vesnat.ru страница 1страница 2 ... страница 6страница 7
скачать файл


Концепция этнической политики и консолидации общества Кыргызской Республики

и

План действий до 2015 года

Ырыс алды - ынтымак

Согласие – основа благополучия

Оглавление


Оглавление 2

Концепция этнической политики и консолидации общества Кыргызской Республики 3

ВВЕДЕНИЕ 3

I. ОПЫТ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНОГО ЕДИНСТВА И МЕЖЭТНИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ 5

II. ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ЭТНИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ И КОНСОЛИДАЦИИ ОБЩЕСТВА 8

III. ЦЕЛИ И ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ЭТНИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ 8

IV. ЯЗЫКОВАЯ ПОЛИТИКА КАК ФАКТОР КОНСОЛИДАЦИИ ОБЩЕСТВА 10

Повышение интегрирующей роли государственного и официального языков 10

Гарантии и условия поддержки языков этнических групп 11

V. ОБРАЗОВАНИЕ В ЦЕЛЯХ РАЗВИТИЯ И МИРА 11

Отражение многообразия в системе образования 11

Формирование многоязычного гражданина 12

VI. СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ И КУЛЬТУРА 13

Роль культуры и СМИ в формировании общегражданской идентичности 13

Популяризация кыргызской культуры и культур других этнических сообществ 14

Расширение возможностей СМИ для продвижения идеи межэтнической консолидации общества 15

VII. ЭФФЕКТИВНОЕ УЧАСТИЕ ГРАЖДАН В ПОЛИТИЧЕСКОЙ, ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ 16

Политическое участие 16

Эффективное участие в экономической жизни 17

Участие в общественной жизни 17

Обеспечение справедливости, верховенства права и безопасности 18

VIII. УПРАВЛЕНИЕ МЕЖЭТНИЧЕСКИМИ ОТНОШЕНИЯМИ НА УРОВНЕ МЕСТНЫХ СООБЩЕСТВ 19

IX. РЕАЛИЗАЦИЯ КОНЦЕПЦИИ 20

ГЛОССАРИЙ ТЕРМИНОВ И ПОНЯТИЙ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В КОНЦЕПЦИИ 22

Список сокращений 24



План действий по реализации этнической политики и консолидации общества Кыргызской Республики до 2015 года 26

I. краткий анализ ситуации по основным направлениям этнической политики 26

II. совершенствование законодательной базы 31



Концепция этнической политики и консолидации общества Кыргызской Республики

ВВЕДЕНИЕ


Концепция этнической политики и консолидации общества Кыргызстана (далее Концепция) определяет стратегические подходы, направленные на консолидацию поликультурного и многоязычного общества, формирование сбалансированной политики в сфере межэтнических отношений.

Необходимость разработки Концепции и Плана действий обусловлена следующими факторами:



  • Кыргызская Республика - молодое независимое государство, стремящееся к достижению гражданского единства и укреплению государственности. Консолидация усилий всех граждан страны является потенциалом для ее развития.

  • На территории Кыргызской Республики проживают более ста этносов, имеющих свою историю, язык и культурные особенности. Признание ценности многообразия подразумевает удовлетворение этнокультурных потребностей всех этнических сообществ и их гармоничное взаимодействие.

  • Вопросы межэтнических, межконфессиональных, межродовых, региональных отношений легко политизируются и могут быть использованы для манипуляции общественным сознанием в сложных социально-экономических условиях. Межэтнические конфликты препятствуют стабильному развитию страны, угрожают национальной безопасности и приводят к увеличению внешней миграции.

  • К сожалению, в условиях острой политической борьбы 2010 года, обусловленных многочисленными нарушениями прав человека, комплексом социально-экономических проблем, межрегиональные и межэтнические противоречия были использованы для провоцирования трагических событий на юге Кыргызстана.

  • Анализ ситуации показывает отсутствие эффективных механизмов защиты прав граждан, обеспечения их безопасности в условиях политических конфликтов и в периоды ослабления государственных институтов. Необходимо признать необходимым повышение внимания со стороны государства вопросам формирования гражданского единства, роста правосознания, политической культуры и эффективной политики в области регулирования межэтнических отношений.

Концепция базируется на нормах и принципах Конституции Кыргызской Республики, национального законодательства и международных обязательств Кыргызской Республики. Разработка Концепции основывалась на международных стандартах, заложенных в следующих документах:

  • Всеобщая декларация прав человека ООН;

  • Международный пакт о гражданских и политических правах;

  • Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах;

  • Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам;

  • Конвенция ООН о ликвидации всех форм расовой дискриминации;

  • Конвенция ООН о правах ребенка;

  • Всеобщая декларация ЮНЕСКО о культурном разнообразии;

  • а также в ряде других международных обязательств Кыргызстана.

Конституция Кыргызской Республики определяет, что носителем суверенитета и единственным источником государственной власти является народ Кыргызстана (ч.1 ст.2), который образуют представители всех этносов (ч. 3 ст. 10).

Концепция разрабатывалась с участием широкого круга заинтересованных сторон и структур: представителей органов государственного и муниципального управления, гражданского общества, Ассамблеи Народа Кыргызстана и других объединений этнических сообществ. Для разработки документа была создана межведомственная Рабочая группа, включавшая в себя представителей 14 государственных органов, депутатов - представителей от каждой фракции Жогорку Кенеша, 27 общественных организаций и СМИ.

Предложения и рекомендации к формату и содержанию документа обсуждались в ходе консультативных встреч с общественностью и различными группами интересов в столице и регионах страны.

Проект документа рецензировался Национальной академией наук, преподавателями ВУЗов, учеными и экспертами. Также была обеспечена возможность внесения предложений всеми заинтересованными гражданами в электронном и письменном виде на всех этапах разработки документа.


I. ОПЫТ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНОГО ЕДИНСТВА И МЕЖЭТНИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ


Усилия государства, направленные на формирование политики в сфере межэтнических отношений после обретения независимости, не отражались в каком-либо системном документе, а реализовывались под лозунгом «Кыргызстан – наш общий дом». Попытки сформировать государственную политику в сфере межэтнических отношений осуществлялись по ряду направлений.

  • Создание институциональных возможностей для реализации прав представителей различных этнических групп

В 1994 году, впервые на территории СНГ, была создана Ассамблея народа Кыргызстана (АНК), институт, объединивший национально-культурные центры разных этнических сообществ. В самом названии Ассамблеи подчеркивалось, что в Кыргызстане формируется гражданская нация – слово «народ» употребляется в единственном числе, подразумевая его единство и приоритет общегражданской идентичности, признание этнокультурных особенностей различных сообществ.

Главная цель АНК – укрепление гражданского мира, межэтнического согласия, единства народа Кыргызстана и стабильности в стране. Рабочими органами АНК являются Совет и Президиум. В областных центрах формируются филиалы Ассамблеи. АНК через свои отделения на местах оказывает методическую, практическую помощь этническим сообществам с целью анализа ситуации и принятия мер для недопущения межэтнической напряженности и формирования общегражданской позиции.

Ассамблея осуществляет консультативные функции в сфере межэтнических отношений через Совет Ассамблеи, включающий в себя представителей разных ветвей власти и руководителей национально-культурных центров. Совет АНК пытался проводить работу по предупреждению конфликтных ситуаций, но эти действия не были системными.

В 2004 году на четвертом Курултае Ассамблеи народа Кыргызстана была принята «Концепция этнического развития», которая осталась нереализованной вследствие политических событий 2005 года.

В 2008 году Министерством образования и науки КР была утверждена “Концепция поликультурного и многоязычного образования”, определяющая основные направления деятельности ведомства в этих сферах.


  • Разработка и реализация языковой политики

В области языковой политики за годы независимости был предпринят ряд мер, направленных на расширение сферы использования государственного языка и придания статуса официального русскому языку.

Начало реформам было положено Законом КР «О государственном языке» от 23 сентября 1989 года. Первая Конституция, принятая Кыргызстаном после обретения независимости в 1993 году, в ст.5 определила в качестве государственного кыргызский язык. Из-за сложных социально-экономических реалий 1990-х годов многие положения Закона остались нереализованными. С момента принятия указанного закона и до образования в 1998 году Национальной комиссии по государственному языку при Президенте КР, практически не велась централизованная скоординированная работа в этом направлении.

В настоящее время языковая политика осуществляется на основе Закона КР «О государственном языке Кыргызской Республики» от 2004 года, где определено, что кыргызский язык в качестве государственного языка, должен стать и языком межнационального общения (ст.3). При этом овладение детьми наряду с государственным, и родными языками, поддерживается государством (ст. 6).

Статус русского языка в качестве официального был определен в Законе Кыргызской Республики «Об официальном языке Кыргызской Республики» (2000г.), который служит языком межнационального общения и способствует интеграции республики в мировое сообщество (ст.1). Данный статус русского языка закреплен в действующей Конституции КР (ст. 10).



  • Подтверждение достижений советского периода в области языковой и культурной политики

Важно, что в годы независимости были предприняты усилия, направленные на сохранение и поддержку школ, высших учебных заведений с различными языками обучения, а также театров и других культурных объектов.

Так, сравнение данных по количеству средних школ по языкам обучения показывает, что в период с 1991 по 2011 годы общее число школ в стране увеличилось с 1764 до 2191. При этом число школ с обучением на кыргызском языке увеличилось с 1121 до 1379, на узбекском – с 116 до 137. Количество школ с русским языком обучения сократилось с 187 до 162, а с таджикским - осталось неизменным - 2. Увеличилось с 338 до 431 число школ со смешанными языками обучения, в их числе кыргызско-русские, кыргызско-узбекские, кыргызско-русско-узбекские.

Несмотря на усилия, направленные на сохранение языкового и культурного многообразия страны, разрозненные меры и программы, без должного финансирования, оказались недостаточными для реализации эффективной политики в сфере межэтнических отношений. Для достижения этой цели разработаны настоящие Концепция и План действий до 2015 года.

скачать файл


следующая страница >>
Смотрите также:
Концепция этнической политики и консолидации общества Кыргызской Республики
879.12kb.
Решение Комитета Окончательная редакция проекта Закона Статья 1
52.01kb.
Сравнительная таблица к проекту Закона Кыргызской Республики «О внесении дополнений и изменения в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики»
190.43kb.
Концепция дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране
469.43kb.
Закон кыргызской республики об игорной деятельности в Кыргызской Республике
195.24kb.
Очаговая сейсмология тянь-шаня
711.19kb.
I. уголовный закон глава 1
3071.06kb.
I. импульсы к внешней политике горбачева глава II. Формирование новой внешнеполитической доктрины СССР глава III. Урегулирование афганской проблемы
220.86kb.
Закон кыргызской республики технический регламент
1601.3kb.
Социолгия политики в системе наук
124.78kb.
Сазанов Владимир Михайлович, кандидат технических наук, Россия
290.44kb.
Фигуры Героя и Врага привлекают внимание исследователей из самых разных областей науки: истории, психологии, социологии
110.81kb.