vesnat.ru страница 1страница 2 ... страница 10страница 11
скачать файл


УПРАВЛЕНИЕ ПО ДЕЛАМ МОЛОДЕЖИ КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ЦЕНТР СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ

ДЕТЯМ, ПОДРОСТКАМ И МОЛОДЕЖИ

КАК НАУЧИТЬ МОЛОДЕЖЬ БЫТЬ АКТИВНОЙ?
(из опыта Вятской волонтерской школы)

КИРОВ

2007

ББК



Составители:

М. Н. Бородатая, зам. директора НОУ «Центр социально-психоло-гической помощи детям, подросткам и молодежи»

В. И. Лыскова, зам. директора НОУ «Центр социально-психоло-гической помощи детям, подросткам и молодежи»

Т. О. Обухова, методист НОУ «Центр социально-психологической помощи детям, подросткам и молодежи»

Н. Ю. Новикова, психолог НОУ «Центр социально-психологической помощи детям, подросткам и молодежи»

С. В. Колотова, психолог НОУ «Центр социально-психологической помощи детям, подросткам и молодежи»

Е. В. Лыскова, волонтер НОУ «Центр социально-психологической помощи детям, подросткам и молодежи»


Рецензенты:

Г. И. Симонова кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной работы, сервиса и туризма.

Ф. Р. Зевахина, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной работы, сервиса и туризма.

Вятская школа волонтеров: проектный опыт. - Киров: НОУ «Центр социально-психологической помощи детям, подросткам и молодежи», 2006.- ……..с

В сборник вошли материалы, отражающие проектный опыт работы Центра с волонтерами. Данный сборник будет специалистам учреждений и организаций молодежной политики, социальным работникам и социальным педагогам, психологам, студентам высших учебных заведений.

Введение
Пятый год на базе НОУ «Центр социально-психологической помощи детям, подросткам и молодежи» действует волонтерская служба.

За этот период времени она прошла следующие этапы своего развития:



  • 2001 год. Создание актива волонтерской службы на базе НОУ ЦСПП, в результате реализации социального проекта «Я выбираю жизнь». Разработана и апробирована технология подготовки волонтеров из числа социально - ориентированных подростков и молодежи для осуществления профилактики негативных явлений в подростковой и молодежной среде на основе многоуровневой маркетинговой системы (грант Окружной Ярмарки социальных и культурных проектов «Саратов 2001»)

  • 2002 год. Увеличение численности волонтерской службы, расширение сфер деятельности и формирование опыта волонтерской службы, участие волонтеров в социальных проектах и программах Центра: «Ее величество – семья», «Связующая нить», «Академия Деда Мороза».

  • 2003 год. Организационное оформление волонтерской службы. Создание Кировской областной общественной организации «Перспектива» на базе Центра. Членство КООО «Перспектива» в областной ассоциации «Круглый стол». Создание волонтерских пунктов в 5 районах области. Участие волонтеров в социальных проектах и программах Центра: «Ее величество – семья», «Академия Деда Мороза», «Подростковый формат». Реализация проекта «Мой выбор - моя жизнь».

- 2004 год. Апробирование модели Школы дополнительного социального образования волонтеров. Организация и проведение волонтерами городских, участие в областных социальных акциях, Всесоюзной неделе добра. Участие волонтеров в социальных проектах и программах Центра: «Ее величество – семья», «Академия Деда Мороза», «Школа социального успеха». Реализация проектов «Моя жизнь - мой выбор» - по подготовке волонтеров к взаимодействию с подростками группы риска в условиях профильной смены (грант Института «Открытое общество» (Фонд Сороса), «Волонтеры НКО – стратегический ресурс местного самоуправления (победитель Всероссийского конкурса «Социальный форум», 2004 год.)

  • 2005 год. Участие волонтеров в международном проекте «Развитие системы социальных услуг для уязвимых групп населения - II», круглых столах, студенческих и молодежных конференциях. Проведение областной олимпиады волонтеров. Реализация проекта ««Детство без насилия» – по организации помощи детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию: опытно-экспериментальная площадка Департамента по молодежной политике Министерства образования РФ; компонент региональной модели Европейско-российского проекта «Развитие системы социальных служб для уязвимых групп населения - II», при поддержке Еврокомиссии (2004-205 г.г.). Реализация проекта « Академия социального успеха».

  • 2006 год. Разработка и апробирование модели Вятской школы волонтеров. Участие в международном проекте «Развитие системы социальных услуг для уязвимых групп населения - III». Поведение социальных акций по проблеме профилактики ВИЧ-инфекции и наркомании среди подростков, молодежи, других групп населения города. Реализация проекта «Вятская школа волонтеров». Проведение профильной смены в детском оздоровительном лагере «Академия социального успеха».



Что такое социальная активность и как ее воспитать?
…Человек тем более совершенен, чем более полезен для широкого круга интересов общественных, государственных и всего человечества.

Д.И. Менделеев
Вхождение человека в жизнь - процесс длительный и сложный. «Как зуб, прорезывающий десну, ребенок с болью и силой входит в жизнь», - писал Л.С. Выготский.

Проблема формирования и развития социальной активности связана с его интересами. Именно интерес предполагает осознание, выбор определенных целей, их коррекцию, присвоение и принятие соответствующих решений. Социальный интерес является одним из показателей развития социальных свойств личности.

Социальный интерес – это способность интересоваться другими людьми и принимать в них участие. (З.И. Лаврентьева) Развитие социального интереса является одним из важнейших новообразований подросткового возраста. И зачастую деятельность добровольческих движений направлена на развитие именно социального интереса у молодежи.

В западной научной литературе теории социального интереса значительное внимание уделено в работах А. Адлера, который рассматривал социальный интерес как процесс, формирующий способность «видеть глазами другого, слышать ушами другого, чувствовать сердцем другого».

Для определения уровня развития социального интереса, А. Адлер предложил ряд критериев, проявляющихся в эмоциональной, интеллектуальной и деятельностной сферах. Среди таких критериев ученый называет:

- принадлежность (ощущение, что ты член группы или групп);

- ощущение легкости и комфортности при взаимодействии с другими людьми;

- ощущение, что тебя многое объединяет с другими людьми и ты во многом похож на них;

- вера в других – чувство, что в каждом человеке есть нечто хорошее.

Социальный интерес стимулирует присоединение к групповой деятельности, готовность участвовать в ней, признавать чужие права, идти на уступки для достижения взаимоприемлемых решений.

Дальнейшее развитие теории социального интереса позволило утверждать, что целенаправленный процесс становления просоциально ориентированной личности с положительной шкалой ценностей приводит к ранней социальной зрелости. Были предложены различные технологии развития социального интереса, в том числе и волонтерское движение.

Отечественный эксперимент по развитию социального интереса у подростков в общественных объединениях (З.И. Лаврентьева) показал, что важнейшим педагогическим фактором формирования социального интереса является установка на ценность социальных отношений. Социальное развитие личности происходит более успешно, если человек ориентирован на социальное партнерство, способен и готов к взаимному доверию, компромиссу, социальному творчеству; если он включен в активное социальное проектирование и выдвигает разнообразные социальные инициативы.

Активность человека проявляется в действиях, в которых человек осуществляет реальный выбор, в общественной ценности которого он убежден. Связь интереса с действием диалектична: человек изменяет свои взгляды и устремления в процессе преобразующих действий. Интерес к преобразованию собственной личности возникает только тогда, когда человек участвует в деятельности. При этом указывается творческий характер деятельности, ее полезность обществу, совпадение с его интересами и потребностями, перечисляются нравственные характеристики субъекта деятельности. С другой стороны, в социальной активности видят деятельность людей по удовлетворению своих собственных потребностей, и в частности, потребности в самовыражении или общении. Подчеркивается, что невозможность удовлетворить эти потребности сказывается не только на состоянии индивида, продуктивности его деятельности, но и на характере, структуре межличностных отношений в комплексе.

Большинство исследователей едины в том, что социальная активность - высшая форма человеческой активности, способ, которым люди утверждают себя в системе межличностных отношений

Социальная активность может иметь разные уровни развития: от нормативного, когда человек способен активно усваивать и претворять в жизнь, регламентированную обществом систему знаний, умений и навыков, норм, способов поведения и общения, до общественно-ценностного, когда личность переходит от деятельности, ценной и полезной для себя, к деятельности, ценной и полезной для общества.

С.И. Карпенко определяет социальную активность как общественное свойство личности, проявляющееся в ее мотивированном, деятельностном отношении к окружающему социуму. Уровень социальной активности зависит от соотношения между обязанностями личности, возникающими в деятельности и ее субъективными установками, отношением к ней. Степень развития социальной активности, мера ее интенсивности зависят от позиции человека в отношении к основной деятельности. На каждом возрастном этапе активность имеет тенденцию к возрастанию в соответствии с объемом социальных обязанностей и того опыта, который приобретает человек.



Механизмы формирования социальной активности

Концепция В.С. Ротенберга и В.В. Аршавского о биологической и социальной природе поисковой активности и социальной адаптации личности дает представление о механизмах формирования социальной активности личности. Суть ее в том, что поисковая активность рассматривается как важнейшее средство устойчивости организма к стрессу и разнообразным вредным воздействиям, тогда как отказ от поиска является предпосылкой развития многих заболеваний. Понятие «поисковая активность» было введено В.С. Ротенбергом и В.В. Аршавским. Им обозначается активность, направленная на изменение ситуации в условиях, когда субъект не может быть уверенным в результатах своего поискового поведения, когда отсутствует поисковый прогноз исхода всей ситуации. Именно поисковая активность, считают исследователи, определяет устойчивость организма к стрессу, другим вредным воздействиям при самых различных формах поведения. Пассивно-оборонительную реакцию человека (во всех ее проявлениях) авторы предлагают рассматривать как отказ от поиска, что вызывает отрицательные эмоции, делает организм более уязвимым к всевозможным воздействиям.

Поисковая активность реализуется в зависимости от направленности личности и ее ценностных ориентаций. Она может иметь разные способы осуществления. Потребность в поиске присуща человеку. Она возникает тогда, когда какие-то желания, устремления человека могут быть удовлетворены за счет хорошо отработанных поведенческих актов (навыков, умений) С другой стороны, человеку необходимо проверить свои максимальные возможности в особо сложных видах деятельности.

Концепция поисковой активности позволяет рассматривать процесс формирования социальной активности под новым углом.

Несомненна связь поисковой активности с социальной позицией личности, ее интересами, ценностными ориентациями. Поисковая активность сопряжена с такими свойствами человека, как творчество, изобретательство. Она может осуществляться на основе инициативы, самодеятельности человека. Поисковая активность непосредственно связана с коллективным взаимодействием людей.

В.С. Ротенберг и В.В. Аршавский убедительно показали, что в творческой активности проявляется уникальность потребности, а в поисковой активности – ее насыщенность. Поиск является движущей силой индивида. Однако уровень поисковой активности, на котором осуществляется творчество, требует многих предпосылок.

Отказ от поисков происходит в двух случаях: когда сложившаяся жизненная ситуация начинает полностью устраивать человека и расценивается им как оптимальная. В другом случае, отказ от поиска может означать субъективную оценку человеком своего состояния как истощение моральных и физических сил.

Самостоятельное, творческое, ответственное поведение возможно только при наличии определенных личностных свойств: высокого уровня сознания, самосознания, развитого чувства нового, умения разбираться в неожиданных ситуациях и принимать социально ответственные решения, устанавливать контакты и эффективно сотрудничать с другими людьми.


Социальная активность и социальные потребности

Все социальные потребности имеют общее основание - те формы общественных связей, которые объединяют людей разных поколений в процессе присвоения и обмена общечеловеческими ценностями. С этой точки зрения особое значение приобретает связь между развитием индивидуальности и коллективности как черт личности, которые должны обогащаться в процессе удовлетворения личностью ее социальных потребностей. Индивидуальное начало тесно связано с внутренними установками, потребностями, качествами личности, уровнем способностей, сформированностью Я-концепции. Общественное объединение становиться для подростков с устойчивыми индивидуальными характеристиками полем удовлетворения их личностного роста, саморазвития и самоактуализации. Наиболее ярко такие установки проявляются у подростков-лидеров. Общественную работу они рассматривают как стартовую площадку для дальнейшей карьеры, и главное внимание уделяют развитию лидерского менеджмента.

Конечно, личный интерес - значимый мотив общественной деятельности, его следует поощрять и всесторонне поддерживать. Но, не менее значима в деятельности общественных объединений и другая составляющая личности молодежи – социальная. Речь идет о социальной компетентности (сформированные навыки социального поведения), уровне социального интеллекта, социальном творчестве, социальных установках. В этом случае лидерские позиции будут иметь более широкий диапазон, так как ориентируют личность не только на успех и технологичность организаторских навыков, но и на общечеловеческие ценности, ценности взаимодействия с другими людьми. Таким образом, молодежные общественные объединения являются отличным полем для того, чтобы сбалансировать уровень развития личного интереса и общественного в личности подростка.

Развитие социальной активности происходит на основе принципа социальной детерминации. Рассматривая взаимную зависимость социальной эволюции подростка и его психического развития, Л.С. Выготский показал, что расширение среды, окружающей подростка, влияет непосредственно на его переход к новым формам социальных связей и отношений с людьми, ставит пред ними все более сложные задачи, влияет на становление психических функций. Он установил, что всякая высшая психическая функция сначала проявляется в форме социально-психологического приспособления, взаимодействия людей, и затем как функция личности. Это определяет следующую последовательность: сначала другие люди действуют по отношению к ребенку (подростку), затем он вступает в отношения с окружающими, и, наконец, начинает действовать на других, только после этого воздействует на себя.

Таким образом, постепенность в овладении подростком (ребенком) социально активной позицией несомненна. Как писал С.Л. Рубинштейн, внешние воздействия на человека преломляются через внутренние психические условия, т. е поведение человека опосредовано и детерминируется внешним миром через его психическую деятельность. Посредством психологического, выраженного в форме знания людей об окружающем мире, поведение людей детерминируется не только реальными обстоятельствами, но и тем, что человек предвидит в качестве последствия действия, не только ближайшим окружением, но и опосредованным, отдаленным. Кроме этого, значимым фактором выступают условия, в которых происходит действие.

Изучение влияния, оказываемого изменением условий деятельности на психические процессы, влияние ее перестройки на двигательные функции человека, психологический анализ конкретных видов деятельности – учения и игры – позволили А.Н. Леонтьеву выделить основные составляющие внешней (объективной) и внутренней (психологической) структур деятельности. Он показал, что деятельность социальна не только по содержанию, но и по структуре, так как структура деятельности формируется в системе общественных отношений.

Таким образом, получило развитие новое представление об активности самих психических процессов, которые начали рассматриваться как особые виды деятельности.

Выступая своеобразной мерой свободы личности, социальная активность проявляется в диалектической зависимости функциональной и психической сфер деятельности. Разрыв этих сфер приводит к деформации развития личности.

Функционируя в разных видах деятельности, ролях и качествах, человек может испытывать полярные по своей социальной значимости чувства: соучастия, личного преуспевания, взаимодействия, неприязни, чувство ущемления или эгоистического преуспевания.

Социальная активность выступает как побудитель деятельности (актуальная потребность), как свойство личности, сформированное в результате социально ценной деятельности. Как актуальная потребность социальная активность реализуется в системе целевых установок, ценностных ориентаций, определяющих мотивационную сферу личности, направленность ее интересов, выбор способов деятельности по удовлетворению возникшей потребности.


Социальная активность и социальная культура

Возрастание социальной активности личности находится в диалектической зависимости от культуры общественных отношений, определяющих общий уровень и характер развития в человеке общественных начал. Социальная культура проявляется в особой направленности отношений, характеризующих социальную позицию личности, ее установки, цели и ценности, способы их реализации. Б.Г. Ананьев показал, что социальная культура реализуется в общественных функциях, ролях, выполняемых человеком в труде, познании, общении в определенной системе связей и взаимосвязей. В этой логике социальная культура содержательно влияет на функциональную деятельность и отношения, духовно обогащает психику человека.

Социальная культура обусловлена мерой активности участия и заинтересованности личности в общественных делах, степенью усвоения и принятия индивидом общественных ценностей, идеалов, формой реализации их в собственном поведении. (Л.П. Буева).

Критерии и показатели социальной активности.

Критерием социальной активности личности выступает позиция личности, характеризующая многообразные отношения человека с окружающей его средой, деятельный характер этих отношений.

Показателем сформированности социальной активности личности является изменение ее мотивации на удовлетворение потребности в общественно значимой деятельности и социально ценном общении.

Таким образом, социальная активность является интегральным общественным свойством, характеризующим состояние субъекта в процессе взаимодействия с другими индивидами (общностями, группами, коллективами) в деятельности, необходимость которой обусловлена общественно значимыми интересами и целями.

В зависимости от объекта, на который направлена социальная активность, она по-разному проявляется в различных видах деятельности: познавательной, трудовой, социальной, организаторской и т.п. субъектом, носителем социальной активности как качества личности выступает человек, как общественного свойства - социальная группа или другая общность, с которой индивид находится в непосредственном контакте.

Являясь динамичным образованием, она может иметь различную меру проявления, зависимую от соотношения установок личности на деятельность, общение, и того социального пространства, в котором она может реализовать эти установки.

Волонтерство как институт формирования

и развития социальной активности молодежи
Формирование молодого человека на протяжении всех лет его активной жизни происходит в среде людей, обладающих определенным потенциалом социальной активности, которая может иметь множество проявлений.

Одной из форм проявления социальной активности является волонтерское движение.

Сущность волонтерства во всем мире понимается по-разному. Однако можно выделить основные компоненты, определяющие волонтерское движение:

- деятельность ведется по инициативе самих людей, а не по приказу;

- деятельность направлена на решение социально значимых проблем;

- большой выбор направлений деятельности добровольцев;

- деятельность рассчитана на людей разного возраста.

В целом под волонтерской деятельностью можно понимать такую «деятельность, при которой человек часть своего свободного времени, а, следовательно, и сил, энергии, знаний, опыта добровольно тратит на пользу другим людям или обществу». (Е.В. Богданова)

Относительно подрастающего поколения, волонтерскую деятельность можно рассматривать с точки зрения воспитания. В этом случае решается задача формирования и развития ценностей подростков, изменение мотивации на участие в деятельности, изменения отношения к себе и людям. И с другой стороны, добровольческое движение можно рассматривать с точки зрения социального образования. И тогда мы можем говорить о решении таких задач, как: усвоение социальных норм, знаний, формирования социального опыта. А также овладения технологией, приемами и формами организации волонтерской деятельности. В конечном итоге волонтерская деятельность одновременно стимулирует социальную активность и развивает ее, как качество личности.

Волонтерскую деятельность можно рассматривать как институт формирования и развития социальной активности подрастающего поколения. В этом случае решается задача формирования и развития значимого для личности качества и свойства – поисковая активность. Проявлению данного качества способствует овладение волонтерами приемами социального мышления, сотрудничества, взаимодействия, организации и проведения социальных дел.

Добровольчество позволяет человеку принимать участие в оказании социальной помощи населению; создает условия для проявления активности и инициативности молодежи, помогает молодым людям реализовывать себя через осуществление социально-значимой деятельности. Кроме того, добровольческая помощь помогает молодому человеку осознать собственную необходимость и значимость в изменении социальной ситуации района, города, общества в целом. Таким образом, деятельность волонтерских объединений позволяет, с одной стороны, включать молодежь в решение социально-значимых проблем, а с другой создает условия личностного развития и роста молодежи.

Добровольные организации можно классифицировать по разным основаниям:

по направленности – просоциальные и антисоциальные;

по возрасту – детские, юношеские, взрослые, смешанного возрастного состава;

по полу – мужские, женские, смешанные;

по принципу обособления, которые определяет характер, содержание жизнедеятельности организации, а также критерии приема ее новых членов:

- отстаивание определенных интересов - политические партии;

- создание условий для жизни отдельных категорий граждан и защита их интересов – общество глухих, слепых, различные группы инвалидов, пенсионеров и ветеранов и пр.;

- сохранение и развитие национально-культурного своеобразия - национально-культурные сообщества, казачьи союзы и др.;

- удовлетворение, развитие и/или охрана профессиональных интересов – профсоюзы; общества, ассоциации и гильдии адвокатов, предпринимателей, банкиров, коммерсантов, ученых различных специальностей, работников творческих профессий, социальных работников, педагогов, психологов;

- реализация индивидуальных потребностей – объединение интересов нумизматов и др.;

- охрана природы - экологические клубы, ассоциации и пр.,

- организация взаимопощи – ассоциация домовладельцев, автомобилистов, анонимных алкоголиков и др.

Часть организаций представляют объединения российского масштаба с определенной вертикальной структурой подчинения и/или координации составляющих региональных и локальных объедений. Другие организации являются абсолютно самостоятельными и не входят ни в какие вертикальные объединения.

Значение той или иной добровольческой организации в жизни конкретного человека и ее роль в его социализации различны. И то и другое (и значение, и роль) зависят от степени вовлеченности человека в жизнедеятельность организации и от меры ее референтности для него.

Разнообразие форм деятельности, в которые включены волонтеры, способствует приобретению богатейшего социального опыта: опыта взаимодействия с различными общественными и образовательными организациями, людьми разного возраста, опыт организации различных мероприятий и социальных акций, опыт социального проектирования. Иными словами, участие в добровольческом движении позволяет развить социальную активность у подростков и молодежи.

Задачи, которые решают сегодня добровольческие объединения, требуют от участников особой подготовки, овладения социальными технологиями работы с разными категориями населения.


Литература:

1. Мальковская Т. Н. Социальная активность старшеклассников. [Текст] М. Педагогика, 1988.- 144 с.

2. Социокинетика: Лидерство в детском движении: время и ценности /Сост. И ред. Т.В. Трухачева, А.Г. Кирпичник. [Текст] – М., 2004.- 464

3. Лавреньева З.И. Развитие социального интереса детей. Социокинетика: Лидерство в детском движении: время и ценности /Сост. И ред. Т.В. Трухачева, А.Г. Кирпичник. [Текст] – М., 2004.- с.52-63.

4. Богданова Е.В. Волонтерство. Социокинетика: Лидерство в детском движении: время и ценности / Сост. И ред. Т.В.Трухачева, А.Г. Кирпичник. [Текст] – М., 2004.- с.67-72.

5. Буева Л.П. Человек: деятельность и общение./Проблемы психологии личности. [Текст] М., 1978.

6. Сборник научно-методических материалов по проекту «Семья глазами ребенка»/ Под ред. Н.М. Драничниковой, Ж.А. Захаровой [Текст] - Кострома: Костромской РЦОИ «Эксперт ЭГЭ», 2006 -208 с.

Вятская школа волонтеров: принципы,

направления подготовки, программное обеспечение
Что такое Вятская школа волонтеров
Вятская школа волонтеров является структурой дополнительного социального образования волонтеров НОУ «Центр социально-психологической помощи детям, подросткам и молодежи».

Вятская волонтерская школа представляет собой образовательную модель, специфика которой обусловлена составом субъектов образовательного процесса, принципами его организации, режимом работы школы, программно-методическим обеспечением образовательного процесса.



Субъекты образовательного процесса:

- волонтеры из числа социально ориентированной учащейся и студенческой молодежи;

- специалисты Центра: психологи, педагоги, лидеры волонтерской группы.

Режим работы школы. Учебный год в школе начинается летом, в рамках профильной смены оздоровительного лагеря «Орленок» и продолжается после ее окончания в рамках очно-заочной формы обучения.

Базовые принципы построения Вятской школы волонтеров

1. Добровольность обучения.

2. Доступность обучения, обеспечивающаяся возможностью выбора уровня и формы обучение: очная, заочная.

3. Уровневость обучения.

4. Использование интерактивных методов подготовки, в том числе «равный обучает равного». Привлечение в подготовке волонтеров актив волонтерской службы Центра.

5. Практико-ориентированный характер обучения.



Основные направления подготовки волонтеров.

1. Мастер-класс по социальному проектированию.

2. Мастер-класс информационных технологий.

3. Тренинг-класс.

4. Мастер-класс по технологии социального действия.

Целью Мастер-класса по социальному проектированию является овладение волонтерами основами социального проектирования. Волонтеры обучаются технологии формирования замысла проекта, разработке концепции проекта, знакомятся с его структурой, способами финансового и информационного обеспечения, проведения фандрайзинговой деятельности.

Целью Мастер-класса по информационным технологиям является овладение волонтерами основами информационных технологий. Волонтеры обучаются основам обработки информации, работы с каталогами библиотеки, овладевают навыками работы на компьютере, разработки анкет и проведения соцопросов по выявлению актуальных проблем в подростковой и молодежной среде. На занятиях в Мастерской волонтеры смогут приобрести и усвоить навыки журналистики, фото- и видеосъемки.

Целью Тренинг-класса является овладение волонтерами приемами и способами взаимодействия и социально позитивного общения с разными группами молодежи. Волонтеры осваивают навыки проведения тренингов, таких как «Развитие коммуникативных навыков», «Уверенности в себе» и другие. Подготовленные студенты–волонтеры выступают в качестве тренеров по проведению тренингов общения с волонтерами-учащимися школ.

Целью Мастер-класса по технологии социального действия является овладение волонтерами навыками организации и проведения игровой деятельности, социальных акций, деловых игр. Волонтеры обучаются технологии конструирования социальных мероприятий, постановке цели, задач, определению способов и средств их достижения, осваивают методики оценки эффективности проведенных дел, изучают особенности работы с группой.

Обучение волонтеров осуществляется на трех уровнях:



1 уровень, базовый, исполнительский. Волонтеры осваивают содержание учебных курсов Мастерских профильной смены на уровне слушателя. По итогам работы в Мастерских и сдаче зачета в виде творческого задания получают сертификат слушателя Вятской школы волонтеров;

2 уровень - организаторский. Волонтеры осваивают содержание учебных курсов Мастерских. По итогам 2-х учебных сессий сдают зачет в виде творческого задания, выступая в качестве организатора социального мероприятия. Получают сертификат организатора Вятской школы волонтеров;

3 уровень - лидерский. Волонтеры осваивают содержание учебных курсов Мастерских. По итогам 2-х учебных сессий сдают зачет в виде творческого задания – организация команды волонтеров и разработка молодежной инициативы (проекта) по решению актуальных проблем молодежи. Защищают проект на итоговой конференции «Старт волонтерских инициатив» и получают сертификат организатора Вятской школы волонтеров.

Механизмами комплектования групп Вятской школы волонтеров являются:

- презентационная компания в районах области, информационные письма и договора сотрудничества с отделами молодежи районов-участников проекта;

- областная олимпиада волонтеров для учащихся 8-11 классов;

- профильная смена «Академия социального успеха «Вятский самородок».



Формы подготовки волонтеров.

Профильная смена «Академия социального успеха «Вятский самородок» (июль-август). – очная форма подготовки волонтеров. В рамках профильной смены, организаторами которой выступают специалисты Центра, осуществляется работа по подготовке волонтеров 1 уровня.

В «Академии социального успеха» участники смены знакомятся с основами волонтерской деятельности, учатся составлять социальные проекты, а также получают возможность самосовершенствования и самопознания. В рамках профильной смены осуществляется обучение волонтеров в рамках следующих академий:



  • «Академия искусств»: волонтеры приобретают опыт и навыки народного умельца, учатся петь, играть на музыкальных инструментах, а также имеют возможность творчески проявить себя;

  • «Академия здоровья»: волонтеры приобретают навыки ЗОЖ, знакомятся с вятскими подвижными играми, принимают участие в лагериаде «Вятский Олимп»;

  • «Академия информационных технологий»: волонтеры приобретают и усваивают навыки журналистики, фото- и видеосъемки, участвуют в создании и работе газеты и радиостанции лагерной смены;

  • «Академия «Вятский край»: волонтеры - участники смены овладеют основами краеведения, узнают различные факты из истории Вятского края, создают краеведческий музей.

По итогам профильной смены на добровольной основе ее участники зачисляются в заочную и очную Вятскую школу волонтеров. Очная форма обучения предлагается для подростков и молодежи, учащихся образовательных учреждений г. Кирова. Заочная форма обучения – для подростков и молодежи, учащихся образовательных учреждений области.
скачать файл


следующая страница >>
Смотрите также:
Центр социально-психологической помощи детям, подросткам и молодежи как научить молодежь быть активной
1921.48kb.
В россии, и в особенности в её крупных городах, таких как Волгоград, курительные смеси находятся в активной продаже, имеют доступные для молодёжи цену и сопровождаются различными видами рекламы
145.94kb.
Лечение синдрома казабаха-мерритта у детей
122.2kb.
Роль гражданского общества в интеграции медико-социального подхода в систему первичного здравоохранения республики казахстан
55.38kb.
Статья А. Б. Бичуна и В. М. Шайтора «Пути введения лекарственных средств» в книге «Рекомендации по оказанию медицинской помощи детям на догоспитальном этапе»
38.83kb.
Обряды, обычаи и конфликты молодежного возраста
620.92kb.
Роль социально – психологической службы в системе образования гбоу сош №198 за период 2011 – 2012 учебного года
37.91kb.
Линия Акриловые эмали
29.63kb.
1. Социологические проблемы адаптации молодежи к современным социально-экономическим условиям 2007/2008 уч
40.61kb.
Самые глубокие тайны общественной жизни лежат на поверхности
3342.83kb.
Основной задачей художественного воспитания является решение проблемы целостного развития художественного сознания ребенка. Как научить ребенка творчески воспринимать и отображать окружающую действительность
62.15kb.
Научно-практическая конференция учащихся проводится с целью формирования активной гражданской позиции молодежи
48.04kb.