vesnat.ru страница 1
скачать файл







Романова О.Л

учитель русского языка и литературы 
МБОУ « СОШ №22»г. Анжеро-Судженска
Конспект урока русского языка. 5 класс 
«Правописание приставок, оканчивающихся на –з, -с.»

Данный урок разработан для 5 класса и является первым в теме «Правописание приставок, оканчивающихся на – з, - с». Урок смоделирован в рамках деятельностного подхода с учётом необходимости формирования универсальных учебных действий, обозначенных во ФГОСе. 


На всех этапах урока предполагается вовлечение обучающихся в деятельность различного рода: самостоятельная работа, оценивание границ собственного знания и незнания, постановка проблемы, целеполагание, исследование, выполнение дифференцированных разноуровневых заданий, рефлексия, оценочная деятельность.

Тип урока – изучение нового материала 
Цель урока: освоение способа действия при выборе согласных з – с на конце приставок. 
Задачи урока: - выявить условия выбора согласных з – с на конце приставок; 
- формировать навык написания приставок, оканчивающихся на –з, с; 
- развивать личностные, регулятивные, общеучебные, коммуникативные
универсальные учебные действия. 

Ход урока. 
1. Организационный этап. 
2. Диагностико-мотивационный этап. Целеполагание. 
Учащимся предлагается записать ряд слов (даны на доске) с пропущенными согласными в приставках. Слова необходимо сгруппировать с учётом собственных знаний о правописании приставок, вставить в них пропущенные буквы, в случае сомнения можно оставлять в слове «пропуски»,выделить приставки. 
О…дать, ра…смотреть, с…здавать, ра…жигать, бе…конечно, , в…шёл, в…бираться, и…пугаться, …делать, бе…вкусный, по…держать. 
Проверка работы (1 человек у доски). Обсудить предложенные варианты группировки слов, выйти на нужный принцип. В ходе выполнения работы учащиеся приходят к осознанию того, не всегда понятно, какую согласную писать в приставке, а правила они не знают. 
Формулируем проблему: есть приставки, правила написания которых пока неизвестно. 
Должна получиться следующая запись: 
отдать рассмотреть 
создавать разжигать 
бесконечно 
вошёл взбираться 
сделать испугаться
 
поддержать безвкусный 


Обращаем внимание на приставки слов второго столбика. Фронтальная беседа по вопросам: 
- Что объединяет приставки слов второго столбика? 
- Стоит ли выделять их в отдельную группу и учиться писать? 
- Есть ли ещё слова с этими приставками? Приведите примеры. 

- Сформулируйте тему урока. 


- Какие цели можем поставить перед собой на уроке? 
1. Выяснить, когда на конце приставок пишется -з, когда –с. 
2. Потренироваться в написании слов с этими приставками.

3. Исследовательский этап. (Работа в группах). 
Для решения выявленной проблемы ребятам предлагается стать исследователями и самим постараться определить условия выбора согласных з – с на конце приставок. 
Необходимо вспомнить правила работы в группах. Для работы предлагается инструкция и текст. (См. Приложение 1). 
В результате выполнения работы должна получиться следующая запись: 
разносится беспрерывно 
низвергающейся рассыпается 
вздрагивает бесчисленные 
безмолвном растворяются 
чрезмерно 
производит 
безоблачные
 

Выделяем приставки, формулируем правило в виде стихотворения:

 
Букву «С» в приставке пишем,

Коль за ней …… слышим.

Букву «З» тогда напишем,

Если ……. услышим.

Работаем с лексическим значением неизвестных ребятам слов с помощью толкового словаря. 
Возвращаемся к «пропускам», оставленным в словах на 2-м этапе урока, объясняем правописание приставок. 
Промежуточная рефлексия: 
- Сейчас вы сделали маленькое, но открытие. А открытия не делаются на пустом месте, для них нужен определённый багаж теоретических знаний. 
- Какие знания вас приблизили сегодня к открытию? 
(Умение выделять приставки, т.е. знание морфемики; знание глухих и звонких согласных, т.е. фонетические знания). 
- Что было трудным на этом этапе работы? Что удалось? 
- Как бы вы оценили работу группы и свою собственную? 

4. Физминутка для улучшения мозгового кровообращения

И.п. – сидя, руки на поясе. 1 – повернуть голову направо. 2 – и.п. То же налево. Повторить 6-8 раз. Темп медленный

И.п. – сидя, руки на плечи, кисти сжать в кулаки. 1 – наклонить голову назад. 2 – и.п. То же вперед. Повторить 6-8 раз

5. Контрольно-диагностический этап.

Творческий диктант.

Заменить существительное с предлогом прилагательным с приставками на з (с) . Распределить в два столбика: без-, бес-

1. Ребенок без забот (беззаботный)

2. Небо без звезд (беззвездное)

3. Жидкость без цвета (бесцветная)

4. Дорога без конца (бесконечная)

5. Плач без звука (беззвучный)

6. Движение без шума (бесшумное)

7. Шоколад без вкуса (безвкусный)

8. Вход без платы (бесплатный)

9. Ребенок без помощи (беспомощный)

10. Океан без предела (беспредельный)

11. Облако без формы (бесформенное)

12. Пустыня без воды (безводная)

Оцените свою деятельность: 
УВЕРЕН Сомневаюсь 
Трудно 

Далее проводится самопроверка или взаимопроверка работ по эталону и заранее определённым критериям, например: 


«5» - без ошибок 
«4» - 1-2 ошибки 
«3» - 3-4 ошибки 
«2» - 5 и более ошибок 


Физминутка для глаз

Крепко зажмурить глаза, считать до 3-х, открыть, посмотреть вдаль, считать до 5-ти. Повторить 4-5 раз.

Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, считать до 5-ти. Повторить 4-5 раз.

6. Работа с перфокартой.

1. бе…болезненный

ра…жимать

2. в…дыхать

в…крикнуть

3. бе…жалостный

бе…граничный

4. бе…цельный

во…вышенность

5. ра…писание

ра…валиться

6. ра…дарить

во…награждение

(Если все выполнить верно, то при соединении по порядку всех букв з, получится цифра 5)

7. Рефлексия. Домашнее задание. 


Рефлексия по вопросам: 
- Кто доволен своей работой на уроке? 
- Удалось ли нам достичь поставленных целей? Почему? 
- Что было самым интересным на уроке? Самым трудным? 
- Чью работу на уроке можно выделить (почему?) и оценить (как?)? 
Домашнее задание:
Творческая работа

(Используя данные словосочетания, составить предложения или текст по репродукции картины Т.Н.Яблонской “Утро” на тему “Здоровый образ жизни”)

В…дохнула глубоко

Ра…крыла балконную дверь

И…гиб пальцев

Вещи не ра…бросаны


Приложение 1 

Инструкция 
1. Прочитайте текст, найдите в нём слова с приставками, оканчивающимися на –з, -с. 
2. Выпишите найденные слова, распределяя их по группам: 
а) слова с приставками, оканчивающимися на З, 
б) слова с приставками, оканчивающимися на С. 
3. Выделите приставки, подчеркните в них согласные З, С. 
4. Наблюдая за словами, постарайтесь высказать предположение о том, от чего может зависеть выбор согласных З, С в приставках. 
5. Графически обозначьте орфограмму. 

6.При необходимости пользуйтесь схемой:



24.jpg

скачать файл



Смотрите также:
Конспект урока русского языка. 5 класс «Правописание приставок, оканчивающихся на -з, -с.»
50.93kb.
Урок по русскому языку с элементами культурной направленности в 3 классе Тема: Правописание предлогов и приставок.
70.77kb.
Конспект урока русского языка, 3 класс Тема: "Части речи"
24.25kb.
Конспект открытого урока русского языка по теме: «Сложноподчиненные предложения с придаточными условия»
49.75kb.
Конспект урок нанайского языка 8 класс тема урока : дава эрини. Путина.
28.53kb.
Сош №3 г. Петушки Владимирской области Урок русского языка. Звукопись. 5 класс Изучение темы «Фонетика» на основе умк
33.63kb.
Урока: Она была поэтом. Жизненный путь Анны Ахматовой Форма урока: лекция с элементами монтажа и театрализации
127.9kb.
Урок- игра. «Язык, завещанный веками»
55.81kb.
Рабочая программа по русскому языку: чтение и развитие речи, грамматика, правописание и развитие речи для 8 класса на 2013 – 2014 учебный год
220.71kb.
Конспект урока древнейший Рим
141.52kb.
Пояснительная записка к урокам русского языка. Тесты (мониторинг) Диск «Развитие речи-3 класс»
41.4kb.
Реферат на тему: Стилистика русского языка
150.94kb.