vesnat.ru страница 1
скачать файл
Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю):
Общие сведения

1.

Кафедра

Культурологии и межкультурных коммуникаций, теории языка и журналистики

2.

Направление подготовки

050100.62 Педагогическое образование (профиль – Физическая культура)

3.

Дисциплина

Б1.В.2 Культурология

4.

Тип заданий

Тест

5.

Количество этапов формирования компетенций (ДЕ, разделов, тем и т.д.)

6


Перечень компетенций

ОК-3 способность понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности базовыми культурными ценностями, современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества

ОК-14 готовность к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям

ПК-9 способность профессионально взаимодействовать с участниками культурно-просветительской деятельности

ПК-10 способность к использованию отечественного и зарубежного опыта организации культурно-просветительской деятельности


Критерии и показатели оценивания компетенций

Знания: роль и значение культурологического образования в жизни личности и общества;

становление и развитие науки о культуре;

объектную, предметную, феноменологическую области культурологии,

методологию изучения явлений, форм, типов, процессов и закономерностей развития культуры;




Умения: использовать полученные знания в журналистской деятельности;

осуществлять выбор собственной ориентации в мире ценностей современной культуры




Этапы формирования компетенций

ДЕ-1

Структура и состав современного культурологического знания

ДЕ-2

Культурология и философия культуры, социология культуры, культурная антропология

ДЕ-3

Основные понятия культурологии

ДЕ-4

Культурология и история культуры

ДЕ-5

Типология культур.

ДЕ- 6

Место и роль России в мировой культуре


Шкала оценивания (за правильный ответ дается 1 балл)


«2» – 60% и менее «3» – 61-80% «4» – 81-90% «5» – 91-100%


Типовое контрольное задание : тест.

ДЕ-1: Структура и состав современного культурологического знания

  1. Современное культурологическое знание включает:

а) философию, историю, искусствоведение, экологию;

б) историю культур и цивилизаций, общую теорию культуры, историю культурологической мысли и др.;

в) историю религий, этнографию, экономику и др.

2. Кто из культурологов сказал: культура «когда-нибудь встанет в истории науки в один ряд с гелиоцентрической теорией Коперника или открытием клеточной основы всех форм жизни»:

а) Э. Тайлор;

б) О. Шпенглер;

в) Л. Уайт;

г) К Ясперс.



  1. Если кратко определить культурологию, это:

а) филологическая наука;

б) интегративное знание;

в) описательная наука;

г) эмпирическое знание.

4. Прикладная культурология — это:

а) организация и технология культурной жизни общества;

б) разработка и стандартизация индикаторов и показателей в определении культурного уровня;

в) изучение процесса социализации личности в условиях разных культур.

.

ДЕ-2: Культурология и философия культуры, социология культуры, культурная антропология

1. Философия культуры и культурология являются:

а) тождественными научными системами знаний о культуре;

б) культурология является особой наукой, имеющей собственную эмпирическую базу знаний; обладающей эмпирико-индуктивным методом познания конкретной культурной реальности; способной к аналитическим процедурам и верификации, к интеграции и синтезированию разных данных о культуре; имеющей обобщающий характер. В отличие от культурологии философия культуры не столько наука, сколько мировоззрение, умственная сфера, в которой фиксируется результат философского интереса к культуре, итог её разных интерпретаций;

в) философия культуры – это общая теория культуры.


  1. Социализация — это:

а) процесс усвоения и активного воспроизводства индивидом социокультурного опыта: социальных норм, ценностей, образцов поведения, ролей, установок, обычаев, культурных традиций, коллективных представлений и верований и т.п.;

б) система коммуникаций, обмена информацией

в) форма культуры. содержанием которой является деятельность государства по урегулированию общественных отношений людей на основе специально выработанных социальных норм.

3. Инкультурация — это:

а) процесс приобщения индивида (или группы) к культуре, усвоения существующих привычек, норм и правил поведения, свойственных данной культуре;

б) кризис культуры в связи с развитием техногенной цивилизации;

в) духовная деятельность людей, порождающая нечто новое, уникальное и неповторимое, никогда ранее не существовавшее.

4. Понятие «культурная компетентность» учителя обозначает:

а) знание экономических законов развития общества; понимание психических особенностей социальных групп; знание законов научно-технического прогресса общества; знание исторических событий;

б) знание содержания священных книг – «Библии», «Корана», различных философских трактатов; представления об особенностях развития религиозных систем в истории человечества; знание имён выдающихся деятелей искусства и их произведений; историю общего и художественного образования; знакомство с мировой литературой;

в) условно достаточную степень социализированности и инкультурированности учителя любого предмета, которая позволяет ему свободно понимать, использовать и вариативно интерпретировать всю сумму знаний о культуре (обыденных и отчасти специализированных), составляющих нормы эрудированности педагога; сумму правил, образцов, обычаев, законов, запретов, этикетов и других регуляторов поведения человека в мире культуры; «языков», символов, мировоззренческих оснований, ценностных ориентаций, образов искусства как зеркала культуры и её эталонов; понимание значения институциональных норм, образов престижности, способов социальной коммуникации; степень знакомства учителя с совокупным социокультурным опытом нации.

ДЕ-3: Основные понятия культурологии


  1. Сущность культуры состоит в том, что она:

а) адаптивный механизм человека;

б) способ бытия человека или «мир человека» в единстве смыслов, средств и результатов человеческой деятельности;

в) источник изменения природы.

2. К ведущим подходам к изучению культуры принадлежат:

а) деятельностный, системный, синергетический, семиотический, феноменологический, историко-типологический, сравнительно-исторический, аксиологический;

б) археологический, семантический, информационных, интегративный;

в) футуристический, аналитический, архивный, прогностический.

3. Процесс образования и становления развивающегося явления:

а) генезис;

б) социализация;

в) ассимиляция;

г) семиоз.

4. Регион в культурологическом рассмотрении — это:

а) исторически сложившаяся культурно-цивилизационная целостность существующих устойчивых и динамичных признаков жизни и деятельности людей в рамках определенной ареала;

б) исторически сложившаяся административная территория;

в) пограничная зона, охраняемая государством.



ДЕ-4: Культурология и история культуры

1. Выберите из списка основные характеристики культуры первобытного общества:

а) символичность;

б) народность;

в) религиозность.

2. К культурам, выделяемым по историческому критерию относятся:

а) национальные и религиозные культуры;

б) древняя, средневековая, нововременная, современная;

в) рыцарская, феодальная, аристократическая, крестьянская.

3. Переходным периодом западно-европейской культуры, с которого начинает доминировать вместо традиции инновационность является:

а) эпоха Эллинизма;

б) эпоха Возрождения;

в) эпоха Просвещения.

4. Доминантные черты эпохи Просвещения:

а) религиозность, иррациональность, идеализм, индивидуализм;

б) культ разума, вера в прогресс; идеи Личности, Права и Свободы; энциклопедичность научных устремлений;

в) гедонизм, чувственность, эстетизм, дидактизм.

ДЕ-5: Типология культур


  1. Этногенез — это:

а) исторический процесс происхождения этносов от их зарождения до формирования целостных этносоциальных организмов и их специфических этнокультурных систем;

б) возникновение на основе языковой, территориальной, социально-экономической, общности, в процессе образования внутреннего рынка;

в) термин, обозначающий одну из развивающихся сфер культуры по сохранению поведенческих норм: право, мораль,этикет, нравственные предписания религии и т.д.

2. Создатели исторической типологии мировой культуры и теории локальных цивилизаций:

а) Ф. Ницше, Э. Тайлор, Д. Фрезер, Г. Зиммель, А. Шопенгауэр;

б) Н. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби, П. Сорокин;

в) Н. Бердяев, М. Фуко, Р. Барт, Ж. Бодрияр, Ж. Делёз.

3. Как переводится латинское слово, из которого происходит термин «цивилизация»:

а) ареал;

б) мегаполис;

в) ойкумена;

г) город.

4. Как называется процесс передачи информации от индивида к индивиду, от группы к группе:

а) культурная коммуникация;

б) культурная экспансия;

в) культурная ориентация;

г) культурная легитимация.

ДЕ-6: Место и роль России в мировой культуре

1. Знаменитые храмы святой Софии в средневековой Руси находились в городах:

а) Старая Ладога, Москва, Ростов Великий;

б) Киев, Новгород Вологда, Тобольск;

в) Владимир, Рязань, Великий Устюг.

2. Крупные «наскальные художественные галереи» древнейшего и древнего искусства находятся на следующих территориях России:

а) Пензенской, Оренбургской, Смоленской, Курской, Тульской областей;

б) на Кольском полуострове, в Карелии, на берегах Онежского озера, Белого моря, Амура, Лены, Ангары, в горах Дагестана, на Алтае, в Саянах, на Чукотке;

в) в Ставропольском крае, в бассейне Волги, Днепра и Дона, полуострове Ямал, Прикаспийской низменности.

3. «Бунташный век» в истории русской культуры возник в:

а) 16 веке;

б) 17 веке;

в) 18 веке;

г) 19 веке.



  1. К какому виду искусства относится творчество выдающихся деятелей русской культуры, составляющих группу «Могучая кучка» :

а) литература;

б) изобразительное искусство;

в) театр;

г) музыка.



Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний

Ключи к тестовым заданиям.

ДЕ

вопр.



ДЕ-1

ДЕ-2

ДЕ-3

ДЕ-4

ДЕ-5

ДЕ-6

1













2













3













4















Вопросы к экзамену

  1. Теоретические и социальные предпосылки становления культурологии.

  2. Культурология в системе наук. Культурология и смежные дисциплины.

  3. Цель, предмет и задачи культурологии.

  4. Законы развития культуры (по Н. Я.Данилевскому).

  5. Культура и природа: проблемы соотношения и взаимодействия двух сфер человеческого существования.

  6. Общие и специфические функции культуры.

  7. Структура культуры (материальная, духовная и художественная культура).

  8. Основные этапы становление культурологии.

  9. Основные историко-типологические концепции культуры.

  10. Структурно-функциональный метод изучения культуры: понятие и применение.

  11. Эмпирические методы исследования культуры (культурологический эксперимент, наблюдение).

  12. Семиотический подход к изучению культурных явлений: понятие и применение.

  13. Особенности социальной культурологии: предмет, задачи, функции.

  14. Культурологическое исследование социальных общностей. Субкультуры: понятие, виды, функции.

  15. Проблема этнической и культурной идентичности личности в современном обществе.

  16. Механизмы преемственности и трансляции культурного опыта. Традиции и инновации в культурном развитии.

  17. Формационный и цивилизационный подходы в изучении истории культуры (на примере трудов К. Маркса, О. Шпенглера, Й. Хёйзинга).

  18. Эволюционные модели развития культуры (на примере работ Л. Моргана, Э. Тайлора).

  19. Циклические модели развития культуры (на примере работ К. Ясперса, П. Сорокина).

  20. Особенности развития культурологической мысли в России: общая характеристика.

  21. Диалогическая концепция культуры (на примере работ М. Бахтина).

  22. Синхрония и диахрония как методы изучения культурного пространства.

  23. Экологическая культура: понятие, задачи.

  24. Культурная компетентность личности: понятие, виды.

  25. Массовая и элитарная культуры: проблема толкования, отличительные признаки, функции.

  26. Характерные черты культуры Античности.

  27. Характерные черты культуры Средневековья.

  28. Характерные черты культуры Возрождения.

  29. Характерные черты культуры Нового Времени.

  30. Характерные черты культуры Западной Европы ХIХ века.

  31. Проблемы модернизма и тоталитаризма в культуре России в первой пол. ХХ века.

  32. Россия в истории мировой культуры.

  33. Культура и проблемы современности. Культурные оппозиции Восток-Запад, Север-Юг.
скачать файл



Смотрите также:
Количество этапов формирования компетенций де, разделов, тем и т д
125.17kb.
Контрольная работа Количество этапов формирования компетенций
96.98kb.
«Школа формирования ключевых компетенций на основе деятельностного подхода»
338.47kb.
К рабочей программе по биологии для 6-11 класса
97.73kb.
Тема: Формирование иноязычной коммуникативной компетенции на основе стратегии продуктивных учебных технологий
39.97kb.
Пояснительная записка. Структура рабочей программы
138.75kb.
Практикум по развитию коммуникационных компетенций в языке профессии для студентов 3 курса факультетов мэо и мбда heft 27
555.56kb.
Пояснительная записка На уроках биологии в 11 классе недостаточное количество часов отведено для тщательной отработки знаний и умений базового уровня
95.47kb.
Структура уроков как один из принципов формирования репертуара народного ансамбля
110.69kb.
В области финансовых услуг
178.75kb.
Руководство по эксплуатации Дата производства: серийный номер: содержание I основные параметры Ст
73.18kb.
Пошаговая инструкция по самостоятельной антикоррозионной обработке автомобиля материалами раст стоп пожалуйста, соблюдайте технику безопасности при работе!
118.34kb.