vesnat.ru   страница 1страница 2страница 3 ... страница 5страница 6
скачать файл
Тема

Кол-во часов

Содержание

Основной вид учебной деятельности

Отрабатываемые УУД

Введение

6










1

Биология — наука о живой природе




Биология как наука. Значение биологии


Определяют понятия «биология», «биосфера», «экология».

Раскрывают значение биологических знаний в современной жизни.

Оценивают роль биологической науки в жизни общества





2

Методы исследования в биологии


Методы познания в биологии: наблюдение,

эксперимент, измерение. Источники биологической информации, ее получение, анализ и представление его результатов. Техника безопасности в кабинете биологии.



Демонстрация

Приборы и оборудование



Определяют понятия «методы исследования», «наблюдение», «эксперимент», «измерение». Характеризуют основные методы исследования в биологии.

Изучают правила техники безопасности в кабинете биологии







3

Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого от неживого




Царства: Бактерии, Грибы, Растения и Животные. Признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение

Определяют понятия «царство Бактерии», «царство Грибы», «царство Растения» и «царство Животные».

Анализируют признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение.

Составляют план параграфа





4

Среды обитания живых организмов.




Водная среда. Наземно-воздушная среда. Почва как среда обитания. Организм как среда обитания


Определяют понятия «водная среда», «наземно-воздушная среда», «почва как среда обитания», «организм как среда обитания». Анализируют связи организмов со средой обитания.

Характеризуют влияние деятельности человека на природу






5

Экологические факторы и их влияние на живые организмы




Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные. Влияние экологических факторов на живые организмы

Анализируют и сравнивают экологические факторы. Отрабатывают навыки работы с текстом учебника




6

Обобщающий урок




Экскурсия

Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных.



Практическая работа

Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе



Готовят отчет по экскурсии.

Ведут дневник фенологических наблюдений







Раздел 1. Клеточное строение организмов

10










1

Устройство увеличительных приборов




Увеличительные приборы (лупы, микроскопа). Правила работы с микроскопом.

Лабораторная работа

Рассматривание строения растения с помощью лупы



Определяют понятия «клетка», «лупа», «микроскоп», «тубус», «окуляр», «объектив», «штатив». Работают с лупой и микроскопом, изучают устройство микроскопа. Отрабатывают правила работы с микроскопом




2

Строение клетки




Строение клетки: клеточная мембрана, клеточная стенка, цитоплазма, ядро, вакуоли

Выделяют существенные признаки строения клетки.

Различают на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки






3

Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука




Лабораторная работа

Строение клеток кожицы чешуи лука



Учатся готовить микропрепараты. Наблюдают части и органоиды клетки под микроскопом, описывают и схематически изображают их




4

Пластиды




Строение клетки. Пластиды. Хлоропласты

Лабораторная работа

Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томата, рябины, шиповника



Выделять существенные признаки строения клетки.

Различают на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки







5

Химический состав клетки: неорганические и органические вещества




Методы изучения клетки. Химический состав клетки. Вода и минеральные вещества, их роль в клетке. Органические вещества, их роль в жизнедеятельности клетки. Обнаружение органических веществ в клетках растений

Объясняют роль минеральных веществ и воды, входящих в состав клетки.

Различают органические и неорганические вещества, входящие в состав клетки.

Ставят биологические эксперименты по изучению химического состава клетки.

Учатся работать с лабораторным оборудованием






6

Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание)




Жизнедеятельность клетки (питание, дыхание).

Лабораторная работа

Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи



Выделяют существенные признаков процессов жизнедеятельности клетки.

Ставят биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объясняют их результаты.

Отрабатывают умение готовить микропрепараты и работать с микроскопом





7

Жизнедеятельность клетки: рост, развитие




Рост и развитие клеток.

Демонстрация

Схемы, таблицы и видеоматериалы о росте и развитии клеток разных растений



Выделяют существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки.

Обсуждают биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объясняют их результаты






8

Деление клетки




Генетический аппарат, ядро, хромосомы.

Демонстрация

Схемы и видеоматериалы о делении клетки



Выделяют существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки




9

Понятие «ткань»




Ткань.

Демонстрация

Микропрепараты различных растительных тканей.



Лабораторная работа

Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей



Определяют понятие «ткань». Выделяют признаки, характерные для различных видов тканей. Отрабатывают умение работать с микроскопом и определять различные растительные ткани на микропрепаратах




10

Обобщающий урок




Систематизация и обобщение понятий раздела. Контроль знаний и умений работать с микроскопом и приготовления микропрепаратов

Работают с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами.

Заполняют таблицы. Демонстрируют умение готовить микропрепараты и работать с микроскопом






Раздел 2. Царство Бактерии

2










1

Бактерии, их разнообразие, строение и жизнедеятельность




Бактерии, особенности строения и жизнедеятельности. Формы бактерий. Разнообразие бактерий, их распространение

Выделяют существенные признаки бактерий




2

Роль бактерий в природе и жизни человека




Роль бактерий в природе. Роль бактерий в хозяйственной деятельности человека

Определяют понятия «клубеньковые (азотфиксирующие) бактерии», «симбиоз», «болезнетворные бактерии», «эпидемия».

Объясняют роль бактерий в природе и жизни человека






РАЗДЕЛ 3. Царство Грибы

5










1

Грибы, их общая характеристика, строение и жизнедеятельность. Роль грибов в природе и жизни человека




Грибы, особенности строения и жизнедеятельности. Многообразие грибов. Роль грибов в природе и жизни человека

Выделяют существенные признаки строения и жизнедеятельности грибов. Объясняют роль грибов в природе и жизни человека




2

Шляпочные грибы




Съедобные и ядовитые грибы. Оказание первой помощи при отравлении ядовитыми грибами

Различают на живых объектах и таблицах съедобные и ядовитые грибы. Осваивают приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами




3

Плесневые грибы и дрожжи




Плесневые грибы и дрожжи.

Лабораторная работа

Особенности строения мукора и дрожжей



Готовят микропрепараты и наблюдают под микроскопом строение мукора и дрожжей. Сравнивают увиденное под микроскопом с приведённым в учебнике изображением




4

Грибы-паразиты




Грибы-паразиты. Роль грибов-паразитов в природе и жизни человека

Демонстрация

Муляжи плодовых тел грибов-паразитов, натуральные объекты (трутовика, ржавчины, головни, спорыньи и др.)



Определяют понятие «грибы-паразиты». Объясняют роль грибов-паразитов в природе и жизни человека




5

Обобщающий урок




Систематизация и обобщение понятий раздела. Контроль знаний и умений работать с микроскопом, готовить микропрепараты, отличать съедобные грибы от ядовитых, оказывать первую помощь при отравлении ядовитыми грибами

Работают с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами. Заполняют таблицы. Демонстрируют умение готовить микропрепараты и работать с микроскопом. Готовят сообщение «Многообразие грибов и их значение в природе и жизни человека» (на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы)




РАЗДЕЛ 4. Царство Растения

9










1

Ботаника — наука о растениях




Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль растений в биосфере. Охрана растений.

Демонстрация

Гербарные экземпляры растений. Таблицы, видеоматериалы



Определяют понятия «ботаника», «низшие растения», «высшие растения», «слоевище», «таллом».

Выделяют существенные признаки растений.

Выявляют на живых объектах и таблицах низших и высших растений наиболее распространённых растений, опасных для человека растений. Сравнивают представителей низших и высших растений.

Выявляют взаимосвязи между строением растений и их местообитанием






2

Водоросли, их многообразие, строение, среда обитания




Водоросли: одноклеточные и многоклеточные. Строение, жизнедеятельность, размножение, среда обитания зеленых, бурых и красных водорослей.

Лабораторная работа

Строение зеленых водорослей



Выделяют существенные признаки водорослей.

Работают с таблицами и гербарными образцами, определяя представителей водорослей.

Готовят микропрепараты и работают с микроскопом





3

Роль водорослей в природе и жизни человек. Охрана водорослей




Роль зеленых, бурых и красных водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей

Объясняют роль водорослей в природе и жизни человека.

Обосновывают необходимость охраны водорослей






4

Лишайники




Многообразие и распространение лишайников. Строение, питание и размножение лишайников. Значение лишайников в природе и жизни человека

Определяют понятия «кустистые лишайники», «листоватые лишайники», «накипные лишайники». Находят лишайники в природе




5

Мхи, папоротники, хвощи, плауны




Высшие споровые растения. Мхи, папоротники, хвощи, плауны, их отличительные особенности, многообразие, распространение, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана.

Лабораторные работы

Строение мха (на местных видах)

Строение спороносящего хвоща

Строение спороносящего папоротника (на усмотрение учителя)



Выполняют лабораторную работу. Выделяют существенные признаки высших споровых растений. Сравнивают разные группы высших споровых растений и находят их представителей на таблицах и гербарных образцах.

Объясняют роль мхов, папоротников, хвощей и плаунов в природе и жизни человека






6

Голосеменные растения




Голосеменные растения, особенности строения. Многообразие и распространение голосеменных растений, их роль в природе, использование человеком, охрана.

Лабораторная работа

Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов)



Выполняют лабораторную работу. Выделяют существенные признаков голосеменных растений. Описывают представителей голосеменных растений с использованием живых объектов, таблиц и гербарных образцов.

Объясняют роль голосеменных в природе и жизни человека






7

Покрытосеменные растения




Покрытосеменные растения, особенности строения, многообразие, значение в природе и жизни человека. Лабораторная работа

Строение цветкового растения



Выполняют лабораторную работу. Выделяют существенные признаки покрытосеменных растений. Описывают представителей голосеменных растений с использованием живых объектов, таблиц и гербарных образцов. Объясняют роль покрытосеменных в природе и жизни человека




8

Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира




Методы изучения древних растений. Изменение и развитие растительного мира. Основные этапы развития растительного мира

Определяют понятия «палеонтология», «палеоботаника», «риниофиты». Характеризуют основные этапы развития растительного мира




9

Обобщающий урок




Систематизация и обобщение понятий раздела. Подведение итогов за год. Летние задания

Сравнивают представителей разных групп растений, делают выводы на основе сравнения.

Оценивают с эстетической точки зрения представителей растительного мира.

Находят информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализируют и оценивают её, переводят из одной формы в другую








Итого 32 + 3 (резерв)












скачать файл


<< предыдущая страница   следующая страница >>
Смотрите также:
Чухрий Ольга Юрьевна, учитель биологии высшей квалификационной категории Москва 2012
1937.03kb.
Начальная школа
39.95kb.
Построение многогранников с помощью куба
184.1kb.
Интеллектуальная игра для школьников 9 – 11 классов «Идём в ноосферу»
46.22kb.
М. А. Булгакова "мастер и маргарита" Брешева Наталья Петровна учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории план урока
102.81kb.
Учитель общественных дисциплин высшей квалификационной категории Валентин Валентинович Цветков
166.05kb.
Открытое мероприятие: «Его Величество Бал»
207.73kb.
Элективный курс «Биоморфологическое разнообразие грибов Пермского края» Гулина Н. Э., учитель биологии высшей категории, победитель конкурса по приоритетному национальному проекту «Образование»
287.7kb.
Савченко Николай Александрович, генеральный директор кровельной компании «саврос» центр деловых встреч 13. 00 15. 00 Официальное открытие форума. Пленарное заседание
70.31kb.
Рабочая программа учителя начальных классов Шарафеевой Л. И., учителя начальных классов второй квалификационной категории Лукояновой Н. А., учителя начальных классов второй квалификационной категории Шарафиевой Г
582.4kb.
2000 Иванов Алексей Евгеньевич Мишина Ольга Александровна Фомин Евгений Геннадьевич Михайлова Елена Юрьевна Сахарова Светлана Юрьевна Фадеев Владимир Александрович Черкасская Елена Игоревна 1999
20.42kb.
Учитель биологии: Абрамова Римма Александровна, учитель биологии моу «Кугесьский лицей»
20.31kb.