vesnat.ru страница 1
скачать файл
Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа

с.Апалиха

Хвалынского района Саратовской области

Программа развития школы

на 2012-2017 г.

Принята на педагогическом

совете,

протокол № 1 от 30.08.2012г.


Апалиха-2012
Программа развития муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы села Апалиха Хвалынского района Саратовской области

на 2012-2017 годы

1. Паспорт программы развития школы
Настоящая программа определяет концепцию развития школы и основные направления деятельности по ее реализации.

Нормативная база для разработки программы развития школы

1. Конвенция о правах ребенка.

2. Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка».

3. Закон РФ «Об образовании».

4. Национальная доктрина образования в Российской Федерации, одобренная постановлением Правительства Российской Федерации от 04.10.2000 г.

5. Концепция модернизации российского образования .

6. Закон Саратовской области «Об образовании» от 28 апреля 2005 г. № 33-ЗСО

Цель программы

Создание условий для эффективного развития школы в ходе осуществления модернизации образования.



Основные задачи программы

1. Обеспечение адаптации школы к изменениям, инициированным процессом модернизации российского образования.

2. Определение оптимального содержания образования учащихся с учетом требований современного общества к выпускнику школы и уникальности образовательного учреждения.

3. Укрепление ресурсной базы школы с целью обеспечения ее эффективного развития.



Сроки реализации программы: с сентября 2012 года по июнь 2017 года.

Этапы реализации программы

1. Ориентировочный (2012-2013 гг.).

Выявление перспективных направлений развития школы и моделирование ее нового качественного состояния в условиях модернизации среднего образования.

2. Основной этап (2013-2016 гг.).

Переход образовательного учреждения в новое качественное состояние.

3. Обобщающий (2016-2017 гг.).

Анализ достигнутых результатов и определение перспектив дальнейшего развития школы. Фиксация созданных прецедентов образовательной практики и их закрепление в локальных нормативных актах школы.

Управление программой

Корректировка программы осуществляется педагогическим советом школы. Управление реализацией программы осуществляется директором и заместителем директора школы по учебно-воспитательной работе.



2. Информационная справка о школе
2.1. Общие сведения о школе и контингенте учащихся

МОУ СОШ с.Апалиха стала средней общеобразовательной школой с 1941 года, до этого была семилетней. Школа расположена в центре села, а село Апалиха является одним из самых удаленных в Хвалынском районе (до райцентра – 50 км).

В 2011-2012 учебном году школа прошла лицензирование и подтвердила свой статус средней общеобразовательной школы, получив лицензию на 5 лет. В 2010-2011 учебном году школа прошла аттестацию.

По состоянию на 1 сентября 2012 года в школе обучаются 69 учащихся (10 классов-комплектов), из них в начальной школе - 25 учащихся (2 класса-комплекта), в основной школе - 33 учащихся (5 классов-комплектов), в 10-11-х классах - 11 учащихся (2 класса-комплекта). По материальному положению семьи школьников распределяются следующим образом: семьи с низким уровнем доходов (уровень доходов в семье на человека ниже прожиточного минимума ) - 95%; со средним - 5%; . Большинство семей учащихся проживают в частных домах.

По группам здоровья учащиеся распределены следующим образом: I группа – 23 ученика, II группа – 31 ученика, III группа – 15 учеников. У учащихся преобладают такие виды хронических заболеваний, как нарушения зрения и осанки, заболевания желудочно-кишечного тракта и щитовидной железы.

Набор учащихся в школу осуществляется из Апалихинского муниципального округа ,в который входят села Апалиха и Дёмкино. Из детского сада в школу в последние годы поступают примерно 80% первоклассников. Основная причина переходов учащихся в другие школы - перемена места жительства.

Обучение проводится в одну смену. Режим работы школы - пятидневная учебная неделя во всех классах.

Традициями школы являются:

• открытость образовательного процесса;

• уважение к личности ученика и педагога;

• стремление педагогического коллектива оказывать поддержку всем участникам образовательного процесса;

• создание условий для развития каждого учащегося с учетом его индивидуальных образовательных возможностей;

• организация непрерывного образования учащихся;

• признание любых позитивных изменений в процессе и результатах деятельности в качестве достижений ученика;

• сохранение и передача педагогического опыта;

• ориентация на использование передовых педагогических технологий в сочетании с эффективными традиционными методами обучения;

• активное включение выпускников школы в образовательный процесс.

2.2. Организация образовательного процесса

Учебный план школы создан на основе федерального Базисного учебного плана, Саратовского регионального базисного учебного плана общеобразовательных учреждений и скорректирован с учетом специфики сельской школы.

Спецификой учебного плана школы является то, что в нем за счет регионального и школьного компонентов увеличено количество учебных часов, отводимых на изучение английского языка с 2 по 11 классы, трудового обучения в 5-11 классах.

С целью уменьшения перегрузки учащихся предметы регионального компонента учебного плана «Экология» и «Основы здорового образа жизни” интегрированы с предметами образовательных областей, входящих в федеральный компонент учебного плана. Вопросы экологии рассматриваются при изучении курсов биологии, географии, физики, химии, английского языка; темы по ОЗОЖ изучаются на уроках биологии, ОБЖ, географии, обществознания и классных часах.

Учебный год в школе разделен на четыре учебные четверти, после каждой четверти организованы каникулы. Аттестация в 10 и 11 -х классах проводится два раза в год, после каждого полугодия.

Система дополнительного образования школы используется для мотивации учащихся к познанию и творчеству, развитию их способностей в различных видах деятельности. Оно направлено на создание условий для развития личности каждого школьника посредством диверсификации образовательной среды. В школе реализуются программы дополнительного образования детей по следующим направлениям: художественно-эстетическое, культурологическое, естественно-научное, физкультурно-спортивное.


2.3. Текущее ресурсное обеспечение школы

2.4.1. Кадровые ресурсы

Школа укомплектована кадрами полностью. В настоящее время в школе работают 16 педагогов. В их числе: имеют высшее образование – 13, среднее специальное - 3.

Молодых специалистов нет.

Возрастной состав кадров:


От 30 и до 55 лет - 16 человек

Старше 55 лет - нет.



2.4.2. Материально-техническая база

Школа функционирует в одном здании постройки 1980 года, которое нуждается в ремонте. Школа располагает спортивным залом, расположенным в пристройке, спортивной площадкой, столовой на 60 мест, комбинированными мастерскими, дошкольной группой. Общее количество учебных кабинетов - 13. Имеется школьная библиотека. Школа имеет компьютерный класс, оснащенный 3 персональными компьютерами типа IBM на базе процессоров Pentium.

С 2010 по 2012 год школа значительно расширила свою материально-техническую базу. Были отремонтированы следующие помещения: коридоры 1 и 2-го этажей, спортивные раздевалки, большая часть учебных кабинетов, приобретены наглядные пособия, технические средства обучения, отремонтированы столовая, гардероб.
3. Анализ результатов образовательного процесса, основных способов их достижения, конкурентных преимуществ и проблем школы
3.1. Результаты образовательного процесса

За время своего существования школа завоевала значительный авторитет среди населения Апалихинского административного округа. Многие ее выпускники приводят в школу своих детей, образуя многочисленные школьные «династии». Кроме того, девять педагогов, включая директора, являются выпускниками школы разных лет, что может свидетельствовать о позитивном отношении учащихся к своему образовательному учреждению.

Для школы характерно достаточно высокое качество образования учащихся. Степень обученности учащихся за последние три года стабильно сохраняется на допустимом и высоком уровнях, составляя по классам от 50% до 80%. Количество учащихся, окончивших учебный год на «4» и «5» - 38%. Следует отметить, что число учащихся, окончивших учебный год на «4» и «5», стабильно сохраняется на указанном уровне.

Школа в течение последних пяти лет своего существования работает без второгодников.

В последние пять лет учащиеся школы участвуют в районных предметных олимпиадах по различным предметам и занимают призовые места: русский язык (2010), математика (2010-2012 г.), география (2011г.),

Высокий уровень подготовки учащихся обеспечивается постоянной работой педагогического коллектива по обновлению содержания образования и поиском новых форм организации образовательного процесса.

В школе используются самые передовые и современные учебные программы по учебным курсам, которые дают ей возможность на более высоком качественном уровне организовать образовательный процесс . Учителя школы принимают участие в опробировании следующих экспериментальных программ:


  • Фролова С.И. (учитель начальных классов) – в 1-ом классе по программе развивающего обучения Виноградовой Н.В. «Начальная школа ХХ1 века.

Событийный подход, положенный в основу развития системы личностных отношений участников образовательного процесса, позволил наполнить жизнь школьников яркими эмоциональными переживаниями, объединяющими в «школьное братство» учеников и учителей посредством традиций-событий, к которым следует отнести предметные недели, праздник первоклассника, День учителя, Осенний бал, праздник последнего звонка, военно-спортивная игра “Зарница», концерт к Дню победы, фестиваль сказок в начальной школе, Новогодние представления, районный конкурс «Роднички Поволжья» и др.

Школьные танцевальные коллективы “Классная компания», «Спейс», «Эдельвейс», «Талисман» неоднократно становились лауреатами и призерами ежегодного районного фестиваля «Роднички Поволжья».
3.2. Основные способы достижения результатов образовательного процесса

.

Учителя школы внедряют в практику работы технологию проектного обучения. Она расширяет возможности учащихся по самостоятельному поиску и использованию информации, придает образовательному процессу диалоговый характер. Использование проектной технологии позволило расширить диапазон результатов образования. К наиболее значимым из них следует отнести:



• повышение уверенности учащихся в собственных силах;

• развитие позитивного образа себя и других;

• более качественное усвоение знаний, мощное развитие интеллекта и творческих способностей;

• усиление у школьников мотивации на успешную учебную деятельность;

• повышение умения адекватно оценивать себя;

• развитие «командного духа» и «чувства локтя», коммуникабельности, умения сотрудничать с разными людьми;

• обеспечение механизма развития критического мышления ребенка, умения искать путь решения поставленной задачи;

• развитие исследовательских способностей;

• развитие умения мыслить абстрактно.

.

В настоящее время школа работает над проблемой «Развитие ведущих учебных умений. Воспитание образованием. Формирование положительных поведенческих навыков».


3.3. Конкурентные преимущества школы и противоречия образовательного процесса

Анализ современного состояния образовательной системы школы позволил определить ее основные конкурентные преимущества. К их числу следует отнести:

• авторитет школы в окружающем социуме;

• квалифицированный педагогический коллектив, мотивированный на работу по развитию образовательного учреждения;

• значительное количество педагогов, стремящихся к саморазвитию;

• качественную начальную подготовку, позволяющую школьникам добиваться хороших учебных показателей на второй и третьей ступенях школы;

• преимущественно высокий уровень общеучебных умений и навыков выпускников школы;

• качественное изучение школьниками родного языка и изучение английского языка как иностранного;

• возможность факультативно изучать отдельные предметы;

• использование в образовательном процессе современных образовательных технологий, позволяющих выстраивать субъект-субъектные отношения между учащимися и педагогами;

• интеграцию основного и дополнительного образования.

Вместе с тем выявлены следующие противоречия, на разрешение которых должна быть направлена программа развития школы. Это противоречия между:

• необходимостью развития мотивации достижений у школьников и оценочной деятельностью, ориентированной на фиксацию неудач;

• стандартной поточной системой образования и индивидуальным уровнем усвоения материала каждым учеником;

• ориентацией организации и содержания школьного образования на воспроизведение готовых знаний, отсутствие поисков, творческой активности и реальными жизненными ситуациями, требующими принятия самостоятельных решений, самоопределения;

• профессиональной готовностью учителя взаимодействовать со «школьной» личностью ученика и его целостностью как объективной реальностью;

• отношением к ученику как объекту педагогического воздействия и неприятием его учащимися;

• организацией методической работы в школе, направленной на рост специально-предметной компетентности, и объективной необходимостью повышения психолого-педагогической компетентности, способствующей развитию субъектности как учителя, так и ученика;

• высокой информатизацией образовательной среды и недостаточной подготовленностью педагогических кадров к работе в данных условиях.
4. Концептуальные основания программы развития
4.1. Представления о выпускнике школы социального оптимизма и качестве образовательного процесса

Выпускник школы представляется конкурентоспособным человеком, который может адаптироваться к быстро меняющимся условиям в окружающей его среде. При этом для него значимы общечеловеческие ценности, такие как доброта, гуманизм, справедливость, сострадание по отношению к ближним. Присущий выпускнику школы социальный оптимизм, базируется на универсальной школьной подготовке, хорошо развитых коммуникативных качествах и стремлении к непрерывному самосовершенствованию.

Представления о выпускнике определяют необходимость такого построения образовательного процесса, при котором учащиеся чувствуют себя уверенными в собственных силах и ориентируются на различные достижения. При этом знания, умения и навыки учеников сопоставляются как с уровнем обязательных требований, так и с уровнем их предыдущих учебных результатов.

Ориентируясь на представления о выпускнике, школе необходимо достичь такого качества образовательного процесса, при котором:

• формируется личность с развитым интеллектом и высоким уровнем культуры, адаптированная к жизни в динамичных социально-экономических условиях;

• развиваются способности и вырабатывается готовность школьников к самообразованию и саморазвитию;

• происходит обучение иностранному языку на уровне, достаточном для любой профессиональной деятельности и различных видов коммуникаций;

• эффективно сочетается изучение иностранного языка с изучением других образовательных областей и предметов без перегрузки учащихся;

• в сознании школьников происходит соединение разрозненных предметных знаний в единую картину мира;

• не допускается снижение уровня физического и психологического здоровья учащихся.



4.2. Основные положения концепции школы социального оптимизма

1. Выпускник школы, для того чтобы чувствовать себя уверенно в условиях высокой динамики социально-экономических, политических и прочих изменений, присущих современному обществу, должен обладать универсальной школьной подготовкой. Это предполагает, что он в совершенстве владеет своим родным языком и может активно использовать в своей деятельности иностранный язык. Владение языками как инструментами деятельности является одним из важнейших условий, которые позволят выпускнику школы быть успешным практически в любой сфере социально-экономической и культурной жизни общества.

Это определяет необходимость развития филологического образования в школе как системообразующего, которое позволит обеспечить:

• повышение речевой культуры учащихся при многофункциональном использовании ими родного языка как основного средства коммуникации и базы для изучения иностранного языка;

• такой уровень знаний иностранного языка (английского), который бы давал возможность выпускнику школы активно использовать его применительно к любому профилю последующего профессионального обучения; для создания дополнительных возможностей и компетентности в любой профессиональной области.
2. Методы, используемые педагогами в работе со школьниками в ходе образовательного процесса в школе социального оптимизма, должны быть ориентированы на:

• самопознание и саморазвитие учащихся;

• развитие у учеников самостоятельности и ответственности за свои успехи и неудачи;

• формирование самостоятельной оценочной деятельности учащихся;

• поощрение усилий школьников, направленных на достижение высоких результатов в различных видах деятельности;

• развитие у учащихся волевых качеств путем их включения в достаточно сложную и вместе с тем посильную работу.

Это предполагает переход от информационно-объяснительной образовательной технологии к деятельностно-развивающей, который предусматривает замену монологических методов предъявления учебной информации диалоговыми формами общения педагогов с учениками и учащихся между собой, повышение уровня самостоятельности обучающихся в своей деятельности; использование в образовательном процессе ролевых и учебно-деловых игр, метода моделирования жизненно-практических ситуаций, социально-психологических тренингов. Существенную роль в этом направлении могут сыграть интеграция основного и дополнительного образования, ученическое самоуправление и различные школьные сообщества.

Развитие у школьников установок на достижение успеха предусматривает приобретение ими в стенах школы опыта совместной деятельности по достижению различного рода образовательных целей. Этому должно способствовать расширение сферы применения проектного обучения, характерными чертами которого являются:

• вариативность, позволяющая учесть потребности, интересы, склонности, способности и возможности школьников;

• направленность на развитие творческих способностей и освоение приемов исследовательской работы учащимися;

• многообразие проектов, выполняемых на межпредметном и надпредметном уровнях.

Проектная технология способна изменить систему общения учителя и ученика, сделав ее диалогичной. В результате этого будут созданы условия для:

• обогащения жизненного опыта всех участников проектной деятельности;

• самопознания учащихся, более четкого понимания ими своих достоинств и ограничений;

• овладения школьниками опытом совместного решения проблем.

3. Школа социального оптимизма немыслима, если сами педагоги не ориентируются на достижение высоких личных, профессиональных и иных достижений. Учитель, ориентированный на достижения, является примером для учеников и доказательством состоятельности методов его работы. Поэтому задачей школы является поддержание мотивационной среды, которая способствует укреплению позитивного настроя педагогов на работу, поддержанию у них желания вносить в свою деятельность необходимые для развития образовательного учреждения изменения, совершенствовать свою психолого-педагогическую и предметную компетентность.

С этой целью необходимо поддерживать и развивать потребности учителей заниматься повышением своей профессиональной подготовки, совершенствованием своих авторских и модифицированных курсов, участвовать в управлении школой, информировать учащихся о достижениях их наставников.

4. Представления о выпускнике школы и основные положения ее концепции определяют следующие приоритетные направления развития образовательного учреждения:

• дальнейшее развитие непрерывного среднего образования как системообразующего компонента образовательной системы школы;

• внедрение и совершенствование методов обучения и воспитания, способствующих развитию и поддержанию у школьников стремления к успеху;

• профессиональное развитие учителей и педагогического коллектива.
5. Приоритетные направления реализации программы
5.1. Внедрение и совершенствование методов обучения и воспитания, способствующих развитию и поддержанию у школьников стремления к успеху

В школе планируется дальнейшее использование метода проектов для интеграции знаний различных предметных областей, разработка межпредметных проектов.

Предполагается проведение работы по широкому внедрению в образовательный процесс информационных технологий, что позволит создать новые ученические объединения и разработать новые проекты.

Инновационные процессы в области воспитания учащихся будут направлены на развитие системы самоуправления учащихся через расширение функций ученического комитета. Планируется создание общешкольных проектов по тематикам, связанным с формированием социокультурной и социальной компетенции учащихся, развитию таких значимых качеств как толерантность, креативность, дисциплина и ответственность за порученное дело.

Работу по гражданскому воспитанию учащихся предполагается решать путем создания дискуссионных клубов школьников по интересам (политика, экономика, искусство, образование). К деятельности дискуссионных клубов планируется привлекать родителей учащихся и выпускников школы.

Большое значение планируется уделить развитию школьного музея как средства формирования у школьников гордости за свое учебное заведение.



5.3. Профессиональное развитие учителей и педагогического коллектива

Условием поддержания оптимистического настроя учащихся является постоянный профессиональный рост педагогов, который создает базу для поисков и экспериментов.

В содержании методической работы школы акцент будет смещен в сторону деятельности по усилению психолого-педагогической компетентности учителя. Методы поддержки педагога будут направлены на развитие его готовности к субъект-субъектному развивающему взаимодействию. В связи с этим задачей первостепенной важности станет развитие у учителя его профессионального самосознания, а на этой основе - определение путей и средств его профессионального саморазвития.

Совершенствование профессионального роста учителей будет достигаться за счет непрерывного и систематического повышения их профессионального уровня, которое представляет собой:

• оказание практической помощи педагогам в вопросах совершенствования теоретических знаний и повышения педагогического мастерства со стороны школьной методической службы, городской и федеральной систем повышения квалификации;

• изучение, обобщение и внедрение в практику передового педагогического опыта, прежде всего связанного со способами взаимодействия с учащимися, реализацией проектных методик, овладением новым содержанием образования;

• овладение новыми формами, методами и приемами обучения и воспитания детей;

• совершенствование уроков, занятий по проектированию и других форм учебной и воспитательной деятельности;

• работе над учебниками и учебно-методическими пособиями для новых курсов.

Основными формами работы по повышению квалификации педагогических работников школы будут:

• самообразование;

• школьные и районные методические объединения учителей;

• школы передового опыта, творческие группы;

• семинары-практикумы для учителей и других педагогических работников;

• различные конкурсы профессионального мастерства;

• взаимопосещения учебных занятий;

• наставничество в различных его формах.

Кроме традиционных методических объединений и временных творческих групп в школе планируется создание профессионально-педагогических объединений, в которые будут входить учителя с близким уровнем профессионального развития и схожими профессиональными затруднениями.

Необходимым условием профессионального роста учителей должно стать овладение ими информационными технологиями на функциональном уровне.
6. Основные мероприятия по реализации программы развития
6.1. Внедрение и совершенствование методов обучения и воспитания, способствующих развитию и поддержанию у школьников стремления к успеху




п/п

Мероприятия

Сроки

Ответственные

1.

Проведение заседания педагогического совета школы и цикла семинаров для педагогов по проблеме «Методы формирования мотивации достижений школьников», создание банка идей по развитию у учащихся мотивации к успеху

2012-2014гг.

Директор,

завуч


2.

Анализ особенностей мотивационной сферы учащихся школы и выработка рекомендаций по индивидуальной работе с ними

Весь период

ЗДВР,

Классные руков.



3.

Совершенствование организации учебного процесса:

  • внедрение компьютерной программы составления расписания учебных занятий;

  • формирование содержания новых образовательных программ и модулей.

20012-2013 гг.

Завуч

руководители МО



4.

Совершенствование методов оценивания достижений учащихся школы

2012-2014

Директор, завуч

5.

Создание широкого проектного пространства с включением в него предметов как гуманитарного, так и естественно-математического циклов;

- совершенствование методики создания проектов на междисциплинарной основе, общешкольных проектов по тематике, формирующей социальную и социокультурную компетенции.



2014-2017 гг.


Завуч,


руководит.МО

6.

Широкое использование:

  • использование возможностей сети Интернет в обучении различным учебным дисциплинам;

  • переход к электронной форме ведения школьной документации;

  • создание единого информационного пространства школы;

  • установление связей со школами и другими образовательными учреждениями посредством использования электронной почты.

В течение всего периода



Учитель информатики


Директор
Директор
Директор, учитель информатики

7.

Работа дискуссионного клуба

раз в месяц

ЗДВР

8.

Организация деятельности клуба выпускников школы, участие выпускников в профориентационной работе

. раз в четв.

ЗДВР

9.

Развитие ученического самоуправления:

  • подготовка и проведение общешкольных мероприятий;

  • участие в молодежном движении;

  • проведение рейдов по школе;

  • организация субботников;

  • организация и проведение дежурства по школе.

постоянно

ЗДВР

10.

Работа родительских лекториев на всех ступенях обучения

Раз в четверть

Завуч,

ЗДВР


11.

Организация и деятельность психологической службы и помощи:

  • определение готовности детей к обучению в школе;

  • психолого-педагогическая диагностика адаптации учащихся 1-го класса к школе, 5-го и 10-го классов к новым условиям обучения;

  • индивидуальные консультации участников образовательного процесса (по их запросам);

  • семинары по проблемам педагогического общения;

  • развивающие занятия для школьников;

  • тренинги по развитию коммуникативных навыков учащихся.

Весь

период


Завуч,

ЗДВР,


Кл.руководители

12.

Работа школьного музея:

  • проведение экскурсий;

  • подготовка экспозиции о знаменитых выпускниках школы.

Весь период

Евсеев А.И.

6.2. Профессиональное развитие учителей и педагогического коллектива




п/п

Мероприятия

Сроки

Ответственные

1.

Диагностика потребностей педагогических кадров в повышении своей квалификации, оценка профессиональных затруднений учителей

Ежегодно

Директор, завуч, руководители МО

2.

Повышение квалификации и переподготовка кадров на базе СарИППКРО и методической службы района

Ежегодно

Директор, завуч

3.

Работа педагогов над темами самообразования

Ежегодно

Руковод.МО

4.

Участие в работе школьных и районных методических объединений учителей

Ежегодно

Завуч

5.

Проведение обучения учителей основам компьютерной грамотности

Весь период

Учитель информатики

6.

Создание проблемных творческих групп учителей

2013 гг.

Завуч

7.

Обмен опытом через систему взаимопосещений уроков и внеурочных мероприятий

По плану работы

Звуч, руководители МО

8.

Участие в районных семинарах, мастер-классах

Ежегодно

Директор, завуч

9.

Участие в районном конкурсе «Учитель года»

Ежегодно

Директор, завуч

10.

Проведение тренингов, направленных на усиление коммуникативных возможностей педагогов

2008-2010 гг.

Администрация

Перечисленные мероприятия подлежат корректировке в зависимости от результатов, получаемых в ходе реализации программы развития школы.

скачать файл



Смотрите также:
Паспорт программы развития школы
2045.38kb.
1. Паспорт программы развития школы Настоящая программа определяет концепцию развития школы и основные направления деятельности по ее реализации
267.56kb.
Программа развития гоу сош
542.14kb.
Программа развития мкоу нижне Нарыкарской средней общеобразовательной школы. Нижние Нарыкары 2012
497.06kb.
Программа стратегического развития
382.66kb.
Пояснительная записка к Отчету о реализации Программы развития деятельности студенческих объединений
154.59kb.
Программа развития муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы
546.22kb.
Текст публичного доклада. 2012-2013 уч год
83.25kb.
Пояснительная записка Настоящая программа по русскому языку для 7 класса создана на основе
121.07kb.
Пояснительная записка с. Учебно-тематический план 1 года обучения
837.27kb.
Программа факультативного курса «Представления о мире в Древней Руси» для направления 030600. 62 «История» подготовки бакалавра
261.37kb.
Паспорт программы «Социально-экономического развития муниципального поселения «Андрейшурское»
642.08kb.