vesnat.ru страница 1страница 2 ... страница 38страница 39
скачать файл



Условия устойчивого развития финансового сектора: регулирование и саморегулирование финансовых рынков; механизмы гарантирования (страхования);

унификация надзорных требований

Москва 2004



СОДЕРЖАНИЕ

Введение 5

Глава 1. Современное состояние и комплексный прогноз развития финансовых рынков в России 8

1.1. Экономический подъем и новые задачи развития 10

1.2. Проблемы развития и функции ФР 16

1.3. Стадия развития и специфика ФР 22

1.4. Проблемы накопления и неравномерность спроса на финансовые ресурсы 30

Глава 2. Назначение, формы и пределы регулирования финансовых рынков 37

2.1. Вводные замечания 37

2.2. Базовые аксиомы и дефиниции 37

2.3. Регулирование: элементы, структура и возможные сочетания 38

2.4. Идеальные принципы регулирования 50

Глава 3. Банковский сектор: текущее состояние и система регулирования 53

3.1. Структура банковской системы РФ 53

3.2. Описание регулирования банковской системы 77

3.3. Проблемы банковской системы и пути их решения 104

Глава 4. Страховой рынок: текущее состояние и система регулирования 127

4.1. Состояние рынка страховых услуг в 2003 году 127

4.2. Спрос и предложение страховых услуг: оценка потенциала российского страхового рынка 138

4.3. Общая оценка состояния страхового права в Российской Федерации 140

4.4. Правовая природа регулятора 141

4.5. Особенности входа на рынок страховых услуг 142

4.6. Деятельность страховщика на рынке: взаимодействие с клиентами 148

4.7. Взаимодействие страховщика с собственниками и регулирование собственников 150

4.8. Надзор за выполнением правил 151

4.9. Перспективы унификации надзора за институтами финансового, фондового и страхового рынков 152

Глава 5. Регулирование рынка ценных бумаг 157

5.1. Российский рынок ценных бумаг: итоги развития и текущее состояние 157

5.2. Система регулирования рынка ценных бумаг в России 176

5.3. Необходимые нововведения в сфере регулирования на рынке ценных бумаг 203

Глава 6. Коллективное инвестирование: текущее состояние и система регулирования 206

6.1. Вопросы терминологии 206

6.2. Состояние рынков коллективного инвестирования в 2003 году 210

6.3. Текущее состояние регулирования институтов коллективного инвестирования в РФ и направления его совершенствования 223

Глава 7. Государственное участие на финансовых рынках. 248

7.1. Секъюритизация как инструмент повышения надежности финансовых операций 248

7.2. Содержание и механизмы инвестиционной политики государства 272

7.3. Институты развития 287

7.4. Меры по развитию законодательной базы и регуляторных механизмов институтов развития и применяемых ими инструментов 304

Глава 8. Проблемы налогообложения участников финансового рынка и пути их решения 309

8.1. Основные проблемы 309

8.2. Налогообложение доходов физических лиц при осуществлении операций с ценными бумагами и финансовыми инструментами. 310

8.3. Налогообложение профессиональных участников рынка ценных бумаг и юридических лиц – инвесторов на рынке ценных бумаг 315

8.4. Налоговые проблемы рынка негосударственного пенсионного обеспечения. 325

Глава 9. Основные рекомендации по совершенствованию системы регулирования 328

Приложение 1. Обзор литературы по регулированию финансовых рынков 335

А. Модели регулирования финансового рынка 335

Б. Опыт дореволюционной России 336

В. Варианты регулирования. Страновой опыт 338

Г. Реформы регулирования в Европе 344

Д. Конкуренция права 346

Е. Регулирование в Швейцарии 348

Ж. Пути увеличения эффективности регулирования развивающихся стран 349

З. Пути увеличения эффективности регулирования в России 351

Литература 354


Введение


Финансовые рынки являются одним из важнейших компонентов современной рыночной экономики, ее «кровеносной системой», обеспечивающей перелив капитала между отраслями, регионами и хозяйствующими субъектами в поисках наиболее эффективного его применения. Именно финансовые рынки создают инфраструктуру для процесса трансформации сбережений в инвестиции, без которого невозможно само функционирование народного хозяйства; обеспечивают возможность аккумулирования капиталов для реализации крупных инвестиционных проектов; способствуют отбору наиболее качественных и эффективных проектов; позволяют диверсифицировать риски хозяйственной деятельности и управлять ими.

В начале 90-х годов XX века финансовые рынки в России развивались в целом достаточно динамично, что не соответствовало состоянию реального сектора экономики. С другой стороны, развитие регулирования финансовой сферы отставало от развития собственно финансовых институтов, что создавало предпосылки для конфликтов и кризисных явлений. Финансовый кризис, принявший открытую форму во второй половине 1998 года, в целом привел в соответствие уровень развития финансового сектора с состоянием дел в реальном секторе экономики. К настоящему времени послекризисное восстановление финансовой системы по многим параметрам завершено - как в отношении положения самих финансовых институтов, так и в отношении их регулирования.

Вместе с тем в некоторых аспектах финансовые рынки начинают отставать от потребностей национальной экономики. Они сталкиваются с серьезными проблемами, которые оказывают и будут оказывать негативное влияние не только на состояние конкуренции и развитие финансового сектора, но и экономики в целом, если не будут приниматься адекватные и комплексные меры по их преодолению.

«Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2003 - 2005 годы)», утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 15 августа 2003 г. № 1163-р, указывает: «Доступность долгосрочных инвестиционных и кредитных ресурсов - важнейшее условие диверсификации и модернизации экономики. В настоящее время российская финансовая система в значительной мере удовлетворяет потребность экономики в краткосрочных инвестиционных и кредитных ресурсах, но пока не способна предоставлять в достаточной мере долгосрочные ресурсы». Долгосрочные капиталовложения в настоящее время в большей мере основываются на самофинансировании, чем на привлечении капиталов на финансовых рынках.

При этом обмен потоками капитала с внешними рынками носит парадоксальный характер: в силу специфики внешнего долга и положительного сальдо торгового баланса Россия экспортирует прямой капитал и одновременно ввозит портфельный (через кредиты зарубежных банков, выпуск еврооблигаций и АДР). Национальные сбережения не используются напрямую для обеспечения экономического роста. Необходимо принципиально поставить вопрос о том, какие финансовые рынки, какие финансовые институты и инструменты нужны в современной российской экономике. В свою очередь, решение этого вопроса требует понимания того, каким образом можно эффективно регулировать финансовые рынки, как обеспечить устойчивость их развития.

Регулирование финансовых рынков в настоящее время сильно сегментировано и характеризуется множественностью регуляторов, приоритетом формальных подходов, слабостью стимулирующих рычагов по сравнению с запретительными. В результате ни один из секторов финансового рынка (коммерческие банки, страховой рынок, рынок ценных бумаг, рынок коллективных инвестиций) не свободен от проблем в своем регулировании.



Многочисленность государственных ведомств, в функции которых входит регулирование тех или иных секторов финансового рынка (по состоянию на момент начала исследования – Центральный Банк, Министерство финансов, Министерство по антимонопольной политике1, Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг2, Инспекция негосударственных пенсионных фондов3) и отсутствие должной координации между ними всегда приводила к созданию излишних барьеров для входа на рынок и необоснованные издержки в процессе функционирования финансовых институтов. Административная реформа привела к некоторому перераспределению полномочий между регуляторами, в частности, к сосредоточению многих регулирующих функций в рамках Федеральной службы по финансовым рынкам, но не решила всех проблем в этой области.

Помимо совершенствования собственно системы государственного регулирования, нуждается в развитии и система механизмов гарантирования и страхования на финансовых рынках: система выдачи государственных гарантий, создание банков развития, использование секъюритизации как механизма управления рисками, использование рынка производных финансовых инструментов для целей хеджирования. В свою очередь, для запуска этих механизмов они также должны стать объектом государственного регулирования.

Характер перечисленных проблем позволяет утверждать, что к настоящему времени назрела потребность в разработке единой концепции развития финансовых рынков России, которая смогла бы преодолеть ведомственную ограниченность и предложить комплексное решение ключевых вопросов, от которых зависит будущее финансового сектора, а значит, и всей российской экономики.

Бюро экономического анализа в разные годы проводило ряд исследований в области финансовых рынков. Они были посвящены восстановлению российской банковской системы после кризиса 1998 года; развитию институциональной инфраструктуры пенсионной реформы; тенденциям и перспективам развития страхования в России; анализу страхового рынка; проблемам конкуренции и антимонопольной политики на рынках финансовых услуг и др. Однако все эти исследования носили либо отраслевой (секторный) характер, либо акцентировали внимание преимущественно на одном аспекте регулирования - на конкурентной политике. Ни одно из этих исследований не преследовало цели комплексной оценки регулирования финансовых рынков и разработки системы мер, обеспечивающих их устойчивое развитие, с учетом взаимосвязей и взаимовлияния различных секторов.

Общая цель проекта - определить принципы и механизмы построения государственной политики в финансовом секторе. Специальные цели проекта: выявить значение устойчивого развития финансового сектора для эффективного функционирования экономики и обеспечения экономического роста, разработать методологические подходы к созданию единой концепции развития финансовых рынков в России, определить оптимальное соотношение между государственным регулированием и саморегулированием в различных секторах финансового рынка, выяснить возможность и пределы унификации надзорных требований к финансовым институтам, оценить эффективность использования механизмов гарантирования и управления рисками для целей развития финансовых рынков. Кроме того, результатом проекта должны стать рекомендации по внесению изменений и дополнений в законодательные и нормативные акты по регулированию финансовых рынков.

Структура работы следующая. В главе 1 дается макроэкономический анализ финансовых рынков и их воздействия на другие сектора экономики, обсуждаются основные функции финансовых рынков на разных стадиях развития национальной экономики, анализируется структура спроса на финансовые ресурсы и существующие ограничения на его удовлетворение. Глава 2 содержит теоретические подходы к проблемам регулирования финансовых рынков: анализируется назначение регулирования, его возможные формы, а также пределы регулирования. Главы 3 – 6 посвящены исследованию регулирования на четырех основных сегментах финансового рынка: банковском секторе, страховом рынке, рынке ценных бумаг и в сфере коллективного инвестирования (инвестиционные фонды, негосударственные пенсионные фонды). В главе 7 рассматриваются вопросы государственного участия на финансовых рынках, включая осуществление инвестиционной политики государства, создание и функционирование институтов развития; в это же главе анализируются проблемы секъюритизации. Глава 8 посвящена проблемам налогообложения участников финансовых рынков. Глава 9 содержит основные рекомендации по совершенствованию системы регулирования финансовых рынков в России, включая предложения по разработке новых нормативно-правовых актов или по внесению изменений и дополнений в существующие нормативно-правовые акты. В Приложение вынесен обзор литературы по регулированию финансовых рынков.


скачать файл


следующая страница >>
Смотрите также:
5 Глава Современное состояние и комплексный прогноз развития финансовых рынков в России 8
6310.13kb.
Понятие финансовых рынков, его сущность и функции. Типология финансовых рынков. Участники финансовых рынков. Роль и типы финансовых посредников. Регулирование финансовых рынков
44.51kb.
Пессимизм финансовых рынков влияет на мировые цены на пшеницу
12.26kb.
Технологическая платформа «Авиационная мобильность и авиационные технологии»
698.89kb.
Программа дисциплины «Нейронные сети и генетические алгоритмы в прогнозировании финансовых рынков»
143.81kb.
Обзор финансовых рынков
263.83kb.
Сессия I. Общие вопросы Орвд (взаимосвязь наземного и воздушного сегментов): современное состояние, концепция развития, сроки внедрения Сессия II
19.72kb.
Логико-семиотический подход к моделированию не-факторов в теории агентов
33.06kb.
Урожай зерновых в России может составить 95,5 млн т
10.44kb.
Финансовая академия
116.94kb.
Современное состояние, перспективы использования и сохранения экосистем морских лагун и эстуариев юга дальнего востока
43.25kb.
С. петербург, 1 дек риа новости
96.59kb.