vesnat.ru страница 1
скачать файл


Интегрированный краеведческий курс для 2-4 классов.
Пояснительная записка
Пояснительная записка составлена на основе программы:

Оломская Т.М. Программа интегрированного краеведческого курса в содержании начального общего образования. Программно-методические материалы. Примерные программы начального общего и основного общего образования. Региональный компонент. Методическое пособие / Сост. Т.М. Оломская, Л.А. Коренева, Л.Т. Пантелеева, Р.М. Черных и др. - Мурманск, 2006.

Закон РФ «Об образовании» (ст. 7 п. 1), раскрывая структуру государственного образовательного стандарта, закрепляет наряду с Федеральным, региональный компонент. Концептуальной основой разработки «Примерной программы интегрированного краеведческого курса в содержании начального общего образования» являются: «Федеральный компонент государственного образовательного стандарта начального общего образования», «Федеральный Базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательный учреждений», «Примерные программы начального общего образования» (Москва, 2004), экспериментальный проект «Национально-региональный компонент содержания государственного образовательного стандарта в начальной школе» (Мурманск, 2001).

Интегрированный краеведческий курс в содержании начального общего образования ориентируется на природную детскую любознательность, потребность самостоятельного познания окружающего мира, познавательную активность, инициативность и создает образовательную среду, стимулирующую активные формы познания. Краеведческий курс реализуется в образовательных областях: «Филология», «Окружающий мир», «Искусство», «Технология».

Цели интегрированного краеведческого курса:

- развитие личности младшего школьника, осмысление целостности и разнообразия мира;

- сохранение и укрепление здоровья младших школьников, адаптация
к экстремальным условиям жизни в условиях Кольского Севера;

- формирование понимания, что жизнь и здоровье, душевное состояние зависят


от состояния окружающей среды;

- воспитание любви к своему краю;

- социализация ребенка, принятие законов существования в природной и социальной среде;

- принятие национально-региональной культуры как ценности, овладение навыками художественной деятельности и формирование потребности к творческому самовыражению.


Интегрированный краеведческий курс вводится со второго класса.

Второй класс – 1 час в неделю; всего 34 часа в год:



3 – 4 класс (1 час в неделю) – 34 часа в год.
Количество часов по предметным курсам:


Предмет

2 класс

3 класс

4 класс

Всего

Окружающий мир

12 часов

12 часов

12 часов

36 часов

Русский язык и литературное чтение

9 часов

14 часов

14 часов

37 часов

Изобразительное искусство

5 часов

4 часа

4 часа

13 часов

Труд

8 часов

4 часа

4 часа

16 часов




34 часа

34 часа

34 часа

102 часа

Требования к уровню подготовки обучающихся,

оканчивающих начальную школу
(Утверждены Региональным Экспертным советом по дошкольному, основному и общему образованию комитета по образованию Мурманской области 06.04.2004 г.)
Обучающиеся, оканчивающие начальную школу, должны:

знать:

  • названия края;

  • города и населенные пункты Мурманской области;

  • географические и климатические особенности;

  • основные народные традиции;

  • условия сохранения и укрепления здоровья на Севере;

уметь:

  • различать наиболее распространенных представителей флоры и фауны Мурманской области;

  • выявлять характерные признаки приспособленности организмов
    к конкретным условиям среды;

  • называть основные виды животных, растений и грибов Мурманской области;

  • находить и показывать на карте: Мурманск, Полярный круг, Баренцево море, Белое море, Кольский залив, Кольский полуостров с ближайшими островами, Хибины, озеро Имандра, реку Поной;

  • самостоятельно находить в дополнительных источниках сведения
    по определенной краеведческой теме, излагать их на уроке в виде сообщения, рассказа;

  • применять знания в охране природы родного края.


2 класс


Предмет

I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

Всего за год

Окружающий мир

4 часа

2 часа

3 часа

3 часа

12 часов

Русский язык и литературное чтение

2 часа

2 часа

3 часа

2 часа

9 часов

Изобразительное искусство

1 час

1 час

2 часа

1 час

5 часов

Трудовое обучение

2 часа

2 часа

2 часа

2 часа

8 часов




9 часов

7 часов

10 часов

8 часов

34 часа





Предмет

I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

Всего за год

Окружающий мир

4 часа

2 часа

3 часа

3 часа

12 часов

Русский язык и литературное чтение

2 часа

2 часа

3 часа

2 часа

9 часов

Изобразительное искусство

1 час

1 час

2 часа

1 час

5 часов

Трудовое обучение

2 часа

2 часа

2 часа

2 часа

8 часов




9 часов

7 часов

10 часов

8 часов

34 часа




В результате изучения «Интегрированного краеведческого курса» ученик второго класса должен
знать/ понимать:

название региона, где живут учащиеся; родного города, села;

название коренных жителей края;

правила сохранения и укрепления здоровья;

основные правила поведения в окружающей среде;

понимать роль труда в жизни человека



уметь:

  1. различать объекты живой и неживой природы;

  2. приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2-3 представителя из изученных);

  3. раскрывать особенности их внешнего вида и жизни;

  4. показывать на карте территорию родного края; на карте области свой населённый пункт (город, село)

  5. рассказывать об отдельных (изученных) событиях из истории родного города, села, своих наблюдениях, впечатлениях

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • обогащения жизненного опыта;

установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;

охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;

выполнения правил поведения в природе и участия в её охране;

развития познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном



крае

3 класс
К концу 3 класса учащиеся должны знать и уметь:


  • историко-культурное наследие и традиции народов, проживающих в Мурманской области (коренных жителей)

  • растения и животный мир Кольского полуострова

  • показывать по карте города, реки и озера Мурманской области

  • особенности народного искусства Кольского Севера

  • создавать декоративные композиции по собственному замыслу на основе знаний региональных особенностей Кольского края



Предмет

I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

Всего за год

Окружающий мир

4 часа

2 часа

3 часа

3 часа

12 часов

Русский язык и литературное чтение

3 часа

3 часа

5 часов

3 часа

14 часов

Изобразительное искусство

1 час

1 час

1 час

1 час

4 часа

Трудовое обучение

1 час

1 час

1 час

1 час

4 часа

9 часов 7 часов 10 часов 8 часов 34 часа

Список литературы:

  1. Бельков И.В., Горбунов Г.И. Богатства недр Кольского полуострова. – Мурманск: Кн.издательство

  2. Бундур О.Здравствуй, день! – Мурманск, 1985

  3. Бундур О. Сто ключей: Стихи. - Мурманск, 1990

  4. Волошин А. Минералы Кольского полуострова. – Мурманск, 1988

  5. Воронова О. Чахкли: Стихи. – Мурманск, 1989

  6. Гемп К.П. Сказ о Беломорье. Словарь поморских изречений. – М.; Архангельск, 2004

  7. Географический словарь Мурманской области / Автор-сост В.Г. Мужиков. – Мурманск, 1996

  8. Декоративно-прикладное искусство Кольских саамов (из сборника МОКМ). – Мурманск, 1985

  9. Добычина Н. Здравствуй, Мурманск. – Мурманск, 2007

  10. Дребенцов В.С.и др. Животный мир Мурманской области. – Мурманск, 1974

  11. Жданов В.П. Зеленая аптека Заполярья. – Мурманск, 1991

  12. Историко-природный маршрут в центре Мурманска. – Мурманск, 1993

  13. Карпович В.Н. Кандалакшский заповедник. - Мурманск: Кн.издательство, 1984

  14. Киселев А.А. Мурманск - город-герой. – М.: Воениздат, 1988

  15. Киселев А.А. Мурманская область: география и история освоения: учеб. пособие для учителей, студентов, уч.ст.кл. – Мурманск, 1996

  16. Киселев А.А., Тулин М. Книга о Мурманске. – Мурманск: Кн.издательство, 1977

  17. Киселев А.А. Мурманск в истории улиц и площадей. - Мурманск: Кн.издательство, 2006

  18. Киселев А.А. Тулин М.А. Улицы Мурманска. Мурманск, 1991

  19. Козлов С.Г., Кушак Ю.Н. Про снег. - Мурманск: Кн.издательство, 1970

  20. Колычев Н. Мур-манчанка.- Мурманск, 2007

  21. Колычев Н. Косалапые ботинки: Стихи. – Мурманск, 2000

  22. Коркина Е. Чуррпа-Уррпа: Саамские стихи для детей. – Мурманск. 1994

  23. Коханов В.Д.. Певцы зимнего леса. - Мурманск: Кн.издательство, 1976

  24. Кохичко А.Н. Край, который я люблю: Учебное пособие для обучающихся 1 класса образовательных учреждений Мурманской области. – Мурманск: МОИПКРО, 2006

  25. Кохичко А.Н. Край, который я люблю. Учебное пособие для обучающихся 2 класса образовательных учреждений Мурманской области. – Мурманск: МОИПКРО, 2006

  26. Ляпаева О., Зайцева И., Калинина Л. Терские поморы. С-П., 2007

  27. Меркурьев И.С. Пословицы и поговорки Поморья. - С-П, 1997

  28. Меркурьев И.С. Сказки поморов Мурманской области. - С-П, 1997

  29. Меркурьев И.С. Живая речь Кольских поморов. Мурманск, 1997

  30. Методические рекомендации по использованию учебной книги «Мой Мурманск». Ленинский окружной методический кабинет Комитета по образованию г. Мурманска. – Мурманск, 2001

  31. Мурманск, Мурманск. Стихи для детей. МГОДЮБ, 2000

  32. Пантелеева Л., Лявданский Э. Храни огонь родного очага. Мурманск, МГПИ, 1993

  33. Пантелеева Л. С любовью к родному краю. - Мурманск: Кн.издательство, 1988

  34. Парфенцева Ю.А. Чудеса Заполярья на уроках творчества. Мурманск, 2001

  35. Пелипейченко М.В. По рекам и озерам Кольского полуострова. – Мурманск, 1960

  36. Птичка – железный нос, деревянный хвост. Сказки Терского берега.- Мурманск: Кн.издательство, 1991

  37. Растительный мир Мурманской области: Учебное пособие для обучающихся 6 – 7 классов общеобразовательных учреждений Мурманской области/ Василевская Н.В., Шошина Е.В., Петрова И.А.; Под ред. Доктора биологических наук Е.В. Шошиной. – Мурманск: МОИПКРО, 2006

  38. Растительный и животный мир Мурманской области / сост. Макарова О.А. и др. – Мурманск, 1997

  39. Семенов-Тян-Шанский О.И. Лапландский заповедник: Научно-популярный очерк. – Мурманск: Кн.издательство, 1975

  40. Семенов-Тян-Шанский О.И., Дельвин Н.Н. Лапландский заповедник: Фотоальбом. – М.: Сов. Россия, 1984

  41. Соловьева А. Дом. – Мурманск, 2003

  42. Стихи о городах Мурманской области. МГОДЮБ, 2003 (сборник)

  43. Страны мира. Энциклопедический справочник. Смоленск, «Русич», 2000

  44. У каждого из нас есть город…Мурманская областная детско-юношеская библиотека. Краеведческий отдел, 2005

  45. Энциклопедия для детей. Том 13. Страны. Народы. Цивилизации. – М. : Аванта, 2005

  46. Энциклопедия Кольского края. /сост. Дащинский С.//Рыбный Мурман, 1997, 1998. (Выпуски 1 – 54)

47. Североморск в воспоминаниях архитекторов, строителей, старожилов.//Североморск 2008.

48. А. Сергиенко//Североморск 2006

49. Североморск//Мурманское книжное издание 2008год//сост. В.П.Жданов, Л.Ф.Орловская

Тест как вид контроля.
Тест № 1

( входной- 2 класс).
1. Выбери среди названий городов города, которые находятся в Мурманской области.

а) Архангельск в) Апатиты

б) Кандалакша г) Североморск
2. Подчеркни в каждой группе лишнее слово.

а) медведь б) чайка

заяц пеликан

пингвин сова

олень альбатрос
3. Кто является коренными жителями Кольского полуострова ?

а) саами в) русские

б) норвежцы г) поморы
4. Укажи «+» растения Мурманской области

а) брусника

б) яблоня

в) морошка

г) кедр

д) карликовая береза



е) иван-чай
Тест № 2.

( 2 класс- итоговый).

1. Подчеркни возможные названия нашего края.

а) Мурманская область

б) Средняя полоса

в) Заполярье

г) Ледяная зона
2. Укажи «+» названия водоёмов Кольского полуострова.

а) Имандра б) Волга в) Белое море

Байкал Кола Чёрное море

Ловозеро Тулома Балтийское море


3. Подчеркни явления природы, характерные для Заполярья.

полярный день северное сияние

засуха песчаная буря

сезон дождей полярная ночь

4. Выберите главного героя саамских сказок?

а) троль в) гном

б) чахкли г) мальчик-с-пальчик
5. Что вам больше всего понравилось на уроках краеведения?

а) узнавать новое в) экскурсии

б) рисовать г) читать произведения
Свой ответ:____________________________________________

______________________________________________________

______________________________________________________.
Тест № 3.
1. Найди лишнее слово :

а) Заполярье в) Карелия

б) Кольский полуостров г) Мурманская область

2. Областной центр:

а) Москва в) Петрозаводск

б) Мурманск г) Кировск


3. В какое море впадает Кольский залив:

а) Белое в) Балтийское

б) Баренцево г) Норвежское
4.Выбери лишнее слово:

а) Мончегорск в) Кандалакша

б) Оленегорск г) Архангельск
5.Кто является коренными жителями Кольского полуострова:

а) украинцы в) саами

б) ненцы г) карелы

Тест № 4.
1.Что относится к неживой природе:
а) лебеди в) камни

б) медведи г) кустарники


2. Выбери название растения название, которого характеризует особенность растений севера ( низкорослость):

а) сирень в) рябина

б) сосна г) « карликовая» берёза
3. Среди перечисленных животных, найди животное севера:

а) зубр в) пятнистый олень

б) северный олень г) тигр
4. Определите, кто не входит в группу птиц:

а) оляпка в) гагара

б) лемминги г) чайки
5.Найди лишнее слово:

а) черника в) морошка

б) сыроежка г) голубика

Тест №1

( входной- 3 класс).


  1. Кто является коренными жителями Кольского полуострова ?

а) саами в) русские

б) норвежцы г) поморы




  1. Выберите главного героя саамских сказок?

а) Иван-царевич в) Баба-Яга

б) чахкли г) колобок




  1. Столица Заполярья.

а) Москва в) Мурманск

б) Петрозаводск г) Кандалакша?




  1. Какой город лишний ?

а) Кировск в) Мончегорск

б) Архангельск г) Оленегорск




  1. Какие из перечисленных праздников проводятся только в Мурманской области?

а) Новый год в) Праздник Солнца

б) праздник Севера г) День Знаний


6.Какое дерево не растёт на Кольском полуострове?

а) карликовая берёза в) рябина

б) дуб г) сосна
7.Что любили делать поморы?

а) козули в) дымковскую игрушку

б) свистульки г) матрёшки

Тест№ 2.

( 3 класс).





Вопрос:


ДА


НЕТ

1.Северное сияние бывает на севере?






2. Октябрина Воронова саамская поэтесса?








3. Имандра – это самое большое озеро Кольского полуострова?








4. Балтийское море омывает Кольский полуостров?








5. «Семилетний стрелок из лука» – это поморская сказка?








6.Поной – это самая длинная река Кольского полуострова?








7. Щепных птиц изготовляли саами?










Тест№3.

( 3 класс- итоговый).




  1. С какими государствами граничит Мурманская область?

а) Норвегия в) Украина

б) Финляндия г) Швеция




  1. Какого заповедника нет на Кольском полуострове?

а) Лапландский в) Кандалакшский

б) «Пасквик» г) Уральский




  1. Какой цвет не использовали саами в своих вышивках?

а) красный в) голубой

б) зелёный г) белый


4.Из какого полезного ископаемого, добываемого на Кольском полуострове, делают удобрение?

а) апатит в) цемент

б) никель г) железная руда
5.Выделите поэтов Мурманской области?

а) А. Пушкин в) Н.Колычев

б) И.Ядринцева г) Б.Заходер


  1. Какой природной зоны нет на Кольском полуострове?

а) тундра в) лесотундра

б) лиственные леса г) тайга




  1. Что вам больше всего понравилось на уроках краеведения?
скачать файл



Смотрите также:
Интегрированный краеведческий курс для 2-4 классов
191.3kb.
Моу алексеевская оош им. Д. В. Майского
358.46kb.
Пояснительная записка Элективный интегрированный курс «Физика и экология» предназначен для учащихся 9 класса
61.46kb.
Элективный курс для учащихся 9-х классов в рамках Программы предпрофильной подготовки I
159.4kb.
Рабочая программа дистанционного курса по химии для учащихся 8 11 классов
116.33kb.
Компете́нция — способность применять знания, умения, успешно действовать на основе практического опыта при решении задач. Интегрированный урок
103.91kb.
Рабочая программа составлена на основании следующих нормативно-правовых документов: Учебного плана мбоу «сош №№30 г. Новоалтайска»
277.32kb.
Прошёл конкурс строя и песни среди учащихся 1-11 классов. Для мальчиков 1-5 классов прошли «Весёлые старты». В них соревновались команды «Быстрые» и
13.05kb.
Номинация: экономика Кузбасса Богатый край С. С. Черданцева, хранитель фондов мбу культуры «Крапивинский районный краеведческий музей»
59.4kb.
Урок обобщения знаний, умений, навыков за курс 7-8-х классов
203.86kb.
По традиции в четвёртый четверг ноября в школе отмечается День Благодарения. День начался с представления пятиклассников, ко­торые рассказали ученикам начальной школы о традиции празднования
32.73kb.
Данный курс предназначен для учащихся 11 классов средних общеобразовательных учебных заведений, изучающих предмет во втором концентре исторического образования в средней школе
338.61kb.