vesnat.ru страница 1страница 2страница 3страница 4
скачать файл
КРИЗИСЫ РАЗВИТИЯ И АВТОНОМНЫЕ КОМПЛЕКСЫ
В психологии кризисные ситуации – это особые жизненные ситуации, которые не разрешимы в процессе предметно-практической и познавательной деятельности. Их решают в процессе переживания. Переживание рассматривается как особая форма деятельности, направленная на восстановление душевного равновесия, утраченной осмысленности существования, т.е. на производство смысла. Проблемы решаются путем «нового программирования» психических процессов и новых способов поведения.

По какому сценарию будет развиваться личность после пережитого кризиса: по идентичному своей природе или псевдосценарию комплекса? На этот вопрос очень важно дать объективный ответ, поскольку у человека в период кризиса развития (кризиса детства, кризиса юности, кризиса зрелости и т.д.) формируются и фиксируются, зачастую пожизненно, те ценностные критерии, стремления, предпочтения, влечения и подсознательные решения, которыми он будет руководствоваться на протяжении жизни.

Психологическими новообразованиями психического развития являются:



  1. достижение рефлексии более высокого уровня в сфере общения, где предметом является собственный или внутренний мир другого человека;

  2. достижение более высокого уровня самосознания и адекватной самооценки в сфере интимно-личностного и группового общения;

  3. достижение самоидентичности – чувства полноценности, сопричастности миру и другим людям, способность личности к полноценному решению задач, стоящих перед ней на данном возрастном этапе;

  4. развитие способности к целеполаганию (действие по схеме идеального образа);

  5. развитие морально-нравственного сознания относительно общественных требований и стандартов.

Дальнейшее развитие зависит от успешности решения проблем предыдущих периодов: доверия или автономии, инициативы или трудолюбия в зависимости от Душевного типа. В каждом возрасте центральная проблема, требующая решения – это определение идентичности. Если конфликты на каждой стадии развития разрешаются успешно, то кризис заканчивается образованием определенных личностных качеств, в совокупности «подтверждающих» тот или иной тип личности. Неудачное разрешение кризиса развития приводит к возникновению неадекватной идентичности (ролевой неопределенности).

При всем многообразии возможных форм поведения в той или иной ситуации человек выбирает наиболее приемлемую для него форму. Если у человека есть собственный опыт реагирования в данной ситуации, он выбирает свой тип поведения согласно системе ценностей и готовности к активному действию. Если опыта реагирования нет, он опирается на регрессивный опыт – стиль поведения, заимствованный у родителей. Социально незрелый индивид имеет в запасе ограниченное количество стратегий поведения. Исходя из этого, задача психолога состоит в том, чтобы максимально приблизить стиль жизни человека к его индивидуальной природе, поменять его внутреннюю стратегию с деструктивной на оптимальную в период кризиса развития.



Поскольку для каждого Душевного (психологического) типа стратегия поведения в кризисной ситуации базируется на подчинении симптомокомплексу защитного поведения и на подавлении предыдущих типов поведения, особую значимость представляет анализ особенностей поведения, которые отличаются ассоциациями, истолкованием происшедшего, исходящего из комплексов.

Современные исследования находят все новые и новые подтверждения, что между формой поведения и продуцирующим его комплексом существует устойчивая связь. Эта связь устанавливается при помощи субъективной защитной интерпретации происходящих событий. Согласно аналитической психологии К. Юнга, комплексы представляют собой как бы изолированную часть Души, ведущую самостоятельную жизнь, не подчиненную иерархии сознания. В зависимости от своего потенциала комплекс является либо препятствием на пути устремлений, либо высшей инстанцией, которая может заставить служить себе даже самое «Я». Автономность комплекса заключается в том, что он появляется и исчезает неожиданно для его «носителя», но вполне сообразуясь со своей собственной тенденцией.

«Комплексы – это множество других «я», которые с квантовой или энергетической точки зрения могут быть даже сильнее сознательного «я». Эти изменения личности, преображающие человека до неузнаваемости» (А.Менегетти, 2001). По мнению классиков психоанализа, любая сколько-нибудь типовая установка имеет тенденцию стать автономным комплексом. Автономные комплексы – это сбои в поведении, затрудняющие оптимальное взаимодействие с окружающим миром и проявляющиеся в виде внутренних и внешних конфликтов. Именно поэтому комплексы называют «болевыми точками», воспоминания о которых вызывают неприятные ощущения. Автономные комплексы, искажающие восприятие мира, можно определить как класс психических явлений, искажающе воздействующих на все уровни поведения: личностный (самоотношение), межличностный (отношения с другими), социально-ролевой, мировоззренческий. Либина А.В. и Либин А.В. (1996) сделали предположение, что многие поведенческие расстройства, характерные для «закомплексованного поведения», связаны с изменениями в глубинных структурах психики. Таким образом, комплекс, обеспечивающий появление у человека «суженного» сознания, появляется на уровне сенсорной организации психики, например, в изменении величины порогов восприятия. Причинный механизм комплекса неизбежно оказывается связанным с появлением личностных деформаций – извращенной мотивацией, акцентуаций характера и искажениями в ценностных ориентациях. Для целей психотерапевтической практики, в этой связи, особенно важно разграничивать комплексы простые по своей структуре и комплексы, имеющие более сложную организацию.

Либины считают, что «чем сложнее по своей природе комплекс, тем в лучшей маскировке он нуждается» и, соответственно, тем более изощренной становится прикрывающая его форма дезадаптивного поведения. Основной механизм формирования и функционирования любых форм дезадаптивного («извращенного») поведения – ложные умозаключения, цепочка появления которых выглядит так: представления, ошибочные действия, неадекватная оценка, ложные умозаключения (выводы) второго рода. В результате действия этого аффективного каскада появляются деформированные поведенческие матрицы, вызывающие неадекватное, дезадаптивное поведение. Целый ряд интерпретаций и поступков, ассоциированных с определенным комплексом, очерчен единым контуром, как набор типичных реакций в типичных ситуациях, и представляет собой своего рода метапсихический инвариант – душевный дефект. Он проявляется в устойчивом сопряжении деформированных личностных структур с предпочитаемым данной личностью типом ситуативного поведения.

Ничто так не типизирует поведение, как наличие типичных представлений. Комплексы, лежащие в основе той или иной формы представления, делают предсказуемыми поступки человека, попавшего под влияние комплекса. Чаще всего предсказуемость поведения проявляется в феномене, получившем название «сценарий жизненного пути». Сценарий – это жестко закрепленная последовательность поступков, своеобразная жизненная программа, предписывающая вести себя так, как было намечено заранее. Свое наиболее яркое проявление комплексы получают в поведенческих штампах. Изменение ситуации не меняет стиль поведения, и закомплексованный человек теряет свою индивидуальность и оригинальность. Поведение, управляемое комплексами, теряет целесообразность и уводит в сторону от желаемого результата.

Мы считаем, что автономные комплексы порождаются кризисами развития, обусловлены моральными акцентуациями и существуют благодаря прошлому негативному опыту и возникшему, как отрицательный итог кризиса. Комплекс и индивидуальное своеобразие не имеют ничего общего, являясь полной противоположностью друг другу. Поведение, обусловленное комплексами, является закомплексованным, «извращенным».

Именно в психологической реальности бессознательного, в душевном мире человека, зарождаются мотивы поступков, стиль взаимодействия с миром. Каждый поступок характеризуется наличием причины, способом достижения желаемого и конечным результатом. Поэтому кажущееся бесконечным многообразие комплексов вполне поддается классификации, упорядочиванию. Через индивидуальные предпочтения возможно рассмотреть типичные комплексы. Наша схема, на основе которой строится классификация закомплексованного поведения, рассматривает Душевный тип с его предпочтениями, особенностями поведения в конфликтной ситуации и выявляет скрытую причину конфликта.

В основе предлагаемой классификации лежит понимание трехуровневой личностной структуры: индивидуальная психическая природа и ее возможности (предназначение), сильная сторона личности, которая выражает желания, и слабая сторона, отражающая претензии. Именно во взаимодействии этих структур личности, на наш взгляд, рождаются комплексы, как результат проживания кризисов развития. Кризисные ситуации не возникают из ниоткуда, они синхронны тем периодам психического развития, когда личность должна обрести за период благоприятный (сензитивный) те навыки, умозаключения, установки, которые помогут перейти в измерение более взрослой реальности. Но, к сожалению, без потерь редко кто преодолевает кризис развития и все комплексы становятся фактором личностной незрелости.

Причинный механизм автономного комплекса


Возможности (ограничены) определены индивидуальной психической природой


Стиль воспитания (нарушенный)

Адаптивный опыт (отрицательный)



Fи


Извращенная мотивация



Моральные акцентуации







F2 F1


Скрытые желания (ослаблены) определяются сильной родительской природой

Открытые претензии (усилены) определяются слабой родительской природой.

Искаженные ценностные ориентации





Жизненный сценарий (неполноценный, неудачник, одиночка, виноватый)

Деструктивные установки

Стереотипное поведение



Приобретенный деструктивный автономный комплекс – это совокупность нереализованных индивидуальных возможностей и претензии, выраженные слабой стороной личности, при этом возможности индивидуального психотипа не развиваются в силу колоссальных затрат на претензии к миру в состоянии безволия.

Комплекс неполноценности основывается на неспособности принимать решения и осуществлять те действия, за которые несется ответственность. Отсюда вытекает неуверенность, опасение будущего, установка «Я не смогу!» и претензия в виде «больного самолюбия» – обидчивость. Комплекс проявляется в страхе перед будущим и в обиде на других.

Комплекс одиночества основывается на неумении строить отношения и нежелании осуществлять действия, которые могут нанести ущерб личности. Отсюда вытекает предвзятость, сомнения, недоверие к другим, установка «Не вмешивайтесь в мою жизнь!» и претензия в виде жалости к себе, в чувстве печали и тоски. Комплекс проявляется в страхе за себя и в неприязни к другим.

Комплекс неудачника основывается на неспособности к волевым действиям и на нежелании преодолевать трудности. Отсюда вытекает неуспешность, самооправдание, обвинение других и установка «Если бы не это (эти), я бы смог!». Комплекс проявляется в страхе перемен, в зависти, обвинении других.

Комплекс вины основывается на неспособности отстаивать свои интересы, на нежелании выполнять те установки, которые нацелены на самозащиту. Отсюда вытекает самообвинение и долженствование – гиперответственность, установка «Я сам во всем виноват!» и претензия к себе в виде самопринуждения.

В книге «Психосоматика» А.Менегетти пишет: «Комплексы, заболевания, отклонения, «несоответствие себе» управляют субъектом и структурируют его на основе защитного механизма, используемого в раннем детстве».

Автономный комплекс представлен жизненными установками или взглядами на жизнь, выражающими отрицательный жизненный опыт человека. Таким образом, прошлые неудачи или разочарования родителей могут существенно отразиться на предпочтении жизненных ориентиров ребенка. Установка комплекса предвосхищает восприятие будущих событий, настраивая на тот или иной лад. Адекватная установка конструктивна и облегчает жизнь, сохраняя устойчивость курса движения в непрерывно меняющихся обстоятельствах. Неадекватные установки деструктивного автономного комплекса превращаются в предвзятость, затрудняя адаптацию к новым условиям.

Несмотря на многообразие личных проблем, существуют определенные типы сценариев закомплексованного поведения. В этом случае бессознательные, неосознанные, нереализованные стремления человека, его потенциальные возможности прорываются в сознательную реальность, конфликтуя с сознательными мотивами. Когда психика оказывается во власти бессознательного (измененное состояние сознания), люди склонны идти на поводу своих комплексов. Скрытый бессознательный автономный комплекс сигнализирует о душевном разладе, проявляя себя в непроизвольных ошибочных поступках и эмоциях. За эмоциями всегда стоит нечто более глубокое – чувства и отношения, которые меняются. Но когда долго доминирует только одна отрицательная эмоция, например, раздражительность или уныние, то следует говорить о деструктивном автономном комплексе. Это искаженная форма самовыражения, когда из богатейшей палитры возможных оттенков настроения всегда и во всех случаях выбирается определенная эмоциональная реакция и преобладающий фон настроения.



Absolutus

Экзальтированность, отрешенность, чрезмерная обнаженность чувств.

Modulor

Досада, нервозность, отступничество.

Integrare

Обидчивость, капризность.

Proportio

Разочарование, тоска, хандра.

Solus

Раздражительность, злобливость, самонадеянность.

Sensus

Угрызения совести, чувство вины.

Determino

Возбудимость, спонтанность, вспыльчивость.

Annihilatio

Гнев, воинственность, враждебность.

Во всех кризисах есть общие черты реагирования у многих психотипов, и проявляются они в тех базовых чувствах, которые присущи всем людям. Типичные ошибки поведения нередко свидетельствуют о нарушении оптимального взаимодействия с окружающей средой. Так начинает формироваться дезадаптивный стиль закомплексованного поведения. В основе его лежат определенные комплексные чувства:

- чувство тотального неверия в себя – в комплексе неполноценности;

- чувство тотального недоверия к миру и другим – в комплексе одиночества;

- чувство тотальной претензии к себе – в комплексе вины;

- чувство тотальной претензии к другим, к миру – в комплексе неудачника.

Комплекс неполноценности будет развит у каждого психотипа под влиянием того стиля воспитания, который противопоказан для гармоничного развития данного типа личности. И вопреки достоинствам и талантам человек будет казаться себе худшим из худших. При установке тотального неверия в себя очень трудно ощутить себя уникальной личностью, осознающей собственную ценность. Это проявление внутреннего конфликта, основанного на противоречии жизненного смысла и комплекса, порожденного слабой стороной личности, когда собственная несостоятельность по осуществлению своих потенциалов сводится к претензиям окружающему миру. Выражается комплекс в искаженном восприятии собственного «я» и проецируется на межличностные отношения по принципу: «Относитесь ко мне так, как я этого желаю!». Модель внутреннего конфликта – это «больное самолюбие», привычка не верить в себя, сомневаться в своих достоинствах, обидчивость.

Комплекс одиночества развивается, когда вначале на конфликтную ситуацию возникает защита, отгораживание. Это своего рода сопротивление, протест, который каждой психической природой выражается по-своему. Затем привычка защищаться отгораживанием перерастает в чувство одиночества. В основе комплекса лежит базовое недоверие к миру, и в итоге окружающий мир разделяется на два мира – свой и чужой. И этот чужой, как правило, вызывает страх, обиду, что выражается в привычке отгораживания, недоверия, предвзятости к окружающим.

Гармония в отношениях складывается из сохранения собственного достоинства без принижения значимости иных личностей. Это и есть конструктивное адаптированное поведение. Стиль этого совладающего поведения, основанного на сотрудничестве, отличается в корне от основных стратегий защитного поведения, известных в психологии под названием «борись-убегай». Факторы, препятствующие комфортному общению, заложены в комплексах, привычках. И всегда имеет значение, в какую сторону происходит смещение: желания приносятся в жертву претензиям или возможности становятся жертвой претензий, либо слепое подчинение принятым нормам поведения наносит ущерб своим возможностям. Это пути нарушения внутреннего комфорта или внешней адаптации, они ведут к конфликтам внутриличностным и межличностным, вызывают появление закомплексованных форм поведения. Соответственно возрастает неудовлетворенность жизнью в целом.



Комплекс неудачника развивается из привычки оправдывать себя и обвинять в своих неудачах других. Такая хроническая неудовлетворенность жизненно важных потребностей приводит к возникновению привычного реагирования отрицательными эмоциями и, как следствие, к дистрессу, т.е. к негативному стрессу.

Обнаружить истоки неудовлетворенности жизнью можно на примере ложных установок комплекса неудачника (фрагмент):



Absolutus

Меня вынуждают взваливать на себя всю ответственность.

Modulor

Меня используют в корыстных целях.

Integrare

Мне никто не сказал, как нужно поступить.

Proportio

Меня никто не ценит, ценят других.

Solus

Меня ни во что не ставят, поэтому усилия не приносят успеха.

Sensus

Много сил отдаю другим, но никто этого не замечает.

Determino

Испытываю необходимость что-то довести до конца, но мне постоянно мешают.

Annihilatio

Что-то сделать мешает враждебность других.


Комплекс вины развивается на фоне кризисных ситуаций и проживания:

- подлинной вины – в силу совершения поступка, из-за которого испытывает

угрызения совести;

- невротической вины – в силу установки «Всем вокруг плохо из-за меня!»;

- экзистенциальной вины – сожаление о том, что человек не стал таким,

каким он мог бы стать.

Носители комплекса вины, оказываясь в тупике, часто страдают суицидальным настроением, думают о самоубийстве, как о якобы единственной возможности самонаказания за неурядицы. Мрачные мысли и сама идея самоубийства возникают как реакция на крайнюю степень дистресса. Сознание человека, утратившего надежду и желающего получить ответ на вопрос о смысле жизни, сужено и настроено на отчаяние. От жизненных трудностей он часто уходит, не оправдывая свою слабость, а наказывая себя, и создает защитный панцирь из комплекса, потакая себе и принижая себя.

Основой для представленных нами классификаций закомплексованного поведения послужили выявленные с помощью шкалы предпочтений ведущие признаки модели поведения в той или иной кризисной ситуации. Для составления интерпретаций использовались данные, полученные с помощью как стандартизованных психодиагностических методик, так и ЭПД. Мы представляем все накопленные и переработанные сведения в виде причинно-следственной модели психотипической классификации закомплексованного поведения на основе внутриличностных конфликтов.

В основе внутриличностного конфликта, порождающего комплекс, лежат нарушенный стиль воспитания, отрицательный опыт интериоризации и порожденная им моральная акцентуация. Эти факторы в итоге продуцируют стереотипное поведение по псевдосценарию, производному от моральных акцентуаций, которые формируют ошибочные установки и ослабляют психологическую устойчивость.
ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ЗАКОМПЛЕКСОВАННОГО ПОВЕДЕНИЯ

ПСИХОТИП

Роль

Нарушенный стиль воспитания

Паттерн личностных претензий

Моральная акцентуация

Стереотипы поведения.

Псевдосценарий.

Absolutus

«Непризнанный гений»

Желание изменить ребенка, сделать его «другим».

Отвержение, отрицание всех его достоинств,

неверие в него.


«Не указывайте мне», «Подчиняйтесь мне», «Как вы смеете», «Вы меня не достойны».

Отречение,

устал от несовершенства людей.

Мотивация: нуждаюсь в поклонении

(только я знаю истину).

Гневливость, самовозвеличивание, подавление других, привычка повелевать.

Жизнь с ложными идеями.

Если власти нет, он ее присвоит.

Автономный комплекс

Интериоризация

опыта

Уход от проблем

Закомплексованное поведение

Неполноценности

Необъективность, преувеличение значимости.

Лишение

истины.


Переживание бессмысленности.

Проживание безверия, неистинности.



Экзальтированность, отрешенность, погружение в иллюзорную реальность (грезы).

Тревожность:

«нет веры в меня».

Самовозвеличивание - авторитаризм.

Неспособность руководить, воплощать идеи.


Формирование субъективно значимых идей.

Одиночества

Экзальтированность, властность.

Неудачника

Манипулирование, использование других.

Вины

Идеализация, восхваление.

скачать файл


следующая страница >>
Смотрите также:
Кризисы развития и автономные комплексы
469.13kb.
Урок №2 Экологические кризисы в развитии цивилизации
75.57kb.
Разработка математических моделей и программ для системных исследований развития атомной энергетики
304.47kb.
Зав кафедрой «Судостроение и энергетические комплексы морской техники», д т. н
92.22kb.
Средства физической культуры, комплексы физических упражнений и восстановительные мероприятия в системе профилактики профессиональных заболеваний Ляшенко М. В. Шикота И. И
69.02kb.
Комплексы гимнастики после сна для детей старшего дошкольного возраста
111.7kb.
В настоящее время, когда цены на жидкое топливо, уголь, газ и электроэнергию в России находятся в постоянном дисбалансе, довольно сложно предсказать их дальнейшую динамику
30kb.
Образовательная программа «Автоматизированные электротехнические комплексы и системы в судовой энергетике»
196.13kb.
Программа составлена на основе паспорта научной специальности 05 09 03 «Электротехнические комплексы и системы» с учетом особенностей сложившийся научной школы а также утвержденных вак минобр
102.57kb.
Тест Вариант №1 Предприятия отраслей, образующих комплексы конструкционных материалов
42.92kb.
Рабочая программа составлена с учетом требований фгос впо и рекомендаций Прооп впо по специальности 210601. 65 радиоэлектронные системы и комплексы
182.28kb.
Мы предлагаем самый широкий ассортимент продукции, оптимальные цены и короткие сроки
387.33kb.