vesnat.ru страница 1
скачать файл
ГИПОДИАГНОСТИКА ПТСР У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ: АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ.

О.Б. Есина (Екатеринбург, ОГУЗСОКПБ, филиал "Детство")


Научный руководитель - д.м.н. Кремлёва О.В., зав. курсом психиатрии, наркологии и психотерапии ФПК и ПП УГМА
По данным разных авторов ПТСР в популяции встречается чаще, чем любые другие психические заболевания – от 7 до 12%, и распространенные соматические заболевания - такие, как например астма (5,4%) или диабет (5,9%) [1]. В то же время, в отсутствие крупномасштабных катастроф детская психиатрическая служба демонстрирует специфическую профессиональную «слепоту» к проблеме: травматические расстройства у детей практически не диагностируются. Это связано как c серьезными недостатками в организации службы, так и с объективными сложностями диагностики у детей, особенно дошкольного и младшего школьного возраста[2].

Цель работы: Исследование способности специалистов, участвующих в процессе диагностики психических заболеваний идентифицировать ПТСР у детей и подростков среди ряда других психических и поведенческих расстройств, а также определение степени влияний на эту способность социодемографических и профессиональных факторов.

Материал и методы: В течение 2-х месяцев 2010 г. было проведено сплошное исследование слушателей кафедры психиатрии ФПК и ПП УГМА. Всего было опрошено 33 специалиста (психиатры, психотерапевты, медицинские психологи). Исследование проводилось при помощи анонимного полуструктурированного опросника, составленного по аналогии с инструментом, при помощи которого было проведено исследование психиатрической грамотности населения Томской области [3]. Опросник содержал краткие описания наиболее типичных особенностей поведения людей, страдающих психическими расстройствами (эндогенной депрессией, простой шизофренией, параноидной шизофренией, эпилепсией, алкоголизмом, ПТСР), а также описание пубертатного криза, что позволило точнее судить о способности респондентов дифференцировать психологические феномены от психопатологических. Способность к распознаванию расстройств определялась по количеству правильных ответов (уровень идентификации). Все полученные данные формализовались как «верные / неверные» ответы и, наряду с социодемографическими и профессиональными характеристиками, участвовали в корреляционном анализе, проводимом с помощью статистического пакета Vortex 5.1.

Результаты: Общий уровень идентификации ПТСР у младших детей всеми специалистами оказался самым низким среди прочих заболеваний – 51,5%, а уровень идентификации у подростков оказался одинаково невысоким для ПТСР, пубертатного криза и простой шизофрении (по 60,6%), что указывает на недостаточное внимание специалистов к подростковой патологии. Выявлено значимое влияние пола респондента на уровень идентификации ПТСР у младших детей (V Крамера=0,455, p<0,05): женщины давали правильные ответы в 71,4% случаев, а мужчины – лишь в 22,2 %, что можно связать с более высоким уровнем эмпатии у женщин по отношению к младшим детям. Непосредственно предшествовавшее исследованию обучение специалистов по теме ПТСР значимо повышало уровень его идентификации с 27,3% до 100,0% (V Крамера=0,686, p<0,05). ПТСР у младших детей психологи распознавали значимо лучше, чем другие опрошенные специалисты - 100,0% / 33,0% соответственно (V Крамера=0,594, p<0,05). Психиатры верно распознавали ПТСР у младших детей значимо реже, чем остальные опрошенные специалисты (V Крамера=0,594, p<0,05). То, что психологи распознают ПТСР лучше, чем врачи, может объясняться разными подходами в образовании психологов и психиатров, а также тем, что долгое время в отечественной детской психиатрии уделялось сравнительно мало внимания расстройствам адаптации / стрессовым расстройствам и вкладу психологических факторов в этиопатогенез психических расстройств.

Выводы:

1. Уровень идентификации специалистами ПТСР у младших детей крайне низок: лишь половина специалистов верно распознает это расстройство.

2. Значимо точнее ПТСР у младших детей распознается специалистами - женщинами.

3.Обучение специалистов диагностике ПТСР значимо повышает уровень правильной идентификации этого заболевания, что может быть учтено при планировании учебных мероприятий для психологов, психиатров, психотерапевтов.

4.Идентификация ПТСР точнее осуществляется психологами по сравнению с врачами - феномен, заслуживающий внимания и дополнительного изучения.
Список литературы:

1.Волошин В.М. Феноменологические аспекты посттравматического стрессового расстройства // Российский медицинский журнал, 2006; 7: 41.



2.Марценковский И.А. Посттравматическое стрессовое расстройство у детей: поиск нового смысла // Неврология, Психиатрия, Психотерапия. 2007, 6\1: 69-71.

3. Сёмин И.Р., Агарков А.П. Психически больной в обществе (отношение к душевнобольным в социуме, в семье, на производстве, оптимизация психиатрической помощи). - Томск: Красное знамя, 1997. - 237 с.
скачать файл



Смотрите также:
Гиподиагностика птср у детей и подростков: анализ проблемы
33.1kb.
1 Распределение бюджетных ассигнований 2009 года, предусмотренных на организацию отдыха, оздоровления, занятости детей и подростков
265.52kb.
Особенности гипоталамического ожирения у детей и подростков после удаления краниофарингиомы
380.59kb.
Злоупотребление психоактивными веществами среди подростков ситуация с употреблением психоактивных веществ среди подростков в рб
677.43kb.
Административно-хозяйственный аппарат
101.82kb.
Исполнительный комитет рыбно-Слободского муниципального района
411.48kb.
Участники программы 9 Этапы реализации программы
370.97kb.
Понятие «наркомания». Клинический смысл терминологии в клинической наркологии
119.84kb.
Представляют
166.42kb.
1 Глава Исторический анализ проблемы использования игры в воспитании и обучении дете
715.43kb.
С. Александровка, 2011 Содержание Раздел I. Нормативное обеспечение 5
1859.89kb.
Памятка по суицидальному поведению детей и подростков Самоубийство (суицид)
48.67kb.