vesnat.ru страница 1
скачать файл
Тема 5.

Философия Нового времени
1. Научная революция ХVII века и ее влияние на особенности рассмотрения основных философских проблем. Приоритет гносеологии и методологии в философии Нового времени.

2. Начала формирования философского мышления Нового времени (Ф. Бэкон, Р. Декарт)

3. Английская философия XVII-XVIII вв.: Т. Гоббс, Д. Локк, Дж. Беркли. Европейский рационализм: Б. Спиноза, Г. Лейбниц

5. Философия французского Просвещения XVIII века: Монтескье, Вольтер, Руссо, Дидро, Ламетри, Гольбах.

6. Основные проблемы и пути их решения в Немецкой классической философии. Коперниканский переворот И.Канта. Абсолютный идеализм Г.В.Ф.Гегеля.

7. Марксистская философия: основные проблемы и способы их разрешения.


Литература

Основная литература:

  1. Введение в философию: учебное пособие для вузов / авт. колл.: И.Т. Фролов и др. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Республика, 2005. – Раздел 2. Ч. I. Гл. 3, 4, 5.


Дополнительная литература:

  1. Ахутин А.В. Понятие природа в античности и в Новое время («фюзис» и «натура»). М., 1988.

  2. Гулыга А. В. Гегель. М.,1994.

  3. Гулыга А. В. Кант. М., 1994.

  4. Гулыга А .В. Немецкая классическая философия. М., 1986.

  5. Гулыга А. В. Шеллинг. М.,1994.

  6. Доброхотов А.А. Категория бытия в классической западноевропейской философии. - М., 1986.

  7. История западноевропейской философии /ред. Н.В. Мотрошиловой. М., 1998.

  8. История философии: Запад – Россия – Восток. Философия XV-XIX вв: учебник для студ. вузов. В 4 кн. Кн. 2. – М., 1996.

  9. Кузнецов В. Н. Немецкая классическая философия второй половины XVIII– начала XIX века: Учеб. пособие. М., 1989.

  10. Рассел Б. История западной философии и ее связи с политическими и социальными условиями от Античности до наших дней. М., 2004.

  11. Реале Д., Антисери Д. Новое время. Западная философия от истоков до наших дней. В 4 т. Т.3. – СПб. 1996.

  12. Хрестоматия по истории философии: В 3 ч. Ч. 1. /ред. Л.А. Микешина. М., 1997.


Первоисточники к семинару

Декарт Р. Размышления о первой философии // Р. Декарт. Соч.: в 2 т. Т. 2. – М.: Мысль, 1994. – Второе и шестое размышления.


Вопросы по первоисточникам:

  1. Почему Декарт подвергает сомнению все свои прежние знания?

  2. К каким выводам относительно того, что существует, приходит Декарт, пройдя путь сомнения?

  3. В чем состоит различие между душой и телом, по мнению Декарта?

  4. Как связаны между собой душа и тело, по мнению Декарта?

Беркли Д. Три разговора между Гиласом и Филонусом // Сочинения. – М., 1978. – С.257-258, 265-267, 273-277, 305, 317, 329, 331-332, 344-345.


Вопросы по первоисточникам:

  1. В чем суть разногласия между Гиласом и Филонусом?

  2. Как Филонус обосновывает свою позицию?

  3. Можно ли назвать объяснение цвета, которое предлагает Гилас, материалистическим и почему? Как ему возражает Филонус?

  4. В чем видит Гилас отличие между первичными и вторичными качествами? Как ему возражает Филонус?

  5. Что лежит в основе чувственно воспринимаемых вещей, по мнению Гиласа? Как ему возражает Филонус?

  6. Что лежит в основе чувственно воспринимаемых вещей, по мнению Филонуса?


Карл Маркс. К критике Гегелевской философии права. Введение. // К. Маркс, Ф. Энгельс. Сочинения. Издание второе. Т. 1. – М., 1955. - С. 414-429.

Вопросы по первоисточникам:

  1. Каковы основные направления и основания критики общественной жизни К.Марксом?

  2. Как Вы понимаете высказывание К.Маркса: «Религия – опиум народа»?

  3. Можно ли, по Марксу, при помощи философии изменить действительность? Почему?

  4. Что такое «отчуждение», и как оно преодолевается в марксистской философии?


Тема 6.

Философия ХХ века


  1. Позитивистские философские направления. Прагматизм и проблема понимания истины.

  2. “Философия жизни” и ее противопоставление “наук о духе” и “наук о природе” (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, А. Бергсон).

  3. Феноменология о психологизме и интуитивизме, о проблеме времени (Э. Гуссерль).

  4. Существование, бытие, человек и его свобода, сознание в экзистенциализме (М.Хайдеггер, К. Ясперс, Ж.-П. Сартр).

  5. Психоанализ (З. Фрейд, К. Г.Юнг, Э. Фромм).

  6. Философские дискуссии современности и их влияние на развитие западной цивилизации.


Основная литература:

  1. Введение в философию: учебное пособие для вузов / авт. колл.: И.Т. Фролов и др. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Республика, 2005.

  2. Д. Реале, Д. Антисери. Западная философия от истоков до наших дней. Том 4. От романтизма до наших дней. - ТОО ТК "Петрополис", Санкт-Петербург, 1997. - 880 с.


Литература


  1. Аббаньяно Н. Экзистенциализм как свобода // Вопросы философии. 1992. № 6.

  2. Великие мыслители о великих вопросах. Современная западная философия. М.,2001.

  3. Гайденко П. П. История новоевропейской философии в её связи с наукой. М., 2000.

  4. Кузьмина Т. А. Человеческое бытие как «ничто» (Ж.-П. Сартр) // Буржуазная философская антропология ХХ в. М., 1986.

  5. Камю А. Бунтующий человек. М., 1990.

  6. Малахов В. С. Воспоминание о Х.-Г. Гадамере // Вопросы философии. 2002. № 9.

  7. Маритен И .С. Ответственность художника // Самосознание европейской культуры ХХ в. М., 1991.

  8. Мир философии: Книга для чтения. М., 1991.

  9. Ницше Ф. Так говорил Заратустра // Соч. : В 2 т. М., 1991. Т. 2.

  10. Поппер К. Открытое общество и его враги: В 2 т. М., 1992.

  11. Портнов А.Н. Язык и сознание: основные парадигмы исследования проблемы в философии Х1Х-ХХвв. Иваново, 1994.

  12. Проблема сознания в современной западной философии: критика некоторых концепций. М., 1989.

  13. Рассел Б. История западной философии. М., 1993.

  14. Рикер П. Герменевтика, этика, политика (первые публикации в России) М., 1995.

  15. Самосознание европейской культуры ХХ в. М., 1991.

  16. Сартр Ж. - П. Бытие и ничто // Философские науки. 1989. № 3.

  17. Сартр Ж. - П. Экзистенциализм – это гуманизм // Сумерки богов. М., 1989.

  18. Сумерки богов. М., 1989.

  19. Тузова Т. М. Ответственность личности за своё бытие в мире: Критика концепций французского экзистенциализма. Минск, 1987.

  20. Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. М., 1989.

  21. Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1989.

  22. Фромм Э. Природа человека и его характер // Психоанализ и этика. М., 1993.

  23. Хабермас Ю. Понятие индивидуальности // Вопросы философии. 1989. № 2.

  24. Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления. М., 1993.

  25. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.


Первоисточник к семинару

  1. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм – это гуманизм // Сартр Ж.-П. Тошнота: избр. произведения. М., 1994. – С.435-458.


Вопросы к первоисточнику:

  1. Объясните выражения Сартра «исходить из субъективности» и «существование предшествует сущности».

  2. Объясните выражение Сартра «выбирая себя, мы выбираем всех людей».

  3. Почему Сартр утверждает, что человек - это тревога? Является ли тревога препятствием к действию?

  4. Что объясняет Сартр на примере истории со своим учеником?

  5. Что понимает Сартр под отчаянием?

  6. Почему всякий проект, каким бы индивидуальным он ни был, обладает универсальной значимостью по мнению Сартра?

  7. Как решает Сартр вопрос о ценностях и смысле жизни?

  8. В чем состоит отличие между классическим и экзистенциалистским гуманизмом?



Первоисточник к семинару

1. Фрейд З. О психоанализе // З. Фрейд. Психология бессознательного. - М.: Просвещение, 1990. - С. 346-381.


Вопросы к первоисточнику:

  1. Каковы причины истерии с точки зрения Фрейда? Какие примеры приводит Фрейд?

  2. Что такое расщепление личности?

  3. Как Фрейд объясняет возникновение истерических симптомов?

  4. Что Фрейд считает доказательством существования вытеснения?

  5. Какими путями можно сделать освобожденные психоанализом бессознательные влечения безвредными для индивида?

  6. Каково отношение между возникающими мыслями больного и вытесненным комплексом?

  7. Каково основное правило психоанализа?

  8. Что такое сновидения, по мнению Фрейда, и что надо учитывать при их толковании?

  9. Почему ошибки и описки можно использовать для исследования бессознательного?

  10. Каково, по мнению Фрейда, значение сексуального фактора в этиологии неврозов?

  11. Каковы фазы развития детской сексуальности?

  12. Что такое перверсия и какое отношение она имеет к неврозу?

  13. Что такое перенесение и какую роль оно играет в терапии неврозов?

  14. Что такое сублимация?

Творческие задания.

  1. "Человек есть нечто, что должно превзойти. Что сделали вы, чтобы превзойти его? ...

Поистине, человек - это грязный поток. Надо быть морем, чтобы принять в себя грязный поток и не сделаться нечистым...

В чем то самое высокое, что можете вы пережить? Это - час великого презрения. Час, когда ваше счастье становится для вас отвратительным, так же как разум и ваша добродетель.

В человеке важно то, что он мост, а не цель: в человеке можно любить только то, что он переход и гибель".

Как Вы понимаете это высказывание Ф.Ницше? Что соединяет в себе человек? Что ему следует делать, чтобы превзойти себя?



  1. Как в философии Э.Фромма соотносятся характер и социальный процесс? Приведите типологию характеров по Э.Фромму. Проиллюстрируйте примерами из художественной литературы, из истории или собственного жизненного опыта каждый тип характера.

  2. "Существование всегда понимает себя в терминах своей экзистенции - в терминах своей возможности быть или не быть самим собой. Эти возможности либо выбраны самим существованием, либо уже вошли в него, либо выросли в нем".

Раскройте социальный подтекст этого высказывания немецкого экзистенциалиста М.Хайдеггера.

  1. "...Человек потому не поддается определению, что первоначально ничего собой не представляет. Человеком он становится лишь впоследствии, причем человеком, каким он себя сам сделает" (Ж.П.Сартр).

Объясните с точки зрения смысла этого высказывания следующую ситуацию: в период оккупации Франции немецко-фашистскими войсками один молодой человек решал, как ему поступить, уйти ли в отряды Сопротивления или остаться с матерью, для которой он единственная опора.

Что он должен выбрать? Кто ему должен помочь сделать этот выбор?



  1. "Жить - значит пробуждать к жизни абсурд. Пробуждать его к жизни - значит не отрывать от него взора. Бунт есть постоянная данность человека самому себе. Это не устремление, ведь бунт лишен надежды. Бунт есть уверенность в подавляющей силе судьбы, но без смирения, обычно ее сопровождающего".

Как Вы понимаете высказывание французского экзистенциалиста А.Камю? Можно считать самоубийство бунтом против абсурда жизни с: точки зрения этой философской позиции? Стоит или не стоит жизнь того, чтобы ее прожить?

Тема 7.

Особенности русской философии

  1. Формирование самобытной русской философской проблематики.

  2. Просветительская мысль в России и попытки философского осознания ее пути (русская идея, западники и славянофилы, почвенники, евразийцы).

  3. Русская религиозная философия и ее основные направления (К.Н.Леонтьев, Ф.М.Достоевский, В.С.Соловьев, Н.А.Бердяев, С.Н.Булгаков).

  4. Русская философия после 1917 года: официальная философия, творчество советских философов, философия русского зарубежья.


Задания для самоконтроля.
1. Как Крещение Руси отразилось в мировоззрении древнерусского общества?

2. Какими отличиями западного и восточного христианства обусловлены такие специфические черты русской философии как диффузность и онтологизм?

3. Какие религиозно-эсхатологические аспекты концепции «Москва - третий Рим» можно определить в контексте отечественной философской традиции?

4. Что такое соборность и почему её принципы сформировались в отечественной духовной традиции?

5. В чем заключается сходство и различие славянофильско-евразийской трактовки отечественной цивилизации?

6. Какие особенности можно выделить в отечественных историософских концепциях, рассматривающих взаимоотношения России и Европы?

7. В творчестве каких отечественных мыслителей исследуются основные историко-философские интерпретации Русской идеи?
Основная литература


  1. Алексеев П.В. История философии. М.: Проспект, 2009.

  2. История русской философии: Учеб. для студентов вузов / Б.В. Емельянов, К.Н. Любутин и др. – М., Екатеринбург, 2005.

  3. Замалеев А.Ф. Русская религиозная философия IХ-XX вв. – СПб., 2007.


Дополнительная литература


  1. Алексеев П.В. Философы России XIX-XX столетий: Биографии, идеи, труды. – М., 2002.

  2. Бердяев Н.А. Философия свободы. – М., 2004.

  3. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. – М., 1990.

  4. Гайденко П.П. Владимир Соловьёв и философия Серебряного века. – М., 2001.

  5. Гулыга А.В. Русская идея и еёе творцы. – М., 1995.

  6. Зеньковский В.В. История русской философии: В 2 т. – Л., 1991.

  7. Лосев А.Ф. Вл. Соловьёв. – М., 1983.

  8. Лосский Н.О. История русской философии. – М., 2000.

  9. Русская философия: Словарь/ Под общ. ред. М.А. Маслина. – М., 1999.

  10. Сербиненко В.В. Русская философия: Курс лекций. – М., 2006.

  11. Соловьёв B.C. Три речи в память Достоевского // Соч.: В 2 т. Т.2. – М., 1988.

  12. Шапошников Л.Е., Фёдоров А.А. История русской религиозной философии: Учеб. пособие для студентов вузов. – М., 2006.

  13. Чаадаев П.Я. Философические письма. Письма 1-8 // ПСС., Т.1. – М., 1991.


Творческие задания


  1. В чем отличие принципов объяснения истории в этих высказываниях?

а) История - "это особая и высшая духовная действительность... Вся экономическая жизнь человечества имеет духовный базис, духовную основу. ... Нужно постигать весь исторический процесс не как чужое мне, не как навязанное мне, не как давящее меня, порабощающее меня, против которого я восстаю и в своей деятельности и в своем познании... Обратный же путь... есть путь глубокого тождества между моей исторической судьбой и судьбой человечества, так глубоко родной мне".

б) Главная движущая сила истории - это материальный переворот в экономических условиях производства. "Как об отдельном человеке нельзя судить на основании того, что он сам о себе думает, точно так же нельзя судить о подобной эпохе переворота по ее сознанию. Наоборот, это сознание надо объяснить из противоречий материальной жизни, из существующего конфликта между общественными производительными силами и производственными отношениями".



  1. Что дороже всего в христианстве с точки зрения русской религиозной философии?

а) Духовный авторитет священников, на котором основывается общий духовный порядок;

б) священное предание, старые иконы, религиозные обряды;

в) личная уверенность в религиозной истине, свободное исследование;

г) Иисус Христос.

Какой ответ Вам кажется правильным и почему?


  1. "Христос, проповедуя и в жизни своей проявляя нравственное добро, был исправителем человечества, я же призван быть благодетелем этого отчасти исправленного, отчасти неисправимого человечества. Я дам всем людям все, что нужно. Христос, как моралист, разделял людей добром и злом, я соединяю их благами, которые одинаково нужны добрым и злым... Христос принес меч, я принесу мир. Он грозил земле страшным последним судом. Но ведь последним судьей буду я, и суд мой будет не судом правды только, а судом милости. Будет и правда в моем суде, но не правда воздаятельная, а правда распределительная. Я всех различу и каждому дам то, что ему нужно".

Это отрывок из повести об Антихристе В.Соловьева. Чья это речь: Богочеловека или Человекобога?

  1. а) Мы русские, "не принадлежим ни к Западу, ни к Востоку, и у нас нет традиций ни того, ни другого. Стоя как бы вне времени, мы не были затронуты всемирным воспитанием человеческого рода" (П.Чаадаев).

б) "Ни истинная скромность, ни истинная гордость не позволяют России считаться Европой" (Н.Я.Данилевский).

в) "Россия, при всех своих особенностях, есть одна из европейских наций" (В.С.Соловьев).

г) "Россия стоит в центре Востока и Запада. Она Востоко-Запад" (Н.Л.Бердяев).

Какова судьба России во всемирной истории с точки зрения этих мыслителей? Какая позиция Вам ближе и почему?



  1. а) "Россия - самая государственная и самая бюрократическая страна в мире, все в России превращается в орудие политики".

б) «Государственная власть всегда была внешним, а не внутренним принципом для безгосударственного русского народа; она не из него созидалась, а приходила как бы извне, как жених приходит к невесте... Русские радикалы и русские консерваторы одинаково думают, что государство - это "они", а не "мы"» - (Н.А.Бердяев).

Какое положение, на Ваш взгляд, более верно?



  1. "Диалектический материализм - высшая форма материализма, представляющая собой итог всей предшествующей истории развития философской мысли" (Философский энциклопедический словарь).

"Диалектический материализм есть нелепое словосочетание. Материи, состоящей из столкновения атомов, не может быть присуща диалектика. Диалектика предполагает существование Логоса, смысла, раскрывающегося в диалектическом развитии, диалектика может быть присуща лишь мысли и духу, а не материи, диалектический материализм принужден верить в Логос самой материи" (Н.А.Бердяев).

Какую оценку диалектического материализма Вы считаете верной и почему?



  1. "Западники целиком приняли реформу Петра и будущее России видели в том, чтобы она шла западным путем. Славянофилы верили в особый тип культуры, возникающий на духовной почве православия. Реформа Петра и европеизация петровского периода были изменой России. Славянофилы усвоили себе гегелевскую идею о призвании народов, и то, что Гегель применял к германскому народу, они применяли к русскому народу. Они применяли к русской истории принципы гегелевской философии".

Кем был Бердяев - западником или славянофилом?

  1. а) "У русских отсутствуют буржуазные добродетели, именно добродетели, столь ценимые Западной Европой. Буржуазные же пороки у русских есть, именно пороки, которые такими и сознаются. Слова "буржуа" и "буржуазный" в России носили порицательный характер, в то время как на Западе эти слова означали почтенное общественное положение... Русский народ в глубоких явлениях своего духа - наименее мещанский из народов, наименее детерминированный, наименее прикованный к органическим формам быта, наименее дорожащий установленными формами жизни".

б) "В России революция либеральная, буржуазная, требующая правового строя, была утопией, не соответствующей русским традициям и господствующим в России революционным идеям. В России революция могла быть только социалистической".

Как Вы оцениваете эти тезисы Н.А.Бердяева?
скачать файл



Смотрите также:
5. Философия Нового времени
129.77kb.
Философия И. Канта
204.34kb.
«Мир в начале нового времени»
32.98kb.
1. Философия и наука Философия и искусство
23.23kb.
Учебник «Всеобщая история Нового времени», авт.: Данилов Д. Д. и др
251.13kb.
Я. Л. Ван Занден Сравнительный анализ неравенства доходов и благосостояния в Западной Европе в период раннего нового времени является, в некотором отношении, нетронутым полем для исследований
500.51kb.
Развитие Российского государства подтверждает общее правило нашего времени: каждая страна, считающая себя цивилизованной, имеет свою конституцию. И это закономерно
30.82kb.
Буддийская философия
563.93kb.
Европейская культура XIX века
63.17kb.
Вопросы к экзамену по курсу «Философия» Философия, круг ее проблем и роль в обществе
12.22kb.
Учебно-методический комплекс для специальности 031501-Искусствоведение Издание второе, дополненное Рукопись соответствует электронной версии
696.92kb.
Данное пособие представляет собой заключительную часть учебно-методической литературы по философии, а именно раздел «философия истории»
729.55kb.