vesnat.ru страница 1
скачать файл
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 7

муниципального образования Тимашевский район


Формирование ключевых компетенций

у школьников

на уроках музыки, кубановедения

и во внеклассной работе
(обобщение опыта)

Учитель музыки, кубановедения Иванова Т.Г.


март 2012 года
«Правильное образование должно

сделать человека зрелым и свободным и помочь

расцвести ему в любви и доброте»

Кришнамурти
Ключевыми компетенциями (универсальными) должен обладать каждый член общества:

- в предметной области;

- в области информационных технологий;

- в исследовательской деятельности;

- в плане продолжения образования и эффективного самообразования.

Термин «ключевые» подчеркивает, что компетенции данного вида являются своего рода ключом к успешной жизни человека в обществе.

Принципиальным отличием компетентностей является то, что они как результат образования формируются и проявляются в деятельности.

Следовательно, чтобы убедиться, что учащийся освоил тот или иной аспект компетентности на требуемом уровне, следует дать ему задание, выполнить которое можно осуществив определенную деятельность.

Одним из способов организации работы по достижению целей обучения является метод сотрудничества.

Метод сотрудничества предполагает работу в команде – совместно с партнером или группой над постановкой целей и выполнением задач. Исследования доказывают, что сотрудничество дает ученикам возможность повысить свою успеваемость, потому, что, работая в группе, им приходится обсуждать идеи, искать решения, более четко и ясно мыслить и глубже вникать в содержание предмета. Кроме того, развиваются такие социальные навыки, как умение принимать различные роли в команде.

Пример: фрагмент из открытого урока музыки в 9 классе по теме «Поиск композиторами новых возможностей музыкального языка: мелодия, ритм, гармония…»

На Ι этапе урока «Мотивация учебной деятельности» после вводного повторения музыкального языка (выразительных средств музыки), объявления темы и задач урока, учащимся было предложено занять места согласно своим интересам в группах: историки, теоретики-музыковеды, издатели.

При оценке работы групп есть два способа распределения набранных баллов между ее участниками: уравнительный и по коэффициенту трудового участия.

Пример, краткое описание хода и анализа урока «Поиск композиторами новых возможностей музыкального языка».

ΙΙ – Актуализация опорных знаний по ранее изученному материалу через размышление и практикум

1. Средневековье. От музыкального произведения через историческую справку и исследования музыкального материала к пониманию роли музыки в жизни человека.

2. Возрождение. От ассоциативного восприятия исторической эпохи через представления особенностей музыкального языка к пониманию новаторства в музыкальном искусстве разных эпох и роли Человека в этом мире.

3. Барокко. От философско-эстетического осмысления музыкального произведения к размышлению над вечными темами искусства и выражению своих мыслей художественным словом.

4. Рококо.

От физ-паузы – релаксации под изящную пьесу для клавесина к эмоционально-ценностному раскрытию особенностей и богатства музыкального языка с помощью рисунка.

ΙΙΙ. Обобщение и систематизация результатов уроков.

Задание «Найди соответствие»

Демонстрация школьного музыкального альбома.

ΙV. Подведение итогов урока

Рефлексия – решение «Мини-теста»

Формирование компетентностей у школьников является главной целью стандартов. Школьники должны не только овладеть универсальными учебными действиями, составляющими основу умения учиться, но и быть готовыми постоянно усовершенствовать свои знания.

В настоящее время все активнее вступает в силу метод проектов.

Благодаря участию в социальном проектировании, учащиеся могут определить свою гражданскую позицию, попробовав свои силы в хозяйственной, экономической деятельности, а может быть даже в роли лидера.

В мае 2008 года я, будучи классным руководителем провела в 5 «А» классе анкету «Какую профессию я выберу, когда вырасту ?». Оказалось, что из всего класса (21 чел.) – 19 учащихся мечтают стать великими шахматистами и эстрадными звездами. На тот момент эти профессии в понимании детей оказались престижными.

Возникла проблема: познакомить детей с профессиями их родителей. С этой целью я выбрала приоритетным в воспитательной работе профориентационное направление.

Учащиеся 6 «А» класса в 2009-2010 учебном году включились в комплексный общешкольный проект «Я и профессия моих родителей».

Цель проекта: Ознакомление с профессиями и технологиями производственного процесса малых предприятий ЗАО САФ «Русь», приобретение трудовых навыков во время информационно-поисковой работы и представление результатов проекта на публичных выступлениях.

По времени проведения проект продолжительный, т. к. рассчитан на три года.

Определены темы и направления трех этапов проекта:

6 класс – Чтоб из зернышка пшеницы вырос хлебный каравай;

7 класс – Мясо, молоко, жиры – для здоровья всем нужны;

8 класс – Зелень, овощи и фрукты с витаминами продукты.

Оформлен информационный сменный стенд «Мониторинг личностного развития школьников».

Разработан график ознакомительных экскурсий.

На первом этапе проекта «Чтоб из зернышка пшеницы вырос хлебный каравай» учащиеся посетили предприятия ЗАО САФ «Русь»:



- центральные ремонтные мастерские – МТМ;

- мехток;

- агрохимлабораторию;

- хлебокомбинат.

Во время экскурсий учащиеся записывали свои наблюдения в записные книжечки. Затем готовили письменные сообщения о каждом предприятии. Собирали информацию о «сотворении каравая», учили стихи и песни о хлеборобах. Семь учеников из класса подготовились к защите проекта и выступили на открытой ученической конференции в апреле 2009 года.

В 2009-2010 учебном году на втором этапе проекта «Мясо, молоко, жиры – для здоровья всем нужны» учащиеся 7 «А» класса встретились в здании администрации ЗАО САФ «Русь» с главным зоотехником агрофирмы «Русь» Александром Емельяновичем Цыба, посетили центральную столовую ЗАО САФ «Русь». На классных часах по теме «Лучшие представители моей будущей профессии» дети познакомились с главным ветеринаром агрофирмы «Русь» Алексеем Викторовичем Кондратьевым, оператором кормления животных свино-товарной фермы ЗАО САФ «Русь» Дмитрием Евгеньевичем Бакишевым. Школьная медсестра Чепурная Юлия Леонидовна познакомила детей с питательными ценностями мясо-молочных продуктов и влиянии их на организм человека.

В работу над проектом были вовлечены родители учащихся 7 «А» класса: Войщева Валерия и Патрикеева Владимира. Они подготовили сообщение и презентацию о личном подсобном хозяйстве.

За участие в защите 2-го этапа проекта «Мясо, молоко, жиры – для здоровья всем нужны» каждый, из девяти выступающих на открытой ученической конференции в апреле 2010 года был награжден грамотой.

В апреле 2011 года году трехлетний проект «Я и профессия моих родителей» был завершен представлением учащимися исследовательской работы третьего этапа проекта «Зелень, овощи и фрукты – с витаминами продукты».

Выступления участников ученического научного общества содержали поэтические зарисовки, т.к. проект охватывал не только профориентационое и естественно-научное направление, но и этическое.

Практический результат.

В 2011 году творческая группа учащихся представляла проект на региональном этапе Российского соревнования юных исследователей «Шаг в будущее, ЮНИОР». Учащиеся стали победителями на муниципальном этапе и вошли в 20-ку первых в крае. Рейтинг в крае

получился 56,3.

В настоящее время выпускники 9 «А» класса с улыбкой на лице вспоминают результаты анкетирования 2008 года «Какую профессию я выберу, когда вырасту?», т.к. 12 учащихся из класса (22 чел) планируют продолжить обучение в технических колледжах и ПУ № 17 г. Тимашевска.

Вывод:


Переход от «знаниевого» к «компетентному» подходу представляет собой длительный и сложный процесс, который связан не только с отказом от привычных методических стереотипов планирования урока, но и изменением взглядов на смысл школьного образования и критерий оценки деятельности учителя.
скачать файл



Смотрите также:
Формирование ключевых компетенций у школьников на уроках музыки, кубановедения и во внеклассной работе
64.81kb.
«Школа формирования ключевых компетенций на основе деятельностного подхода»
338.47kb.
Практикум по развитию коммуникационных компетенций в языке профессии для студентов 3 курса факультетов мэо и мбда heft 27
555.56kb.
«Географическая карта», «Градусная сетка» с целью изучения методических приемов, используемых учителем для формирования общеучебных и специальных умений и навыков школьников при работе с картой на уроках географии
35.2kb.
Школа. Различные формы обучения
104.5kb.
Программа развития «Школа ключевых компетенций»
1139.71kb.
К рабочей программе по биологии для 6-11 класса
97.73kb.
Внеклассное мероприятие по информатике
40.92kb.
Проблемно-диалогический урок как средство развития ключевых компетенций
62.51kb.
Методика организации внеклассной работы по химии общие вопросы организации внеклассной работы
305.37kb.
Еще когда я пришла в 1 класс, меня заинтересовал памятник на территории школы. Мама на мой вопрос не смогла ответить, и я спросила у моей учительницы
76.84kb.
Создание системы условий для профессионального развития учителей русского языка и литературы в процессе обсуждения актуальных проблем преподавания
57.47kb.