vesnat.ru страница 1
скачать файл
Приложение 6

Тамбовский государственный университет им.Г.Р. Державина




Рабочая программа
Спецкурса

КУЛЬТУРА ОБЩЕСТВА ПОТРЕБЛЕНИЯ”

Специальность: История

Код специальности: 020700

Программу составил к.и.н., ст. преп. Лямин С.К.




1. План проведения лекционных занятий.


Тема занятия


Число часов

Форма текущего

контроля



Литература

1.

Вводная лекция







1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 12..

2.

Политическая и экономическая глобализация: объективные условия складывания «общества потребления».







1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 11, 22, 23. 31.

3.

Культурная среда постмодерна: Личность в культуре «общества потребления»







1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 13, 15, 24., 34, 32.

4.

Информационное потребление в постиндустриальном обществе







1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 21. 28, 29, 30

5.

Массовая культура постиндустриального общества.







1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 14, 26, 36.

6.

Искусство и литература постмодерна как продукт массового потребления







1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 16, 17, 35.

7.

Проблема смысла жизни человека в «обществе потребления». Личность и обыденное мировоззрение







1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 18, 19, 31.

8.

Трансформация сознания в «обществе потребления»







1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 20, 25, 27. 37.




Итого:










2. Список обязательной литературы:


  1. Бек У. Что такое глобализация? М., 2001.

  2. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. Эпилог. Повестка дня для будущего. М., 1999.

  3. Дайсон Э. Жизнь в эпоху Интернета. М., 1998.

  4. Менюшев Ф.И. Социальная антропология. М., 1997.

  5. Новая технократическая волна на Западе. М., 1986.

  6. Шкуратов В.А. Историческая психология. М., 1997.


3. Список дополнительной литературы:


  1. Бодрийяр Ж. В тени молчаливого большинства, или Конец социального. Екатеринбург, 2000.

  2. Бодрийяр Ж. Прозрачность зла. М., 2000

  3. Брудный А.А. Психологическая герменевтика. М., 1998.

  4. Ващекин Н.П. Научно-информационная деятельность. Философско-методологические проблемы. М., 1984.

  5. Гаджиев К.С. Введение в геополитику. М., 1998.

  6. Гидденс Э. Постмодерн // Философия истории. Антология. М., 1995. С.356.

  7. Дилигенский Г.Г. Конец истории или смена цивилизаций. «Вопросы философии», №3, 1991г.

  8. Жижек С. Возвышенный объект идеологии. М., 1999.

  9. Замошкин Ю.А. «Конец истории»: Идеологизм и реализм. М., 1998г.

  10. Иноземцев В.Л. Постиндустриальная парадигма в современном отечественном обществознании // Вопр. Филос. №10. 1997.

  11. Иноземцев В.Л. Расколотая цивилизация. Системные кризисы индустриальной эпохи // Вопр. Филос. №5. 1999. С.3 – 19.

  12. Иноземцев В.Л. Собственность в постиндустриальном обществе в исторической ретроспективе // Вопр. Филос. №2. 2000. С.3 – 13.

  13. Иноземцев В.Л. Современный постмодернизм: конец социального или вырождение социологии // Вопр. Филос. №9. 1998. С.27-37.

  14. Козлова Н.Н. Социально-историческая антропология. М., 1999.

  15. Красильщиков В. Ориентиры грядущего: постиндустриальное общество и парадоксы истории. // Общественные науки и современность. №2.1993.

  16. Лиотар Ж.-Ф. Ответ на вопрос: что такое постмодерн?.// Ad Marginem’93. Ежегодник Лаборатории постклассических исследований Института философии РАН. М., 1994.

  17. Массовые движения в современном обществе М. 1990.

  18. Мировое политическое развитие: век XX. М., 1995г.

  19. Моисеев Н.Н. Информационное общество: возможности и реальность // Полис. №3. 1999.

  20. Новые социальные движения и социокультурные эксперименты. Вып. 1. М. 1989.

  21. Ольшанский В.Д. Политический PR. М. – СПБ. – Нижний Новгород. 2003.

  22. Розанов В.В. Апокалипсис нашего времени. М., 2000.

  23. Рорти Р. Случайность, ирония и солидарность. М., 1996.

  24. Тоффлер Э. Третья волна. М., 1999

  25. Тоффлер Э. Эра смещения власти // Философия истории. Антология. М. 1995.

  26. Тульчинский Г.Л. Слово и тело постмодернизма. От феноменологии невменяемости к метафизике свободы // Вопросы философии. №10. 1999.

  27. Фукуяма Ф. Конец истории? «Вопросы философии», №3, 1990г.

  28. Хайдеггер М. Время картины мира.// Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993.

  29. Хоркхаймер М., Адорно Т. Диалектика просвещения. Философские фрагменты. М., 1997.

  30. Чудодеев А. Азиатско-тихоокеанский регион. Смена ориентиров. «Новое время», № 50, 1989г.

  31. Эко У. Средние века уже начались // Иностранная литература. №4. 1994.



4. Список экзаменационных вопросов:

  1. Понятия «постиндустриальное общество» и «постмодерн», «общество потребления».

  2. Методологические подходы к исследованию постиндустриального общества и постмодерна.

  3. Результаты трансформации капитализма в XX веке. Экономика глобализации: проблема Севера и Юга.

  4. Кризис социального государства в Западной Европе. Процессы маргинализации в США и государствах Западной Европы.

  5. Процессы политической глобализации в мире.

  6. Человек в «экономике потребления».

  7. Человек в «обществе потребления».

  8. Культура потребления. Иерархия ценностей культуры потребления. Потребительские стили.

  9. Наука и образование в системе потребления.

  10. Информация как основной продукт потребления в постиндустриальном обществе.

  11. Производственные отношения и производственные силы в условиях информационного общества.

  12. Информационные механизмы власти воздействия на личность.

  13. Роль Средств массовой информации и Интернета в современных экономических, политических и культурных процессах.

  14. Символизм массовой культуры постиндустриального общества.

  15. Кинематограф как объект потребления

  16. Полиграфическая продукция постмодерна.

  17. Популярная музыка. Рок-культура.

  18. Феномен рекламы в постиндустриальном обществе.

  19. Специфика развития массовой культуры в Советском Союзе и Российской Федерации.

  20. Специфика духовного потребления в постиндустриальном обществе.

  21. Постмодернизм в литературе.

  22. Постмодернизм в изобразительном искусстве.

  23. «Девальвация образа смерти» в массовой культуре постиндустриального общества.

  24. Проблема стратегий социального успеха в постиндустриальном обществе. Соотношение способностей и социального статуса человека в постиндустриальном обществе.

  25. Кризис научного мировоззрения в условиях постмодерна.

  26. Эклектичность и информационная перенасыщенность сознания постмодерна.

  27. Морально-нравственный релятивизм в культуре потребления.

  28. Деперсонализация личности и кризис приватности.

  29. Конформизм и нонконформизм в культуре потребления..

  30. Квазисубъекты культуры потребления.

ПРОГРАММА КУРСА
«КУЛЬТУРА ОБЩЕСТВА ПОТРЕБЛЕНИЯ»


Составитель: к. и. н. Лямин С. К.

ВВОДНАЯ ЛЕКЦИЯ
Понятия «постиндустриальное общество» и «постмодерн». Хронология. Характерные черты постиндустриального общества. Понятие «общество потребления». Методологические подходы к исследованию постиндустриального общества и постмодерна.
ПОЛИТИЧЕСКАЯ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГЛОБАЛИЗАЦИЯ: ОБЪЕКТИВНЫЕ УСЛОВИЯ СКЛАДЫВАНИЯ «ОБЩЕСТВА ПОТРЕБЛЕНИЯ».

Результаты трансформации капитализма в XX веке. Глобальная экономика: проблема Севера и Юга. Кризис социального государства в Западной Европе. Процессы маргинализации в США и государствах Западной Европы. Процессы политической глобализации в мире. Общая характеристика культурной среды постмодерна.

Экономика расширенного потребления Человек в «экономике потребления». Потребление как основная социальная и экономическая функция человека. Кризис труда как социальной ценности в постиндустриальном обществе. Экономический «контраст» культурной среды пребывания человека.

Человек в «обществе потребления». Изменения в социальной структуре постиндустриального общества. Проблемы социальной идентификации и самоидентификации личности в «обществе потребления». Связь социального статуса с уровнем жизни и уровнем образования. Проблема социальной мобильности в постиндустриальном обществе. Представления о социальной справедливости.

Транснациональные политические институты. Демократия и демократические ценности в постиндустриальном обществе.
КУЛЬТУРНАЯ СРЕДА ПОСТМОДЕРНА: ЛИЧНОСТЬ В КУЛЬТУРЕ «ОБЩЕСТВА ПОТРЕБЛЕНИЯ»

Массовость культуры «общества потребления». Понятие «культура потребления». «Шопинг», как ключевое понятие культуры потребления. Иерархия ценностей культуры потребления. Иерархия потребительских стилей в культуре постмодерна: игра с товаром и его символическим значением. Возможности «массового творчества» в культуре «общества потребления». Наука и образование в системе потребления.



ИНФОРМАЦИОННОЕ ПОТРЕБЛЕНИЕ В ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОМ ОБЩЕСТВЕ

Информация как основной продукт потребления в постиндустриальном обществе. Экспансия информации в сферу производства: производственные отношения и производственные силы в условиях информационного общества. Человек в политической структуре информационного общества. Информационные механизмы власти воздействия на личность. Роль Средств массовой информации и Интернета в современных экономических, политических и культурных процессах. Психологические механизмы информационного давления на личность.



МАССОВАЯ КУЛЬТУРА ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА

Символизм массовой культуры постиндустриального общества. Ретиальная и аксиальная коммуникации в культурном пространстве постмодерна. Средства массовой информации. Феномен ток-шоу. Культура Интернета. Кинематограф. Полиграфическая продукция постмодерна. Популярная музыка. Рок-культура. Феномен рекламы в постиндустриальном обществе. Специфика развития массовой культуры в Советском Союзе и Российской Федерации



ИСКУССТВО И ЛИТЕРАТУРА ПОСТМОДЕРНА КАК ПРОДУКТ МАССОВОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ.

Специфика духовного потребления в постиндустриальном обществе. Постмодернизм в литературе. Закономерности формирования круга чтения в постиндустриальном обществе. Постмодернизм в изобразительном искусстве.


ПРОБЛЕМА СМЫСЛА ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА В «ОБЩЕСТВЕ ПОТРЕБЛЕНИЯ». ЛИЧНОСТЬ И ОБЫДЕННОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ

Представления о труде, как о смысле жизни в культуре потребления. «Девальвация образа смерти» в массовой культуре постиндустриального общества. Проблема стратегий социального успеха в постиндустриальном обществе. Соотношение способностей и социального статуса человека в постиндустриальном обществе.



ТРАНСФОРМАЦИЯ СОЗНАНИЯ В «ОБЩЕСТВЕ ПОТРЕБЛЕНИЯ»

Кризис научного мировоззрения в условиях постмодерна. Эклектичность и информационная перенасыщенность сознания постмодерна. Морально-нравственный релятивизм в культуре потребления. Деперсонализация личности и кризис приватности. Конформизм и нонконформизм в культуре потребления. Телоцентризм. Плюралистичность мировоззренческих образов. Квазисубъекты культуры потребления.
скачать файл



Смотрите также:
«Деление на однозначное число»
12.96kb.
Задача 1 За 1 час Число часов Всего деталей I ? 8 ч 1456 д. На ? > II ? 9 ч ? на 470 д
96.25kb.
Число часов
85.24kb.
Устное деление круглых многозначных чисел на разрядное число
49.51kb.
Программа дисциплины физика по направлению подготовки
194.24kb.
Шпаргалки по математике
90.78kb.
Количество часов по учебному плану 35 часов в год
328.08kb.
Количество вещества. Число Авогадро. Молярная масса. Молярный объём
17.37kb.
Пакет Mathcad
84.97kb.
Департамент образования местной администрации г. Нальчика
122.6kb.
Рабочая программа учителя по курсу математики для учащихся 2-го класса рассчитана на 170 часов (5 часов в неделю, 34 учебные недели) и разработана в соответствии
1166.23kb.
Правила посещения зала спортивного оборудования
23.14kb.