприятий, с указанием целей, задач и ответственных за каждое мероприятие;

3 этап. Определение ожидаемых результатов и оценка эффективности.

На наличие реальных условий, способствующих восприятию служащими позитивных коммуникативных сигналов, указывают следующие их утверждения:


  • o важности качества порядочности служащего при решении вопроса его продвижения по службе (58 % ответов);

  • o социально значимой мотивации поступления на государственную гражданскую или муниципальную службу ("приносить в меру своих сил пользу людям, обществу") - 26,2 %;

  • o признании большинством служащих целесообразности разработки и принятия этического кодекса(55,6 %);

  • o необходимости учебы служащих по этике (37,8 % - "это совершенно необходимо", 42,4 % - "в какой-то мере это необходимо");

  • oб относительно благоприятной морально-психологической атмосфере в коллективах государственной службы ("отношения взаимопомощи и поддержки") - 36,3 % утверждений.

Установлены и некоторые меры коммуникативной направленности, применяемые в настоящее время в практике формирования кадрового корпуса (социологический опрос 1250 государственных служащих 11 федеральных министерств и органов государственной власти 12 субъектов РФ - октябрь-ноябрь 2009 г.). К ним, относятся: мероприятия по случаям дней рождения, трудовых юбилеев, повышения в должности; совместное празднование знаменательных дат и событий; торжественное вручение наград проводы на пенсию традиции наставничества, передача опыта и знаний новым сотрудникам. Существенно, что, раскрывая различные формы осуществляемого в настоящее время контроля служебной деятельности, 27 % респондентов указали на развитие в их организации самоконтроля.

Совершенствование внутренних коммуникаций в системе органов государственной власти и местного самоуправления

Исследуя организацию, необходимо осознавать, что нет служащих вообще, есть многогранная система взаимодействия малых групп, сегментов, на которые распадается коллектив в соответствии с кругом ежедневных обязанностей каждого сотрудника. Разработку программы внутренних коммуникаций следует начинать с общей оценки управленческой среды. Затем изучить организационную структуру и тип уже существующих коммуникаций. Чтобы оценить нынешнее состояние коллектива и степень удовлетворенности работников, необходимо провести небольшое внутреннее исследование и установить, какие формы коммуникаций работники считают наиболее целесообразными и эффективными. Результаты проверки покажут, можно ли уже сейчас вводить в компании новые виды коммуникаций, или выявят некоторые сложности, напряженность в коллективе.

Ящик предложений и общие собрания – два самых распространенных способа осуществления коммуникаций между работниками и руководством. Но они становятся неэффективными, если предложения, поступающие от работников, не находят ответа. Нередко это происходит в силу того, что сообщений бывает довольно много и ответить на все не представляется возможным. Иногда руководство относится формально к самой идее ящиков и не утруждает себя ответами. Чтобы названные методы были эффективны, следует инициировать групповые (командные) предложения, что значительно упрощает процедуру ответов. Важно также не превращать общие собрания в фарс: диалог оппонентов не должен перерастать в монолог одного лица. Не стоит вынуждать работников посещать такие собрания и отсиживать их. Записки, передаваемые на трибуну, нельзя подвергать цензуре.

Чтобы выбранный канал коммуникации был эффективным, следует учесть ряд моментов:



  • руководителям высокого ранга полезно являться на собрания заранее, общаться с сотрудниками, смешиваться с коллективом – это воодушевляет и объединяет людей;

  • организаторам данных мероприятий надо уметь вовлекать аудиторию в диалог;

  • участникам собраний следует готовить вопросы заранее, подавать их в напечатанном виде.

Важно также установить четкие критерии для определения информации, которая подлежит распространению среди персонала. Такие сведения могут повысить степень удовлетворенности профессиональной деятельностью и стимулировать производительность труда.

Роль управления внешними коммуникациями

В современной российской действительности формируются отношения государства и общества как управляющих и управляемых. Государство выступает как структура, имеющая своей главной целью не власть, а управление – регулирование, упорядочение социальных, экономических и прочих взаимоотношений людей. Поэтому стратегия коммуникаций общества и государства основывается на принципиально новом понятии - взаимодействие. В соответствии с общедемократическими тенденциями общественного развития государственные службы должны совершенствоваться и способствовать формированию гражданского общества, для чего приоритетным направлением является налаживание прямых и обратных связей с гражданами. Следовательно, к основным функциональным задачам управления внешними коммуникациями в системе государственного и муниципального управления можно отнести:

-участие в демократизации государственного и муниципального управления;

-содействие становлению гражданского общества.

Управление внешними коммуникациями позволяет разрешить объективные противоречия между плюрализмом политической сферы общества и целостностью власти.

Проектирование внешних коммуникаций

В идеале коммуникация в органах государственной власти и органах местного самоуправления представляет собой модель симметричной двусторонней коммуникации, которая обеспечивает информационную прозрачность деятельности органов власти и осведомленность последних о реакции общества.

Выделяют следующие этапы проектирования внешних коммуникаций:

Этап 1. Проводится анализ внешних коммуникаций: цель коммуникации, формы, целевая аудитория и т.п.;

Этап 2. На данном этапе оценивается эффективность коммуникации (соответствие реализации коммуникации поставленным целям и задачам);

Этап 3. Определяются проблемы внешних коммуникаций;

Этап 4. Разрабатывается проектное предложение по повышению эффективности внешних коммуникаций.

Связи с общественностью в органах государственной и муниципальной власти: организационные основы, функции, методы работы

Связи с общественностью в органах власти и управления – это специфическая управленческая деятельность, состоящая в адресном управлении состоянием общественного мнения и имеющая целью создание благоприятных, диалоговых взаимоотношений между госорганами, гражданским обществом и рядовыми гражданами. В управляющей системе основным организационным компонентом системы взаимодействия государства и общества являются службы по связям с общественностью. Формальные названия занятых выполнением PR-функций служб («департамент по связям с общественностью и средствами массовой информации», «пресс-служба», «информационно-аналитический отдел» и т.п.).

В России выделяют следующие службы PR:


  • центрального, правительственного уровня;

  • службы по связям с общественностью среднего уровня (регионального уровня);

  • службы PR органов местного самоуправления.

На каждом из уровней службы PR имеются свои организационные модели, задачи, названия (например, комитеты, отделы и др.).Среди основных функций, характерных для большинства государственных органов, можно выделить:

-·установление, поддержание и расширение контактов с гражданами и организациями;

- изучение общественного мнения и информирование общественности о существе принимаемых решений;

-·анализ общественной реакции на действия должностных лиц и органов власти;

- обеспечение органов власти прогнозными аналитическими разработками;

- формирование благоприятного имиджа власти и должностных лиц.



Имидж государственной и муниципальной службы

Под имиджем будем понимать устойчивую, социально производимую и воспроизводимую модель восприятия и оценки объектов и явлений. Имидж не тождествен образу: образ аккумулирует множество не всегда дифференцируемых (и осознаваемых) свойств, имидж редуцирует множество до конкретного набора свойств и качеств - целостной модели, позволяющей идентифицировать товар, человека, социальную группу, практику или территорию. В этом смысле имидж сходен с метафорой: он создает простор для аналогий и ассоциаций, но он же их и ограничивает. Имидж изначально социален. Его структура задается свойствами, которые маркируются обществом как важные, значимые. Имидж является продуктом общественного сознания, хотя может принадлежать и отдельному человеку (правда, только тогда, когда он рекурсивен социальной модели – в противном случае речь идет об индивидуальном восприятии и соответственно, об образе). Имидж представляет собой продукт культуры: именно культура задает те ценности и смыслы, которые приписываются носителю имиджа и составляют основу его интерпретации и оценки.

Имидж имеет коммуникативную природу: он предстает как сообщение, направляемое – в терминах Лассуэлла – от адресанта к адресату и проходящее различные ступени кодирования и декодирования в соответствии с социокультурной спецификой и артефактным наполнением. Без артефактов имидж теряет жизнеспособность и устойчивость. Газетная статья или мультимедийная презентация, городской ландшафт, воспринимаемый непосредственно, или его фотография, живой человек или бронзовый бюст – задают различные способы восприятия, оценки и, в конечном счете, становятся важными компонентами имиджа.

Имидж применительно к человеку можно рассматривать как индивидуальную привлекательность личности . Это понятие применимо не только по отношению к личности, но и к организации, и власти в целом. В процессах взаимодействия лидера (или организации) с населением имидж выполняет весьма разнообразные функции, прежде всего имидж выделяет явление, создает его отличие от других, или наоборот – позволяет отождествлять его с желаемой группой, к которой оно, может быть, и не принадлежит. Имидж властных структур формируется, прежде всего, адекватным освящением и отражением в СМИ реальной деятельности этих структур. В то же время нельзя упускать из вида и обыденную сторону. В этом контексте немаловажную роль в имидже государственной службы играет имидж организации и имидж лидера.

В процессе конструирования имиджа выделяются три этапа:

1) анализ исходных позиций, включающий изучение сложившегося имиджа, создание образа желаемого имиджа, анализ адресата, в глазах которого желают создать или изменить имидж, оценку внутренних ресурсов для построения желаемого имиджа;

2) выбор технологий, техник и методов конструирования и продвижения имиджа;

3) реализация или продвижение желаемого имиджа с анализом и необходимой коррекцией полученного результата .



Организационная культура в органах государственной власти и местного самоуправления

Коммуникативное значение организационной культуры проявляется процессом формирования стиля функционирования аппарата управления с его ориентацией одновременно на исторически закрепившиеся в социальной памяти управленческих структур способы деятельности и на креативно возникающие параметры порядка, обновляющие культурное основание организации. Исследование состояния и развития организационной культуры государственной службы показало, что она в значительной мере продолжает определяться характерными для истории российского государственного управления авторитарным и административно-бюрократическим стилем организационных отношений. В то же время проявляется процесс следования служащих культурным традициям, коммуникативно потенцирующим их продвижение в становлении способа и стиля деятельности, отвечающих потребностям общества.

Понятие «организационная культура» относится к классу таких понятий управленческих дисциплин, которые не имеют единственно верного толкования. Практически каждый исследователь в этой области предлагает собственное оригинальное определение культуры организации. Все определения можно разбить на две основные группы. К первой группе относятся определения, в которых указывается на элементы корпоративной культуры. Например, организационная культура – признанные ценности, убеждения, нормы и формы поведения в организации. Вторая группа объединяет определения, в которых культура организации рассматривается как способ существования, адаптации к внешней среде.

Характеристика организационной культуры охватывает:

• индивидуальную автономность – степень ответственности, независимости и возможностей выражения инициативы;

• структуру – взаимодействие органов и лиц, действующих правил, прямого руководства и контроля;

• направление – степень формирования целей и перспектив деятельности;

• интеграция – степень, до которой части (субъекты) пользуются поддержкой в интересах осуществления скоординированной деятельности;

• управленческое обеспечение – степень, относительно которой менеджеры обеспечивают четкие коммуникационные связи, помощь и поддержку своим подчиненным;

• поддержку – уровень помощи, оказываемой руководителями своим подчиненным;

• стимулирование – степень зависимости вознаграждения от результатов труда;

• идентифицированность – степень отождествления работников с организацией в целом;

• управление конфликтами – степень разрешаемости конфликтов;

• управление рисками – степень, до которой работники поощряются в инновациях и принятии на себя риска.

Современные технологии разработки и реализации управленческих решений

Процесс принятия решения - это ключевой процесс, позволяющий организации достичь намеченной цели. С точки зрения разработки, принятия и реализации групповых решений наиболее часто используются следующие методы принятия решения:



Метод Дельфи. Сущность метода Дельфи состоит в последовательном анкетировании мнений экспертов из различных областей. В каждой анкете содержится информация, полученная из предыдущих анкет.

Технология метода Дельфи:

Шаг 1. Формируется группа экспертов, которые не общаются друг с другом лицом к лицу. Уменьшаются расходы, связанные с организацией встреч групп.

Шаг 2. Каждому члену группы предлагается анонимно высказывать предположение или соображение относительно проблемы, по которой должно быть принято решение.

Шаг 3. Каждый член группы получает отчет о высказанных предположениях. В некоторых случаях перечисляются все предложения без указания  авторства.

Шаг 4. На основании полученного отчета участникам предлагают высказывать свои соображения.

Подобные циклы повторяются либо в течение определенного установленного срока, либо до тех пор, пока сводный отчет перестанет изменяться, что будет означать, что каждый из членов группы остается при своем мнении.

Метод «мозгового штурма». Принципы данного метода:

1. Четкая формулировка цели и/или задач и ограничений;

2. Обеспечение максимальной свободы участникам - представление слова каждому, полная свобода мнений;

3. Тщательное формирование состава участников - численность, квалификация, специализация, предназначенная для полного покрытия необходимой области, а в некоторых случаях, выходящего за ее пределы, а также возможности частичной взаимной замены, психологическая совместимость (отсутствие злокачественных конфликтов, явных лидеров);

4. Иерархическое ведение обсуждений: сначала - максимально вширь, затем оценка перспективности вариантов и отбор наилучших;

5. Огромная роль отводится «ведущему», необходим демократический стиль руководства для создания творческой, целенаправленной и бесконфликтной атмосферы, умение «выявлять» предложения и направлять ход дискуссии.



Немаловажным элементом системы принятия решений организации выступает совокупность технических, информационно-коммуникационных средств и методик, обеспечивающих принятие и реализацию принятого решения. Принятие решения как системообразующий элемент организационной деятельности развертывается в виде фаз управленческого цикла руководителя:

Информационная подготовка принятие управленческого решения «запуск» управленческого решения организация исполненияконтроль за исполнениемоценка конечных результатов.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

  1. Какими навыками должен обладать руководитель, чтобы наладить эффективный коммуникативный процесс?

  2. Расскажите о подходах, используемых руководством для установления коммуникаций.

  3. Дайте определение внутренних коммуникаций.

  4. Перечислите признаки хорошей внутренней коммуникации.

  5. В чем специфика проектирования внутриорганизационных коммуникаций?

  6. Назовите основные этапы проектирования внутренней коммуникации?

  7. Что необходимо применять для совершенствования внутренних коммуникаций организации?

  8. Какова роль управления внешними коммуникациями?

  9. Перечислите и поясните основные этапы проектирования внешних коммуникаций.

  10. Какие службы связей с общественностью в органах государственной власти выделяют в России?

  11. Дайте понятие имиджа

  12. Дайте определение понятию «организационная культура».

  13. Какие современные технологии разработки и реализации управленческих решений Вы знаете?


Список литературы

  1. Федеральный Закон «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27.05.2003 № 58 ФЗ.

  2. Беккер К. Межличностная коммуникация в органах местного самоуправления/Перевод с англ. — Обнинск: Институт муниципального управления, 2002.- 52 с.

  3. Бортник Е.М. Управление связями с общественностью.- М. 2002.

  4. Вилер К. Без эффективной коммуникации нет эффективного управления. Отличительный облик и имидж местной администрации/ Перевод с англ. — Обнинск: Институт муниципального управления, 2002.-56с.

  5. Джерилевская М.А. Установки коммуникативного поведения: диагностика и прогноз в конкретных ситуациях.- М.: Смысл. 2008.

  6. Межкультурная коммуникация: Учебное пособие. — Нижний Новгород, 2009.- 203с.

  7. Методы современной коммуникации: проблемы теории и социальной практики. Материалы 1-ой международной научной конференции «МСК- 2002». 27-29 ноября 2002г. -М., 2002.- 201с.

  8. Панфилова А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности.- СПб.; 2009.- 494с.

  9. Почепцов Г.Г. Теория и практика коммуникации.- М.: Центр 2006
скачать файл



Смотрите также:
Лекция №3 Тема: «Коммуникативные технологии в деятельности государственных и муниципальных служащих» Ключевые слова
215.47kb.
Информация о работе государственных и муниципальных архивов Московской области по подготовке к празднованию 65-летия Победы в Великой Отечественной войне
175.42kb.
Сведения о численности и фактические расходы на денежное содержание муниципальных служащих, работников муниципальных учреждений Пионерского городского округа за 1 квартал 2012 года
89.55kb.
«О практике реализации законодательства в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд Свердловской области»
49.85kb.
Перечень сведений по расшифровке групп документов, указанных в части 6 статьи 7 Федерального закона от 27. 07. 2010 №210-фз «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»
889.1kb.
-
174.64kb.
Новые информационные технологии для успешного обучения физике. Габриков А. А. // Педагогические технологии. 2006.№4. С. 50-54 Ключевые слова
56.27kb.
Методическое пособие по составлению и оформлению портфолио на присвоение/подтверждение званий «Народный самодеятельный коллектив»
717.18kb.
Почему и как совершается коммуникативный акт: управленческий аспект
71.39kb.
Отдела финансов Л. В
8.88kb.
Реферат Отчет 25 с., 5 ч., 5 табл., 2 рис. Ключевые слова: Зоологический музей, бакалавриат, магистратура, электронные базы данных, дистанционное обучение
33.15kb.
Состав рабочей группы по вопросам организации межведомственного информационного взаимодействия при предоставлении государственных и муниципальных услуг
202.94kb.