vesnat.ru страница 1
скачать файл
Компете́нция — способность применять знания, умения, успешно действовать на основе практического опыта при решении задач.

Интегрированный урок- это особый тип урока, объединяющего в себе обучение одновременно по нескольким дисциплинам при изучении одного понятия, темы или явления.

Микшин С.Н.-преподаватель –организатор НВП

КГУ «Средняя школа №24» акимата г.Усть-Каменогорск
МЕЖПРЕДМЕТНАЯ СВЯЗЬ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ШКОЛЬНИКОВ

Во все времена главная задача общеобразовательной школы состояла в том, чтобы дать подрастающему поколению глубокие знания, умения и навыки, которые являются фундаментом для развития личности школьника и формирования у него научного мировоззрения.

Сейчас особое внимание уделяется компетентностному подходу, при котором результаты образования признаются значимыми, когда они реализуются за пределами системы образования. И здесь, в свою очередь, на первый план выходят ключевые компетенции, которые, по определению ученых, носят надпрофессиональный характер и необходимы в любой области деятельности.

Какие же качества необходимы человеку в любой профессиональной деятельности? Безусловно, это:

- способность работать самостоятельно без постоянного руководства;

- способность брать на себя ответственность по собственной инициативе;

- способность проявлять инициативу;

- умение анализировать новые ситуации и применять уже имеющиеся знания для такого анализа;

- способность, осваивать какие – либо знания по собственной инициативе.

Формирование этих компетенций, на наш взгляд, наиболее эффективно достигается путём реализации межпредметных связей в процессе обучения. Более того, все основные целевые установки преподавания в средней общеобразовательной школе в полной мере можно решить только тогда, когда реализуются межпредметные связи, которые взаимно учитывают общее между предметами, как в содержании, так и в учебно-воспитательном процессе, и являются основой интеграции предметов.

В целях повышения эффективности преподавания многих дисциплин, их воспитательной значимости, большое значение имеют межпредметные связи, то есть введение интегрированных уроков, где в одном уроке объединяются 2 – 3 предмета. Интеграция – это Межпредметные связи

По мнению специалистов и опытных педагогов, интегрированные уроки дают возможность учащимся увидеть полную картину явления. Пиком урока является точка пересечения двух или трех предметов.

Интегрированные уроки в школах способствуют тому, что дети начинают мыслить, анализировать, искать связи между предметами и явлениями, сравнивать и исследовать. Причем интегрированные уроки вызывают большой интерес у учащихся, так как нередко сопровождаются различными открытиями и находками, и, в каком-то смысле, это – научная деятельность, где роль исследователей выполняют сами ученики. А это означает, что знания приобретают характер личностно важных, близких каждому школьнику. В данном случае стирается обезличенность знаний и на первый план выходит социальная значимость учебной дисциплины.

В чём же заключается суть интеграции в обучении? Применительно к системе обучения "интеграция" как понятие может принимать два значения:

во-первых, это создание у школьников целостного представления об окружающем мире (здесь интеграция рассматривается как цель обучения);

во-вторых, это нахождение общей платформы сближения предметных знаний (здесь интеграция - средство обучения).

Начальная военная подготовка – в рамках школьной программы такой же самостоятельный предмет, как и любой другой. И в то же время в системе работы школы по подготовке юношей к службе в армии он занимает особое место, так как именно от преподавателя начальной военной подготовки, его всесторонней подготовленности, умения увлечь учащихся своим предметом, стремления работать творчески зависит уровень, содержание и эффективность начального военного обучения и военно-патриотического воспитания школьной молодежи.

Поэтому вопрос интеграции предметов и достаточно широкого применения межпредметных связей здесь не является праздным.

Интегрированные уроки достаточно сложны, объемны, требуют определенной подготовки учителя и учащихся. Такие уроки нельзя проводить часто, так как у учащихся утрачивается ощущение новизны и интерес. Да и не все темы программы можно и нужно интегрировать.

Поэтому нами была пересмотрена и проанализирована программа, и выделены разделы и темы, которые могут быть реализованы в виде интегрированных уроков и где эффективно можно использовать межпредметные связи.

Остановимся на этом вопросе более подробно:

1. Связь с математикой: необходима при решении задач. В 10классе военная топография тема «Ориентирование на местности» - понятие о биссектрисе угла. В 11 классах при определении высоты объекта и ширины объекта (признаки подобия треугольника). При изучении Правил безопасного поведения на дороге дети вычисляют длину тормозного пути транспортного средства в зависимости от условий окружающей среды.

2. Связь с химией, при прохождении темы в 11 классе «Химическое оружие».

3. При изучении тем в 10-11 классах «Биологическое действие радиации», «Звуковые волны», «Механические волны», «Оружие массового поражения – характеристика и способы защиты» учитель опирается на знания, которые дети усвоили на уроках физики.

4. Говоря о предмете ОБЖ нельзя забывать о таких предметах, как биология и экология. Воспитание у детей бережного отношения к природе, к своему здоровью и здоровью окружающих. Изучение физико-химических процессов, происходящих в организме человека.

5. Связь с историей и обществознанием. Где? Что? Когда? Как? Вопросы, на которые помогают ответить эти предметы на уроках НВП.

6. Интересна связь курса НВП с литературой. А именно изучение народных традиций, которые оказывают существенную помощь в достижении целей обучения НВП. Приобщение учащихся в процессе обучения НВП, ОБЖ к народным традициям, ценностям народной духовной культуры - одно из условий формирования у них национального самосознания, гражданской позиции, реализации их творческого потенциала.

7 Связь с географией. При изучении тем ГО «Чрезвычайные ситуации природного характера» учащиеся получают практические навыки действия при ЧС.

8 . На уроках по тактической подготовке прослеживается связь с черчением (необходимо аккуратно чертить схемы, карточки огня).

9. Без знаний информатики, учащиеся не могут создавать свои работы на компьютере (презентации, проекты, буклеты), осуществлять поиск информации в Интернете.

Примером связи со многими предметами служат проекты, создаваемые учащимися совместно с учителем.

Таким образом, межпредметность - это современный принцип обучения, который влияет на отбор и структуру учебного материала целого ряда предметов, усиливая системность знаний учащихся, активизирует методы обучения, ориентирует на применение комплексных форм организации обучения, обеспечивая единство учебно-воспитательного процесса.

Участвуя в проведении урока по теме «Береги честь смолоду!», в 8 «А» классе, по произведению А.С.Пушкина «Капитанская дочка», я ставлю перед собой цель – использовать возможности интегрированного подхода к обучению в формировании информационной и коммуникативной компетенций учащихся.

Задачи:


  • прививать навыки самостоятельной творческой работы;

  • учить грамотно использовать в речи военные термины;

  • прививать навыки самоконтроля и взаимоконтроля;

  • совершенствовать навыки работы в команде, учить высказывать и аргументировано отстаивать свое мнение.




№ п/п

Темы уроков

класс

интеграция

Где?

Когда?


Контроль

Д/З





«Береги честь смолоду» по повести А.С. Пушкина. «Капитанская дочка». Проблемный вопрос: «Воинские звания в произведении и почему у Швабрина А.И. в повести оно не указывается?» (он предатель, изменник перешел на сторону Пугачева)

8 «а»

Литература и НВП

На город 2009г

Сочинения: 1.«Гринев и Швабрин»

2.«История Маши Миро новой»

3.Реферат «Значение эпиграфов в повести»

4.Иллюстрации.



Развитие информационных и коммуникативных компетенций учащихся на уроках:

Этапы урока

Деятельность учащихся

Какая компетенция

1. Побуждение

Вникают в смысл учебной задачи обладают навыками целеполагания, выявляют проблемный вопрос, тему урока, из слайда НВП аргументируют выводы, оценивают собственную деятельность.

Учебно – организационные познавательные информационные


2.Реализация. Обладают навыками общения, сотрудничества, направленной на достижение общего результата


Работа с учебником, словарем, текстом ХП добывание знаний из источников анализируют; сравнивают, выделяют главное в тексте, в отрывке; ответы на вопросы, проблемный вопрос, что позволяет развивать логику речи, творческие способности; весь урок имеет большой воспитательный потенциал

Коммуникативные информационные общекультурные


3.Закрепление. Рефлексия.


Синквейн – оценка – д/з ученик выбирает установку для оценки действий способен принимать решение подводят итог, участие в командной работе в качестве лидера

Ценностно- смысловые интеллектуальные, ключевые образовательные компетенции

Предметы искусства – литература, изобразительное искусство, МХК, музыка - это предметы гуманитарно-эстетического цикла. Они принципиально важны и необходимы. Неправильный подход в определении роли и места гуманитарно-эстетического образования и воспитания в системе общего образования изначально лишает эти учебные дисциплины возможности эффективного влияния на процесс развития и формирования творческой личности, способной оказать развивающее позитивное воздействие на весь процесс обучения в целом. Одна из основных задач школы - это задача формирования процесса творческого познания мира учащимися. Истоки творческого развития, лежащие в предметах художественно-эстетического цикла, формируют основу творческого мышления, необходимую и физикам и лирикам.



Урок по теме

«Все начинается с любви….». Быть патриотом своей страны

(интеграция предметов «Самопознание», «Музыка», НВП, «Изобразительное искусство»)

Цель, поставленная преподавателем НВП: расширять представление о значении и ценности Родины в судьбе каждого человека.

Задачи:

- раскрыть значение понятия «патриотизм»;

- развивать стремление быть патриотом своей страны;

- воспитывать чувство гордости за свою страну, ее народ и историю.



В ведении в замысел урока:

Просмотр видеосюжета и прослушивание песни «С чего начинается Родина?» в исполнении Марка Бернеса.

Целевая установка: Прошу вас подумать, что хотел сказать нам автор песни, какой глубинный смысл стремился донести до нас?О чем этот сюжет?

Что значит Родина для автора песни? А что для вас значит слово Родина? (используется слайд со словами-терминами, из которых надо выбрать соответствующие теме урока) Почему мы любим Родину?



Чтение пословиц и поговорок: О том, что такое Родина для человека, сказано в старинных казахских и русских пословицах. Прочтем их: «Туган жердей жер болмас, Туган елдей ел болмас» («Нет роднее родной земли, нет роднее родного края»), «Отанды суюот басынан басталады» («Любовь к родине у семейного очага зарождается»).

Исполнение песни о Казахстане

Беседа по вопросам:

Как называется страна, в которой мы живем?

Какой праздник мы отмечали в декабре-месяце 2011года?

А как мы называем человека, любящего свою Родину?



Словарная работа: А вот какое определение патриота деется в словаре: «патриот-тот, кто любит свое Отечество, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей Родины».

Работа в группах:

  • Давайте попробуем составить портрет патриота. У вас на столах лежит конверт №1. Возьмите его, в конверте слова. Прочитайте и выберите нужные слова, которые относятся, как вам кажется, к понятию «патриот». Действительно, вы правы, потому что патриот не может быть равнодушным, только активные действия патриота сделают Родину процветающей.

  • Посмотрите, пожалуйста, на портреты этих людей. Что вам о них известно? Можно ли назвать их патриотами своей страны? (Курмангазы, Алия Молдагулова, Абай Кунанбаев, Роза Рымбаева, Токтар Аубакиров).

Слово учителя о деятельности военно-патриотического клуба «Радуга».

Хотелось бы отметить, что такие уроки являются эффективным средством повышения уровня художественно-эстетического сознания учащихся. Так как важным моментом самоопределения подростков является овладение необходимым объемом культурной информации и приобретение собственного опыта культурной деятельности. Повышается самооценка детей, углубляется процесс рефлексии, появляется стремление повысить уровень самообразования.

Таким образом, интеграция между учебными предметами не отрицает предметной системы. Она является возможным путем ее совершенствования, преодоления недостатков и направлена на углубление взаимосвязей и взаимозависимостей между учебными предметами, а также позволяет наиболее полно реализовать компетентностный подход в обучении.
ЛИТЕРАТУРА:

1.Г.К. Селевко. Педагогические технологии на основе дидактического и методического усовершенствования УВП. Москва. 2001.

2.М.М. Жампеисова. Модульная технология обучения как средство развития ученика. Алматы. 2006г

3.Школа ХХIвека: инновационные технологии обучения Алматы 2006г

4.Межпредметные связи в курсе допризывной подготовки юношей Г.В.Мизиковский Москва Просвещение 1990г

5.Теории и методики физического воспитания (В.И. Лях, 2000; АЛ. Матвеев, 2003 B.IL Филин, 1987);

6.Совершенствования процесса обучения в школе на межпредметной основе (ST. Ананьев, 1977; ЮХ Бабанский, 1987; AJL Данилкж, 2003; В.Н. Максимова, 1987);

7.Физической подготовки юношей допризывного возраста к освоению воинских профессий (МП, Бандаков, 1999; В.Ф. Новосельский, 1985; Ю.В. Сысоев, 2005);

8. Журнал «12-летнее образование». О видах ключевых компетенций. 2002-2. стр 19.-

9.Выступление президента Казахстана Н.А. Назарбаева на II конгрессе молодежи Казахстана, Астана, 2002 год.

10. Государственная программа патриотического воспитания граждан Республики Казахстан на 2006-2008 годы. Указ Президента РК от 10.10.2006 года №200.

11.Л.Л. Кочергина. Интегрированные уроки.



12. Журнал «Начальная военная подготовка», № 5, 2004.

13. Газета «Қазақстан сарбазы», №12, 2005.
скачать файл



Смотрите также:
Компете́нция — способность применять знания, умения, успешно действовать на основе практического опыта при решении задач. Интегрированный урок
103.91kb.
Урок закрепления теоретических знаний и формирования умений применять знания к решению задач
79.85kb.
Приемы формирования ууд на уроках математики
67.73kb.
Урок развития речи: сочинение рассказ Анисимова Светлана Владимировна, учитель физики и информатики
83.59kb.
Урок-презентация по теме «строение вещества»
38.73kb.
Урок ( алгебры и начала анализа 11 класс) Тема: «Производная и её геометрический смысл.» Фамилия Агеева
70.05kb.
Конспект урока сбо "Железнодорожный пассажирский транспорт" Сенникова Екатерина Николаевна
147kb.
Цель работы: изучить химические и инструментальные методы спектрометрического анализа объектов окружающей среды и рассмотреть способы практического применения
193.36kb.
Интегрированный урок-исследование. Тема: «Волшебник и великий музыкант»
97.76kb.
Развитие мышления учащихся, формирование у них умений самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления
35.79kb.
Урок презентация "Сирень 45 года "
41.89kb.
"Сложение отрицательных чисел"
51.05kb.