vesnat.ru страница 1страница 2
скачать файл
ФОРМИРОВАНИЕ

УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
У ОБУЧАЮЩИХСЯ
НА СТУПЕНИ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ


Дегтярев Николай Владимирович,

Учитель технологии МАОУ СОШ с углубленным изучением отдельных предметов №10

1.Цели и задачи формирования универсальных учебных действий.

 Цель формирования универсальных учебных действий - обеспечение системного подхода к личностному развитию и формированию универсальных учебных действий в рамках образовательной системы «Школа России».



Задачи:

  1. актуализация ценностных ориентиров содержания начального общего образования, необходимых для разработки рабочих учебных программ и программы внеурочной деятельности;

  2. разработка механизмов взаимосвязи универсальных учебных действий и содержания учебных предметов;

  3. уточнение характеристик личностных результатов, регулятивных, познавательных, коммуникативных УУД;

  4. описание механизмов формирования УУД;

5.      разработка преемственных связей формирования УУД при переходе от дошкольного к начальному общему образованию;

6.      разработка мониторинга результатов и системы оценки сформированности УУД.



2. Характеристики универсальных учебных действий на ступени основного общего образования и их связь с учебными предметами.

2.1 Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки

и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в

социальных ролях, и межличностных отношениях.

Применительно к учебной деятельности следует выделять три вида личностных действий - самоопределение, смыслообразование, нравственно- этическая ориентация.



Виды личностных

УУД

Уровень формирования

Приоритетные виды работ для развития УУД

 


Формы учебной деятельности

Технологии, методы, приёмы

Формы организации учебной деятельности

 

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

Самоопределение

На уровне представления

Формальный (с помощью учителя)

с помощью учителя и самостоятельно

Работа с разными видами инструкций (репродукция)

Организация самостоятельной деятельности с помощью учителя

Совместная

Индивидуальные действия ученика по наставлению учителя

Контрольно-оценочная

целеполагание



Проектно-исследовательская

Деятельностно-игровые методы

Эвристические методы

Обучение моделированию

Трад. урок в игровой форме

Консультационные занятия

Творческая мастерская

Смыслообразование

На уровне представления

Формальный (с помощью учителя)

помощью учителя и самостоятельно

Работа с разными видами инструкций (репродукция)

Организация самостоятельной деятельности с помощью учителя

Совместная

Индивидуальные действия ученика по наставлению учителя

Контрольно-оценочная

целеполагание



Проектно-исследовательская

Деятельностно-игровые методы

Эвристические методы

Обучение моделированию

Трад. урок в игровой форме

Консультационные занятия

Творческая мастерская

Нравственно- этическое

На уровне представления

Формальный (с помощью учителя

помощью учителя и самостоятельно

Работа с разными видами инструкций (репродукция)

Организация самостоятельной деятельности с помощью учителя

Совместная

Индивидуальные действия ученика по наставлению учителя

Контрольно-оценочная

целеполагание



Проектно-исследовательская

Деятельностно-игровые методы

Эвристические методы

Обучение моделированию

Трад. урок в игровой форме

Консультационные занятия

Творческая мастерская

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности. К ним относятся: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.

Виды коммуникативных

УУД

Уровень формирования

Приоритетные виды работ для развития УУД

 


Формы учебной деятельности

Технологии, методы, приёмы

Формы организации учебной деятельности

 

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

Целеполагание

На уровне представления, с помощью учителя

Формальный (с помощью учителя)

с помощью учителя и самостоятельно

Работа с разными видами инструкций (репродукция)

Организация самостоятельной деятельности с помощью учителя

Совместная

Индивидуальные действия ученика по приказу учителя

Контрольно-оценочная

целеполагание



сотрудничества

Деятельностно-игровые методы

Метод проблемно-диалогового обучения

Обучение моделированию

Трад.урок в игровой форме

Консультационные занятия

Творческая мастерская

Прогнозирование

Формальный (с помощью учителя)

с помощью учителя и самостоятельно

Работа с разными видами инструкций (репродукция)

Организация самостоятельной деятельности с помощью учителя

Совместная

Индивидуальные действия ученика по приказу учителя

Контрольно-оценочная

целеполагание



сотрудничества

Деятельностно-игровые методы

Метод проблемно-диалогового обучения

Обучение моделированию

Учебное занятии

Консультационные занятия

Творческая мастерская

Саморегуляция

На уровне представления

с помощью учителя и самостоятельно

Предметный с помощью учителя и самостоятельно)

Работа с разными видами инструкций (репродукция)

Проектирование и исследовательская работа

 

Совместная

Учебное сотрудничество

рефлексивная

Метод проблемно-диалогового обучения

Рефлексия целеполагание

Методы обучения исследованию

Нетрадиц.урок

Учебное занятие внеучебные формы

Учебная дискуссия

Конференции уроки по выбору

Коррекция

На уровне представления, с помощью учителя

Формальный (с помощью учителя)

с помощью учителя и

самостоятельно



Работа с разными видами инструкций (репродукция)

Организация самостоятельной деятельности с помощью учителя

Совместная

Индивидуальные действия ученика по приказу учителя

Контрольно-оценочная

целеполагание



сотрудничества

Деятельностно-игровые методы

Проблемно-диалоговый

Обучение моделированию

Трад.урок в игровой форме

Консультационные занятия

Творческая мастерская








































 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



2.3 Познавательные универсальные учебные действия (включают общеучебные, логические, а также постановку и решение проблем )

  

Виды

познавательных

УУД


Уровень формирования

Приоритетные виды

работ для развития

УУД


Формы учебной

деятельности



Технологии, методы, приёмы

Формы организации учебной деятельности

 

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

Общеучебные

Формальный (с помощью учителя)

Функциональный

(самостоятельно



Работа с текстом

Работа с разными инструкциями

самостоятельно и с помощью учителя

самостоятельный

Игровая

Учебное сотрудничество

Индивидуальные действия ученика по приказу учителя

Самостоятельная работа с учётом дополнительной информации

Деятельностно-игровой

Развивающие, эвристические методы

Элементы технологии РКМЧП, проблемно-диалогового обучения

Традиц. урок в игровой форме

Учебное занятие (групповая, индивидуальная работа)

Конференции, семинары



Знаково-символические

Предметный (с помощью учителя и самостоятельно)

Функциональный

(самостоятельно



Работа с текстом

Работа с разными инструкциями

самостоятельно и с помощью учителя

самостоятельный

Совместная

Учебное сотрудничество

Творческая, исследовательская

Деятельностно-игровой

Развивающие, эвристические методы

Обучение моделированию

Творческая мастерская

Индивидуальная работа

Творческая мастерская

Логические

Предметный (с помощью учителя и самостоятельно)

Предметный (самостоятельно и спомощью

Функциональный

(самостоятельно



Работа с текстом

Работа с разными инструкциями

самостоятельно и с помощью учителя

Проектирование и исследовательская работа

Игровая, трудовая, спортивная, индивидуальная, совместная

Индивидуальная, совместная, самостоятельная, учебное сотрудничество

Контрольно-оценочная, рефлексивная, самостоятельная с использованием дополнительных источников информации, учебное сотрудничество, целеполагание

Творческая, исследовательская, проектная, контрольно-оценочная, учебное сотрудничество, рефлексивное

 

 

Обучение проектированию

Методы обучения исследованию

 

Консультационные занятия

Учебная дискуссия

Познавательная лаборатория

2.4 Коммуникативные универсальные учебные действия - обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Виды коммуникативных

УУД

Приоритеты предметного содержания

Уровень формирования

Приоритетные виды работ для развития УУД

 


Формы учебной деятельности

Технологии, методы, приёмы

Формы организации учебной деятельности

 

 

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Технология


На уровне представления

Формальный (с помощью учителя)

с помощью учителя и самостоятельно

Работа с разными видами инструкций (репродукция)

Организация самостоятельной деятельности с помощью учителя

Совместная

Индивидуальные действия ученика по приказу учителя

Контрольно-оценочная

целеполагание



Проектно-исследовательская

Деятельностно-игровые методы

Эвристические методы

Обучение моделированию

Трад.урок в игровой форме

Консультационные занятия

Творческая мастерская

Постановка вопросов – инициативное сотрудничество

Технология 

На уровне представления

Предметный (с помощью учителя и самостоятельно)

с помощью учителя и самостоятельно

Работа с разными видами инструкций (репродукция)

Работа по преобразованию информации

Элементы творчества

Игровая

Учебное сотрудничество

Спмостоятельная работа с использ.доп.инф.

Творческая работа

Приёмы рефлексивной деятельности

Целеполагание и рефлексивная деятельность

Эвристические методы

Обучение прогнозированию

 

Парная работа

Лекции

Семинары

Разрешение конфликтов

Технология

На уровне представления

с помощью учителя и самостоятельно

Предметный с помощью учителя и самостоятельно)

Работа с разными видами инструкций (репродукция)

Проектирование и исследовательская работа

 

Совместная

Учебное сотрудничество

рефлексивная

Метод проблемно-диалогового обучения

Рефлексия целеполагание

Методы обучения исследованию

Нетрадиц.урок

Учебное занятие внеучебные формы

Учебная дискуссия

Конференции уроки по выбору

Управление поведением партнёра

Технология

 


ознакомительный

с помощью учителя и самостоятельно

Работа с разными видами инструкций (репродукция)

Проектирование и исследовательская работа

Трудовая


Совместная

Самостоятельная

Контрольно-оценочная

Диалоговое обучение

Обучение проектированию



 

Урок групповая и парная работа

 

Познавательная лаборатория

Умение выражать свои мысли; владение монологической и диалогической формами речи

Технология

с помощью учителя и самостоятельно

Функциональный (все самостоятельно)

Работа с текстом (по алгоритму (5-6 классы), с помощью учителя самостоятельно

Применение умений на практике

Индивидуальная

Самостоятельная

нахождение информации



Рефлексивная

Учебное сотрудничество

Развивающее обучение

Элементы РКМЧП



Трад.урок в игровой форме

Индивидуальная работа

Индивидуальные задания

 

3. Преемственность формирования универсальных учебных действий по ступеням общего образования.

 

Организация преемственности осуществляется при переходе от начального образования к основному образованию. На каждой ступени образовательного процесса проводится диагностика (физическая, психологическая, педагогическая) готовности учащихся к обучению на следующей ступени. Стартовая диагностика определяет основные проблемы, характерные для большинства обучающихся, и в соответствии с особенностями ступени обучения на определенный период выстраивается система работы по преемственности.

Преемственность формирования универсальных учебных действий по ступеням общего образования обеспечивается за счет:

- принятия в педагогическом коллективе общих ценностных оснований образования, в частности - ориентация на ключевой стратегический приоритет непрерывного образования – формирование умения учиться.

- четкого представления педагогов о планируемых результатах обучения на каждой ступени;

- целенаправленной деятельности по реализации условий, обеспечивающих развитие УУД в образовательном процессе (коммуникативные, речевые, регулятивные, общепознавательные, логические и др.).



Задача детей к обучению в основной школе включает в себя:

- развитие коммуникативных навыков;

- развитие навыков самообслуживания;

- знакомство с основами безопасности жизнедеятельности;

- способности произвольно контролировать процессы внимания и запоминания, умения управлять своим поведением в соответствии с принятыми правилами;

Универсальный характер УУД проявляется тем, что они носят надпредметный, метапредметный характер; реализуют целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности; обеспечивают преемственность всех степеней образовательного процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания. Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося.



На ступени основного общего образования можно выделить следующие показатели сформированности универсальных учебных действий:

Личностные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

самоопределения, смыслообразования и нравственно-этического оценивания определяется прежде всего личностной готовностью подростка к школьному обучению

- умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу;

- умение сохранять заданную цель,

- умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого;

- умение контролировать свою деятельность по результату,

- умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.

 


- умение выделять параметры объекта, поддающиеся измерению;

- операция установления взаимно-однозначного соответствия;

- умение выделять существенные признаки конктерночувственных объектов;

- умение устанавливать аналогии на предметном материале;

- операция классификации на конкретно-чувственном предметном материале.


- потребность подростка в общении со взрослыми и сверстниками;

-владение определенными вербальными и невербальными средствами общения;

-приемлемое (т.е. не негативное, а желательно эмоционально позитивное) отношение к процессу сотрудничества;

-ориентация на партнера по общению,



-умение слушать собеседника.

 


 

На ступени основного общего образования у учеников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.




4. Значение универсальных учебных действий для обеспечения готовности ребенка к переходу от начальной ступени образования к основному общему образованию.

 


УУД

Результаты развития УУД

Значение для обучения в пятом классе

Личностные действия–

самоопределение, смыслообразование



ВПШ (внутренняя позиция школьника)

Адекватная мотивация учебной деятельности

Познавательные действия

 


Преодоление эгоцентризма и децентрация в мышлении и межличностном взаимодействии.

Понятие сохранения (на примере дискретного множества).



- Проявляет самостоятельность в трудовой деятельности, выбирая ту или иную работу и способы ее осуществления;

- умеет слушать, понимать и выполнять простые задания по технологии изготовления изделий из конструкционных материалов

 


Предпосылки формирования мышления как условие освоения технологии.

Познавательные и знаково-символические действия

Дифференциация планов символ/знак и означаемого.

Различение символов/знаков и замещаемой предметной действительности.

-Умеет использовать предметные заместители, а также умеет понимать изображения и описывать изобразительными средствами увиденное и свое отношение к нему;

- умеет следовать образцу, правилу, инструкции

 


Предпосылка и условие успешности овладения технологиями обработки материалов

Условие усвоения математики, родного языка, формирования умения решать математические, лингвистические и другие задачи. Понимание условных изображений в любых учебных предметах.



Регулятивные действия

- выделение и сохранение цели, заданной в виде образца-продукта действия,

- ориентация на образец и правило выполнения действия,

- контроль и коррекция,

-оценка


Произвольность регуляции поведения и деятельности: в форме построения предметного действия в соответствии с заданным образцом и правилом.

-умеет проявлять инициативность и самостоятельность в разных видах детской деятельности;

- умеет обсуждать возникающие проблемы, правила; - умеет выбирать себе род занятий,

-способен выстроить внутренний план действия в деловой деятельности

 

 



 

Организация и выполнение учебной деятельности в сотрудничестве с учителем. Направленность на овладение эталонами обобщенных способов действий способов научных понятий (русский язык, математика) и предметной, продуктивной деятельности (технология, ИЗО)

Коммуникативные действия

Коммуникация как общение и кооперация. Развитие планирующей регулирующей функции речи.

- активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных работах, организует их,

-проявляет широкую любознательность, задает вопросы, касающиеся близких и далеких предметов и явлений;

-способен договариваться, сдерживать свои эмоции, проявляет доброжелательное внимание к окружающим

-поддержать разговор на интересную для него тему.

 


Развитие учебного сотрудничества с учителем и сверстником. Условие осознания содержания своих действий и усвоения учебного содержания.

скачать файл


следующая страница >>
Смотрите также:
Внеклассное мероприятие по информатике
40.92kb.
Урок памяти «русский солдат»
47.32kb.
Урок в 4 классе «Краснодарский край. Старина и современность»
101.96kb.
Формирование предложений по повышению уровня правовой культуры и квалификации граждан
71.12kb.
Статья посвящена анализу основных факторов, повлиявших на формирование государственно-правовых взглядов представителей российского либерализма относящихся к различным поколениям различных либералам
413.33kb.
1 Формирование здорового образа жизни населения
503.25kb.
Формирование пространственных представлений у детей младшего школьного возраста с церебральным параличом
286.63kb.
Долевое строительство -2012: изменения в правовом регулировании и особенности работы с дольщиками. Формирование стоимости и ценные бумаги. Инвестиционная привлекательность недвижимости
29kb.
Тема: "формирование современного механизма внешнеэкономической деятельности в украине."
179.73kb.
Формирование и развитие терминологического поля «маркетинг» в русском языке
309.16kb.
Программа «Формирование инновационной культуры педагога как условие его профессиональной деятельности»
182.22kb.
Гусаковская Т. А., к э. н
36.72kb.