vesnat.ru страница 1страница 2 ... страница 6страница 7
скачать файл





Содержание

1.Пояснительная записка ……………………………………………………………………………..1

2. Учебный план воспитательно-образовательной работы для детей старшей группы…………..4

3. Учебный план воспитательно-образовательной работы для детей подготовительной группы……………………………………………………………………………………………………4

4. Требования к уровню подготовки речевого развития детей старшей группы…………………...6

5.Требования к уровню подготовки речевого развития детей подготовительной группы……….7

6. Тематический план (старший дошкольный возраст I год обучения)…………………………….8

7. Тематический план (подготовительная к школе группа II год обучения)……………………..10

7.Содержание программы дополнительного образования…………………………………………17

7.1 Календарно-тематическое планирование непосредственно образовательной деятельности по звукопроизношению (старшая группа)………………………………………………………………17

7.2 Календарно-тематическое планирование непосредственно образовательной деятельности по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи (старшая группа)………………..31

7.3.Календарно-тематическое планирование непосредственно образовательной деятельности по звукопроизношению и обучению грамоте (подготовительная группа)…………………………..39

7.4 Календарно-тематическое планирование непосредственно образовательной деятельности по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи (подготовительная группа)…….59

8.Методическое обеспечение программы дополнительного образования……………………….69

9. Приложение ……………………………………………………………………………………….78

10. Список используемой литературы………………………………………………………………83



Пояснительная записка
Дополнительная образовательная программа социально-педагогической направленности для детей 6 лет с общим недоразвитием речи составлена на основе обязательного минимума содержания по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста, федерального компонента государственного стандарта, программы «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада», под ред. Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной.

Программа:



  • направлена на создание системы комплексной помощи детям с речевыми недостатками;

  • обеспечивает единство коррекционных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;

  • строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников с общим недоразвитием речи;

  • предусматривает решение коррекционных, программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей;

  • обеспечивает осуществление образовательного процесса в двух направлениях: диагностико-консультативное, коррекционно-развивающее.

Актуальность, педагогическая целесообразность:

В группах старшего дошкольного возраста часто встречаются дети с нару­шениями, охватывающими как фонематическую, так и лексико-грамматическую системы языка, с нормальным слухом, сохранным интеллектом и с правильным произношением, для которых русский язык является ­родным. Использование общеобразовательных развивающих технологий не приносит желаемого ре­зультата по разным причинам: застенчивость, расторможенность, педагогическая запущенность и т.д.

В то же время объективно существует категория дошколь­ников с неродным русским языком, у которых обнаружи­ваются специфические дефекты речи органического и функционального происхождения. Сочетания таких нару­шений, как дизартрия, с проявлениями межъязыковой интерференции в речи детей создают объективные трудности диагностики и выбора коррекционного воздействия. При отсутствии нормативных документов, коррекционно-развивающих программ, методических раз­работок эти дети обучаются по общеобразовательным программам. На основе этих особенностей детей часто не зачисляются в группы компенсирующей направленности.

Для речевого развития данной категории до­школьников характерны трудности в усвоении русской фо­нетики, аграмматизмы в связных высказываниях и многие другие недочеты.

С учетом специфики недоразви­тия устной речи детей разработана дополнительная программа коррекции и развития речи детей старшего дошкольного возраста. В ней реализо­ван важнейший принцип овладения лексико-грамматической системой - коммуникативная направленность, а так­же выделены основные разделы работы по нормализации фонетической и просодической стороны речи, обогащению лексики, практическому овладению грамматическим стро­ем речи детьми с первичным речевым недоразвитием.

Целью программы является:


  • формирование полноценной фонетической системы языка, развитие фонематического восприятия и первоначальных навыков звуко-буквенного анализа, автоматизация слухопроизносительных умений и навыков с соответствующим возрасту словарным запасом, грамматически правильным уровнем развития связной речи.

Задачи программы:

  • активизировать и обогащать лексический запас детей старшего дошкольного возраста в процессе нормализации звуковой стороны речи: развивать качественную характеристику лексических средств, уточнять понимания и употребления обобщающих понятий;

  • Развивать морфологическую и синтаксическую стороны речи (воспитание навыка практического использования лексико-грамматических категорий);

  • Развивать связную речь (в соответствии с возрастными и произносительными возможностями детей);

  • Развивать память, внимание, мышление.

Программа предназначена для детей 5-7 лет. Срок реализации дополнительной образовательной программы - 2 года. На первом году обучения пятилетние дети нарушениями речи не могут полноценно овладевать учебным материалом в процессе непосредственно образовательной деятельности со всей группой. Поэтому целесообразно для про­ведения непосредственно образовательной деятельности делить группу на две подгруппы с учетом уровня речевого развития.

Предусматриваются следующие виды непосредственно образовательной деятельности по фор­мированию:



  • связной речи;

  • словарного запаса, грамматического строя;

  • произношения.

Программа рассчитана на 36 мероприятий непосредственно образовательной деятельности в год (1 в неделю), из них 18 - по звукопроизношению и обучению грамоте (0,5 в неделю), и 18 - по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи (0,5 в неделю), длительностью непосредственно образовательной деятельности 25-30 мин. Индивидуально-подгрупповые мероприятия непосредственно образовательной деятельности проводятся 1 раз в неделю, длительностью 15 – 25 минут. Индивидуальная логопедическая работа проводится с детьми, имеющими более сложные недостатки звукопроизношения, произношения слов сложной слоговой структуры, отдельные специфические проявления патологии речи, выраженные отклонениями в строении и функционировании речевого аппарата и т.д. слоговой сложности.

В программе также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у воспитанников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Педагогический анализ знаний и умений детей (диагностика) проводится 2 раза в год в форме индивидуального диагностирования и фиксации результатов в речевых картах в протоколах.

Учебный план

воспитательно-образовательной работы для детей старшей группы


Реализация

образовательной области




I период

II период

III период

Сентябрь-ноябрь

Декабрь – март

Март – май

Коли-

чество


Длитель

ность

( в мин.)

Коли-

чество


Длитель-

ность

( в мин.)

Коли-

чество


Длитель-

ность

( в мин.)

Формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи

0,5

13

0,5

13

0,5

13

Формирование звукопроизношения

0,5

12

0,5

12

0,5

12

Индивидуальная работа

1

20

1

20

1

20

Итого

2

45мин

2

45 мин

2

45 мин

Учебный план




Реализация

образовательной области




I период

II период

III период

Сентябрь-ноябрь

Декабрь – март

Март – май

Коли-

чество


Длитель

ность

( в мин.)

Коли-

чество


Длитель-

ность

( в мин.)

Коли-

чество


Длитель-

ность

( в мин.)

Формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи

0,5

15

0,5

15

0,5

15

Формирование звукопроизношения

0,5

15

0,5

15

0,5

15

Индивидуальная работа

1

25

1

25

1

25

Итого

2

55 мин.

2

55 мин

2

55 мин
воспитательно-образовательной работы для детей подготовительной группы

Требования к уровню речевого развития детей старшей группы
К концу учебного года дети должны уметь:


Звуковой анализ и синтез

Лексико-грамматические категории

Связная речь

Выделять гласные звуки из ряда других звуков. Различать звуки по признакам глухость-звонкость; твердость- мягкость.

Выделять первый и последний согласный звук в словах.

Делить слова на слоги. Дифференцировать звуки по участию голоса (С-З), по твердости- мягкости (Л-Ль), по месту образования (С-Ш).

Выполнять звуковой анализ и синтез прямых и обратных слогов (АС-СА), односложных слов типа «СУП».

Определять место звука в слове.

Выделять цветовыми символами разного цвета гласные и согласные звуков.



Употреблять категории множественного числа существительных. Употреблять формы Р.П.

(У Тани-сапоги). Образовывать притяжательные прилагательные. Согласовывать притяжательные местоимения мой, моя, мое с существительными мужского, женского, среднего рода. Согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже.

Образовывать относительные прилагательные. Согласовывать числительные с существительными.

Значение обобщающих слов.

Образовывать уменьшительные формы существительных. Употреблять в речи предлоги: В, НА, ПОД, К, ОТ, ИЗ, С, СО.

Образовывать падежные конструкции.

Подбирать слова с противоположным значением.

Образовывать приставочные глаголы.



Составлять предложения по демонстрации действий.

Составлять предложения по опорным словам

Составлять предложения по вопросам.

Составлять предложения по картине.

Составлять рассказ по демонстрируемым действиям.

Пересказывать рассказ с использованием фланелеграфа.

Пересказывать с опорой на серию сюжетных картин. Составлять рассказ по серии сюжетных картин.

Заучивать стихотворения.

Пересказывать рассказ по сюжетной картине. Составлять рассказа по сюжетной картине. Составлять описательный рассказ.



Требования к уровню речевого развития детей подготовительной к школе группы

К концу учебного года дети должны уметь:




Звуковой анализ и синтез

Лексико-грамматические категории

Связная речь

Выделять начальный гласный звук из состава слов: у – утка – в этом слове первый звук у;

- анализ ряда, состоящего из двух-трех гласных (аиу – здесь три звука);

- анализ и синтез обратного слова типа ГС.

- овладеть умением выделять последний (из слов типа СГС) и первый согласный из слов;

- выполнять анализ и синтез прямых слогов типа СГ;

- упражнять в составлении и чтении обратных слогов, а несколько позднее в произношении, анализе и синтезе прямых слогов;

- начинается воспитание навыков чтения прямых слогов;

- употреблять термины «звук», «слог», «слово», «предложение», «гласный звук», «согласный звук», «твердый звук», «мягкий звук».

- делить слова на слоги.

- работа над ударением




- Употреблять в речи глаголы в разных временных формах, отвечающих на вопросы: что делать? что делает? что сделал? что будет делать?;

- Практически использовать в речи существительные и глаголы в единственном и множественном числе

- Согласовывать в речи прилагательные, обозначающие цвет (оттенки), форму, размер, вкус;

- Подбирать однородные прилагательные к существительному, практическое употребление притяжательных прилагательных.

- Употреблять в речи предложения с однородными членами. Правильно их согласовывать. Составлять рассказ о любой игрушке с использованием описательных приемов в самостоятельной речи.

- Практически употреблять в речи глаголы с изменяющейся основой (иду – пошел).

- Употреблять в речи глаголы в форме будущего простого и сложного времени с частицей –ся и без нее.

- Самостоятельное использовать предлоги для обозначения совместности действия, пространственного расположения предметов. Употребление сложных предлогов из-за, из-под.

- Практическое усвоение в речи предлогов над, между, из-за, из-под, выражающих

пространственное расположение предметов.

- Практическое усвоение согласования числительных с существительными, прилагательных и числительных с существительными.

- Употреблять слова с ласкательными и увеличительными оттенками.

- Глаголы с оттенками значений (переливать, выливать, подшивать, кроить, перекраивать, выкраивать…

- Прилагательные со значениями соотнесенности с продуктами питания, материалом, растениями;

- Слова с эмоционально-оттеночным значением.

- Образовывать сравнительную степень прилагательных.

- Усвоить простые случаи переносного значения слов.

- Многозначность.

- Образовывать сложные слова, родственные

- Подбирать однородные определения.

- Подбирать однородные сказуемые;

- Усвоить слова с противоположным значением .

- Образовывать прилагательные типа: одно-, двухэтажный, многоэтажный.

- Введение в речь слов, обозначающих моральные качества людей, оценку их поступков, оттенки значений.

- Подбирать однородные определения, дополнения, сказуемые;

- Владеть умением самостоятельной постановки вопросов;

- Закрепление слов – антонимов;

- Образовывать сравнительную степень прилагательных;

- Образовывать существительные от глаголов.


-Составлять предложения по вопросам, по демонстрации действий, по картине.

- Распространять предложения однородными членами.

- Составлять рассказов по картине (в объеме 5 – 7 предложений).

- Пересказывать с изменением времени действий,

- уметь рассказывать от имени другого лица.

- Составлять рассказы-описания овощей, фруктов по заданному плану.

- Рассказывать сказки - драматизации.

- Составлять рассказы - описания животных, птиц, описание их повадок.

- Употреблять в самостоятельной речи названия профессий и действий, связанных с ними.

- Формировать самостоятельные высказывания в виде небольших рассказов о людях разных профессий.

- Употреблять в речи простые и сложных предложений со значением противопоставления (а, но), разделения (или).

- Употреблять в речи целевые, временные, причинные конструкции в соответствии с вопросами когда? почему? зачем?

- Иметь навык последовательной передачи содержания литературного текста.

- Использовать диалог, выразительную передачу в лицах интонации разных героев.

- Уметь самостоятельно придумывать события, дополнительные эпизоды при составлении рассказа по картинке.

- Понимать логику развития сюжета, эмоциональную передачу переживаний действующих лиц.

- Придумывать и составлять загадки путем использования приема сравнения.




Тематический план

(старший дошкольный возраст)

(1 год обучения)
1 непосредственно образовательная деятельность в неделю, всего 36 - в год (из них 0,5 - по звукопроизношению и 0,5 - по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи).



Месяц

Неделя



Тема компонента непосредственно образовательной деятельности

Лексическая тема

Количество теоретических /длительность (мин)

Количество практических

/длительность (мин)

Сентябрь

1 – 2

Обследование детей

3

1

Звуки речи

Речевые органы

1/25




2

Развитие слухового внимания. Практическое усвоение понятия «слово», дифференциация «звук» - «слово»

Школьная пора
Наш город


1/12

1/13


4

3

Звук У

Понятия предмет и действие.




Бродит осень по дворам. Лиственные деревья

Детский сад. Игрушки.



1/12

1/13


4

Звук ,А

Одушевленные и неодушевленные

существительные.


1/12

1/13


Октябрь

Ноябрь


Декабрь

Январь

Февраль

Март


Апрель

Май


1

5

Звук И.

Существительные с уменьшительно-ласкательным значением.



Во саду ли в огороде

(овощи-фрукты)




1/12

1/13


6

Звук П, ПЬ

Именительный падеж множественного числа существительных.



1/12

1/13


2

7

Звук Т ТЬ

III лицо единственного и множественного числа глаголов

настоящего времени.


Дикие животные наших лесов

1/12

1/13


8

Существительные с уменьшительно-ласкательным значением.

1/12

1/13


1,2

9

Звук К’К Притяжательные местоимения мой, моя.

Нехворайка. Человек. Части тела Транспорт. Профессии на транспорте

1/12

1/13


10

Звуки К _Т Глаголы прошедшего времени единственно­го числа

1/12

1/13


3, 4

11

Звук М

Винительный падеж единственного числа существительных. Понятие предложение



Домашние животные.

Домашние птицы Осенняя одежда, обувь, головные уборы Музыкальные инструменты Семья



1/12

1/13


12

Звуки _Х Родительный падеж единственного числа
существительных без предлогов и с предлогом У

1/12

1/13


13

Звук Ы

Приставочные глаголы



1/12

1/13


1,2



14

Количественные числительные два, две Звук С СЬ

Здравствуй, зимушка-зима!

Мы построим новый дом (стройка и строительные профессии)

Хвойные деревья

Зимующие птицы

Новогодний карнавал


1/12

1/13


15

Звук З ЗЬ Предлог НА

1/12

1/13


3,4

16

Звуки Н, Н’. Предлоги НА, С

1/12

1/13


17

Звук ЛЬ ЛЬ-И Предлог ПОД

1/12

1/13


1,2,3


18

Звуки Б, Б’.

Каникулы

Зимние развлечения

Ателье (одежда, обувь, головные уборы)

Комнатные растения



1/12

1/13


19

Звуки Б, Б', П, П'

1/12

1/13


20

Звуки Д Родительный па­деж множествен­ного числа суще­ствительных

1/12

1/13


1,2

21

Звук Д'. Звуки Д – ДЬ Предлог В

Посуда, предметы быта Моя Родина

1/12

1/13


22

Звуки Г, Г’. Род имен суще­ствительных

1/12

1/13


3,4

23

Звук Ш Понятие признак

День Защитников Отечества

Мебель


1/12

1/13


24

Дифференциация звуков С— Ш

Признаки пред­метов, выра­женные прила­гательными



1/12

1/13


1,2,3

25

Звук Л ЛЬ Дифференциация предлогов В и НА

Весна. Мама, бабушка

Женские профессии Рыбы Театр (сказки)



1/12

1/13


26

Звук Ж. Относительные прилагательные

1/12

1/13


27

Звук Р РЬ Предлог ЗА

1/12

1/13


4

28

Дифференциация звуков Р-Л

1/12

1/13


1,2

29

Звук Ч. Притяжательные прилагательные

Перелетные птицы Космос Профессии Продукты питания

Труд повара



1/12

1/13


31

Звук Ц.

1/12

1/13


3,4

1,2


32

Дифференциация звуков Ц — С

ПДД. Наш друг - Светофор Труд людей весной

День Победы

Цветы (комнатные растения, цветы луга, сада)

День Победы



1/12

1/13














33

Звук Щ.

1/12

1/13



34

Дифференциация звуков

Щ — С — С'



1/12

1/13


35

Звуки Ф и Ф'.

1/12

1/13








36

Звуки Ф и Ф'. Повторение материала

На пороге лета (насекомые, рыбы)







Итого 36






скачать файл


следующая страница >>
Смотрите также:
2. Учебный план воспитательно-образовательной работы для детей старшей группы
1796.71kb.
Занятие для детей старшей группы «В гостях у матрёшки»
78.65kb.
Сценарий праздника, посвященный православному празднику «Пасха» для детей старшей и второй младшей группы
63.15kb.
Учебный план бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей города Омска «Центр детского технического творчества» на 2012 2013 учебный год
265.9kb.
Спортивное развлечение для детей старшей компенсирующей группы
29.61kb.
Учебный план дополнительной образовательной программы
43.96kb.
Конспект нод по нравственному воспитанию для детей подготовительной к школе группы
73.53kb.
Учебный план краткосрочной дополнительной образовательной программы повышения квалификации «Философия в изменяющемся мире»
136.72kb.
План учебно-воспитательной работы группы продленного дня цель
149kb.
Учебный план муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детско-юношеская спортивная школа
42.43kb.
Учебный план мбоу «Нижнеякинская сош» на 2012-2013 учебный год. Обязательный минимума содержания образования; Программа по русскому языку для 5-11 классов татарской общеобразовательной школы, К., «Магариф», 2003
169.25kb.
План работы психолога мбоу сош
151.89kb.